Беседа о дружбе и друзьях цель. Конспект НОД «Беседа о дружбе и друзьях

«Беседа о дружбе и друзьях»

Цель: обогащение социального опыта ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Задачи:

    формировать понятия «друг», «дружба»;

    учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;

    развивать коммуникативные навыки;

    воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Вы передаете друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент. А последний, получая клубок, сматывает его и произносит слова, сказанные ему.

Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое дружба? Как вы выбираете друзей? Кто ваши друзья?

Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете? (проводится предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок)

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друг познается в беде.

Один за всех и все за одного.

Один в поле не воин.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.

Воспитатель: Сколько у человека может быть настоящих друзей? Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1- 2 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей не так много. НО у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

(Детям предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг – это тот, кто…») Совместное обсуждение результатов.

Воспитатель:

1.Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

2.А если бы этого человека попросили бы сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем бы он сказал бы?

3.Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

4Что может мешать дружбе?

Дружба – это единство в чувствах, отношение к окружающему, оценках людей поступков.

Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?

Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей «не пара», хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юноша, по просьбе отца Лиды перестал с ней дружить, сначала звонил, писал записки. Вскоре и это кончилось. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, а в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем новом друге родителям.
Воспитатель:
Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом). Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?
ответ: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям, верным. Может быть отец Лиды хотел испытать их дружбу. Иногда девушки называют другом тех, с кем ходят в кино, проводят свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями. Воспитатель: значит, есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

ответ : помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению к другому.

Воспитатель: Умницы, тогда вот вам следующие задание, но его можно выполнить только сообща. В конверте карточки со словами, разрезанные пополам. Ваша задача – найти половинки, сложить их вместе и составить пословицу. (детям раздаются конверты с пословицами)

Воспитатель: Дети, что вы больше всего с друзьями любите делать? Конечно, играть. Сейчас и мы с вами поиграем. Это задание вы также должны выполнять только вместе.

В игре участвуют мама-утка (любая), маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берет на себя воспитатель, психолог). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. Воспитателю в этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность.

Воспитатель: Молодцы, вы так дружно помогали друг другу. А знаете ли вы рассказы о друзьях? Назовите их. (обсуждение рассказов, мультфильмов; предварительная работа: чтение рассказов о дружбе «Три товарища», «Друзья познаются в беде», просмотр мультфильмов «Бременские музыканты», «Леопольд и его друзья»).

Игра «Волшебные заросли»

Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» - остальные детьми.

«Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребёнка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят.

По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» распустились и почему? В каком случае не пропустили ребёнка в круг?»

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что за это занятие мы с вами крепко подружились. Как вы думаете? (ответы детей) . Давайте-ка проверим, верно ли это?

Игра «Гусеница»

Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мяч зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему. Так, мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту.

(Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе)

Воспитатель: Отлично, у нас получилось! А теперь положите мячи на место и сделайте один большой круг. Давайте споем песню о дружбе и друзьях. (предварительная работа: заучивание песни «Дружба крепкая…»)

Воспитатель: Ребята, береги своих друзей, и вам будет радостней жить на свете! Занятие окончено. Спасибо!

Беседа о дружбе и взаимопомощи
Друзей познаешь лишь тогда
Когда к тебе придет беда.
Н. Хосраев.

Цели: способствовать воспитанию коллективизма,
взаимовыручки,
формированию нравственных качеств: умения дружить,
беречь
дружбу.
Оборудование и материалы: мультимедиа проектор,
пословицы, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия.
1.Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о том как
она помогает людям.
- Дружба - какое чудесное слово. Произнесите это слово. Что
вы представляете?
Дети отвечают.
Что значит дружить?
2. С каким человеком ты бы не хотел дружить?
3. Как вы думаете, ребята, что такое ДРУЖБА?
Что нужно делать для того, чтобы было много друзей?
Какой бы ты совершил хороший поступок для своего друга?
^ Ответ детей.
- Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они
интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и
помогают тебе.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой
жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
- Давайте улыбнемся, пусть у нас будет хорошее настроение!
Встанем в хоровод и споём песню «Улыбка».
- А какие качества вы хотели бы видеть в своем друге (на
доске: верность, отзывчивость, честность, внимание,
откровенность)?
- А какие бы не хотели (равнодушие, эгоизм, хвастовство,
жадность, лень, зависть)? А теперь послушайте
стихотворение и скажите, можно этого героя назвать
настоящим другом и почему?
^ Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Дружище, послушай слова мудреца:
-Не будет поддержки от друга-льстеца.
От первой беды рассыплется в прах
Та дружба, которая только в словах.
Но друг задушевный навеки с тобой.
С тобою он связан одною судьбой.
В ладони твоей неизменна крепка
Надёжного, верного друга рука.

Ребята, посмотрите какая интересная у меня шкатулка.
Хотите посмотреть, что там внутри? Воспитатель открывает
шкатулку, там лежат маленькие зеркальца. – Что это? Для
чего нужны зеркала? (Ответы детей) Вы совершенно правы.
Зеркало помогает нам поддерживать опрятный вид,
показывает нам неполадки в причёске, подсказывает нам,
когда нужно умыться. А ещё в зеркале отражается наше
настроение. Я хочу предложить вам поиграть в одну игру.
Хотите? Тогда положите зеркальца в шкатулку. (Дети
убирают зеркала в шкатулку). Теперь вы – зеркало. Я буду
показывать вам картинки, а вы должны будете показать
настроение, которое отображено на этих картинках.
Воспитатель показывает карточки с различными
настроениями. Дети изображают его мимически. – Какое это
настроение? А отчего тебе может быть весело? (Страшно)
Что может тебя удивить? Отчего тебе бывает грустно?
Молодцы! Вы правильно отобразили все настроения. А у меня
сегодня грустное настроение, потому что я узнала, что две
подружки поссорились друг с другом. Хотите узнать, почему
они поссорились? Тогда присаживайтесь на стульчики. Дети
садятся на стульчики.
А. Кузнецова “Подружки”.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень грустно друг без друга,
Помириться нужно нам.
Я её не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: “Не отдам!”.
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше с
подружками. (Ответы детей). Хотите узнать, что было
дальше? Воспитатель читает дальше стихотворение.

Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: “Играть давай!”.
Мы можем похвалить девочку? За что мы можем её
похвалить? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-
дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы
помириться с подругой.)- Как вы думаете, почему девочка
захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда
поссоришься – особенно. А главное, она чувствовала себя
виноватой в ссоре)
2.Игра «Собери пословицы».
«Пословицы о дружбе»
Давайте поиграем и посмотрим какие вы дружные. Игра
называется «Собери пословицы». На листочках написаны
половинки пословиц, вам надо их соединить. Один читает
начало, а другой-конец.
Дети составляют пословицы.
Нет друга – ищи………….(а нашёл береги)
Не имей сто рублей, ……..(а имей сто рублей)
Один за всех и ……………(все за одного)
Человек без друзей, ……...(что дерево без корней)
Дружба – как стекло:……..(разобьёшь - не сложишь)
Старый друг лучше……….(новых двух)
Друг познаётся……………(в беде)
-О чём эти пословицы?
- А какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
3.Беседа о друзьях.
- Расскажите о своих друзьях. Какими качествами характера
обладают ваши друзья? (Дети рассказывают).
- Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать
законы дружбы.
Законы дружбы (на экране)

Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга
.Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай друга.
Не предавай друга.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
- Если вы будете соблюдать эти правила, то станете
настоящими друзьями. А это прекрасно!
Если есть друзья на свете -
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.
Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые
делают добро людям, заботятся о других, помогают другим
людям, не ждут, когда их об этом попросят, а помогают
сами”
Притча
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный
мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада
каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с
кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.
В последующие недели научился контролировать количество
забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.
Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного
гвоздя в ворота сада.
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.

Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот
каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу,
что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам:
«Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок
осталось на воротах!»
Никогда они уже не будут такими как раньше.
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные
вещи,
ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.
Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его,
Но всегда останется рана.
И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана
останется.
Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и
физическая.
Друзья – это редкое богатство!
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.
4.Итог мероприятия.
«Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Что для жизни нужно?
Солнце!
Что для дружбы нужно?
Сердце!
Что для сердца нужно?
Счастье!

7.
8.
Что для счастья нужно?
Мир!
- Какое у вас настроение?
- Давайте закончим нашу беседу песней «Когда мои
друзья со мной».

Расширять представления учащихся о понятии дружба. Способствовать формированию положительных взаимоотношений в коллективе.

Развивать чувство самосознания, рефлексии, аналитического мышления, умении анализировать, рассуждать, делать выводы.

Воспитывать у учащихся желание иметь друга, положительные черты личности: доброжелательность, взаимопомощь, справедливость, желание делать друг другу приятное, бескорыстность, терпимость, справедливость.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих.

Видишь шторм ледяной у них

От тепла твоих верных рук.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведёт в прекрасную даль.

Оглянитесь вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вокруг вас окружают друзья?

В жизни мы всегда выбираем, по какому пути идти, как поступить, и наш выбор характеризует нас самих. Представьте, что вы идёте по дороге и на пути лежит камень, на котором написано: « Налево пойдёшь, дружбу найдёшь. Направо пойдёшь друга потеряешь.» Что и почему выберешь ты? (рассуждения ребят).

Что же такое дружба? (ответы)

В словаре по этике сказано так «Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов взаимной привязанности..» Обратите внимание «общность интересов». Это серьёзно. Это не когда «есть пирожок - есть и дружок». Дружба предполагает не только общность интересов, но и взаимную привязанность:

Нет в мире радости сильней,

Чем лицезренье близких друзей,

Нет на земле мучительнее муки,

Чем быть с друзьями славными в разлуке!

Дружба возникает, если у людей есть общее дело. И у вас уже наверное есть друзья, а если нет, то всегда есть возможность найти их. Но для этого надо чтобы поле было распаханным. Что это значит? (быть воспитанным, добрым и т д) Если посеять эти семена, то они прорастут, главное, чтобы не было сорняков. Что вы понимаете под словом сорняки? (Ответы детей)

Давайте обсудим такие вопросы:

1. Нужна ли дружба вообще?

2.Когда мы можем дружбу назвать настоящей? (она бескорыстна, держится на на общности интересов, привязанности).

3. Почему люди ценят дружбу? Почему её ищут, дорожат? (Ответы учащихся).

Говорят же «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

«Нет друга – ищи, а нашёл – береги»! Почему?

Истинный друг –это твой советчик, товарищ, помощник. Он никогда не подведёт тебя в трудную минуту и не продаст. Друг первым придёт к тебе на помощь. Ему ты смело можешь открыть свою душу –он тебя поймёт. Твоё горе –его горе, твоя радость –его радость.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде:

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь –он спать не может!

И во всём без дальних слов

Он помочь тебе готов.

В.Шекспир.

5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

Иметь друга большое счастье. Но ты тоже должен проявлять интерес к проблемам друга, и ты как друг имеешь перед ним свои обязанности, и ты должен не оставлять друга в беде, и ты должен выручать его и помогать в горе, делитьс ним его радость..а то ведь и так бывает:

Как странно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье все готовы –

Никто не хочет грусть делить..

М.Ю. Лермонтов.

6. Так чем же сильна дружба? (верностью, взаимной преданностью). Давайте вспомним эпизод из жизни А.С Пушкина, когда его отправили в глухую деревню за вольнодумство. Нет связи с друзьями. Зима. Снег завалил домик няни. Кругом сугробы. Утро. Вдруг - колокольчик! Кто же осмелился к нему приехать? Пушкин бросился к окну – из саней выбирался его лицейский друг Иван Пущин. Пушкин как был в халате, тапочках, бросился во двор! Его схватил в охапку Иван и понёс на крыльцо «Простудишься, поэт!». Эту неожиданную радость поэт запечатлел в своём стихотворении «И.И.Пущину».

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

6. Что несовместимо с понятием дружба?

Педагог обобщает сказанное и обращает внимание ребят на то, чтобы приобрести друзей, надо пополнять знания, расширять кругозор, соблюдать нравственные нормы и правила поведения.

Ребята, кто прямо сейчас вспомнит что-то доброе друг о друге и поблагодарит, это и будет тот добрый росточек, которые вы будете взращивать в своём коллективе.

Игра «Ручеёк». Учащиеся берут за руки друг друга, образуя ручеёк. По очереди они выбирают себе пару, затем поворачиваются и глядя друг другу в глаза говорят приятные слова.

Педагог предлагает назвать положительные качества дружбы. Затем вывешивает плакат с солнцем, на лучах которого они написаны. Пусть под лучами этого яркого солнышка появляются и растут ростки нашей дружбы и любви, мы будем оберегать их.

Очень многие люди умеют замечать в окружающих только положительные качества, а другие только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:

«Вот человек, что скажешь ты о нём?».

Ответил друг. Плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?

Спросил я у товарища другого

«Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нём плохого?».

Попробуйте проанализировать ситуацию, которую я вам сейчас расскажу:

1). Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Алёши в руках- упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось. Алёша стал смеяться в полный голос. А я –собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы поступили вы на моём месте и на месте Алеши?.

2). В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне позвонил Олег и попросил помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представьте, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег мой друг! И вместо телевизора я просидел целый вечер за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Олега?

Разные ситуации, разные решения, но всегда остаётся самым важным то, какое решение вы принимаете, что считать наиболее значимым для ваших друзей.

Ребята. Могут ли друзья спорить, могут ли их мнения не совпадать?

Правильно, могут. Но настоящая дружба от этого не пострадает. Великий философ Аристотель сказал крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Как вы её понимаете применительно к себе?

Нужно терпимо относиться к проблемам друга и надо вместе попытаться исправить ошибку. Вот что советует поэт Рамсул Гамзатов:

(стихотворение читает учащийся)

Знай мой друг и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши:

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай..

Я иных придерживался правил,

В слабостях усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло!..

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши:

Гнев на друга может быть мгновенным-

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Всякая ли дружба нужна? Как говорят в пословице: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Как вы её понимаете?

Дружба с хулиганом, жуликом, лентяем, расхлябанным в словах и делах поможет обрести качества друга. Поэтому в выборе друзей надо проявлять осмотрительность. Есть очень знаменитая испанская поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Само собой ведь напрашивается вывод, что человек, который заводит дружбу с мошенником или дураком, собирается совершить что –то нехорошее или хочет что –то скрыть. Старайтесь избегать дружбы с ворами, мошенниками, плутами. Но не следует из них делать врагов. Просто соблюдайте нейтралитет. Потому что враждовать с людьми, особенно кто склонен к насилию не безопасно.

Подумайте. какие друзья опасны и почему?

Как следует относится к ним?

Как вы понимаете афоризмы:

С добрыми дружись, а лукавых берегись.

Нечего с теми дружится, кто любит судиться.

Подумайте, для каких ещё случаев применимы слово «друг», «дружить». Ведь говорят же «Зелёный друг», «друг искусства», дружить с книгой» и т.д., то есть можно дружить не только с кем – либо, но и с чем-либо, оказывать поддержку, защищать, любить.

Что же такое дружба? (ответы детей).

Слова Даля: - Дружба: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.

Тест «Настоящий ли ты друг?».

(Учащиеся выбирают вариант ответа на каждый вопрос, записав его на листочке. После чтения теста, педагог вывешивает плакат, где указаны баллы за каждый вариант ответа.)

1)Какие из перечисленных качеств вы цените больше всего в друге?

а- надёжность- (не подведёт);

б- солидарность;

в- чуткость (всегда знает о вашем настроении прежде чем вы о нём скажете);

г- верность (всегда с вами, чтобы вы ни сделали);

д- совместимость (вам хорошо в его компании).

2) Если друг пришёл к вам поздно вечером весь в слезах, что вы сделаете?

а- угостите чаем и успокоите;

б- не откроете дверь, как будто вас нет дома;

в- сделаете вид, что вам надо уходить;

г- пригласите его войти, но скажете, что вам надо рано утром вставать;

д- извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра;

3) Вы выслушиваете длинную историю бед вашего друга. А в это время появляется другой, кот тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?

А- предложите 3-му другу присоединиться к беседе;

Б- скажете 1-му другу, что вас ждут в ином месте;

В- скажете 2-му другу, что заняты проблемами 1 друга;

Г- оставите их вдвоём, чтобы они поддерживали друг друга;

Д-начнёте отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся;

4) Сколько было у вас друзей?

А- ни одного;

Д- четверо и более.

5) Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?

Б- почти все;

Д- не все;

Г-немногие

Д- двое или никто.

6) Друг хочет попросить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

А- согласитесь без всяких сомнений;

Б- согласитесь не охотно;

В- согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;

Г- скажете, что сами хотели его надеть;

Д-признаетесь, что хотели бы его надеть первым, но предложите что-то взамен.

7) Если друг попросит вас солгать ради него другому, вы:

А- наотрез откажетесь;

Б- откажетесь, пока не узнаете всех обстоятельств;

В- откажетесь, и сообщите 2-му другу о просьбе первого;

Г- предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;

Д- согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими в первый и последний раз.

8)Какое из следующих животных вам наиболее симпатично;

А- панда, б- кошка, в- собака, г- обезьяна, д- слон

9) Ваши друзья:

А- люди примерно одного типа, но отличаются от вас;

Б- все похожи друг на друга;

В- разные и по разному к вам относятся;

10) считаете ли вы своих одноклассников:

А- настоящими друзьями;

Б- друзьями на время, пока вы учитесь;

В- может быть друзьями, а может быть нет, в зависимости от конкретной личности;

Г- редко заводите дружбу с однокурсниками;

Д-вы никогда не заводите дружбу с ними.

11) Какое качество, на ваш взгляд является главным для того, чтобы быть настоящим другом:

А- внимательность (Выслушивать жалобы о ваших бедах)

Б- избавлять от одиночества;

В- доставлять удовольствие от общения;

Г- всегда быть на вашей стороне;

Д- оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз когда вы в этом нуждаетесь

12) Что вы считаете наиболее значимым в дружбе?

А- оказывать помощь в любой ситуации, какой бы она ни была;

Б- давать совет, когда вы считаете, что в нём есть потребность;

В- давать совет, когда об этом просят;

Г- никогда не давать советов;

Д- всегда быть готовым выслушать друга.

это время другой. линную историю бед вашего друга. ообещаете встретиться завтра

ом смысле-бескорыстная, стойкая приязнь, основ

От 0-100. - Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом -вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берёт всё и ничего не даёт. Если они намереваются вас о чём либо попросить, вы отказываетесь, либо заводите новую дружбу.

От 100 до 125. - Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если подводите друзей, то как правило это происходит потому, что вы не разделяете их точки зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130-185. - Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

Цель : учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; учить правильно называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Подготовка: разучить пословицы и поговорки о дружбе, прочитать рассказ «Два товарища» Л. Толстого.

Ведущий: Кого можно назвать настоящим товарищем? Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Ответы детей.)

Сам погибай, а товарища выручай.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Старый друг лучше новых двух.

Желаешь мешка — не завести дружка.

— Расскажите о дружбе со своим товарищем, и какую пословицу можно привести, говоря об этой дружбе.

— Давайте я почитаю вам текст «О друзьях», а вы послушаете.

О друзьях

Мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями.

А друзей — как мы уже знаем — нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Поэтому вежливый мальчик обязательно уступит в трамвае или автобусе свое место женщине или даже девочке.

Поэтому он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки. Вежливый мальчик обязательно поможет пришедшей к нему в гости- девочке снять пальто, подаст тапочки маме и бабушке, поможет им по дому. И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек!

Для того чтобы у тебя было всегда много друзей, несколько советов:

— Никогда не груби своим товарищам.

— Не называй обидными словами.

— Не давай им прозвищ.

— Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.

— Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

— Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

— Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

— Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя, когда просит твой друг или когда ты сам пообещал.

Однажды произошла такая история.

Вадик забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать завод. Для Толи почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Вадику:

— Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала. Ведь у тебя много.

— Да я дал бы, но, видишь, огромный завод строю!

— А ты, Вадик, не строй большой завод, тогда и мне конструктора хватит.

— Ишь, ты, какой хитрый, — отвечает Вадик. — Отдам, а если мне не хватит? Знаешь, сделаем так: ты, Толя, подожди, пока я построю, а что останется — отдам тебе.

Вопросы для обсуждения:

— Как поделил Вадик строительный материал? Правильно ли он поступил, взяв себе больше, а Толе отдав меньше? Почему вы так считаете?

— Как решил Толя выйти из положения? Что он предложил Вадику?

— «Ишь, ты, какой хитрый!» — сказал Вадик товарищу. Прав ли он, сказав так Толе? Кто же хитрил: Вадик или Толя? Почему вы так думаете?

— Справедливое ли предложение Вадика «подожди, пока я построю, а что останется — отдам тебе»? Почему вы так считаете? По-товарищески ли поступил Вадик по отношению к Толе?

— А как бы вы поступили на месте Вадика? Как поделить строительный материал по справедливости? А может быть и не стоило делить конструктор, а поступить иначе? Как?

Вам, возможно, кажется, что еще рано поднимать такие серьезные темы с маленькими детьми. Но лучше будет рано, чем потом поздно. Ведь именно в таком возрасте у ребенка закладываются основное понятия для восприятия мира. Он начинает понимать, что такое любовь, дружба, прощение.

Перед воспитателем стоит сложная задача - вложить полезный материал в голову малыша. Ведь необходимо объяснить ему так доходчиво, чтобы даже маленький ребенок четырех или пяти лет понял, что от него ожидают. Темы бесед с детьми могут быть самыми разнообразными, но для начала важно остановиться на той, что для них сейчас является актуальной.

Что подразумевает под собой беседа с детьми о дружбе и друзьях?

Конечно, разговор о дружбе не затеешь в младшей группе, где учатся детишки от двух с половиной до трех лет. В таком возрасте они до конца не поймут изложенный материал. Хотя иногда воспитатели диву даются, насколько маленькие детки понимают, что плохо, а что хорошо.

А в средней группе и возраст подходящий, и дети уже привыкли к походу в садик, так что для них другие - не враги, а союзники. Цель беседы с детьми - научить ихясно выражать свои мысли иизложить понятие нравственности. А дружба - это отличная тема для такого полезного и обучающего времяпрепровождения.

Беседы с детьми в средней группе могут быть как общими, так и индивидуальными в зависимости от потребностей малыша. Некоторые детки все-таки стесняются выражать свои мысли перед всеми, особенно если в семье их к этому не побуждают.

что такое дружба?

Такое сложное понятие как дружба в двух словах не объяснишь. Необходимо приложить не только усилия, но и набраться терпения. Научно доказано, что дети лучше воспринимают материал в форме игры. Почему бы не попросить малышей усесться в круг и внимательно слушать воспитателя, чтобы не пропустить правила новой игры?

Беседа с детьми о дружбе и друзьях должна начаться с вопроса. Например, кто из вас имеет лучшего друга? Необходимо дать возможность ответить всем. Хотя поначалу будет сложно поддерживать порядок, и внимание малышей будет постоянно рассеиваться, но попытаться стоит. А если пообещать вознаграждение, то детвора и вовсе перестанет шкодничать.

Далее, хорошо бы доходчиво объяснить, что означает дружить. На детском уровне это будет, что-то вроде "дружить - значит, не обижать, делиться своими игрушками и помогать”. Можно, что это еще и общение, не забывать здороваться и интересоваться делами друга и т. д.

В свою очередь друг - это тот, кто всегда рядом и поможет в трудную минуту. Например, одеться или обуться, научит завязывать шнурки и шарфик. Тот, кто всегда поделится обедом.

Это, конечно, искусство - донести до ребенка важные мысли, но простым языком. Но что не сделают воспитатели ради своих воспитанников? Ведь цель детского сада - это не просто развлечь ребенка, а научить.

Стоит ли побуждать ребенка найти себе друга?

Если кто-то еще не нашел себе друга, стоит побудить сделать это немедленно. Так как вначале следовал вопрос, то легко можно вычислить, кто из детей очень застенчив и кому необходима помощь воспитателя. В таких случаях нужна индивидуальная беседа с ребенком.

Так как детишки большую часть своего времени проводят в детском саду, то от воспитателя ожидается большой вклад в восприятие мира малышом. Хотя родители тоже принимают непосредственное отношение в воспитании ребенка, но садик учит большему.

Научить уважению просто?

Важно подчеркнуть, что хотя друзей может быть немного, но к остальным деткам необходимо также относиться с уважением. Если они видят, что кому-то не с кем играть, необходимо подойти и взять его в игру.

Темы бесед с детьми

Тем для детских разговоров больше чем достаточно, но к этому вопросу необходимо подойти мудро. Не стоит планировать серьезное обучение каждый день. Вполне достаточно раз в неделю проводить такую беседу. А в остальные дни напоминать о поднятой проблеме.

Беседа с детьми о дружбе и друзьях очень позитивно влияет на их жизнь. Уже с детского сада ребенок учится теплым отношениям. И кто знает, возможно, это дружба продлится на всю жизнь! Воспитатель играет же в этом огромную роль.

Какова роль родителей в воспитании малыша?

Для родителей важно уяснить, что за воспитание ребенка ответственны только они. Конечно, в садике дети получают обучение, но это ничто, если родители не будут вкладывать моральные ценности своим детям дома. Воспитатель - это не враг, который настраивает против вас ребенка, а союзник. Ему также небезразлично будущее вашего малыша.

Такие поучения, например, как беседа с детьми о дружбе и друзьях приносят пользу и упрощают задачу маме и папе. Родителям стоит интересоваться жизнью ребенка. Чтобы это делать, необходимо каждый раз спрашивать, как ребенок провел свой день. Так вы поможете малышу не быть замкнутой личностью, а научите излагать свои мысли.

Помните, ребенок - это нежное растение, которому необходимо свет и вода. Для детей ими являются любовь и внимание, тот необходимый витамин, который поможет вырасти им добрыми и умными. Родителям важно же подпитывать почву, чтобы последующая информация в виде обучения хорошо воспринималась. Если с добротой и пониманием отнести к ребенку, он всегда будет открыт перед вами как настольная книга.