История карнавальных костюмов с древних времен и до наших дней. История карнавального костюма

В детстве мы все хотя бы раз танцевали возле Новогодней Ёлки в костюме Снежники, Белочки или Зайчика. Задумывались ли мы о том, что маскарадный костюм и вообще - культура проведения маскарада имеет давнюю историю? Более того - любое костюмированное мероприятие, будь то школьный «Огонёк» или роскошный бразильский карнавал имеет свою особую психологию - человек под маской или в некоем фантастическом одеянии ведёт себя совершенно иначе, нежели в реальной жизни.

Первыми маскарадами принято считать римские Сатурналии - ежегодные празднества в честь бога Сатурна, которые сопровождались массовыми гуляньями. Именно в Древнем Риме появились и специальные маски. Дело в том, что во время Сатурналий даже рабам дозволялось веселиться вместе с хозяевами, и, чтобы не омрачать радости сословными предрассудками, все участники праздника закрывали свои лица масками.

В Средние Века, несмотря на суровость церковных установок, маскарады были не так уж редки. Основными атрибутами были костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Именно в эпоху Средневековья сложилась особая психология маскарада - король переодевался в нищего, белошвейка - в принцессу, скромница - в райскую птицу. Впоследствии психологи напишут не одну сотню статей про карнавальный «мир-перевёртыш», где нет никаких преград и всё то, что невозможно в реальной жизни, допустимо мире масок. Во время карнавала ничего не казалось безрассудным. Благородная дама в маске могла на один час сделаться любовницей простого солдата и после этого не чувствовать себя опозоренной или униженной. Иначе говоря, под маской - это уже «не я», а кто-то другой.

Маска делает человека неузнаваемым, она связана с радостью перевоплощений и возможностью примерить на себя любую роль.

Самым знаменитым, как и в наши дни, считался карнавал в Венеции. Основой венецианского карнавального костюма была (и остаётся) баута - традиционная маска белого цвета, прикрывающая в основном верхнюю часть лица, иногда с длинным носом или резким треугольным профилем.

Другим общеизвестным атрибутом является длинный плащ с рукавами и капюшоном - домино. Чаще всего домино были чёрного цвета.

В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить в повседневной жизни. Это вызывало нарекания, как властей города, так и церкви, но никакие запреты не действовали, пока нарушителей не принялись наказывать в уголовном порядке...

Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Однако во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь. Городские власти смекнули, что возрождение карнавальных традиций может привлечь в Венецию толпы туристов со всего мира.

Помимо массовых, публичных карнавалов, в Средневековой и Ренессансной Европе существовали и мероприятия для избранных. Пышностью придворных маскарадов отличалась тюдоровская Англия. Вторая жена Генриха VIII - Анна Болейн устраивала костюмированные празднества, на которых воссоздавались картины из античной мифологии. Юные девушки изображали амазонок и нимф, юноши - сатиров, а сама королева - непременно Афродиту, богиню любви. Разумеется, маскарадные костюмы было далеки от древнегреческих реалий - наряд Пенелопы или Психеи по фасону мало, чем отличался от придворного туалета XVI века, разве что был несколько фантастичнее.

Дочь Генриха и Анны - Елизавета I тоже любила устраивать маскарадные празднества. Королева-Девственница любила выходить к гостям в костюме Артемиды - стройной, девственной богини охоты. Сверкая многочисленными драгоценностями, затянутая в железный корсет, Елизавета изображала античную богиню. С «оригиналом» её роднил только лук - орудие богини да сияющий месяц в волосах.

При дворе Людовика XIV маскарады отличались особой пышностью - сам король любил появляться в костюме Аполлона или Юпитера. Это были стилизованные под античность, тяжеловесные парчовые наряды, с непременной короной.

Его правнук, Людовик XV, не признавал дворцовых празднеств - его неизменно влекли публичные маскарады, которые устраивались в Ратуше или на площадях Парижа. Он любил прикинуться небогатым буржуа и весь вечер ухлёстывать за какой-нибудь гризеткой в наряде царицы Зенобии... Кстати, некая хитроумная красавица в 1745 году устроила «охоту» на короля именно во время одного из публичных маскарадов. Одевшись в костюм богини Дианы (розовый шёлк, усеянный розами!), дама так заинтриговала Людовика, что сумела надолго привязать его к себе. Вы все хорошо её знаете - то была мадам де Помпадур.

Кстати, именно в XVIII веке популярными становятся костюмы, почерпнутые из итальянской комедии дель арте и французского народного театра. Карнавал Галантного Века - это бесчисленные Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекины.

Очень популярными были костюмы пастушков и пастушек - героев так называемых пасторальных романов, типа «Дафнис и Хлоя». Разумеется, новоявленные пейзане порхали в кружевах и напудренных париках, а их головы украшали венки из шёлковых розочек.

История русских маскарадов и, соответственно, маскарадных костюмов, начинается с петровской эпохи. Как-то раз Пётр решил устроить беспрецедентное карнавальное шествие - он вырядил своих придворных и их жён в старинное русское платье и заставил, кривляясь и распевая непристойные песни, прошествовать по Петербургу. Так Пётр «отучал» подданных от боярских одежд и кокошников.

Постепенно маскарадная культура прижилась на русской почве и уже при дворе Анны Иоанновны на костюмированных балах порхали наяды и дриады в полумасках.

Но самыми странными, не имевшими аналогов ни в России, ни даже в пресыщенной Европе, были так называемые маскарады «с переодеванием», которые при дворе Елизаветы Петровны, проводились каждый вторник. Назывались такие балы «Метаморфозами». На этих мероприятиях мужчины должны были танцевать в женских нарядах с фижмами, а дамы, соответственно, в мужских костюмах, как известно, открывавших ноги до колена и немилосердно обрисовывавших бёдра.

Эти маскарады, судя по всему, веселили только саму Елизавету, имевшую при внушительной фигуре весьма стройные ноги и любившую их демонстрировать.

Кроме того, императрице нравилось наблюдать, как дамы стесняются своих открытых ног, а мужчины - путаются в юбках и падают прямо на своих партнёрш по танцам. Вот как об этом пишет беспристрастная Екатерина II: «Мне случилось раз на одном из таких балов упасть очень забавно, Сиверс, тогда камер-юнкер, был довольно большого роста, и надел фижмы, которые дала ему императрица; он танцевал со мною полонез, а сзади нас танцевала графиня Гендрикова: она была опрокинута фижмами Сиверса, когда тот на повороте подавал мне руку; падая, она так меня толкнула, что я упала прямо под фижмы Сиверса...»

Но «золотым веком» маскарадов можно назвать конец XIX века. Костюмированные балы устраивали художники и гимназисты, жёны фабрикантов и владельцы «Фоли-Бержер». И, разумеется, все модные журналы публиковали описания самых фантастических нарядов, причём на любой вкус и на любой доход.

Дамы примеряют на себя костюмы русалок, фей, бабочек. В России был популярен образ русской боярыни или царевны. Этот выбор не случаен. В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал, на котором все приглашенные, а также Николай II и Александра Федоровна были одеты в русские костюмы XVII века. Эти дорогостоящие, помпезные мероприятия были призваны демонстрировать преемственность поколений и приверженность национальным традициям.

И, конечно, мир детства немыслим без детских балов, маскарадов и Рождественской Ёлки! На карнавал девочки одевались феями, принцессами, цыганочками. Был популярен костюм Красной Шапочки. Мальчики переодевались морскими разбойниками и сказочными принцами.

Валентин Катаев так описывает маскарадные костюмы своего детства в книге «Белеет парус одинокий...»: «Девочки превратились в русалок и цыганок... Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусственные розы, струились шелковые ленты бубна». Приложение к журналу «Нива» - «Парижские моды» предлагало для юных леди костюмы «в стиле Louis XV», наряды Коломбины, Шахматной Королевы и даже такого удивительного персонажа, как Пьерина (или Пьеретта) - этакого женского варианта Пьеро.

На картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах» мальчик и девочка изображены в стилизованных костюмах Галантного Века. «Парижские моды» предлагали просторный, но изящный костюм маленького клоуна, состоящий из блузы и широких панталон палевого атласа.

Советская эпоха породила так называемые «полит - карнавалы». Молодые рабочие переодевались в костюмы буржуев и уродливо кривляясь, танцевали чарльстон. Как там у Ильфа и Петрова? «Проехали на автомобиле три комсомольца во фраках и белых перчатках. Они сконфуженно поглядывали на толпу.
-Васька! - кричали с тротуара. - Буржуй! Отдай подтяжки!»

В 1930-х годах, когда, по словам Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее» советским гражданам вернули и Новый Год, и прочие «буржуазные» развлечения. Маскарады стали устраиваться в Парке Культуры, в Сокольниках, в многочисленных рабочих клубах и ДК. «Пахло водой, смолой, порохом и цветами. Какие-то монахи, рыцари, орлы, стрекозы, бабочки со смехом проносились мимо... Вдруг - вся в чёрном и в золотых звездах - вылетела из-за сиреневого куста девчонка. Не заметив меня, она быстро наклонилась, поправляя резинку высокого чулка; полумаска соскользнула ей на губы» - это описание маскарада, достойное Галантного Века, сделано в конце 1930-х советским писателем Аркадием Гайдаром.

Постепенно из мероприятия, где стираются все сословные и моральные предрассудки, маскарад превратился в весёлый детский праздник. В 1960-е годы среди мальчиков был популярен костюм космонавта, в 1970-е под влиянием ГДР-овских «индейских» фильмов - наряд ковбоя или индейца.

Сейчас в многочисленных «Детских мирах» продаются костюмы Бетмена, Гарри Поттера и даже вампира. Каждому времени - свой маскарадный костюм.

Сейчас Новогодние костюмы, ставшие непременным атрибутом детских утренников, начинают возвращаться и в среду взрослого населения России.

Откуда берет начало новогодний карнавальный костюм?

Маскарадный костюм известен среди традиций разных стран: шабаши, хэллоуины, шествия ряженых, маскарады, знаменитые карнавалы Венеции и Бразилии, древние сатурналии…
Сатурналии в Древней Греции отмечались в конце декабря, тогда уже существовали обычаи рядиться в Козлов-Сатиров и Сатурна с косой – символом жатвы. Праздник и обряд ряжения во время Сатурналий имел религиозный характер, всё действие посвящалось сбору урожая. Дела уступали место застольям и танцам, во время которых рабы имели право наряжаться в одежду господ и есть за общим столом.

Венецианский карнавал подарил миру традицию таинственного, интригующего праздника в карнавальных костюмах и масках. Впервые костюмированный праздник прошел в 1094, но масок на Венецианском карнавале не носили до 13 века. С этого времени маскарад стал распространяться по Европе! Популярными костюмами были наряды «Знатная дама» и

«Знатный кавалер», «Доктор Чума», «Кот». Маски делались из папье-маше и кожи, украшались разноцветными перьями, лоскутками дорогой материи, золотыми украшениями и росписью.

С ростом популярности Итальянской комедии масок на вечерах знати и при Дворах стало популярным ношение маскарадных костюмов героев «Дель арте»: хитрой служанки Коломбины (в платье из пестрых лоскутков, белом передничке и чепце), ленивого слуги Арлекина (в костюме из красно-черных ромбов и шляпе-треуголке). Костюм Доктора состоял из широкополой шляпы, маски с крючковатым носом и взлохмаченными бровями, Костюм Капитана состоял из плаща, сабли и шляпы-треуголки.

Новогодний карнавальный костюм завоевывает популярность

Новогодний карнавальный костюм завоевывает популярность по всей Европе. Теперь ряжение уже не имеет никакого сакрального религиозного значения - это светский ритуал, позволяющий внести в новогодние праздники элемент таинственности, и возможности стать кем-то другим. Маскарады устраивались не только при дворе или среди знати, но и в общественных залах, куда мог прийти каждый, внеся небольшую плату.

  • В 15-17 веках маскарадные костюмы делались в подражание героям Античности и азиатам, но мало отличались от обычной бальной одежды, имея лишь штрихи, напоминающие о том, кто перед нами: лук в руках – Богиня Артемида, чалма – Султан, Цветы в волосах – Афродита.
  • В 18 веке популярность приобретают костюмы пастуха, пастушки и героев Итальянской комедии масок («Коломбина», «Арлекин»…). Модными также считаются костюмы: «Обольститель» и «Куртизанка».
  • В 19 веке появляются Русалки, Шахматные королевы, Феи, Цыганки, а также костюмы Средневековых рыцарей и дам.

Сейчас маскарадные костюмы надевают в Бразилии во время карнавала (чаще всего это костюмы Райских птиц с обилием цветных перьев), в Америке - на Хеллоуин (ведьмы, вампиры и прочая нечисть), во Франции, Англии, России – на Новый год.

Сегодня существует немало праздников, на которые принято наряжаться в карнавальные костюмы, и один из них наступит совсем скоро. Конечно же, речь о Новом Годе. Но прежде, чем продумывать свой новогодний образ и решать, какой костюм выбрать – зайчика, снежинки или любимого киногероя – давайте поговорим о том, откуда, когда и как появились карнавальные костюмы. Думаете, мы позаимствовали их у знойных бразильцев, которые проводят самый яркий карнавал, или же у французов, которые празднуют карнавал 2 недели подряд?



А вот и нет, карнавальные костюмы, как и традиция проводить карнавалы, существуют уже много тысяч лет. Пора узнать все подробности!

Карнавальный костюм: первые упоминания

Первые упоминания о карнавалах и карнавальных костюмах ученые обнаружили, изучая историю и быт людей Древнего Рима. Там организовывались большие ежегодные праздники в честь бога Сатурна, и назывались они Сатурналии. Люди облачались в оригинальные костюмы, но главным их атрибутом были маски.








В период празднования Сатурналий все прикрывали лица масками и, что удивительно для тех времен, в эти дни рабы и их хозяева веселились наравне, упразднялось любое классовое и социальное неравенство. Можно считать, что именно в Древнем Риме появились первые карнавалы и карнавальные костюмы, хотя, конечно, и гораздо раньше во многих племенах было принято шаманам надевать маски и разукрашивать себя, но с целью проведения ритуалов. В Древнем Риме же это было развлечение, и все его жители принимали активное участие в гуляньях.

Средневековье: какими были карнавалы?

В Средневековье карнавалы приобрели еще большую популярность и масштабность. Даже несмотря на строгие церковные установки, наряжаться в карнавальные костюмы и прятать свои лица за масками в период проведения празднества не запрещалось. Как богатые дамы и кавалеры, так и простолюдины с удовольствием выбирали себе необычные маскарадные костюмы.









Причем если до этих времен по карнавальному костюму можно было определить статус человека в обществе, то в Средневековье во время карнавала стирались любые границы социального неравенства. Богатая дама могла нарядиться простолюдинкой, горничной. А люди из обслуги могли перевоплотиться в обеспеченных особ.













Примечательно, что в Средневековье люди предпочитали одеваться не в мифических персонажей или животных, а выбирали в качестве костюма одежду человека той или иной профессии или статуса в обществе. Порой с выбором карнавального наряда и вовсе не заморачивались, просто прикрывая лицо маской. Сейчас психологи дают оценку такому поведению. По их мнению, люди пытались примерить на себя образ и профессию другого человека, чтобы хоть на время отказаться от своего собственного «я».





Считалось, что под прикрытием маски можно было совершать любые безумные поступки и не нести за них ответственности. Так, простолюдин мог, одевшись богатым кавалером, вступить в интимные отношения с богатой дамой, облачившейся в наряд горничной, что в обычной жизни было бы практически невозможным.

Карнавал в России

Из Средневековья и Эпохи Ренессанса в Европе карнавалы пришли и в Россию. При правлении Петра Первого в России начали проводить карнавалы по подобию знаменитых венецианских маскарадов. Народу красочные празднования очень понравились – и карнавал прижился.











При Екатерине Великой традиция проводить карнавалы достигла небывалых масштабов. Уже в середине XVIII века костюмированные балы стали неотъемлемой частью празднования Нового года.

Карнавальный костюм сегодня

Сегодня карнавальные костюмы и проведение костюмированных вечеров приветствуются в большинстве стран мира. К веселым карнавальным нарядам и празднованию нас приучают с ранних лет, ведь уже в яслях и детских садах на новогоднем утреннике детки облачаются в костюмы зайчиков, лисичек, собачек, кошечек и устраивают забавные представления.

Взрослые тоже любят окунаться в атмосферу безудержного веселья и задолго до Новогоднего карнавала (или же праздника Хэллоуин, в последнее время ставшего очень популярным), придумывают, покупают или шьют себе карнавальный наряд.

Благодаря такой распространенности многие предприниматели и даже Модные дома подхватили тенденции и выпускают разнообразные маски и карнавальные костюмы на любой вкус и размер. Пожалуй, сегодня не стоит вопрос, где найти нужный костюм: на рынке они представлены в изобилии. Вопрос в другом: кем вы хотите облачиться в предстоящие праздники? Всемогущим волшебником, героем любимого фильма, королевской особой или же невиданным чудищем? Выбор за вами, главное – немного фантазии и креатива!

Карнавал – это возможность в полной мере окунуться в праздничную атмосферу, вернуться в детство и удивить своих родных и близких. Так пусть в этом году праздник станет еще веселее и ярче благодаря вашему необычному костюму!

Фото: diets.ru, copypast.ru, style.passion.ru, baby-fest.ru, fancy-journal.com, t10p.ru.

    Римский император Константин Великий провозгласил воскресенье днем отдыха. На этот день рынки должны были закрываться, а государственные учреждения – прекращать всякую деятельность за исключением операций по освобождению рабов. Никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не налагалось. До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день – «день Солнца». Отголосок этой традиции сохранился в современном названии воскресенья в ряде европейских языков. Константин несколько изменил традицию. А причиной тому послужил сон: накануне важнейшей битвы ему приснился крест на солнце и надпись, которая обещала победу с этим знаком. Сон оказался вещим, Константин действительно одержал победу. Потому-то император запретил физический труд в воскресенье и посвятил его Господу.

    Источник: calend.ru

    Международный день зубного врача изначально отмечался только в США, имея статус национального профессионального праздника. Но с годами традиция поздравлять дантистов в этот день перекинулась далеко за пределы Северной Америки. Одной из первых стран-последовательниц стала Индия. Сегодня непременными мероприятиями в этот день считаются лекции и просветительская работа о необходимости регулярного и тщательного ухода за зубами. Особенное внимание уделяется профилактике детского кариеса.

    Источник: calend.ru

    Выражение «железный занавес» получило распространение благодаря Уинстону Черчиллю. Именно бывший премьер-министр Великобритании Черчилль, выступая 5 марта 1946 года в американском городе Фултоне, употребил это словосочетание, придав ему ставший классическим смысл. Несмотря на то, что выражение «железный занавес» ходило в Европе во время обеих мировых войн, политическим термином оно стало только после того, как Черчилль в своей Фултонской речи произнес знаменитую фразу: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес...».

    Источник: calend.ru

    День рождения микрофона. Американский изобретатель Эмиль Берлинер создал микрофон. Сегодня без микрофона сложно представить многие достижения цивилизации. Ведь распространение мультимедийных технологий неразрывно связано с задачей передачи больших объёмов информации, в том числе и звуковой, на значительные расстояния. От начального этапа преобразования голоса, музыки или шумов зависит и качество отображаемого контента. Поэтому, несмотря на свой солидный возраст, микрофон и сегодня остаётся востребованным техническим изобретением.

    Источник: calend.ru

    Всемирный день писателя отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей «четвертой власти». Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей.

    Источник: calend.ru

    Международный день спички. Почему эта дата была выбрана для его учреждения – сведения разнятся. Однако, в чем сходятся мнения – что спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня.