Как детские пазлы влияют на развитие ребенка. Консультация «Пазлы — игра для всех Как организовать игры с пазлами в группе, в детском саду

Алина Руденко

В последнее время в магазинах появилось большое количество развивающих игр для детей. Как помочь родителям правильно выбрать игру для своего ребенка? Нужно рассказывать им о полезных и интересных играх.

Пазлы

с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.

Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Однако не думайте, что малыш будет собирать пазлы самостоятельно. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать.

Какими же должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша.

Детали должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным. Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3 - 4 лет.

Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку и когда останется несколько деталей попросить ребенка помочь.

Галина Ярошук, доктор биологических наук и психолог, пишет о том, что главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.

Собирать пазл - рисунок – проще, чем пазл сделанный как фотография. Это задание для детей постарше. Оптимальное количество деталей пазла для детей в возрасте от 3 до 6 лет – не более 50.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* тренирует способность видеть задание многогранно

* развивает логику

*формирует навыки выработки стратегического решения задач

* развивает усидчивость и аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает внимание и память

* учит принимать решения самостоятельно

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Как организовать игры с пазлами в группе, в детском саду?

Чтобы детям было интересно-нужно иметь большое количество разных пазлов. Все ребята любят собирать сюжеты из популярных детских сказок и мультфильмов. Мальчишки с удовольствием собирают машины, динозавров. Девочки - котят, щенков. Картонные коробки от частого использования рвутся, детали мозаики легко теряются или попадают в другие коробки. А ведь если хоть одна деталь потеряется - играть уже не очень интересно! Для того чтобы этого не случилось, мы подобрали для каждой игры коробку из пластмассы с прозрачной крышкой. Внутри каждой коробки лежит готовый образец. Для удобства, картинка-образец и каждая деталь пазлов пронумерованы одним номером. Можно сразу заметить, если в коробку попала деталь из другой мозаики. Для того чтобы все было эстетично коробки должны быть одинаковыми. Играя в эту игру, дети приучаются к порядку, после игры нужно убрать пазы в коробку. Пазлы у нас находятся в доступном для детей месте (в строительном уголке). Когда есть свободное время, дети могут выбрать по своему желанию картинку, которую им хочется собрать.

Кто-то любит играть один, кто-то объединяется с товарищем. В игре они учатся общению, учатся договариваться, уступать друг другу, радоваться общему результату. В прошлом году мы выпустили подготовительную группу.




В новом учебном году к нам пришли малыши. Несмотря на большую разницу в возрасте дети с удовольствием собирают пазлы. Это одна из любимых игр детей нашей группы.




В консультации использованы статьи:

1.«Пазлы – развивающая игра для будущих гениев»

2.«О пользе пазлов и составных картинок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29 «БЕРЕЗКА» ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Дидактическая игра

«Логопедические пазлы»

по развитию речи детей дошкольного возраста

с речевыми нарушениями

Учителя-логопеды:

Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма де­ятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Невозможно недооценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовиться к успешному усвоению русского языка в школе. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в полуигровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления. Помогают в игровой форме решить умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность дошкольников, закрепляются, активизируются и приво­дятся в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание - умение сосредоточиться на поставленной задаче.

Изучив методические пособия, предлагаемые книжными издательствами, мы столкнулись с проблемой, что во многих пособиях и дидактических играх, например, по автоматизации звуков, картинки не подобраны с учетом последовательности постановки и закрепления правильного звукопроизношения. Другими словами, содержат звуки, которые ребенок еще не произносит. А многие слова имеют сложную слоговую структуру, которую не под силу произнести ребенку с нарушением речи.

Учитывая вышеизложенные проблемы, мы решили систематизировать имеющийся у нас материал и представить его в виде игры: «Логопедические пазлы».

Новизна игры заключается в том, что весь материал представлен поэтапно, т. е. картинки подобраны с учетом последовательности закрепления правильного звукопроизношения. Например, при автоматизации звука Р имеются игровые поля, где звук закрепляется сначала в словах со стечением согласных, далее в прямых слогах, обратных слогах, в сложных словах.

Цель игры: коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической

стороны речи, слоговой структуры слова.

Задачи:

· закреплять поставленные звуки в словах с прямыми и обратными слогами, в словах со стечением согласных;

· расширять активный словарь детей;

· закреплять и совершенствовать лексико-грамматические категории;

· развивать навыки употребления слов сложной слоговой структуры;

· развивать психические процессы.

Игровой материал представлен в виде карточек-пазл, в количестве 20 штук. Карточки напечатаны на плотной бумаге и заламинированы, поэтому удобны для дезинфекции и обработки. Все слова – названия картинок содержат нарушенные у детей звуки.

Играть могут от 1 до 4 человек. Каждому играющему предлагается «построить домик» определенного цвета из «кирпичиков» (пазлов). Во время игры ребенок называет правильно картинки и выполняет задание логопеда . Например:

· «назови картинку ласково»,

· «назови со словами мой, моя, моё»,

· «один-много»,

· «скажи какой» и т. д.

Если играет 2 и более ребенка, то дети по-очереди называют картинку (выполняют задания). Ребенок, назвавший картинку неправильно, либо неверно выполнив задание – пропускает ход. Выигрывает тот, кто первый построит свой «домик».

Игра может быть использована как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Пособие адресовано логопедам ДОУ, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.

Яркие, красочные рисунки сделают усвоение предложенного материала доступным и интересным для детей.

Список использованных источников:

1. Богомолова произношения у детей. - М.: 1979.

2. Комарова звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

3. Комарова звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

4. Комарова звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

5. Комарова звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

6. Комарова звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

7. Комарова звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

8. Комарова звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

9. , «Альбомы по автоматизации свистящих звуков».- М.: Гном и Д, 2006.

10. , «Альбомы по автоматизации шипящих звуков».- М.: Гном и Д, 2006.

11. , «Альбомы по автоматизации звуков Л, Ль».- М.: Гном и Д, 2006.

12. , «Альбомы по автоматизации звуков Р, Рь».- М.: Гном и Д, 2006.

13. Ресурсы интернета, находящиеся в свободном доступе.

Ребенок, занятый каким-либо процессом, учится. Он познает что-то новое, его мир пополняется новыми деталями, которые растущей личности просто необходимы. Увлекаясь собиранием картинки, ребенок, во-первых, учится усидчивости и терпению. Для маленьких детей эти два понятия, ранее незнакомые, постепенно укладываются в голове. Во-вторых, собирая пазл, ребенок нацелен на результат. Ему становится интересно увидеть, какая картинка получится в конце. «Запах» победы побуждает его доводить дело до конца. Таким образом тренируется концентрация внимания. С постоянной практикой нарабатывается и наблюдательность. Поначалу малыш подставляет различные кусочки, не подумав, но с практикой он начинает понимать, как какие кусочки куда прикладывать или же, например, научится сопоставлять части картинки по цвету или размеру, объединяя их в единое целое.

Кроме того, это нехитрое изобретение развивает логическое мышление, фантазию. Ведь, чтобы собрать необходимую картинку, ребенку нужно в уме представить ее, выбрать среди кусочков подходящий, правильно его перевернуть, вставить. Только представьте, какие процессы происходят в мозге маленького ребенка! К тому же малыш должен постоянно анализировать свои действия, принимать решения.

С какой части, например, начать и чем закончить. В его голове постоянно строится действий. Он должен научиться держать картинку в памяти целостной и разглядывать ее фрагменты в разбросанных деталях.

Развивается также и мелкая моторика. Картинка разрезана на мелкие части, с которыми приходится работать юному исследователю. Вставить картинку правильно представляется малышу нелегким занятием. Но постепенно к рукам придет точность, ребенок будет подходить к этому занятию осмысленно и сразу брать деталь правильно.

Почему некоторым детям не нравится собирать пазлы

Многие дети, собирая пазлы, не испытывают к этой игре особого интереса. Да, они научились быстро складывать картинки, но почему же такая, казалось бы, интересная головоломка не привлекает их?

Случается это потому, что ребенок умственно еще не готов к такому виду занятий. Ведь все люди развиваются по-своему. Одни уже в два года с легкостью собирают несложные пазлы. Другие и в четыре не видят в этом надобности. Но это не говорит, что кто-то из них умнее или глупее. Тут все дело в человеческом развитии. Ребенок может научиться собирать несложную картинку, но его не будет увлекать сам процесс сборки, потому что его развитие не позволяет ему еще понимать, как сложить картинку, используя логику или анализ. Эти понятия должны сначала в нем появиться. И уже потом с помощью пазлов их нужно развивать. Только заинтересованность может дать толчок к развитию. Заставить ребенка часами заниматься одной и той же деятельностью невозможно. Важно дождаться время, когда ребенок сам увлечется самим процессом собирания картинки.

Есть и другая причина того, что ребенок не любит или не умеет собирать пазлы. Картинка! Сама картинка, которую нужно собрать, должна привлекать ребенка. Маленьким нужно выбирать рисунок попроще, а не заставлять составить, например, автомобиль. Если ребенку не интересно то, чем он занимается, очень скоро он вообще перестанет это делать. Охота пропадет надолго. И все из-за неправильно подобранных пазлов.

Задача родители - увлечь своего малыша этой замечательной игрой. А помощь и похвала мамы и папы дадут ребенку стимул быть лучшим.

Если собрать паззл из нескольких десятков элементов нам особого труда не составляет, то паззлы из тысячи и более кусочков превращаются в настоящую трудную головоломку. Хотя от этого она становится еще интереснее.

В идеале, надо взять большой лист и начертить на нем границы вашего паззла. Габариты его обычно .

Начните выкладывать паззл с . Эти элементы паззла всегда отличаются от остальных прямыми сторонами. Выберите из общей массы эти кусочки. Сначала положите в углы элементы с двумя прямыми сторонами, а потом уже выкладывайте оставшуюся .

Чтобы упростить сборку паззла, обратите внимание на расположение выпуклостей элементов . Эти выпуклости ровными на концах или скошенными. Допустим, скошенные кончики все время оказываются вверху и внизу на картинке. И если вы не будете уверены, как развернуть тот или иной кусочек в паззле, вспомните, что элементы со скошенными выпуклостями должны быть вертикальны, а с ровными – горизонтальны. И наоборот.

Некоторые ровные выпуклости могут быть немного приплюснутыми. Приплюснутые ровные и обычные ровные элементы могут встречаться только в одном ряду/столбце, но никак не в разных.

Ну и наконец, если на картинке есть явно выраженные объекты, отложите в сторону элементы, с ним. Их проще . А самое трудное (небо, например) оставьте напоследок.

Видео по теме

Сборка большого пазла – поначалу увлекательный, а затем такой утомительный процесс. Те люди, чьим хобби стало собирание из маленьких кусочков больших полотен, открывают свои секреты, значительно облегчающие процесс.

Инструкция

Если вы не имеете большого опыта в сборке, то максимальное количество кусочков в головоломке должно быть не более 500. Накапливая опыт, со временем вы сможете одолеть и в 10 000 кусочков. Иначе у вас просто не хватит терпения. Также не стоит сразу брать картины с очень сложным изображением. Выбирайте крупные , например: лодка в море, персонаж.

Первый этап – выкладывание рамочки. Выберите из разноцветной кучи детали, которые идут по краю – у них одна или две стороны абсолютно ровные. Этот этап самый простой

Дальше обычно встают в тупик. Начиная кропотливо перебирать кусочки в поисках нужного, вы потеряете много времени, сил и терпения. Чтобы этого не произошло с вами, возьмите несколько коробочек или и разложите по ним детали одного цвета, либо относящиеся к одному фрагменту.

Сгруппировав детали по какому-то признаку, приступайте к выкладыванию фрагментов. Собрав 1 фрагмент, желательно переходить к смежному с ним участку головоломки. Действуя таким образом, переходя от фрагмента к фрагменту, вы сами не заметите, как перед вами станет вырисовываться цельная картина.

Собрав пазл, вам наверняка не захочется складывать его обратно в коробку. Здесь несколько вариантов – наклеить деталь за деталью на большой лист, покрыть сверху прозрачным клеем или пленкой. Оформить картину можно, вставив в стандартную рамку . Но, скорее всего, найти готовую рамку вам не удастся. Обратитесь в багетную мастерскую, предоставив им данные о ширине и высоте мозаики. Стоимость такой рамки вместе со стеклом варьируется от 300 до 500 рублей.

Видео по теме

Источники:

  • как быстро собрать пазл

Собирание пазлов – не просто развлечение, а отличная тренировка внимания, памяти, логического мышления и расслабляющее занятие, снимающее нервное напряжение. Большие пазлы, состоящие из 260 и более деталей, собирать интересно, но поначалу очень сложно.

Большие пазлы

Пазл – это головоломка в виде мозаики, которую нужно собрать, чтобы получить рисунок. Первые пазлы появились в XVIII веке и стали довольно популярными: их можно было собирать как в одиночку, так и большой компанией. В XX веке пазлы стали в первую очередь детскими развивающими игрушками, направленными на тренировку памяти, логического мышления, воображения. Детские пазлы взрослому человеку собирать неинтересно, но если сделать пазл огромным, состоящим нескольких сотен и более кусочков, то детям будет сложно справиться с ним, зато для взрослых это будет полезное и приятное времяпрепровождение.

Пазлами для взрослых считаются те, которые состоят из 260 или более элементов, и изображают красивые картины, достопримечательности из разных уголков планеты или географические карты. Самыми большими являются мозаики из 6 тысяч деталей.

Как правильно собирать большие пазлы?

Маленькие пазлы взрослым собирать просто – деталей мало, крупные, с яркими и незамысловатыми контрастными цветами. Но крупные пазлы представляют немало сложностей: элементов так много, что глаза разбегаются и сложно представить, откуда лучше начать, а многие детали кажутся похожими друг на друга.

Сначала нужно найти место для собирания пазла – большой стол, участок пола, кусок твердого картона. Убедитесь, что маленькие дети или домашние животные не имеют к ним доступа, иначе собрать пазл до конца не удастся.

Высыпьте все детали на поверхность, а лучше – в широкую и плоскую коробку, чтобы они не потерялись. Начинать собирать большой пазл нужно с сортировки элементов. Сначала выберите все кусочки, относящиеся к краю картины – из них можно собрать рамку, которая станет началом пазла. Когда «ободок» готов, можно приступать к сортировке остальных элементов. Выделите на изображении несколько основных частей: например, небо, зелень, архитектуру, воду и так далее. Разложите все детали по выделенным группам.

Некоторые кусочки сложно будет отнести к какой-либо группе, их можно положить в отдельную кучку.

Выберите одну часть и начинайте ее собирать. Желательно, чтобы она примыкала к краю пазла, но можно начать и с середины, если там находятся какие-либо заметные элементы. Проще оставить однотонные объекты на потом, например, небо обычно собирают в конце, а начинают с хорошо заметных, ярких деталей.

Кусочки одинакового цвета приходится подбирать по форме. Вначале кажется, что все детали одинаковы, но с опытом вы заметите, что у них разные по размерам и форме пазы и выступы.

Научиться собирать пазлы можно только с помощью практики. Чем больше времени вы уделяете этому занятию, тем лучше и быстрее получается складывать мозаику.

пазлах изображены преимущественно диснеевские персонажи, и они состоят из небольшого количества кусочков, то пазлы для взрослых состоят более чем из 500 кусочков, изображением служат пейзажи, предметы искусства и архитектуры.

Детям полезно собирать пазлы – это не только «пять минут тишины», но они служат также хорошим тренажером для развития усидчивости и внимания. На детских пазлах, как правило, изображены крупные элементы с контрастными цветами, и их будет интересно собирать ребенку, но взрослый с таким занятием справится довольно быстро.

Пазл от начала до конца

Пазлы, состоящие из большого числа кусочков, в зависимости от сложности имеют контрастные или однотонные . Как бы то ни было, а собирать такой пазл придется не один час, а то и не один день или даже неделю.

Перед тем как начинать собирать пазл, позаботьтесь о месте сбора, подготовьте поверхность, на которой будете собирать пазл. Это может быть кусок картона или фанеры. На коробке с пазлом указан размер готового изображения. Исходя из этих данных, подберите соответствующий кусок фанеры, возьмите про запас 20-30 см по высоте и ширине.

Также запаситесь несколькими плоскими коробками для хранения отсортированных кусочков.

Если у вас есть маленькие дети или животные, которые могут заинтересоваться процессом сборки или цветными кусочками пазла, позаботьтесь, чтобы во время процесса сборки они не имели доступа к месту где вы его собираете.

Этапы сбора пазла

Первым этапом сборки пазла является сортировка всех кусочков по цветам и отделение кусочков, которые являются крайними в пазле. Их узнать довольно просто: такой кусочек имеет одну сторону ровную, если таких стороны две – то это уголок. Сопоставив их с картинкой, уже можно найти четырем кусочкам свое законное место. Далее по смыслу соберите «рамку» из крайних кусочков.

Продолжите собирать пазл с какого-либо заметного элемента. Это может быть парусник, если на рисунке морской пейзаж, животное в обрамлении зелени, человек в интерьере и прочее. Желательно начинать с угла или края.

Закончив главный элемент, можно приступить к сборке фона или однотонного рисунка. Такие кусочки придется подбирать по малейшим отклонениям в цвете или по форме.

В процессе собирания пазла оттачиваются навыки и внимание, в дальнейшем можно купить пазл на большее количество деталей.

, » Роль пазлов в развитии ребенка

Роль пазлов в развитии ребенка

         3461
Дата публикации: Август 12, 2013

    

Вы, наверное, слышали, что головоломки-пазлы полезны для детей, для их когнитивного развития, в самом деле, если вы подарите пазл своему ребенку, это будет захватывающим событием для него, а также поспособствует его раннему развитию. Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Это большой урок для детей, это качество пазла тренирует настойчивость, ребенок, да и взрослый человек, будут собирать пазл столько раз, сколько нужно для того, чтобы собрать его полностью! Не стоит забывать, что как пазлы, так и другие развивающие игрушки для малышей , представляют собой отличный способ изучения научных методов (наблюдение, предположения, тестирования, заключения). Дети готовят себя для более сложных задач и их решений в дальнейшей жизни. Кроме того, пазлы воспитывают самоконтроль. В большинстве игр, игроки застряют, пока задача не будет решена. Это сохраняет энтузиазм и даже мотивирует человека к решению проблемы. Дети проводят много времени в нагрузках, таким образом они осваивают крупную моторику (бег, танцы и т.д.) в период раннего детства, но они также должны сосредоточиться на мелкой моторике (хватание, удерживание, манипулирование предметами и т.д.), в этом могут помочь многие игрушки, можно попробовать, например, гаргамель . Как раз, пазлы, в основном, были созданы для такого развития. Позволяя детям осваивать медленное размещение части пазла, перетаскивание, перебирание и поиск нужного элемента, дает им возможность улучшить свои навыки малой моторики. В раннем возрасте, детям, трудно игнорировать творческие аспекты, необходимые для сборки головоломок. Просто, пытаясь собрать головоломку, дети начинают проявлять творчество на многих уровнях. Добавьте к этому красиво расписанные рисунки на пазлах. Это все является ключевым моментом в развитии творчества и абстрагирования детей. Хотя многие думают, что пазлы, это головоломка для одного человека, это, на самом деле, не так. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!