Как правильно научить ребенка писать левой рукой. Обучение леворуких детей письму

О том, что левши считаются более творческими личностями, которые больше живут эмоциями и чувствами, которых сложно заставить что-то делать, только лишь потому, что «так нужно» или «так принято», я уже . Конечно, сложно говорить абсолютно про всех левшей (и я уверена, что мамы правшей могут со мной поспорить о чувствительности и обидчивости каждого ребёнка конкретно, не зависимо от активности его полушарий), но это — особенности левшей, которые нужно учитывать и при воспитании, и при обучении.

И самым трудным (нудным и противным) предметом, который требовал моего повышенного внимания и терпения сына, стало письмо. Очень медленно, без требуемого наклона, постоянно размазанные буквы – это только минимум, который я прощала. А вот за пропущенные буквы и «зеркальное написание» я заставляла всё переписывать, к огромному недовольствию сына. При этом мы долго не могли правильно положить тетрадь, чтобы не мялись уголки, угадать с углом наклона тетради, чтобы буквы были согласно косым линеечкам, держать ровно спину. Мне казалось, что сын даже ручку держит неудобно, поэтому, такой ужасный почерк.

Но оказывается, эти проблемы есть у всех левшей (или их родителей 🙂). Главное — родителям понимать причину таких трудностей и корректно реагировать (проявляя огромное терпение, не подгоняя и ни в коем случае не травмируя нелестными эпитетами своё леворукое обидчивое чадо).

Важные моменты «левописания»

Вряд ли какая мама витает в облаках и верит, что ребенок, как только возьмёт ручку, сразу будет выводить ровненькие и аккуратненькие буквы. Поэтому, нужно заниматься активно и регулярно, начиная буквально с рождения. Это укрепит пальчики, кисть, руку, ну и непременно скажется на общем развитии ребёнка.

Следующим подготовительным этапом к письму является

Создание грамотного и удобного рабочего места для левши

Важно организовать правильное освещение и наполнить рабочее пространство первоклашки, как элементами мебели, так и предметами, ориентированными на левшу.

Что касается освещения, то, хоть и рекомендуют его делать преимущественного с правой стороны и ставить дополнительный светильник с левой, я упростила задачу. И настольная лампа у нас стоит почти посередине стола, чуть сдвинувшись влево. Таким образом, сын видит и что пишет, и как пишет, и тень не падает на рабочую строчку.

Место за партой – тоже играет большую роль при обучении левши. Приведу наш собственный пример: весь сентябрь я удивлялась, почему он пишет-пишет, а потом – рраз и куда-то уехала ручка… После непродолжительной беседы я поняла, что сын сидит с правой стороны парты, поэтому при письме он мешает праворукому соседу, а тот, соответственно, подталкивает локтем моего левшу. И как результат – у обоих в тетрадях ужас. После того, как учительница поменяла их местами, каждый почувствовал себя более комфортно за партой и тетради стали чище.

Правильная поза

Ровная спинка должна быть у каждого ребёнка, хоть правши, хоть левши. А правильная поза за партой или рабочим столом зависит от освещения и от высоты стола и стула. Ребёнок должен доставать ножками до пола (либо до специальной подставки), спина должна опираться на спинку стула или кресла, а стол должен быть примерно на уровне солнечного сплетения ребёнка.

На первый взгляд, всё предельно просто и понятно. Но на практике мой сын демонстрировал чудеса гибкости, и его поза была шокирующей: чуть приподнято и выдвинуто вперёд левое плечо, весь корпус наклонён немного вправо и голова тоже склонялась к правому плечу. Таким образом, левая рабочая рука лежала на столе, правая – почти прижата к корпусу, поддерживала тетрадь, а наклоняясь, он пытался увидеть буквы, «выходящие из-под пера». Методом проб и ошибок мы нашли удобную и правильную позу, и я постоянно контролировала её, пока он сам не привык.

Поэтому, не ждите, что ребёнок сам сядет ровно. Оказывается, это достаточно серьёзный труд. Зато, полгода совместных стараний и спина ребёнка «запоминает» ровное положение уже надолго, не зависимо от того, правша он или левша. 🙂

Как правильно располагать тетрадь?

Тетрадь у левши должна (хотя, логичнее сказать – может) располагаться таким образом, чтобы нижний левый угол рабочей страницы был напротив правого плеча ребёнка. Обратите внимание, угол не всей тетради, а именно страницы, которую, по мере заполнения, передвигает правая рука.

Благодаря такому наклону, левая рука ребёнка будет меньше уставать и он сможет видеть, что именно написал.

Но часто встречается и вариант письма, когда лист развёрнут на 90º, а движения ручки направлены снизу вверх (а не стандартно слева на право), что тоже вполне приемлемо.

Как левша может держать ручку?

Конечно, скорость письма и сам почерк зависит от того, как левша держит ручку. В основном, учитель в школе не компетентен в данном вопросе, поэтому, ребёнок сам ищет удобный для себя вариант. И ему нужно приспособиться таким образом, чтобы и буквы уже написанные не размазывались, и было видно, что пишешь.

Существует несколько вариантов письма левшей:

Наклон букв при «левописании»

Одна из распространённых ошибок, допускаемых как учителями, так и родителями при обучении левши письму – это соблюдать требуемых наклон букв, потому как правонаклонное письмо для левши – крайне сложно и неудобно. Мало того, если учитель снижает оценки ребёнку-левше только лишь за почерк – его действия неправомерны.

Ведь, согласно методическим рекомендациям министерства здравоохранения (правда, еще 1985 года, но никем до сегодняшнего дня не отменённым), запрещается переучивать и снижать оценку за каллиграфию леворуким детям. В этом же документе говорится и о том, что левшам допускается как вертикально ровное написание букв, так и левонаклонное письмо.

И современные требования безотрывного письма к ребёнку-левше совершенно не относятся.

Еще некоторые особенности обучения левшей письму

Несколько другое, чем у правшей, развитие зрительно-пространственного восприятия приводит к зеркальному феномену, знакомому многим родителям левшей в различных вариантах проявлений. Это может быть зеркальное чтение, зеркальное рисование, но чаще всего – зеркальное письмо, когда ребёнок может «зеркалить» целые слова (написание с последней буквы, например, вместо «мама» — «амам») или отдельные буквы.

В общем, ничего сверх существенного в этом для левши нет, но уделять внимание такому проявлению лекорукости нужно. Ребёнку можно помогать фиксировать начало строки, проводить фонетический разбор слова, произносить вслух каждую букву и всегда располагать справа образец букв и текста.

Приспособления для левшей

Помочь научить левшу писать могут специальные прописи, а также ручки и различные приспособления для формирования правильного захвата «орудия письма».

В отличие от традиционных прописей, рабочая тетрадь для левши помогает освоить направление письма по стрелкам, не имеет правостороннего наклона букв, все образцы располагаются справа, а вспомогательные знаки (звёздочки, флажки, точки и другие) используются для определения начала и конца строки.

В качестве подготовки ручки неординарного малыша к письму можно использовать специальные тренажёры для правильного писания. Выполненные в форме игрушки, они представляют собой насадку на любую шариковую ручку, помогая ребёнку правильно расположить пальчики при захвате ручки.

Для левшей существуют и специальные ручки, которые в большинстве своём имеют специальные углубления для пальцев, и наполнены быстросохнущими чернилами, предотвращая размазывание букв. Но, кроме этого, ручки для левши имеют и специальный стержень с наконечником, благодаря которому ручка (которую левша при письме толкает вперёд, а не тянет за собой, как правша) не протыкает бумагу и обеспечивает лёгкий выход чернил.

Отдавая ребёнка-левшу в школу, каждый родитель в большей или меньшей степени сталкивается с определёнными трудностями в нелёгком учебном процессе чистописания. Ведь праворукая мама попросту не может взять кисть малыша и показать, как выводится эта закорючка, которая скоро станет буквой. Но « » — наука, наверное, самая крупномасштабная, и родителю просто необходимо знать, как научить левшу писать. К счастью, не всё так сложно, но и отпускать на самотёк не нужно. Главное, не «перегибать палку» в погоне за красивым почерком и чистыми тетрадками, ведь, вряд ли хоть один родитель скажет, что он любит своё леворукое чудо исключительно за красивые буквы. Поэтому, любое обучение, как левшей, так и правшей, должно приносить только позитивные эмоции!

Мой ребенок пользуется только левой рукой! Он левша! Нередко данный факт воспринимается родителями в негативном ключе. Бывает и хуже - как наказание или приговор судьбы. А так ли это на самом деле? В этой статье родители найдут много полезной информации о том, как помочь ребенку-левше приспособиться к миру, который «заточен» под праворуких людей.

Леворукость: в чем причины?

От чего зависит то, какая рука окажется ведущей? Это обуславливается тремя факторами: воспитанием, наследственностью и возможными нарушениями, которые приобрел ребенок в результате родовых травм или перинатальных осложнений.

Как правило, доминирующая рука связана с противоположным ведущему полушарию головного мозга. То есть, если доминантное полушарие левое, то человек пишет правой рукой, и наоборот.

Леворукость не является дурной привычкой или прихотью. Это результат особого устройства мозга. Чаще всего это врожденная индивидуальная особенность малыша - такая же, как темп речи или цвет волос, и поэтому ее необходимо просто принять, а не ломать и пытаться перестроить.

Психологические особенности левшей

Каждое из полушарий в ответе за свой тип обработки информации. Так, левое «логическое» полушарие обрабатывает сведения последовательно, перебирая при этом все возможные варианты развития событий. Тогда как правое «образное» полушарие мгновенно обрабатывает полученную информацию, воспринимая ее как один целостный образ.

Отличия левшей и правшей не ограничиваются лишь тем, что один активно использует правую руку, а другой - левую. Все находится глубже и куда сложнее, но основное отличие состоит в способе переработки сведений, поступивших из окружающего мира. Левши иначе воспринимают полученную информацию, а также по-другому эмоционально реагируют на нее.

Существует ряд основных психологических особенностей, которые отличают людей с доминирующей левой рукой от правшей:

  • У левшей лучше развито воображение, и они склонны к фантазированию.
  • Левшам сложнее дается арифметический счет, за счет того, что эти действия требуют последовательного мышления, логики, а это функция контролируется левым полушарием. А вот в изучении геометрии они преуспеют за счет ее пространственной природы.
  • Левши хуже выполняют деятельность, которая требует постоянного самоконтроля.
  • Правшам проще овладеть грамотной письменной и устной речью, так как у левшей гораздо слабее выражена способность активно воспроизводить речь по сравнению с умением понимать слова.
  • У левшей прекрасное «чувство тела», пространственная ориентация и замечательная координация движений. Они куда более подвижны, чем люди с преобладающей правой рукой.
  • Левши более впечатлительны, эмоциональны и ранимы. В связи с этим они чаще могут обижаться, злиться, раздражаться. Особенно это проявляется на стадии затруднений, которая нередко у них встречается.
  • Левши замечательно справляются с разнообразными задачами на обобщение, однако склонность «схватить» целостный образ картины вместо того, чтобы поэтапно его проанализировать, мешает им овладеть навыком чтения.

Как не нужно воспитывать ребенка-левшу

Ни в коем случае не стоит заниматься переучиванием ребенка. Этот процесс обернется настоящей пыткой для мозга малыша. Какой будет результат?

  • У малыша будет с задержкой формироваться речь, возникать различные логопедические проблемы.
  • Невротизация ребенка на базе настойчивого переучивания повышается. Ее самыми распространенными симптомами являются нарушения аппетита и сна, боли в животе и головные боли, заикание, энурез и прочее подобное.
  • Тот самый «топографический кретинизм», или неумение уже взрослого человека правильно ориентироваться на месте, невозможность воспринимать мелодию, неспособность танцевать и прочее.

Лучше вообще не заострять внимание на том, что у ребенка есть врожденная особенность. Ни сам малыш, ни окружающие люди не должны видеть в этом что-то уникальное и необычное. Иначе у ребенка может сформироваться застенчивость, и жизненный сценарий неудачника.

Помните, что на ребенка-левшу (в прочем, как и на любого другого малыша) не следует кричать, иначе он просто замкнется в себе, и со временем потеряет контакт с родителями. Причины этого кроются в природной повышенной впечатлительности и ранимости.

Как нужно воспитывать ребенка-левшу?

Прежде всего, родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок не связывал неудачи с тем, что он пишет не правой, а левой рукой. Для этого можно, например, рассказать малышу об известных личностях-левшах. Таковыми являлись Леонардо Да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Иоганн Себастьян Бах и многие другие знаменитые и талантливые люди.

Подведя скажем, что если родители окончательно убедились в том, что их малыш - левша, им не стоит огорчаться. Лучше потратить свое время на то, чтобы научится учитывать особенность ребенка в обучении и повседневном общении. Кроме того, о том, что ребенок является левшой, необходимо обязательно предупредить воспитателей и учителей. Во многом именно от них зависит степень подверженности малыша невротизации.

  1. Примите как должное особенность своего малыша. Не стоит пытаться превратить его в правшу. Объясните ему, что людей, которые делают работу левой рукой, тоже много, и это так же является нормой, как и праворукость.
  2. Не предъявляйте к нему завышенные требования и ни в коем случае не противопоставляйте его другим детям.
  3. Не стремитесь вырастить вундеркинда, однако поощряйте его за любые, даже самые маленькие успехи, и хвалите творческие способности.
  4. Создайте ребенку необходимые условия не только в доме, но и в школе. Попросите учителя выделить ему место за столом с левой стороны, так чтобы он не сталкивался с локтем соседа по парте. Сделайте так, чтобы свет от окна или настольной лампы падал на рабочую область с правой стороны.
  5. Не забывайте о повышенной впечатлительности и эмоциональности своего малыша. Взрослым необходимо быть очень доброжелательными и чуткими с ним.
  6. Приготовьтесь приобретать инструменты для левшей. Леворукость становится проблемой, когда ребенок начинает учиться письму. Существуют специальные ручки. В недалеком будущем ему придется сесть за компьютер с «левой» мышкой и зеркальной клавиатурой - текст набрать будет куда проще, чем написать.

А пока что необходимо осознать, что ребенок с преобладающей левой рукой - это не повод расстраиваться. Даже в том случае, если его будут ругать на каждом родительском собрании.

Самые распространенные мифы о левшах

Некоторые психологи считают, что дети-левши более тревожны, а также чаще сталкиваются с эмоциональными расстройствами, чем их ровесники с преобладающей правой рукой. Считается, что очень болезненные и нередко страдают расстройствами сна. Психологи утверждают, что дети-левши склонны к чувству вины, более застенчивы, непрактичны, неуверенные в себе, грубоваты, а также обладают более низким уровнем интеллекта, чем правши.

Дети-левши: особенности обучения письму

В первую очередь родителям необходимо уделить внимание рабочему месту ребенка. Зафиксировать внимание на том, что все элементы стола будут иметь особую ориентацию.

Чтобы ребенок-левша не закрывал рукой свет, он должен падать либо спереди, либо справа.

Перемещает тетрадь только правая рука. На письме все элементы прямые. Наклон достигается только с помощью наклона листа или тетради влево. Плюс в таком положении в том, что ребенок не закрывает рукой, которая должна находиться в положении «под строкой», то, что он пишет. Относительно тела лист также сдвигается влево.

Если на начальном этапе ребенок-левша усвоит правильное расположение предметов на столе, а также правила чистописания, то в дальнейшем родители сумеют избежать многих трудностей в обучении малыша письму.

В помощь детям и родителям: товары для левшей

Как научить левшу писать? Использовать в качестве помощников разработанные инструменты.

Сейчас выпускают прописи для левшей. Они специально разработаны для «необычных» детей. В этих прописях стрелками указывается направление письма. Все буквы необходимо писать прямо. Прописи для левшей значительно облегчат процесс обучения, а также позволят быстро научить леворукого малыша красивому и аккуратному письму.

Еще один помощник - это специальная ручка, разработанная для детей, у которых преобладает левая рука. Она имеет необходимые углубления для пальцев, а также наклон, облегчающий написание. Кроме того, специальные ручки для левшей имеют особенные чернила, которые быстро сохнут, благодаря чему они не размазываются во время письма, обеспечивая чистоту и аккуратность в тетрадке.

Помимо этих помощников можно приобрести специальные ножницы для левшей, ластики, точилки, линейки. Все левши, которые уже попробовали на деле эти полезные новинки говорят, что они значительно облегчают жизнь и обучение.

Товары для левшей. Ручка

Ручка для детей с преобладающей левой рукой пишет под любым наклоном. Кроме того, она обладает тонким стержнем и чернилами, которые быстро сохнут, ведь толстые стержни оставляют чернильные следы, которые размазываются, ведь кисть левой руки скользит по уже написанному тексту.

Родители часто спрашивают, переучивать ли левшу? Психологи однозначно отведают «нет»! При обучении письму, родителям необходимо учитывать чувственную и ранимую натуру своего малыша, помните, что необходимо чаще поощрять и хвалить его. Если вы будете заниматься вместе, то своевременно сумеете исправлять ошибки, а также вовремя заложить основу правильного чистописания. В этом случае утверждение «Ребенок-левша не может писать красиво» не будет касаться вашего ребенка.

Как правильно держать ручку?

Прописи для левшей позволят малышам сформировать навык чистописания и научиться правильно держать ручку.

Рука малыша должна составлять одну прямую с ручкой. Допускается небольшой наклон.

Левая рука находится под строкой, но иногда малышу удобнее писать в положении «кисть под строкой». Некоторые считают подобное положение ошибочным.

Во время письма правая рука перемещает тетрадь.

Наклон букв достигается только наклоном тетради, все линии письма должны быть прямыми.

Пальчики при письме должны располагаться несколько выше, чем у детей с преобладающей правой рукой. Это примерно 4 см от кончика.

Избегайте чрезмерного напряжения в указательном пальце: он должен свободно двигаться вверх и вниз. Лучше попросить ребенка приподнять его.

Линейки и ластики для левшей

Обычный ребенок рисует и проводит линии слева направо. Однако левше неудобно пользоваться обычной линейкой - все размазывается, не видно шкалу. Почему? Потому что ребенок рисует линии справа налево - ведь он левша. Для того чтобы в его тетради всегда было аккуратно и чисто, необходимо приобрести специальную линейку для детей-левшей.

Еще одно удобное приспособление - это ластик для левшей. Он обладает особой формой, которая естественна для левой руки, поэтому работа с ним не будет требовать много усилий.

Клавиатура для левшей

Ребенок-левша тоже будет пользоваться компьютером, поэтому ему необходима удобная клавиатура. Внешне она похожа на стандартную, однако расположение некоторых клавиш отличается. Первое, что можно заметить, это то, что цифровой блок клавиш находится не справа, а слева. Помимо этого, клавиши Enter, Del, Page Up, Page Down, и стрелки располагаются в зоне досягаемости левой руки. Кроме того, они же дублируются справа. Так что этой клавиатурой сможет пользоваться и левша, и правша.

Производители клавиатур для левшей пристальное внимание уделяют эргономике, поэтому клавиши на этих моделей часто имеют специальную форму и пирамидальное расположение. Кроме того, клавиатуры имеют подставки для запястий.

Производятся и специальные мышки для детей, у которых преобладает левая рука. Вертикальные и горизонтальные, эргономичные, имеющие специальные выемки для пальцев. Кроме того, существует и игровая мышь для левшей.

Компьютерная мышь для левшей

Компьютерной мышкой для левшей называется специальное устройство, которое также «заточено» под людей, у которых преобладает левая рука. Форма этого прибора разработана так, чтобы пальцы избежали искривления. Компьютерная мышка для левшей создавалась целой командой докторов, инженеров и физиотерапевтов, и разрабатывалась с учетом положения руки и ладони в процессе ее использования, чтобы избежать напряжения в запястьях и кисти.

Считается, что число левшей в мире увеличивается - а может быть, их просто перестали переучивать? Если у вас тоже растет ребенок-левша, задуматься о его подготовке к школе, научить ориентироваться на листе бумаги и правильно держать ручку и карандаш нужно заранее. Какие же трудности могут возникнуть при обучении леворукого ребенка в школе и как их преодолеть?

Каждое из полушарий головного мозга выполняет определенные функции. У правши правое полушарие работает с образами: затылочные доли ответственны за зрительное восприятие, распознавание картинок и т.д. Височная доля правши воспринимает звуки, интонации речи и тембр голоса. Теменная доля правого полушария у правши позволяет человеку ощущать свое тело и совершать осмысленные, целенаправленные движения.

Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля "расшифровывает" язык и отвечает за слухо-речевую память, благодаря которой мы помним, о чем говорилось в начале фразы, когда слышим ее конец. Затылочная доля левого полушария у правши расшифровывает символы: алфавит, математические знаки, дорожные знаки и т.д. Левая теменная доля у правши отвечает за артикуляцию, а левая лобная доля правши ответственна за правильность речи; она же формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли.

У абсолютного левши полушария полностью меняются функциями: правое отвечает за речь, левое - за образное мышление. Все эти особенности и предпочтения окончательно формируются к 5–7 годам, до этого "ведущая" рука может периодически меняться. Поэтому и определять, левша или правша ваш ребенок, лучше ближе к школе.

И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить относительно комфортно, они без особого труда овладевают навыками речи, письма и чтения, если только левшу насильно не переучивают писать правой рукой. Но, кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50% населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. (Когда, например, ребенок пишет правой рукой, но мячи забивает левой ногой.)

Если вы поспрашиваете своих знакомых, среди них наверняка найдется большое количество и явных, и скрытых, и парциальных левшей. У взрослого переученного или скрытого левши из-за неразберихи в функциях полушарий могут быть трудности с пониманием речи, грамотным письмом, почерком, координацией движений. Но даже у стопроцентных правшей или левшей одно полушарие может быть немного "сильнее" другого.

Как подготовить ребенка-левшу к школе

Итак, переучивать левшу не надо. А что делать? В обыденной жизни левшество не сильно мешает ребенку. Но как он будет писать в школе? Вот что беспокоит большинство родителей. Здесь действительно есть свои трудности и секреты.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги . Зрение устроено так, что левша невольно смотрит левым глазом на правую сторону книги или тетради. Бывает, что ребенок левша начинает читать слово с конца. Получается бессмыслица, и он не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, тогда как малышу надо помочь.

Проблемы с чтением, письмом и речью могут возникать у детей-левшей и в тех случаях, когда ведущий глаз у них левый, а ведущая рука - правая. Чтобы помочь ребенку, в текстах для чтения и при чтении отдельных слов можно помечать цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать слово .

Часто дети-левши пишут печатные буквы зеркально , "в обратную сторону". Делать замечания таким детям бесполезно. Лучше предложить ребенку по образцу конструировать буквы из разной длины палочек и полукругов, а затем предлагать списывать буквы по планирующим направление движений линиям, снабженным стрелками, и пунктирным точкам - показывающим и откуда начинать, и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы: сначала... затем... обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы.

Когда ребенок-левша начинает рисовать и писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку. Присмотритесь к тому, как лежит ваша правая рука во время письма: у вас лист бумаги (тетради, альбома) направлен нижним левым углом к груди. Правая рука от локтя до кисти плотно прилегает к столу и к верхней части листа бумаги. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.

Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Карандаш или шариковая авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5–2 см от пишущей части карандаша или "шарика". В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо).

Кисть левой руки с ручкой или карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится "выворачивать" кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. Такой наклон нередко наблюдается и у правшей.

Главное - дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок, чтобы ребенок мог спокойно контролировать свое письмо. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди.

Ребенку-левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки для нахождения правильной "точки отправления" начала письма буквы.

И напомним: раньше 6–7 лет категорически не рекомендуется учить ребенка писать - его рука и глаза еще не готовы к этому независимо от того, правша он или левша.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Как научить писать ребенка-левшу"

Левша - как научить держать ручку. Как помочь ребенку научиться писать красиво и быстро. Вот почему так важно научить ребенка правильно держать ручку в начале обучения, тем более, если сформируется неправильный навык, переучить ребенка будет очень сложно.

Обсуждение

Нет, Вы не правы, необходимо переучивать, ребенку действительно необходимо купить специальный карандаш или ручку, немецкие наборы есть и ручки, и карандаши в наборе, там резиновое основание для пальцев, думаю вы видели, просто не обращали внимания

я сторонник - как удобно)
т.е. показать как правильно надо, попробовать научить тоже надо, но если не получается, то отстать
сама всю жизнь держу неправильно) жить не мешает)
часто неправильный захват бывает у скрытых левшей или двуруких, и тут хоть убейся и обпереучивайся)

Ребенок левша. Полезные ссылки. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с Раздел: Полезные ссылки (Девочки, дайте ссылку про то как красиво научить писать левшу). Ребенок левша.

Обсуждение

Я в прошлом году отвела в первый класс двух левшей, купив им весь арсенал: спецручки, спецпрописи, спецножницы и спецлинейки. В январе волевым решением одного по договорённости с учительницей переучила на правую руку. В итоге во втором классе имею одну красиво пишущую левшу и одного прилично пишущего амбидекстра.

09.10.2013 23:23:03, О-к-с-а-н-а

Девчонки, а когда ребенок точно определяется - правша он или левша? Логопед вроде говорила, что до 4 лет, так нам уже 4... Кушает, играет и рисует то правой, то левой рукой. На левую говорит, что ему удобнее...

К Левша / правша абсолютно никакого отношения не имеет. У сына, например, в 1 классе определили - все ведущее левое, это важно чтобы посадить не в самый левый ряд от Но обе катаемся и все делаем "как правша ", но обе с мягко говоря неблестящей моторикой.

Обсуждение

Ой, а я вот, например, этот самый природный амбидекстр. Никаких минусов для себя в этой жизни не нашла, сплошные плюсы. Не заморачивайтесь Вы правда по этому поводу, пусть ребенок делает так, как ему удобно.

Я стопроцентная левша, всё делаю левой. Мне удобнее стоять правой, толкаться левой.

Первоклашка- левша и почерк. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Сегодня пришел с домашним заданием: написать элементы буквы Г. По словам сына, учительница сказала левшам писать элементы с наклоном в левую сторону.

Обсуждение

2 класс. Левша. Полет нормальный. Нам учительница, в свое время, сказала прямо держать тетрадь, т.е. никуда не наклонять, а буквы - как получится, но стараться традиционно вправо. Сейчас пишет хорошо, есть небольшой наклон вправо. Руку держит не "крючком" , как Обама, а обыкновенно. единственная проблема, нужно чернила быстросохнущие подбирать и "ручки-стирашки" не для нас - рука размазывает уже написанную строчку.

09.10.2012 08:32:10, еееее

Спасибо всем за ответы:) Решили писать так, как удобнее. Завтра поговорю с учительницей, чтоб не настаивла на левом наклоне. Сама никогда не встречалась с прописями разлиноваными под левый наклон. Поэтому и подумала, а вдруг что проустила:)

В 4 года воспитательница предположила, что он левша). правша или левша - как определить? Здравствуйте, Сыну 6 лет. В 4 года воспитательница предположила, что он левша. (ОЧЕНЬ плохо держал ложку и карандаш правой рукой.)

Обсуждение

Скорее всего леворукий. Легко будет все делать правой рукой. А мы левши (старшая), понятно было с 6 месяцев. И нас никак не переучить. В саду пытались научить есть суп правой рукой - ничего не получилось.

Я бы развивала обе руки. Амбидекстеры - очень популярная нынче тема. Многие чуть ни залог будущей гениальности видят:)

Научите как не навредить.. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Я, занимаясь с чужими детками алгеброй, не раз замечала, как трудно левшам решать примеры, ведь они закрывают рукой всё ранее написанное.

Обсуждение

Оксана, имейте в виду, что существует одна опасность. В критических ситуациях, когда встает вопрос "жизни и смерти" и счет идет на секунды, человек на инстинктах начинает действовать той рукой, которая ведущая от природы. А не той, которая стала привычнее в процессе жизненного опыта.
Поэтому если Ваш мальчик все-таки от природы левша и Вы надумаете его переучивать, непременно поддерживайте функциональность левой руки.

как пишут левши?. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с спасибо ответившим! я насчет письменных букв не заморачиваюсь, в школе научат, и там мало вариантов написания по-своему.

Обсуждение

Зеркалить разрешеается любому дошкольнику. Леворукие зеркалят чаще и активнее.
Почитайте Безруких и посмотрите ее прописи, не для того, что бы учить, а для того, что бы увидеть, что леворуким детям часто писать буквы удобнее иначе, чем праворуким.

у меня тоже левша. Так вот, теперь, за полгода почти до школы, ее способ написания сильн отличается от того, как она начинала писать. По вашему описанию не поняла, как именно пишет Ваш ребенок. Просто считаю, что в 5 лет рано бить тревогу....все еще поменяется несколько раз.

Знаю что окончательно правша - левша определяется к 2 годам. А у многих только к этому возрасту (т.е. достаточно поздно) дети с руками определились? У меня Кирилл уже месяц путается (до этого все четко правой брал).

Обсуждение

Не к 2 только, годам к 5-ти.
И если ребенок левша - вы это ни с чем не спутаете:) Впрочем, как и чистого правшу.

определяется после 5.

моя может двумя ложками синхронно есть.

не буду переучивать, не перекладываю. сама определится.

мне педагоги в наших монтесорьках говорили выклыдывать новый предмет посередине, чтобы она сама выбирала, какой рукой брать

Если ребенок - левша. Мой муж тоже левша, а я амбидекстр, наша дочь левша. Писать начали в 4 года, очень тяжело было научить держать ручку. Ребенок - левша уникален. Как правильно воспитывать ребенка - левшу. Почему я левша, а другие дети нет?

Обсуждение

а учить - так же как правшу)
разницы особой нет, разве что писать левой рукой слева направо не так удобно - рука пачкается)

В таком возрасте все это не страшно, если речь нормально развивается. Убегает ребенок не потому что энергии много, а потому что внимание еще непроизвольное и заниматься такими делами долго еще не может. Вполне нормально 5 минут, даже хорошо, просто надо делать несколько разных подходов за день. Не поняла, какой смысл в пластмассовом пинцете, вполне подходит и металлический, если он не для препарирования, то есть не с тонкими, как иглы, кончиками.

Девочки, у кого детки левши, расскажите, как правильно учить писать ребенка в прописях. Существуют специальные прописи для левшей. Правда, моему сынну они не пригодились я интересуюсь на на будущее. и в основном спрашивала, как научить правильно писать в них...

Обсуждение

Мой левша:)уже в 4 классе,прописями не заморачивались вообще,ножницы для леворуких забраковал тоже,а вот правильная ручка нужна,имхо,обязательно.Почерк у сына,конечно,своеобразный,он это не мешает ему получать главным образом 5:)

Существуют специальные прописи для левшей. Правда, моему сынну они не пригодились - писал в обычных, и довольно неплохо. Главное, ручку хорошую подобрать, чтобы не мазала.

Как научить писать левшу?. Ребенок - левша. Детская психология. А про зеркальны буквы - это вообще лет до 6 норма. Страшая дочь перестала зеркалить, только когда в школе научилась писать прописными буквами, да и то не совсем.

Обсуждение

Вот проблемы люди себе создают. У меня сыну исполнилось 6 лет, пойдет в школу. Когда он пишет не задание, а для себя, то пишет вообще в любую стороны, куда захочет: может половинуслева направо, посреди строки может начать писать наоборот - справа налево, а также снизу вверх. А про зеркальны буквы - это вообще лет до 6 норма. Страшая дочь перестала зеркалить, только когда в школе научилась писать прописными буквами, да и то не совсем. Даже не в первом классе путала заглавные Е и З, на английском (на нем она писала лет с 4) - b и d. И никто из них ни разу не левша.

тебе, конечно, виднее, но в таком возрасте править письмена ребенка вообще нельзя. если не хочешь вообще отбить у него желание учиться. и правши в 6-7 лет имеют право зеркалить и ошибаться в написании букв, а уж для левши это вообще не трагедия. У меня Серега тоже левша. Пишет с удовольствием. ессно, ошибается. Я его не поправляю, только иногда. Но он нормально к этому относится. а вот Надю стало можно править только совсем недавно. раньше она жутко обижалась и вообще прекращала писать, если что-то неверно.
неужели в 5 лет ребенок уже ко времени поступления в этот ваш класс букваря должен уметь писать идеально?

Правша, левша или...? Что-то я стала замечать, что мой ребенок, выбиравший всегда и уверенно правую руку, часть дел начинает Якобы существуют простые тестовые упражнения, выполнив которые можно в первом приближении определить, левша он или правша.

вот как это определить? стараюсь подсовывать все в правую руку: ложку, карандаш, зуб.щетку. Макс сам частенько перекладывает все в левую. я нашла еще тесты:) Как узнать, левша вы или правша? Тестами для определения этого у младенца являются наблюдения: какой рукой...

Обсуждение

не переучиваю, и в саду сказала чтоб не переучивали:) правда он иногда сам перекладывает в правую и немного ест ей, но рисовать и т.п. по-прежнему только левой

Важно, чтобы ребенок сразу научился держать ручку или карандаш по всем правилам, так как переучиться будет очень сложно.

Как научить ребенка держать ручку без помощи профессионалов.

Вот несколько приемов, которые помогут вам в обучении.

  • Пинцет. Ручку нужно взять тремя пальцами за самый кончик, как пинцет, и упереть в лист бумаги. Пальцами следует плавно скользить вниз, пока рука не примет удобное положение.
  • Салфетка. Сверните из салфетки маленький квадратик. Его нужно прижать к ладони мизинцем и безымянным пальцем. Ребенок должен взять ручку тремя оставшимися пальцами так, чтобы не уронить салфетку.
  • Насадка. Купите в канцтоварах специальную обучающую насадку, которая надевается на ручку. С ней взять ручку неправильно просто невозможно.
  • Ручка-тренажер. В такую ручку описанная выше насадка уже встроена. Использовать ее детям очень удобно.
  • Дартс. Если ваш ребенок любит эту игру, нужно просто попросить его взять ручку так же, как дротик, а затем направить его руку к цели – к листу бумаги.
  • Точка на пальце. Нарисуйте большую яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Пускай ребенок запомнит, что пишущая принадлежность всегда должна касаться этой точки.

Пробуйте разные приемы и ищите тот, который подойдет вашему малышу.

Как научить ребенка-левшу правильно держать ручку

По сути, учить ребенка-левшу нужно практически так же, как и правшу, однако есть свои особенности. Всегда следите, чтобы во время письма ребенок сидел слева. В другом случае он будет сталкиваться локтями с соседом, а это помешает обоим. Выберите малышу подходящую ручку. Чернила должны сохнуть очень быстро, так как ребенок будет вести левой рукой прямо по ним. Также у ручки должен быть стержень, который пишет под любым наклоном.

Дети-левши обычно творческие натуры, но вот освоить аккуратное письмо им сложно, будьте к этому готовы

Левши часто пытаются держать руку над строкой во время письма. Это положение неправильное, рука должна быть снизу. Таким детям следует держать ручку выше, чем правшам.

Не ругайте ребенка во время тренировок, не торопите его, а, наоборот, поощряйте его старания. Помните, что малышу действительно сложно удерживать непокорную ручку, вы ведь и сами через это проходили.

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши «нечистая» рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: «Направо пойдешь — счастье обретешь, налево пойдешь — голову потеряешь»? А со временем словом «левое» стали обозначать вообще разные неправильные вещи. Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

На самом деле то, что ребенок — не такой, как все, абсолютно не страшно. Просто в его воспитании необходимо придерживаться некоторых правил. И правила эти совсем не сложные.

Для определения преобладающей руки у ребенка, ответьте на вопросы, а также предложите выполнить малышу задания:

1) Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.

2) Вспомните, в возрасте до одного года, какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д.).

3) Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

4) Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.

5) Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

6) Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука.

7) Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки ляжет сверху?

8) Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?

9) Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?

10) Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?

11) Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

Хорошо это или плохо если Ваш ребенок левша.

Допустим, моменты совпали, и вы убедились, что ребенок — левша . В этом случае вы заметите в нем со временем многие интересные черты. Левши обычно склонны фантазировать, имеют музыкальный слух и хорошую память. Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично ориентируются в пространстве и образно мыслят. Так происходит потому, что у левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое. А именно правое полушарие отвечает за эти качества. Левое полушарие, которое больше развито у правшей, отвечает за математические способности, логическое мышление, а также технику чтения и письма. Левши часто выделяются благодаря всевозможным творческим талантам. Однако есть области, где их индивидуальные особенности могут сыграть злую шутку, и, увы, не только с ними. Так, исследования, проведенные несколько лет назад среди пилотов, показали, что летчики-левши намного чаще попадают в аварии. Причина заключается в том, что современные самолеты нафаршированы массой приборов, в которых нужно очень быстро ориентироваться, — и все они подстроены под ведущие правый глаз и правую руку. Летчик-левша в такой системе координат утомляется гораздо быстрее, чем его праворукий коллега. Поэтому очевидно, что есть профессии, куда левшам, при всей их гибкости и высокой стрессоустойчивости, лучше не осваивать. Зато левши, как правило, показывают очень высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, кинематограф, архитектура, моделирование одежды, музыка, спорт (особенно бокс, теннис, футбол, фехтование, волейбол, баскетбол, хоккей). А сверхспособности левшей к интуитивным озарениям дали миру самых выдающихся личностей. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело; композиторы Бах, Бетховен, Пол Маккартни; ученые Иван Павлов, Альберт Эйнштейн, Жорес Алферов. Писатели Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Владимир Маяковский; полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Жанна д’Арк; Актеры Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Вупи Голдберг, Джулия Робертс, Киану Ривз. И это еще далеко не все! Конечно, не каждый левша гениален. Это факт. Но у леворуких больше шансов, чем у праворуких, стать великими. Это тоже факт. Если в вашей семье родился ребенок-левша, не спешите лишать его этого шанса. А если у него обнаружились способности в разных сферах жизни-обязательно развивайте их.Запишите его в секцию или кружек.


Как надо вести себя родителям с ребенком — «левшой».

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться перевести на игру.
Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объяснив всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы и подарки.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, чтобы не снизить уровень самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно показать его специалистам.

Как «не надо» себя вести с ребенком -«левшой»

Не надо даже в шутку посмеиваться поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Не надо подчеркивать при знакомых людях,что ваш ребенок левша и отличается от других..
Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка на «правшу», И наказывать, когда он не поддается обучению.
Не доводите ребенка до слез и не вызывайте своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Ни в коем случае не надо быть сухим и педантичным, общаясь с ним.
Не надо стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Не надо учить ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Исключите создание такой обстановки для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.

Почему не стоит переучивать «левшу»

Наверное, сказанного выше достаточно, чтобы понять, что заставлять ребенка левшу пользоваться правой рукой вместо левой не следует. По крайней мере, специалисты настоятельно рекомендуют этого не делать. Гуманитария невозможно превратить в человека с техническим складом ума. Насильственное переучивание может привести к тому, что ребенок станет нервным и раздражительным. Он будет лениться и плохо учиться в школе. Более того, впоследствии его организм может так воспротивиться неудобствам, что у ребенка возникнут заикание, нервные тики и даже энурез. «Левшество» — это не патология, а интересная особенность.

«Комплекс левши»

Главная проблема левшей в том, что их меньшинство. Как известно, в жизни часто считается, что прав тот, кто сильнее или принадлежит к большинству. Левши бессознательно могут переживать из-за этого. Причем, если ребенку не говорить, что он не такой, как все, проблемы просто не возникнет. Как утверждают детские психологи, чаще всего комплекс левши появляется по вине родителей. Иногда бывает, что внимание на левшестве ребенка заостряет его учитель, тренер или просто какой-нибудь знакомый. Если это происходит, нужно обязательно поговорить с этим человеком. Скорее всего, он делает это, не осознавая последствий. В случае непонимания лучше просто оградить ребенка от такого общения, например, перевести в другую школу. Если не сделать этого вовремя, ребенок может стать замкнутым и необщительным. Помните, здоровье ребенка дороже всего. И еще, ни в коем случае нельзя ставить в пример левше детей правшей. Лучше сравните его поступки… с его же поступками: «Вчера ты сделал это хорошо, а сегодня у тебя не получилось. Но обязательно получится!»

Как учить?

Ведущую руку левши необходимо развивать с достаточно раннего возраста. Попросите ребенка положить ее на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый палец. Сама ладонь при этом должна плотно лежать на столе. Также можно предложить ребенку перелить с помощью пипетки воду из одного маленького сосуда в другой. Образное мышление маленького левши можно использовать при обучении его грамоте и письму. Скажите что буква «Х» — это шагающий человечек, буква «Ф» похожа на очки, а буква «Ч» — на носик чайника. Аналогичные ассоциации можно подобрать к каждой букве. Причем ребенок может сделать это и самостоятельно. Часто бывает, что дети левши пишут буквы не в ту сторону — «отзеркаливают» их. В этом помогут специальные упражнения. Заполните целую строчку, например буквами «Р» и парочку букв в этом ряду специально нарисуйте неправильно, «зеркально». Пусть ребенок найдет эти буквы. Можно в некоторых буквах «забыть» дорисовать какие-нибудь элементы, пусть ребенок сделает это сам. Кстати, если у правшей при письме свет должен падать слева, то левше рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. Чаще всего почерк левши имеет левый наклон или вообще его не имеет. Ему так писать удобнее. Это не страшно. Почерк — один из штрихов в индивидуальном портрете каждого человека. А индивидуальность необходимо развивать. Оригинальность в поступках левшей — это неизбежность. Как говорят учителя, дети левши особенным образом складывают числа. Правши спокойно считают многозначные числа столбиком и складывают сначала единицы, а потом десятки и сотни. Левши делают это невообразимым, известным только им способом. Например, складывая 14 и 55, они могут сначала к 55 прибавить 5, потом 10, а потом отнять единицу. Левши не любят и не желают решать задачи по физике или математике, пользуясь заданным алгоритмом. И, кстати, часто приходят к правильному ответу совершенно нерациональным путем. Они делают это не специально, просто им так удобнее.

Чему учить?

Левши бывают небрежными, когда рисуют, лепят из пластилина и т.п. К этому следует относиться терпимо. Помните, что этот ребенок мыслит образно, он человек творческий. А творческие люди всегда несколько бесшабашны. Они придают большее значение содержанию, а не форме. Многие левши хорошо играют в теннис или отлично фехтуют. А вот заниматься каким-нибудь видом единоборства сможет не каждый из них. Кроме того, левши с удовольствием учатся есть, пользуясь вилкой и ножом. Если «праворуким» детям непросто привыкнуть к тому, что вилку необходимо переложить в левую руку, то левшам к этому и привыкать не надо. Кстати, левши быстро обучаются печатать, потому что в этом процессе тоже задействованы обе руки.

Что вам поможет?

Чтобы чувствовать себя увереннее с ребенком левшой, вы можете приобрести специальную литературу. По словам детского психолога Натальи Ульянкиной, самой доступной по содержанию и очень полезной является книга Ивана Караьева «Если ваш ребенок — левша». Хорошо бы прочитать и статью под названием «так как же все-таки быть с левшами?» в книге Станислава Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках». Лучше понять, как «устроен» ваш непохожий на остальных ребенок, вы сможете, познакомившись с книгой Т.Н. Марютиной и О. Ю. Ермолаева «Введение в психофизиологию». На этом можно было бы и закончить, но есть одно «но». Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо — правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у «праворуких» детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто «леворукий». Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор.

Левшей готовьте к школе с пяти лет.

Левши ничем не отличаются от правшей, у леворуких детей сильнее развито правое полушарие мозга. Оно отвечает за образное мышление. Поэтому левшам для того чтобы запомнить, к примеру, алфавит, нужно придумать образ: буква «о» — колесо или баранка. У каждого ребенка своя ассоциация.
Родители левшей часто пытаются переучить своего ребенка, заставляют его писать правой рукой. Специалисты рекомендуют не делать этого. Переученному левше труднее придется в школе, он может даже серьезно заболеть.

Определите ведущую руку уже к 4 — 4,5 годам. Если ребенок не может сделать этого сам, покажите его специалисту. У левшей часто возникает дисграфия (патологическая неграмотность) или зеркальное письмо (наклон букв в противоположную сторону). Поэтому перед школой консультация у нейропсихолога или медицинского психолога просто необходима.

Для левшей-школьников важен щадящий режим, так как они склонны к психосоматическим заболеваниям. При любом эмоциональном перенапряжении могут возникнуть проблемы: нарушение аппетита, сна, появление страхов.