Коран об уважении к родителям. Благодеяние к родителям – твоя религия Уважение к матери в мире

МУФТИЙ РД АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ

Каждый родитель видит в своем ребенке не только радость глаз и продолжение потомства, но и заботу о себе в старческом возрасте. Однако для этого нужно воспитать в детях подобное отношение. От нашего воспитания напрямую зависит то, как дети, когда они станут самостоятельными, будут относиться к престарелым родителям.

Поэтому хотелось бы затронуть тему отношения детей к родителям – в рамках вопроса «Как дети должны почитать своих родителей?».

В первую очередь родители должны приложить усилия , чтобы привить детям богобоязненность и послушание Всевышнему, а потом любовь, уважение и послушание по отношению к себе. Ведь они будут нести ответственность в День суда за своих детей, за то, что не воспитали их должным образом, как это предписывает Ислам.

Почитание родителей является одним из важнейших вопросов, который Всевышний выделил в Коране после поклонения Ему. Также Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха. Повиновение родителям во всем, что не противоречит Шариату, – одна из обязанностей, которую возложил на детей Аллах.

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا

В Коране Всевышний говорит (смысл): "…Поклоняйтесь только Мне и относитесь хорошо к своим родителям " (сура «Ан-Ниса», аят 36).

Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к престарелым родителям, так как их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Всевышний также повелевает проявлять к родителям сочувствие и часто делать за них дуа: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким ».

Не почитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху I сотоварища и убийством человека. В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей – он даже не почувствует аромата Рая, не принимаются его хорошие деяния.

Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы . Так говорится во многих хадисах Пророка (ﷺ).

Однако некоторые дети, когда становятся самостоятельными, перестают уделять внимание родителям. Сколько же матерей отдают полностью себя тому, чтобы их дети встали на ноги, а впоследствии видят их лишь в праздничные дни. Бывает и так, что ребенок, слушающийся родителей, старающийся услужить им, стремящийся к их довольству, вызывает у нас удивление, настоль редким стало это явление в наше время. Сегодня родители чаще всего следуют за детьми и их желаниями.

Нередко можно увидеть, что дети командуют над старыми родителями, указывают им, что делать, где жить и чем довольствоваться. Это есть признак приближения Судного дня . В то же время эти же дети спешат угодить своему начальству, работодателю и т.д., стараются выполнить их сверх поручения, терпеливо, без возражения подчиняются им говоря, что они просто оказывают уважение. На самом же деле это больше похоже на подхалимаж.

Каким образом оказывает почтение человек, стремящийся только к мирскому? Где грань между подчинением, уважением и подхалимажем?

Разница между подчинением и подхалимством в том, что подчинение – это выполнение рабом (человеком) повелений Всевышнего Аллаха или приказаний людей, даже если это будет велено в желательной форме. А также отказ от запрещенного, даже если на это будет указано как на нежелательное действие.

Если же человек подчиняется и выполняет веления Всевышнего Аллаха, а также повеления кого-либо, и отказывается от всего, что они запретили, ради получения довольства Всевышнего Аллаха, это и есть уважение. Уважение - это отношение одного человека к другому, признавая достоинства его личности. Уважение - одно из важнейших требований этики.

Однако если раб (человек) оказывает какое-либо почтение другому человеку не ради довольства Всевышнего Аллаха, а лишь ради мирского и в свою угоду, то это будет подхалимством. В общем, угождать не ради довольства Аллаха имеющим авторитет и вес в обществе людям – есть подхалимаж.

Когда же дело касается подчинения родителям, то нередко дети проявляют по отношению к ним настоящую агрессию, ни сколько не учитывают их желания и интересы, не спешат помочь им, не терпят от них поучений и, более того, прерывают с ними отношения – в то время, когда Всевышний обязал повиноваться родителям и искать их довольства. Почитание родителей в Исламе – это одна из форм ибадата (подчинения Всевышнему).

وَوَصَّيْنَا الإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا

В Коране говорится: (смысл): «Мы заповедовали человеку, [т. е. повелели и обязали его] хорошо относиться к родителям, ведь мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его » (сура «аль-Ахкаф», аят 15)

Что же значит – повиноваться родителям? Каковы обязанности детей по отношению к ним? Как должны дети почитать родителей? Какие знаки уважения должны им оказывать?

1. Дети обязаны подчиняться своим родителям и всегда стараться угодить им во всем, что не противоречит повелениям Всевышнего . Детям надлежит всегда помнить о том, что "Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей" (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани).

Однажды Пророка (ﷺ) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего? » – «Вовремя совершённый намаз »,– был ответ. «А за ним какое? » – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро » (Аль-Бухари, Муслим).

2. Недостаточно просто хорошего отношения к родителям , нельзя совершать ничего, что показывало бы не уважение к ним. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Не следует смеяться громко, а также сидеть перед ними, когда они стоят, лежать в неприличном положении, оголять тело в их присутствии. Необходимо вставать, когда они встают или заходят в комнату, проявляя к ним уважение; стучаться, когда заходите к ним; не следует идти впереди них; повышать голос, находясь рядом с ними –– это все считается не почитанием родителей.

3. Ни в чем нельзя их упрекать; не следует смотреть на родителей искоса; смотреть им в лицо, нахмурившись. В хадисе говорится: «Кто смотрит на родителей сердито – не подчиняется им » (ад-Дарукутни).

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот решил его наказать (ударами таъзира). Кто смотрит в глаза родителям, тот неуважительно к ним относится. А кто обидел родителей, тот их ослушался ».

4. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном . Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, спокойным тоном.

إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً

Всевышний сказал (смысл): «…Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «уфф» и не кричи на них, а говори им слово благородное » (сура «Аль-Исра», аят 23).

5. Следует знать, что обеспечение родителей в старчестве ложится на плечи детей , поэтому они должны покупать для них одежду, обувь, продукты питания; если они не могут сами готовить или передвигаться, то необходимо или помогать им, или нанять человека, который будет присматривать за ними, готовить, стирать их одежду и т.д.

Старость – период жизни, когда родители больше всего нуждаются в оказании им помощи, добром отношении. Всевышний указал на этот период времени из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в старости, а также потому, что известно: человеку тяжело заниматься различными делами в этом возрасте.

АбуХурайра передает что Пророк (ﷺ), сказал: «Унижение и позор, тому, кто застал обоих своих родителей в старости, одного из них или обоих, и не вошёл в Рай » (Муслим). То есть услужение и внимание оказанное родителям в старческом возрасте может стать причиной для входа в рай.

6. Дети должны помогать родителям в их делах – как могут и чем могут . Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, несущим тяжёлую ношу. Дети не должны оставлять на мать всю работу по наведению порядка в доме, наоборот, им следует ухаживать за своей одеждой, обувью, мыть посуду, убирать за собой, заправлять свою постель, и так далее. Дочь должна помогать матери по мере сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за младшими братьями и сёстрами, заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, медресе.

Сообщается, что Джахима (да будет доволен им Аллах), придя к Пророку (ﷺ), сказал: «О Посланник Аллаха ( ), я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой ». Пророк (ﷺ) спросил: «Жива ли твоя мать? » Тот ответил: «Да ». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами » (имам Ахмад).

7. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей . Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.

Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей ». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей? » Он ответил: «Бывают; один человек ругает, порочит родителей другого, а тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого » (аль-Бухари, Муслим).

8. При необходимости выехать куда-нибудь детям, прежде всего, необходимо посоветоваться с родителями, и выехать в путь получив их согласие . Если родители позовут, следует отозваться сразу же, будь вы дома, рядом или в пути.

9. После их смерти необходимо выполнить их завещание, укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили . В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили » (Муслим).

10. Детям следует посещать могилы своих родителей , постоянно делать им дуа и просить за них у Аллаха прощения и милосердия к ним, раздавать милостыню за них.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знаний, которыми смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него » (Муслим).

Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, человек будет непрестанно возвышаться по степеням в Раю и скажет: «Откуда всё это?» Ему ответят: «Это по причине того, что твой сын просил за тебя прощения ». (Ибн-Маджа).

В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т.е. будет часто делать о них дуа, просить о прощении их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям » (Абу Дауд).

Если посмотреть на наше отношение к родителям, мы обнаружим, что очень часто пренебрегаем их мнением и проявляем по отношению к ним ослушание. Да помилует нас Аллах. Такое поведение – большой грех, и очень часто дети даже не подозревают, что те или иные их действия являются непослушанием родителям.

АбуХурайра сказал: «Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха, и спросил: «Кто в первую очередь среди людей заслуживает моей прекрасной заботы? » Он ответил: «Твоя мама ». Тот спросил: «Затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Затем твой отец ». (Муслим)

К непослушанию относится и такие действия:

Если сын или дочь могут принизить достоинство своих родителей , считая их мнение менее весомым, так как они – умнее, богаче, образованнее, выше по социальному статусу и т.д., что детей заставило возгордиться.

Если сын считает других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей и старается угодить им .

Если сын или дочь называют родителей по имени, тем самым принижая их достоинство или не уважая их .

Говорите благородное, будьте благодарными, великодушными, спокойно слушайте своих родителей, проявляйте к ним уважение.

Благодарность по отношению к родителям связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей » (сура «Лукман», аят 14).

وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

Всевышний повелевает нам (смысл): «Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они растили меня ребенком » (сура «Аль-Исра», аят 24).

Если вы обладаете разумом, то остерегайтесь проявлять ослушание своим родителям, т.к. последствия этого греха очень тяжелы. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей, оно смывает грехи, улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.

Однажды к Пророку Мухаммаду (ﷺ) явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха. Однако Пророк (ﷺ) не стал торопиться, и спросил его: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей? "Человек ответил: "Они оба живы ". Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "И ты хочешь получить награду Аллаха I? " Этот человек сказал: "Да ". Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо! » (Аль-Бухари, Муслим).

Попробуйте внести в строку поиска в Google слова «доброе отношение к родителям» и увидите, что 5-6 статей из первого десятка будут исламскими. Почему? Да потому, что ислам – это религия, которая делает акцент на почитании родителей, милости и уважении к ним. Господь предписал нам хорошее отношение к родителям и предостерег от проявления неуважения к ним. Несколько аятов Корана ставят почитание родителей наряду с важнейшим принципом ислама – поклонением и служением Одному Богу. Так, мы узнаем о важности доброго и уважительного отношения к родителям в исламе.

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно» (Коран 17:23)

Ни единого грубого слова, ни даже недовольного взгляда не должно быть обращено в сторону родителей. Почитание родителей становится поклонением, если человек, выполняя предписанное, желает достичь довольства Господа.

«И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: "Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким» (Коран 17:24)

При слове «крыло» воображение рисует птицу, ласково укрывающей птенцов, и напоминает о доброте родителей к детям.

Любовь и милосердие Милостивого Господа проявляется в добрых отношениях детей и родителей. Он налагает строгий запрет на неподобающее обхождение с родителями. Еще в одном аяте Корана Всевышний призывает нас быть благодарными Ему и родителям. И снова это подчеркивает важность прав родителей над нами.

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Коран 31:14)

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также не раз упоминал о правах родителей и благочестивом отношении к ним. Как-то один из сподвижников спросил, какое доброе дело наиболее любимо Господу. «Молитва в предписанное время» ответил посланник Аллаха. «А затем?» – «Благочестие и покорность родителям» (Сахих Аль-Бухари). Мы видим, подобающее обхождение с родителями стоит сразу после главной обязанности в исламе – молитвы.

Больше чем Великодушие

В Коране и хадисах пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, слово бирр обозначает доброе отношение к родителям. Чаще всего оно переводится как доброта или великодушие. К сожалению, как и большинство арабских слов, бирр теряет свою глубину в переводе на русских язык. Это не только доброта, но и милосердие, сопереживание, уважение и даже терпение. Ислам – не просто религия, а образ жизни, где перечисленные качества должны составлять основу всех взаимоотношений, особенно родителей и детей.

Родители ухаживают и заботятся о детях долгое время, но проходит время и уже у них появляется потребность во внимании. Дети обязаны заботиться о родителях. В их отношении должны проявляться все оттенки бирр. А награда от Господа последует обязательно. Пророк Мухаммад говорил:

«Господь даст легкую смерть, а затем Рай тому, кто выполнит три вещи: будет мягким по отношению к слабому, заботливым к родителям и добрым к рабам» (Тирмизи).

Пример Абу Хурайры

Абу Хурайра был одним из наиболее близких сподвижников посланника Аллаха. Он запомнил и передал множество хадисов. Его жизнь может послужить наглядным примером доброго и почтительного отношения к родителям. Он принял ислам, но, казалось, ничто на свете не могло убедить его мать последовать примеру сына. Убитый горем он отправился к посланнику Аллаха, чтобы тот попросил Господа о наставлении для его матери. Посланник Аллаха внял его просьбе, и совсем скоро мать Абу Хурайры произнесла: «Нет Божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад – Его посланник» и, тем самым, приняла ислам.

Всю жизнь Абу Хурайра был добрым и снисходительным с матерью. Когда он хотел выйти из дома, то подходил к ее двери и говорил: «Мир тебе, моя мама, милость и благословение от Аллаха» и она отвечала теми же словами. Иногда он говорил: «Пусть Господь будет милостив к тебе, ведь ты заботилась обо мне, когда я был ребенком». А она отвечала: «Пусть Господь будет благосклонен к тебе, ведь ты спас меня от ошибки, когда я уже состарилась».

Абу Хурайра всегда призывал других к доброму отношению к родителям. Однажды, увидев на улице двоих мужчин, он спросил того, что моложе: «Кто тебе этот человек?». Он ответил: «Мой отец». Тогда Абу Хурайра дал совет: «Не обращайся к нему по имени, не иди перед ним и не садись прежде него».

Мягкость и забота в отношении Абу Хурайры с матерью учат нас взаимной любви и обязательствах друг перед другом. Мусульмане обязаны быть учтивыми и великодушными с родителями, неважно – мусульмане они или нет. А величайшее проявление любви – обращение ко Всевышнему с мольбой об их наставлении. Во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, люди принимали ислам. И в большинстве случаев это шло вразрез с убеждениями родителей. Но посланник Аллаха наставлял мусульман быть добрыми и слушаться родителей, если только они не повелевали ослушаться Господа.

«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили» (Коран 31:15)

Исполнять долг перед родителями, подчиняться им, быть учтивыми, добрыми и великодушными – великая обязанность каждого мусульманина. Но повиновение Господу всегда превыше всего.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. (Мат. 12, 46. Лук. 8, 19.)
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
Даже здесь мы видим конфликт матери и ребёнка. Мать не стала для Христа кем-то важным, кем-то уважаемым. Просто родительница, которую надо почитать, то есть чувствовать свой долг перед ней. Да и в самой Библии сказано о почитании родителей. И, заметьте, именно обоих родителей - отца и матери, т.е. не выделяют именно женщину, которая родила, а говорят о тех, кто воспитал. Ребёнок чувствует свой долг за воспитание, а не за рождение. Но это именно почитание - признание чьего-то доминирующего положения, принятие долга послушания и заботы. А уважение? Если принять постулат, что уважать мать следует за то, что она родила, как быть с отцом, который не рожал? Уважать за то, что зачал? И на этом основании уважать всех мужчин, особенно насильников и "гулящих"? Два варианта: либо принять, что почитание - это уважение, и на этом основании пойти против Библии, уважая только мать, либо почитать (то есть чувствовать свой долг) обоих родителей за то, что они воспитали и вырастили тебя (или не почитать, ибо почитания требует только свод еврейских законов, собранных в Ветхом Завете, к которому атеисты не имеют никакого отношения). Но во втором случае становится совершенно непонятно, с какой стати женщина требует уважения только на том основании, что она мать и родила? И если речь идёт именно о библейском почитании - где сказано, что надо почитать чужих родителей? Только своих. А если не опираться на Библию, то возвращаемся к картинке с кошкой. Нужно ли уважать того, кто следует своим инстинктам и выполняет заложенную в него биологическую программу?
К тому же, уважение - это такая категория человеческих отношений, которая не обладает общечеловечностью. Кто будет уважать богатого человека? Только тот, для кого последний является примером. Кто будет уважать учёного-бессеребренника? Только тот, кто ценит ум и сам является увлечённым человеком. Получаем, что мать будут уважать только женщины, которые сами являются матерями или стремятся ими стать. А те, кто не может и не хочет в силу физиологии или по другим мотивам? За что им уважать "достижения", абсолютно чуждые по духу? Да и почему женщина-мать хочет именно уважения? Почему ей недостаточно любви близких и почитания её собственных детей? Может, подсознательно она понимает, что любовь и почитание - это биологические функции, свойственные животным, а хочется получить признание именно своими человеческими качествами. Вот и напирают на то, что "ах вас родители не научили уважать мать!", пытаясь вызвать у собеседника чувство неполноценности за то, что он чему-то в детстве не был научен, а, следовательно, является каким-то ущербным членом общества. И многие покупаются на этот дамский приём, ибо никому не хочется быть ущербным в глазах окружающих.

Сейчас у нас век деградации, и одна из его характеристик в том, что материнство перестало быть почетным и уважаемым. К сожалению, сейчас роль матери не считается важной, особенной. Это не дает женщине никаких преимуществ и уважения. К сожалению. Даже наоборот – накладывает на нее много ответственности и чужих ожиданий, лишает свободы, истощает и так далее.

Сегодня каждая мать может столкнуться с оскорблениями на ровном месте, с бестактными вмешательствами посторонних людей, с насмешками в свой адрес (особенно если она не работает). Даже дома ей не будет покоя – и многие мужья пользуются беззащитностью своих беременных или едва родивших жен, совершая над ними психологическое и физическое насилие. Видя это, дети тоже перестают уважать своих матерей, и позволяют себе и грубые слова в их адрес, и рукоприкладство, и пренебрежение ими. Даже родители, которые, казалось бы, через все это прошли в той или иной мере и должны понимать, как это непросто, могут становиться для юной матери настоящим стрессом. Своими придирками, издёвками, насмешками, вмешательствами и пренебрежительными высказываниями.

А когда-то день матери начинался с того, что по утрам дети ей приносили свои поклоны (и это есть в Писаниях).

Когда-то любая женщина почиталась в обществе лишь потому, что она мать – уже сейчас или в будущем. Мать для человека была чем-то чистым, святым и неприкосновенным. Ее просьбы и приказы исполнялись незамедлительно. Даже если она обронила их, не подумав. Когда юноша покидал дом своего учителя (примерно в 25 лет), он получал наставления, первым из которых было: «Почитай мать свою как Бога». Похоже на библейские заповеди, верно? Это было совсем другое время и совсем другие отношения.

Сейчас мы живем в мире, где ценится только то, что можно продать. Поэтому суррогатные мамы иной раз в обществе уважаемы больше, чем все остальные – как минимум, они смогли на своей природе неплохо заработать. И материнство обесценили, а матерей – сняли с их почетного трона.

Но знаете, что в этом всем самое страшное и губительное? Мы сами в это поверили. Мы сами позволили себя убедить в том, что материнство – это ничего особенного. Мы сами не испытываем уважения к своему труду, и как следствие, мы позволяем другим так к нам относиться, иной раз даже считая, что они в чем-то правы. Мы сами испытываем иной раз чувство вины за то, что мы «всего лишь» матери, ничего больше (хотя может ли быть что-то больше и значительнее?).

Мы сами не уважаем в себе материнское начало, чураемся его, подавляем в угоду моде, задвигаем его в самые дальние уголки своей личности.

Мы с детских лет наблюдали, что за свой титанический труд от общества может получить мать (например, огромное современное пособие в 150 рублей в месяц на ребенка старше полутора лет), и мотали на ус. Формировали свою картинку, что будет со мной, когда я стану мамой, делали выводы.

Когда я была маленькой и слышала, как кто-то неуважительно общался с моей мамой, внутри меня все сжималось в комок. Я была всего лишь маленьким ребенком, но как мне больно было видеть мамину беспомощность и беззащитность! И как обидно было за нее, когда кто-то позволял себе ее оскорбить или ею пренебречь. Я не знаю, как с этим справлялась сама мама – наверняка многие такие вещи она просто научилась не замечать. Но маленькие детские глаза не могли не заметить. Ни мама, ни я ничего не могли с этим сделать. Приходилось просто проглатывать. В моей голове тогда прочно укоренилось, что матерей никто не уважает. Вроде как не за что сильно уважать, ничего особенного не сделано, родить может каждая.

Когда же я сама стала мамой, я поняла, какой на самом деле это труд. Как это непросто и насколько эта работа лишена любых поощрений со стороны. Никогда и никто не скажет тебе, что ты хорошая мама и делаешь что-то правильно. Даже от близких и родных сложно дождаться похвалы, одобрения и поддержки, что уж говорить о посторонних. Зато каждый посчитает своим долгом тут поправить, тут скорректировать, тут наброситься со своими обвинениями.

Если ты кормишь грудью, то услышишь, что и молоко у тебя не слишком жирное, если ребенок прибавляет понемногу, или что оно у тебя слишком жирное, вон какого откормила. Если кормишь после года – растишь маменькиного сынка. Если не кормишь – просто ужасно ленивая мать, которая лишает ребенка самого главного. В памперсах – не будет внуков. Высаживаешь – фанатичка. Одному кажется, что ребёнку холодно, а другому – что ему жарко. Закаливаешь – изверг. Не закаливаешь – не думаешь о его здоровье. Продолжать можно бесконечно. Мать в глазах общества никогда не бывает права.

Такова наша реальность. Множество требований, нависающих как дамоклов меч над головой, множество упреков и шквал критики со всех сторон, гул чужих голосов, в которых так сложно услышать свой.

И многие молодые мамы пишут на форумах о том, как бы им хотелось тишины рядом, чтобы никто не давил, чтобы было разрешено и позволено жить собственной жизнью и растить ребенка так, как ты этого хочешь. Даже здесь мы ждем какого-то позволения со стороны, словно у нас нет права такие решения принимать.

А потом почти в тридцать лет, и уже с двумя детьми я попала в святое место Индии – во Вриндаван. Этот городок особенный, ведь там сохранились традиции, насколько это возможно. Раньше так было везде, но сейчас уже даже в Индию проникла деградация, и отношение к женщинам стало меняться. Но давайте про Вриндаван, где еще есть культура и уважение к матерям.

Женщинам там работать запрещено, коровы свободно гуляют по улицам, как и маленькие дети. А еще каждую женщину независимо от возраста, там называют «матаджи», что по-русски будет «матушка». С почтением, иной раз даже благоговением. И неважно, что продавец, который к тебе обращается старше тебя вдвое. Все равно для него ты – «матушка». Он видит в тебе материнское начало, он его уважает и выражает таким образом свое почтение.

Здесь ни один мужчина (несмотря на то, что это Индия) не подойдет и не притронется к тебе, не станет флиртовать и не выскажет никаких грязных предложений. Максимум – проявит к тебе внимание, защитив от обезьян или оказав какую-то помощь (даже если ты не просишь).

Здесь на заднем стекле машины часто можно встретить надпись, которая переводится как «Защита женщин и уважение к женщинам – мой долг и моя честь». И там я в это верю. Потому что я нигде не чувствую себя в такой безопасности, даже если иду по улице ночью одна.

А если водитель тук-тука узнает о том, что ты беременна, он везет тебя как самую великую драгоценность этого мира, объезжая все кочки и теряя скорость, в ущерб собственному заработку (мне повезло прокатиться пару раз с беременными женщинами).

Говорят, что в Индии женщины бесправны и унижены, но я во Вриндаване поняла, насколько бесправны и унижены мы, ведь мы стали всего лишь инструментами достижения целей и чьими-то игрушками. А главное – растеряли самоуважение. Мы променяли нечто очень важное, что не купишь ни за какие деньги, что невозможно ничем заменить, на красивые обертки, в которых – пустота. Мы поверили в то, что материнство ничего не стоит. И что мать недостойна уважения лишь потому, что она – мать.

И здесь я ощутила в полной мере, как же это здорово и безопасно – быть матерью. Сколько в этом силы, энергии и перспективы.

Когда нет цели кому-то что-то доказать – например, что ты не клуша, не иждивенка и не лентяй. Здесь все это понимают, принимают и уважают. Более того, другая – а точнее, наша – жизнь для них – нонсенс.

Один аюрведический врач там сказал мне:

«Если бы моя жена работала, я бы не чувствовал себя мужчиной. Это было бы моим личным поражением, если бы отдал свою жену и мать своих детей на растерзание этому миру. Она слишком хороша для всего этого.»

Вот так во Вриндаване относятся к женщинам, к матерям. И они ходят с гордо поднятой головой, хотя их лицо при этом прикрывает свободный конец от сари. Как-то я ехала в тук-туке, который чуть не задавил - а точнее, слегка толкнул передним колесом, одну матаджи. Сбежалась куча мужчин, которые начали ругать незадачливого водителя, параллельно справляясь о ее самочувствии. Хотя она, кажется, не особо и заметила и даже не испугалась. Она чувствует себя защищенной.

Так относились к матерям не только в Индии, но и во всех традиционных культурах. Христиане из всех женщин более других почитают именно Богородицу, в Италии, где католичество наиболее сильно, до сих пор мама – это святое слово для каждого, мусульманские мужчины для своей матери могут свернуть горы, в еврейских семьях и вовсе именно по матери определяется чистота рода, она в некоем смысле является его главой. Но время идет, культура и традиции обмениваются на рыночную экономику, свободу во всем и равноправие. И мы имеем то, что имеем. Мы вынуждены сами о себе заботиться, беспокоиться о завтрашнем дне и постоянно участвовать в каких-то гонках на выживание. И не просто бежать, но и стараться прибежать первой, чтобы получить уважение. То самое, которое нам положено хотя бы потому что мы – матери. Настоящие или будущие. Все потому что мы сами не привыкли уважать самих себя.

Вспомните, что мир – это огромное зеркало, которое отражает наши же ощущения и установки.

Если вы сами начнете уважать то, что делаете каждый день (как бы ни казалось это глупо и эгоистично), то и вокруг многое изменится.

Если ваш муж гонит вас работать
Если от него нет благодарности за ваш труд, только сплошные упреки
Если подросшие дети постоянно обижают вас словом и делом
Если над вами подсмеиваются, считая вас наседкой
Если родственники называют вас лентяйкой и нахлебницей
Если в очередях вы слышите презрительные «нарожала!»
Значит, внутри вас живет именно такое ощущение к материнству в целом и своему – в частности. Загляните в свое сердце и свою голову, и вы найдете причину всего этого. Вы сами себя не уважаете и позволяете так относиться к себе и своей миссии.

С чего можно начать это менять? Ответ вам может не понравиться. Потому что вам придется сперва научиться уважать свою маму и маму своего супруга. Просто за то, что они дали жизнь вам и вашему любимому, воспитали как смогли. Снять все претензии к ним, недовольства и обиды. Увидеть то огромное количество усилий, которое они вложили в каждого из вас. Научиться быть за это благодарной настолько, чтобы при встрече с ними вам хотя бы мысленно захотелось им поклониться. И вместе с этим вы заметите, как произойдут изменения внутри вас.

Есть чудесная практика поклонов, помогающая развить в душе это чувство. Когда вы каждый день начинаете и заканчиваете с настоящего физического поклона перед фотографиями ваших мам. И поклон непростой, а длительный, осознанный и глубокий. И так в течение минимум 40 дней. За этот период вы обязательно почувствуете изменения внутри себя. И следующий шаг после такой проработки случится сам.

Вы начнете иначе относиться и к себе самой, потому что за это время у вас выработается привычка замечать материнский труд и почтительно к нему относиться.

Здесь можно много говорить, но лучше попробовать. Это изменит многое – и отношения в семье, и отношение к самой себе, и даже отношение ко всем остальным женщинам этого мира. Все мы так или иначе матери, эта энергия (в отличие от сексуальной) нас объединяет и делает сильнее.

Женщиной, которая научилась уважать себя и обрела внутреннюю силу, уже невозможно манипулировать, на нее не получится и давить. Все те, кому хочется куда-то вылить желчь, пройдут стороной, почувствовав ее внутреннюю силу (а поверьте, материнская сила в миллионы раз сильнее обычной женской!). Зато все те, в чьем сердце есть любовь, будут к такой женщине притягиваться естественным образом.

Такая ли дешевая и ненужная, устаревшая и несовременная штука по итогу это самое «уважение к матери»? Или это основа основ и начало начал, ворота в новую, лучшую жизнь и спасательная шлюпка с тонущего корабля? Каждая из нас сделает свой выбор.

Ольга Валяева

Рейтинг: / 16

По тому как человек заботится о своих родителях можно судить о нем самом. Вы знаете что, в Исламе на втором месте после вовремя сделанного намаза стоит почитание родителей? Абдуллах бин Мас`уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: - (Однажды) я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он сказал: «Совершаемую своевременно молитву». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Проявление почтительности к родителям». Я спросил: «А после этого?» Он сказал: «Борьбу на пути Аллаха» . (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).

Сам Всевышний сказал об этом в Коране так: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 23-24).

В своих комментариях Ибн Касир пояснил, что «не говори им: «Тьфу!» - значит: «не говори им ничего дурного, даже слова «Тьфу!», которое находится на низшей степени дурных слов». Мусульманин живет по законам данным ему Всевышним, которые записаны в Коране . Не выполнение этих законов ведет непослушанию Аллаху, ибо почитание родителей – это путь к раю. В суре Лукман Всевышний дает нам указание: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (аят 13-14).

Но выполняем ли мы заветы Аллаха? Относимся с почтением и вниманием к своим родителям? В вышеприведенном аяте Всевышний указывает, что рождение ребенка для женщины – это тяжелое испытание. Помним ли о том, что родители не смыкали глаз в те дни, когда мы болели? Вспоминаем ли об этом, когда родители больны и нуждаются в нашей заботе? Помним ли о том, как мать стирала наши пеленки, вытирала сопли, собирала разбросанные по всему дому вещи? Помним ли мы об этом, когда ворчим на них за то, что они забывают положить на место вещи или находятся в крайне тяжелом состоянии и мы брезгуем кормить их и убирать за ними? Благодарим ли мы их за бессонные ночи, за переживания? Любой родитель пойдет на все, что бы защитить своего ребенка. А мы способны пожертвовать собой ради родителей? В суре Юсуф описаны страдания отца по сыну: «И его глаза покрылись бельмами от печали, которую он сдерживал.» (аят84). Способны ли прощать им обиды, как они прощают их нам? Даже отец Юсуфа просил у Господа прощения для своих сыновей: «Они сказали: «Отец наш! Попроси прощения нашим грехам. Воистину, мы были грешниками». Он сказал: «Я попрошу моего Господа простить вас, ведь Он - Прощающий, Милосердный». (сура Юсуф аят 96).

Жизнь и деяния Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) являются примером для мусульман, а его слова – руководством к действию. Вот что говорил Пророк (мир ему и благословение) об отношениях к родителям: "Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям, тому откроются две двери в раю, а кто подчинится одному из родителей - тому одна дверь. А кто не покорится Аллаху и ослушается своих родителей, для того откроются две двери ада"

В самом начале приведен хадис из которого следует, что первое из любимых дел для Аллаха – вовремя сделанный намаз, на втором месте - проявление почтительности к родителям и на третьем – борьба на пути Аллаха. Так вот, Пророк (мир ему и благословение) запрещал сражаться тем, у кого были престарелые родители, ставя на первое место заботу о них. Во время сборов Пророка (мир ему и благословение) на джихад, к нему подошел один человек и попросил взять его с собой, тогда Пророк (мир ему и благословение) поинтересовался, живы ли его родители. «Да», – ответил человек. «Это и есть твой джихад», – сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение). (Аль-Бухари) Это значит, что нахождение с родителями их поддержка в старости и есть джихад мусульманина, который является важнее борьбы на пути Аллаха. В еще одной истории Пророк (мир ему и благословение) говорит: "Рай - под ногами матерей" . Приведем одну историю о человеке, который нёс на спине свою мать из Йемена до Каабы, совершая паломничество. Возле Каабы он встретил Умара (да будет доволен им Аллах) и спросил его: «Исполнил ли я свой долг перед матерью?» Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Не исполнил». Человек сказал: «Я нёс её на спине, я был для неё слугой, одевал её, помогал в омовении, следил за её чистотой». Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Всё, что ты делал, меньше одного её стона при твоём рождении. Однако то, что ты сделал - это похвально. И Аллах может щедро наградить даже за малое дело».

Всевышний сказал в Коране: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я - один из мусульман». (сура Ахкаф, аят 14). А так же . «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (сура «Аль-Исра», аят 24).

Итак обязанностью мусульманина является почитание родителей и совершение молитвы-доа за них, прося у Всевышнего для них милости и прощения.

В заключении – отрывок из книги «Предостережение от смертных грехов» Ибн Хаджара, известного исламского ученого, жившего в 15 веке. Посмотрите, как актуально звучат эти слова сейчас.

«О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на непослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия! Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе 9 месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты болел, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она явно и скрыто молила Алла ha даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты её не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочёл свою семью, детей, забыл её помощь. Считаешь сложно то, что очень легко. Её жизнь тебе кажется длинной, на самом деле она коротка. Ты покинул её, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далёк от Господа Миров. Он призовёт тебя к ответу, ругая и порицая за то, что ты натворил. И воистину Он ни в чём не обижает своих рабов».

Но наша благодарность родителям не заканчивается после их смерти. В хадисе говорится об ансаре, который спросил Пророка (мир ему и благословение) : "Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?" Пророк ответил: "Да, четыре: дуа (молитва) за них; истигфар (просьба Аллаха об их прощении); исполнение взятых ими обязательств; уважение их друзей и поддержание отношений с родственниками, с которыми те общались. И это есть те благодеяния, которые ты должен выполнить после их смерти" . (Хадис передал Ахмад со слов Абу-Асил Малик Ибн-Рабиа Аль-Саиди, а также Абу-Даут и Ибн-Маджа).

О Аллах! Прости грехи нам наши и нашим родителям. Вознагради их за нас лучшей наградой.

О, Аллах! Возвысь их степень в Раю. А все то, что их постигло из невзгод, пусть это будет очищением для них и искуплением их грехов.

О Аллах! Посели их в высшей степени Рая, в Фирдаусе, вместе с пророками, правдивыми и шахидами.