Кризис трех лет. Кризис трех лет — как преодолеть

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Поведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко

Симптомы кризиса у детей

  1. Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым - малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
  2. Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
  3. В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: «я хочу», «я сам».
  4. Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
  5. Упрямство проявляется в каждой детали - будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
  6. Вредность - еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
  7. Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека (рекомендуем прочитать: ).
  8. Малышу требуется много внимания - даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес - вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
  9. Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку - за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.

Причины кризиса в 3 года

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.

Острая форма кризиса обусловлена неправильным семейным воспитанием, если мама и папа лишали малыша самостоятельности, не позволяли принимать решения, постоянно опекали. Нередко молодым родителям свойственна несогласованность поведения: папа разрешает, а мама запрещает игрушки. Все это приведет к кризису 3 лет.

Сколько длится кризис трех лет?

Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.


Кризис 3 лет - понятие условное, поскольку ребенок может «царствовать» и до 4-хлетнего возраста

Как помочь ребенку пережить это время?

  • Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный , излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
  • Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
  • Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
  • Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
  • Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
  • Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
  • Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке - небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.

В период кризиса для ребенка очень важна его самостоятельность - стоит позволять малышу приобщаться к взрослым занятиям, давать ему делать самостоятельный выбор
  • Справиться с трудностями помогут наставления психолога, если хотите избежать конфликтов, ведите себя соответствующе: спрашивайте разрешения чада во всем, что касается его персоны, идет на прогулку - узнайте, какую одежду он наденет, готовите обед – спросите, что он хочет.
  • Будьте разумными – уступайте в мелочах, например, если сегодня малыш хочет съесть второе блюдо перед супом, ничего страшного не произойдет, в желании взять во двор именно эти игрушки тоже нет ничего страшного.
  • Идите на компромиссы – пусть малыш сам выберет оптимальное для него решение, родителям не нужно ставить ультиматумов.
  • Изучайте психологические особенности вашего ребенка, детский организм индивидуален, обращайте внимание на слабости чада, стройте воспитание не на наказаниях, а на позитивных поощрениях.
  • Если ребенок не справляется, не нужно все делать за него, лучше просто предложите помочь. Если вы столкнетесь с агрессией, не стоит настаивать, пусть малыш все делает так, как выходит, переделать вы можете уже без него.
  • Проявление тепла и ласки – верный путь к преодолению кризисных явлений, нужно заботиться о малыше, чаще его обнимать и хвалить, это сформирует уверенность в себе у подрастающего проказника, позволит чувствовать себя любимым в семье. Особенно в таких жестах нуждаются дети, вынужденные делить любовь со своими братьями и сестрами.
  • Если самостоятельно справится с ситуацией не получается, а напряженная обстановка в семье возрастает, лучше обратиться к помощи профессионального детского психолога.

Не стоит бояться обращаться с чадом к психологу - специалист просто поможет спокойно пережить период кризиса и подскажет родителям, как им поступать в конкретных ситуациях
  1. Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
  2. Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче - вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
  3. Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит - может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
  4. Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.

Восстановить утраченное семейное равновесие самостоятельно бывает не по силам, трудный возраст у детей становится жестким испытанием на прочность. Если вы не можете решить возникших проблем, стесняться психологической помощи не стоит: квалифицированный специалист поможет консультацией и делом, направит вас в нужное русло, позволив вырастить счастливого и полноценного члена общества.

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитывать разбалованного малыша? Что следует знать родителям? Можно ли наказывать ребенка? Как легко пережить кризис? Когда следует обращаться к врачу? На эти вопросы ответит доктор Комаровский в своем видео, он расскажет об основных аспектах воспитания, поделится полезными советами и рекомендациями с родителями.

  • Добрый вечер! Наталья, у нас такая ситуация. Когда моему ребёнку было 1,8 мес его забрала бабушка, т. к. я была беременная вторым, и были сложности, и занималась ремонтом в новой квартире. Ребёнок прожил у бабушки 6 месяцев, вернулся когда малышу было 2 месяца. И сразу началось, стал писать в штаны, перестал какать, ток с клизмами. Меня и мужа не слушается, истерики, крики, на все отрицание, с едой стали проблемы. Малыша обижает, всегда пытается ущипнуть, поцарапать или ударить. Хотя, когда жил у бабушки был идеальный ребёнок все понимал, играл с другими детками, так же с малышами делился игрушками. Сейчас старшему 2,6 мес, а младшему 6 месяцев, ситуация не меняется. Малыша обижает, игрушки не даёт, все отбирает. Даже отбирает игрушки которые подарили брату, он кричит мое не дам. Мы стали дарить обоим игрушки, пытаемся объяснить что надо делиться и меняться, но результата ноль. Так игрушками не делится и с другими детками. Понимаю, мы совершили ошибку, что так долго был у бабушки. Как нам быть? Боюсь что и вырастит, будет обижать и не любить брата.

  • В три года ребенок преодолевает своеобразный психологический рубеж: покидает ясельный возраст и становится дошкольником. У него появляется уверенность в себе и своих силах, проявляется настойчивость, сообразительность, упрямство. Он многое умеет: знает несколько небольших стишков, пересказывает простые сказки, разговаривает как простыми, так и сложными предложениями, знает свое имя и фамилию, домашний адрес, последовательно называет части суток и времена года, различает левую и правую руку. В речи правильно использует местоимения и предлоги.

    Он быстро собирает несложные картинки, пирамидку. Знает 5-6 цветов, основные части тела, различает 2-3 цветка, дерева, обобщает группы предметов – посуду, мебель, одежду. Находит как похожие, так и отличные друг от друга предметы.

    Уход за ребенком в 3 года

    Малыш активно двигается по всей квартире, играя, проводит много времени на полу. Поэтому, необходимо проводить ежедневную влажную уборку и тщательно проветривать комнату. У ребенка закрепляются как приобретенные ранее навыки гигиены – мытье рук, причесывание волос, так и прививаются новые. В кармашке у малыша обязательно должен лежать носовой платок, чтобы по необходимости, он мог им воспользоваться.

    Его одежда должна быть чистой и выглаженной. Если ребенок испачкался, его необходимо сразу переодеть. Он должен знать, что нельзя ходить в запачканной одежде, так он привыкнет быть аккуратным. Для детей желательно приобретать одежду только из натуральных тканей. Особенно, которая контактирует с телом, чтобы она не вызвала натертостей и раздражения. Дома ребенка следует одевать в мягкую, удобную одежду из фланели или трикотажа.

    В три года можно показать малышу, как пользоваться зубной щеткой, в каком направлении ею водить по зубам. На щетку необязательно наносить пасту, т.к. еще не все дети научились правильно полоскать рот. Достаточно того, чтобы ребенок просто понял, что зубы требуют очищения утром и вечером. Пусть у него выработается ежедневный ритуал.

    Питание ребенка в 3 года

    С трех лет малышу можно употреблять практически все продукты, за исключением сильно жирных и острых. С этого времени ребенок постепенно переходит за общий стол, для него все реже готовят еду отдельно. Чтобы разнообразить меню, ему можно в небольших количествах давать мясные, овощные, рыбные консервы, копчености, солености, орехи и семечки.

    Вязкие и жидкие каши заменяются более сухими и рассыпчатыми. Для чего на две части воды кладут одну часть крупы. Чтобы каша получилась особенно вкусной, ее обязательно сдабривают кусочком сливочного масла. Ребенок должен обязательно получать необходимое количество не только углеводов, белков и жиров, но и витаминов. Летом ему ежедневно нужно делать салаты из сырых овощей – моркови, капусты, огурцов, редьки, помидоров. Салаты заправляют сметаной или маслом и посыпают зеленью- петрушкой, сельдереем, укропом, зеленым луком.

    В жаркое время горячие мясные первые блюда нужно чередовать с холодными вегетарианскими – окрошкой, свекольником. Которые заправляют хлебным квасом, кефиром, молочной сывороткой. Для перекусов, вместо печенья и сладостей, можно сделать полезные бутерброды: ломтик черного хлеба смазать растительным маслом, немного присолить и посыпать мелко порезанным зеленым или репчатым луком. Или кусочек черного хлеба смазать сладкой сырковой массой или толстым слоем обычного творога, посыпанного сахаром.

    Из горячих напитков можно предложить малышу черный или зеленый чай. Натуральный кофе вводить еще рано, его заменяют кофейным напитком, сваренным на молоке. Не более двух раз в неделю малышу дают какао с молоком.

    Режим дня ребенка в 3 года

    Режим дня ребенка – это расписание действий — кормление, игра, прогулка, сон, которые чередуются в определенном порядке и через определенный промежуток времени. Установленный распорядок помогает малышу чувствовать себя комфортно в течение всего дня. Его организм, настроенный на слаженный ритм, будет сам требовать приема пищи или отдыха в одно время. Ребенка не нужно будет подолгу укладывать спать или заставлять поесть. Хорошо отдохнувший и сытый, малыш всегда будет находиться в хорошем расположении духа. Будет активным, любознательным, энергичным. Чтобы не сбить ритм, отклонения от установленного в распорядке дня времени, не должны превышать 30 минут.

    Потребность в пребывании на свежем воздухе составляет примерно 4 часа. Это время разбивают на две-три прогулки. Не стоит пропускать выход на свежий воздух, если на улице дождь. Достаточно надеть резиновые сапожки, дождевик и взять зонтик.

    Игры и развлечения в три года уже не обязательно проходят под руководством взрослого. Ребенок может сам себя занять, собирая конструктор, мозаику, рисуя, или играя. Так малыш проявляет самостоятельность, а у мамы появляется еще немного свободного времени. Конечно, необходимо обязательно контролировать ребенка, периодически заходя в комнату и проверяя, чем он занимается.

    Приемы пищи всегда должны проходить в одно время, промежуток между которыми составляет около четырех часов. В три года ребенок уже знает, что нужно обязательно помыть ручки перед едой. Можно его привлечь к помощи, чтобы накрыть стол. Пусть разложит ложки, вилки, хлеб, салфетки.

    Занятия с ребенком в 3 года (как развивать)

    Чтобы ребенок развивался разнопланово, необходима помощь взрослых. Поэтому если малыш не посещает детский сад, с ним нужно заниматься дома. В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие речи. Гуляя, показывайте и говорите как называются породы разных деревьев, обращайте внимании какой формы у них листья, как называются части дерева. Мальчикам можно показывать и называть марки и цвет проезжающих машин. Рассказать из каких частей они состоят. Задавайте ребенку вопросы, побуждайте к общению, придумывайте вместе рифмы к словам.

    Немаловажно развивать крупную и мелкую моторику. Для крупной моторики полезны игры с кеглями или мячом – подбрасывание его, перекидывание, кидание в цель. Для развития мелкой моторики нужно лепить из мягкого пластилина, соленого теста, перебирать крупу, фасоль, сортировать пуговицы или бусины по цвету и форме, рисовать прямые линии, кругляши, овалы. Очень полезны пальчиковые игры, когда взрослый читает стихи (например, «Идем в гости», «Пирожки», «Овощи»), а малыши по ходу стучат кулачками по столу, хлопают в ладоши, вытягивают ручки, играют пальчиками.

    Можно знакомить ребенка со счетом, вычитание и сложением. Вначале начинают с простого: объясняют, что означает понятие «один», что такое «много» или «мало». Рассказывают, какой формы бывают предметы – круглой, квадратной, прямоугольной. Показывают примеры из жизни – колесо круглое, табурет – квадратный и т.д. Вскоре ребенок сам будет находить предметы нужной формы.

    Игры и игрушки для детей в 3 года

    Дети любого возраста любят игры с мячом. В арсенале лучше иметь несколько мячей разных диаметров. Можно поиграть с ребенком, поочередно ударяя мяч ногой или перекидывая его из рук в руки. Чтобы тренировать координацию движения, начинают с самого большого мяча, постепенно переходя на мячи маленьких размеров. Ребенку будет интересно, если к игре подключатся и другие дети со двора. Вместе они смогут поиграть не только в мяч, но и прятки или догонялки.

    Современные мультики по телевизору или DVD, это конечно хорошо. Но будет еще лучше, если у вас сохранились старые диафильмы и проектор. Дети очень любят смотреть такие домашние мультфильмы на стене или белой простыне. Есть в этом процессе некая доля таинственности и загадочности. Тем более старые советские мультфильмы интересные и очень добрые. Ребенку важно, что рядом находятся мама или папа, которые в этот момент похожи на добрых волшебников.

    В три года у детей довольно много игрушек. Это и куклы и машинки и набор «больнички» или юного парикмахера. Можно подсказать им, как в игре распределить роли. Например, врач-пациент, парикмахер-клиент, таксист-пассажир. Ребенок сможет себя попробовать в разных профессиях, приобретет в этих играх разнообразные навыки.

    У трехлетнего ребенка обязательно должны быть головоломки и прочие развивающие игрушки – конструкторы, калейдоскопы, мозаики, кубики. С их помощью легко и непринужденно развивается логика, фантазия, пространственное и творческое мышление.

    Медицинское наблюдение в 3 года

    Если ребенок не имеет проблем со здоровьем, то его визиты к докторам ограничиваются профилактическим осмотром перед прививками. Если малыш готовится к поступлению в детский сад, ему будет необходимо пройти углубленное медицинское обследование. Его осматривают отоларинголог, окулист, невролог, хирург-ортопед, дерматолог и стоматолог. По показаниям добавляются кардиолог, эндокринолог, психиатр, фтизиатр и прочие специалисты. В детском саду с ребенком дополнительно пообщаются психолог или педагог. В три годика ребенка обязательно показывают логопеду. Если у малыша проблемы с речью, чистотой произношения или он не разговаривает, врач назначит ему индивидуальные занятия. Не стоит их игнорировать, буквально через два-три месяца вы заметите существенные сдвиги. Возможно вашему ребенку посоветуют посещать специальный детский сад с логопедическим уклоном, где с детьми занимаются более углубленно. Это не приговор, не нужно этого стесняться или бояться. Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем более существенных и быстрых результатов можно достичь. Исправлять дефекты речи в 3 годика намного легче, чем в 7, когда он пойдет в школу.

    В три года дети очень любознательны, их интересует буквально все. Не потушите эту искорку, обязательно поддерживайте любознательность и направляйте в нужное русло, расширяйте его кругозор. Не отмахивайтесь от него, разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, учите новые стихи, буквы, слоги, цифры. Иначе его интерес угаснет, который будет очень трудно затем возобновить. Если у ребенка есть желание, можно познакомить его с навыками чтения или счета, попробовать изучать иностранные слова.

    Продолжайте развивать речь ребенка. Общайтесь с ним, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы. Пусть малыш учится логично рассуждать. Правда некоторым детям это делать трудно, т.к. у них небогатый словарный запас. Помогите ему, читайте книги, заучивайте стихотворения. Общаясь с ним, не сюсюкайте, а разговаривайте как с большим. Ребенок должен понимать, что он уже не малыш. Объясняйте ему, что он большой, и при спорных ситуациях должен не плакать и не капризничать, а быть готовым к компромиссам.

    Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Раньше желания полностью управляли ребенком, теперь он начинает осознавать себя субъектом, источником и хозяином этих желаний и учится сам ими управлять. Кроме того, ребенок, осознавая себя субъектом, начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него возникает желание выполнять те же действия, что и они, находиться в равной с ними позиции, установить с ними новые более равноправные отношения.

    Эти внутренние причины обусловливают появление внешних симптомов кризиса трех лет: негативизма, упрямства, обесценивания, строптивости, своеволия, протеста-бунта, деспотизма. Эти характеристики описал Л. С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

    Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что это предложил взрослый. При этом само предложение может быть очень интересно и привлекательно для ребенка, но в данном случае верх одерживает внутренняя необходимость противостоять взрослому, делать наоборот, проявить отличную от взрослых точку зрения. Было замечено, что негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует,

    что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Поэтому надо помнить, что негативизм и непослушание - разные вещи.

    Еще одна характеристика кризиса трех лет - упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку не важно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей "взрослости", в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна, только потому, что он об этом сказал и считает себя связанным первоначальным решением.

    Следующая характеристика - обесценивание - присуща всем кризисам. Проявляется оно втом, что начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Например, ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными, может начать ругаться на родителей и обзывать их. Все обесценившееся олицетворяет в глазах ребенка прошлую жизнь, когда он был "еще маленьким".

    Строптивость направлена против принятых в семье норм поведения и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит. Он может также отказываться мыть руки перед едой, здороваться с приходящими и т.д. Отличие от негативизма состоит втом, что протест направлен не против лично взрослого, а против общих норм семьи и воспитания, привитых ребенку и также связанных для него с прошлой жизнью и статусом "маленького".

    Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях ("Сделай это сам", "Ты уже большой и можешь это сделать" и т.д.), но и в упорном стремлении поступать именно так, как сам задумал, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна.

    Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.

    Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями, в результате чего у ребенка остается шлейф отрицательных эмоций от общения, и он становится в целом настроен на борьбу со взрослыми. По утверждению Л. С. Выготского, "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" .

    Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться тогда, когда ребенок один в семье или последний по счету. Если же в семье успел появиться младший ребенок, к нему возникает ревность. К младшему брату или сестре ребенок, переживающий кризис трех лет, относится нетерпимо, считает, что тот не имеет в семье никаких прав.

    Все эти симптомы показывают, что ребенок психологически отделяется от близких взрослых, ему важно найти сферу жизни, где он мог бы быть полностью самостоятельным. Такой сферой на следующем этапе возрастного развития становится игра.

    • Выготский Л. С. Психологическая педагогика.

    Третий год жизни ребенка - довольно часто - первое по-настоящему тяжелое испытание для родителей. Казалось бы, все сложности позади: ребенок вырос, заговорил. Доброе, смышленое, активное существо, и общаться с ним - одно удовольствие. Но вдруг начинается непонятное: за завтраком он оттолкнул кашу и потребовал суп, на предложение погулять ответил отказом, обозвал бабушку "бякой", на просьбу убрать за собой игрушки - улегся на ковер и притворился спящим.

    Наука определяет такого рода проявления в поведении трехлетних детей неприятным словом "кризис". Психологи обычно советуют родителям не паниковать. Кризис -явление естественное, пройдет. И у некоторых ребятишек он действительно проходит - быстро и без последствий. Но у других принимает осложненные формы, и им нужно помочь - правильно и своевременно.

    Кризисы известны педагогам-практикам давно. Еще во времена Песталоцци, Ко-менского и Руссо отмечалась неодинаковость развития ребенка в разные периоды его жизни: оно то замедляется, стабилизируется на одних возрастных отрезках, то резко ускоряет свой темп на других. Бурное, быстрое развитие иногда осложняет взаимоотношения ребенка с окружающими. Даже самый покладистый ребенок может стать в это время грубым, капризным, строптивым, истеричным. Кризис и есть период такого стремительного развития, а симптомы трудновоспитуемое - признак его начала.

    Что происходит с ребенком?

    Как только ни называли кризис третьего года жизни - и "возраст оури и натиска", и "кризис независимости", и "трудное детство". А все потому, что кризис не просто неизбежен, он - необходим. Но как быть? Покориться неизбежности и ждать, когда, пережив "трудный возраст", ваш малыш снова станет прежним, а его психический рост войдет в стабильную фазу?

    Это не лучший выход. Пассивное ожидание - не самое верное решение проблемы, а прежним после кризиса ребенок все равно не останется. Совсем не обязательно, что он станет хуже, что трудный (кризисный) возраст испортит его характер, - он может стать гораздо лучше, чем был, а то, что он стал умнее, самостоятельнее и взрослее, вы обязательно отметите. Кризис полностью изменяет отношение ребенка к окружающему: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.

    Такие преобразования психологи называют возрастными изменениями личности, поскольку они затрагивают все психические процессы, меняют мировоззрение ребенка, его жизненную позицию. Кризис обновляет личность: ребенок меняется весь, целиком, во всех основных чертах характера. Процесс этот очень сложен как для самого ребенка, так и для родителей. Они не всегда поспевают за резкими изменениями в его психике и, сами того не желая, могут невольно спровоцировать то негативное поведение, от которого и страдают сами в первую очередь.

    Однако, как показывают исследования последних лет, такое поведение отнюдь не обязательно: около трети детей проживают кризис без симптомов трудновоспитуемоести. Говоря о неизбежности кризиса, ученые имеют в виду направление развития ребенка и его темпы. Это процессы объективные и миновать их не удается никому.

    А вот стиль поведения ребенка в фазе кризиса - фактор субъективный: он не только различен у разных детей, но даже у одного и того же ребенка может существенно меняться от начала кризиса к его концу.

    А это влияет и на стиль родительского поведения. Поэтому даже специалистам непросто определить, где сочетание кризисных симптомов, отражающих естественный ход личностной перестройки, а где - начало невротических изменений в характере ребенка. Однако некоторые признаки "нормы" и "отклонений" в кризисе все-таки существуют, и их надо знать, чтобы избежать типичных семейных ошибок.

    Лики кризиса

    У многих детей кризисный возраст заявляет о себе негативизмом, своеволием, строптивостью - ребенок постоянно прекословит вам во всем. Вы зовете его на прогулку, он отказывается, хотя любит гулять, но стоит отменить прогулку - и он тут же начинает канючить: "Гулять хочу, пошли гулять". Вы собираете его одежду, а он снова отказывается от прогулки. Изматывающее противоборство становится все более частым. Вы поставили на стол сыр, а он упорно называет его маслом. Устав спорить, вы соглашаетесь: "Масло", он злорадно возражает: "А вот и нет, это сыр". Ему все равно, что стоит на столе, - не истина, а спор со взрослым его основная цель.

    Как чаще всего реагируют взрослые? Странно, но они обижаются на ребенка, воспринимая его поведение как осознанное желание досадить им. Успокойтесь - первичный наивный негативизм отнюдь не свидетельство испорченного характера ребенка и его нелюбви к вам. Напротив, это отражение прогрессивных тенденций в его развитии - начинается психическая "эмансипация" от взрослого, попытка отделить себя от других, заявить о собственных намерениях.

    Делает это малыш неумело, что естественно. Его возможности заявить о себе весьма ограничены, а сами эти намерения он даже представить себе четко еще не может. Поэтому и выплескивается все в виде абсурдного противоречия очевидному. Ему говорят "да", он же твердит "нет", ничего другого не желая, как дать понять, что имеет право на собственное мнение и желает, чтобы с ним считались.

    Отнеситесь к этой заявке на самостоятельность уважительно и с пониманием. Нужно дать ему возможность время от времени "одерживать победу" в разумных пределах, разумеется. Частые уступки чреваты еще более странным поведением. В одной семье, где мы наблюдали развитие трехлетнего малыша, мама, по нашей просьбе, "боролась" с его негативизмом только одним способом - во всем соглашалась с ним. Спустя неделю он начал играть в "негативизм": он ставил игрушку рядом с кем-нибудь из взрослых, отбегал на некоторое расстояние и с криком: "Не трогай, моя игрушка", бросался к ней, хотя никто и не думал на нее покушаться. Однажды, перед сном, когда в очередной раз все его капризы были исполнены, он просто зашелся в истерике.

    Другие наши наблюдения также показали: ребенок, редко встречающий сопротивление взрослых в ответ на любые свои притязания, к трем годам становится истеричным и очень несчастным. Очевидно, проблема вот в чем: сопротивление воле взрослого, силовые способы взаимоотношений с ним ребенку этого возраста все-таки нужны - убрать их невозможно, да и не нужно.

    С их помощью он как бы "нащупывает" пределы дозволенного, оп ределяет, "что такое хорошо и что такое плохо", а родительские реакции помогают ориентироваться не только в окружающем мире, но и в собственных желаниях и ощущениях. Дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно.

    Частые запреты и переключение внимания ребенка с его собственных наивных задумок на другие цели ломают тонкий механизм формирующейся в этом возрасте детской инициативности. Если же запретов вообще не существует, если любое абсурдное требование выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив - он оказывается полностью дезориентированным.

    Ему не на что опереться в своих действиях, он не понимает меры правильности своих поступков, поскольку лишен необходимого "ограничителя" своих желаний - запрета. А негативные оценки взрослого нужны еще и потому, что дети этого возраста очень часто оценивают произведенный ими результат действий или свои поступки методом "от противного": "Я хороший, потому что я не делаю плохого".

    При нормальном течении кризиса, ближе к концу третьего года, ребенок научается более или менее отчетливо формулировать свои замыслы и отстаивать их "человеческими" способами. Абсурдное противоборство родителям исчезает, но далеко не всегда им становится легче: на смену негативизму и своеволию приходит букет других, не менее сложных симптомов.

    Кризис и воображение

    Обычно появляющаяся у детей третьего года жизни инициативность сопровождается повышенным интересом к предметам и действиям с ними. На языке науки - "становление личного действия: задуманное ребенком и самостоятельно исполняемое действие вдруг обретает для него какую-то особую ценность. От этого действия его трудно отвлечь; если оно не ладится, то он может расстроиться до слез, а на критику в свой адрес может отреагировать и вовсе непривычно: закричать на вас, попытаться свалить неуспех на другого, залиться краской от стыда.

    Большая часть симптомов личностной перестройки сугубо положительна: малыш становится самостоятельным, настойчивым и усидчивым. Если раньше он действовал с тем предметом, который попался ему на глаза, то теперь он специально ищет и подбирает предметы под тот план действия, который он составил заранее. Да и само действие становится иным - целенаправленным. Ребенок размышляет и сравнивает: если действие не ведет к нужному результату, он меняет его на другое, более подходящее для его целей.

    Однако эти симптомы родители замечают редко: то, что не вызывает проблем, не останавливает на себе их внимания. Более всего в этом возрасте их настораживают все более частые случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, невероятной хитрости и изворотливости. Например: не в меру любопытному ребенку запретили трогать пылесос. Выждав, когда мама выйдет из комнаты, он подошел к окну, задернутому шторой: "Тучка, можно тлогать пылептош?" - "Можно, Кила (Кира), можно", - сам себе разрешил он и со спокойной совестью занялся запрещенным предметом. Способность обходить нежелательные запреты с помощью фантазии - очень развита у детей "кризисных" трех лет. Вообще воображение в этом возрасте сильно активизируется и используется ребенком для самых разных целей. Прежде всего оно играет главную роль в его предметных действиях, поскольку позволяет планировать их заранее, перебирать в уме способы их достижения и удерживать в памяти конечную цель. Это. так сказать, продуктивное и полезное воображение. Однако довольно часто ребенок вынужден использовать воображение для защиты своего достоинства и своих прав. Это-то защитное воображение более всего и настораживает родителей, хотя именно они чаше всего и вызывают его к жизни. Запреты заставляют ребенка активизировать свое воображение, чтобы обойти их. Ведь предметная деятельность крайне важна для него. В трехлетнем возрасте "я" ребенка своеобразно сращивается с первыми самостоятельными результатами в деятельности. Его гордости нет предела.: успех в действиях с предметом как бы уравнивает его в правах с нами, взрослыми. Предметная деятельность - то единственное, что он может повторить вслед за нами и так, как мы. Это для него очень важно, поэтому лишить его возможности пылесосить, как мама, или забивать гвозди, как папа, практически невозможно. Защитное воображение порождает и хронический неуспех в предметной деятельности, и частую критику родителей. Это больно ранит малыша. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех. Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

    Воображение и страхи

    С воображением тесно связаны и "кризисные" страхи. Их отличие от прежних - они не просто реакция ребенка на необычные и сильные раздражители. В два года он вполне может удариться в рев, услышав впервые шум кофемолки или звуковой сигнал сирены: срабатывает инстинкт самосохранения. Плачем он привлекает внимание родителей к дискомфорту, учась различать опасные и безопасные новшества, вторгающиеся в его жизнь.

    Страхи трехлетнего малыша иного рода. Они могут возникать после прочитанной сказки или от неуютности темноты и надолго поселяться в его душе, отражаясь и на его поведении. Его воображение создаст причудливые образы "страшного" и справиться с ними он не может. Механизмы рождения страхов у трехлетних детей изучены очень слабо. Как правило, при благополучном течении кризиса они не особенно напрягают малыша, но при отягощенном - могут стать очень серьезной проблемой.

    Довольно часто навязчивые страхи - признак невротизации личности и ребенка надо срочно показать специалисту. Но с большей частью детских страхов можно справиться самостоятельно. И прежде всего не следует убеждать малыша, что бояться ему нечего, или, что бояться -стыдно. От уговоров страхи не проходят, но добавляется чувство вины, и ситуация может осложниться. Поэтому право бояться нужно признать, но и помочь ребенку бороться со страхами, мобилизовав всю свою изобретательность. Одному трехлетнему карапузу помогла "волшебная шпага" - очищенный от коры ивовый прутик, который родители клали возле его кроватки. Другой малыш с помощью мамы "варил" зелье против привидений - в кружку насыпались самые горькие и невкусные продукты. Это может показаться смешным, но у малыша возникает чувство защищенности и страхи уже не страшны ему.

    Итак, три года - рубеж, который преодолевает каждый ребенок, важный и ответственный период в его развитии: он входит в фазу перестройки всей своей психической жизни. Он стремится реализовать себя в предметной деятельности, чувствителен к оценкам его умелости окружающими, у него складывается чувство собственного достоинства.

    Если взрослые продолжают относиться к нему как к маленькому, неумелому, задевают его самолюбие обидными замечаниями, ограничивают инициативу и строго регламентируют его активность, если они невнимательны к его интересам, кризис обостряется и ребенок становится трудным и несговорчивым.

    Это может укорениться, если взрослые не перестроят своих с ним взаимоотношений. И, напротив, легко преодолевается, если они уважительно относятся к его занятиям и заботам, деликатно оценивают его результаты, поддерживают и ободряют его.

    Тогда у ребенка возникает чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностей в последующих возрастах. Очень важно помочь ему обрести это чувство. Если оно не сформируется на этапе кризиса трех лет, оно вообще может никогда не возникнуть. У каждой психической функции, у каждой личностной черты - свой оптимальный срок зарождения. Главное - не пропустить его.

    Каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок всегда оставался послушным и прилежным. Ведь так удобно, когда ребенок все делает так, как говорят ему родители. Однако конфликт маленьких детей и родителей заключается в том, что уже с 3 лет ребенок начинает отделяться от взрослых, желать быть самостоятельным в своих решениях и действиях. Причинами кризиса 3-летнего возраста являются естественные процессы развития, симптомы чего явно родители ощущают. И здесь важно знать, как с этим справиться.

    Кризис ребенка в 3 года отмечается капризностью, своенравием, отсутствием послушания и деланием все наоборот. Что родители не попросят, ребенок сделает по-своему. Здесь уже можно говорить о том, что он делает все назло, поскольку ребенок делает ровно то, что противоположно указаниям родителей.

    Ребенок словно не желает делать то, что раньше для него было привычным и правильным. Вместо того чтобы одеваться тепло, он одевается холодно. Вместо того чтобы играться своими любимыми игрушками, он их игнорирует и желает играться с тем, что раньше ему не нравилось. Если с ним прогуливаться по обычной дороге, то он может заныть и сказать, что хотел пойти по другой тропе.

    Такое поведение по праву называется неадекватным для взрослых. Нередко это вводит их в ступор, а непонимание, что происходит с ребенком, заставляет взрослых вскоре его наказывать за подобные выходки.

    К этому всему следует добавить тот факт, что ребенок активно приспосабливается к социальной жизни. Если раньше он всего боялся и держался за мамину юбку, то теперь он идет навстречу окружающему миру, который желает познавать. И здесь может возникнуть одна из проблем, актуальная на сегодняшний день – недовольство своим телом. Первые признаки того, что ребенок осознает свое тело и самого себя, начинаются как раз-таки в трехлетнем возрасте. И здесь ребенок может капризничать из-за того, что недоволен собственным телом..

    Что делать, если трехлетний ребенок недоволен своим телом?

    Специалисты обратили внимание на то, что современные дети уже в раннем возрасте становятся недовольными своей внешностью. Треть дошкольников считают себя толстыми. Еще 10% негативно относятся к своему внешнему виду. 4-летние детки уже знают, какими способами можно похудеть. А школьники в возрасте 6-10 лет стараются как можно меньше употреблять еды, чтобы не поправиться.

    Детский организм еще не успел сформироваться, нуждается в постоянном поступлении полезных веществ и витаминов, чтобы быть крепким и здоровым, а детки уже «запрограммированы» на похудение. В чем причина?

    Психологи отмечают здесь несколько причин данной патологии:

    • СМИ, которые диктуют каноны красоты и моды. Дети желают как можно быстрее повзрослеть и стать самостоятельными, что начинается уже с 3 лет. Понимая, что нужно быть худыми, дети стараются придерживаться данного «взрослого» принципа.
    • Родители, которые оскорбляют своих детей словами: «Ты кушаешь, как свинья!», «Не ешь так много, а то растолстеешь!» и т. д. Дети воспринимают такие фразы на веру и стараются меньше кушать. Здесь формируется неприязнь к собственному телу по аналогии: «Раз родителям я не нравлюсь, то и мне не нравится».
    • Родители, которые сами недовольны собой. Взрослые люди тоже не лишены абсурдных идей и комплексов. Если мамы и папы недовольны своими телами, то и дети будут копировать их поведение, считая, что так должен делать любой взрослый человек.

    Даже в сказках и мультфильмах герои являются образцами для подражания, где нет ни единой складочки, все высокие и стройные. Желая походить на любимых героев, ребенок перестает ценить свое тело. Здесь родители должны вспомнить о том, что от природы человеку дается только самое лучшее и полезное. Необходимо ценить свое тело не за формы или вес, а за то, что оно здоровое. Это уберет невротичные симптомы у маленьких деток, которые будут радоваться жизни и не забивать голову диетами.

    Что такое кризис 3 лет?

    Кризисом 3 лет называется короткий период перехода ребенка из детского возраста в дошкольный. Кризис знаменуется тем, что ребенок начинает вести себя не так, как прежде. И специалисты говорят о том, что это нормальный, даже очень важный период, с которого начинается постепенное отделение ребенка от мамы.

    Кризис 3 лет знаменуется вздорным, капризным, противоборствующим родительским указаниям характером. Причиной тому становится то, что ребенок начинает понимать, что он отделен от матери. Если раньше он не мог быть без нее, что было связано с тем, что он первые месяцы своего существования развивался у нее в животике, то теперь он начинает осознавать, что он – это отдельное тело, отдельные и даже ритмы жизненных циклов.

    Специалисты советуют с радостью отнестись к трехлетнему кризису, поскольку данный период – первый переходный возраст, когда ребенок перестает быть ребенком маленьким и становится ребенком самостоятельным. Конечно, до этого времени он уже обрел элементарные навыки самообслуживания. Однако теперь, начиная с 3 лет, ребенок будет еще говорить о своих желаниях, настаивать на своем мнении, требовать уважения к себе, чего точно раньше не было.

    Кризис 3 лет – это возраст, когда ребенок осознает свое «хочу» и теперь начинает требовать, чтобы с его желаниями считались, уважали и исполняли. Конечно, ребенок требует исполнения своих желаний, поэтому он впадает в капризы, непослушание и прочие негативные проявления. Однако это говорит лишь о том, что ребенок еще не понимает, что его желания не будут сразу реализовываться по первому его «хочу». А некоторые желания вообще никогда не реализуются. Пока ребенок понимает то, что он «хочет», а как этого достичь, что этого нужно подождать, а порой придется отказаться из-за отсутствия возможностей реализации, пока еще не известно ему.

    Почему возникает кризис 3 лет у ребенка?

    Кризис 3 лет у ребенка – вполне нормальное и естественное становление личности. Все через это проходили. Абсолютно все дети через это будут проходить. Важно, чтобы родители понимали все особенности происходящего и нормально на все реагировали. Почему возникает данный кризисный период?

    В 3 года ребенок отделяется от матери, он начинает осознавать свое «Я» во всех его проявлениях. Причиной тому становится то, что ребенок замечает, что его тело, мысли, желания и прочие особенности не всегда согласуются с материнскими. Это вполне нормально, что ребенок постепенно начинает желать все делать самому и принимать решения, действовать самостоятельно, без указки и наставлений. Первые попытки достичь самостоятельности начинаются в 3-летнем возрасте, чему родители должны порадоваться.

    Причиной того, что трехлетний возраст становится кризисным, является поведение родителей. Ребенок постепенно взрослеет, что начинает осознавать. При этом родители продолжают его опекать и сюсюкаться так, будто он все еще маленький. Все это естественным образом вызывает раздражение и .

    Ребенок начинает иметь свое «хочу», которое он, естественно, желает реализовывать. Но и здесь он сталкивается с преградами:

    1. Родители его не слушают и даже игнорируют его желания.
    2. Родители продолжают настаивать на своих желаниях.
    3. Родители не помогают ребенку тот час же реализовать все его «хочу».
    4. Ребенку никто не объясняет, что ему делать, чтобы достичь желаемого.
    5. Ребенку никто не объясняет, что такое терпение и почему некоторые его желания так и не реализовываются.
    6. Ребенку никто не объясняет, почему его привычные модели поведения не дают ему желаемого результата, и не обучает новым моделям поведения и действий, которые помогут в достижении целей.

    Естественным образом неправильное поведение родителей, которые не замечают, что их ребенок уже взрослеет, становится самостоятельным и независимым от них, вызывает гнев и раздражение. И ребенок начинает вести себя привычным образом, который ему доступен, что и вызывает недоумение.

    Распознать трехлетний кризисный период можно по многим признакам. Одним из них является то, что ребенок начинает разглядывать себя в зеркале, интересуется своим телом. Вот почему была рассмотрена выше тема о недовольстве ребенком своим телом.

    Симптомы кризиса 3 лет у ребенка

    Первые симптомы кризиса 3 лет могут возникнуть не точно в день его третьего дня рождения, а за полгода или по истечении 6 месяцев. Однако симптомы всегда проявляются явно у ребенка:

    • Упрямство, нежелание слушать родителей и делать то, что они говорят.
    • Отрицание всего, что говорят родители.
    • Возникновение истерик по любому поводу.
    • Требование сделать так, как он хочет, бросаясь на пол или вдаваясь в плач.
    • Отсутствие реакции на слово «нельзя».
    • Убегание от родителей.
    • Типичность ответов «не хочу», «не буду», «нет».
    • Отсутствие желания идти на уступки и принимать какие-либо предложения.
    • Стремление все сделать самостоятельно.
    • Деспотичное поведение.
    • Бунт-протест.
    • Обесценивание взрослых.

    Всем родителям следует понимать, что все поведение трехлетнего ребенка является обоснованным и адекватным.

    1. Во-первых, он взрослеет, то есть совершаются первые попытки быть самостоятельным. Ребенок желает сам решать, когда ему ложиться спать, как решать ту или иную проблему, как одеваться на улицу и пр.

    В некоторой степени родителям нужно поддержать эту самостоятельность. Лучше ребенок ошибется в вашем присутствии, после чего он поймет, как нужно действовать, нежели он столкнется с проблемами в более взрослом возрасте и растеряется. Пусть ребенок будет немного самостоятельным. В некоторых вопросах позволяйте ему принимать решения и действовать по-своему.

    1. Во-вторых, ребенок начинает многого желать, просто пока еще не знает, как это реализовать, и не знаком с таким понятием, как терпение. Он хочет – и его желание должно тут же исполниться.

    Здесь родителям нужно общаться с ребенком, обучать его терпению, говорить о временных рамках, предлагать способы достижения желаемого, а также говорить о том, какие желания не могут быть исполнены и почему. Не нужно переубеждать малыша, поскольку это не поможет. Не нужно игнорировать желания ребенка, потому что он начнет капризничать.

    Как родителям справиться с кризисом 3 лет у ребенка?

    Также взрослым нужно понимать, что ребенок на протяжении всей своей жизни будет испытывать терпение своих мамы и папы. Он будет прощупывать почву «дозволенного». Что он может делать и оставаться безнаказанным, а чего делать нельзя, поскольку родители негативно реагируют? Все это ребенок пробует в течение первых лет своей жизни, в том числе и на третьем году своего кризисного периода. Он капризничает и истерит, чтобы посмотреть, сможет ли он подобными действиями достичь своего. Если родители поддадутся, тогда ребенок поймет, что нужно и дальше истерить и капризничать, поскольку это дает ему желаемое.

    Как родителям справиться с кризисом трехлетнего возраста?

    1. Нужно предоставить ребенку небольшую самостоятельность, позволить совершать ошибки, набивать шишки, причинять себе боль и пр. До этого возраста родители все время опекали и оберегали малыша, везде подстилая солому, чтобы было мягко падать. Теперь ребенок должен столкнуться с реальным миром, где никто его не будет жалеть, щадить, если он не включит мозги и не научится действовать правильно.
    2. Уважать желания и мысли ребенка, обсуждать с ним, что нужно сделать, чтобы реализовать желаемое, сколько времени это займет, или почему желаемое не будет достигнуто.
    3. Предоставляйте возможность ребенку выбирать. Чтобы вам было легче, предлагайте ему такие варианты выбора, где в любом случае вы останетесь в выигрыше. Например, «Ты будешь кушать сейчас или через 10 минут?».
    4. Не переделывайте ребенка и не подстраивайте под себя. Несомненно, хорошо, когда ребенок живет по вашим правилам. Однако понимайте, что он в итоге станет слушаться не только вас, но и других людей, подстраиваясь под их правила.
    5. Учите ребенка реальной жизни, понимать себя, свои чувства и желания. Лучше позвольте ребенку сталкиваться с реальным миром и терпеть неудачи, боль и разочарование, нежели он будет жить в родительской скорлупе до своего совершеннолетия, а потом все недостатки воспитания переживать во взрослом возрасте.

    Итог

    Кризис трехлетнего возраста – первый этап взросления ребенка, когда он меняется на интеллектуальном, психическом и эмоциональном уровнях. Родителям следует тоже начать менять модель своего поведения и воспитания ребенка, понимая, что их ребенок уже не маленький, а немного повзрослевший. А это значит, у него уже должна возникать самостоятельность, обязанности и ответственность, посильные его возрасту.