Лечебная физкультура для грудничков. Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о , что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.

Развивать новорожденного нужно обязательно

Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.

Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного , не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Когда развивать новорожденного

В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного , а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.

Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Развивающие игры и занятия для новорожденного

  • Выкладывание на живот

Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот .

Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет : старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

  • Занятия на фитболе

Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

Недавно стали мамой малыша?

А люблю того, кто скачет

Посмотрите несколько

  • Оттолкни мяч

Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!

  • Массаж ручек

Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.

Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек

  • Игры с погремушками

На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками . Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте ) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет : во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.

Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

  • Игры в ванной

Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного . Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

  • Музыкальные минутки

Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением . Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:

  1. Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
  2. Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
  • Танцы на руках

Новорожденный малыш проводит большую часть времени в состоянии сна, просыпаясь только в определенное время от чувства голода или дискомфорта. Между тем, ему необходимо развиваться физически с первого года жизни. Обязательным режимным пунктом должна стать гимнастика для новорожденных.

О пользе гимнастики

Хотя в пользе гимнастики не стоит никого убеждать, относительно грудничков она оказывает особое действие:

  1. Тактильный контакт с мамой благотворно влияет на психическое состояние. Малыш дольше и спокойнее спит.
  2. Малыш познает свое тело и привыкает к нему. У него развиваются необходимые рефлексы, мышцы и суставы, развивается координация движений.
  3. В процессе занятий улучшается обмен веществ, работа надпочечников, ускоряется кровообращение. Зарядка обеспечивает прочную сцепку мышц и костей.
Благодаря гимнастическим упражнениям малыш учится лучше чувствовать свое тело, совершенствуется также и работа нервной системы, отвечающей за передачу импульсов от мозга к мышцам

По словам педиатра Комаровского О.Е., от того, насколько правильно организовано развитие детей с грудничкового возраста, зависит состояние их здоровья в дальнейшем. Гимнастические упражнения должны соответствовать возрасту. В сочетании с массажем активные физические упражнения окажут благотворное влияние не только на физическое, но и на умственное развитие новорожденного.

Самое элементарное и распространенное утреннее упражнение, которое можно применять после выписки из роддома - раннее выкладывание карапуза на животик. Малыш поначалу инстинктивно будет поворачивать голову набок, потому что ему в этом положении легче дышать. Позже он начнет поднимать голову вверх и стараться удерживать ее в течение нескольких секунд.

Упражнение укрепляет мышцы шеи, спинки, плечей, позвоночник. Через несколько недель ребенок держит голову в приподнятом состоянии достаточно долго, затем начинает приподнимать плечи, в дальнейшем – опираться на локти и поднимать корпус.

Упражнением назвать сложно, но именно оно поможет крохе адаптироваться к окружающему миру после рождения. Конечно, время выкладывания необходимо регламентировать, чтобы ребенок не устал.

О принципах физических упражнений

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

У новорожденного строго регламентирован распорядок дня, поэтому на проведение физических упражнений рекомендуется подобрать специальное время. Лучше, если это будет первая половина дня. Если получится проводить зарядку в одно и то же время, то у него выработается рефлекс, в это время малыш не будет капризничать. Некоторые условия, которые необходимо соблюдать при проведении упражнений:

  • Маме перед началом гимнастики или массажа с новорожденным нужно тщательно помыть и согреть руки. Температура воздуха в комнате должна быть 20 градусов. Перед началом утренней гимнастики необходимо разогреть мышцы малыша легким массажем.
  • Зарядку необходимо проводить за час до кормления. Общая продолжительность упражнений - в пределах 15 минут.
  • Нужно разговаривать во время гимнастики с месячным новорожденным. Если ребенок начинает капризничать, зарядку следует прекратить.

Бывает так, что грудничку противопоказаны динамические упражнения. В этом случае можно ограничиться простым поглаживанием тела по всей поверхности.


Во время зарядки с ребенком необходимо разговаривать: так он будет с радостью заниматься и весь процесс пройдет без негативных эмоций и переживаний

Как развивать малыша физически?

В первые месяцы жизни особенно важно наблюдать за определенными особенностями поведения ребенка, его физическим состоянием. Как отмечает известный педиатр Комаровский О.Е., самое характерное для них в этот период – срыгивание, колики в животе, запор. От этих проявлений есть 2 способа защиты – правильное питание и достаточные физические нагрузки.

В то время, когда ребенку еще несколько недель от роду, необходимо запланировать ежедневные физические упражнения дозировано, наращивая интенсивность постепенно, сочетая их с массажем. В этом возрасте все мышцы малыша находятся в гипертонусе, поэтому упражнения должны быть направлены на расслабление (рекомендуем прочитать: ). Чередование действий, направленных на ослабление напряжения мышц, включает в себя массаж и специальные гимнастические упражнения:

  • Массаж – его можно проводить, не дожидаясь назначения врача. Стоит научиться приемам элементарного массажа для грудничков, проконсультировавшись с детским массажистом и приступить к его выполнению самостоятельно.
  • Гимнастика – представляет собой утренний комплекс упражнений для младенцев, направленных на развитие нескольких групп мышц. Все движения маленького должны быть приближены к естественным.

Для малыша собственное тело является игрушкой: он хватает себя за руки и за ноги, разглядывает их, играет с ними, изучая их, и тем самым получает о них определенную информацию. В гимнастических упражнениях нужно задействовать по возможности все части тела. Гимнастика для грудничков и массаж проводятся на ровной поверхности с подложкой из тонкого слоя поролона.

Классическая гимнастика от рождения до 2 месяцев

Ребенок в грудничковом возрасте недостаточно владеет телом, единственное, что он может - бессознательно размахивать руками и ногами, поэтому необходимо упорядочить его движения. Для этого вполне подойдет самая элементарная, но очень эффективная утренняя зарядка. В возрасте 2 месяцев можно проводить те же упражнения, но увеличить их продолжительность:

  1. Ползание - ребенка нужно перевернуть на живот, ноги при этом согнуты в коленях. Ладонью необходимо упереться в его ступни. Рефлекторно он оттолкнется от нее и продвинется вперед. Малыш может выполнить это действие несколько раз, но злоупотреблять его терпением не стоит.
  2. Эмбриончик - следует положить ребенка на спинку. Ручки складываем на груди, ножки подтягиваем к животу. Голову малыша нужно бережно направить к груди и придерживать так некоторое время.
  3. Ходьба - держа малыша под мышки, поставить его стопами на поверхность стола, слегка наклонить корпус вперед. Он инстинктивно начнет перебирать ногами, слегка упираясь в поверхность.
  4. Велосипед - традиционное классическое упражнение (рекомендуем прочитать: ). Дитя лежит на спине, ноги согнуты в коленях, их нужно поочередно подтягивать к животу, имитируя кручение педалей.
  5. Не нужно бояться осваивать мяч для фитнеса. Ребенка кладем животом на мяч с раздвинутыми в стороны руками и ногами. Мяч нужно покачивать с небольшим размахом, контролируя, чтобы кроха не соскользнул.

Упражнения на фитболе - отличный вариант для детишек с 1 месяца и старше. Единственный нюанс - маме придется быть очень осторожной, чтобы кроха не упал с мяча

Классическая гимнастика для новорожденных рекомендуется детишкам с 1 месяца, потом упражнения на физическое развитие можно переводить на более сложный уровень. Длительность зарядки – 10-15 минут.

Классическая гимнастика в возрасте 3 месяцев

К 3-хмесячному возрасту малыш уже достаточно натренирован, поэтому можно вносить в занятия новые элементы в комплекс утренних упражнений. Когда крошке исполнится 3 месяца, упражнения, уже освоенные в 2 месяца, можно дополнить следующими элементами:

  • Переворачивание на живот – мама берет ребенка за одну ручку. Второй рукой мама захватывает в области голени обе ножки. Поворот на бок начинается с ног, потом подтягиваем руку, пока он сам не перевернется.
  • Неполное присаживание – лежащему на спине малышу нужно подать большие пальцы, чтобы он их плотно сжал. Остальными пальцами захватываем ладошку и приподнимаем его, не доводя до положения сидя. В результате происходит тренировка мышц пресса, шеи, позвоночника.
  • Скользящие ступни - уложить малыша на спину, захватить ноги внизу, медленно выпрямить одну ногу, выполняя ею скользящее движение. Затем упражнение повторяется для второй ноги.
  • Пловец - ребенок лежит на животе, мама подводит ладонь под его живот и грудь, второй рукой держи ноги. Его нужно поднять на несколько секунд на ладони, ноги должны быть чуть выше, чем голова. Это упражнение достаточно повторить 1 раз.

Упражнения с ножками и ступнями очень важны, поскольку там расположено огромное количество жизненно важных точек. Кроме того, именно мышцы ног отвечают за дальнейшую двигательную активность ребенка

Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Эти упражнения считаются основными, с них можно постепенно практиковать занятия динамической гимнастикой. Существует масса упражнений в динамической гимнастике, которым можно научиться у инструктора, расписав для ребенка индивидуальную программу. Можно также посмотреть комплекс на видео, чтобы убедиться, что упражнения безопасны для ребенка, если проводить их правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, уместно проконсультироваться со специалистами. Родителям необходимо знать, что динамическая гимнастика может быть травмоопасна для детей. Необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка родителей и отсутствие противопоказаний у ребенка.

Те родители, которые не поддерживают приверженцев динамической гимнастики, аргументируют это тем, что она травмоопасна. Родители, которые применяют на практике динамическую гимнастику, считают, что упражнения укрепляют малыша, корректируют мышечный тонус, развивают вестибулярный аппарат, а также укрепляют психологический контакт с родителями.

Динамическая гимнастика для малышей может практиковаться интенсивно с 1 месяца или с полутора. К этому возрасту грудничок уже выходит постепенно из ранней аутической стадии развития и более активно реагирует на окружающих его людей. Если до этого он только и делал, что лежал в одном положении, то благодаря гимнастике он познакомится с окружающим миром.

Чтобы не возникало гипертонуса мышц, и развивались двигательные навыки без наличия двигательной неловкости, неуклюжести, нарушения осанки и походки наряду с массажем выполняют гимнастику для младенцев.

  1. Начинают ЛФК на втором месяце ребенка, чередуя с массажем. После полугода вначале выполняют ЛФК, затем массаж в качестве отдыха.
  2. Ребенку с плохим самочувствием ЛФК не проводят, вначале применяют лечение.
  3. Детям приятен массаж и упражнения. При проявлении неудовольствия его отвлекают игрушкой, успокаивают или берут на руки и выясняют причину беспокойства крохи. К ритму занятий приучают постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце процедуры с минимальным количеством повторений.
  4. Не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку младенец будет долго помнить дискомфорт и боль, будет плакать еще до начала ЛФК и массажа. При массаже гиперемия должна быть равномерной, красные пятна и синяки должны отсутствовать.
  5. Проводят комплексную процедуру ЛФК и массажа через 0,5-2 часа после купания и еды, в светлом и проветренном помещении с отсутствием сквозняков и при температуре – 20-22˚С, на столе для пеленания со свободным подходом с трех сторон.
  6. Перед процедурой тщательно моют руки и разогревают их, снимают все металлические предметы (браслеты, кольца, часы) для исключения повреждений кожи малыша. На руках должны отсутствовать ссадины и раны, на пальцах – ногти. Шершавые руки обильно смазывают детским маслом.
  7. Старайтесь не использовать мазей и кремов для массажа. Хотя этот вопрос остается спорным до настоящего времени.
  8. Во время массажа ребенку до месяца открывают только те части теля, которые массируют, после месяца ребенка оставляют голеньким. Для ЛФК малышу надевают футболку с короткими рукавами, майку, трусики с памперсами.

Комплекс упражнений на мяче

Для проведения упражнений понадобится помощник. Все упражнения повторяют 10 раз.

  • 1. Укладывают ребенка на надувной мяч, покрытый пеленкой, животом, сгибая ноги «лягушечкой» и прижимая их к мячу. Помощнику нужно удерживать ножки ребенка, инструктору – подтягивать малыша за кисти рук (или вложить указательные пальцы в кулачки) на себя и возвращать в исходное положение.
  • 2. Ребенок лежит животом на мяче, помощник прижимает прямые пальчики малыша к мячу. Инструктор тянет на себя его за голени и возвращает обратно.
  • 3. Помощник удерживает кроху в том же исходном положении с прижатыми пальцами к мячу, инструктор старается повернуть на мяче ребенка и поставить стопы в центр стола стол, расправляя поджатые пальчики. Нужно зафиксировать положение на 1-3 сек и возвратить мяч обратно.
  • 4. Помощник удерживает ребенка как в упражнении 1, инструктор – подтягивает мяч за кисти ручек и став раскрытые ладошки в центр поверхности стола. Нужно следить, чтобы малыш не ударился лбом о стол!
  • 5. Укладывают ребенка на мяч спиной и, придерживая за бока, выполняют покачивание в направлении 4-хсторон для расслабления мышц.
  • 6. Это упражнение выполняют при выгибании (повышенном тонусе мышц) ребенка вправо или влево в положении на животе или спине. Ребенка укладывают на мяч боком: правым – при выгибании вправо, левым – при выгибании влево. Выполняют плавные покачивания мяча вдоль оси корпуса. Малыш расслабится, что облегчит последующий массаж.

Гимнастика на дыхание

Ребенка укладывают на спину, скрещивают ручки на груди, попеременно располагают их сверху, удерживая за кисти. Далее обе ручки приподнимают вверх и заводят прямые и параллельные ручки за голову, затем опускают и вытягивают вдоль бедер. Все манипуляции повторяют по 4-5 раз.

ЛФК для ножек грудничка

Ребенка укладывают на спину и повторяют упражнения по 10 раз.

Упражнение 1. Ножки малыша сгибают в суставах: коленных и тазобедренных, смыкают их, сближая колени. Большим пальцем придерживается колено, остальными – обхватывается его таз, и выполняются повороты таза в стороны.

Упражнение 2. Разгибают и сгибают попеременно ножки младенца, затем правую ручку и левую ножку, левую ручку и правую ножку.

Упражнение 3. Разводят ножки в тазобедренном суставе. Не забывайте, что усилия на преодоление сопротивления малыша должны быть минимальными, поскольку дети это упражнение не любят. При наличии дисплазии тазобедренного сустава выполнять данное упражнение может разрешить только лечащий врач-ортопед.

Как выполняют повороты ребенка со спины на живот

В положении ребенка на спине, помощник должен поднять правую ручку вверх и удерживать до тех пор, пока инструктор не зафиксирует правое бедро. Далее помощник вытянутую правую ручку прижимает к столу расправленной ладошкой. Инструктор перекидывает левую ножку через правую ножку, помогая малышу повернуться на животик. Повторяют 10 раз.

Обучение ползанию на животе

Укладывают ребенка на живот, инструктор придерживает его за ноги, помощник – за руки, вытягивая их попеременно вперед и прижимая расправленную ладошку к поверхности стола. Одновременно инструктор сгибает попеременно ножки и подтягивает их к животу. При вытягивании правой руки, поджимают левую ножку и наоборот. Если малыш еще не может самостоятельно удерживать голову, тогда необходим еще один помощник для удерживания головы ладонями прямо.

Обучение ребенка присаживанию

После 4-х-месячного возраста ребенка учат осваивать присаживание, приседать и наклоняться, придерживаясь за палочку, стоять на четвереньках. Повторяют упражнения по 10 раз.

Присаживание. Малыш лежит на спине с вытянутыми вдоль туловища ручками. Помощнику нужно прижать правую ладошку к столу рядом с телом. Инструктору – придержать малыша за прямые ножки, второй рукой – приподнять за спинку и заставить сесть, опираясь на правую, чуть согнутую в локте, ручку и небольшим наклоном туловища вправо. Затем ручки меняют и все начинают заново.

Присаживание с палочкой. В положении лежа на спине ребенку дают палочку с диаметром 2-3 см в ручки и придерживают его кулачки, чтобы он не смог ее отпустить, одновременно заставляют оторвать спину от поверхности и присесть. Помощнику нужно фиксировать прямые ножки и следить, чтобы ребенок не ударился затылком о стол.

Приседание на палочке. Палочку кладут на поверхность стола под сложенную пеленку. Малыша придерживают под мышками и устанавливают ножки на ширине плеч на палочку срединой подошвы. При выполнении приседаний следят, чтобы стопы не смещались.

Наклоны на палочке. Фиксирование стоп, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживают прямые ножки ребенка спереди, правой рукой фиксируют под грудью и животом, затем наклоняют туловище малыша.

Стойка на четвереньках. Малыш лежит на животе, рука инструктора – под его грудью, второй рукой он сгибает ножки в тазобедренных и коленных суставах. Помощнику в это время нужно прижать к поверхности расправленные ладошки на ширине плеч малыша. Ему дают зафиксировать позу 1 минуту, что удается не с первого раза.

Ползание на четвереньках. Выполняют в 6 месяцев или при умении стоять на четвереньках. Выполняется по вышеуказанной методике обучения ползания на животе.

Укрепление вестибулярного аппарата вращением

Упражнением укрепляют вегетативную нервную систему и вестибулярный аппарат. На диск «Грация» или «Здоровье» кладут сложенную пеленку и на нее металлический тазик. Размер тазика подбирают таким, чтобы выложить одеяло, и поместить туда ребенка в полулежащем положении. Медленно и плавно, без толчков вращают тазик полминуты. При остановке глазные яблоки малыша должны совершать колебания по горизонтали. Такой нистагм возникает при взгляде на неподвижные предметы или окрестность из вращающейся или движущейся кабины. Как только глазные яблоки перестанут двигаться, тазик вращают в другую сторону. Постепенно время движения увеличивается до 5 минут.

Польза рефлекторных упражнений

Рефлекторные упражнения помогают укреплять мышцы шеи и туловища и их используют для движений, протекающих как безусловные двигательные рефлексы. При раздражении рецепторов мышц, нервного аппарата и кожи появляются врожденные двигательные рефлекторные реакции: отклонение головы назад в положении на весу, изгибание всего тела и образовании открытой кверху дуги. Это движение и есть энергичный раздражитель, укрепляющий вестибулярный аппарат. Поэтому с 4-х месячного возраста нужно чаще держать ребенка на весу в положении на спине или на животе для укрепления мышц шеи и туловища. В дальнейшем можно использовать сигнальные раздражители в виде звуковых сигналов, потягивания за ножки, хватания и др., для создания условных связей на базе врожденных рефлексов.

Польза пассивно-активных упражнений

Ребенок может выполнять некоторые движения самостоятельно, но с помощью родителей. Он присаживается во время подтягивания за ручки или кисти, стоит при поддерживании под мышками и т.д.

Упражнения, выполняемые ребенком произвольно и самостоятельно, называют активными, поэтому рекомендуется способствовать их выполнению голосовыми инструкциями и игрой.

Комплексы упражнений

1. Дети 1,5-3 месяца

Комплекс состоит из массажа (поглаживания рук, ног, спины и живота) в чередовании с активными движениями на основании врожденных безусловных рефлексов: упражнениями для стоп, рефлекторными разгибаниями позвоночника и ползанием.

2. Дети 3-4 месяцев

Комплекс состоит:

  • из разминания спины, отведения в стороны и скрещивания на груди ручек;
  • рефлекторного поворота на животик;
  • отклонения назад головы на весу в положении на животе;
  • сгибания и разгибания ручек;
  • имитации движений «велосипед».

3. Дети 4-6 месяцев

В комплекс входят несложные активные движения: хватания, удерживания предметов, размахивания. Поэтому акт хватания стимулируют. Например, сначала ребенок держится за палец мамы, затем за кольцо, при этом меняется положение тела в качестве подготовки к ползанию.

Комплекс состоит:

  • из «парения» в положении на животе;
  • в положении на животе - приподнимания верхней части тела с поддержкой за ручки, отведенные в сторону;
  • ползания (смотрите выше упражнение для стимуляции ползания);
  • попеременного и совместного сгибания и разгибания ножек.

4. Дети 6-12 месяцев

В комплекс входят условные связи, вырабатываемые на базе условных и безусловных рефлексов: зрительных сигналов (колец, палочек), легких потягиваний за ножки и речевых сигналов (садись, топай, возьми колечко, отдай палочку и т.д.). Ребенок учится стоять без опоры и ходить, сидеть на корточках.

Комплекс состоит из:

  • присаживания с помощью рук, отведенных в сторону, поддержки за ручки и упражнения для сгибателей рук;
  • наклона и выпрямления туловища;
  • приседания;
  • напряженного выгибания в положении сидя на коленях у мамы;
  • ходьбы на четвереньках.

Родители должны помнить, что упражнения выполняют в одно и то же время и только при наличии положительных эмоций у ребенка. Не стоит настаивать на продолжении, если ребенок плачет. Нужно считаться с его настроением и реакциями на массаж и ЛФК, не переутомлять. Нагрузку увеличивают постепенно, начинают ЛФК и заканчивают растиранием пальчиков и кистей рук. Полезно вкладывать в ладошку маленькую игрушку с наличием неровной поверхности и отнимать ее. А также: включать тихую и мелодичную музыку, окружать спокойных детей яркими и контрастными цветами, а беспокойных и плаксивых детей – салатными и голубыми тонами штор, игрушек, одежды, постельного белья и др. Посторонних громких шумов и людей в комнате не должно быть.

С первых дней жизни ребенок нуждается в Вашем общении и Ваших занятиях с ним, и, несмотря на то, что массаж и гимнастику обычно начинают проводить после месяца жизни, минимальные разминки можно начинать с первых дней. Несомненно, что физические упражнения принесут ребенку пользу, давая ему возможность использовать мышцы, которыми он уже учится управлять.

Начинать занятия нужно в возрасте одной недели и проводить ежедневно.

Гимнастику или массаж лучше проводите не ранее, чем через час - полтора после еды. Выполняйте упражнения медленно, мягко и ритмично. Регулярно проводите занятия на пеленальном столике. Если у вас мало времени, сократите занятия, но обязательно позанимайтесь с ребенком. Постепенно увеличивайте продолжительность занятий. Занимаясь с малышом, обязательно разговаривайте с ним, улыбайтесь. Если Вы почувствовали, что ребенок устал или голоден, завершите занятия досрочно. Выполнение упражнений должно доставлять ребенку удовольствие Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь, по возможности ни с кем не разговаривайте.

Гимнастика для новорождённых

Этот комплекс упражнений предназначен для детей от рождения до 3 месяцев. Вы вовсе не обязаны выполнять все упражнения ежедневно. У каждого ребенка свой темп и свои потребности. Выберите 1-2 упражнения, и если они не понравятся вашему малышу, на следующий день попробуйте другие, а потом вернитесь к остальным. Вы можете проделать их полным комплексом после массажа (10-15 минут), можете растянуть занятие на весь день, тратя каждый раз не более 1-2 минут. Начните с одного повторения, затем медленно увеличивайте из количество.

1. Поднимаем голову!

Лучшее упражнение для ребенка в первые месяцы его жизни - выкладывание на живот на твердую поверхность, какой могут быть пеленальный столик (без матраса), обыкновенный обеденный стол или чертежная доска, положенная на диван, но не сам диван (сколь угодно жесткий) и не кроватка ребенка с матрасом. В положении лежа на животе на твердой поверхности:

Малыш рефлекторно напрягает мышцы живота, что помогает ему избавиться от излишних газов, запора и прочих кишечных неприятностей, а также предупреждает (и лечит) пупочную грыжу;

В позе «лягушки» - ножки согнуты в коленках - снимается повышенный тонус ножек, ребенок быстрее научится владеть ими;

Малыш, поскольку хочет узнать, что творится вокруг, скорее научится поднимать и держать головку;

Ребенок с вашей помощью может потренироваться в рефлекторном ползании и ходьбе.

Выкладывать ребенка на твердую поверхность можно в каждый период бодрствования (не раньше, чем через час после еды) на 5-10 минут. В это время с ним надо ласково разговаривать, гладить его по спинке. Если вначале малышу будет трудно поднять голову, подложите под его грудку валик из скатанного полотенца. Если ребенок активно протестует против одинокого лежания, начните выкладывать его на мамин живот, однако через несколько дней мягко, но настойчиво переселит его на доску. Для тренировки мышц нужна именно твердая поверхность (это, разумеется, не значит, что малыш не может в свободное время лежать на мамином животе в свое удовольствие).

2. Котенок выгибает спинку

Ребенок лежит на боку. Вы придерживаете его одной рукой за ножки, а двумя пальцами другой проводите вдоль позвоночника снизу вверх от поясницы к шейке. Малыш в ответ прогибает спинку. Если он не реагирует с первого раза, проведите рукой по спинке посильнее. Затем повторите упражнение, положив ребенка на другой бок. Это упражнение укрепляет мышцы спины.

3. Поздоровайся с мамой (с папой)!

Ребенок лежит на спине, упираясь стопами в ваш живот. Вы подводите руки под спинку малыша, кладете ладони под его затылок, медленно поднимаете ребенка почти до вертикального положения (при этом ласково разговаривая с ним), затем также медленно опускаете. Данное упражнение укрепляет мышцы живота.

4. Цветочек раскрылся

Вы держите одной рукой ножку малыша, обхватив ее в области голеностопного сустава. Подушечкой большого пальца другой руки нажмите на подошву ребенка у основания пальцев (он сгибает пальцы). Затем проведите с нажимом по наружному краю стопы от пятки к мизинцу (он разгибает пальцы).

5. Поползем!

Ребенок лежит на животе на твердой поверхности, согнув ножки и разведя коленки в стороны. Вы обхватываете его ножки в области голеностопных суставов и прикасаетесь большими пальцами одновременно к обеим подошвам. Малыш рефлекторно разгибает ноги, отталкиваясь от ваших рук, движется вперед. Продолжайте удерживать его за ножки, иначе он может соскользнуть со стола. При необходимости поправьте ручки ребенка - уложите их под грудью.

6. Эмбрион

Положите ребенка на спину, сложите его ручки крест-накрест на груди, подтяните согнутые ножки к животу (разводя колени в стороны), пригните его голову к груди. Одной рукой придерживайте головку под затылком. Покачивайте ребенка вперед-назад и по кругу. Упражнение снимает повышенный тонус, стимулирует вестибулярный аппарат, который в будущем позволит вашему малышу научиться ходить сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах.

7. Походим!

Возьмите ребенка под мышки и поставьте его на столик лицом к себе, ласково с ним разговаривая. Дайте ему прикоснуться стопами к твердой поверхности стола и наклоните вперед, поочередно перенося тяжесть тела то на одну, то на другую ножку. Малыш «затопает» вам на встречу. Не пугайтесь, если его голова будет падать на грудь. Шея ребенка при этом не пострадает. Старайтесь не сдавливать его грудь и следите, чтобы он вставал на полную стопу. Не позволяйте малышу ходить на цыпочках.

8. Чудесный мяч

Положите ребенка животом на большой надувной мяч. Колени малыша осторожно разведите в стороны. Придерживая ребенка в области поясницы, осторожно покачайте его вперед-назад, в стороны и по кругу. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы шеи, спины и живота.

Двигательная активность очень важна для ребенка, начиная с первых дней его жизни. Благодаря движениям малыш познает окружающий мир, растет и развивается. Поскольку все системы жизнедеятельности человека тесно взаимосвязаны, благодаря движениям улучшается кровообращение, и регулируются процессы обмена в организме малыша. Гимнастика и физическая активность необходима каждому ребенку с самого раннего возраста.

Это важный этап ухода за малышом. В зависимости от возраста ребенка, следует проводить различные упражнения, которые способствуют развитию его тела и психики. Гимнастику для новорожденного ребенка следует начинать проводить со второй недели его жизни.

Гимнастика для самых маленьких

Начиная с 8 дня жизни можно выполнять поглаживание ручек, ножек, живота и спины новорожденного. Движения следует проводить в таком порядке – от стоп малыша к бедрам, от кистей рук к плечам. Живот и спину нужно легонько гладить в разных направлениях. Особое внимание следует уделять межреберным промежуткам и грудной клетке. Также, необходимо аккуратно и легко сгибать и разгибать руки и ноги малыша.

Массаж для новорожденных

Массаж можно проводить со второй недели жизни и до полугода. После шести месяцев эта процедура рекомендуется детям, отстающим в физическом развитии. Также, в качестве профилактики, массаж можно делать и абсолютно здоровым детям старше полугода. Массаж следует проводить приблизительно за час до еды. Начинать следует с легких поглаживаний, после чего плавно переходить к более интенсивным движениям. Наиболее полезные элементы массажа для новорожденных – растирание, похлопывание, разминка. Для новорожденных необычайно полезен местный массаж спины. Во время массажа с малышом нужно тихо и ласково разговаривать. Движения следует делать медленно и аккуратно.

Гимнастика для новорожденных после 1,5 месяцев

До трех месяцев у детей сохраняется повышенный тонус мышц. В связи с этим гимнастика для новорожденных основана на рефлекторных движениях. Рефлекторные движения – движения малыша в ответ на раздражение его кожи. Ребенка следует выкладывать на живот, чтобы он приподнимал голову. В этом положении к его стопам следует прикладывать ладонь - малыш начинает ползти. Также, следует развивать хватательные движения у новорожденного. Для этого к его рукам нужно прикладывать различные предметы.

Гимнастика для новорожденных после 3 месяцев

После трех месяцев следует включать упражнения, которые стимулируют малыша к самостоятельным движениям. Для этого нужно скрещивать руки ребенка на груди, сгибать и разгибать ножки, приподнимать его лежащего за ручки. Начиная с 4 месяцев, малыш пытается самостоятельно приседать, держась за мамины руки. В 5 месяцев ребенок начинает садиться, в 8 – пытается встать на ноги. Для этого ему нужна постоянная поддержка родителей.

Гимнастика для новорожденных на мяче

Гимнастику для новорожденного на мяче можно проводить с первых недель жизни. Для этого используется большой гимнастический латексный мяч. Малыша следует слегка покачивать на мяче, выкладывать его на живот или на спину. Упражнения на мяче развивают вестибулярный аппарат ребенка, успокаивают его и расслабляют.

Динамическая гимнастика для новорожденных

Динамическая гимнастика основана на кратковременном напряжении и расслаблении различных групп мышц у малыша, начиная с первых дней жизни. Многие упражнения динамической гимнастики для новорожденных проводятся в воде. Эта гимнастика считается высокоэффективной в борьбе со многими врожденными заболеваниями двигательной системы. Упражнения рекомендуется проводить только после консультации с инструктором.

Это важная составляющая их здорового развития. Уделяя 20-30 минут в день на упражнения, родители делают огромный вклад в здоровье малыша.

Мы такие процедуры выполняем и Вам советую.Желаю чтобы Ваши дети росли здоровые.

Начинаем первые упражнения.

После сорока недельного нахождения малыша в водном пространстве, его организм должен адаптироваться к новому воздушному окружению. Помимо тела малыша, к новому существованию должна привыкнуть и смириться с ним его нервная система. Поэтому стоит дать ребеночку время изучить и освоиться в окружающей его среде.

Детскими врачами рекомендовано приступать к первым физическим упражнениям с младенцем после исполнения ему одного месяца. И начинать лучше всего не в привычном для понимания взрослого формате гимнастики, а просто с простых поглаживаний и легких похлопываний.

Так же в качестве первых упражнений выступают несильные покачивания новорожденного из стороны в сторону и вверх-вниз, при которых нужно наблюдать за настроением ребенка, если он становиться беспокойным, то стоит замедлить покачивания. Проделав такие действия несколько дней в зарядку можно уже включать двигательные упражнения.

Упражнения для зарядки с новорожденным.

Когда у младенца заживает пупочек, т.е. уже к двухнедельному возрасту, а у некоторых деток и позже, врачи рекомендуют выкладывать его на животик. Делать это нужно постепенно увеличивая количество и продолжительность нахождения на животе. К 1,5 месячному возрасту, в отсутствии медицинских противопоказаний, малышу желательно лежать на животике до шести раз в день по 3-5 минут. Это одно из главных упражнений зарядки с новорожденным, благодаря которому крепнут мышцы спины и шеи, и ребеночек начинает самостоятельно удерживать свою головку. Во время такого упражнения можно сделать малышу легкий.

Перед началом двигательных манипуляций с младенцем, нужно нежно помассировать ручки, ножки, спинку и животик. Далее делаются круговые движения ручками, сначала каждой по отдельности затем двумя одновременно, загибание ножек к животику, аналогично ручкам. Для укрепления мышц ног нужно ставить ребенка стопами на твердую поверхность, при этом держа его под мышки. А так же когда он лежит создавать для ножек препятствие, что бы он упирался и напрягал мышцы.

Ежедневное катание малыша на мячике для футбола по несколько раз в положение на животе и на спине, в разные стороны и по кругу, принесет несомненную пользу для укрепления мышц и развития ориентированности в пространстве.

Дополнительные упражнения

В качестве дополнительного комплекса к зарядке, стоит порекомендовать водные упражнения. Ведь грудному ребенку до 6 месяцев требуется проведение ежедневных гигиенических водных процедур. Почему бы не совместить купание с зарядкой?

Для самостоятельных движений малыша во время купания родителям желательно приобрести, продающиеся в специализированных магазинах круг или шапочку для купания, набрать полную ванну воды и отправить ребеночка в плавание. В этот момент младенец начнет совершать движения ручками и ножками, которые регулируют координацию движения и способствуют укреплению скелета и мышц.

Как уже говорилось, тело и организм малыша настолько беззащитен и только учатся контактировать с окружающими условиями, поэтому проводить гимнастику зарядка для новорожденных нужно с большой осторожностью и строгим соблюдением ряда правил.