Летний оздоровительный период. Описание летне-оздоровительного периода в доу Летний период в саду

Лето – это период развлечений, впечатлений и нового опыта в жизни малышей. Воспитатели, как правило, на время откладывают занятия со счетным материалом, геометрическими фигурами , цифрами и буквами и отправляются вместе с детьми изучать богатый мир природы. Наблюдают за жизнью растений и насекомых, слушают пение птиц, собирают природный материал для будущих поделок.

Чтобы работа с детьми в летний период проходила организованно, следует составить подробный план летней оздоровительной работы в детском саду. Но прежде чем вы приступите к этой работе, предлагаем вам некоторые полезные советы – какими из них воспользоваться решать вам.

Прежде, чем составлять план на лето в детском саду

Прежде чем составлять план летней оздоровительной работы в ДОУ, важно продумать цели и задачи на этот период. Приведем их для примера, у вас могут быть несколько иные цели и задачи.

Цель:

  • создать для воспитанников детского сада максимально эффективные условия жизнедеятельности, способствующие гармоничному развитию и развитию их познавательной активности, на основе оздоровительных мероприятий, с использованием возможностей, предоставляемых летним сезоном.

Задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя возможности солнца, воздуха и воды в разных видах детской деятельности;
  • формировать у дошкольников привычку к здоровому и активному образу жизни;
  • формировать навыки безопасного поведения ;
  • развивать познавательные интересы воспитанников;
  • прививать любовь к природе, бережное отношение к ней, формировать начальные экологические знания;
  • повышать знания и умения педагогов, касающиеся вопросов организации летней оздоровительной работы;
  • обеспечить методическую помощь в вопросах планирования и организации летней оздоровительной работы и отдыха воспитанников;
  • повышать компетентность родителей в вопросах организации летнего оздоровления и отдыха детей ;
  • привлекать семьи к участию в воспитательном процессе и реализации планов по оздоровлению и летнему отдыху детей в детском саду на основе педагогики сотрудничества.

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ должна начаться с подготовки к ней детских групп, детских прогулочных площадок, прилегающей территории детского сада.

Педагогам детского сада следует:

  1. провести тематическое оформление групп ;
  2. подготовить информацию для родителей на темы оздоровления, закаливания, техники безопасности детей в летний период;
  3. провести озеленение территории детского сада (посадить деревья, кустарники, подрезать имеющиеся, разбить цветники);
  4. провести ремонт и покраску игровых построек и малых архитектурных форм, по возможности, выполнить дополнительное декоративное оформление участков детского сада (с привлечением сил родителей).

Далее следует озаботиться вопросами подготовки самих воспитателей к летнему сезону.

  1. Понимают ли они, какие оздоровительные возможности предоставляет этот период?
  2. Знают ли чему и как необходимо обучить дошкольников, используя возможность наглядно демонстрировать предметы изучения (растения, птиц, насекомых и т.д.)?
  3. Знают ли, как эффективно использовать имеющееся в распоряжении детского сада спортивное, игровое, опытно-экспериментальное оборудование для реализации поставленных задач?
  4. Знают ли правила техники безопасности при проведении летних детских прогулок, экскурсий, опытов, экспериментов?

Примерный план подготовки к летнему периоду в детском саду

Административно-хозяйственная работа

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1. Организовать и провести ремонтные работы разного вида (укажите конкретно, что именно необходимо сделать).

2. Провести ревизию имеющегося оборудования (детских и спортивных площадок), инвентаря, комплектов игр, используемых на летней прогулке.

· подобрать информационную литературу и детские книги о растениях и животных, о сельском хозяйстве.

Работа с родителями

  1. Провести родительские собрания в группах по вопросам подготовки к лету и летних планов ДОУ, на которых медицинскому работнику поручить познакомить родителей с текущим состоянием здоровья детей, дать рекомендации; воспитателю – рассказать про план летней оздоровительной работы в детском саду.
  2. Провести консультации на медико-педагогические темы для родителей детей, которые планируют выехать на лето с детьми за город , и для тех родителей, чьи дети останутся в городе.
  3. Подготовить и оформить для родителей в методическом кабинете тематический информационно-справочный стенд, папки-передвижки для выставления в группах, выносные уличные стенды.

Как укреплять здоровье детей летом

Воспитание личности неразрывно связано со здоровьем тела. Когда, как не летом, укреплять детское здоровье, проводить оздоровление организма, повышать его сопротивляемость болезням. Именно в теплое время года предоставляются широкие возможности для реализации этих задач, используя воздух, солнце и воду; питание, обогащенное свежими фруктами, ягодами и овощами; высокую двигательную активность.

Под присмотром медицинской сестры воспитателями детского сада в течение всего лета (при наличии благоприятной погоды) может проводиться разнообразная оздоровительная работа в ДОУ.

Например:

  • босохождение по песку, траве, камешкам,
  • купание и игры в выносном бассейне;
  • физические упражнения, подвижные игры, активные игровые программы и развлечения на свежем воздухе.

И, конечно же, в план летней оздоровительной работы в ДОУ должно входить максимально возможное пребывание детей на свежем воздухе (на улице может проходить утренний прием детей, гимнастика и всевозможные развлечения, дневные прогулки следует делать максимально длительными).

Организация летней оздоровительной работы в ДОУ через познание окружающего мира

Оздоровительная работа в детском саду может проходить в процессе изучения нового. Воспитатель должен попытаться увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть детям его многообразие, дать ответы на многие вопросы, интересующие дошкольников.

Приближайте детей к миру природы через следующие мероприятия:

  • знакомство с лекарственными растениями, особое внимание следует уделить тем, которые, скорее всего, растут на ваших прогулочных участках (подорожник, мать-и-мачеха);
  • наблюдение за поведением бабочек, жуков, муравьев, червей;
  • дайте детям услышать (пусть и в записи) пение жаворонка, соловья, стрекотанье сороки и т.д.;
  • посадите вместе с детьми какое-либо растение: цветок (ноготки, фиалки) или овощ (редис, репа), и следите за их ростом, цветением, созреванием.

Цель всех этих мероприятий – научить детей видеть проявление жизни природы, во всей ее полноте. Добиться этого будет проще, если составить летний календарь природы. Он поможет систематизировать и обобщать увиденное.

Конечно, каждое мероприятие требует предварительной подготовки. Важно не принуждать, а пробуждать у ребенка интерес к тому, чтобы копаться на грядке, искать и рассматривать в траве кузнечиков, паучков, жучков.

Посещайте живописные уголки родного края и учите детей видеть их очарование, чувствовать аромат цветов, слышать неповторимые звуки природы. В процессе прогулок и тематических занятий постоянно напоминайте детям о том, что необходимо беречь природу, заботиться о ней – так уже в дошкольном возрасте будут заложены основы экологического воспитания .

Через наблюдения помогите детям увидеть гармонию в природе. Это поможет им понять, почему нельзя напрасно ломать ветки, выбрасывать мусор, где попало, загрязнять леса, реки, беспокоить диких животных и птиц.

Основные формы работы с дошкольниками:

  • прогулки,
  • экскурсии,
  • тематические викторины и конкурсы,
  • праздники по плану летнего календаря,
  • чтение книг и отгадывание загадок на тему лета и природы,
  • туристские походы,
  • сбор лекарственных трав,
  • работа на огороде или в цветнике.

Опыт и знания, приобретенные дошкольниками летом, сделают их жизнь содержательнее, приобщат к активному отдыху на природе, научат правильно использовать природу для укрепления и сохранения собственного здоровья.

  • Вечера развлечений для детей «Травушка-муравушка», «Вот оно какое – наше лето!».
  • Консультации для воспитателей «Труд дошкольников на огороде и в цветнике».
  • Семинар-практикум для педагогов «Варианты создания оборудования своими руками для игр с ветром, песком, водой».
  • Организация исследовательской и экспериментальной работы на огороде.

Главные мероприятия июня

  • Большой летний праздник «Лето красное – для здоровья средство прекрасное».
  • Оздоровительное развлечение для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
  • Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание детей в детском саду летом»
  • Конкурс рисунка на асфальте «Сбережем родную природу»

Главные мероприятия августа

  • Спортивные развлечения «Физкульт – ура!».
  • Вечера развлечений для детей «Люблю я русские березы», «Как жалко с летом расставаться».
  • Обмен опытом между педагогами через взаимопосещения занятий (тематики предоставляются на выбор).
  • Производственное собрание по теме подведения итогов летней оздоровительной работы.

Проводя планирование на лето в детском саду, важно помнить о главном: в деле физического и психологического оздоровления воспитанников – самое важное – это искренняя любовь и забота о них воспитателей.

Летняя оздоровительная работа с детьми в детском саду

Маслова Валентина
Консультация «Летний оздоровительный период в детском саду»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Детский сад «Дашенька»

Консультация

Летний оздоровительный период

Город Улан-Удэ

Лето прекрасное время года. Его любят взрослые и дети. Летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое. Главная задача учреждения дошкольного образования в летний период времени организовать жизнь дошколят так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летних каникулах , играх, прогулках, праздниках и развлечениях ещё долго радовали их. С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима . С наступление жаркой поры меняется и специфика работы дошкольного учреждения. Педагоги организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе : озеленяют и оформляют групповые участки, осуществляют ремонт и покраску игрового надворного оборудования, пополняют количество выносного оборудования для игр детей.

Летний период в детском саду принято называть оздоровительным , и он имеет свои особенности. Не у всех родителей есть возможность выезжать из города с целью оздоровления ребенка , приобретать путевки в санатории. Задача детского сада состоит в том , чтобы максимально использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени , добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился.

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

В дошкольном учреждении в период летних каникул проводится физкультурно-оздоровительная работа , которая включает :

утреннюю гимнастику;

физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида) ;

подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) ;

самостоятельную двигательную деятельность;

закаливание естественными природными факторами (воздух, воду, рассеянные лучи солнца) .

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений. Все компоненты физкультурно - оздоровительной работы проводятся ежедневно на воздухе.

Художественно-эстетическая работа, которая включает :

изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование , детский дизайн );

музыкальную деятельность воспитанников;

ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

С целью создания эмоционального комфорта детей в летний оздоровительный период мы организуем :

включение изобразительной деятельности в детские праздники ;

проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

При организации музыкальной деятельности с воспитанниками проводятся :

музыкально-дидактических игры, музыкальные викторины;

включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние » образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.) ;

сольное и коллективное музицирование;

самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

Таким образом, лето в детском саду - это насыщенная пора, наполненная смехом, радостью и весельем. Все усилия работников дошкольного учреждения направлены на оздоровление и закаливание детского организма .

Публикации по теме:

Досуговая деятельность на период с июня по август 2018 года. Месяц недели Мероприятия Группы Ответственные ИЮНЬ 1 неделя День защиты.

Календарно-тематическое планирование старшей группы на летний оздоровительный период в детском саду Календарно –тематический план на летний оздоровительный период ИЮНЬ 2018г Название недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1. Дружба.

Консультация для воспитателей «Организация физкультурной работы в летний оздоровительный период» Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Оформление участка в летний оздоровительный период В тёплое время года дошкольники больше времени проводят на свежем воздухе, и прогулочный.

В тёплое время года дошкольники больше времени проводят на свежем воздухе, и прогулочный участок превращается в место для разнообразных.

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть,.

Летний оздоровительный период в детском саду.

ЛЕТО – это каникулы, а каникулы – это отдых. Поэтому мы не загружаем ребят сложными многочасовыми занятиями, а проводим занятия лёгкие и занимательные. Так что, природное стремление малышей к исследованию и познанию мира удовлетворяется сполна. Мы заглядываем в те уголки окружающего нас мира, в которые не успели заглянуть в течение учебного года. Дети получают много самостоятельного практического опыта. Ведь всем известно, ничто не запоминается лучше, чем собственные выводы. И малышам с минимальным знанием об окружающем мире и тем, кто уже несколько лет познает мир, на таких занятиях очень интересно! Творчество в программе этого ЛЕТА занимает особенное место. Так как мы много времени проводим на природе, то центральная идея -сохранение природы вокруг себя. Ребята получают азы экологического воспитания.

Кроме того, ЛЕТО – это пора, когда мы набираемся сил, витаминов и здоровья. В этой области мы не изобретаем велосипед. Прогулки на свежем воздухе в течение дня, подвижные игры, здоровое питание, дружба со спортом. Вот и весь секрет здорового, ловкого и румяного ребенка.

Педагоги уделяют столько своего внимания каждому малышу, сколько ему необходимо для решения любого, даже самого «неразрешимого» вопроса.

Летняя – оздоровительная работа организована по утвержденному плану и нацелена на обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, организацию здоровье - сберегающего режима, предупреждение заболеваемости и травматизма.

Основными задачами работы на летний-оздоровительный период являются:

Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности, формирование культурно-гигиенических и трудовых навыков;

Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, для самостоятельной, творческой деятельности детей на участке;

Осуществлять педагогическое и социальное просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Приоритетные направлениями работы на летний период:

Физкультурно- оздоровительная работа;

Культурно- досуговая деятельность.

Основную часть времени дети проводят на свежем воздухе. Прием детей, гимнастика, игровая деятельность и другие мероприятия организовываются на свежем воздухе. Акцент делаем на повышении двигательной активности детей через подвижные игры, спортивные развлечения, экскурсии, выносной материал. Дети охотно работают в цветнике, на огороде, участвуют в сюжетно-ролевых играх, играх с водой и песком, организовываются театрализованные представления, разыгрываются игровые ситуации на площадке, создаются условия, обеспечивающие охрану жизни и укреплению здоровья детей.За период летней – оздоровительной работы для родителей по плану организуются консультации на темы безопасного летнего отдыха детей. Родители активно привлекались к благоустройству участков ДОУ. Были заменены полы на верандах, часть оборудования на участках. Наша ЦЕЛЬ: помогать родителям воспитывать способных, умных, здоровых и счастливых детей! Наши летние программы познавательные, веселые, активные и такие разные…Наш опыт показывает, что ЛЕТО можно и нужно проводить с пользой!

Лето - удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на свежем воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Именно поэтому работа детского сада летом немного отличается от другого времени. Детям уделяется не меньше внимания, но гораздо больше времени они проводят на свежем воздухе. Основные занятия летом в детском саду: коллективные игры на свежем воздухе; активные и регулярные физические нагрузки; спортивные соревнования; ознакомление детей с окружающей их природой; чтение детской литературы. Огромную роль в том, насколько интересно дети будут проводить лето в детском саду, играет желание и умение воспитателя сделать каждый день для ребенка ярким. В летний период в нашем детском саду продолжается летняя оздоровительная работа. Для успешного проведения познавательно-оздоровительного досуга, у детей должен быть накоплен определенный багаж знаний. В детском саду был разработан календарный план по таким темам как: «Здравствуй, лето», «Неделя здоровья», «Неделя экологических знаний», «Мой любимый город» и другие, а также организованы летние праздники. В летний оздоровительный период охвачены все участники образовательного процесса. Он предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а так же повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Многие дети проводят лето в детском саду.

коллективные игры на свежем воздухе;
активные и регулярные физические нагрузки;
спортивные соревнования;
ознакомление детей с окружающей их природой;
чтение детской литературы.

Огромную роль в том, насколько интересно дети будут проводить лето в детском саду, играет желание и умение воспитателя сделать каждый день для ребенка ярким. Дошкольники летом в детском саду могут получить массу новых и интересных впечатлений, поскольку именно в этот период они освобождены от учебных занятий и посвящают время спортивным играм и экскурсиям.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа предоставляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.

Жан Жак Руссо

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.

Регламентирующие нормативные документы

Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:

· Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г).

· Конституция РФ от 12.12.1993г. (ст. 38, 41, 42, 43).

· Федеральный закон от 24.07.98 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

· Приказ Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от 15.05.2013 № 26.

· Инструкция по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках, утвержденная МинпросвещениемРСФСР 30.01.1955.

· Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей».

Принципы планирования оздоровительной работы

При планировании оздоровительной работы следует придерживаться следующих принципов:

· комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

· непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

· использование простых и доступных технологий;

· формирование положительной мотивации у детей,родителей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;

· повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.

Организация работы в летний оздоровительный период

Цель –повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропагандаздорового образа жизни среди всех участников воспитательно-образовательного процесса в летний период.

Задачи летнего оздоровительного периода:

· реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;

· создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;

· организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;

· осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

При подготовке к летнему оздоровительному периоду следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

· ООП ДОО;

· индивидуальных социально-психологических особенностей детей;

· особенностей климатической зоны.

Система оздоровления детей в летний период включает в себя:

· ежегодно к летнему оздоровительному периоду проводится ремонт и покраска оборудования, участки дополняются малыми архитектурными формами, игровым оборудованием;

· организуется подвоз земли и песка, высадка деревьев, разбивка цветников;

· каждый день организуется работа взрослых по соблюдению санитарно-гигиенических требований (обрабатывается песок в песочницах, ежедневно моется пол на верандах, в жаркую погоду участки поливаются водой, своевременно скашивается трава и т.д.);

· организуется предметно-развивающая среда на территории ДОО (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, выносные зонтики, теневые навесы, чехлы для песочниц, расширяется ассортимент выносного оборудования);

· соблюдается режим дня летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО;

· соблюдается питьевой режим летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО (питье выдается по первому требованию ребенка);

· увеличивается продолжительность прогулок и сна (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14);

· различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение)и самостоятельная деятельность детей организуются на воздухе;

· проводятся регулярные беседы по теме: «Формирование представлений о здоровом образе жизни».

Ожидаемые результаты

· приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

· развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;

· повышение уровня экологической культуры воспитанников (развитие экологического — гуманного, природоохранного, осознанно-бережного отношения к природе);

· повышение уровня коммуникативных способностей детей;

· повышение эффективности в работе с родителями по вопросам ЗОЖ;

· активизация познавательных интересов детей к трудовой деятельности в природе.

Функционирование здоровьесберегающей, целенаправленной, систематически спланированной работы всего коллектива нашего образовательного учреждения приводит к следующим положительным результатам:

· Снижение детской заболеваемости в летний оздоровительный период.

· Отсутствие случаев травматизма и отравления детей.

· Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

· Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы. 

Литература

1. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст]: практическое пособие / М. Н. Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Пенькова Л. А. Под парусом лето плывёт по Земле [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л. А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006.

4. Белкина В. Н. Дошкольник: обучение и развитие [Текст]: / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева Н. В. Ёлкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

6. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В. Г. Фролов, Г. П. Юрко. – М.: Просвещение, 1983.

7. Воронкова Л. В. Спортивный клуб в детском оздоровительном лагере [Текст]: / Л. В. Воронкова, М. А. Соломченко. – М.: Педагогическое общество России, 2006. 8. Гришина Т. В. Маленькие туристы [Текст]: / Т. В. Гришина // Детский сад со всех сторон. – 2004. — № 36.

Вдовиченко Светлана Александровна , воспитатель изодеятельности,

Вегнер Ирина Николаевна , инструктор по физической культуре,

Воробьева Татьяна Петровна , воспитатель,

Терехова Оксана Викторовна , воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №47 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»,

г. Полысаево, Кемеровская область

Летний оздоровительный период в ДОУ

Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.
В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.
Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.
Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры), закаливающие процедуры, совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования), прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).
Утренняя гимнастика должна проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.
Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).
Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельности в течение дня.
Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.
Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.
Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.
Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).
Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.
Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:
- экскурсии;
- прогулки;
- путешествия;
- трудовую деятельность;
- наблюдения;
- проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:
- художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
- совместная изодеятельность детей и взрослых;
- занятия по интересам;
- самостоятельная изобразительная деятельность;
- организация выставок детских работ;
- проведение праздников, викторин, конкурсов.
Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:
- «Пластилиновая живопись»;
- «Набрызг»;
- «Печать природными формами»;
- «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»;
- «Кляксография»;
- «Волшебные нити»;
- «Рисование через мокрую марлю».
Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.
Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.
Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.
Летом дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками и новых открытий. Вместе с тем, чем больше времени проводят дошкольники на улице, тем больше внимания взрослые должны уделять организации деятельности детей в летний период. Грамотное решение этих вопросов позволит избежать неприятностей и обеспечить эмоционально насыщенную жизнь всем участникам образовательного процесса.
Лето – особый период в жизни каждого ребенка. От окружающих его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов. Так, в преддверии летнего периода в дошкольном образовательном учреждении необходимо провести соответствующие подготовительные мероприятия, а именно:
откорректировать режим жизни детей с учетом теплого времени года (этот режим должен быть размещен и в родительских уголках и в пищеблоке – график выдачи пищи);
пересмотреть расписание непосредственно образовательной деятельности, включив в нее двигательный, музыкальный и художественный виды деятельности;
разработать систему закаливания детей, учитывающую состояние здоровья детей и условия, созданные в каждой возрастной группе;
составить рекомендации для родителей о том, как организовать досуг ребенка в летнее время, какие прочитать книги, какие провести наблюдения в природе, а также проинформировать родителей, дети которых в летние месяцы остаются в детском саду, об изменениях в системе работы ДОУ.
В летний период увеличивается продолжительность прогулок. Для достижения оздоровительного эффекта режимом дня предусматривается максимально возможное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Нужно обеспечить дошкольникам максимальное пребывание на свежем воздухе, возможность двигательной активности. В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности: двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, игровая.