Методика воспитания марии монтессори. Иллюзия обмана: Монтессори, Аткинс и др

«Помоги мне сделать это самому!» – не просто красивая фраза. Это главный принцип воспитания по системе Марии Монтессори. Эти слова полностью и точно передают суть автора их сказавших. Сама Мария Монтессори прошла трудную школу становления себя как личности. Она всю жизнь смело рушила стереотипы и, что самое интересное, всегда была предана себе, своим целям и идеям. Возможно, поэтому и тот метод воспитания, который она несла в массы, не случайно так популярен во всем мире. Прийти к цели благодаря собственным усилиям и знаниям, что может быть ценнее для каждого из нас?

31 августа 1870 года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье католиков родилась девочка, которую назвали Марией . Отец – Алессандро Монтессори был крупным чиновником, а мать Ренильде – из рода ученых и священников.

Сама настойчивость

Девочка была долгожданной и любимой. Ее образованием с раннего детства занималась мама, прививая любовь к новым знаниям. Учеба ей давалась легко, особенно Марию увлекала математика. Когда пришло время поступать: выбор девочки пал на техническую школу, но посещать ее лицам женского пола в то время было запрещено. Это нисколько не смутило Марию. Сложно представить, но 12-летней девчушке удалось поступить в школу, где учились только мальчики. Это была своего рода ее первая победа над системой образования. Ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Что интересно, она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её.

В 20 лет Мария принимает еще одно нестандартное решение стать… детским врачом. Казалось бы, что в этой благородной цели может помешать девушке. Оказывается, в конце ХIХ в Италии это было невозможно. Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины! Обидно, но в данной ситуации Марию не поддержали даже родители. Хотя они всегда и во всем соглашались со своей дочерью, но только не в этот раз. Отец не одобрил выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, учитывая успехи, перевели в число студентов.

Учеба для Марии не была легкой по многим причинам. У нее не было поддержки родителей, ей приходилось терпеть насмешки студентов-парней, также она столкнулась с финансовыми трудностями. Чтобы оплачивать обучение, Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Молодую студентку поразило, что дети были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их развиваться или к чему-то стремиться. Наблюдая за этими несчастными малышами, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через основные достижения человеческой мысли. А ребенку важно пройти путь человека в цивилизацию еще в дошкольном возрасте.

Выбор пути

Несмотря на преграды, Мария Монтессори все-таки стала первой женщиной врачом в Италии! Когда ее успехи увидел отец, он примирился с дочерью. После окончания учебы Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она наблюдала за детьми, продумывала до мельчайших подробностей условия их развития и спустя какое-то время первые ее воспитанники были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме. И, кто бы мог подумать, ее воспитанники не только сдали экзамены, но и показали высокие результаты. После этого случая правительство создало специальный институт во главе с Марии Монтессори по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. Она продолжила заниматься экспериментальной психологией и была уверена, что истинное обучение – помочь, а не осуждать. «Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его», говорила она.

В 1907 году, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо Монтессори открывает первый «Дом ребенка». Это была школа для нормальных, хотя и запущенных, детей. С тех пор и до конца жизни Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори . Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материалов. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием проявляли интерес к занятиям. Она искренне считала, что «выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому ребенку в поводыри его психического роста. Руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать ».

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная среда, любовь и уважение к детям, а также подача материалов, которые преподносились в форме презентаций, принесли результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у Марии Монтессори появились последователи и ученики…

Интересно, но в адрес Марии Монтессори звучат не только положительные отзывы. Ее обвиняют в том, что она отдала своего собственного ребенка на воспитание по одной версии чужим людям, а по другой – дальним родственникам. Но факт остается фактом, долгое время ее единственный ребенок воспитывался не в семье. Свет на эту историю проливает следующая информация.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она познакомилась в психиатрической клинике Рима после окончания института. Союз молодых людей не был официальным. В 1898 году у пары родился сын, которого назвали Марио. Поскольку ребенок был незаконнорожденным, мать молодого человека не дала согласия на брак. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой для Марии, ее карьеры и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом Мария смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой, а позже стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру.

Признание

Интересно, что в 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и поныне. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию, а в 1934 году она навсегда покидает Италию. Она считала себя человеком мира и не хотела надолго привязываться ни к одной стране. Мария Монтессори живет сначала в Испании, Голландии, Индии. В Индии она остановилась на 7 лет. Читала лекции во многих городах этой страны. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. В возрасте 82 лет Мария Монтессори умерла в Голландии. Спустя некоторое время дело всей ее жизни продолжил сын Марио.

Основные пункты системы Марии Монтессори:

– ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий;

– дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими;

– занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями);

– ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты

– система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец;

– в системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя;

– отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени;

– после демократичной системы Монтессори, детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

На первых порах родители относились к ней с недоверием, педагоги вынуждены были обходиться минимумом доступной русскоязычной информации и очень ждали, что имя Монтессори обретёт в России такую же заслуженную известность, какой оно пользуется во всём мире.

Прошло время. Интернет запестрел игрушками и занятиями, наставлениями родителям и просто историями, в которых упоминается имя великого педагога. Переводится и пишется всё больше книг по этой тематике. Появляются и развиваются образовательные центры по подготовке педагогов, открывается всё больше Монтессори-классов…

По мере того, как растёт количество достоверной информации, увеличивается и объём искажённой. Всё чаще теперь можно слышать от родителей, что они не только знают о Монтессори, но и прекрасно осведомлены об изъянах метода, и охотно ими поделятся, чтобы умерить восторги доверчивого педагога или родителя, знающего систему Монтессори только с парадной стороны.

Хотелось бы рассеять некоторые устойчивые заблуждения или недоразумения, связанные с методом научной педагогики и личностью её основательницы Марии Монтессори.

Миф №1: Монтессори бросила своего ребёнка, чтобы заниматься с чужими детьми

Чтобы правильно понять, что же действительно произошло и что это значило, важно понимать исторический контекст и знать реальные факты.

М. Монтессори родилась в 1870 году и в возрасте 25 лет стала одной из первых в Италии женщин-врачей. Это было бы невозможно, если бы отец не сопровождал её на каждую лекцию, потому что девушка не могла посещать их без сопровождения мужчины. Теперь такая узаконенная несамостоятельность встречается лишь в некоторых исламских странах, но в католической Италии позапрошлого века положение женщины во многом было похожим. От женщин настолько не ожидалось научного рвения, что бланк диплома был составлен и отпечатан с расчётом на то, что в него будет вписано мужское имя, и в её диплом пришлось вносить рукописные исправления.

Если незамужней девушке при согласии отца были позволены некоторые вольности, то замужество означало необходимость ради семейных дел оставить карьеру совсем. Я не утверждаю, что её забили бы камнями до смерти, но подозреваю, что молодая женщина не откажется от замужества с возлюбленным без веских на то оснований.

Монтессори заключила с отцом своего ребёнка договор, что они не вступят в брак с другими людьми, а будут состоять в отношениях, которые мы бы сейчас назвали гостевым браком. И это, по-видимому, действительно было её если не жертвой, то компромиссом ради научной и общественной деятельности.

Что до ребёнка, то Мария сделала то, что делали все другие матери её круга: вверила его гувернёрам, с той лишь разницей, что Марио находился у принимающей семьи на полном пансионе, и мать вместо ежевечернего пожелания спокойной ночи навещала его по выходным дням, проводя с ним много времени в играх и общении, что было нетипично для её современниц.

Когда Марио стал старше, Мария забрала мальчика, и с тех пор они довольно редко расставались до самой её смерти: Марио стал её соратником и при жизни матери много работал вместе с ней. Марио Монтессори внёс значительный вклад в развитие научной педагогики и в дело распространения гуманистического образования во всём мире.

Миф №2: Монтессори придумала свою теорию для умственно-отсталых детей и потом распространила свои открытия на обычных детей

Действительно, Мария Монтессори после окончания медицинского университета около двух лет работала в ортофренической школе и способствовала тому, чтобы к умственно-отсталым детям стали относиться как к детям, перевела на итальянский ряд работ по коррекционной педагогике. После этого она ушла оттуда, потому что хотела работать с обычными детьми, и более полувека посвятила разнообразной деятельности.

Она принимала участие в борьбе с детским трудом и за права женщин. Получила степень по антропологии и была назначена заведующей кафедрой антропологии университета в Риме. Всю жизнь занималась образованием и самообразованием, много читала, переводила и писала сама на нескольких языках, была очень образованным человеком своего времени в области педагогики и психологии, состояла в переписке и лично встречалась со многими выдающимися людьми своего времени, в том числе учёными мирового значения.

Организовала класс для дошкольников в Риме, ставший модельным для множества других классов, открывшихся по всему миру буквально десятилетие спустя. Возглавляла научно-исследовательский институт в Испании. Читала сначала лекции, а затем и обучающие курсы по всему миру.

Основала организации Опера Монтессори и АМИ (Association Montessori Internationale) с целью не только распространения гуманистических идей научной педагогики, но продолжения исследований и развития научных знаний. Если вы всё ещё думаете, что два года работы в медицинском учреждении непоправимо отравили полвека разносторонней и многоплановой работы и непрерывного самообразования, то к вашим услугам комментарий к следующему мифу.

Миф №3: педагогика Монтессори придумана сто лет назад и давно устарела

С одной стороны, Монтессори была не просто великим, а именно учёным. Мне думается, что благодаря медицинскому и антропологическому образованию, она смогла крайне успешно применить естественнонаучный подход к исследованию в психологии развития.

До неё взрослые чаще размышляли о том, какими детям следует быть, нежели наблюдали за ними с позиции исследователя. Многие идеи Монтессори, которые она выдвинула на основе своих наблюдений за детьми и их реакцией на предлагаемые ею пособия, подтверждены только в 21 веке.

Только сейчас стало возможным исследование живой работающей нервной системы ребёнка с точностью до нейрона, без оперативного вмешательства, в естественной, нелабораторной ситуации; мы можем поймать неуловимую субстанцию младенческого внимания и множество других вещей, недоступных в начале прошлого века. И эти новейшие исследования подтверждают, что гениальные догадки Марии Монтессори верны. Например, показано, что до шести лет образуются структуры, которые не меняются в течение жизни, в отличие от пластичных образований, происходящих в старшем возрасте, что объясняет физическую основу впитывающего разума, о котором писала Монтессори.

С другой стороны, несмотря на то, что Мария Монтессори проделала громадную работу на протяжении своей достаточно долгой жизни, научная педагогика не является её единоличным детищем. На методическом уровне она наилучшим образом проработала возраст старших дошкольников с 3 до 6 лет.

Её сын Марио глубоко занимался методикой преподавания школьникам. Подготовку родителей и педагогов для работы с семьёй, с детьми до года и с года до трёх разрабатывала Сильвана Монтанаро. Нет возможности перечислить здесь всех других людей во всём мире, которые принимали участие в создании педагогики Монтессори и продолжают развивать метод. Она приложила немало усилий, чтобы сделать это движение максимально интернациональным, несвязанным границами и интересами какой-либо одной страны, и к тому, чтобы научные знания в области психологии и педагогики становились всё точнее и глубже, а методика образования совершеннее. Задуманное удалось, поэтому будет ошибкой думать, что метод Монтессори создан только самой Монтессори и только сто лет назад.

Миф №4: Монтессори - это где всё разрешено / всё запрещено

Рассказывают, что однажды в класс Монтессори пришли очередные гости. И некая дама шутливо обратилась к ребёнку, оказавшемуся рядом с ней:

И это ваш класс, в котором вы делаете, что хотите?

Нет, мадам, мы здесь хотим того, что делаем, - ответил ей мальчик.

Задача взрослого в Монтессори-классе - подобрать материалы, которые будут полезны ребёнку определённого возраста, и показать, что делать с этими материалами. Ребёнок же может выбирать в рамках предложенного. Это позволяет ему заниматься со всей страстью человека, предающегося желанному занятию.

Подход Монтессори основан на предположении о созидательной природе ребёнка, в которой самосовершенствование, саморазвитие приносит удовольствие. И если не препятствовать этому влечению, то оно будет вести ребёнка наилучшим именно для этого ребёнка путём к гармоничной, разносторонней, развитой личности, а активность и самостоятельность в этом процессе трансформируется в ответственность и умение реализовывать задуманное и доводить начатое до конца.

Во времена самой Монтессори можно было лишь наблюдать, что дети в классе действительно заняты каждый своим (или каким-то общим) делом, что они учатся писать, читать и считать с радостью. В наше время известны многочисленные факты и исследования, подтверждающие, что потребности в общении, заботе, познании жизненно важны для человека с рождения.

Свобода ребёнка в Монтессори-классе - это свобода становиться собой, ничего общего не имеющая с вседозволенностью. В классе действуют очень простые правила, направленные на обеспечение доброжелательных, уважительных, конструктивных взаимоотношений между детьми и между детьми и взрослыми. Есть правила, помогающие каждому реализовать право выполнить понравившееся упражнение в своём темпе столько раз, сколько требуется для создания нового навыка или качества самому ребёнку. Поощряется самостоятельность, и есть возможность развить обоснованную независимость.

Класс, наполненный дидактическими материалами и упражнениями, интересен детям, но его вид может не совпадать с образом интересного места у родителя. Это и рождает иногда, по-видимому, ошибочное впечатление, что в Монтессори-классе много запретов.

В статье «Монтессори: детство без кукол?» подробно освещён пример такого несоответствия. При ближайшем же рассмотрении оказывается, что за всеми материалами класса стоит системность научного метода и целесообразность материалов, а правила сведены к минимуму, необходимому и достаточному для того, чтобы каждый ребёнок мог удовлетворить свои потребности в развитии, не ущемляя таковые у других, а по возможности и помогая товарищам.

Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе

Да, работа в Монтессори-классе позволяет ребёнку работать в индивидуальном темпе и ритме, выбирать занятия и последовательность упражнений. Но самостоятельные занятия не единственная форма деятельности даже в классах для детей до трёх лет.

После трёх же предусмотрены разнообразные формы групповой работы: большой группы детей под руководством взрослого, группы детей между собой, маленькой группы, спонтанно объединившейся для совместной работы с дидактическим материалом. Школьники самостоятельно вместе планируют и воплощают различные мероприятия. В классах царит атмосфера деликатной, ненавязчивой взаимопомощи.

Дети учатся уважительно, корректно сотрудничать друг с другом. Они выбирают совместную работу с другими детьми по своей воле, с помощью взрослых придерживаются правил поведения в классе, и это даёт им позитивный опыт взаимодействия.

Немаловажно, что Монтессори-группы разновозрастные. Это чрезвычайно расширяет диапазон ситуаций и поведенческий репертуар детей. Недавнее исследование показало, что именно по количеству спонтанных позитивных взаимодействий дети, учащиеся в Монтессори-школе, значимо отличаются от сверстников из обычной школы.

Миф №6: детям после Монтессори-класса тяжело в обычной школе, а учителя отзываются о них, как о непослушных

Как уже было сказано, дети, которые «хотят того, что делают» имеют больше внутренней мотивации доводить начатое до конца, и с каждым успешно завершённым делом они упрочивают свою волю. Опыт соблюдения простых правил также приучает их к самодисциплине и даёт умение следовать озвученным правилам.

Такие дети, как правило, исполняют инструкции учителя, потому что уже убедились в том, что правила, установленные в Монтессори-классе, полезны им самим, помогают поддерживать рабочую атмосферу, и потому соблюдают новые правила в новом классе. Получая всё необходимое для развития себя, дети в целом спокойнее, психологически устойчивее. З. Фрейд, который был знаком с идеями Монтессори, однажды высказался так: «Там, где побывала Мария Монтессори, я не нужен», имея в виду, что методика создаёт крайне благоприятные условия для развития предельно здоровой личности.

Благодаря этому к школьному возрасту ребёнок привычен к сосредоточенности, целеустремлённости, последовательности. Такая психологическая зрелость не может помешать ребёнку быть более усидчивым на уроках. Дети, которые не встречали препятствий в удовлетворении врождённой любознательности, с интересом учатся где бы то ни было, включая школу. Их исполнительность исходит изнутри, поэтому она очень устойчива и надёжна, но и требовательна к авторитету.

Пожалуй, солдаты из таких детей получаются неважные. Слишком думающие, слишком ответственные, слишком самостоятельные. Именно поэтому в своё время Муссолини сначала был очень вдохновлён серьёзными, организованными воспитанниками Монтессори и развернул обширную кампанию по внедрению Монтессори-садов во всей Италии. Но вскоре стало ясно, что эти дети, которые слаженно идут туда, куда их попросили идти, не шагают строем туда, куда им прикажут, а их наставницы категорически отказываются вступать в партию и муштровать из детей завтрашних фашистов. После этого в одночасье все Монтессори-классы были закрыты, а Мария Монтессори надолго покинула Италию.

Если вы не планируете целенаправленно выращивать бездумного исполнителя, в ситуации среднестатистической школы Монтессори-ребёнок всё же будет чувствовать себя лучше, чем его сверстники за счёт того, что у него будет куда больше ресурсов быть уважительным, корректным, точным в следовании инструкции, то есть с точки зрения учителя - послушным.

Конечно, он будет лучше понимать недостатки школьного обучения. Но ведь и остальные дети не слишком жалуют школу, так что вряд ли ребёнок после Монтессори-класса будет страдать больше, чем после обычного детского сада. А вот умения и возможностей справляться с проблемными, стрессовыми и травмирующими ситуациями у Монтессори-ребёнка тем больше, чем дольше ребёнок посещал грамотно организованный Монтессори-класс, и тем лучше его адаптация в обычном классе.

В предельном случае, по замыслу самой Монтессори, после 18 лет, пройдя три-четыре ступени в рамках новой образовательной системы, ребёнок готов учиться у мира, каков бы он ни был, поэтому не существует Монтессори-университетов - предполагается, что к этому возрасту дети готовы учиться в классических университетах или включаясь в какую-то профессиональную деятельность.

© ММЦ «Отрада»

Миф № 7: можно добавить «немного Монтессори», так что получатся развивающие занятия с «элементами Монтессори» или игрушки и игры, которые именуются кем-то «занятиями по Монтессори»

Большинство таких развивающих занятий, игр и игрушек сами по себе не только не вредны, но и полезны. Но лучше всё-таки называть вещи своими именами и понимать, с чем имеешь дело.

Одна из системообразующих идей Монтессори-образования состоит в том, что взрослый, опираясь на свой опыт и знания, создаёт ребёнку пространство, наполненное материалами для занятий, подходящих ребёнку по возрасту. Затем взрослый пребывает возле ребёнка в готовности познакомить с тем или иным материалом, а ребёнок, которому позволено выбирать из предложенного, следует за своим внутренним влечением к тому, что развивает его наилучшим образом в этот конкретный момент его жизни.

Такая самонастраиваемая индивидуализация делает содействие развитию ребёнка предельно эффективным. Одновременно она позволяет ребёнку упрочить свою самостоятельность, независимость, даёт позитивный опыт собственной активности. Любое пособие, упражнение, род занятий или игрушка, предлагаемое в Монтессори-классах, может быть успешно использовано само по себе в ситуации, когда взрослый руководит ребёнком, как это происходит в традиционной образовательной модели.

Но при этом эффективность системы Монтессори будет утеряна, и останется только полезность самого материала, которая, несомненно, была ему присуща, поскольку Монтессори-педагогика уже столетие как выискивает лучшие образцы развивающих пособий и занятий. Именно это часто и происходит, когда педагоги или родители в развивающих занятиях с детьми используют «элементы Монтессори». В этом нет ничего плохого, если только не принимать такую практику за собственно Монтессори-метод.

Часто дидактические приёмы и пособия начинают жить своей жизнью за пределами Монтессори-класса и служить иным целям. Яркий пример тому - многочисленные упражнения с пересыпаниями крупы, которые фигурируют во многих материалах класса 3–6 и служат усовершенствованию мелкой моторики рук, развитию интуитивного представления о физических свойствах мира и, в частности, о количестве.

Дети до трёх лет тоже охотно возятся с крупой, и можно найти миллион советов родителям, как это организовать. Но в этом случае ребёнок осваивает на будто бы том же материале базовые мелокомоторные навыки, а не совершенствует оные. Но ребёнок, которому позволено есть и пить самому, самому что-то помыть, перенести, налить не только тренирует мелкую, но одновременно и крупную моторику, и самостоятельность, и навыки речи и коммуникации. Тогда для малыша до трёх лет игры с крупой с меньшим функционалом дублируют перечисленные занятия. А если ребёнок ограничен в возможности посильного самообслуживания, то игры с крупами становятся не только полезным упражнением, но и завуалированным способом держать ребёнка на расстоянии от домашних дел, что уже не на пользу.

Сходная ситуация с вошедшими в моду бизибордами. Среди Монтессори-материалов есть нечто похожее. Но цели этого материала связаны далеко не только с мелокомоторным развитием, они в том, чтобы стимулировать самостоятельное вставание детей, которые ещё не начали ходить, и развитие функциональной независимости, то есть реального умения открывать запоры и замочки.

Бизиборды, как правило, - это попытка объединить в одном комплексе множество материалов для сенсорного и мелкомоторного развития. Они очень разнятся по своему качеству от достаточно интересных решений до откровенно опасных (я имею в виду, например, такие, в которых ребёнку предлагается вставлять вилку в неработающую розетку: это даёт малышу очень опасное ложное представление о том, что эти штучки созданы для втыкания-вытыкания, а не включения-выключения электроприборов). И лучшие, и худшие образцы бизибордов отличаются от их прототипа в Монтессори-среде настолько, что я бы не стала их связывать с ним во избежание недоразумений.

В Монтессори-педагогике уделяется много внимания планированию окружения ребёнка и действий взрослого. Вне зависимости от того, насколько глубоко вы знаете теорию научной педагогики и насколько принимаете её как руководство к действию, я бы порекомендовала родителям по возможности часто задаваться вопросами: «Зачем?», «Что это даст моему ребёнку? А в будущем?».

Я не призываю выключить сердце и включить голову, для детей безумно важны любовь, забота, принятие. Но временами это полезные вопросы в отношении того, что вы делаете для ребёнка и возле ребёнка, какие игры и игрушки предлагаете ему и как именно это делаете, что и как запрещаете и разрешаете, за что в действительности поощряете и так далее.

На главном фото: Международный Монтессори-центр «Отрада»

Биография Марии Монтессори столь же увлекательна, как и авторская педагогическая методика, созданная ею, и до сих пор не получившая в педагогике однозначной оценки: гениальна ли она или бесполезна?

Семья

Судьба Марии Монтессори была предопределена уже с момента ее рождения. Девочка появилась в городе Кьяравалл (Италия) 31 августа 1870 года в аристократической и имеющей древние корни семье. Богатый и влиятельный человек, отец Марии, происходивший из знатного рода Мontessori был Кавалером Ордена Короны Италии, что давало ему множество привилегий и почестей. Мать также имела аристократические корни и была представительницей знатного итальянского рода Стоппани.

И семья Марии Монтессори, и ее окружение состояли не только из влиятельных, но и весьма образованных людей.

Особо выдающимся среди них был Антонио Стоппани, дядя по материнской линии. Он являлся выдающимся богословом и ученым, и, по мнению исследователей, некоторые его идеи были подхвачены Марией и позже воплощены в жизнь.

Мать Марии выросла в семье, где царил либерализм, и, повзрослев, стала ярой феминисткой. В духе либерализма и феминизма воспитала она и Марию.

Родители имели возможность дать единственной своей дочери блестящее образование, что они и не преминули сделать.

Школа

Знания Марии давались легко, это стало очевидно, как только девочка поступила в школу. Особо интересна ей была математика.

Из мемуаров одноклассниц известно, что девочка даже на премьеры в театр ходила, зажав под мышкой учебник математики, и, в то время как зал рукоплескал актерам, одаренная Мария радовалась найденному в полутьме нестандартному решению очередной задачки.

А когда Марии исполнилось 12, она стала грезить о том, чтобы поступить в гимназию. Однако в итальянском обществе того времени женское образование не поощрялось, и все высшие учебные заведения предназначались для мужчин. Но настойчивость и твердый нрав Марии и влияние родителей сделали свое дело: девушку зачислили в гимназию для мальчиков. Здесь, увлекшись естествознанием, Мария решила, что ее жизненное предназначение – быть врачом.

Юность

Мария Монтессори упорно шла к мечте: поступила в Римский университет на медицинский факультет. Это было шоком для общественности: ни среди педагогов, ни среди студентов лиц женского пола в те времена быть было не должно! Занятия девушка имела право посещать только в сопровождении своего отца. Но, в конце концов, в возрасте 25 лет Мария получила диплом и стала первым итальянским врачом-женщиной.

Это интересно! Типографиями выпускались в то время бланки дипломов с расчётом на вписание в него мужского имени, и в диплом Марии Монтессори были внесены рукописные исправления.

Но известность в студенческие годы Марии принесла не только ее выходка с поступлением в ВУЗ. Еще во время обучения в университете она увлеклась феминистическими взглядами и подалась в известное женское движение, где весьма-таки активно развернула свою деятельность. И пусть в малоизвестных, но довольно влиятельных кругах Монтессори получила признание благодаря своим идеям. Поначалу о ней только писали газеты, а затем Мария и сама редактором журнала о жизни феминисток Италии.


Еще во времена университетской практики Мария увлеченно занималась изучением болезней нервной системы и умственной отсталости. В это время и состоялась впервые встреча Монтессори в лечебнице с малолетними пациентами с ограниченными физическими и умственными возможностями. Примитивное существование этих детей поразило ее, ничто не побуждало их к полезной активности. Дети после еды просто передвигались ползком по полу и подбирали крошки хлеба, лепя незатейливые фигурки из них. Да и сама обстановка отнюдь не способствовала какому-то развитию. Так Мария пришла к мысли, ставшей ключевой в ее педагогико-методической идее, что детям (не только больным, но и, в первую очередь, здоровым) необходима особая, адаптированная под возраст и психическое состояние развивающая среда, где легко и доступно будут собраны все знания об этом мире, показанные детям через эталоны важнейших достижений человечества, а дети смогут преодолеть путь человечества к цивилизации в раннем возрасте.

Работа

Изучая труды по психологии и педагогике светил науки того времени, вникая в проблемы обучения и приспособления к жизни слабоумных детей,

Монтессори сделала заключение: слабоумие - это в первую очередь проблема педагогики, нежели медицины. А решать эту проблему надлежит не в лечебницах, а в образовательных учреждениях. На состоявшейся в 1889 году туринской конференции Монтессори успешно выступила с докладом, доказав это.

Впечатление от доклада у слушателей осталось весьма сильное, и вскоре на базе Римского Университета открылась кафедра ортофрении, которую и возглавила Монтессори, где разрабатывала свою знаменитую методику. А когда пришла пора показать результаты, перед независимыми экзаменаторами предстала интересная картина: подопечные Монтессори опережали обычных детей в умении писать, в счете и чтении. Это ужаснуло Марию: стало очевидно, насколько малоэффективно выстроено традиционное школьное обучение детей.


И, когда в 90-х годах, Лига женщин Италии приняла решение открыть в Риме коррекционную школу для детей с умственными отклонениями, закономерно, что директором ее назначили именно Марию Монтессори. Это казалось неслыханным для того времени - обучать детей-олигофренов. Такими детьми никогда прежде не занимались, их не развивали и не обучали. Более того, в приютах, где такие дети содержались, отношение к ним было весьма плачевным: им не только не оказывалось никакого внимания со стороны педагогов, но и не прививалось даже элементарных гигиенических и самообслуживающих навыков. Игрушек для олигофренов не предусматривалось, и даже кормили их почти как скот – буквально кидали пищу на пол.

Для начала Мария обеспечила воспитанникам максимально комфортную обучающую среду, что можно считать революционным преобразованием в педагогике того времени. Ведь мрачная обстановка и насилие (наказание, розги) применялись и в школах для нормальных детей. Насилие в школе Монтессори превратилось в табу, а мебельная обстановка и отделка комнат подобралась соответственно росту и физическим и возрастным особенностям детей.


Приоритетным явилось физическое развитие обучающихся: медицинские обследования, занятия на свежем воздухе, гимнастика – все это стало обычным в школе. Упражнения по лингвистике, развитие сенсорики, прививание навыков культурно-гигиенического плана детям и целеустремленность Марии показали впечатляющие результаты.

Программа и методика

Суть метода Монтессори: каждый ребенок самоценен, и именно его индивидуальность ставится превыше всего в процессе обучения.

Никаких сравнений и измерений детей по «стандартам», только свобода, отсутствие критики и вмешательства – вот он, «двигатель» успешного развития личности.

При этом вредны как наказание, так и поощрение: дети должны учиться, руководствуясь собственной мотивацией, получая от этого радость. Развитие самостоятельности детей необходимо подкреплять, по мнению Монтессори, практическими занятиями из повседневной жизни. Детский сад по Монтессори учит, в первую очередь, самостоятельному одеванию, умыванию, элементарным бытовым навыкам. При этом дети сами выбирают, с чем им играть, сколько и как.

Развитие каждого ребенка теория Мария Монтессори делила на 4 этапа:

  • детство – с рождения до 6 лет;
  • детство от 6 до 12 лет;
  • юность – от 12 до 18 лет;
  • взросление – от 18 до 24 лет.

Именно в первой стадии формируются способности ребенка, при этом рождается малыш уже с определенным набором качеств, и воспитать ребенка невозможно, он сам сделает это. От рождения каждый из детей обладает природным стремлением все пробовать, нюхать и трогать. Значит, считала Монтессори, интеллект развивается через органы чувств.

Занятия по методу Монтессори должны проходить в специально организованной среде, и комната для занятий представляет собой зонированные пространства, в каждой из зон размещаются дидактические пособия:

  1. Практическая зона – здесь собрано все, что окружает детей в быту: веник и совок, пуговицы и застежки, посуда и т.д. Воспитанники учатся одевать и раздевать кукол, мыть посуду, гладить одежду, чистить овощи и т. д.;
  2. Математическая зона – здесь собраны пособия для формирования у детей математических представлений, обучения счету, различению геометрических фигур и т. д.;
  3. Сенсорная зона обустроена так, что ребенок, занимаясь в ней, развивает сенсорику, тактильные ощущения и мелкую моторику – всевозможные разнокалиберные по размеру бутылочки, крышечки, мячики из поролона и твердых материалов, мешочки с различными по фракциям наполнителями и т. д.;
  4. Языковая зона , где акцент делается на обучение буквам, звукам и слогам, чтению и письму;
  5. Космическая зона , в которой воспитанники получают первоначальные сведения об устройстве мира, погодных и природных явлениях, культуре и традициях народов и т. д.


При этом дети занимаются все вместе: и младшие, и старшие. Так формируется навык заботы и взаимопомощи. Роль педагога же – это роль наблюдателя. Он ничего не навязывает ученикам, только немного помогает, если ребенок не может справиться сам. Но о вседозволенности и беспорядке в садах Монтессори не было и речи:

  • дети обязаны соблюдать тишину, но если их переполняли эмоции, для «выпуска пара» была предусмотрена особая комната;
  • все игрушки после занятий дети приводили в порядок: мыли, составляли на место – так формировалась аккуратность;
  • запрещалось отнимать игрушки у других детей: кто первым взял их, тот и играет – это фундамент для формирования понятия о границах дозволенности и понимания «мое-чужое».

Дети с психическими отклонениями, воспитанные по методу Монтессори, как показала практика, оказывались самостоятельны и весьма уверены в себе, умели обслуживать себя и решать основные бытовые проблемы. Помимо этого, воспитанники по Монтессори обладали собственным мнением и умели его отстаивать. Иными словами, дети, на которых был «поставлен крест», становились полноправными членами общества, вполне приспособленными к жизни в нем.

Личная жизнь

Замуж феминистка-Монтесори никогда не выходила, однако, это не означает, что любви и страсти не было места в ее жизни. После окончания университета Мария начала работу с Джузеппе Монтесано и Санти де Сантиса. Эту троицу по праву считают родоначальниками детской нейропсихиатрии в Италии. Доктор-коллега Джузеппе Монтесано на пару лет был старше Марии, однако богаче и знатнее ее – в разы. Это, возможно, и сыграло ключевую роль в неудавшемся союзе. Знатнейшая итальянская аристократка, мать Джузеппе, выступила против их романа. Однако у пары родился сын Марио. Отец его не признал, но предложил Марии нечто вроде современного «гостевого брака». Возможно, для Монтессори это было даже выгодно, ведь замужество могло загубить ее карьеру. Отношения влюбленных все же закончились браком, но не в пользу Марии: Джузеппе женился на очень богатой женщине.


Незаконнорождённый сын Марии Монтессори был отправлен матерью на воспитание в приемную семью. Некоторые источники утверждают, что мать не забывала ребенка и регулярно его навещала. Есть также мнение, что Мария позабыла о сыне, принявшись ставить педагогические эксперименты уже на здоровых детях. Как бы там ни было, к 16 годам Марио воссоединился с матерью, став ее верным помощником. Однако официально Мария его признала сыном лишь в посмертном завещании, все остальное время Марио был для всех ее племянником.

Известность

Методика набирающей популярность Монтессори начала быстрыми темпами внедряться в итальянскую систему образования, по всей стране открывались педкурсы по Монтессори. Известность распространилась и заграницу, к итальянскому педагогу-новатору приезжали светила науки и учителя из стран Европы и из США, из России. Так, побывав в Италии, наша знаменитая Юлия Фаусек создала первый отечественный детский садик по знаменитой методике. Вскоре подобные школы стали открываться повсюду, Мария объездила с лекциями весь мир. В поддержку Марии выступали представители власти. При благоволении элиты Монтессори внедрила свою теорию повсемирно, начала писать книги, получать награды. Ее трижды выдвигали на Нобелевскую премию (с 1949 по 1951 гг.), однако, безрезультатно. Еще в конце 20-х годов к Марии присоединился ее сын, внесший немалый вклад в развитие Монтессори-движения. Была создана получившая позже государственное финансирование Международная Ассоциация имени Монтессори, которая не останавливает деятельность и поныне.

Кстати, в честь Монтессори назван один из кратеров на планете Венера!

Даже Мировая война не стала преградой для распространения славы Монтессори. Когда в Италии воцарился фашизм, власти оказывали поддержку педагогу-новатору, и сам Муссолини дал добро на внедрение программы Монтессори в школы и на финансирование ее организации.


Однако в 30-е годы, когда министром образования был назначен Джузеппе Лoмбардo Радиче, идиллия Монтессори закончилась: ее школы стали массово закрывать, а саму Марию даже обвинили в плагиате, якобы ее идеи были украдены у сестер Агацци, довольно известных педагогов того времени. Прекратилось и финансирование международных поездок Марии, а это означало и снижение популярности, к которой Монтессори так привыкла. В конце концов, она переезжает в Нидерланды, гостеприимно распахнувшие ей свои двери, где продолжает свою деятельность.

Мария Монтессори скончалась в неполные 82 года и погребена на католическом кладбище городка Нордвиг.

Что сейчас

Методику Монтессори многие современные педагоги находят весьма ценной, однако некоторые моменты подвергаются существенной критике. Это, например, отсутствие развития творческого начала, полный отказ от сюжетно-ролевых игр, ограничение детской физической активности.

Но не признавать вклад Монтессори в систему воспитания невозможно. Сегодня о педагогике Монтессори говорят как об элитной. Сам принц Великобритании Гарри обучался по ней.

Признана Монтессори как педагог, определивший способ педагогического мышления, и всемирной организацией ЮНЕСКО. А это признание за всю историю существования организации коснулось, кроме Монтессори еще всего трех педагогов - американца Джона Дьюи, немца Георга Кершенштейнера и нашего Антона Макаренко.

Универсальность метода Марии Монтессори в том, что он может быть применен для развития абсолютно здоровых детей и в домашних условиях, и как дополнительный к основной системе образования.

Видео по теме

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

Мария была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, она pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Кьяpавалле. Её отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали учёные. О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что её pодители делали для своего pебёнка всё, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины. Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с пpисущей ей дисциплиниpованностью. Особую стаpательность она пpоявила в математике. Из воспоминаний её одноклассниц мы узнаём, что даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки, радуясь найденному неоpдинаpному pешению. В 12 лет она мечтает об учёбе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но её настойчивость победила все преграды, и она была пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия pешила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося.

Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp - детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивилегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Шёл 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась её пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpёд, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому. Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом её педагогической системы, что для детей, как больных, так и здоpовых, необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебёнок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте.

Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие- это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Её следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше её пpивлекала антpопология, а именно вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебёнка. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя пpиходится фоpмулиpовка основ её собственной педагогики. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Её заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми, и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебёнка.

В 1898 году у Монтессоpи pодился сын. Её отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству, и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что её пpедназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.

6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый "Дом pебёнка", pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нём было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как её дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг. С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа.

Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия. Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище...

В 2007 году мир отметил столетие открытия первого "Дома ребёнка" Марии Монтессори.

Вряд ли случайно: приверженцы идей Марии Монтессори отмечают её день рождения накануне начала нового учебного года - 31 августа.

До введения евро портрет Марии Монтессори украшал купюру в 1000 итальянских лир.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)

Родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые.

О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали для своего pебенка все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины.
Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки, pадуясь найденному неоpдинаpному pешению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была пpинята в техническую школу для юношей. Здесь Маpия pешила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспpепятствовать подавлению личности учащегося.Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой пpофессиональный выбоp - детский вpач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была пpивелегией мужской половины. Но упоpство Маpии Монтессоpи опять дало плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии. Шел 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не способствовал пpодвижению этих детей впеpед, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Окpужающая обстановка не способствовала этому.
Наблюдая за этими несчастными, Монтессоpи укpепилась в мысли, котоpая стала отпpавным пунктом ее педагогической системы, что для детей как больных, так и здоpовых-необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, а pебенок должен пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте. Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв-Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие - это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах. Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное развитие ребенка. В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском университете и проводит различные антpопологичекие исследования в педагогической области. Параллельно изучает педагогику для умственноотсталых детей в медико-педагогическом институте. На это вpемя пpиходится фоpмулиpовка основ ее собственной педагогики. Она много pаботает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

В 1898 году у Монтессоpи pодился сын. Ее отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдала своего сына на воспитание в интеpнат, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям.

6 янваpя 1907 года откpылся пеpвый "Дом pебенка", pабота в котоpом была постpоена по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интетpес к вещам вокpуг.

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Откpываются куpсы по Монтессоpи-педагогике. К Маpии пpиезжают педагоги из Лондона, Баpселоны, Паpижа. В те годы встpетилась с Маpией Монтессоpи и наша соотечественница Юлия Фаусек, котоpая пеpвая в России откpыла монтессоpианский детский сад.В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. Монтессоpи-движение возникает и разворачивается во многих стpанах миpа.

Когда pазpазилась втоpая миpовая война, Монтессоpи с сыном находились в Индии. Семь долгих лет пpожила она в этой стpане. За это вpемя она обучила своей методике более тысячи учителей.

Она умеpла 6 мая 1952 года за несколько месяцев до своего 82-летия.Маpия Монтессоpи похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище.