Особенности работы по формированию социально-бытовых навыков у воспитанников сирот (презентация). «Развитие социально – бытовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками - эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Классификация социально-трудовых навыков

Одним из основных методов социального воспитания является предоставление ребенку возможности разнообразно воздействовать на окружающий его мир возможности активно связаться с современностью, социальной и физической средой. Соприкосновение с социальной средой сопровождается в ребенке развитием связей с окружающим обществом, ростом его общественности. Реакция на физическую среду идет параллельно с установлением отношений социального порядка, но она сопровождается и другого рода не менее важными последствиями для ребенка или детского коллектива.

Это - рот и совершенствование личности, как машины, совершающей все более сложные действия, это - рост трудовых умений и навыков ребенка. анатомо-физиологическим субстратом этого роста является развитие тела ребенка и его функций, главным образом его нервно-мышечного аппарата. Ход этого развития известен в настоящее время лишь приблизительно и нуждается в дальнейшем изучении.

Изучение развития социально-трудовых навыков у ребенка и соотношение этого развития с полом, возрастом и социальным происхождением и т.д. имеют и непосредственный педагогический интерес, так как лишь хорошо зная социально-трудовые умения данного коллектива, можно построить правильный план педагогической работы с ним и создать надлежащую обстановку для дальнейшего воспитания активности ребенка. изучение развития трудовых навыков и определение их наличия в данный момент у ребенка или детского коллектива не менее важны для научной характерологии, ибо эти навыки в очень большой степени не только характеризуют ребенка или коллектив со стороны большей или меньшей физической силы, ловкости и координации движений, а также дают много указаний н прошлую жизнь исследуемого ребенка или детколлектива, его интересы и его социальную ценность в борьбе за существование.

Подробно рассмотреть социально-бытовые навыки поможет данная классификация:

1. Навыки по уходу за собой:

Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.

2. Навыки, относящиеся к питанию:

Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.

3. Элементарные движения:

Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д.

4. Навыки, относящиеся к ручному труду:

Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т.д.

5. Уход за помещением:

Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.

Развитию всех вышеизложенных социально-бытовых навыков способствует навыков создание группы нового образца - группы социально-бытовой ориентации, которая даёт возможность прививать детям навыки бытового труда.

Специальные задачи социально-бытовой ориентации:

1. Обучать детей этике поведения во время приема пищи, при общении с людьми

2. Учить детей сервировать стол сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно, убирать посуду после приема пищи

3. Учить детей мыть посуду под контролем воспитателя

4. Обучить детей отдельным операциям при уборке помещения (вытирание пыли, чистка ковра пылесосом)

5. Научить пользоваться бытовыми приборами: магнитофоном, пылесосом

6. Учить детей уходу за комнатными растениями (правильный полив).

7. Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой

9. Развивать умение работать, учить подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции педагога

10. Активизировать познавательный интерес

11. Обучать детей сюжетно-ролевым играм. Учить детей играть по правилам

12. Активизировать речь через практическую деятельность, обогащать словарь детей, развивать связную речь

13. Развивать коммуникативные навыки: учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играх и коммуникативных тренингах и бытовых - ситуациях. Учить детей правильно воспринимать и различать эмоции, мимику, жесты человека: радость, горе, гнев, недовольство, удивление

14. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.

15. Развивать внимание, зрительную, слуховую и механическую память (разучивание стихов)

16. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.

17. Развивать внимание, зрительную, слуховую и механическую память (разучивание стихов)

18. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.

19. Развивать внимание, зрительную, слуховую и механическую память. (разучивание стихов)

20. Развивать наглядно - действенное мышление

21. Развивать элементарные математические представления: счет до 5, знание основных цветов, геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), понятия: много, мало, большие - маленькие, большой - маленький, средний, длинный - короткий. Учить различать и называть времена года, время суток: утро, день, вечер, ночь

22. Развивать элементарные навыки конструирования из строительного материала и бумаги по подражанию и наглядно-заданному образцу.

23. Развивать общую моторику в подвижных играх и специальных упражнениях с использованием элементов логоритмики.

Развитие социально - бытовых навыков у детей с нарушением зрения через педагогическое проектирование, как одной из форм эффективной социализации детей в обществе.

Проблема формирования социально – бытовых навыков у детей с нарушением зрения является одной из важных, так как является неотъемлемой частью успешной социализации ребёнка в общество. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, затрудняет познание детьми окружающего мира, и не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в разнообразных играх, в быту, на занятиях. У детей с нарушением зрения в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная работа по развитию всей сенсорной сферы детей с нарушением зрения и активного ее включения во все виды детской деятельности, по овладению необходимыми умениями и навыками по взаимодействию с окружающей средой, пространством и социумом.
Специалистами и педагогами нашего образовательного учреждения был составлен педагогический проект «Узнаем, запоминаем и активно применяем», который стал действовать с сентября 2014 года. Участниками, данного проекта являются воспитанники старшего возраста, педагоги и родители.
Актуальность данного проекта заключается в тесном взаимодействии всех педагогов в коррекционно – воспитательной работе, осуществляемое учителем – дефектологом (тифлопедагогом), воспитателем группы, учителем – логопедом, психологом и в приобщении родителей воспитанников через совместную деятельность.
Педагогами была определена цель проекта: «Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения». Проект рассчитан на два года обучения: старшая - подготовительная к школе группы.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствовать знания детей об окружающем мире.
2. Формировать необходимые умения и навыки у детей для дальнейшей социализации в школьный период обучения.
3. Формировать самостоятельность и умение применять знания в жизненных ситуациях.
4. Формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций.
Реализация данного проекта будет способствовать успешной социализации детей в школьный период обучения. При осуществлении работы по проекту обучающиеся научатся:
- Пользоваться сохранными анализаторами при изучении окружающего мира.
- Будут осмысленно отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества, суть происходящих событий и явлений;
- Смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой;
- Смогут практически применять сформированные умения и навыки в самостоятельной деятельности;
- Будут знать правила техники безопасности на кухне, в доме, на улице;
- Будут владеть элементарными валеологическими знаниями и умениями по охране своего здоровья.
- Будут свободно выстраивать диалог и самостоятельный монолог при описании своих действий.
Родителям поможет:
- Увидеть своего ребенка в активном сотрудничестве, увидеть проблемы и пути их решения.
- Вовлечь в образовательный процесс, повысить уровень педагогической грамотности родителей;
- Овладеть формами организации совместной деятельности с детьми.
Педагогам поможет:
- Активизировать работу в команде единомышленников, обладающей инновационным потенциалом, объединенной общими идеями;
- Наладить взаимосвязь содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, умение нести ответственность за качество своей работы;
- Формированию умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием;
- Установить взаимосвязь между родителями - детьми и педагогом.
Коррекционно – воспитательная деятельность по проекту выстраивалась согласно специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной по следующим разделам: предметные представления, приобщение к труду взрослых, ребёнку о нем самом и окружающих людях, наблюдение и поведение на улице.
Первый опыт работы по педагогическому проекту «Узнаем, запоминаем и активно применяем» в старшей группе по результатам мониторинга и наблюдениям в повседневной жизни дал положительный результат.
Вся работа по социально – бытовой ориентировке осуществлялась не только по единым лексическим темам, плавно перетекающим из одной в другую, но каждая форма работы педагога и специалиста дополняли другую. Что позволило максимально создать благоприятные условия для овладения дошкольниками социально – бытовой ориентировки, закрепить и совершенствовать формируемые у них навыки и постепенное включение детей в самостоятельную деятельность.
Остановимся на этом подробнее. Каждый месяц включал разные формы работы по единой лексической теме. Например, по лексической теме «Овощи и фрукты» были проведены следующие мероприятия:
В разделе предметные представления учителем – дефектологом была проведена игра – занятие «Полезный урожай», для введения детей в изучаемую тему. Воспитатель по этой же теме организовывала дидактические игры «Узнай по вкусу», по запаху, «Чудесный мешочек». Для закрепления материала проведены: развлечение «Что такое огород?», экскурсия «Электроприборы на кухне (знакомство с картофелечисткой, электрической овощерезкой), чтение стихотворения «Овощи» автор Ю. Тувим. Совместно с родителями организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Учитель – логопед одновременно проводил речевые игры на развитие грамматического строя речи «Собираем урожай», на словообразование и на закрепление качественных прилагательных, учил строить диалог для сюжетно – ролевых игр при обыгрывании профессий, знакомил с новыми словами, встречающимися по данной теме.

В разделе проекта «Приобщение к труду взрослых» было организовано наблюдение за работой повара «Труд повара», где дети знакомились с последовательностью действий подготовления овощей для приготовления салатов, учителем – дефектологом проведено занятие – практикум «Как правильно мыть овощи и фрукты?», а воспитателем организована игра «Чтоб убрать урожай, инструменты выбирай». Педагог психолог участвовал в проведении игры – занятия на создание проблемных ситуаций «Как вместе сотрудничать при выполнении общей работы по уборке урожая». Кроме того были организованы сюжетно – ролевые игры «Магазин овощей и фруктов», «Готовим обед для семьи», в которых дети учились принимать и выполнять роли. Выпуск – памяток нарисованных детьми «Как правильно мыть овощи и фрукты», позволил не только закрепить знания, но и приобщить к активному сотрудничеству друг с другом.
В разделе плана проекта «Ребенку о нем самом и окружающих людях» учитель – дефектолог совместно с врачом провёл игровое занятие «Раз зубок, два зубок» с использованием муляжей и проведением опытов, на котором дети познакомились с правилами ухода за зубами, научились различать полезные и вредные продукты для зубов. Воспитатель провела практикум по уходу за полость рта «Чистим зубы», в котором дети показывали умения и навыки пользования зубной щеткой и пастой. Педагог - психолог провела игры на развитие чувственного опыта сопереживания и радости «Мой друг болен».
Так при изучении темы «Одежда», детей знакомили не только с видами одежды, и как она создаётся, но была организованна экскурсия в магазин тканей и в ателье, организована совместная выставка «Одежда своими руками», изготовленная бабушками и мамами (рукоделие), дети познакомились с новыми словами «модельер, спецовка, и так далее» и их происхождением. Через практикумы дети учились ухаживать за обувью, проводилась акция «Самый аккуратный шкаф», организованы сюжетно – ролевые игры «Покупки в магазине», «Стирка», «Шьём куклам одежду», дидактические игры «О чем может «рассказать» одежда?», «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?». Через занятия - тренинги дети научились, правилам поведения и умениям передачи своего настроения с учетом места и внешнего вида. Такая работа велась на протяжении всего учебного года по всем лексическим темам.
Благодаря плодотворному сотрудничеству у детей пополнился запас знаний об окружающем мире, дети научились правильно выстраивать предложения при оречевлении практических действий работая орудиями труда, через проблемные ситуации - научились выстраивать взаимоотношения в играх, находить правильные решения в сложных ситуациях.
Активность родителей помогла организовать разнообразные выставки из поделок сделанными своими руками совместно с детьми, тем самым лучше увидеть своего ребёнка и понять его интересы и трудности. Знания, полученные от родителей в организованных встречах «Интересный гость», помог детям подробнее узнать о труде своих мам и пап. Познакомиться с профессиями, услышать и увидеть в презентациях и альбомах своих родителей с другой стороны. Советы родителей пополнили опыт детей, были важны для каждого ребёнка.
Все полученные знания дети применили в организованных сюжетно – ролевых играх, специальных практикумах проблемно – поискового характера и в повседневной деятельности по охране своего здоровья. Дети стали более общительны, открыты, уверенней в себе, а полученные знания, умения и навыки стараются активно применять в повседневной жизни.

Любовь Фликова
Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети , нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка , т. е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности , максимально возможному введению его в социум , формированию у него способности жить самостоятельно .

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях . В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной деятельности.

В обучении выделяется два направления.

Первое из них включает формирование у детей тех навыков , которые необходимы в повседневной жизни. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости» , связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).

Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально -бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями, воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения .

Классификация социально - бытовых навыков представлена в исследованиях Куцаковой Л. В. и Логиновой В. И. Они выделяют :

1. Навыки по уходу за собой :

Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.

2. Навыки, относящиеся к питанию :

Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т. д.

3. Элементарные движения :

Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т. д.

4. Навыки, относящиеся к ручному труду :

Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т. д.

5. Уход за помещением :

Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.

Специальные задачи социально-бытовой ориентации :

Обучать этике поведения;

Развивать гигиенические навыки; умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем, туалетной бумагой

Развивать умение работать, подчиняться общим требованиям;

Активизировать познавательный интерес;

Развивать коммуникативные навыки; учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играх и коммуникативных тренингах и бытовых - ситуациях.

Формировать навыки самообслуживания, позитивные качества личности;

Заключение

В воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков , связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение , целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально -бытовых навыков у детей дошкольного возраста , выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка , с конкретными условиями и т. д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека , для формирования самостоятельности , независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольников посредством зарядки позитивного внушения В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению.

Интеграция детей с особыми потребностями в общеобразовательной группе для решения социально-коммуникативных задач Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду нормально развивающихся сверстников признается сегодня в нашей стране.

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе «Зимушка-зима» Цель:повторить основные признаки зимы. Задачи:1. развитие временных представлений 2. ориентировка во времени и в пространстве 3. координация.

Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями Мир, в котором живет современный ребенок существенно.

Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.

Особенности развития мелкой моторики у детей 3–4 с особыми образовательными потребностями Развитие мелкой моторики одна из важнейших задач педагогов дошкольного учреждения. Ежедневное развитие мелкой моторики способствует формированию.

Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.

Живя среди людей, ребенок постоянно оказывается в различных ситуациях, каждая из которых предъявляет свои требования.

Нужно подчиняться этим требованиям – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.

Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость. В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения. А без усвоения бытовых навыков социально неприспособленными остаются даже самые интеллектуально развитые дети-аутисты.

Освоение таким ребенком необходимых бытовых навыков происходит в длительном взаимодействии с близкими и требует от них большого терпения.

Именно родителям отводится главная роль в процессе воспитания и обучения, не смотря на то, что зачастую они не имеют соответствующего образования. Но они являются самыми близкими людьми, а значит им необходимо проявить особую настойчивость, терпение и веру в то, что все получится.

Любая с аутичным ребёнком проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему.

Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции. При этом важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы по установлению контакта в зависимости от состояния ребенка. Важно очень постепенно увеличивать продолжительность контактов.

Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существуют четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции. Некоторые дети сами с рождения устанавливают постоянный режим дня и требуют его неукоснительного выполнения: прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту, еда – только в определенный час и т. п. При этом очень трудно убедить такого ребенка изменить установленный порядок. Он может закапризничать, если ему предлагается что-то неожиданное, пусть даже и приятное. Часто это раздражает близких, связывает их активность. Однако, необходимо дорожить стереотипными способами поведения ребенка, так как они являются опорой для его дальнейшей социализации. Ребенок легче примет новое, если взрослые заранее обговорят с ним возможные варианты, подготовят его к изменению существующего порядка.

Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастёт в более целостную картину, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение. Эмоционально комментируйте все, что происходит в течение дня, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир.

Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, а также порядка действий. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагаем ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. Для визуальной поддержки можно использовать «пооперационные карты». Карта складывается из фотографий или рисунков, сделанных совместно с ребёнком, расположенных в той последовательности, в которой события происходят в течение дня. Это поможет аутичному ребёнку сориентироваться в организации дня и снять напряжение, связанное со страхом нового. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.

Необходимо, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие.

Вводим новые детали в привычные действия, отступаем иногда от привычного режима.

Педагогу, работающему с аутичным ребенком, надо учитывать, что даже самая простая информация им зачастую не воспринимается и не запоминается, если она специально не обыграна, не привязана по смыслу к тому, чем он интересуется.

Если мы работаем над развитием знаний ребенка об окружающем мире, надо учитывать, что информация о форме, цвете, размере предметов, о различного рода классификациях, типах, видах объектов, существ и явлений природы, о различных схемах, т. е. информация, организованная по какому-то формальному признаку, воспринимается и запоминается аутичными детьми достаточно легко. Гораздо сложнее донести информацию о том, как устроена жизнь в семье, как относятся друг к другу родные и близкие люди, как они заботятся друг о друге, почему есть правила, которые необходимо выполнять. Для этого можно рисовать ребенку истории о нем и его семье, о том, что он делал, когда был совсем маленьким; можно героем такого рассказа сделать не самого ребенка, а его любимый персонаж. В процессе занятий моделируйте различные ситуации бытовой и социальной активности, используйте игры и творчества для развития и преодоления проблем, обучать разным видам ручной деятельности и т. д., которые потом должны быть интегрированы в обычную жизнь семьи. Главное – помочь аутичному ребенку научиться воспринимать и запоминать не только отдельные свойства объектов, схемы, категории, но и временные последовательности событий, их смысловую связь, обусловленность человеческими отношениями.

Делим выбранный нами навык на отдельные составляющие

(шаги). Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.

Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывает перед ним более широкие возможности.

Выполняем задание вместе с ребенком, берем своими руками его руки и проделываем вместе с ним все действия. На начальном этапе действующим лицом является только специалист; ребенку здесь отводится роль пассивного

участника. Но после двух или трех таких активных манипуляций с его руками постепенно уменьшаем физическую помощь. Пусть он все больше и больше сам участвует в выполнении задания. Очень важно постоянно подчеркивать значимость той работы, которую сделал ребенок для мамы, для бабушки, для всего социального окружения (даже если он только стер пыль со стола, разложил по местам свои игрушки, сам оделся на прогулку и т. п.). До того как ребенку представится большая самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укрепилась мысль, что он успешно делает все вместе со взрослым, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.

Наше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в

похвале, - для ребенка является самой большой наградой. Однако освоение

навыков самообслуживания обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно,

чтобы побудить ребенка хорошо выполнить задание. Наверняка придется

приготовиться к использованию поощрений другого рода – угощение, любимое занятие. Когда навык уже освоен, то поощрение стоит сводить на нет.

Отработка пойдет лучше, если будет вестись запись занятий и достижений ребенка, что позволит видеть динамику.

Не должно раздражать и огорчать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Обучая социально –бытовым навыкам, надо помнить правила взаимодействия с аутичным ребёнком:

Принимать ребёнка таким, какой он есть. Исходить из интересов ребенка. Строго придерживаться определенного режима и ритма занятий. Соблюдать ежедневные ритуалы. Улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте. Больше разговаривать с ребенком, озвучивая действия, выполняемые с ним. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения с ребенком. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, расписание, пиктограммы и т. п.) Избегать переутомления ребёнка.

На сегодняшний день специалистами АНО «Центра психологии и развития человека «Сфера» в рамках реализации коррекционно-развивающих занятий «Дорога в жизнь», проводится работа по формированию того необходимого запаса знаний и практических умений у аутичных детей, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.

Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.

Спасибо за внимание!

Оценка социально-бытовых навыков показала, что у всех молодых людей (100%) с умеренной умственной отсталостью они сформированы в основном, как в условиях дома, так и вне дома, но уровень развития различен. Среднее значение сформированности этих навыков в домашних условиях составляло

12,4 балла (при максимуме 13), а вне дома - 31,1 балла (при максимуме 34). Как в условиях дома, так и вне его, в группе обследованных с умеренной ум­ственной отсталостью 94,1% молодых людей имели высокий уровень сформи­рованное™ социально-бытовой адаптации (табл. 9).

В группе молодых людей с тяжелой умственной отсталостью сформирован-ность социально-бытовых навыков была ниже. У 83,0% обследованных в до­машних условиях и у 70,0% - вне дома выявлялась низкая социально-бытовая адаптация, причем ее средние значения составляли 8,0 баллов дома и 14,5 бал­лов - вне дома, то есть были в 1,6 и 2,1 раза ниже, чем при умеренной ум­ственной отсталости. По уровням сформированности этих навыков (табл. 9) выявлялась неоднозначная ситуация: высокий уровень отмечался у 58,9% тя­жело умственно отсталых дома и у 29,4% - вне дома. У достаточно большого числа обследованных этой группы выявлен низкий уровень, чего не наблюда­лось в группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью.

Таблица 9

Уровни сформированности социально-бытовых навыков у молодых людей с нарушением интеллекта,%


Навыки

Уровень молодых людей группы с УУО

Уровень молодых людей группы с ТУО

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Социально-бытовые навыки в домашних условиях

94,1

5,9

58,9

18,0

23,1

Социально-бытовые навыки вне дома

94,1

5,9

-

29,4

23,5

37,1

При получении представлений о степени владения молодыми людьми на­выками личной гигиены нами выделены следующие уровни оценки:

П высокий уровень (ВУ) - владеет самостоятельно (чистит зубы, не тре­бует помощи при посещении туалета, принятии ванны и т. д.);

П средний уровень (СУ) - владеет частично, требуется посторонняя по­мощь при ежедневном выполнении гигиенических процедур;

□I низкий уровень (НУ) - в вопросах личной гигиены не самостоятелен, требуется постоянная помощь и контроль со стороны взрослых.

Самостоятельно владеют навыками личной гигиены большинство (74%) лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Они не требуют помощи при умывании, чистке зубов, посещении туалета, принятии ванны. Эти результаты можно видеть на рис. 9.

У 16% лице УУО и у большей части лиц с ТУО (63%) эти навыки сформиро­ваны частично, то есть в ряде случаев им необходима помощь либо контроль над выполнением со стороны взрослых.

В обеих обследованных группах встречаются молодые люди, у которых на­выки личной гигиены не сформированы вообще (10% - среди лиц с УУО; 16% - у лиц с ТУО), что кажется трудно объяснимым: эти дети воспитывают­ся в семьях, и следовательно, родители просто не занимаются с ними.

Степень владения молодыми людьми навыками самообслуживания оцени­вали в зависимости от объема и качества выполнения ими действий по само­обслуживанию.

Исследование навыков самообслуживания показало, что незначительная часть лиц с УУО и ТУО владеют ими удовлетворительно (37 и 21 %, соответствен­но), то есть они могут самостоятельно переодеться, подогреть себе пищу, схо­дить в магазин за покупками, заняться дома уборкой. И все же почти у полови­ны лиц в обеих группах (42 и 47%) эти навыки сформированы недостаточно, в связи с чем необходим контроль над их выполнением со стороны взрослых.

21 % лиц с УУО и 32% лиц с ТУО вообще не владеют навыками самообслу­живания, нуждаются в постоянной посторонней помощи при одевании-раз­девании, приготовлении и принятии пищи и т. д., что еще раз подтверждает наше мнение об отсутствии систематической работы с ними в семье.

Следовательно, улице УУО наиболее высокий уровень сформированности навыков личной гигиены. Хотя многие из этих молодых людей обучались в школе, и к моменту нашего исследования они уже вышли из детского возраста (им было от 15 до 29 лет), даже жизненно важные навыки самообслуживания и приема пищи развиты лишь у части из них, а остальные нуждаются в помощи либо совершенно не могут выполнять простые действия самостоятельно. Эти факты крайне тревожны, поскольку взрослые дети проживают с родителями и другими родственниками, которые уделяют им мало внимания, не пытаясь обучить самостоятельности и стараясь сделать все за них. Полученные резуль­таты настораживают еще и потому, что более половины из этих детей (59,5%) обучались в школе, где также, очевидно, очень мало внимания уделялось кор-рекционной работе с ними и подготовке их к самостоятельной жизни в преде­лах их возможностей. Возможно также, что часть из них потеряли ранее полу­ченные адаптивные навыки.

В группе лиц с ТУО только около 33% детей владеет навыками самостоя­тельного приема пищи, однако с помощью других они довольно сносно реали­зуют навыки личной гигиены, самообслуживания и питания. Очевидно, здесь есть достаточно значимый резерв для их обучения и развития этих навыков в большей степени .

Представления о предметах одежды у умеренно умственно отсталых моло­дых людей (табл. 11) достаточно хорошо развиты, даже в отношении диффе-

Табл и ца 10 Представления умственно отсталых молодых людей о предметах одежды,%


Группы обследованных

Одежда

Летняя - зимняя

Мужская - женская

Спортивная - для отдыха



89,0

90,0

80,0

Молодые люди с тяжелой умственной отсталостью

42,9

48,0

-

ренцировки спортивной одежды и одежды для отдыха. В группе обследован­ных с тяжелой умственной отсталостью менее половины молодых людей раз­личают летнюю и зимнюю, мужскую и женскую виды одежды и ни один из них не дифференцирует спортивную одежду и одежду для отдыха.

Для социализации молодых людей с умственной отсталостью крайне важ­ны умения и навыки работы по дому. Мы наблюдали их способности справ­ляться с мытьем посуды, пола, сервировкой стола, с необходимостью подогреть себе пищу, сделать бутерброды, постирать свою одежду, вытереть пыль и проч.

По способности умственно отсталых молодых людей справляться с обязан­ностями по дому были выявлены три уровня.

Было установлено, что имели постоянные обязанности (сервировка стола, мытье посуды, уборка и др.) и выполняли их на высоком уровне 74% лиц с УУО и лишь 21% лиц с ТУО. Эти молодые люди были способны пользоваться пли­той для разогревания пищи, стирать белье, ходить в магазин за элементарны­ми покупками. В целом, у них наблюдалось позитивное отношение к домаш­ней работе, ответственное и своевременное ее выполнение.

Средний уровень выполнения обязанностей по дому был присущ 26% лиц с УУО и 47% лиц с ТУО. Для молодых людей этого уровня было характерным выполнение определенных домашних обязанностей, однако зачастую у них отмечались низкая мотивация, нерегулярность исполнения и избегание рабо­ты по дому.

Не могли справляться с домашними обязанностями либо выполняли их на очень низком качественном уровне 32% лиц с ТУО, в то время как среди УУО таких не было вовсе. В данном случае такие низкие результаты можно, види­мо, объяснить тяжестью нарушений их развития, в частности - моторной сфе­ры, а также низкой мотивацией к выполнению какой-либо работы по дому.

Большую важность представляет знание умственно отсталыми молодыми людьми правил техники безопасности дома, поскольку зачастую они находят­ся дома одни и многие ситуации (насыщенные электроприборами, газовыми горелками и химическими веществами) могут представлять для них опасность. В связи с этим мы обследовали степень владения навыками безопасного пове­дения дома по следующим параметрам: понимание смысла слов «опасно» и «безопасно»; выполнение элементарных правил пользования водой, газом, некоторыми электроприборами, режущими предметами; адекватное реагиро­вание на звонок в дверь незнакомого человека.

Изучение осведомленности молодых людей о правилах техники безопаснос­ти дома приведено по уровням владения этими знаниями.

Среди лиц с УУО 68% хорошо знают и выполняют правила техники безо­пасности дома, 32% выполняют их частично, например, умеют пользоваться водой, газом, при этом могут открыть дверь незнакомому человеку или испы­тывают затруднения при пользовании электроприборами.

Молодые люди с ТУО выполняют правила безопасности дома. Не знакомы сданными правилами 26% обследованных молодых людей этой группы.

Немаловажной составляющей процесса успешной социальной адаптации умственно отсталого человека является умение связаться с нужным учрежде­нием по телефону в экстремальной ситуации.

Выявлено, что большинство УУО молодых людей (86%) умеют пользовать­ся телефоном, 10% могут воспользоваться им только в экстренных случаях, 4% не умеют пользоваться им вообще.

Напротив, среди обследованных лиц с ТУО лишь 4% способны уверенно пользоваться телефоном (в 20 раз реже, чем молодые люди с УУО), 53% из них могут делать это только в случаях вынужденной необходимости, а для 43% лю­дей этой группы пользование телефоном недоступно.

Подобные низкие результаты в группе лиц с ТУО выглядят естественно, поскольку многие из молодых людей этой группы являются «безречевыми», следовательно, общение по телефону для них не представляется возможным.

3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома

Для полноценной социальной реабилитации весьма важно научить умствен­но отсталых лиц наиболее необходимым и простым правилам поведения на улице и в транспорте (правила дорожного движения для пешеходов и проезда в транспорте; правила безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми; представление о том, как вести себя в ситуации «если ты заблудился» (в магазине, в городе, в лесу)).

Исследование знания и выполнения умственно отсталыми молодыми людь­ми правил поведения на улице и в транспорте позволило выявить 3 уровня овла­дения этими навыками:

1) высокий уровень (ВУ) - знаком с правилами дорожного движения, мо­жет самостоятельно пользоваться транспортом, ходить в магазин;

2) средний уровень (СУ) - знания сформированы недостаточно, из дома выходит только во двор , на более дальние расстояния - в сопровожде­нии взрослых; транспортом самостоятельно пользоваться не может;

3) низкий уровень (НУ) -знания не сформированы, выходит из дома толь­ко в сопровождении взрослых.

Изучение правил поведения на улице и в транспорте показало, что все об­следованные с УУО имеют представление о правилах поведения на улице и в транспорте, из них 57% знают их хорошо и выполняют, 43% - выполняют их частично и не всегда (рис. 10).

Иную картину демонстрируют данные по лицам с ТУО: только 10% из них хорошо знают и выполняют данные правила (почти в 6 раз меньше), 64% имеют элементарные представления, а 26% совсем не осведомлены по этому поводу.

У обследованных этой группы наибольшие трудности вызывал субтест «Если ты заблудился», с ним не справились 80%.

3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности

Исследование показало, что существуют значительные различия в степени владения учебными навыками (письма, счета, чтения) лицами с УУО и с ТУО. В достаточной степени эти навыки сформированы у 53% лиц с УУО, в то время как никто из группы обследованных лиц с ТУО не владеет таковыми. Могут написать свое имя, адрес, сосчитать до 5-10 и проч. 37% лиц с УУО и 47% лиц с ТУО. Следует отметить, что среди молодых людей с УУО у 10%, атакже у 53% лиц с ТУО даже элементарные навыки письма, счета, чтения не сформирова­ны вообще.

При исследовании выполнения более тонких и сложных трудовых операций разного рода (работа с ножницами, цветной бумагой, клеем и т. д.) были выяв­лены различия в способности их реализации обследуемым. Хорошо справля­лись и имели высокую мотивацию 32% лиц с УУО и небольшая часть лиц с ТУО (10%).

Большая часть обследуемых обеих групп (68% лиц с УУО и 43% лиц с ТУО), хотя и овладели навыками работы с ножницами, бумагой, клеем и т. д., делали это неохотно и лишь при помощи взрослых членов семьи. Среди молодых лю­дей с ТУО почти половине (47%) было недоступно выполнение элементарных трудовых операций.

По субтесту «Представление о профессиях» также выявлены отчетливые различия в обследованных группах (табл. 11).

Почти у половины обследованных с тяжелой умственной отсталостью пол­ностью отсутствуют представления о профессиях.

Понимание молодыми людьми с нарушениями интеллекта значимости тру-

Табл и ца 11



Представление

о профессиях

Группы обследованных

Полное

Частичное

Отсутствие представления

Молодые люди с умеренной умственной отсталостью

63,5

46,5

-

Молодью люди с тяжелой умственной отсталостью

14,5

39,5

46,0

довой деятельности для человека выявляли по задаваемым вопросам и предъяв­ляемым картинкам. Для этого использовались следующие вопросы: «Для чего люди ходят на работу?» «Какая профессия тебе нравится? Почему?» и др.

Большая часть молодых людей с УУО (53%) и очень небольшая часть лиц с ТУО (10%) имеют достаточно хорошо сформированное представление о зна­чимости труда для человека, на примере могут рассказать, для чего нужно тру­диться, какую пользу это приносит самому человеку и окружающим.

Частичные представления имеют 37% лиц с УУО и 69% лиц с ТУО. Эти мо­лодые люди смогли лишь фрагментарно описать смысл трудовой деятельности человека. Отвечая на уточняющие вопросы, они испытывали затруднения.

Совсем не сформированными оказались представления у 10% лиц с УУО и у 21 % лиц с ТУО (в 2 раза больше), которые не смогли дать ответа на постав­ленные вопросы.

Резюмируя общие и специфические особенности развития социальных и трудовых навыков умственно отсталых молодых людей, можно заключить, что в силу тяжести нарушений в их физическом и интеллектуальном развитии, формирование этих навыков значительно затруднено, а в некоторых индиви­дуальных случаях может оказаться невозможным. Однако систематическая работа по развитию и закреплению учебных и трудовых навыков приносит ве­сомые положительные результаты. Как правило, удовлетворительным уровнем сформированности тех или иных навыков обладают те молодые люди, родите­ли которых прилагают к этому достаточно усилий и времени. Отношение са­мих родителей к воспитанию «особого» ребенка и их реалистичная оценка воз­можностей своих детей играют существенную роль в развитии, реабилитации и дальнейшей социальной адаптации.

3.6. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Эмоциональные отклонения являются неотъемлемой частью симптомати­ки психического недоразвития. Они очень различны и не всегда соответству­ют степени нарушений в познавательной сфере. Обычно высшие чувства (дол­га, дружбы и т. д.) оказываются менее сформированными, а имеющиеся

эмоциональные проявления недостаточно динамичны, малодифференцирова-ны и нередко не соответствуют реальным стимулам. Крайне недостаточны мо­тивации, побуждающие к познавательной деятельности (Д. Н. Исаев, 1982).

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталых обусловлена, в первую оче­редь, особенностями развития их потребностей, мотивов и интеллекта. Так, установлено, что у умственно отсталых дошкольников и школьников недораз­витие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Игра дол­го задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подра­жательных стереотипов, в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со свер­стниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития (В. В.Лебединс­кий, 2003).