Поделки из обведенных ладошек. Аппликации из ладошек в детском саду на темы: «Ежик», «Лебедь», «Осеннее дерево» с примерами работ

Современная наука давно доказала, что ребенок – это не маленький взрослый. Психологи же, опираясь на исследования ученых, пытаются донести до родителей, что нельзя требовать от детей того, к чему они еще не готовы. Не потому, что они не хотят, ленятся или их плохо воспитали – просто их тело и мозг не созрели до предъявляемых требований. Поэтому знание особенностей детской физиологии и психологии объясняет многое в поведении ребенка и помогает современным родителям в вопросах воспитания.

Как созревает детский мозг

Сайт «Заботливая альфа» со ссылкой на The New York Times знакомит читателей с этапами созревания тканей головного мозга. На протяжении нескольких лет ученые делали МРТ группе детей и установили связь между этапами их развития и изменениями в коре головного мозга. Теперь научно доказано: не стоит ждать от четырехлетнего ребенка аналитических способностей, он физически не готов анализировать и прогнозировать.

К 4 годам у детей почти полностью развиты области, отвечающие за общую моторику и основные чувства. Ребенок может ходить, держать карандаш и самостоятельно есть. Полностью развиты области, отвечающие за тактильные ощущения. Созрела часть мозга, управляющая зрением.

В 6 лет продолжается активное развитие речи: несмотря на то, что на схеме область речевого развития оранжевая, то есть незрелая, процесс идет довольно интенсивно. Именно этим можно объяснить, почему маленькие дети так легко учат иностранные языки. Части мозга (желтые и красные области префронтальной коры головного мозга), ответственные за абстрактное мышление, эмоциональную зрелость и умение мыслить рационально, еще не развились. Это причина эмоциональных перегрузок и истерик.

В 9 лет ребенок осваивает мелкую моторику: школьникам становится легче писать, поделки получаются более аккуратными. Большими шагами идет освоения математических наук: геометрии и математики.

К 13 годам лимбическая система уже позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, отвечающая за их сдерживание, еще не развита, отсюда проблемы подростковой эмоциональности. Интеллект, аналитические способности и логика развиваются.

15 лет - возраст, когда эффективность работы мозга повышается. Отмирают ненужные нервные соединения, зато усиливаются более активные связи: мозг становится более «специализированным». В это время дети могут выбрать какую-то одну область знаний, которая им наиболее интересна, и углубиться в ее изучение.

В 17 лет развитие областей префронтальной коры головного мозга ведет к всплеску социальной активности, появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.

Кора головного мозга является центром высшей нервной (психической) деятельности человека и контролирует выполнение огромного количества жизненно важных функций и процессов. Она покрывает всю поверхность больших полушарий и занимает около половины их объема.

Большие полушария головного мозга занимают около 80% объема черепной коробки, и состоят из белого вещества, основа которого состоит из длинных миелиновых аксонов нейронов. Снаружи полушария покрывает серое вещество или кора головного мозга, состоящая из нейронов, безмиелиновых волокон и глиальных клеток, которые также содержатся в толще отделов этого органа.

Поверхность полушарий условно делится на несколько зон, функциональность которых заключается в управлении организмом на уровне рефлексов и инстинктов. Также в ней находятся центры высшей психической деятельности человека, обеспечивающие сознание, усвоение поступившей информации, позволяющей адаптироваться в окружающей среде, и через нее, на уровне подсознания, посредством гипоталамуса контролируется вегетативная нервная система (ВНС), управляющая органами кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также метаболизмом.

Для того чтобы разобраться что такое кора мозга и каким образом осуществляется ее работа, требуется изучить строение на клеточном уровне.

Функции

Кора занимает большую часть больших полушарий, а ее толщина не равномерна по всей поверхности. Такая особенность обусловлена большим количеством связующих каналов с центральной нервной системой (ЦНС), обеспечивающих функциональную организацию коры мозга.

Эта часть головного мозга начинает образовываться еще во время внутриутробного развития и совершенствуется на протяжении всей жизни, посредством получения и обработки сигналов, поступающих из окружающей среды. Таким образом, она отвечает за выполнение следующих функций головного мозга:

  • связывает органы и системы организма между собой и окружающей средой, а также обеспечивает адекватную реакцию на изменения;
  • обрабатывает поступившую информацию от моторных центров с помощью мыслительных и познавательных процессов;
  • в ней формируется сознание, мышление, а также реализовывается интеллектуальный труд;
  • осуществляет управление речевыми центрами и процессами, характеризующими психоэмоциональное состояние человека.

При этом данные поступают, обрабатываются, сохраняются благодаря значительному количеству импульсов, проходящих и образующихся в нейронах, связанных длинными отростками или аксонами. Уровень активности клеток можно определить по физиологическому и психическому состоянию организма и описать с помощью амплитудных и частотных показателей, так как природа этих сигналов похожа на электрические импульсы, а их плотность зависит от участка, в котором происходит психологический процесс.

До сих пор неясно, каким образом лобная часть коры больших полушарий влияет на работу организма, но известно, что она мало восприимчива к процессам, происходящим во внешней среде, поэтому все опыты с воздействием электрических импульсов на этот участок мозга, не находят яркого отклика в структурах. Однако отмечается, что люди, у которых лобная часть повреждена, испытывают проблемы в общении с другими индивидами, не могут реализовать себя в какой-либо трудовой деятельности, а также им безразличен их внешний вид и сторонние мнение. Иногда встречаются и другие нарушения в осуществлении функций этого органа:

  • отсутствие концентрации внимания на предметах обихода;
  • проявление творческой дисфункции;
  • нарушения психоэмоционального состояния человека.

Поверхность коры полушарий поделена на 4 зоны, очерченные наиболее четкими и значимыми извилинами. Каждая из частей при этом контролирует основные функции коры головного мозга:

  1. теменная зона - отвечает за активную чувствительность и музыкальное восприятие;
  2. в затылочной части расположена первичная зрительная область;
  3. височная или темпоральная отвечает за речевые центры и восприятие звуков поступивших из внешней среды, кроме того участвует в формировании эмоциональных проявлений, таких как радость, злость, удовольствие и страх;
  4. лобная зона управляет двигательной и психической активностью, а также руководит речевой моторикой.

Особенности строения коры мозга

Анатомическое строение коры больших полушарий обусловливает ее особенности и позволяет выполнять возложенные на нее функции. Кора головного мозга владеет следующим рядом отличительных черт:

  • нейроны в ее толще располагаются послойно;
  • нервные центры находятся в конкретном месте и отвечают за деятельность определенного участка организма;
  • уровень активности коры зависит от влияния ее подкорковых структур;
  • она имеет связи со всеми нижележащими структурами центральной нервной системы;
  • наличие полей разных по клеточному строению, что подтверждается гистологическим исследованием, при этом каждое поле отвечает за выполнение какой-либо высшей нервно деятельности;
  • присутствие специализированных ассоциативных областей позволяет устанавливать причинно-следственную связь между внешними раздражителями и ответом организма на них;
  • способность к замещению поврежденных участков близлежащими структурами;
  • этот отдел мозга способен сохранять следы возбуждения нейронов.

Большие полушария головного мозга состоят главным образом из длинных аксонов, а также содержит в своей толще скопления нейронов, образующих наибольшие ядра основания, которые входят в состав экстрапирамидальной системы.

Как уже говорилось, формирование коры мозга происходит еще во время внутриутробного развития, причем вначале кора состоит из нижнего слоя клеток, а уже в 6 месяцев ребенка в ней сформированы все структуры и поля. Окончательное становление нейронов происходит к 7-летнему возрасту, а рост их тел завершается в 18 лет.

Интересен тот факт, что толщина коры не равномерна на всей протяженности и включает в себя разное количество слоев: например, в области центральной извилины она достигает своего максимального размера и насчитывает все 6 слоев, а участки старой и древней коры имеют 2-х и 3-х слойное строение соответственно.

Нейроны этой части мозга запрограммированы на восстановление поврежденного участка посредством синоптических контактов, таким образом каждая из клеток активно старается восстановить поврежденные связи, что обеспечивает пластичность нейронных корковых сетей. Например, при удалении или дисфункции мозжечка, нейроны, связывающие его с конечным отделом, начинают прорастать в кору больших полушарий. Кроме того пластичность коры также проявляется в обычных условиях, когда происходит процесс обучения новому навыку или в результате патологии, когда функции, выполняемые поврежденной зоной, переходят на соседние участки мозга или даже полушария.

Кора мозга обладает способностью сохранять следы возбуждения нейронов длительное время. Эта особенность позволяет обучаться, запоминать и отвечать определенной реакцией организма на внешние раздражители. Так происходит формирование условного рефлекса, нервный путь которого состоит из 3 последовательно соединенных аппарата: анализатора, замыкательного аппарата условно-рефлексных связей и рабочего прибора. Слабость замыкательной функции коры и следовых проявлений можно наблюдать у детей с выраженной умственной отсталостью, когда образовавшиеся условные связи между нейронами хрупки и ненадежны, что влечет за собой трудности в обучении.

Кора головного мозга включает в себя 11 областей, состоящих из 53 полей, каждому из которых в нейрофизиологии присвоен свой номер.

Области и зоны коры

Кора относительно молодая часть ЦНС, развывшаяся из конечного отдела мозга. Эволюционно становление этого органа происходило поэтапно, поэтому ее принято разделять на 4 типа:

  1. Архикортекс или древняя кора в связи с атрофией обоняния превратился в гиппокамповую формацию и состоит из гиппокампа и сопряженных ему структур. С помощью ее регулируется поведение, чувства и память.
  2. Палеокортекс или старая кора, составляет основную часть обонятельной зоны.
  3. Неокортекс или новая кора имеет толщину слоя около 3-4 мм. Является функциональной частью и совершает высшую нервную деятельность: обрабатывает сенсорную информацию, отдает моторные команды, а также в ней формируется осознанное мышление и речь человека.
  4. Мезокортекс является промежуточным вариантом первых 3 типов коры.

Физиология коры больших полушарий

Кора головного мозга имеет сложную анатомическую структуру и включает в себя сенсорные клетки, моторные нейроны и интернероны, обладающих способностью останавливать сигнал и возбуждаться в зависимости от поступивших данных. Организация этой части мозга построена по колончатому принципу, в котором колонки делаться на микромодули, имеющие однородное строение.

Основу системы микромодулей составляют звездчатые клетки и их аксоны, при этом все нейроны одинаково реагируют на поступивший афферентный импульс и посылают также синхронно в ответ эфферентный сигнал.

Формирование условных рефлексов, обеспечивающих полноценное функционирование организма, и происходит благодаря связи головного мозга с нейронами, расположенными в различных частях тела, а кора обеспечивает синхронизацию умственной деятельности с моторикой органов и областью, отвечающей за анализ поступающих сигналов.

Передача сигнала в горизонтальном направлении происходит через поперечные волокна, находящиеся в толще коры, и передают импульс от одной колонки к другой. По принципу горизонтальной ориентации кору мозга можно поделить на следующие области:

  • ассоциативная;
  • сенсорная (чувствительная);
  • моторная.

При изучении этих зон применялись различные способы воздействия на нейроны, входящие в ее состав: химическое и физическое раздражение, частичное удаление участков, а также выработка условных рефлексов и регистрация биотоков.

Ассоциативная зона связывает поступившую сенсорную информацию с полученными ранее знаниями. После обработки формирует сигнал и передает его в двигательную зону. Таким образом она участвует в запоминании, мышлении и обучении новым навыкам. Ассоциативные участки коры головного мозга расположены в близости с соответствующей сенсорной зоной.

Чувствительная или сенсорная зона занимает 20% коры головного мозга. Она также состоит из нескольких составляющих:

  • соматосенсорной, расположенной в теменной зоне отвечает за тактильную и вегетативную чувствительность;
  • зрительной;
  • слуховой;
  • вкусовой;
  • обонятельной.

Импульсы от конечностей и органов осязания левой стороны тела, поступают по афферентным путям в противоположную долю больших полушарий для последующей обработки.

Нейроны моторной зоны возбуждаются при помощи импульсов, поступивших от клеток мускулатуры, и находятся в центральной извилине лобной доли. Механизм поступления данных схож с механизмом сенсорной зоны, так как двигательные пути образуют перехлест в продолговатом мозге и следуют в расположенную напротив моторную зону.

Извилины борозды и щели

Кора больших полушарий образована несколькими слоями нейронов. Характерной особенностью этой части мозга является большое количество морщин или извилин, благодаря чему ее площадь во много раз превосходит площадь поверхности полушарий.

Корковые архитектонические поля определяют функциональное строение участков коры головного мозга. Все они различны по морфологическим признакам и регулируют разные функции. Таким образом выделяется 52 различных поля, расположенных на определенных участках. По Бродману это разделение выглядит следующим образом:

  1. Центральная борозда разделяет лобную долю от теменной области, впереди нее пролегает предцентральная извилина, а сзади - позадицентральная.
  2. Боковая борозда отгораживает теменную зону от затылочной. Если развести ее боковые края то внутри можно рассмотреть ямку, в центре которой имеется островок.
  3. Теменно-затылочная борозда отделяет теменную долю от затылочной.

В предцентральной извилине расположено ядро двигательного анализатора, при этом к мышцам нижней конечности относятся верхние части передней центральной извилины, а к мышцам полости рта, глотки и гортани – нижние.

Правосторонняя извилина образует связь с двигательным аппаратом левой половины тела, левосторонняя – с правой частью.

В позадицентральной извилине 1 доли полушария содержится ядро анализатора тактильных ощущений и она также связана с противолежащей частью тела.

Клеточные слои

Кора головного мозга осуществляет свои функции посредством нейронов, находящихся в ее толще. Причем количество слоев этих клеток может отличаться в зависимости от участка, габариты которых также разнятся по размеру и топографии. Специалисты выделяют следующие слои коры головного мозга:

  1. Поверхностный молекулярный сформирован в основном из дендритов, с небольшим вкраплением нейронов, отростки которых не покидают границы слоя.
  2. Наружный зернистый состоит из пирамидальных и звездчатых нейронов, отростки которых связывают его со следующим слоем.
  3. Пирамидальный образован пирамидными нейронами, аксоны которых направлены вниз, где обрываются или образуют ассоциативные волокна, а дендриты их соединяют этот слой с предыдущим.
  4. Внутренний зернистый слой сформирован звездчатыми и малыми пирамидальными нейронами, дендриты которых уходят в пирамидальный слой, а также его длинные волокна уходят в верхние слои или спускаются вниз в белое вещество мозга.
  5. Ганглионарный состоит из крупных пирамидальных нейроцитов, их аксоны выходят за пределы коры и связывают различные структуры и отделы ЦНС между собой.

Мультиформный слой сформирован всеми видами нейронов, а их дендриты ориентированы в молекулярный слой, а аксоны пронизывают предыдущие слои или выходят за пределы коры и образуют ассоциативные волокна, образующие связь клеток серого вещества с остальными функциональными центрами головного мозга.

Видео: Кора больших полушарий головного мозга

Многие родители обращаются к врачу-неврологу в крайних ситуациях - тогда, когда поведение ребенка становится неадекватным и даже шокирующим. Между тем внимание невролога требуется многим детям, которые считаются "практически здоровыми". Дело в том, что развитие центральной нервной системы ребенка происходит постепенно, и практически на каждом этапе может возникнуть неполадка, которая потребует внимания специалиста. Симптомы поражения ЦНС могут быть как явными, так и почти незаметными. Однако если их вовремя не диагностировать и не избавиться от первопричины - ребенок будет испытывать те или иные сложности в развитии.

Какие факторы беременности и родов могут пагубно сказаться на развитии мозга ребенка, а также о том, на какие особенности первого года жизни малыша стоит обратить внимание.

Незримые связи

Развитие центральной нервной системы происходит не одновременно. Внутриутробно образуются отделы головного мозга, делятся и появляются новые нервные клетки. Внеутробно (после рождения человека на свет) количество нервных клеток остается неизменным, но между ними образуются новые связи. Благодаря этому ребенок имеет потенциал развития и способность к обучению: двигательному, психическому, речевому и пр. Самые "древние" отделы головного мозга отвечают за внутреннюю среду: дыхание, пищеварение, режим сна и бодрствования, регуляцию тонуса сосудов и др. Выше расположены отделы, отвечающие за слух, положение тела в пространстве, зрение. Еще выше расположены центры, отвечающие за произвольные движения. Наиболее молодые клетки отвечают за речь, возможность самостоятельно строить программу действия, контроль поведения.

Если в каком-то месте головного мозга образовался дефект (опухоль, кровоизлияние, недостаточное кровоснабжение), то не сможет функционировать не только этот участок, но и те, которые находятся выше него. Связано это с тем, что возбуждение от нижележащих отделов идет вверх. При возникновении барьера в виде умершей мозговой ткани импульс идет в обход этого погибшего участка. И следовательно, может вообще не попасть в какую-то вышележащую область. В результате не сформируются связи между разными отделами мозга, не произойдет включение каких-то отделов. Те клетки, которые были безупречно заложены во время беременности, не смогут начать функционировать вовремя и правильно. Не произойдет так называемое созревание головного мозга.

Из-за чего происходят сбои?

Дело в том, что головной мозг закладывается начиная с третьей-четвертой недели беременности. Любая инфекция, перенесенная в первом триместре, может вызвать его серьезное поражение. Любой фармакологический препарат, съеденный мамой в этот срок, тоже может привести к фатальным последствиям.

В первом триместре важен не сам вредный фактор, а срок, на котором он подействовал. Несмотря на то, что риск родить не совсем здорового ребенка в этом случае повышен (именно повышен, а не "велик"), лично я не разделяю страхов акушеров-гинекологов, которые рекомендуют прервать беременность после любого насморка, прошедшего в первом триместре. Наш опыт показывает, что при серьезных нарушениях во внутриутробном развитии ребенка у мамы происходит выкидыш.

Дети с тяжелым поражением ЦНС рождаются как правило тогда, когда не совсем благополучную в первом триместре беременность сохраняют всеми силами, используя гормональные препараты и зашивание шейки матки. Но и тут не бывает правил без исключений. Надо помнить лишь о том, что только родители несут ответственность за рождение ребенка. И в случае прерывания нормальной беременности не будет наказан ни один врач.

Во втором и третьем триместре на развитие головного мозга, а главное, на его устойчивость к родовой травме сильное влияние оказывает плацента. Соответственно, плохая работа плаценты, нарушение кровообращения в этом важном органе, его преждевременное созревание может влиять на развитие нервной системы. Так, например, если мама страдает заболеванием почек, то плацента может отекать, что нарушит ее работу.

Если беременность прошла нормально, то отрицательное значение для развития ЦНС может иметь даже не очень серьезная родовая травма. Слишком быстрые роды (меньше двух часов), выдавливание плода, долгое стояние головки в родовых путях, тугое обвитие пуповиной и пр. могут вызвать мелкоточечные кровоизлияния в нижние отделы ЦНС. Последствия этих нарушений могут быть самыми разными: от повышенного мышечного тонуса и задержки речи до серьезных проблем с двигательной активностью.

Если ребенок перенес родовую травму, то нужно сделать в . В это время через большой родничок врач может заглянуть "внутрь головы" и установить наличие кровоизлияния. Это важно, так как к концу второго - середине третьего месяца следы родовых кровоизлияний исчезают. И позже медики не смогут сказать наверняка, была ли родовая травма и является ли она причиной неврологических проблем ребенка .

Чем это грозит?

Беременность и роды: факторы риска

Если у вас нет или не было возможности своевременно обследовать ребенка, вы можете воспользоваться нашими тестами, чтобы понять, насколько велик риск того, что у малыша есть неврологические проблемы. Если вы планируете посетить детского невролога, обратите его внимание на те пункты теста, по которым вы начислили малышу один балл или более.

Вопросы о протекании беременности Ответы Подсчет баллов
Какая беременность по счету? первая 0
каждая последующая 1
Чем закончились предыдущие? были аборты каждый 1
выкидыши каждый 2
мертворожденные дети каждый 3
Был ли токсикоз первой половины беременности?
Токсикоз в легкой форме не вредит младенцу, но если мама потеряла в первую половину больше 5 кг, то это должно насторожить врача.
Такой токсикоз требует медикаментозного лечения и пристального наблюдения.
нет 1
да, тошнота 0
да, рвота 1
неукротимая рвота 2
Был ли токсикоз второй половины беременности?
Токсикоз второй половины может приводить к рождению ребенка с низкой массой тела, а также косвенно может говорить о плохой работе плаценты. Эти дети более подвержены родовой травме.
нет 0
да, отеки 1
да, повышенное давление 2
белок в моче 3
Общая прибавка в весе за всю беременность меньше 10-15% от веса до беременности 0
15-20% 1
20-25% 2
больше 25% 3
Была ли угроза выкидыша? нет 0
да, в первой половине беременности 1
во второй половине беременности 2
В чем выражалась угроза выкидыша?
Сообщите врачу-неврологу, какими методами медики сохраняли вашу беременность.
матка в тонусе 1
кровотечение 2
Болели ли вы во время беременности? Сообщите врачу-неврологу, какие вы принимали препараты и на каком сроке беременности. нет 0
легкая однократная простуда с температурой не выше 37,5 1
Каждая последующая или более тяжелая однократная 2
Вопросы о родах Ответы Подсчет баллов
На каком сроке произошли роды?
Исключение составляют крупные зрелые десятимесячные младенцы, они зарабатывают 0 баллов.
в срок 0
28-32 недели 1
24-28 недель или 32-36 недель 2
20-24 недели или позже 40 недель 3
Были ли осложнения? отслойка плаценты 2
неправильное предлежание ребенка 2
неправильное предлежание плаценты 2
Применялись ли акушерские пособия? щипцы 3
выдавливание 3
оперативные вмешательства 3
наркоз 3
прокалывание плодного пузыря 1
применение стимуляции 1
Сообщите врачу вес, рост ребенка при рождении; окружность головы и груди. новорожденный весом не менее 2800 г и имеющий соотношение веса в граммах к росту в сантиметрах 58-60 0
недоношенный 1
ребенок с гипотрофией (худой и длинный) 2
Закричал ли ребенок в родильном зале? сразу 0
после каких-то мероприятий 1
Сколько длился безводный промежуток? 2-8 часов 0
меньше 2 и больше 8 часов 1
Какие были воды? прозрачные 0
зеленые 2
передние воды прозрачные, а задние - зеленые 1
Когда ребенка приложили к груди? в родильном зале 0
в первые сутки 1
позже 2
Опишите потужной период и период изгнания потужной период не больше 20 минут 0
20-30 минут 1
больше 30 или меньше 10 минут 2
Плохо, когда головка рождается с первой, второй потуги. Слишком быстрое изгнание может привести к кровоизлиянию в головной мозг. 2

Оценка результатов

Подсчитайте полученные баллы. Если их не больше 20 - у ребенка может быть негрубое поражение нервной системы. Это значит, что такой малыш будет плохо засыпать, или не захочет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, в последствии позже сядет. В детском саду с ним тяжело будет справиться воспитателям. В школе будет зевать на третьем уроке.

В идеале абсолютно здоровый ребенок не должен набрать ни одного балла. Но как мы знаем, сейчас такие дети практически не встречаются. Приведем простой пример. Во время беременности все было нормально. Отошли прозрачные воды, начались схватки, потом через четыре-пять часов - потуги, потужной период не больше двадцати минут, ребенок родился, а потом было излитие зеленых вод. О чем это говорит?

На медицинском языке - сухая фраза: "Передние воды прозрачные, а задние - зеленые". На общечеловеческом - ребенок во время родов недополучал кислород, произошло кислородное голодание организма, кишечник расслабился, и первородный кал - меконий - вышел в полость матки. В принципе головной мозг мог и не пострадать, так как головка уже родилась. Но самопроизвольное отхождение мекония говорит о том, что в родах все же был момент асфиксии.

Если пациент набрал больше 20 баллов, то у него можно заподозрить серьезное поражение головного мозга. С самых первых месяцев малыш может отставать в развитии - не реагировать на мамин голос или лежать безучастно в мокрых пеленках, не подавая требования о пеленании. Такие дети могут вплоть до полугода лишь спать и есть, не интересоваться игрушками. У них может быть снижен или резко повышен мышечный тонус. В первом случае ребенок будет "висеть", находясь на руках. Во втором - для пеленания невозможно развести ножки и ручки. А может быть наоборот. Малыш беспокоится по каждому поводу, требует бесконечного качания на руках, повышенного внимания к собственной персоне. В целом спектр клинических симптомов при поражении головного мозга весьма широк. При малейшем подозрении - обратитесь к детскому неврологу.

Первый год жизни: обратите внимание

Вопросы Норма
Когда ребенок начал держать голову? 1-1,5 месяца. Здоровый новорожденный должен подтягивать головку, если его в положении на спине подтянуть за ручки. Кратковременно на несколько секунд в положении на животе может поднимать голову с 2-3 недель.
Когда начал переворачиваться? Переворачиваться - в 3-4 месяца, хорошо вертеться - в 6 месяцев.
Одинаково ли хорошо ребенок поворачивался вправо и влево? Со спины на живот и с живота на спину?
Как ребенок лежал в кровати (была ли поза "банана")? В норме положение тела как на спине, так и на животе должно быть симметричным
Играл ли с ногами (хватал их, засовывал в рот)? В 6-7 месяцев, особо развитые дети - в 3-4 месяца
Какой рукой хватал игрушку? Младенец поочередно берет игрушку то правой, то левой рукой и иногда обеими сразу. Или схватит одной, поднесет поближе к глазам, а потом возьмет и придержит обеими.
Когда сел? В 6-8 месяцев. Может быть, из положения лежа на спине, а может быть, после того как пополз и из положения на четвереньках. И то и другое считается нормой.
Ползал? Если да, то как? В 7-8 месяцев раскачивание, стоя на четвереньках, потом ползание назад, потом вперед. Это необходимо для скоординированной работы рук и ног, формирования глазомера в нижнем поле зрения. Если ребенок сначала ползает по-пластунски, а потом встает на четвереньки - это нормально. Если его движения сначала несимметричны, но в течение двух недель происходит выравнивание - это также норма.
Когда встал без опоры? 9-11 месяцев
Когда пошел без поддержки? 9-16 месяцев
Была ли улыбка первые месяцы?
Когда и как начал узнавать маму? 2-4 месяца. Фокусирование взгляда, улыбка при приближении мамы на расстояние около 20 см.
Первые звуки в спокойном состоянии: "А, у, о, о-о-о". Первый месяц
Первые слова? 18-24 месяца
Первые фразы? 18-24 месяца
Играл ли с игрушками? Как и какими? К году ребенок должен уметь перекладывать предметы из одной руки в другую, правильно использовать предметы: из тарелки, даже игрушечной, - есть, машинку - катать, куклу - заворачивать, кормить, пеленать, кубики - ставить один на другой.
Отметьте также, болел ли ребенок на первом году жизни. Если да, то чем. На учете у каких врачей он состоял/состоит.

Если вас, дорогие родители, что-то беспокоит - не стесняйтесь лишний раз потревожить врача. Это наша работа. Если доктор районной поликлиники отмахивается от вас, не обращает внимания на ваши опасения - ищите другого специалиста. Главное - вы должны быть уверены в том, что с ребенком все в порядке. Или же - понять, что происходит, и вовремя начать лечение.

Бабина Анна Меланченко Елизавета детский невролог
Статья из журнала "Наш Малыш", март 2003

В этот период развития ребенок еще очень не самостоятелен, нуждается в опеке и заботе взрослого. Только к концу этого периода появляется возможность самостоятельного перемещения в пространстве – малыш начинает ползать. Примерно к этому же моменту появляется элементарное понимание обращенной речи – отдельных слов. Собственной речи пока еще нет, но очень активно развивается звукоподражание. Это – необходимый этап перехода к самостоятельной речи. Ребенок учится управлять не только речевыми движениями, но и движениями своих рук. Он захватывает предметы и активно исследует их. Он очень нуждается в эмоциональном контакте со взрослыми. На этом возрастном этапе появление новых возможностей ребенка строго генетически обусловлено и, соответственно, эти новые возможности должны появляться своевременно. Родителям нужно быть бдительными и не утешать себя мыслями о том, что их ребенок «просто ленивый» или «толстенький» и поэтому никак не может начать переворачиваться и садиться.

Задачи возраста: реализация генетических программ развития (появление новых типов движений, гуления и лепета) строго в определенные сроки.

Основная мотивация познавательного развития: потребность в новых впечатлениях, эмоциональный контакт со взрослым.

Ведущая деятельность: Эмоциональное общение со взрослым.

Приобретения этого возраста: К концу периода у малыша происходит формирование избирательности во всем от движений и внимания до отношений с окружающими. У ребенка начинают формироваться собственные интересы и пристрастия, он начинает быть чувствителен к различиям между объектами внешнего мира и людьми. Он начинает использовать новые умения по назначению и по-разному реагирует в разных обстоятельствах. Впервые ему становятся доступны действия по собственному внутреннему побуждению, он учится управлять собой и влиять на окружающих.

Развитие психических функций

Восприятие: В начале периода о восприятии как таковом говорить еще трудно. Есть отдельные ощущения и реакция на них.

Ребенок, начиная с месячного возраста, способен зафиксировать взор на объекте, изображении. Уже для 2-месячного младенца особенно важным объектом зрительного восприятия является человеческое лицо, а на лице - глаза . Глаза - единственная деталь, которую различают младенцы. В принципе, в силу еще слабого развития зрительных функций (физиологической близорукости), дети этого возраста не способны выделять в объектах их мелкие признаки, а улавливают лишь общий внешний вид. По-видимому, глаза являются чем-то настолько биологически значимым, что природа предусмотрела для их восприятия специальный механизм. С помощью глаз мы передаем друг другу некоторые эмоции и чувства, одно из которых – тревога. Это чувство позволяет активизировать механизмы защиты, привести организм в состояние боевой готовности для самосохранения.

Первое полугодие жизни – сенситивный (чувствительный к определенным воздействиям) период, в течение которого развиваются возможности восприятия и опознания лиц. Люди, лишенные зрения в первые 6 месяцев жизни, утрачивают полноценную способность узнавать людей в лицо и различать их состояния по мимике .

Постепенно у ребенка повышается острота зрения, а в мозге созревают системы, позволяющие воспринимать объекты внешнего мира более детально. В результате к концу периода улучшается возможность различения небольших объектов.

К 6 месяцам жизни ребенка его мозг научается «фильтровать» поступающую информацию. Наиболее активная реакция мозга наблюдается либо на что-то новое и незнакомое, либо на что-то, что является для ребенка хорошо знакомым и эмоционально значимым.

До самого конца этого возрастного периода у младенца нет никакой иерархии значимости различных признаков предмета. Младенец воспринимает предмет целиком, со всеми его особенностями. Стоит лишь что-то изменить в объекте, как малыш начинает его воспринимать как нечто новое. К концу периода формируется постоянство восприятия формы, которая становится основным признаком, на основании которого ребенок узнает объекты. Если раньше изменение отдельных деталей заставляло ребенка думать, что он имеет дело с новым объектом, то теперь изменение отдельных деталей не приводит к опознанию предмета как нового, если его общая форма остается сохранной. Исключение составляет лицо матери, постоянство которого формируется намного раньше. Уже 4-месячные младенцы отличают лицо матери от других лиц, даже если какие-то детали меняются.

В первом полугодии жизни происходит активное развитие возможностей восприятия речевых звуков. Если новорожденные дети способны отличать друг от друга разные звонкие согласные, то примерно с 2 месячного возраста возникает возможность различения звонких и глухих согласных, что намного сложнее. Это значит, что мозг ребенка может почувствовать отличия на таком тонком уровне и, например, воспринимать такие звуки как «б» и «п» как разные. Это очень важное свойство, которое будет помогать усвоению родного языка. В то же время такое различение звуков еще не имеет ничего общего с фонематическим слухом – способностью различать те характеристики звуков родного языка, которые несут смысловую нагрузку. Фонематический слух начинает формироваться существенно позже, когда слова родной речи становятся для ребенка осмысленными.

Ребенок 4-5 месяцев, слыша звук, способен идентифицировать соответствующую звукам мимику - будет поворачивать голову в сторону лица, которое совершает соответствующие артикуляционные движения, и не будет смотреть на то лицо, мимика которого не совпадает со звуком .

Дети, которые в возрасте 6 месяцев лучше различают близкие по звучанию речевые звуки, в последствие демонстрируют лучшее развитие речи.

Разные виды восприятия в младенчестве тесно связаны друг с другом. Это явление называется «полимодальная конвергенция». Ребенок 8 месяцев, ощупав предмет, но не имея возможности его рассмотреть, позже опознает его при зрительном предъявлении как знакомый. Благодаря тесному взаимодействию разных видов восприятия, младенец может почувствовать несоответствие между изображением и звуком и, к примеру, будет удивлен, если женское лицо заговорит мужским голосом.

Использование разных видов восприятия в контакте с объектом является для младенца очень важным. Любую вещь он должен ощупать, засунуть в рот, повертеть перед глазами, ему нужно потрясти ею или постучать об стол, а еще интереснее – бросить со всей силы на пол. Так познаются свойства вещей, и именно так формируется их целостное восприятие.

К 9 месяцам зрительное и слуховое восприятие постепенно становится избирательным. Это значит, что младенцы становятся более чувствительными к одним, более важным, характеристикам предметов, и утрачивают чувствительность к другим, не значимым.

Младенцы до 9-месячного возраста способны различать не только человеческие лица, но и морды животных одного вида (например, обезьянок). К концу периода они перестают различать друг от друга представителей животного мира, но их чувствительность к чертам человеческого лица, к его мимике усиливается . Зрительное восприятие становится избирательным .

То же самое касается и слухового восприятия. Дети в возрасте 3-9 месяцев различают звуки речи и интонации не только своего, но и чужих языков, мелодии не только своей, но и других культур. К концу периода младенцы перестают различать речевые и неречевые звуки чужих культур, но у них начинают формироваться четкие представления о звуках родного языка. Слуховое восприятие становится избирательным . Мозг формирует своеобразный «речевой фильтр», благодаря которому любые слышимые звуки «притягиваются» к определенным образцам («прототипам»), прочно закрепленным в сознании младенца. Как бы ни звучал звук «а» в разных культурах (а в некоторых языках разные оттенки этого звука несут разную смысловую нагрузку), для младенца из русскоязычной семьи это будет один и тот же звук «а» и малыш, без специальной тренировки, не сможет почувствовать различия между звуком «а», который чуть ближе к «о», и звуком «а», который чуть ближе к «э». Зато, именно благодаря такому фильтру он начнет понимать слова, с каким-бы акцентом они ни были произнесены.

Конечно, развить возможности различения звуков чужого языка возможно и после 9 месяцев, но только при непосредственном контакте с носителем языка: ребенок должен не только слышать чужую речь, но и видеть артикуляционную мимику.

Память: В первом полугодии жизни память еще не является целенаправленной деятельностью. Ребенок пока не может осознанно запоминать или припоминать. У него активно работает генетическая память, благодаря которой появляются новые, но определенным образом запрограммированные, виды движений и реакций, в основе которых лежат инстинктивные побуждения. Как только двигательная система ребенка дозревает до очередного уровня – ребенок начинает делать что-то новенькое. Второй активный вид памяти – непосредственное запоминание. Взрослый человек чаще запоминает интеллектуально обработанную информацию, тогда как ребенок пока к этому не способен. Поэтому он запоминает то, что придется (особенно, эмоционально окрашенные впечатления) и то, что часто повторяется в его опыте (например, совпадения определенных видов движений руки и звука погремушки).

Понимание речи: К концу периода ребенок начинает понимать некоторые слова. Однако даже если в ответ на слово он смотрит на соответствующий правильный предмет, это не значит, что у него возникла четкая связь между словом и предметом, и он теперь понимает смысл этого слова. Слово воспринимается младенцем в контексте всей ситуации, и если что-то в этой ситуации изменится (например, слово будет произнесено незнакомым голосом или с новой интонацией), ребенок окажется в растерянности. Удивительно, что на понимание слова в этом возрасте может повлиять даже поза, в которой ребенок его слышит.

Собственная речевая активность: В возрасте от 2-3 месяцев появляется гуление, а с 6-7 месяцев - активный лепет. Гуление – это экспериментирование ребенка с разными видами звуков, а лепет – попытки подражать звукам того языка, на котором говорят родители или опекуны.

Интеллект: К концу периода ребенок становится способен к простой категоризации (отнесению к одной группе) объектов на основе их формы. Это значит, что он уже может на достаточно примитивном уровне обнаруживать сходство и различие между разными предметами, явлениями, людьми.

Внимание: В течение всего периода внимание ребенка, в основном, внешнее, непроизвольное. В основе такого типа внимания лежит ориентировочный рефлекс – наша автоматическая реакция на изменения в окружающей среде. Ребенок еще не может по собственному желанию на чем-то сосредоточиться. К концу периода (около 7-8 месяцев) появляется внутреннее, произвольное внимание, регулируемое собственными побуждениями ребенка. Так, например, если 6-месячному ребенку показать игрушку, он будет с удовольствием ее разглядывать, но если ее накрыть полотенцем, он сразу потеряет к ней интерес. Ребенок после 7-8 месяцев помнит, что под полотенцем находится не видимый теперь объект, и будет ждать его появления в том же месте, где он исчез. Чем дольше ребенок этого возраста способен ожидать появления игрушки, тем более внимательным он будет в школьном возрасте.

Эмоциональное развитие: В 2-месячном возрасте ребенок уже социально ориентирован, что проявляется в «комплексе оживления». В 6 месяцев ребенок становится способным различать мужские и женские лица, а к концу периода (к 9 месяцам) - разные выражения лиц, отражающие разные эмоциональные состояния.

К 9 месяцам у ребенка формируются эмоциональные предпочтения. И в этом снова проявляется избирательность. До 6 месяцев младенец легко принимает «заместителя» матери (бабушку или няню). После 6-8 месяцев дети начинают беспокоиться, если их отлучают от матери, появляется страх чужих и незнакомых людей, и малыши плачут, если близкий взрослый уходит из комнаты. Такая избирательная привязанность к матери возникает в связи с тем, что младенец становится более активным и начинает перемещаться самостоятельно. Он с интересом исследует окружающий мир, но исследование – всегда риск, поэтому он нуждается в безопасном месте, куда бы он всегда мог вернуться в случае появления опасности. Отсутствие такого места вызывает у малыша сильную тревогу ().

Механизм научения: Один из наиболее распространенных способов чему-либо научиться в этом возрасте - подражание. Большую роль в реализации этого механизма играют так называемые «зеркальные нейроны», которые активизируются как в момент, когда человек действует самостоятельно, так и в момент, когда он просто наблюдает за действиями другого. Для того, чтобы ребенок наблюдал за тем, что делает взрослый, необходимо так называемое «присоединенное внимание». Это – одна из наиболее важных составляющих социально-эмоционального поведения, которая лежит в основе всех продуктивных социальных взаимодействий. «Запуск» присоединенного внимания может осуществиться только при прямом участии взрослого. Если взрослый не смотрит ребенку в глаза, не обращается к нему и не использует указательные жесты, у присоединенного внимания мало шансов для развития.

Второй вариант научения – метод проб и ошибок, однако, без подражания, результат такого научения может оказаться весьма и весьма странным.

Двигательные функции: В этом возрасте бурно развиваются генетически обусловленные двигательные навыки. Развитие происходит от генерализованных движений всем телом (в структуре комплекса оживления) к избирательным движениям . Формируется регуляция мышечного тонуса, контроль позы, двигательные координации. К концу периода появляются четкие зрительно-моторные координации (взаимодействие глаз-рука), благодаря которым ребенок в последствие сможет уверенно манипулировать предметами, пытаясь действовать с ними по-разному, в зависимости от их свойств. Подробно появление разных двигательных навыков в этот период можно посмотреть в Таблице . Движение в этот период является одной из самых важных, влияющих на познавательное развитие составляющих поведения. Благодаря движениям глаз становится возможным рассматривание, что сильно изменяет всю систему зрительного восприятия. Благодаря ощупывающим движениям ребенок начинает свое знакомство с предметным миром, и у него формируются представления о свойствах вещей. Благодаря движениям головы становится возможным развитие представлений об источниках звука. Благодаря движениям тела развивается вестибулярный аппарат, и формируются представления о пространстве. Наконец, именно через движения мозг ребенка научается управлять поведением.

Показатели активности: Продолжительность сна здорового ребенка от 1 к 9 месяцам постепенно сокращается от 18 до 15 часов в сутки. Соответственно, к концу периода младенец бодрствует в течение 9 часов. После 3 месяцев, как правило, устанавливается ночной сон продолжительностью 10-11 часов, в течение которого ребенок спит с единичными пробуждениями. К 6 месяцам по ночам ребенок пробуждаться уже не должен. Днем ребенок в возрасте до 9 месяцев может спать 3-4 раза. Качество сна в этом возрасте отражает состояние центральной нервной системы. Показано, что многие дети дошкольного и младшего школьного возраста, страдающие различными нарушениями поведения, в отличие от детей без отклонений в поведении, плохо спали в младенческом возрасте - не могли заснуть, часто просыпались ночью и, в целом, мало спали.

Во время периода бодрствования здоровый ребенок с увлечением занимается игрушками, с удовольствием общается со взрослыми, активно гулит и лепечет, хорошо ест.

Основные события в развитии мозга младенца от 1 до 9 месяцев жизни

К первому месяцу жизни очень многие события в жизни мозга уже практически завершены. Новые нервные клетки рождаются в незначительном количестве, и их подавляющее большинство уже обрело свое постоянное место в структурах мозга. Теперь главная задача – заставить эти клетки обмениваться друг с другом информацией. Без такого обмена ребенок никогда не сможет понять, что он видит, потому что каждая клетка коры головного мозга, получающая информацию от органов зрения, обрабатывает какую-то одну характеристику предмета, например, линию, расположенную под углом 45° к горизонтальной поверхности. Чтобы все воспринятые линии сложились в единый образ объекта, клетки мозга должны общаться друг с другом. Именно поэтому на первом году жизни самые бурные события касаются формирования связей между клетками мозга. За счет возникновения новых отростков нервных клеток и контактов, которые они устанавливают друг с другом, интенсивно увеличивается объем серого вещества. Своеобразный «взрыв» в образовании новых контактов между клетками зрительных областей коры происходит в районе 3-4 месяцев жизни, и далее, число контактов продолжает постепенно увеличиваться, достигая максимума между 4 и 12 месяцами жизни. Этот максимум составляет 140-150% от числа контактов в зрительных областях мозга взрослого человека. В тех областях мозга, которые связаны с обработкой чувственных впечатлений, интенсивное развитие межклеточных взаимодействий происходит раньше и заканчивается быстрее, чем в областях, связанных с управлением поведением. Связи между клетками мозга малыша избыточны, и именно это позволяет мозгу быть пластичным, готовым к разным вариантам развития событий.

Не менее важным для этой стадии развития является покрытие нервных окончаний миелином – веществом, способствующим быстрому проведению нервного импульса по нерву. Также как и развитие контактов между клетками, миелинизация начинается в задних, «чувствительных» областях коры, а передние, лобные области коры, которые принимают участие в управлении поведением, миелинизируются позже. Начало их миелинизации приходится на возраст 7-11 месяцев. Именно в этот период у младенца возникает внутреннее, произвольное внимание. Покрытие миелином глубинных структур мозга происходит раньше, чем миелинизация корковых областей. Это важно, поскольку именно глубинные структуры мозга на ранних этапах развития несут бóльшую функциональную нагрузку.

К концу первого года жизни размер мозга ребенка составляет 70% от мозга взрослого.

Что может делать взрослый, чтобы способствовать познавательному развитию малыша

Важно стараться устранить помехи, препятствующие свободному развитию. Так, если у ребенка своевременно не появляется какой-то из навыков, необходимо проверить, все ли в порядке с его мышечным тонусом, рефлексами и т.д. Это может сделать врач-невропатолог. Если помеха становится очевидной, то важно своевременно ее устранить. В частности, когда речь идет о нарушении мышечного тонуса (мышечной дистонии), большую помощь оказывают лечебный массаж, лечебная физкультура и посещение бассейна. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

Очень важно создавать условия, способствующие развитию. Под созданием условий подразумевается предоставление ребенку возможности реализовать свою генетическую программу без ограничений. Так, например, нельзя держать ребенка в манеже, не позволяя ему перемещаться по квартире, на том основании, что в доме живут собаки и пол грязный. Создавать условия также означает обеспечить ребенку обогащенную сенсорную среду. Познание мира в его разнообразии – то, что развивает мозг ребенка и формирует тот задел чувственного опыта, который может лечь в основу всего последующего познавательного развития. Основное средство, которое мы привыкли использовать, чтобы помочь ребенку познакомиться с этим миром – . Игрушкой может быть все, что можно схватить, поднять, потрясти, засунуть в рот, кинуть. Главное, чтобы это было безопасно для малыша. Игрушки должны быть разнообразными, отличаясь друг от друга по фактуре (мягкое, жесткое, гладкое, шершавое), по форме, по цвету, по звучанию. Наличие в игрушке мелких узоров или мелких элементов не играет роли. Ребенок пока не способен их разглядеть. Не надо забывать про то, что помимо игрушек, существуют и другие средства, стимулирующие развитие восприятия. Это – различная обстановка (прогулки в лесу и в городе), музыка и, конечно, общение с ребенком взрослых.

Проявления, которые могут свидетельствовать о проблемах в состоянии и развитии центральной нервной системы

    Отсутствие «комплекса оживления», интереса ребенка к общению со взрослым, присоединенного внимания, интереса к игрушкам и, напротив, обостренная слуховая, кожная, обонятельная чувствительность может свидетельствовать о неблагополучии в развитии систем мозга, принимающих участие в регуляции эмоций и социального поведения. Такая ситуация может быть предвестником формирования аутичных черт в поведении.

    Отсутствие или позднее появление гуления и лепета. Такая ситуация может быть предвестником задержки речевого развития. Слишком раннее появление речи (первых слов) может быть результатом недостаточности мозгового кровообращения. Рано еще не значит хорошо.

    Несвоевременное появление (слишком раннее или слишком позднее появление, а также – изменение последовательности появления) новых типов движений может быть результатом мышечной дистонии, которая, в свою очередь, является проявлением неоптимальной работы мозга.

    Беспокойное поведение ребенка, частый плач, крик, беспокойный, прерывистый сон. Такое поведение, в частности, свойственно детишкам с повышенным внутричерепным давлением.

Все вышеперечисленные особенности не должны остаться незамеченными, даже если все родственники в один голос утверждают, что кто-нибудь из них в младенчестве был точно таким же. Уверения, что ребенок сам «перерастет», «когда-нибудь же заговорит» не должны служить руководством к действию. Так можно потерять драгоценное время.

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия

Обратиться к врачу (педиатру, детскому невропатологу). Полезно сделать следующие исследования, которые могут показать причину неблагополучия: нейросонография (НСГ), эоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи, электроэнцефалография (ЭЭГ). Обратиться к остеопату.

Не каждый врач назначит эти обследования и, в результате, предложенная терапия может не соответствовать истинной картине состояния мозга. Именно поэтому некоторые родители сообщают об отсутствии результата медикаментозной терапии, назначенной детским невропатологом.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от 1 до 9 месяцев жизни .

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

2 месяца

Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым

Ищущие повороты головы при длительном звуке (прислушивается)

Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним взрослого. Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке

Хаотично размахивает руками и ногами.

Поворачивает голову в сторону, поворачивает и выгибает туловище.

Лежа на животе, поднимает и непродолжительно удерживает голову (не менее 5 с)

Издает отдельные звуки

3 месяца

Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на руках у взрослого) на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке.

Ребенок начинает рассматривать свои поднятые ручки и ножки.

«Комплекс оживления»: в ответ на общение с ним (проявляет радость улыбкой, оживленными движениями рук, ног, звуками). Ищет глазами ребенка, издающего звуки

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью на высоте до 10-15 см

Пытается взять предмет, который ему дают

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Удерживает голову в вертикальном положении.

Активно гулит при появлении взрослого

4 месяца

Узнает мать (радуется) Рассматривает и захватывает игрушки.

Находит глазами источники звука

Громко смеется в ответ на обращение

Целенаправленно протягивает ручки к игрушке и пытается схватить ее. Поддерживает руками грудь матери при кормлении.

Радуясь или злясь, выгибается, делает мостик и поднимает голову, лежа на спине. Может поворачиваться со спины на бок, а при подтягивании за руки поднимает плечи и голову.

Длительно гулит

5 месяцев

Отличает близких от чужих

Радуется, гулит

Часто берет игрушки из рук взрослого. Двумя руками хватает предметы, находящиеся над грудной клеткой, а затем и над лицом и сбоку, ощупывает свою голову и ноги. Схваченные предметы может удержать между ладонями несколько секунд. Сжимает ладонь на вложенной в руку игрушке, сначала хватает всей ладонью без отведения большого пальца («обезьяний захват»). Отпускает игрушки, которые держит одной рукой, если в другую руку вложить другой предмет.

Лежит на животе. Поворачивается со спины на живот. Хорошо ест из ложки

Произносит отдельные звуки

6 месяцев

По-разному реагирует на свое и чужие имена

Берет игрушки, находясь в любом положении. Начинает хватать предметы одной рукой, а вскоре овладевает навыком удержания одновременно в каждой руке по одному предмету и подносит удерживаемый предмет ко рту. Это начало развития навыка самостоятельной еды.

Переворачивается с живота на спину. Хватая пальцы взрослого или прутья кроватки, самостоятельно садится, и некоторое время остается в этой позе, сильно нагнувшись вперед. Некоторые дети, особенно находящиеся много времени на животе, перед тем как научиться садиться, начинают ползать на животе, передвигаясь с помощью рук вокруг своей оси, потом назад и немного позже вперед. Садятся они вообще позже, а некоторые из них сначала стоят у опоры и только потом учатся садиться. Такой порядок развития движений полезен для формирования правильной осанки.

Произносит отдельные слоги

7 месяцев

Размахивает игрушкой, стучит ею. «Обезьяний захват» всей ладонью сменяется захватом пальцами с противопоставлением большого пальца.

Хорошо ползает. Пьет из чашки.

Появляется опора на ноги. Младенец, поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, упирается ногами и делает шаговые движения. Между 7-м и 9-м месяцами ребенок учится садиться из положения на боку, все больше сидит самостоятельно и лучше выпрямляет спину.

В этом возрасте, поддерживаемый под мышки ребенок крепко упирается ногами и делает подпрыгивающие движения.

На вопрос «Где?» находит взглядом предмет. Подолгу лепечет

8 месяцев

Смотрит на действия другого ребенка, смеется или лопочет

Занимается долгое время с игрушками. Умеет брать по одному предмету каждой рукой, перекладывать предмет из руки в руку и целенаправленно бросать. Ест корочки хлеба, сам держит хлеб в руке.

Сам садится. Между 8-м и 9-м месяцами малыш стоит с опорой, если его поставить, или держится у опоры самостоятельно на коленях. Следующий этап подготовки к ходьбе - самостоятельное вставание у опоры, а вскоре и шаги вдоль нее.

На вопрос «Где?» находит несколько предметов. Громко произносит различные слоги

9 месяцев

Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребенку и пляшут с ним)

Догоняет ребенка, ползет ему навстречу. Подражает действиям другого ребенка

Усовершенствование движений пальцев позволяет к концу девятого месяца жизни освоить захват двумя пальцами. Ребенок действует с предметами по-разному в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и пр.)

Обычно начинает двигаться, ползая на коленях в горизонтальном положении при помощи рук (по-пластунски). Активизация ползания приводит к четкому передвижению на четвереньках с отрывом колен от пола (переменное ползание). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

На вопрос «Где?» находит несколько предметов, независимо от их местоположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые уже есть в его лепете

    Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

    Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

    Mondloch C.J., Le Grand R., Maurer D. Early visualexperience is necessary for the development of some – but not all – aspects of face processing. The development of face processing in infancy and early childhood. Ed. by O.Pascalis, A.Slater. N.Y., 2003: 99-117.

Сайт «Заботливая альфа» со ссылкой на The New York Times знакомит читателей с этапами созревания тканей головного мозга. На протяжении нескольких лет ученые делали МРТ группе детей и установили связь между этапами их развития и изменениями в коре головного мозга. Теперь научно доказано: не стоит ждать от четырехлетнего ребенка аналитических способностей, он физически не готов анализировать и прогнозировать. Наведите курсор на картинку и узнайте больше!

К 4 годам у детей почти полностью развиты области, отвечающие за общую моторику и основные чувства. Ребенок может ходить, держать карандаш и самостоятельно есть. Полностью развиты области, отвечающие за тактильные ощущения. Созрела часть мозга, управляющая зрением.

В 6 лет продолжается активное развитие речи: несмотря на то, что на схеме область речевого развития оранжевая, то есть незрелая, процесс идет довольно интенсивно. Именно этим можно объяснить, почему маленькие дети так легко учат иностранные языки. Части мозга, ответственные за абстрактное мышление, эмоциональную зрелость и умение мыслить рационально, еще не развились. Это причина эмоциональных перегрузок и истерик.

В 9 лет ребенок осваивает мелкую моторику: школьникам становится легче писать, поделки получаются более аккуратными. Большими шагами идет освоения математических наук: геометрии и математики.

К 13 годам лимбическая система уже позволяет испытывать сильные эмоции, но область мозга, отвечающая за их сдерживание, еще не развита, отсюда проблемы подростковой эмоциональности. Интеллект, аналитические способности и логика развиваются.

15 лет - возраст, когда эффективность работы мозга повышается. Отмирают ненужные нервные соединения, зато усиливаются более активные связи: мозг становится более «специализированным». В это время дети могут выбрать какую-то одну область знаний, которая им наиболее интересна, и углубиться в ее изучение.

В 17 лет развитие областей префронтальной коры головного мозга ведет к всплеску социальной активности, появляется абстрактное мышление, оценка рисков и самоконтроль.

21 год - возраст эмоциональной зрелости. Но области зеленого свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу все еще есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы .