Положительные и отрицательные стороны домашнего воспитания. Принципы и методы семейного воспитания

Все хорошо знают, что у каждого воспитательного метода есть свои сильные и слабые стороны. Но часто ли мы задумываемся о том, какое воспитание, на самом деле, подходит нашему ребенку? Что окажет на маленького человечка самое благополучное влияние и поможет вырастить из него честного, доброго и порядочного человека с твердыми моральными убеждениями? Как способна воздействовать на него религия и что это принесет ребенку в его будущем?

Положительные стороны религиозного воспитания

Помимо выражения «про опиум», справедливости ради, не помешает вспомнить еще одно: «Если религия – это наркотик, то атеизм можно назвать газовой камерой». И в этом есть своя огромная доля истины. Что дает религиозное воспитание ребенку?

  • Прежде всего, такое воспитание прививает уважение.

Ваш ребенок научится уважать свою семью, родителей, а также других родственников и окружающих его людей, а если повезет, окружающий мир – природу, животных, а также тех, кто от него отличается.

  • Религия прививает ребенку семейные ценности. Это, очень важно. Человек, имеющий семью, понимает всю ответственность за нее перед Богом. Во многих религиях не допустимы разводы.
  • Человек, воспитанный в религии, никогда не будет одинок . Потому что у него есть Бог. По статистике, среди религиозных людей, очень низкий процент самоубийств. Религия формирует ощущение принадлежности человека к семье, религии, народу.
  • Религиозное воспитание дает уравновешенность . Ежедневное чтение молитв помогает расслабиться, успокоиться и формирует здоровый оптимизм и веру в чудо, которых очень не хватает в современной жизни.
  • Терпимость. Осознание того, что все в мире – «творения Божьи», а это значит, что окружающие люди, животные, а также растения, заслуживают, как минимум, понимания их значимости перед Богом.
  • Целомудренность – одна из самых положительных сторон воспитания в религии. Это касается не только физического тела. В религиозном воспитании очень много внимания уделяется целомудренности и чистоте мыслей, что способно уберечь от разных проявлений моральной неустойчивости и эгоизма – «гордыни».
  • Понятие греха . Детям, воспитанным в религии, с рождения прививаются моральные ценности, очень четко разграничивается плохое и хорошее, внушается мысль, что за плохой поступок всегда нужно ответить, как минимум, перед Богом.
  • Религия учит умеренности. Это касается всех сфер жизни человека. Умеренность и воздержанность в еде, личных отношениях, отсутствие проявлений фанатизма, способного привести к страшной беде.

Отрицательные стороны религиозного воспитания

Как известно, в любом воспитательном методе имеются и отрицательные стороны. Есть ли они в религиозном воспитании? Давайте разберемся.

  • Прихожан церкви, «божьих рабов», на церковном языке называют «паствой». То есть, говоря по иному, ведомыми «овцами», где роль ведущего отведена священнику. А кому нравится быть «овцой» и «рабом»? Лично меня, эти сравнения всегда коробили и я бы не хотела прививать такое «смирение перед Богом» своему ребенку.
  • Религия разделяет мир на «черное» и «белое», четко обозначая, что такое грех. Это, конечно же, не принесет вреда, даже наоборот, поможет сформировать моральные принципы. Однако не стоит забывать о том, что мир многоцветен и когда-нибудь придется рассказать ребенку о его оттенках. Главное, не сломать при этом уже сложившуюся систему ценностей.
  • Одна из ведущих религиозных установок – «…мы все под Всевышним…», а также: «Бог воздаст, направит и поможет». Это, в свою очередь, учит перекладывать ответственность за свою жизнь на «Бога», а не брать ее на себя.
  • В религии много разных мифов, легенд и неподтвержденной фактами «мистической установки», утверждающей присутствие в жизни невидимого Бога, от которого зависит практически все. И эти истины считаются аксиомой и они не подвергаются сомнениям. Все остальное «инакомыслие» недопустимо. Религии, требующей бездоказательного принятия всех постулатов, не нужна пытливая «паства рабов», которая может подвергнуть сомнению «непреложные истины» и будет искать свои ответы.

Так нужно ли ребенку религиозное воспитание? Возможно, оно не помешает, но без фанатизма.

Во всем нужно соблюдать равновесие, особенно в воспитании детей.

Думаю, было бы разумным оставить ребенка в покое, но при этом прививать ему моральные ценности и воспитывать уважение к окружающему миру. А нужно ли смешивать это с религией или нет, пусть ваш ребенок решит сам, когда вырастет.

А как считаете вы?

Многие родители утверждают, что детский сад – первая ступень в развитии и воспитании дошкольников. Однако, некоторые психологи опровергают такое утверждение. Есть как отрицательные, так и положительные стороны дошкольного учреждения. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Минусы детского сада

Почему – то не все малыши посещают дошкольное учреждение. Когда провели опросы мамочек, специалисты смогли назвать отрицательные моменты детского сада:

  1. Плохое влияние. Не все дети растут в благополучных и культурных семьях. Отсюда и происходит негативное влияние. У детей появляется нецензурная речь, начинают драться, грубить, проявлять агрессию. Если ребёнок растёт в такой атмосфере, его потом тяжело переучить.
  2. Заболевания. «Куда же без этого?» – Скажете вы. Однако, вы должны учитывать, что дома ребёнок будет болеть значительно реже, чем в коллективе. Такая проблема есть практически в каждом детском саде. Какая – то мамочка не может оставить малыша дома на больничном и приводит его в группу с насморком и кашлем. Как итог, начинают болеть и остальные дети. Поэтому такой круговорот будет до тех пор, пока медсестра сама лично не начнёт принимать ребят в группу.
  3. Нехватка внимания. Да, это есть в каждом государственном детском садике. В группах много детей, а воспитательница одна. Конечно же, она при всё своём желании не сможет уделить каждому ребёнку должного внимания. Именно поэтому малыши вечером капризничают. Ведь они так хотят, чтобы наконец – то в семье обратили на них внимание.
  4. Травмируется психика. Ну а как вы думаете? Да, возможно, ребёнок любит детский сад, свою группу, друзей и воспитателя, но в глубине души, в далёком своём подсознании, малыш ждёт маму или папу с работы. Он хочет в семью, только не может ещё выразить словами свои истинные чувства.

Плюсы детского сада

Есть не только отрицательные стороны дошкольного учреждения, положительных моментов тоже хватает:

  1. Развитие. В детском саду по программе предусмотрены такие предметы: аппликация, лепка, рисование, математика, развитие речи, окружающий мир и многое другое. Всё это необходимо малышу для развития как мелкой, так и крупной моторики; для умственного и логического развития, активной деятельности.
  2. Общение. Дети чаще всего играют сами по себе. Настоящие друзья у них появляются ближе к школе. Однако, малышам иногда полезно коллективное общение. Они должны учиться разрешать споры, улаживать конфликты или просто играться.
  3. Режим. Дети, которые приучены в одно и тоже время ложиться или вставать, принимать пищу и играть, в будущем становятся более организованными и собранными.
  4. Самостоятельность. Ещё одна важная ступень в развитии. Дети, которые посещают детский сад, умеют за собой поухаживать. Они одеваются самостоятельно, завязывают шнурки, ходят на горшок. Домашние дети не приучены к такой самостоятельности. Знают, что мама вещи достанет, поможет их надеть и покормит с ложечки в любую минуту.

Заключение

Только родители смогут ответить на вопрос: «нужен ли нам детский сад?». Ни один психолог не поможет и не подскажет. Ведь это дело каждого человека. Просто родители должны задать себе следующие вопросы:

  1. Зачем нам нужен детский сад?
  2. С какой целью будем в него ходить?
  3. Кто сможет вовремя забирать малыша?
  4. Каким я хочу видеть наше дошкольное учреждение?

Только после того, как ответите на свои вопросы легко и быстро, тогда точно определились, что вам нужно и для чего. Удачи вам и не пропустите важные и счастливые годы своего крохи.

Представляя собой исходные положения, которые лежат в основе воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания проистекают из цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вершины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы устанавливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-психологических условиях. Таким образом, принципы воспитания - практические рекомендации, которыми следует руководствоваться всегда и везде, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

В последние годы в связи с демократическими преобразованиями в обществе принципы воспитания пересматриваются, некоторые из них наполняются новым содержанием. Например, «отступает» принцип субординации, согласно которому мир детства представлялся не самостоятельным уникальным явлением, а своеобразным «складом заготовок» для взрослой жизни (А.Б.Орлов). Принцип монологизма, в соответствии с которым в воспитательном процессе «солировали» взрослые, а дети почтительно внимали, уступает место принципу диалогизма, означающему, что взрослые и дети - равноправные субъекты воспитания. Следовательно, родителям (и профессиональным педагогам) надо учиться общаться с ребенком на равных, а не смотреть снисходительно сверху вниз на него.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Естественно, что не каждая семья, думая о цели воспитания ребенка, оперирует такими научными педагогическими понятиями, как «всестороннее гармоническое развитие личности». Но любая мать, прижимая к себе новорожденного ребенка, желает ему здоровья, мечтает, чтобы он вырос хорошим человеком, жил в гармонии с самим собой и окружающим миром, был счастлив. А что же это такое, если не общечеловеческие ценности?

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. При этом во внимание принимаются реальные и мнимые способности ребенка, другие его индивидуальные особенности. Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, способности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Так, многие семьи, исходя из интересов ребенка, учитывают цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы, что обеспечивает известную преемственность в воспитательной деятельности. Противоречия в целях воспитания между членами семьи, между семьей и детским садом (школой) негативно сказываются на нервно-психическом и общем развитии ребенка, дезорганизуют его. Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не всегда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового. Поэтому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. В ряде исследований (Т.А. Маркова, Л.В. Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неумение взрослых создать в семье благоприятный психологический климат - причина детских неврозов (А.И. Захаров), девиантного поведения подростков (М.И. Буянов, Т.А. Драгунова). Между тем еще достаточно живуче представление о том, что воспитание детей - дело нехитрое и в нем каждый может преуспеть. Известно, что о подобном педагогическом невежестве писал в свое время К.Д. Ушинский, но и сегодня некоторые родители считают себя достаточно компетентными воспитателями и поэтому не испытывают потребности проконсультироваться у специалистов, познакомиться с психологической и педагогической литературой. Иную позицию, как свидетельствуют социологические исследования, занимают образованные молодые родители. Они проявляют интерес к специальным знаниям по проблеме воспитания, развития детей, стремятся повысить свою педагогическую культуру.

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша. Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом. Чаще всего это сверстник в семье друзей, родственников: «Лиза младше Саши, но прекрасно владеет ножом и вилкой. А наш сын предпочитает есть ложкой, да еще пальцы в тарелку запускает». Оставим «за кадром» выяснение причин несоответствия поведения Саши требованиям столового этикета, отметим только, что, конечно, надо корректировать подобные «особенности» поведения ребенка, но делать это следует постепенно, а не «здесь и сейчас», и не столько путем требований к поведению ребенка, сколько перестраивая собственную воспитательную тактику: иначе требования «повиснут» в воздухе.

Напомним о педагогических правилах, вытекающих из принципа гуманности: избегать сравнения ребенка с кем-либо (с родителями, сверстниками, литературными героями, великими людьми); не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы двигаться вперед (в этом суть развития), надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется оптимизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, уменьшает число внешних и внутренних конфликтов и способствует укреплению психического и физического здоровья ребенка.

Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недостатки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей (заячья губа, выраженные пигментные пятна, деформация ушных раковин, уродства и др.). Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей неполноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого (или хотя бы смягчить), родители должны примириться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, преодолеть которую полностью не удастся. Далее следует постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он обречен жить с таким недостатком и к нему надо спокойно относиться. Конечно, сделать это очень непросто, потому что в детском саду, школе, на улице возможны любопытные взгляды, реплики, смех и прочие проявления душевной грубости детей, взрослых, даже педагогов-профессионалов. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, достоинства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физически. Любая «изюминка» в личности ребенка будет привлекать к нему окружающих, а ему поможет спокойнее относиться к иным своим недостаткам.

Для любознательных

Психологи выявили особую роль семейных истории для психического развития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слышали такие предания от отца и матери, бабушек и дедушек, лучше постигают психологические взаимосвязи в своем окружении, легче ориентируются в трудной обстановке. Да и тем, кто рассказывает сыну или внуку эпизод из прошлого, тоже полезно это делать: воспоминания уравновешивают психику и вызывают столь дефицитные положительные эмоции. Дети любят, чтобы им повторяли одни и те же истории, хотя не всегда просят об этом. Даже став взрослыми, они с удовольствием вспоминают, как дедушку боднул козленок, как бабушка, учась в школе, так и не научилась ездить на двухколесном велосипеде, как папа упал с яблони, а мама не смогла хорошо сыграть музыкальную пьесу на своем первом концерте в детском саду и т.п. По мнению психологов, особенно значимы для детского развития воспоминания старших родственников о неудачах: они прибавляют детям уверенность в своих силах. Раз у близких и любимых людей не все получалось сразу, не следует слишком уж огорчаться своими промахами. Ученые рекомендуют почаще рассказывать детям истории из их собственной жизни, в том числе о том периоде, когда слушатели были маленькие и только осваивали окружающий мир, преодолевали трудности, допускали ошибки. Это помогает детям ощущать свой рост, гордиться достижениями, стремиться к дальнейшему росту.

Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день.

К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку - «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива. Например, постоянно торопят медлительного ребенка («как ты будешь успевать в школе?»), запрещают общаться с другом («он из плохой семьи»), заставляют есть нелюбимое блюдо («в жизни все придется есть, а не по выбору») и т.д. Очень важно осознать, что ребенок не собственность родителей, им никто не давал права решать за него его судьбу, тем более по своему усмотрению ломать его жизнь. Родители обязаны любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. В связи с этим полезно следовать заветам педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского, призывающего взрослых ощущать в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего возраста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвлечения, в воспитании детей 5-6 лет он уже «не сыграет», здесь уместны объяснение, убеждение, личный пример. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.

Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным образом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее, предсказуемое. Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благодаря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а значит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода других. Не будет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня в день приучают его к самостоятельности. прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения. Последовательность в воспитании обычно ассоциируется со строгостью, однако это не одно и то же. При строгом воспитании во главу угла ставится подчинение ребенка требованиям взрослых, их воле, т.е. ребенок - объект манипуляции взрослых. Взрослые, последовательно воспитывающие ребенка, содействуют развитию у него не только операциональной стороны деятельности, но и организационной (как поступить лучше, какое принять решение, что надо подготовить и т.д.). Иными словами, при последовательном воспитании повышается субъектность ребенка, его ответственность за свое поведение, деятельность.

К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула... Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае, учитывая, что для маленького ребенка всегда актуальнее непосредственный раздражитель (вид беспорядка в доме), чем словесный («убери все на место!»), не следует рассчитывать на успех в воспитании. Дезорганизуют ребенка, вредно действуют на его психику воспитательные «атаки» взрослых. Например, приехавшая погостить к детям бабушка стремится наверстать за короткий срок все, что упущено, с ее точки зрения, в воспитании внука. Или папа после родительского собрания в детском саду (чтения популярной психолого-педагогической литературы) начинает усиленно развивать логическое мышление пятилетнего сына, давая ему задания, обучая игре в шахматы, вовлекая в решение головоломок. Сама по себе такая работа заслуживает положительной оценки, если не «выливается» в кратковременное массированное воздействие на ребенка.

Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смотрят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости, пошлости и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами. Можно ли усилить развивающее влияние одних факторов воспитания и снизить разрушающее влияние других? Да, можно, но приоритет в этом принадлежит семье, поскольку она имеет возможность исключить влияние одних факторов (разрешать, например, ребенку смотреть по телевизору только детские передачи), дать надлежащую интерпретацию другим (объяснить, например, почему не следует употреблять те или иные выражения, тем более - ненормативную лексику), изменить содержание третьих (например, папа вышел во двор и организовал игру мальчиков в хоккей, футбол, переключив тем самым внимание и деятельность детей с обычных «тусовок» на нечто ценное для развития).

Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое, правовое, половое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации. Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Но к сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания. Например, направляют все свои усилия на физическое или эстетическое воспитание ребенка (заботятся о полноценном питании, оптимальном двигательном режиме, приобщают к спорту, организуют занятия музыкой, посещение изостудии). В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому основное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблюдается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обязанностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полноценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, желания трудиться, формирования трудовых навыков, привычек (Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева).

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются значительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с возрастом все само наладится. Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.

Педагогическая наука заявляет, что именно от родителей и их стиля воспитания зависит то, каким вырастет их ребенок. Его поведение, отношение к окружающему миру и обществу, становление его, как личности в основном зависит от обстановки в семье. В данном случае мы рассмотрим один стиль - это авторитарное воспитание. Как оно влияет на формирование личности ребенка и к каким приводит результатам.

Определение термина

Авторитарное воспитание - действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas - авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание - это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать "в ежовых рукавицах", запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Плюсы такого воспитания

Безусловно, первым положительным итогом такого стиля станет дисциплинированность и ответственность за свои действия. Такие дети вырастают послушными. Так сказать, роботы, которым дали команду, и они ее выполняют без всяких пререканий.

Второй плюс выражается в том, что такие дети в совсем раннем возрасте не станут искать решения по какому-либо поводу, что не позволит произойти нервному срыву.

Минусы авторитарного воспитания

Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:

  1. У малыша развиваются комплексы - это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
  2. Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
  3. Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
  4. Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.

Положительный результат

А теперь можно рассмотреть, каким в итоге станет ребенок, который получил авторитарное семейное воспитание.

В лучшем случае человек вырастет таким.

  1. Робким, спокойным, очень послушным.
  2. Не думая о последствиях, он исполнит любое пожелание, исходящее от родителей или тех, кто старше его.
  3. Он будет стараться очень хорошо учиться, и, возможно, закончит школу с отличием.
  4. Он может стать хорошим работником, который всегда и вовремя выполняет поставленную перед ним задачу.
  5. С мужской точки зрения, девочки, воспитанные таким образом, становятся хорошими женами.

Отрицательный результат

  1. Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
  2. Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
  3. Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
  4. Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
  5. Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.

Поведение родителей

Если говорить простыми словами, то поведение родителей можно разделить на 2 варианта:

  1. Я так сказал, значит так оно и будет.
  2. Я родитель, я взрослый, значит, я прав.

То есть родители не идут на компромиссы, заставляя ребенка выполнять свои требования от и до. Их частые фразы: "ты должен", "ты идиот", "ты обязан", "ты лентяй, тупой, дурак" и т. д.

Как правило, такие родители наказывают ребенка за каждый проступок, чаще всего прибегая к физическому наказанию. Любое проявление Желания и просьбы не слышатся и полностью игнорируются.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей "Мертвая голова".

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Заключительные выводы

Метод такого воспитания может привести к необратимым, пагубным последствиям для ребенка. То насилие и давление, которое родители оказывают на свое чадо, возможно навсегда лишат их спокойной старости. И, к сожалению, кружку воды подать будет некому.

Поэтому выбирая, как воспитывать ребенка, стоит сохранять равновесие и одинаково часто и хвалить, и воспитывать в нем дисциплину. Малыш должен чувствовать поддержку и любовь родителей, тогда только из него получится успешный и добрый человек.

Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания. Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый изсоциальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами». Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Консультация на тему «Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье»

Подготовила воспитатель: Гапоненко Е.В.