Супружеские взаимоотношения в семье: проблемы и особенности. Лучшие друзья или вечные соперники? Взаимоотношения детей в семье

Понимание, уважение, внимание - это основные ценности каждой семьи. Когда исчезают: ты мне - я тебе, когда всё общее, когда прислушиваешься друг к другу, когда ценишь каждый момент, подаренный только тебе, тогда отпадают всякие сомнения-точка пары существует. Это и есть залог гармонии. Конечно, есть ещё много других факторов, влияющих на отношения и взаимопонимание, о которых не стоит забывать, всего просчитать нельзя. Но при общей основе всегда можно прийти к согласию. Выбирая спутника жизни, помните - мы не выбираем беззаботную жизнь. Но, тем не менее, нам хочется просыпаться каждое утро от поцелуя или хотя бы аромата свежего кофе, обниматься во сне, смотреть в глаза и целоваться носами. И ему не важно, как ты выглядишь, накрашенная или нет. Одно целое - это когда нет ни комплексов... ни стыда... ни условностей... ни запретов...

Отношения и семья

Гармония, она в уединении двух людей. И не секс делает ближе, а то, что именно в занятии любовью между людьми зарождается та нить, которая очень важна в отношениях. Настоящая близость, доверие и умение чувствовать друг друга. А если этого нет - нет отношений. Для гармонии в семье - важен не секс, а умение чувствовать друг друга.

Семья - это место, в котором человек может максимально раскрыться.

Человек рождается в какой-то конкретной семье не случайно, именно эта семья, эти условия необходимы ему для самореализации.

Семья - это живая система, она развивается, меняется, реагирует на состояние каждого из её членов. И слагаемых благополучия этой системы много:

Здоровье членов семьи

Если кто-то один заболел, то это испытание для всей семьи, вне зависимости от того, кто заболел, взрослый или ребёнок. Более того, здоровье всех членов семьи зависит во многом от "климота" семейных отношений. Любые цветы начинают болеть и чахнуть в плохой, недружелюбной среде, так же происходит и в семье. Болезнь одного из близких говорит о том, что семье важно сплотиться еще сильнее, и любить друг друга.

Семья и гармонизация отношений между супругами

В норме, супругам будет легко друг с другом, если есть единство трёх аспектов: физическая совместимость, душевная близость (нравится быть друг с другом, интересно, приятно) и духовное родство (когда люди похожи в отношении к жизни, сходятся в принципиальных вопросах). Когда люди начинают жить вместе, согласие у них, как правило, есть. Но со временем оно теряется, нарабатывается негатив, который потом не даёт людям услышать и понять друг друга.

Муж и жена должны понимать свои задачи в семье. Если представить, что семья - это корабль, задача мужа вести этот корабль, решать, куда он поплывёт. Женщина - помощница, она следит за состоянием корабля, создаёт условия (основу) для движения корабля. Вместе они - команда, и семейный корабль уверенно плывёт вперёд, ему не страшны никакие сложности. Но если кто-то из команды отказывается выполнять свою задачу или берёт на себя задачу другого человека - начнутся проблемы и далеко такой корабль не уплывёт.

Так и в семейной жизни: если один из супругов начинает решать не свою задачу - отношения ухудшаются. Один из партнёров может даже решить покинуть семью только потому, что у него не получается выполнять свою задачу в семье.

У активных волевых женщин в семьях часто бывает такая картина: жена всё сама делает, всё сама решает, муж ничего не делает, лежит на диване. Она при этом постоянно его «пилит» за то, что он бездельник и ему ничего не надо. Но ведь она взяла на себя его задачу - «вести корабль» - и ему ничего не остаётся кроме как отойти в сторону и не мешать. Она этого не видит, не может посмотреть на себя со стороны. При таких отношениях тяжело будет и супругам, и их детям.

Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно привести в порядок женщину (привести в норму тонкие тела, убрать те искажения, которые появились в результате её неграмотного поведения). Дальше многое зависит от неё. Ей нужно будет научиться вести себя по-новому.

Этика отношений в семье

В семье, как и в любой другой системе, отношения между людьми должны быть этичными. Этичные отношения - это, когда вы относитесь к другому человеку, видя в нём ЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ, и относитесь к этой ЖИЗНИ бережно.

Один из главных принципов этичного общения - соблюдение свободы воли другого человека. Конечно, члены одной семьи - это самые близкие друг для друга люди, но это ещё и индивидуальности, со своим внутренним миром и с отношениями вне семьи. И когда кто-то нарушает свободу другого, то в семье начинаются конфликты и теряется один важный момент - доверие.

Что же можно считать нарушением свободы и неэтичным поведением? Примеров можно привестимного. Например, дочка подросткового возраста ведёт личный дневник, мама его случайно находит, и, конечно же, читает. А ведь в дневнике есть вещи сокровенные и очень личные, которые для маминых глаз не предназначены. Если дочь узнает об этом, как она будет доверять матери?

Но если дочь видит, что мама поступает этично - не читает без разрешения дневник или письма дочери, не шарит по карманам, не проверяет все звонки в мобильном телефоне, а относится к дочери как к взрослой, относится с доверием и уважением, то дочь сама захочет рассказать что-то маме.

Или другой пример: женщина постоянно контролирует ребёнка или мужа, как на словах, так и мысленно: "Куда пошёл? С кем? Зачем? Когда вернётся? Где сейчас находится?" и т.д. Ребёнок или муж это чувствуют и пытается от этого уйти. Мужчины уезжают на рыбалку, в гараж, к друзьям, дети стараются больше времени проводить вне дома. Таким тотальным контролем женщина создаёт трудности в жизни тем, о ком "заботится".

Мы очень хорошо знаем и чувствуем наших близких, мы, даже не осознавая этого, легко подбираем к ним «ключики» и часто пытаемся манипулировать ими. Мы присваиваем их, говоря «мой муж», «мой ребёнок» (а ведь «своим» человек может назвать только то, что он сам наработал или осознал), считаем себя вправе принимать за них решения («Я знаю, что для тебя лучше» - знакомая для многих фраза). Но всё это не является этичным поведением, так как нарушает свободу наших близких и создаёт в их жизни проблемы.

Уйти от этих проблем с одной стороны трудно. Мы многие вещи делаем неосознанно, делаем потому, что так делали наши мамы, бабушки, мы это видели и этим «пропитались». Но с другой стороны легко. Для этого просто нужно научиться слышать и видеть, что мы сами делаем, как бы со стороны. И имея знания, как нужно поступать, а как нет, просто уходить от неграмотного поведения, от схем. Изменится Ваше поведение, Ваше отношение к близким - и Вы увидите, как изменились они и насколько больше света стало в вашей семье!

Воспитание детей

Дети до 10-12 лет сильно зависят от родителей психологически и эмоционально. При этом они впитывают всё, что видят и ощущают в семье - манеру разговаривать и действовать, интонации.

Все вы наверняка знаете, что если вы каждый день говорите ребёнку, что нужно складывать свои вещи аккуратно, но при этом сами постоянно разбрасываете их, то ребёнок не услышит ваши слова, а увидит ваши действия, и будет поступать так же. Отношение к себе, к окружающим, к Миру вообще у ребёнка тоже формируется в семье.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типы семейных взаимоотношений и воспитания

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений , являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Для выбора наиболее приемлемого стиля семейного воспитания рассмотрим все имеющиеся виды стилей воспитания и последствия их применения.

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.

2. Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.

3. Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.

Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.

4. Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

5. Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

6. Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка .

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности» . Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

В каждой семье отношение к детям разное: несомненно, все родители любят своих чад, но подход к воспитанию настолько разнится, что крайне сложно найти пары с одинаковым отношением к этому вопросу. Одни водружают малыша на вершину иерархии, другие исключают малейшее участие ребенка в семейных делах, третьи культивируют даже не дружбу, а, скорее, панибратство. Проблемы различных типов отношений к ребенку в семье подробно описаны ниже.

Многие современные российские семьи являются, что называется в психологии, детоцентрическими, то есть организованными вокруг интересов ребенка. Есть несколько ярких иллюстраций этого явления. Например, супруги объявляют, что развод невозможен из-за ребенка. Ребенок становится главным в жизни родителей и позиционируется как причина совместного проживания.

Отношения родителей и детей в такой семье выстроены таким образом, что ребенку отдается лучшая еда, лучшее место за столом, на ребенка тратится гораздо больше денег, чем на родителей, то есть семья существует по принципу: все лучшее детям. Это тоже отражение детоцентрической позиции.

Одним из признаков детоцентрических отношений в семье между взрослыми и детьми является тот факт, что считается нормальным и даже желательным, когда женщина занимается только детьми – это наполнение ее жизни. Она водит детей в разные кружки, школы эстетического развития. Дело это хлопотное и занимающее много времени, оно не оставляет возможности женщине заняться чем-то еще. При таком положении дел ребенок полностью организует жизнь женщины.

Психология отношений в семье между взрослыми и детьми

Детоцентрические отношения между родителями и детьми были далеко не всегда, наоборот, на протяжении всей истории человечества детям отводилась скромная роль и их жизнь имела меньшую ценность, чем жизнь взрослого. Кроме того, родители были полновластными хозяевами своих детей, в некоторых культурах в древности даже детоубийство не считалось серьезным преступлением. Например, известно, что в древних культурах оно широко применялось в качестве регулирования количества детей в семье.

В более миролюбивые времена отношение к ребенку в семье было тоже далеко не идолопоклонническим: детей никогда не ставили в центр. В богатых аристократических семьях ими занимались няньки и воспитатели-гувернеры, бедняки воспитывали своих детей на периферии интересов взрослых членов семьи. В крестьянских семьях дети участвовали в жизни семьи на правах младших членов иерархии.

Какое-то время назад все перевернулось, и уже не кажутся удивительными декларации: «все лучшее – детям», «ребенок – это центр семьи».

Сегодня очень часто в приоритете семейных решений стоят интересы ребенка.

Поскольку современное общество перестало быть традиционным, и людям уже не предписывается определенная линия поведения, способ существования в семье и воспитания детей, то каждый выбирает себе модель жизни, что называется, на свой вкус. В традиционных культурах, с их точными предписаниями о порядке вступления в брак, правах и поведении супругов в браке, взращивании детей, не встает вопрос: а как встраивать своего ребенка в семью? Какую роль ему отвести? Как строить отношения в семье между детьми и родителями? В нашей же культуре этот вопрос стоит очень остро.

Родители и дети в системе семейных отношений

В этой статье будут рассмотрены вопросы о том, какие тенденции отношения к детям являются более здоровыми с точки зрения семейной жизни.

Практическая психология четко отвечает на вопрос взаимодействия родителей и детей в системе семейных отношений. Чтобы определить те жизненные стратегии, которые приводят людей к удовлетворенности своей жизнью, исследуются различные семьи. Часть из них субъективно довольна своей жизнью и окружающими, кто-то доволен в меньшей степени, некоторые исключительно и хронически несчастны. Далее изучаются жизненные установки, убеждения, ценности, стратегии, тактики поведения, способы налаживания контактов с окружающими, то есть «способ жить» той и другой группы. И именно таким образом определяются жизненные стратегии, в целом ведущие человека к благополучию, и те, которые, как правило, заводят человека в тупик. Изучая психологию отношений детей и родителей в семье, собирается огромная статистика, и в результате делаются выводы. Это, разумеется, некая упрощенная схема подхода, но по существу она верна. И именно на этом основании, а не на основе личных предпочтений и не из воздуха (как предполагают некоторые скептики) в
психологии формируются представления о более или менее удачных жизненных стратегиях, в том числе стратегиях воспитания детей.

Прежде чем перейти к анализу различных тенденций семейного воспитания, нужно отметить, что вопрос здорового подхода всегда вопрос умеренности. Любую удачную стратегию можно испортить, доведя ее до абсурда слишком активным использованием. Вместе с тем любая не очень здоровая тенденция в небольшой концентрации допустима и вреда не принесет. Вреден только фанатизм в применении тех или иных предписаний. Предположим, мы считаем, что хорошо проявлять заботу к детям. Однако чрезмерная, «удушающая» забота не дает детям развиваться. И всегда чуткость родителя должна поставить уместные границы заботливости. Или, например, вредно спать с взрослым ребенком в одной постели. Однако если перепуганный ребенок прибежит к вам посреди ночи, не стоит, проявляя приверженность к «правильным» установкам, принципиально не давать ему прилечь с вами, чтобы успокоиться. Разница между хорошими и нежелательными тенденциями часто не качественная, а количественная.

Любая модель семьи приемлема, если отвечает вашим ценностям. Важно только проверить, насколько осознанно вы выстраиваете взаимодействие родителей и ребенка в системе семейных отношений:

  • Соответствуют ли они в действительности вашим ценностям?
  • Представляете ли вы себе последствия тех или иных моделей отношений?
  • Насколько следование какой-то модели -ваш сознательный выбор, а не предписание той или иной группы людей?

В современной семье существуют модели отношений родителей и детей, унаследованные от собственных предков, или те, которые преимущественно мы видим вокруг себя. По инерции люди следуют этим моделям, но в действительности часто не разделяют ценностей, лежащих в основе этих форм отношений. Например, женщина наследует от матери установку, что главное в жизни - дети, и когда они родились в семье, жизнь взрослых людей (в особенности матери) кончилась. Женщина автоматически начинает воспроизводить такую семейную модель. Однако вовсе не обязательно, что лично для неё такой вид отношений детьми в семье будет органичен. Возможно, женщина имеет амбиции (не всегда в достаточной мере осознанные), ей трудно посвятить себя детям, она чувствует неудовлетворенность, все больше замыкается в постоянном недовольстве, причину которого не всегда позволяет себе понять. Такое рассогласование между унаследованными ценностями и личными устремлениями может стать причиной серьезного внутреннего конфликта и напряженных отношений с близкими. Серьезный анализ потребностей женщины мог бы изменить ее жизненные установки.

Отношение членов семьи к ребенку: дистанцирование

Ниже рассмотрены тенденции воспитания, которые негативно отражаются как на родителях, так и на ребенке.

Дистанцирование – это отдаление ребенка от взрослых членов семьи, его передача персоналу (наемному или государственному) или проживающим отдаленно родственникам. Часто такое отношение членов семьи к ребенку оказывает негативное влияние, как на формирование характера малыша, так и на отношения родителей с ним. В случае отдаления ребенка ослабляются его эмоциональные связи с родителями, отношения теряют теплоту и насыщенность, что естественно при незначительном контакте. Отделение также может оказать влияние на формирование характера ребенка и ослабить его способности к привязанности, навыки связи с близкими людьми. Впоследствии такой человек может испытывать различные затруднения в близких отношениях.

Кроме этого, при дистанцировании ребенка родитель не может всерьез рассчитывать на то, что ребенок будет формировать те свойства характера и ценности, которые ценит сам родитель. У родителя фактически сужается сфера влияния. Это часто служит источником значительного разочарования родителей: хотели бы видеть в своих детях одно, а выходит другое. Однако это вполне объяснимо, так как оказывает влияние на ребенка именно тот, кто рядом.

Эмоциональные отношения с ребенком, когда семья живет детской жизнью

Эмоциональные отношения с ребенком, когда семья всецело живет детской жизнью, отличается тем, что помещает всех в одну «песочницу». Тут уж ни о каком дистанцировании детей нет речи, наоборот, семья очень слитна, объединена вокруг детских интересов. Мама, папа, бабушки и дедушки становятся заложниками потребностей ребенка. На практике это проявляется в том, что нельзя сделать ничего, что ущемляло бы интересы ребенка. Нельзя слушать музыку для взрослых, готовить еду, которую не ест ребенок, пойти в кафе, где нет анимации для детей, остановиться в отеле, если в нем нет отдельных увеселений для детей. Нельзя выйти на работу или, не дай бог, поехать отдыхать без ребенка.

Если таким образом подчинить жизнь интересам ребенка, он потеряет чувство реальности, адекватное представление о своем месте в мире и своих возможностях. Взрослые в такой ситуации подспудно, а иногда и открыто злятся на ребенка, так как их интересы хронически ущемляются. Однако изменить ситуацию у них часто не хватает сил, так как ребенок, привыкший к тому, что все крутится вокруг его интересов, скандально реагирует на попытки его ограничить, и взрослые очередной раз убеждаются, что их судьба - и дальше жить в «песочнице».

Интересно, что при таких семейных отношениях родителей и детей количество времени, проведенного с ребенком, совершенно не гарантирует насыщенного душевного общения с ним. Часто при очень тесном контакте с ребенком общение сводится к обслуживанию его повседневных нужд (возить на занятия, кормить, купать). Настоящего же эмоционального общения при этом не происходит, ребенок, и мать как бы параллельно движутся в одной реальности. Таким образом, получается парадоксальная ситуация, когда ради общения с ребенком родитель отказывается от своей жизни, однако в самом этом общении ни он, ни ребенок не получают достаточного удовольствия и чувства удовлетворенности.

Когда семья всецело живет детской жизнью, так называемая жизнь в «песочнице», часто негативно воздействует, прежде всего, на взрослых членов семьи, делая их заложниками детей. Для ребенка взрослый при этом не представляет удачной модели общественного развития. Например, мать, сама не являясь состоявшейся в социальном отношении, требует от ребенка отличной учебы, вкладывая в него все свое время и силы. Частично мать реализует собственные амбиции, которые не нашли применения в ее взрослой жизни. Ребенок при этом чувствует противоречие между тем, что требуется от него (развитие и обучение), и тем, как живет ближайший взрослый (в отсутствии профессиональной реализации).

Ребенок на вершине иерархии в системе семейных отношений

Семейные отношения между родителями и детьми, когда ребенок оказывается на вершине иерархии, выстраиваются в семьях с так называемым «ребенком-тираном», «ребенком-королем». Ребенок может управлять как через демонстрацию своей силы (например, закатывая шумные истерики, скандаля), так и через свою слабость (например, болезнь). Это одна из самых тяжелых для семьи ситуаций, порожденная, безусловно, взрослыми людьми. Взрослые не могут противостоять ребенку, боясь, что он будет скандалить, кричать, плакать, заболеет или что-то подобное. В результате жизнь членов семьи превращается в ад, а общение с ребенком - в беспрерывную битву. Ребенок, пользуясь выданной ему властью, устанавливает свои правила в семейной системе. И поскольку малолетний ребенок по определению не может установить разумных правил для членов семьи, то в этой системе почти все чувствуют себя плохо. Прежде всего, сам ребенок. Такие дети практически не бывают довольны. Они тяжелы и для окружающих, и для самих себя, как правило, капризны, часто не принимают правил общества, точно так же как правил своей семьи.

В таком взаимодействии родителей и детей в системе семейных отношений, как правило, есть один секретный механизм. Дело в том, что маленькие дети все-таки недостаточно сильны и искушены в жизни, чтобы держать власть самостоятельно и в одиночку. Для пояснения такой ситуации можно использовать интересный и очень точный образ: если ребенок стоит во главе семьи, управляет взрослыми, то он словно сидит на чьих-то плечах. Психологически ребенок без поддержки взрослого, в данном случае тайной поддержки, не может рулить взрослыми. А если он все-таки это делает, значит, есть взрослый, которому это втайне выгодно. Именно этот взрослый посадил ребенка на свои плечи и одобряет «тираническое» поведение. Зачем это нужно взрослому? Причин может быть несколько. Может быть, чтобы доказать другим членам семьи, что у них не те методы воспитания, или показать свою беспомощность и потребность в помощи. Так бывает с мамами, которые не могут совладать с ребенком и этим дают понять окружающим, что они вымотались, у них нет сил, им нужна помощь.

Речь не идет о том, что кому-то из взрослых по-настоящему нравится жить под управлением малютки. Конечно, нет, однако это подспудно может быть выгодно. Например, папа, глядя, как ребенок самоуправствует, может, наверное, удержать ребенка, воздействовать на него. Он может помочь жене справиться с агрессией ребенка. Однако он ведет себя пассивно, не вмешивается. Его пассивность может обслуживать тайное стремление таким образом высказать жене претензии. Поведение ребенка подсознательно выгодно мужу, так как оно аргумент в дискуссии с женой на тему воспитания детей. Когда ребенок ведет себя плохо, муж зарабатывает баллы, доказывая таким образом жене, что ее воспитание порождает чудовищное поведение.

Позиция «ребенка-короля» обычно вредна и для будущего ребенка. Непонимание того, что есть другой человек со своими потребностями, интересами, нежелание считаться ни с чем, кроме своих желаний, обычно в итоге становятся для ребенка основой проблем в общении с другими людьми. Непонимание того, что нужно кого-то слушаться, может в итоге порождать напряженные отношения с начальством или представителями власти. Дети-тираны часто имеют проблемы, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, кроме того, их истерические проявления могут закрепиться как черта характера.

Слишком близкие межличностные отношения родителей и детей

В ситуации, когда ребенок оказывается слишком близок к родителям, у взрослых просто не остается возможностей и пространства для личных, взрослых, отграниченных от ребенка контактов. При таких межличностных отношениях весь мир родителей целиком принадлежит ребенку, и он может использовать его по своему усмотрению. В психологии это явление образно названо феноменом открытой спальни. В таких обстоятельствах нет границ между взрослой и детской подсистемами семьи. Дети спят вместе с родителями, принимают участие во всех спорах и разговорах родителей, вмешиваются в конфликты (в позиции провокаторов или миротворцев), не ложатся спать в «детское время». Родители фактически лишаются личного пространства и времени, где они могли бы существовать без детей.

Иногда слишком близкие отношения родителей и детей обслуживает скрытый конфликт взрослых в семье. Пока ребенок рядом, ряд вопросов взрослые просто не обсуждают: при ребенке не ругаются, не поднимают интимных вопросов – и таким образом поддерживается хрупкое равновесие, которое может быть прикрытием тяжелого межличностного конфликта родителей.

Ребенок в такой ситуации находится в сложном положении, на него скрыто, возложена ответственность за отношения родителей, они бессознательно привлекают его для решения собственных задач. Положение родителей также неблагополучно, так как они не могут иметь отношений как партнеры, как пара. Часто в итоге это приводит к нереализованным личным ожиданиям от брака, союза с партнером.

Нежелательные тенденции семейного воспитания детей

Ниже перечислены четыре наиболее явные нежелательные тенденции положения ребенка в семье – в каком-то смысле болезненные типы встраивания его в семейную систему.

Нежелательные тенденции в воспитании детей:

  • дают ребенку неадекватные представления о его роли и месте в семье, не соответствующие его психологическим, интеллектуальным и возрастным ограничениям;
  • способствуют его чрезмерной зависимости от семьи и неуместным запросам;
  • мешают брать на себя ответственность, отделяться от семьи;
  • излишне включают его в обслуживание психологических потребностей взрослых членов семьи.

Элементы всех тенденций, которые описаны здесь, есть почти во всех семьях. В какие-то моменты мы можем замечать, что ребенок стал слишком важной персоной в семье, все внимание обращено к нему. В другое время мы можем обнаружить, что занялись работой или другими делами так увлеченно, что рискуем отдалиться от ребенка на фатальное расстояние. А иногда можно неожиданно для себя обнаружить, что ребенок поселился, фигурально выражаясь, «в спальне родителей», то есть присутствует в их жизни на 100%, не оставляя им личного пространства. Вероятно, это нормальные явления в любой семье, важно вовремя их замечать и принимать меры для того, чтобы ситуация не закреплялась в нежелательном положении. Обнаружив себя на огромной дистанции от ребенка, важно понять, в чем состоят ваши ценности, и, возможно, отказаться от каких-то проектов в пользу общения с детьми. Если вы замечаете, что никогда не остаетесь с партнером наедине, нужно действовать в интересах пары через некоторое дистанцирование ребенка и предоставления большего времени для вашей личной жизни, не связанной с детьми. Если ребенок стоит на вершине иерархии, стоит подумать о своих методах установления границ.

Статья прочитана 9 471 раз(a).

Совместное проживание мужчины и женщины – это настоящее испытание, которое некоторые не выдерживают. Титанический труд и время, которое требуется на «притирку» иногда играют злую шутку. Но поистине влюбленные друг в друга люди проходят все испытания и остаются вместе.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Каждый брак проходит несколько этапов. Не обходится и без кризисов. Если следовать рекомендациям психологов, можно сохранить отношения и продолжать любить друг друга.

    Показать всё

    Этапы семейной жизни

    На первых порах брак кажется чем-то волшебным и воздушным. Но уже в первый год совместной жизни мужчина и женщина сталкиваются с рядом проблем. Некоторые приходят к решению расстаться, чем проходить через все испытания вместе. Но есть и те, кто предпочитает быть со своей половиной и в горе и в радости.

    Чтобы понять, как жить в браке и не совершать ошибки, стоит подробнее рассмотреть все фазы, какие бывают в характеристике семейных отношений.

    Не можем друг без друга

    Это самый прекрасный период в отношениях. Влюбленные не могут наглядеться друг на друга, постоянно целуются и обнимаются. Сумасшедшая влюбленность буквально застилает глаза, и все проблемы кажутся настолько мизерными, что они вовсе не требуют особенного внимания. Взаимоотношения в семье похожи на кадры из романтической мелодрамы.

    Во время первой фазы муж и жена полностью убеждены, что они нашли свои половинки. Они уверены, что никогда не расстанутся и пройдут вместе через все мыслимые и немыслимые испытания.

    Когда происходят ссоры, влюбленные очень быстро мирятся, просят друг у друга прощения и решают больше никогда не ругаться. Каждый обещает думать о чувствах другого и никогда не совершать ошибок, не предавать любовь и т. д.

    Есть ощущение, что два человека буквально мыслят одинаково, имеют одни и те же интересы, смотрят одинаковые фильмы и многое другое.

    Данная фаза отношений считается самой скоротечной, но супруги очень хорошо запоминают этот период жизни. Очень часто именно благодаря этому они прощают своим партнерам серьезные обиды.

    Мы разные, но мы вместе

    Через несколько лет совместного проживания супруги понимают, что на некоторые вещи они смотрят совершенно под другим углом. Если речь идет о предпочтениях в еде, то ничего в этом страшного нет. Но когда речь идет о более глобальных причинах, стоит проявить бдительность.

    Во время второй фазы пелена влюбленности немного спадает, и через розовые очки начинают проявляться недостатки, которые партнеры ранее не замечали друг в друге. Раздражение вызывают даже самые незначительные мелочи, которые не бросались в глаза раньше, а сейчас буквально начинают сводить с ума.

    Из-за не поднятого сиденья в туалете, грязной посуды и многого другого начинаются более серьезные ссоры. В процессе конфликта влюбленные используют резкие и обидные слова, за которые после этого нехотя извиняются.

    Этот период отношений характеризуется неким разочарованием. Во время первой фазы отношений супруги слишком идеализируют друг друга. Они не видят недостатков, а если подмечают что-то, то не придают этому значения.

    Вторая фаза отношений иногда длится в таком ключе годами. Иногда притирка происходит быстрее и, несмотря на все недочеты друг друга, влюбленные все равно ставят на первое место свои чувства и пытаются делать акцент именно на них.

    В этот период очень важно быть сдержаннее и не перейти на стадию постоянных претензий. Подобные отношения часто заканчиваются разрывом. Поэтому важно научить говорить о своем недовольстве спокойно и рассудительно. Тогда каждый из супругов сможет провести работу над ошибками.

    Можем друг без друга, но не хотим

    Это третья фаза супружеских отношений. В этот период жизни влюбленным уже не требуется быть друг с другом каждую секунду свободного времени. Супруги начинают заниматься своими делами, встречаются с друзьями и находят для себя новые хобби.

    Очень часто именно на этой фазе супружеской жизни представительницы прекрасного пола начинают строить свою карьеру. Успех на работе приводит к тому, что женщина начинает осознавать, что муж не является для нее такой уж большой необходимостью.

    Если дама в состоянии сама заработать деньги и обеспечить детей, то она становится более независимой.

    Это приводит к тому, что она расширяет круг своих друзей и с меньшим восхищением смотрит на мужа. Мужчины же в этот период жизни тоже проходят через новую стадию своего перевоплощения. Они движутся по карьерной лестнице, занимают руководящие должности. Это приводи к появлению новых хобби, а иногда и других женщин.

    Ценности меняются, и мужчина начинает делиться радостью не со своей семьей, а с другими людьми, которые разделяют его интересы или могут быть ему выгодны. Во время этой фазы очень важно не забывать, кто был рядом в трудные минуты. Нужно ценить не тех людей, которые появились в жизни вместе с большей зарплатой, а тех, кто любил и без финансовой составляющей.

    Счастье

    Говорить о зрелых и устоявшихся отношениях между мужчиной и женщиной можно только после наступления четвертой фазы. Именно в этот период приходит настоящее осознание ценностей. Мужчина начинает ценить свою жену и мать своих детей за все, что она делает для семьи. Женщина видит в муже настоящего защитника, соратника и просто близкого человека, который всегда был рядом с ней.

    Но чтобы дойти до этой фазы, нужно испытывать сильные чувства, уважать и беречь друг друга. Поэтому до этой стадии доходят только единицы. Другие же разводятся уже на начальных этапах совместной жизни.

    Многое зависит и от времени, которое партнеры провели в браке. Психологи выделяют несколько кризисов. Через них сложнее всего пройти, но стоит постараться.

    Кризис 7 лет брака

    Существует несколько кризисных моментов в браке. Некоторые пары не выдерживают переломных периодов и предпочитают завершить свои отношения. Но психологи рекомендуют не торопиться.

    Первый кризис наступает через 7 лет совместного проживания вместе. В этот момент некогда близкие друг другу люди начинают по-другому воспринимать своего партнера. Это объясняется тем, что за довольно долгий период совместной жизни скопилось слишком много обид, недосказанности.

    После 7 лет кризис чаще всего связан с:

    • обидами;
    • скукой и монотонностью;
    • неуважением со стороны любимого человека;
    • отсутствием совместных интересов или хобби;
    • отдалением друг от друга;
    • проблемами в постели.

    Через многие годы становится все сложнее удивлять своего любимого человека. Супруги забывают об интимной жизни. Половые акты становятся все реже, а если и происходят, то только для галочки.

    Как справиться?

    Если говорить о том, как выйти из сложившейся ситуации, то стоит запомнить несколько важных правил:

    1. 1. Нужно начать разговаривать друг с другом о проблемах и совместно пытаться искать их решение. Откровенные разговоры могут помочь в этом. Только честно признав проблему того или иного характера, можно перейти к следующему этапу – ее решению.
    2. 2. Научиться ценить друг друга и годы, проведенные вместе. В этот период психологи рекомендуют вспомнить, что именно привлекало мужчину и женщину друг в друге на начальных этапах отношений. Для этого можно отправиться в отпуск в ту же страну, где проходил медовый месяц. Нужно постараться вызывать приятные ассоциации, и тогда огонь любви снова станет ярким.
    3. 3. Не стоит воспринимать некоторую холодность в отношениях как серьезную трагедию. Это всего лишь кризис, который можно и нужно пережить. Поэтому в этот период нужно заботиться друг о друге еще больше, чтобы не потерять то, что супруги уже имеют.

    Психологи советуют как можно чаще признаваться в любви и говорить половинке теплые слова. Еще один полезный совет – попробовать разнообразить жизнь. Для этого можно найти совместное хобби, которое будет интересно мужчине и женщине.

    Кризис 10 лет

    К этом времени в семьях уже имеются подрастающие дети, а все проблемы бытового характера давно решены. Но приходит другая проблема – партнеры начинают задыхаться в отношениях и чувствуют, что они не могут найти способ самореализации. В этот же период один из супругов может начать страдать от кризиса среднего возраста, что еще больше усугубит ситуацию.

    Негативно на совместной жизни сказывается и обострение финансового вопроса. На фоне всех этих проблем мужчина и женщина перестают идти на уступки и предпочитают не решать возникшие вопросы, а переходить на взаимные оскорбления.

    Спустя 10 лет брака интимная составляющая становится наименее интересным аспектом совместной жизни. Супруги сталкиваются с безразличием по отношению к своим половинкам. Жизнь становится однообразной и скучной.

    Как преодолеть?

    Прожив в браке больше 10 лет, очень важно научиться идти на уступки. Не стоит спорить по мелочам, рекомендуется отступить и дать возможность своему партнеру проявить инициативу.

    Психологи рекомендуют попробовать вернуть конфетно-букетный период. Для этого нужно посмотреть на своего родного человека как на того, кому хочется дарить цветы или делать сюрпризы. Многие пары перестают проводить романтические вечера, поэтому стоит устроить ужин при свечах.

    Супруга может сменить внешность. В этом случае речь ни в коем случае не идет о пластических операциях. Достаточно перекрасить волосы и поменять стрижку. После этого муж начнет смотреть на супругу как на очаровательную незнакомку.

    Мужчинам тоже не стоит запускать себя. Он может приобрести новый костюм и порадовать супругу цветами, подаренными без повода.

    Стоит попробовать что-нибудь новое в интимной жизни. Например, секс-игрушки или ролевые игры заставляют партнеров взглянуть друг на друга совсем иными глазами.

    25 лет совместного проживания

    К этом времени супруги уже прошли огонь, воду и медные трубы. Но и на этом этапе можно столкнуться с рядом проблем.

    К 25 годам брака дети уже выросли и оставили родительский дом, поэтому супруги снова остаются наедине. В это время женщины часто сталкиваются с климаксом, что очень сильно влияет на их поведение.

    Мужчина должен понимать, что в этот период в организме супруги происходят гормональные скачки, которые провоцируют перемены настроения и излишнюю агрессивность. В этот момент представитель сильного пола часто замыкается в себе, а иногда и вовсе заводит любовницу.

    В возрасте 45-50 лет эрекция у мужчины ухудшается, поэтому он рискует потерять интерес к своей половинке. Женщины очень болезненно воспринимают подобное безразличие.

    После такого долгого брака у многих происходит серьезная переоценка ценностей. В отношениях полностью отсутствует секс, что еще больше усугубляет ситуацию.

    Как пережить?

    Чтобы сохранить брак спустя столько времени, рекомендуется проявлять больше заботы и сострадания по отношению друг к другу. Нужно понимать, что в этот период организмы мужчины и женщины проходят через перестройку. Поэтому в этот момент жизни нужно поддерживать друг друга во всем.

    Психологи советуют начать путешествовать и найти для себя новые увлечения, которые будут интересны обоим. Это поможет скоротать то время, которое раньше было посвящено интимной близости и другим совместным радостям. Нужно честно озвучивать проблемы и пытаться искать выход из сложившихся ситуаций.

    Важно простить все старые обиды. За 25 лет совместной жизни их накопится немало. Не стоит жить прошлым, так как это приведет только к большему количеству негативных эмоций.

    Как сохранить гармоничные отношения?

    Начиная с первых дней брака, нужно учиться решать проблемы не ссорами, а спокойными разговорами. Если эмоции бьют через край и сдержанно говорить не получается, стоит попробовать излагать свои мысли в письменной форме.

    Если ничего не помогает, есть смысл обратиться к психологу. Но перед этим рекомендуется ознакомиться с несколькими советами, которые помогут причинять своим любимым меньше боли.

    Уважать партнера

    Многие думают, что уважение представляет собой незримую составляющую, которая не настолько важна в браке. Это большая ошибка.

    Если один человек не прислушивается к мнению другого, то этого говорит о его эгоистичной натуре. Нужно понимать, что брак – это союз двух людей, соответственно, оба должны быть счастливы. Для этого важно идти на уступки и ценить мнение своей половинки. Не стоит забывать, что каждый из партнеров является личностью.

    Благодарность

    Очень часто в браке супруги забывают, за что они благодарны друг другу. Даже обычный завтрак или вбитый в стену гвоздь может быть поводом для того, чтобы сказать «Спасибо».

    Женщинам и мужчинам одинаково нужна похвала от своих любимых. Услышав теплые слова в свой адрес, любой будет стараться делать все еще лучше. Поэтому завтраки будут становиться все вкуснее, а гвозди будут вбираться ровнее. Даже за самую простейшую мелочь стоит хвалить и благодарить своего любимого человека.

    Проявлять чувства

    На первых порах с этим нет проблем ни у кого. Но после 10-25 лет совместной жизни люди часто забывают говорить своим любимым, что они самые лучшие.

    Проявлять чувства стоит и во время интимной близости. Не стоит заниматься сексом без чувств, только для того, чтобы выполнить супружеский долг. В постели партнеры должны быть максимально открыты друг с другом.

    Правильно расставлять приоритеты

    Очень часто после рождения малыша женщины полностью отдают всю себя только ребенку. Это нормальное стремление. Мужчины тоже испытывают нежные чувства к своему чаду, однако они также нуждаются во внимании.

    Рождение малыша не должно полностью изменить устой отношений. Кормление грудью и постоянная забота о чаде действительно утомляют и заставляют женщину забыть о своей сексуальности.

    Нередко в такие периоды мужья отчаянно ищут нежности и ласки. Если все эти эмоции женщина отдает только малышу, то мужчина может начать искать это на стороне. Поэтому важно находить время не только для ребенка, но и для себя и мужа.

    То же самое касается мужчин. Многие из них не понимают, что рождение ребенка сильно отражается на женщине. Поэтому после родов она может выглядеть чуть иначе, чем в начале отношений. Нужно постараться понять ее и подождать, пока ситуация не наладится.

    Как мужчина и женщина воспринимают брак?

    Даже на первых этапах отношений представители противоположных полов по-разному относятся к семейной жизни. Дамы всегда грезят о том, что даже спустя 50 лет обожаемый супруг будет дарить ей цветы, носить на руках и каждый день говорить комплименты. Но когда все вышеупомянутое исчезает уже через несколько лет совместного проживания, женщина приходит к выводу, что супруг просто ее разлюбил.

    Но, это не так. По своей природе мужчины более рациональны. Мужья часто полагают, что каждый день повторять одно и то же глупо, так как жене и так прекрасно известно о его теплых чувствах. Поэтому они не видят смысла тратить энергию и деньги на сюрпризы и пылкие признания.

    Но с женщинами это не работает. Представительнице слабого пола важно слышать от супруга теплые слова каждый день. Для нее это своего рода подпитка, которая придает ей жизнерадостности. Только услышав, какая она красивая, дама будет чувствовать себя счастливой.

    Поэтому так важно слышать и слушать друг друга. Нужно понять, что представители противоположных полов по-разному воспринимают отношения.

    Монотонность

    До брака партнеры встречаются не каждый день или проводят вместе не 24 часа. Свидания, приятные сюрпризы, поцелуи под дождем – все это сменяется монотонной бытовой жизнью, к которой готовы далеко не все.

    Из отношений уходит праздник, зато появляются финансовые проблемы, дурной запах изо рта по утрам, грязные носки на диване и прочее.

    Однообразие отражается на психике супругов в виде эмоциональной усталости. Пылкие чувства отходят на второй план.

    Поэтому очень важно научиться находить время друг для друга. Походы в парк, поход, на озеро, поездки загород – все это поможет внести разнообразие в угрюмую жизнь.

    Нужно понимать, что брак – это не только поцелуи и объятия, это также и подготовка благоприятной почвы для рождения малыша. Не всегда в жизни будут праздники и веселье. Поэтому нужно научиться нормально относиться к бытовым проблемам. Даже в них можно найти место романтике.

    Гипертрофия мелочей

    Через некоторое время совместной жизни супругов начинают раздражать любые мелочи. Жена начинает жаловаться, что муж выдавливает зубную пасту не с середины, а с конца. Супруг упрекает половинку в том, что она положила мало соли в суп, а ему не хочется идти за солонкой.

    Ситуации могут доходить до полнейшего абсурда. Партнеры могут неделями ругаться из-за полнейшей ерунды, терять нервы и начинать испытывать друг к другу неприязнь. Проблема может быть в чем угодно. Неправильно заправленные брюки, хлеб квадратной формы, а не круглой и т. д.

    Нужно научиться находить в таких проблемах что-нибудь забавное. В следующий раз, когда муж купит неправильной формы хлеб, можно перевести все в шутку и посмеяться вместе. Важно идти навстречу друг к другу, а не стремительно отдаляться от некогда любимого человека.

    Все в жизни относительно. Некоторые пары сталкиваются с действительно ужасными трудностями. Например, когда один из супругов неизлечимо болен или вынужден надолго покинуть семью. Эти проблемы действительно заслуживают внимания. Но когда происходит трагедия, семья сближается еще больше.

    Однако некоторые пары готовы развестись из-за глупейшей мелочи, потому что они не ценят то, что у них есть сегодня. Поэтому стоит прекратить вглядываться в любую соринку и научиться наслаждаться совместной жизнью.

    Кто должен быть главой в семье?

    Извечный вопрос. На него есть много ответов, но все зависит от конкретной ситуации и людей.

    Существуют женщины, которые настолько любят своих мужей, что готовы делать совершенно все по дому, готовить, работать и ублажать благоверного. Они с гордостью называют супруга главой семьи и готовы следовать всем его указаниям.

    Многие думают, что это идеальные отношения. Но все же иногда мужчины изменяют и таким покладистым женам.

    Нужно понимать, что представителям сильного пола не нужна безмолвная рабыня. Да, они мечтают о женщине-празднике, но при этом они стремятся чувствовать себя максимально мужественно. Мужчине важно быть героем. А как им стать, если жена сама вешает полки и приносит в дом деньги.

    Такие «я и баба и мужик» не вызывают восторга, напротив, парни начинают искать более воздушных и нежных девушек. Поэтому не стоит заигрываться.

    Рано или поздно женщине и самой надоест, что она все делает самостоятельно. В этом случае она приходит к выводу, что мужчина в доме ей в принципе не нужен, если она все умеет самостоятельно.

    Современный мир

    Стоит заметить, что исходя из современных тенденций, многие мужчины становятся более женственными. Женщинам остается перехватить инициативу и стать лидером в отношениях.

    В этом виноваты обе стороны конфликта. Мужчины должны помнить о своей природе и позволить женщинам быть слабым полом. Для этого важно найти работу, думать о семье и пытаться помогать своей супруге с любыми проблемами.

    Женщинам не стоит перехватывать лидерство, какие бы аргументы ей ни хотелось привести в оправдание. Но все зависит от отношений. Есть пары, в которых мужчины прекрасно чувствуют себя в роли домохозяев, а дамы занимаются построением карьеры. Если обоих это устраивает, то никто не вправе осуждать подобные отношения.

    Важно найти компромисс и серьезно поговорить с партнером. В некоторых семьях нет явного лидера, все решения принимаются на семейном совете, оба работают, готовят и воспитывают детей. Это идеальный вариант построения взрослых и полноценных отношений. Но такие пары встречаются крайне редко. Такая психология отношений под силу только очень мудрым людям.

    Родственники

    Семейные психологи не зря советуют молодоженам жить отдельно от других членов семьи (родителей). Это объясняется тем, что в общем доме они никогда не смогут начать строить полноценные отношения. Родители всегда будут самыми ярыми участниками конфликтов. Безусловно, мать и отец жениха или невесты преследуют только благие цели. Но это часто приводит к еще большим проблемам.

    Осознавая, что мама под боком, девочка никогда не превратится в женщину, а мальчик в мужчину. То же самое касается и финансовой помощи, готовки и многого другого. Для родителей их дети всегда остаются малышами.

    Жене будет неприятно смотреть, как мать мужа буквально кормит его с ложечки и отчитывает непутевую невестку за неправильно приготовленный борщ. Супруг будет не в восторге от порицаний тещи и ее рассказов о бывших ухажерах дочурки.

    Конечно же, родители всегда могут помочь советом, но это не означает, что молодые супруги должны беспрекословно следовать всем инструкциям более старшего поколения.

    В нормальной семье должна быть только одна хозяйка и единственный глава семьи. Если начать делить эти обязанности с родителями, то ничего хорошего из этого не получится. Ссоры будут происходить еще чаще, так как конфликтовать будут не только супруги, но и прочие жильцы дома. Поэтому стоит сделать все возможное, чтобы обзавестись своим жильем.

    Еще одна проблема – интимная жизнь. Мужчина и женщина не смогут полностью раскрепоститься, осознавая, что за стенкой храпят, а может, и подслушивают родители.

Большинство фильмов про любовь заканчиваются счастливым концом: герой и героиня, наконец, соединяют свои судьбы и уже ничто не мешает им наслаждаться близостью до конца своей жизни. Хэппи энд. На самом же деле с началом совместной жизни не заканчиваются, а только начинаются настоящие испытания любви любой супружеской пары. Об этом очень полезно знать, поскольку отношения практически во всех семьях проходят один и тот же эволюционный цикл, состоящий из 7 этапов :

  1. наслаждение;
  2. пресыщение;
  3. отвращение;
  4. терпение;
  5. исполнение долга;
  6. служение;
  7. любовь.

Поскольку в каждом человеке есть как хорошие, так и плохие черты характера, первоначальное состояние влюбленности характеризуется именно тем, что люди контактируют только с положительными сторонами друг друга. В каждом из нас есть и хорошее, и плохое, но, желая понравиться, мы осознанно или неосознанно преподносим себя только с самой лучшей стороны, и то же самое делает наш избранник - так уж устроено природой. В состоянии влюбленности мы неудержимо идеализируем своего избранника, приписывая ему в своем воображении такие качества, которыми он совсем не обладает, и совсем не замечаем недостатков друг друга, или же просто не придаем им значения.

С другой стороны, влюбленные готовы на все, чтобы сделать своего избранника счастливым, и в этом искреннем и прекрасном порыве мы проявляем все самые лучшие, возвышенные черты своего характера, жертвуя своими интересами и стремясь всеми способами сделать своего возлюбленного счастливым. Где-то это называют «зефирно-шоколадным» периодом, а где-то - «цветочно-конфетным». К сожалению, эти прекрасные, романтические отношения первого уровня не могут продолжаться бесконечно, так как человек не может долго прятать от себя и от своего возлюбленного то плохое, что еще находится в его сердце.

Но этот период самозабвенной и романтической влюбленности является не чем иным, как своеобразным «рекламным роликом», демонстрирующим то, что ожидает нас в самом конце, если вместе со своим спутником мы сможем пройти весь путь очищения любви от корыстных мотивов и ожиданий. В начале любой духовной практики Господь дает нам почувствовать высший вкус, который будет нашим главным стимулом к достижению высочайшего духовного совершенства. И семейная жизнь - не что иное, как совместная духовная практика развития возвышенных духовных взаимоотношений.

Итак, на первом этапе совместной жизни влюбленные беззаботно наслаждаются друг другом и, находясь каждый в своей иллюзии, безудержно идеализируют своего партнера. На этом этапе для них рай и в шалаше. Но с течением времени они постепенно пресыщаются такой желанной некогда близостью и начинают уже внимательнее присматриваться к внутреннему миру, к образу жизни и привычкам друг друга, делая для себя как приятные, так и неприятные открытия. Постепенно мы начинаем пытаться изменить характер и поведение своего спутника так, чтобы он в полной мере мог исполнять все наши желания, и если этого не происходит, мы раздражаемся. Неудовлетворенные желания порождают гнев. Маятник взаимоотношений качается в другую сторону - от влюбленности к ненависти. Мы обвиняем своего избранника во всех (и даже в своих собственных) недостатках, и с помощью различных уловок или открытого шантажа «или ты делаешь так, как я хочу - или я ухожу!» пытаемся подстроить его под себя. Если корысть в отношениях слишком велика, и никто не желает уступать желаниям другого, следует разрыв взаимоотношений. На этом уровне происходят почти все разводы.

Те, чьи отношения более возвышенны, готовы терпеть некоторые несоответствия в характерах и привычках друг друга ради того, чтобы продолжать оставаться вместе: ведь, в конце концов, они любят друг друга, и хорошего в каждом человеке все-таки больше, чем недостатков. Терпение - это уровень, когда мы пытаемся изменить не других, а себя. В эссе, посвященном семейным отношениям, одна из моих студенток очень точно подметила: «Когда начинаются ссоры, скандалы, когда начинает все раздражать... - это и есть тот сигнал, что нужно что-то изменить в себе!» Честные и искренние люди всегда стремятся улучшить качества своего характера и взаимоотношения с другими людьми, и в первую очередь - с теми, кого они любят. Они искренне радуются, когда другой человек тоже взрослеет внутренне и так же начинает отказываться от своих неоправданных ожиданий. На этом этапе человек начинает проявлять свои действительно человеческие качества, прилагая осознанные усилия для того, чтобы избавиться от эгоизма, измениться к лучшему самому и учиться любить других такими, какие они есть, а не такими, какими мы их хотим видеть. Когда мы заботимся о других только тогда, когда заботятся о нас - это только тренировка. Настоящая работа над собой начинается тогда, когда мы учимся согревать теплом своего сердца других людей, даже не рассчитывая на их взаимность.

С течением времени мужчина и женщина определенным образом распределяют между собой семейные обязанности, что помогает им упорядочить отношения и улучшить атмосферу в доме. Некоторые люди воспринимают семейные обязанности как рутину, с которой нужно мириться: «бизнес есть бизнес, ты - мне, я - тебе». Но когда человек думает о других больше, чем о себе, то семейные обязанности он выполняет с радостью, как служение своим близким. Благодаря бескорыстной заботе друг о друге и в радости, и в горе искренние души очищаются от всех несовершенств и постепенно возвышаются до уровня постоянных и чистых любовных эмоций и взаимоотношений. Достижение этого уровня и является итогом правильного развития семейных отношений, начинающихся с романтической влюбленности. Семейные отношения подвергаются многократным испытаниям, которые можно сравнить с многократным нагреванием золота до температуры плавления с целью очищения его от примесей.

«Все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастные семьи несчастны по-разному» - писал Л.Н. Толстой, и секрет этого счастья прост: в счастливых семьях каждый из супругов стремится отдать другому больше, чем получил. Настоящее семейное счастье начинается с уровня бескорыстной заботы друг о друге.

Следует также отметить, что духовно развитые люди начинают свои отношения сразу с высокой ступени - с уровня бескорыстного исполнения долга, минуя эгоистические желания и сопутствующие им разочарования и обиды. И в этом тоже заключается причина высокого процента разводов на Западе (90-96%) и редких разводов (1,5-3%) в странах Востока: культура Запада - это материалистическая культура потребления, в которой люди отделены друг от друга стремлением к индивидуальной самодостаточности. Культура Востока - культура служения, культура бескорыстной заботы об окружающих нас людях. Материалистическая культура учит людей гордости и независимости; духовная же культура учит гармоничной взаимозависимости, чтобы мы снова научились действовать так, как здоровая часть тела действует в гармонии со всем организмом и со всеми его частями в отдельности.

Семья создана для работы над собой, и в этом неоценимую поддержку оказывают навыки вдохновляющего общения, помогающие нам раскрыть в себе и в том, с кем мы общаемся, лучшие качества нашего характера. К сожалению, многие из нас сознательно или бессознательно программируют других именно на плохие поступки и поведение. Суть заключается в том, что в этом мире все имеет природу личности. Поэтому нужно подкармливать своей энергией (своим вниманием, словами, поступками и т.д.) только те проявления личности своего партнера, которые вы хотите усилить. Североамериканские индейцы сравнивают это с двумя собаками, живущими в человеке: хорошей и плохой. В конечном итоге побеждает та, которую лучше кормят. Своими обвинениями вы усиливаете негативные качества в человеке; если же вы похвалите его за что-то, он подсознательно захочет повторить свой поступок, чтобы снова услышать похвалу в свой адрес. Причем, критикуя или хваля, мы вскармливаем соответствующую «собаку» так же и в себе. По законам невидимых связей, все негативные качества человека и его плохая судьба передаются тем, кто его критикует. (Поэтому если вас кто-то незаслуженно критикует, мысленно поблагодарите и пожалейте этого человека: только что ему перешла часть вашей плохой кармы.)

С другой стороны, прославляя добродетели другого человека, мы взращиваем их в себе. Поэтому мудрецы говорят, что разумный человек постоянно должен культивировать в себе умонастроение пчелы и избегать умонастроения мухи: два этих насекомых, пролетая над одной и той же территорией, живут в разных измерениях и привлекаются совершенно разными вещами.

«В каждом из нас есть и хорошее, и плохое. Мудрый человек ищет в другом хорошее. Находит и следует этому. А плохое? Его и искать незачем...» , - пишет Гичин Фунакоши в книге «Каратэ-до - мой образ жизни» .

Сосредотачиваясь на том, чтобы помочь своему партнеру раскрыть все его хорошие качества, вы сами совершаете стремительный духовный прогресс: в этом мире все взаимосвязано. В то же время не стоит бояться конфликтов, поскольку они просто неизбежны, и нужно научиться относиться к ним с достаточной долей юмора: «милые бранятся - только тешатся». Хорошим правилом будет, если, даже находясь в гневе, вы перед каждым своим упреком будете упоминать хотя бы по три хороших черты своего партнера: «у тебя просто замечательно получается это; я тебя очень ценю за то; ... но я не могу понять, как ты мог упустить это из виду и испортить то или это?!» Женщины должны давать выход своим эмоциям, иначе они будут болеть, но любой конфликт должен проходить по определенным правилам и не выходить за установленные рамки. Важное правило - никогда не переходить на личности. Можно сказать: «ты поступил глупо», но никогда не следует называть другого глупцом.

Любая конфликтная ситуация по сути является благом, поскольку побуждает нас еще более внимательно работать над собой. Для себя я это сравниваю с лестницей. Идея в постоянном самосовершенствовании: стоит только остановиться в своем внутреннем развитии или сдать немного назад - и тут же посыпятся проблемные ситуации, ты словно упираешься в тупик. Выход - возвыситься над ситуацией, и вы увидите, что уперлись не в стену, а в очередную ступеньку, возвысьтесь - и перед вами откроются новые, неведомые прежде перспективы. Избежать большинства проблем можно только постоянной работой над собой и непрерывным духовным прогрессом. Если остановиться - нам снова устроят «тупик», хотя бы просто потому, что этот мир создан не для наслаждений, а для научения, хотя, как добрый отец, Бог сопроводил нашу учебу многими приятными вещами.

Все религии мира уделяют большое значение институту семьи, потому что это действительно ИНСТИТУТ - своеобразная Высшая Школа Духовной Жизни, интерактивный полигон по совершенствованию качеств своего характера. Так уж устроено свыше, что мужчину и женщину тянет друг к другу, и они хотят вместе быть счастливы, но в действительности они смогут быть счастливы, только когда станут полностью бескорыстны. Поэтому свободные сексуальные отношения ничему хорошему нас не научат: доходя до очередного уровня отвращения, то есть - сталкиваясь с необходимостью совершенствования качеств своего характера, человек снова и снова сбегает из школы. Но, в конечном счете, проигрывает лишь он сам.

Все, что создано Богом, имеет свое предназначение, и это предназначение является сутью, природой и неотъемлемым качеством этого творения. Например, неотъемлемое качество и суть сахара - быть сладким, суть соли - быть соленой, природа воды - быть текучей и влажной. Единственное же предназначение души, а также ее отличительное качество, свойства и природа - это любить и быть любимой. Только действия в соответствии со своей природой наполняют жизнь человека смыслом и счастьем. Человек может направлять свою любовь на мертвую материю или, наоборот, требовать любви от других, не отдавая должное количество любви взамен. Но подлинное счастье душа испытывает тогда, когда обменивается чистой и бескорыстной любовью с Богом и другими живыми существами - его неотъемлемыми частичками. Любить - значит желать счастья другим и делать все, чтобы они стали счастливы. Чем бескорыстнее чувства, тем больше счастья они приносят. Наиболее счастливы в этом мире матери, поскольку любовь матери воистину чиста и бескорыстна.

Чем же отличается влюбленность от зрелой, возвышенной любви? Состояние влюбленности характеризуется внутренней фразой: «я хочу, чтобы он (или она) был моим, и тогда я стану счастлива». Но любовь - это бескорыстное желание сделать другого человека счастливым. Люди сходятся, потому что они нуждаются друг в друге, но долго жить вместе и стать счастливыми они смогут, лишь пройдя весь путь от «я тебя хочу» до «я хочу тебя сделать счастливым».

по материалам из книги: Усанин Александр: "Пропуск в третье тысячелетие" .