Аутотренинг после инсульта. Восстановление после инсульта: направления, подходы, предотвращение рецидива

На что можно надеяться, и можно ли вообще на что-то надеяться?

Распространено мнение, что «лечение» и «после инсульта» - эти понятия несовместимые.

Дескать, поскольку инсульт уничтожил часть мозга, то как ни старайся - эту часть не оживить, врачи сделали всё зависящее, а дальше человек может только приспосабливаться к своему частичному параличу и жить с ним, но большего ждать не следует.

Отчасти это так. Инсульт действительно уничтожил в мозгу часть нервных волокон.

Но восстановление движений и самочувствия всё-таки возможно.

Но как, за счёт чего? За счёт того, что у мозга есть большие резервы.

Всем известно, что человек использует мозг только на 5-7 процентов. Надо заставить мозг перераспределить нагрузку на оставшиеся неповреждённые волокна, в том числе и на "резервные", ранее не использовавшиеся.

А это можно сделать только постоянной тренировкой, занимаясь по много часов в день.

У Вас должна быть расписана каждая минута - занятия для восстановления подвижности рук, ног, мышц лица, упражнения для языка, пальцевая гимнастика, психологическое самовосстановление (медитация или аутотренинг), и так далее.

При этом нужно взрастить в себе несгибаемую веру в то, что однажды Вы станете полностью здоровым и нормальным человеком.

Когда Вам говорят, что это невозможно, то знайте - это всего лишь чьё-то частное мнение. То, во что Вы верите, становится Вашим миром, Вашей реальностью.

Не позволяйте чьему-то мнению разрушить свою Веру. Доверяйте только своему сердцу - оно не обманет!

Что касается перспектив восстановления, то в каждом конкретном случае всё по-разному.

Очень многое зависит от возраста больного, тяжести перенесённого инсульта и приложенных усилий, поэтому можно сказать только следующее: во многих случаях человек может полностью преодолеть последствия инсульта и вернуться к нормальной жинзи, а в других случаях можно рассчитывать только на заметное улучшение.

МЕТОДИКИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ БОЛЬНЫХ

С помощью специальных трав можно избавиться от последствий инсульта и вернуться к полноценной жизни.

Все вопросы решаются по почте (приезжать не надо).

Вам надо написать мне письмо по электронной почте.

В письме НЕ НАДО описывать всю биографию. Письмо пишите кратко, но обстоятельно.

Образец письма:

"Я узнал(а) о Вас из сайта. Я (или мой муж, или моя жена) в таком-то году, будучи в таком-то возрасте, перенес(ла) такой-то (ишемический, геморрагический) инсульт. С тех пор удалось восстановиться на столько-то. Сейчас состояние здоровья такое-то. Давление такое-то. Что можете предложить?"

Письмо отправьте на мой электронный адрес [email protected]

Я получу письмо, и по электронной почте отправлю Вам ответ о том, какие именно травы и в какой последовательности я бы порекомендовал принимать в данном конкретном случае.

А Вы сами будете принимать решение о том, будете или не будете Вы заказывать у меня предлагаемые травы и рецепты.

Транскрипт

1 Психологическая реабилитация после инсульта Psiholoăijas Pasaule 2004, 5 (Lpp) ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ Карина Бородулина, Марина Кузнецова, Лига Калване. Принято считать, что целевая аудитория работы психологов это здоровые люди (имеется в виду психическое здоровье). И главная задача в работе психолога это психологическая поддержка человека, поиск и осознание причин его трудностей, открытие внутренних ресурсов и освоение новых способов поведения. Психологи также работают с людьми, у которых наблюдаются хронические заболевания. Ход выздоровления часто зависит от личностных особенностей человека и эмоционального фона человека. Так как причины многих болезней имеют именно психологический характер. Однако, что делать, если человек перенес болезнь, которая повреждает его центральную нервную систему (ЦНС)? Насколько продуктивной может быть работа психолога с таким человеком? Каким образом психолог может ему помочь? Задать себе эти вопросы заставил трагический случай, произошедший с энергичной, молодой и жизнерадостной женщиной Мариной Павловной Кузнецовой. Это был инсульт и длительное восстановление после болезни. Желание помочь другу стало основной причиной изучения возможностей психологической помощи людям, перенесшим инсульт. И уже в скором времени была создана программа психологической реабилитации и поддержки людей, перенесших инсульт и их родственников. В настоящее время наше сообщество уже имеет статус общественной организации, и называется «Vigor», что в переводе с латинского означает «жизненная сила», «жизненная энергия». В данной статье мы познакомим вас с теоретическими закономерностями инсульта, ходом болезни, последствиями и возможностями реабилитации, а также посмотрим на ситуацию глазами человека, перенесшего инсульт Марины Павловны Кузнецовой. Три года назад она перенесла серьёзный инсульт, который локализовался в левом полушарии мозга и вызвал паралич правой стороны тела, была нарушена речь. В данной ситуации поиски возможностей психологической работы начались с углубленного исследования медицинских аспектов вопроса, необходимо было узнать причины и особенности процесса болезни. Теоретическая основа позволяет осознать механизмы выздоровления, а также дает представление о методах реабилитации, в том числе и психологической. 1

2 Что такое инсульт? Статистика. Проявления. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) инсульт занимает третье место в мире среди причин смерти сразу после болезней сердца, кровеносных сосудов и онкологии. В связи с этим, эта болезнь стала важной медико-социальной проблемой и требует организованной медико-социальной и психологической помощи. В государственный центр реабилитации «Вайвари», где проводится медицинская реабилитация больных после инсульта, каждый год попадает около 500 пациентов (по неофициальным данным). Кроме того, инсульт является одной из наиболее частых причин инвалидности, которая в большинстве случаев выражается нарушением движений. По статистике, предоставленной ВОЗ, в период обострения инсульта у 80-90% больных случается гемипарез (паралич, нарушения движений и чувствительности), в 40-50% случаев это сенсорные ощущения (осязание, обоняние и другие). 2/3 больных страдают от последствий инсульта, ощущая их повседневно. Риск развития инсульта увеличивает артериальная гипертония (повышенное кровяное давление), сахарный диабет и другие факторы развития атеросклероза кровеносных сосудов курение, повышенный уровень холестерина в крови, нарушения механизма свёртываемости крови и другие. Атеросклероз наиболее частая причина инсульта (особенно в сочетании с гипертонией). Нужно отметить, что атеросклероз, в том числе атеросклероз головного мозга, случается у всё более молодых людей, и медиков больше не удивляют случаи заболеваний инсультом людей в возрасте 40 и даже 30 лет. Поврежденные атеросклерозом сосуды головного мозга становятся хрупкими и провоцируют спазматические состояния, диаметр сосудов заметно уменьшается, и это может вызвать нарушение кровообращения головного мозга, то есть инсульт. Назовём основные проявления инсульта: o расстройства важных функций организма сознания, дыхания (ритм, глубина, частота), деятельности сердца и других внутренних органов; o локальная неврологическая симптоматика (асимметрия лица, расстройства зрения, непонятная речь или ее неполноценность, частичный или полный паралич конечностей, судороги); o Менингеальный синдром (резкие головные боли, рвота, напряжение мускулов при попытке выполнить любые движения). Марина Павловна вспоминает начало болезни так: «Инсульт начался неожиданно. Была пятница, в субботу планировали поехать по грибы. Я пришла из магазина с покупками, а сын тем временем на пару минут вышел к друзьям. Помню, что я села и через мгновение почувствовала, что со мной случилось что-то необычное, непонятное. В этот момент хотела позвонить подруге, чтобы она ко мне пришла, потому что поняла, что мне нехорошо. Сняла трубку и больше не знала, как набрать номер. Я не испугалась наверно, в работе мозга уже что-то пошло неправильно. Было только непонимание я хотела позвонить, но не знала, как это делается. Потом в моих воспоминаниях пауза, помню только следующие события пришел сын, потом врач, но цели его визита я не понимала. Также в больнице я какое-то время не понимала, где я нахожусь и что случилось.» 2


3 Последствия инсульта Несмотря на развитие современной медицины, болезнь требует длительного лечения и реабилитации. И даже в случаях, когда оказана своевременная медицинская помощь, у больных инсультом наблюдается лишь частичное возобновление функций центральной нервной системы, которое выражается следующим образом: o трудности при выполнении сложных движений (сложности координации движений, сохранения равновесия и др.); o пространственная дезориентация; o нарушение чувствительности; o нарушения речевых функций: o сенсомоторная афазия, когда страдают все аспекты речевых функций - как инициация речи, так и фонематический слух; o моторная афазия, когда речь больных обычно плохо артикулирована, может быть интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы; o сенсорная афазия, когда происходит утрата фонематического слуха, нарушение понимания устной и письменной речи, отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи; o амнестическая афазия, когда преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного текста. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются местоимениями. Кроме этого, бывают значительные трудности при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков, как правило, помогает; o нарушение артикуляции и понимания речи других и прочитанного при сохранении внутренней речи; o нарушение письма (аграфия) и чтения (алексия); o нарушение способности к счету (акалькулия); o ослабление памяти, интеллекта и концентрации внимания (когнитивные нарушения); o нарушения в эмоционально-волевой сфере. 3


4 Таблица 1 Цели реабилитации на различных этапах болезни после инсульта Этап болезни Обострение (до 4 недель) Ранний период выздоровления (до 1 месяца) Поздний период выздоровления (до 1 года) Резидуальный период выздоровления (через 1 год) Цель реабилитации Происходит восстановление утраченных функций (возвращение чувствительности и движений, возобновление кровообращения поврежденных органов) Улучшение функций. Вырабатываются адаптивные привычки, которые позволяют подстроиться под устойчивый неврологический дефект (если такой остается) Улучшение социальной и повседневной адаптации пациента. Профилактика повторного инсульта. Эти последствия ярко характеризует рассказ Марины Павловны о своем выздоровлении: «Я не могла говорить. Я лежала в Клинической Больнице «Гайльэзерс», в первые же дни ко мне пришел физиотерапевт и я, лежа в кровати, занималась зарядкой, поскольку встать я не могла. После того, как меня перевели в Бикерниекскую больницу, ко мне пришел логопед, и начал учить меня говорить, показывая картинки. Помню, на первой картинке был изображен дом я смотрела, знала, что это, а сказать ничего не могла. Тогда впервые меня охватил страх я начала осознавать, что со мной действительно произошло что-то нехорошее. Страх усилило неведение о моем диагнозе, о случившемся, вообще о положении дел, и все это дополнялось бессилием высказаться. Может, было бы лучше, если я была бы без сознания, но именно тогда я стала осознавать происходящее. Неизвестность вызывает ужас. Только после такого переживания можно понастоящему понять больного инсультом, который в таком отчаянии, что думает о самоубийстве. Я начала разговаривать только через два месяца после инсульта. Первое слово было «мама»». Перемены в поведении больного, которые связаны с нарушением эмоций и воли, зависят от локализации инсульта: o Если повреждения в лобной части, у больного наблюдается так называемый апато-абулический синдром (понижение психической активности), который выражается в недостатке интереса к жизни (апатии), пониженной активности и деятельности, слабой воле, также в ослаблении интеллекта и критического отношения. o Обширные повреждения левого полушария мозга называются синдромом эмоциональной лабильности (понижении активности психики и движений, недооценка нарушений своих движений и нежелание их устранить, недостаточность чувства меры и такта, переизбыток эмоций, затрудненная социальная адаптация). 4


5 Основные положения психологической реабилитации Конечно, реабилитация больных должна проходить в течение всей болезни, как это указанно в таблице 1. Обычно программа реабилитации больных после инсульта включает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, рациональное питание, логопедическую коррекцию, кинезотерапию (терапию с использованием различных движений), психотерапию и психокоррекцию (психологическое развитие). Считается, что психологическая работа может начинаться в резидуальном периоде, но в интервью Марина Павловна рассказывает следующее: «В Бикерниекской больнице были доступны услуги логопеда и физиотерапевта. Но представьте себе ты в больнице, не можешь встать, другие движения тоже ограничены, не знаешь, что с тобой произошло, предчувствуешь что-то плохое, не можешь говорить, хотя понимаешь речь. Родственники приходят и разговаривают с тобой, но тоже мало знают. В такой ситуации, по-моему, необходима помощь психолога - специалиста, который, не углубляясь в тонкости болезни, рассказал бы о ее серьезности, длительности повреждений, и то, что эти повреждения излечимы, и как я могу помочь сама себе и врачам, которые меня лечат. Несколько визитов помогли бы уменьшить тревогу и страх, способствовали бы вере в выздоровление. Для больного инсультом важна каждая минута соприкосновения с окружающим миром, и слово специалиста имеет большое значение». О своем опыте реабилитации в «Вайвари» Марина Павловна рассказывает: «Медицинская реабилитация в «Вайвари» (занятия с логопедом, массаж, рейттерапия и др.) мне очень помогла, я улучшила свои физические функции и продолжаю это делать. Была там шесть раз, но только один раз принимала участие в психологическом курсе. Нужно сказать, что были и некоторые барьеры, например, возраст. Кажется, я прожила так долго, что казалось странным спрашивать что-то у психологов, молодых девочек. Но необходимость разговаривать и консультироваться была.» Мы также считаем, что психолог может включиться в программу реабилитации уже в ранний период выздоровления, оказывая психологическую поддержку больному и настраивая его на выздоровление. В работе с больным инсультом психолог может повлиять на речевую и другую активность человека. В первую очередь здесь подразумевается активность движений. В современной психофизиологии бытует взгляд, что возобновление неврологических функций, зависит от: o фактора времени (так называемое «терапевтическое окно», когда выздоровление возможно и проходит эффективно); o нейропластичности способности головного мозга компенсировать структуральные и функциональные нарушения в случае органических расстройств. 5


6 Исследования свидетельствуют, что на пластичность можно повлиять как фармакологическими препаратами, так и участвуя в специальных реабилитационных программах, где стимулируется активность движений. Восстановление активности это одно из наиболее значимых направлений реабилитации, потому что активность предполагает восстановление важнейших механизмов нейронов биологической адаптации и активацию сохранившихся связок нервных ячеек. Результаты серии экспериментов свидетельствуют, что те структуры головного мозга, в которых сохранилось 10 20% структурных элементов, могут возобновить свое нормальное функционирование. Доказано, что активация частей тела, затронутых инсультом, влияет на функциональную реорганизацию головного мозга. В связи с этим спорным становится мнение, что больной инсультом может только компенсировать утраченные функции. Постоянно развивая работоспособность затронутых органов, можно добиться и большего эффекта. Эмоциональное состояние больного инсультом Известно, что эмоциональное состояние в первые недели и месяцы после перенесенного инсульта неустойчиво, обостряются характерные черты личности: возможна апатия, плаксивость, у других агрессивность, импульсивность, проблемы в отношениях с близкими людьми. На эти процессы влияют и упомянутые повреждения головного мозга, и длительное изнурительное лечение, необходимость находиться в стационаре, быть под присмотром, а также физическая боль. Больной осознает, что его жизнь изменилась в худшую сторону, и эти перемены затронут его семью. В связи с этим человек перенесший инсульт, испытывает душевные страдания, болезненно переживает потерю привычного жизненного уклада, чувствует стыд за свою беспомощность, боится инвалидности и зависимости от окружающих. Такие чувства могут вызвать депрессию. Больной не верит в возможность выздоровления, теряет интерес к жизни, прекращает активно участвовать в мероприятиях реабилитации, часто в отношениях с близкими проявляет грубость и раздраженность. Депрессия, которую вызвал инсульт, становится помехой на пути к выздоровлению больной сам не прикладывает усилий, а также отвергает помощь врачей и близких. Психолог может помочь вырваться из этого замкнутого круга. Формы психологической реабилитации и возможные способы работы Обязательное условие реабилитации это общение с больным. Профессиональные навыки психолога дают возможность установить отношения с больным на нужном уровне и последовательно оказывать поддержку. Важно поддерживать контакт с человеком, это стимулирует активность его речи. 6



8 Особой целевой аудиторией работы психолога являются также и родственники больного, которым нужно помочь понять как переживания родного человека после инсульта, так и их собственные, а также выстроить правильные взаимоотношения с больным. Общественная организация «Vigor» предлагает для родственников людей, перенесших инсульт, и индивидуальные психологические консультации, и возможность посетить группы поддержки. При поиске новых возможностей психологической реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что важно комбинированное и скоординированное использование медицинских и социально-психологических мероприятий, которые способствуют восстановлению физической, психологической и социальной активности человека. Ни возраст пациента, ни неврологические и соматические болезни, ни глубина постинсультного дефекта не исключают эффективного реабилитационного процесса. Еще пару слов из опыта Марины Павловны: «После больницы мои сыновья и муж все время побуждали меня что-то делать. Это было очень правильно, потому что личная активность помогает выздороветь. У человека, перенесшего инсульт, есть только два варианта: работать, искать, использовать помощь и прогрессировать или отказаться от возможной активности и застрять у пульта телевизора, телефона и регрессировать. Третьего не дано». Перевод Евгении Брониславны Забельской 8



ИНСУЛЬТ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Карина Бородулина, врач, психолог, координатор программы психологической поддержки и реабилитации людей, перенесших инсульт. Журнал «Психология для нас» 7 (9), август 2004

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н.Солодникова» Памятка для пациентов с депрессией Омск -2016 год Депрессия представляет собой серьезное

ПРОФИЛАКТИКА ИНСУЛЬТА Материал подготовила медицинская сестра палатная (постовая) Новоселова А.Е. Инсульт это патологическое состояние головного мозга, которое развивается в связи с внезапным нарушением

Социально-психологические технологии реабилитации лиц, перенесших инсульт. Кафедра физиотерапии, ЛФК и спортивной медицины Д.м.н. Борзунова Ю.М. Екатеринбург 2016г. Развитие системы эффективной медицинской

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Система психологической реабилитации пациентов с различными соматическими заболеваниями Ю. Е. Куртанова кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической реабилитации факультета клинической

Доврачебная помощь при инсульте для обучающихся 9-11 классов, учреждений среднего и высшего образования Инсульт острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), характеризующееся внезапным (в течение

Г.Н. Пономаренко МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧЕБНИК Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» в качестве учебника

Работа психолога в детской онкологической клинике. Анализ запросов на разных этапах лечения Е.Н.Сухановская НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н.Блохина» Минздрава России Возникновение

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение Диагностический минимум Стратегия сопровождения Сведения социального характера Медицинские сведения -Особенности

Каждый год 29 октября отмечается Всемирный день борьбы с инсультом, установленный Всемирной организацией по борьбе с инсультом в 2006 году. Цель этого дня - повышение информированности населения о проблеме

Совершенствование физических качеств у детей с детским церебральным параличом методами адаптивной физической культуры Ильюшечкина Ольга Викторовна Введение. Детский церебральный паралич (ДЦП) является

УТВЕРЖДАЮ Директор ОБУСО «Приволжский центр социального обслуживания» О.А.Сладкова 2013 г. ПРОГРАММА работы клуба «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» г. Приволжск, 2013 Введение Каждая возрастная группа в зрелом обществе

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Муниципальное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания» Комплексная программа психологической Муниципальное бюджетное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 16 р.п. Поречье-Рыбное» Проект «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» Автор проекта: Музыкальный руководитель - Братчикова

Преодоление защитных механизмов и развитие копингстратегий как одна из основных задач в психокоррекционной работе в условиях центра медико-социальной реабилитации Лемпинский наркологический реабилитационный

ОВЗ что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это

Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы, в том числе с задержкой психоречевого развития и тяжелыми нарушениями речи. Кроме привычных, устоявшихся видов деятельности, направленных на

Физкультурно-оздоровительные формы работы В процессе обычной жизнедеятельности каждый человек, даже тот, кто не занимается специальными физическими упражнениями, совершает множество движений: встает, садится,

«Школа Здоровья» для пациентов с цереброваскулярной патологией Занятие 2 «Инсульт. Виды инсульта. Причины и механизмы развития. Клинические признаки инсульта. Последовательность действий при подозрении

Семинар-практикум «Использование арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения» Подготовили: Учитель-логопед Озерова Е.Х. Педагог-психолог Белова А.С. Арт-терапия (от англ. art,искусство) это вид

ГБУЗ МЗ РК «Республиканская психиатрическая больница» Роль медицинской сестры в профилактике сосудистых заболеваний головного мозга Проблема нарушений психической деятельности при сосудистой патологии

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОГИ НА СТЕПЕНЬ БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМ ИНФАРКТОМ МИОКАРДА Алексеева Н. В. студентка 301 группы Научный руководитель: Лосева В.С. В России сердечно-сосудистая заболеваемость существенно

24.02.2018г. Коррекция заикания у детей Лыскова Гузаль Тагировна, логопед-заиколог Какая это безумная душевная боль, когда слышишь, что твой ребёнок заикается. Сердце разрывается на части. Почему это случилось

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА С ПОЧЕЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ Белов В.Г., Телепнев Н.А., Жданова И.В., Парфенов С.А. Психология больных пожилого возраста с почечными заболеваниями

Кафедра общей врачебной практики и поликлинической терапии Теоретические основы реабилитации Определение Реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных

Использование элементов телесноориентированной терапии в групповой индивидуальной работе с детьми с ОВЗ. Педагог-психолог МКДОУ Д/С 472 Бублик А.В. Телесно-ориентированная психотерапия направление психотерапии,

Индивидуальная психологическая работы с ВИЧ-инфицированными Гетманов Алексей Сергеевич, психолог ГОАУЗ «МОЦСВМП» Типы психических нарушений: I группа психогенные, связанные с фактом выявления инфицированности

Шашерина Регина Владимировна педагог-психолог МБДОУ Д/С КВ 50 г. Мурманск, Мурманская область СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Аннотация:

Обучение пациентов и семей Хроническая боль Chronic Pain / Russian В сотрудничестве с Вами и Вашим ребенком мы будем делать все необходимое, чтобы предупреждать и облегчать боль полностью, насколько это

Ный результат часто может быть заметен только после проведения нескольких реабилитационных циклов. Поддубных O.A., Малкова Л.Б., 2001 A.B. Гриценко Педагогический и психологический аспект социальной реабилитации

Послелечебная программа, как профилактика рецидива Президент НФ «Здоровая Страна» Савицкий Александр Москва 2015 Профилактика (др.-греч. prophylaktikos предохранительный) комплекс различного рода мероприятий,

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В.Бадюлина» Проект Разработка комплексов и проведение индивидуальных и групповых занятий психофизической разгрузки для детей с ОВЗ Выполнила: Уварова Светлана

Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

Как «принять» болезнь ребенка и начать сотрудничать с врачами Что происходит с ребенком в процессе лечения онкозаболевания Возникновение у ребенка онкологического заболевания является тяжелейшим стрессом

Умственное развитие детей средствами адаптивной физической культуры Адаптивная Физическая культура в ГБДОУ детском саду 26 Педагог дополнительного образования Соловьева Марина Александровна (инструктор

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИДИД У ПОДРОСТКА Москва, 2012 Что в поведении подростка должно насторожить родителей? Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о

ДЕПРЕССИЯ ДАВАЙ ПОГОВОРИМ У вас родился ребенок, но это не приносит вам радости? Рождение ребенка колоссальное событие в жизни человека. Тем не менее, оно может привести к ощущению тревоги, усталости и

Высокое кровяное давление4 Жизненно важные клеточные вещества для профилактики и вспомогательной терапии Высокое кровяное давление: прорыв в Клеточной медицине Действие определенных питательных клеточных

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

Www.paindetect.kz Инструмент онлайн диагностики боли на наличие признаков повреждения нерва (нейропатический компонент). Пройдя данный тест вы получите полезную информацию о характере боли, что облегчит

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

I PTSerif-TLF ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ, ПЕРЕНЕСШЕМУ ИНСУЛЬТ (текст I) После перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта) Вам придется несколько изменить распорядок своей жизни и подчиняться

Методика, направленная на исследование способа противостояния неблагоприятным воздействиям внешней среды «Человек под дождём» ЦЕЛЬ: понять характер поведения (стиль поведения) человека в неблагоприятных

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

Психологиеские аспекты паллиативной медицины: Перспективы развиия То, что не живёт по-настоящему, умереть не может. Умирание это особая способность, как и способность по-настоящему жить. Умение умереть

В чем суть метода микрополяризации? Начнем с опровержения широко известной поговорки о том, что нервные клетки не восстанавливаются. С точки зрения науки эта поговорка, мягко говоря, неточна. Нервные клетки

Что нужно знать родителям о дизартрии Учителя-логопеды: М.И. Четыркина, Е. Ю. Егорова. Что такое дизартрия? Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью

Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему ребенку? 2. Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» Вид образования: дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации). Цель: совершенствование

Бюджетное учреждение здравоохранения и судебно-психиатрических экспертиз Удмуртской Республики «Республиканская клиническая психиатрическая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»

Консультация для родителей Как рассматривать детские рисунки Всем известно, что дети любят рисовать. Рисуют все дома, цветы, машины, птиц, животных, своих близких. Рисунки эти очень разные. Мир детей отличается

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

Йога для всех это уникальная комбинация физических упражнений, созданных проверенной временем восточной традицией оздоровления всего организма и адаптированных для людей европейского и американского склада

Система здоровье сберегающей деятельности в коррекционной работе с детьми логопатами. Подготовила Учитель логопед МБДОУ детский сад 7 Постаногова Н.Р. Особенности физического развития детей - логопатов:

НЕЙРОЛЕПТИКИ Краткое описание психоза Лечение нейролептиками Побочные действия Краткое описание психоза Психоз это тяжелое психическое расстройство у больного обычно имеются галлюцинации (ложное восприятие

Немецкая национальная районная Общественная организации Алтайской краевой Общественной организации Всероссийского общества инвалидов Цели и задачи организации: Защита прав и интересов инвалидов, Обеспечение

Вам поставили диагноз: сахарный диабет Рекомендации психолога Сахарный диабет это состояние, при котором в крови повышается уровень глюкозы. Длительно повышенный уровень глюкозы крови оказывает разрушающее

Особенности психологопедагогического сопровождения детей, имеющих диагноз «Сахарный диабет 1 типа», в образовательном учреждении. ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Сахарный диабет эндокринное заболевание, обусловленное

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Сержантова Лариса Юрьевна педагог-психолог ГКУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» г. Чита, Забайкальский край МОДЕЛЬ РАБОТЫ

Медико-социальная реабилитация больных наркоманией «Урал без наркотиков» Методические рекомендации Екатеринбург Нормативные ссылки 1. Приказ Минздрава РФ 500 от 22.10.2003 г. «Об утверждении протокола

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект приказа от 10 августа 2009 г. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной

В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Иванова Н. В. (г. Екатеринбург) На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного

Причины возникновения речевых недостатков у детей Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы,

Содержание психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального

Несмотря на то, что распространенность острых сосудистых нарушений в головном мозге (инсультов) и смертность от них достаточно велики, современная медицина обладает теми необходимыми методами лечения, которые позволяют многим больным остаться в живых. Что же потом? Какие условия и требования ставит перед больным его дальнейшая жизнь после инсульта? Как правило, большинство из них навсегда остаются инвалидами, а степень восстановления утраченных функций полностью зависит от своевременной , грамотной и комплексной реабилитации.

Как известно, при нарушении церебрального кровообращения с повреждением мозга происходит утрата различных способностей организма, связанная с поражением того или иного отдела центральной нервной системы. У большинства больных чаще всего нарушаются двигательная функция и речь, в тяжелых случаях пациент не может вставать, сидеть, самостоятельно принимать пищу и контактировать с персоналом и родными. В такой ситуации возможность хоть частичного возврата к прежнему состоянию напрямую связана с реабилитацией после инсульта, приступать к которой необходимо по возможности с первых дней после начала заболевания.

Направления и этапы реабилитации

Известно, что число нейронов в головном мозге превышает наши ежедневные потребности, однако, в условиях неблагополучия и гибели их при инсульте, возможно «включение» ранее бездействовавших клеток, налаживание между ними связей и, таким образом, восстановление некоторых функций.

Для ограничения размеров очага поражения в самые ранние сроки назначаются такие лекарства после инсульта, которые способны:

  • Уменьшить отек вокруг пораженной ткани ( – маннитол, фуросемид);
  • Оказать нейропротективное действие (актовегин, церебролизин).

Восстановительные мероприятия должны подбираться и проводиться индивидуально в зависимости от тяжести состояния и характера нарушений, однако всем больным они проводятся по следующим основным направлениям:

  1. Использование лечебной физкультуры и массажа для коррекции двигательных расстройств;
  2. Восстановление речи и памяти;
  3. Психологическая и социальная реабилитация больного в семье и обществе;
  4. Профилактика отсроченных постинсультных осложнений и повторного инсульта с учетом имеющихся факторов риска.

Или инфаркт, сопровождается некрозом и гибелью нейронов с нарушением функции той части центральной нервной системы, в которой он развился. Как правило, инфаркты мозга при небольших размерах и полушарной локализации имеют достаточно благоприятный прогноз, а восстановительный период может протекать быстро и весьма эффективно.

Лишает жизни большую часть его перенесших, а у выживших больных чаще всего приводит к стойким нарушениям различных функций без возможности их полного или даже частичного восстановления. Это связано с тем, что при кровоизлиянии происходит гибель значительного объема нервной ткани, нарушаются взаимодействия между оставшимися нейронами в результате отека мозга. В такой ситуации даже годы регулярных и упорных занятий, к сожалению, не всегда дают ожидаемый результат.

Восстановление после инсульта может длиться достаточно долго, поэтому эффективность проводимых в это время мер зависит от терпения и упорства родных, близких и самого больного . Важно вселять чувство оптимизма и веру в положительный исход, хвалить больного и подбадривать, так как многие из них склонны к проявлениям апатии и раздражительности.

При поражении некоторых отделов мозга особенно выражен астено-депрессивный синдром, поэтому не стоит обижаться, если перенесший инсульт близкий вам человек не в настроении, ворчит на членов семьи и отказывается от выполнения упражнений или массажа. Настаивать на обязательном их проведении не стоит, возможно, достаточно будет просто поговорить и как-то отвлечь больного.

Инвалидность после инсульта все еще остается существенной медицинской и социальной проблемой, поскольку даже при самом тщательном и своевременном лечении и реабилитации большинство больных так и не возвращают в полной мере свои утраченные способности.

Терапия, которая поможет больному быстрее восстановиться, должна быть начата в ранние сроки. Как правило, приступать к ней можно еще на этапе стационарного лечения . В этом значительную помощь окажут методисты лечебной физкультуры, врачи-реабилитологи, массажисты еще в отделении неврологии или сосудистой патологии головного мозга. Как только состояние пациента стабилизируется, необходимо перевести его в отделение реабилитации для продолжения восстановительного лечения. После выписки из стационара больной наблюдается в поликлинике по месту жительства, где выполняет необходимые упражнения под контролем специалиста, посещает физиотерапевтические процедуры, массаж, психотерапевта или логопеда.

Не лишним будет направление больного в реабилитационный центр, современный и хорошо оснащенный, предназначенный для неврологических больных, где имеются все необходимые условия для дальнейшей коррекции утраченных функций. Ввиду большой распространенности острой сосудистой патологии головного мозга, поражающей все чаще молодое и трудоспособное население, создание таких центров хотя и затратно, но вполне оправдано, так как позволяет использовать максимально возможное количество методик воздействия с быстрейшим возвращением больных к привычному образу жизни.

Восстановление двигательных функций

Среди последствий инсульта, двигательные нарушения занимают одно из основных мест, поскольку выражены в той или иной степени практически у всех больных независимо от того, инфаркт или кровоизлияние в мозг имели место быть. Выражаются они в виде пареза (частичная потеря движений) или паралича (полное обездвиживание) в руке или ноге. Если одновременно поражены и рука, и нога на одной из сторон тела, говорят о гемипарезе или гемиплегии . Бывает, что изменения в конечностях неодинаковы по степени тяжести, однако, восстановить функцию руки значительно сложнее из-за необходимости наладить мелкую моторику и письмо.

Существуют различные методы восстановления двигательной функции:

  • Электростимуляция;
  • Использование метода биологической обратной связи.

Лечебная физкультура

Основной и самый доступный способ восстановления при параличе – лечебная физкультура (кинезотерапия) . В ее задачи входит не только развитие прежней силы, объема движений в пораженных конечностях, но и восстановление возможности стоять, ходить, удерживая равновесие, а также выполнять обычные бытовые потребности и самообслуживание. Такие привычные для нас действия, как одевание, умывание, принятие пищи могут вызвать серьезные затруднения при поражении даже одной конечности. Больные с тяжелыми расстройствами нервной деятельности не могут самостоятельно сесть в постели.

Объем и характер выполняемых упражнений зависит от тяжести состояния пациента. В случаях глубоких нарушений применяется сначала пассивная гимнастика : инструктор ЛФК или родственники осуществляют движения конечностями лежачего больного, восстанавливая кровоток в мышцах и разрабатывая суставы. По мере улучшения самочувствия, больной учится самостоятельно садиться, а затем – вставать и самостоятельно ходить.

При необходимости используют опору – стул, спинка кровати, палка. При наличии достаточного равновесия появляется возможность ходить сначала по палате, потом по квартире и даже по улице.

Некоторые больные с небольшими зонами поражений головного мозга и хорошим восстановительным потенциалом начинают вставать и даже ходить по палате уже в течение первой недели от момента развития инсульта. В таких случаях возможно сохранение трудоспособности, что весьма важно для людей молодого возраста.

При благоприятном течении постинсультного периода, больной выписывается из больницы для проведения восстановления в домашних условиях. При этом основную роль на себя берут, как правило, родные и близкие, от терпения которых целиком и полностью зависит дальнейшая реабилитация. Не следует утомлять больного частыми и длительными упражнениями. Их продолжительность и интенсивность должны постепенно возрастать по мере восстановления той или иной функции. Для облегчения передвижения больного дома, хорошо обеспечить его специальными поручнями в душе, туалете, не лишними будут и маленькие стульчики для дополнительной опоры.

Видео: комплекс активных упражнений после инсульта

Особое внимание следует уделить восстановлению функции руки с возможностью выполнения мелких движений и письма. Необходимо выполнять упражнения для разрабатывания мышц кисти, возвращения координации движений пальцев. Возможно использование при этом специальных тренажеров и кистевых эспандеров. Полезным будет также наряду с гимнастикой применение массажа руки, который способствует улучшению трофики в мышцах и снижению спастичности.

Этот процесс может потребовать много времени и упорства, однако результатом станет выполнение не только простейших манипуляций как то: расчесывание, бритье, завязывание шнурков, а даже самостоятельное приготовление и прием пищи.

При благоприятном течении реабилитационного периода необходимо расширять круг общения и домашних обязанностей больного. Важно, чтобы человек чувствовал себя полноправным членом семьи, а не беспомощным инвалидом. Не стоит пренебрегать и разговорами с таким больным, даже если он и не может полноценно отвечать на вопросы. Это поможет избежать возможных апатии, депрессии и замкнутости больного с нежеланием к дальнейшему восстановлению.

Способы “расшевелить” больного извне

Метод электростимуляции мышечных волокон основан на воздействии импульсных токов различной частоты. При этом улучшается трофика в пораженной ткани, повышается мышечная сократимость, нормализуется тонус при спастических парезах и параличах. Особенно целесообразно применение электростимуляции для длительно лежащих больных, у которых активная восстановительная гимнастика затруднительна или невозможна. В настоящее время существует множество различных аппаратов, позволяющих применять этот метод и в домашних условиях под контролем лечащего врача поликлиники.

При использовании метода биологической обратной связи больной выполняет определенные задания и при этом вместе с врачом получает звуковые или зрительные сигналы о различных функциях своего организма. Эта информация важна врачу для оценки динамики восстановления, а больному, кроме того, позволяет повышать скорость реакции, быстроту и точность действий, а также наблюдать положительный результат от проводимых упражнений. Как правило, метод реализуется с помощью специальных компьютерных программ и игр.

Наряду с пассивной и активной кинезотерапией, хороший эффект также дает применение после инсульта массажа , особенно при склонности к спастичности и длительной восстановительной реабилитации. Он проводится с помощью обычных техник и не имеет каких-либо существенных отличий от такового при других неврологических заболеваниях.

Начинать проведение массажа возможно еще в стационаре на ранних этапах постинсультного периода. В этом поможет массажист больницы или реабилитационного центра. В дальнейшем, проведение массажа на дому можно также доверить специалисту, либо родственники сами могут освоить его основные принципы.

Восстановление функции речи и памяти

Восстановление речи после инсульта является важным этапом прежде всего социальной реабилитации больного. Чем раньше наладится контакт, тем быстрее станет возможным и возвращение к привычной жизни.

Речевая способность страдает у большинства перенесших инсульт. Это может быть связано не только с нарушением функционирования мышц лица и артикуляции, но и с повреждением речевого центра, расположенного у правшей в левом полушарии. При поражении соответствующих отделов головного мозга может исчезнуть способность к воспроизведению осмысленных фраз, счету, а также к пониманию обращенной речи.

На помощь больному в случае таких расстройств придет специалист – логопед − афазиолог. С помощью специальных методик и постоянных тренировок он поможет не только больному, но также даст советы его родным и близким в отношении дальнейшего развития речи. Проведение упражнений для восстановления речи необходимо начинать как можно раньше, занятия должны быть регулярными. Роль родственников в возвращении способности говорить и общаться с окружающими нельзя переоценить. Даже если покажется, что больной ничего не понимает, не стоит его игнорировать и изолировать от общения. Возможно, даже не обладая способностью что-то сказать, он хорошо воспринимает обращенную речь. Со временем, он начнет произносить отдельные слова, а затем и целые предложения. Восстановление речи немало способствует и возвращению способности к письму.

У большинства больных, перенесших инсульт, нарушается память. Они с трудом вспоминают прошлые события своей жизни, лица родственников могут показаться им незнакомыми. Для того чтобы восстановить память, необходимо постоянно ее тренировать с помощью простых упражнений и приемов . Во многом эти упражнения могут напомнить занятия с маленькими детьми. Так, с больным можно разучивать детские стишки, которые легко запоминаются и воспроизводятся. Сначала достаточно запомнить одно предложение, потом целую строфу, постепенно усложняя и увеличивая количество запоминаемого материала. При повторении фраз можно загибать пальцы, формируя дополнительные ассоциативные связи в головном мозге.

Помимо стишков, можно вспоминать события из жизни больного, как прошел день, что произошло год или месяц назад и так далее. По мере восстановления памяти, речи и когнитивных функций, можно переходить к разгадыванию кроссвордов, запоминанию различных текстов.

Занятия по восстановлению памяти полезно проводить постоянно: за едой, при уборке дома, на прогулках. Главное, они не должны доставлять больному беспокойства и вызывать негативные эмоции (воспоминания неприятных событий из прошлого).

Видео: упражнения для восстановления речи при афферентной афазии

Психологическая и социальная реабилитация

Помимо ухода за больным после инсульта, восстановления двигательных и когнитивных функций, немаловажное значение имеет психологическая и социальная адаптация. Особенно важна она у молодых и трудоспособных больных с небольшим объемом поражения мозга, у которых есть вероятность возвращения к прежнему образу жизни и работе.

Учитывая возможный болевой синдром, неспособность выполнять привычные действия, участвовать в общественной жизни, а также необходимость постоянной помощи со стороны окружающих, такие больные склонны к депрессии, приступам раздражительности и замкнутости. Задача родственников – обеспечить благоприятную психологическую обстановку в семье, поддерживать и подбадривать больного.

Иногда бывают галлюцинации после инсульта, и больной может их описывать родным. В таких случаях не стоит пугаться: как правило, для их устранения бывает достаточным назначение специальных лекарственных препаратов.

Выполняемые реабилитационные мероприятия должны соответствовать реальным функциональным возможностям организма с учетом глубины неврологических нарушений. Не стоит изолировать больного, ссылаясь на утрату им способности к обычной речи или забывчивость – лучше подсказать ему нужное слово или поручить несложное домашнее задание. Многим для эффективного восстановления и оптимистичного отношения к упражнениям, важно чувствовать себя нужным.

Кроме создания домашнего психологического комфорта, хороший эффект дают занятия с психотерапевтом, а при необходимости – назначение лекарственных препаратов (седативные, антидепрессанты).

Социальная адаптация играет немаловажную роль в возвращении к привычной жизни. Хорошо, когда есть возможность возвращения к прежней работе или выполнения другой, более простой. Если человек уже на пенсии либо появившиеся нарушения не позволяют ему работать, нужно искать другие способы социализации: посещение театра, выставок, поиск хобби.

Специализированный санаторий – еще один метод социальной адаптации. Помимо физиотерапевтических процедур, занятий с различными специалистами, больной получает иногда такую необходимую смену обстановки и дополнительное общение.

Профилактика поздних осложнений и повторных инсультов

Большинство больных и их родственников интересует вопрос: и ее осложнений в дальнейшем? Какое необходимо лечение после инсульта? Для этого достаточно соблюдать простые условия:

  1. Продолжение начатых реабилитационных мероприятий (ЛФК, массаж, тренировка памяти и речи);
  2. Использование физиотерапевтических методов воздействия (магнито-, лазеротерапия, теплолечение) для борьбы с повышенным мышечным тонусом в пораженных конечностях, адекватное обезболивание;
  3. Нормализация артериального давления (при перенесенном кровоизлиянии и наличии ), назначение (при ишемических поражениях мозга);
  4. Нормализация образа жизни с исключением вредных привычек, соблюдением режима питания после инсульта.

В целом, строгих ограничений и существенных особенностей в питании нет, поэтому есть после инсульта можно все, что не повредит и здоровому человеку.

Необходимо, однако, учитывать сопутствующую патологию и характер имеющихся изменений. При нарушении функции тазовых органов, лежачем положении больного целесообразно исключить продукты, способствующие замедлению пассажа кишечного содержимого, а увеличить долю овощных салатов, фруктов, злаков. Чтобы избежать нарушений со стороны мочевыделительной системы, лучше не увлекаться кислым, соленым, а также блюдами из щавеля.

Диета при инсульте головного мозга зависит от механизма возникновения острого нарушения мозгового кровообращения и предшествующих причин . Так, при кровоизлияниях в результате лучше не употреблять соленую пищу, обильное питье, крепкий кофе и чай.

Необходимо придерживаться после инсульта по ишемическому типу (инфаркта мозга). Иначе говоря, не стоит отдавать предпочтение жирным, жареным блюдам, легкодоступным углеводам, которые способствуют развитию атеросклеротического поражения сосудистых стенок. Лучше заменить их нежирными сортами мяса, овощами и фруктами.

Инсульт и алкоголь – вещи не совместимые , независимо от того, инфаркт или кровоизлияние произошли у больного. Употребление даже небольших доз алкоголя ведет к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению артериального давления, а также может способствовать . Эти факторы могут вызвать повторный инсульт с усугублением неврологических нарушений и даже смертельным исходом.

Многие больные, особенно молодого возраста, интересуются, допустим ли секс после инсульта. Благодаря разнообразным исследованиям, учеными доказано не только отсутствие вреда от него, но и польза в процессе реабилитации. Однако существуют определенные нюансы, связанные с перенесенным тяжелым заболеванием:

  • Возможно нарушение функции органов мочеполовой системы, снижение чувствительности и потенции;
  • Прием антидепрессантов, раздражительность и апатия со снижением полового влечения;
  • Двигательные нарушения, затрудняющие половые контакты.

При благоприятном течении восстановительного периода, возвращение к нормальным супружеским отношениям возможно, как только больной почувствует в себе силы и желание. Моральная поддержка и теплота супруга будут способствовать также улучшению психоэмоционального состояния. Умеренные физические нагрузки и положительные эмоции при этом окажут исключительно благоприятный эффект на дальнейшее восстановление и возвращение к полноценной жизни.

Последствия инсульта для общего здоровья человека зависят напрямую от объема и локализации очага поражения в головном мозге . При тяжелых и обширных инсультах неизбежны осложнения со стороны других органов, наиболее частыми из которых бывают:

  1. Воспалительные процессы органов дыхания (застойные пневмонии у лежачих больных);
  2. Нарушение функции тазовых органов с присоединением вторичной инфекции (циститы, пиелонефриты);
  3. Пролежни, особенно при ненадлежащем уходе;
  4. Снижение перистальтики кишечника с замедлением продвижения по нему содержимого, что чревато развитием хронического воспаления, запоров.

Ухаживая за больным, перенесшим инсульт, необходимо помнить, что человек, внезапно потерявший прежний образ жизни, способность работать и общаться в привычной ему среде, требует к себе проявлений не только моральной поддержки, но и ласки и доброты.

В целом, реабилитация после ишемического инсульта происходит быстрее и легче, чем после кровоизлияния. Многие больные достаточно рано возвращаются к привычному образу жизни, а молодые и трудоспособные даже восстанавливают навыки на прежней работе. Исход и последствия от перенесенного заболевания зависят от терпения, упорства и желания к восстановлению не только со стороны больного, но и со стороны его родных. Главное – верить в благополучный исход, тогда и положительный результат не заставит себя долго ждать.

Видео: как восстановить движения после инсульта? Программа “Жить здорово”

Инсульт – тяжелое заболевание сердечно-сосудистой системы, но самое тяжелое – это восстановление после него. Он ведет к полной или частичной потере самостоятельности. Для взрослого человека это в первую очередь огромная психологическая травма. В этом случае очень эффективным становится аутотренинг или самовнушение. Аутотренинг для меня – это прежде всего тяжелая работа над самой собой. Расскажу из личного опыта.

Мне 26 лет, два года назад у меня случился инсульт, причиной была сосудистая опухоль в головном мозге. С помощью операции ее удалили. В итоге парализованная правая сторона, передвигалась с посторонней помощью, самостоятельно почти ничего не делала, речь пропала. За полтора года произошло 6 инсультов, которые привели к истощению, и в полностью лежачее состояние. За этот год вся моя жизнь рухнула, с работы уволили, друзья отвернулись, муж выставил за порог. И вот лежишь ты в полном одиночестве, и постоянно думаешь о том, что у тебя было, какая ты была до болезни, откуда брать деньги на лечение и вообще что делать и куда бежать? Мысли, что это конец, не покидают тебя, в этот момент ты чувствуешь себя брошенной и никому не нужной. Это убийственные мысли. С помощью аутотренинга я постигла веру в выздоровление, избавилась от страха одиночества, избавилась от комплексов, обрела спокойствие и гармонию, стала счастливым человеком.

Вера в выздоровление – это самое первое, чего я достигла с помощью самовнушения. Помогал мне святой отец из нашей церкви. В беседах со мной он очень мудро отвечал на мои вопросы, почему так со мной происходит, в чем я виновата?.. На мой вопрос: « За что мне такое наказание?» Батюшка ответил, что не наказание, а испытание». Я начала читать молитвы, жизнь святых, евангелие (здесь я нашла ответы на многие вопросы), исповедаться и держать пост. Это все способствовало очищению души, мыслей, прощение обид, и, самое главное, это дало власть над собой, над своими мыслями, над своим телом. С того времени я начала с помощью силы мысли восстанавливать физическое тело. Задавала команды постоянно руке шевелиться, и через время она начала шевелиться, потом пальцам сгибаться. Так же и с ногой, и со всем телом. С помощью дыхательной гимнастики восстанавливала дыхание. «Терпенье и труд всё перетрут» – это один из главных моих девизов.

Второе, что я сделала, – осознанно поменяла ход своих мыслей например: не проблема, а ситуация; не наказание, а испытание; не больная – временно ограничена; трудно говорить – не словом, а делом; кормят с ложечки, моют, переодевают – временно так должно быть, это нормально когда в тяжелые моменты тебе помогают. Восстановишься, будешь ты помогать. Главное – не считать себя обузой, а думать о том, чем ты можешь быть полезной даже в таком состоянии.

В-третьих, начала слушать классическую музыку и читать мотивирующие статьи, смотрела видео о людях с ограниченными возможностями, которые работают, создают семьи и живут счастливо, особенно помогли истории святых, которые преодолевали ужасные страдания с помощью веры. Различные высказывания, особенно полезными стали высказывания о спорте:

«Пока другие мечтают, ты делай!!!»,

«Наличие цели важнее наличия возможностей»,

«Не ждите, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учитесь быть счастливыми прямо сейчас. Иначе не успеете»,

«Борьба с ленью – это первый шаг к здоровью, успеху и величию».

Сегодня я почти самостоятельна. Есть над чем работать, но это дело моего желания, труда и времени. Я помогаю советами людям, столкнувшимся с этим заболеванием, занимаюсь спортом, рисую, читаю, улыбаюсь, радуюсь жизни и благодарю судьбу за такое испытание. «Все что нас не убивает, делает нас сильнее!» – мой главный девиз.

.