Бурятский женский национальный костюм. Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

В вечерних сумерках 9 января 1905 года по Невскому проспекту в сторону морга провезли сани с мертвецами. Они были заполнены убитыми мальчишками шести-двенадцати лет, которых подобрали в саду Адмиралтейства. Утром они забрались на деревья, чтобы видеть, как сам царь принимает петицию у народа… Первый ружейный залп пришёлся но ним…

Секрет правильного управления народом был известен ещё в древности: нужно давать людям хлеб и зрелища, и тогда социальная напряжённость в обществе будет держаться на приемлемом уровне. Древнеримские правители придерживались этого правила, поэтому озаботились постройкой внушительного сооружения для проведения соревнований - Колизея, у ворот которого всем желающим бесплатно раздавали муку. Два удовольствия, так сказать, в одном месте.

Если вам доведётся в этом году 17 октября попасть в одну из стран, большинство населения которой исповедает индуизм (например, Непал, Бангладеш и особенно Индию), то на какой-то момент вам покажется, что вы очутились на праздновании католического Рождества. В течение десяти дней там отмечается Джая Дурга или Дашахра - один из самых популярных и красочных индуистских праздников. Девять ночей отводятся богослужению (всё это называют ещё Наваратри, то есть «праздник девяти ночей»), а десятый день отмечается как день поклонения богине-матери Дурге, отсюда ещё одно название праздника - Дурга-пуджа, или Дурготсав.

Одним из первых актов советского налогового законодательства после Октябрьского переворота стал декрет Совнаркома от 21 ноября 1917 года «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Именно с этой даты ведёт отсчёт своей истории нынешняя Федеральная налоговая служба России. 21 ноября работники налоговых органов отмечают свой праздник.

Александр Иванович Герцен относится к числу культовых фигур нашей литературы. Его знаменитые мемуары «Былое и думы» стали настоящим кладезем сведений о жизни российского общества середины XIX века, его идейных исканий и борьбы. В них же есть целая глава, посвящённая семейной драме великого писателя и философа.

Если вы бывали в православном храме во время церковных праздников, то видели такую картину: после литургии к алтарю выстраивается целая очередь верующих, а батюшка ставит каждому на лоб знак благословения - крест. Он использует для этой цели ароматическое масло. В православии оно называется миро.

Кто не знает легенды о благородном короле Артуре! Он некогда правил в Британии, жил в замке Камелот, где стоял Круглый стол, за которым восседали знаменитые рыцари, опора его власти. О короле Артуре снят диснеевский мультфильм, есть и немало кинофильмов. Но существовал ли он на самом деле? И была ли его жизнь именно такой, какой описывается в рыцарской литературе?

Весной 2019 года Интернет и телевидение заполнили сообщения, что «российский Северный флот открыл целых пять новых островов в Арктике». Великие русские полярники Георгий Седов и Георгий Брусилов, так много сделавшие для того, чтобы архипелаг Земля Франца-Иосифа был российским, заслужили, чтобы два из вновь открытых островов были названы их именами. Ну а пока здесь есть только ледники, названные в честь этих полярных исследователей.

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири - Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.



Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы - овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.


Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят - шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл - зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью - шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг - более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный - плодородную почву, синий - цвет неба, зеленый - земля, красный - очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени - Энгэр располагался ступенями на груди.

* Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.

* Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл - три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине - символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.

* Рукав имел манжету - туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.

* Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.


Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.


С наступлением 13-15 лет менялся крой платья - оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма - тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие - височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней.

Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом - лисы, песца.



30-09-2017

Фото Анны Огородник

29 сентября на главной книжной ярмарке Бурятии «Книжный салон-2017» Этнографический музей народов Забайкалья провёл презентацию книги о традиционном праздничном женском бурятском костюме. Она сопровождалась красочным дефиле, которое вживую проиллюстрировало содержание издания. Девушки, демонстрировавшие наряды, произвели фурор и по многочисленным просьбам публики вышли на бис, сообщает ИА Буряад Yнэн.

«Нам важно показать, что буряты носили красивые праздничные костюмы и были достойны их носить. Действительно, коллекция которую мы представили, над которой мы так потрудились, говорит о том, какую красивую, праздничную, удобную, продуманную и адаптированную в наших условиях одежду носили наши предки», – рассказывает директор Этнографического музея Светлана Шоболова.

Модели представили праздничные костюмы разных групп бурят: хори, сонголов, сартулов, хонгодоров, эхиритов и булагатов. В создании коллекции участвовала Дашима Гончикова , мастер по пошиву бурятских национальных костюмов из Агинского дома моды. Для изготовления украшений привлекли известных ювелиров - Александра Чинбата , Владимира Суворова , Ниму Будожапову , Эдуарда Куклина . Каждый из них заготавливал традиционные украшения представительниц определённых родов. Так, Эдуард Куклин работал над эхиритскими и булагатскими.

Традиционный женский костюм отражал возраст, семейное положение и социальный статус своей хозяйки, а также территориально-локальные признаки. Но при этом, был идеально приспособлен к условиям быта того времени.

«Мне кажется, что увидев сегодня, как это красиво, каждой женщине захочется в любые торжественные даты будь то Сагаалган, юбилеи, свадьбы сыновей или дочерей, просто надеть этот костюм, который носили наши предки. Это будет достойно их памяти и уважения. Любая бурятка всегда будет выглядеть красиво в национальном костюме», – уверена Светлана Шоболова.

Стоимость одного костюма – 150 тысяч рублей. В эту сумму входит сам праздничный наряд, головной убор, обувь и полный комплект украшений.

«В следующем году мы планируем дополнить настоящую коллекцию мужскими праздничными костюмами. Тогда это будет большая, полная коллекция. Конечно они очень дорогие – это праздничные костюмы, не те, что носили в повседневной жизни. Их надевали по особым случаям. Мне кажется, наши предки очень красиво жили и богато», – рассказал и.о. министра культуры Тимур Цыбиков .

Праздничный женский костюм хори бурят. Фото Анны Огородник

В женской одежде хори лиф был прямой до талии, с глубокими проймами и широкими у основания рукавами. Сами рукава были составные: широкие основания в наплечной части стягивались в густую сборку, образующую буфы, к локтям они сужались и здесь же пришивали нижнюю часть рукавов, называемую тохоног – «локоть». Её шили из ткани другого цвета или узорной парчи. Рукава заканчивались обшлагами - туруу. Для нарядной одежды их делали из плиса, бархата. Название «туруу» старожилы связывают с конструкцией обшлагов, которая повторяла форму копыта (туруу) лошади.

Обшлаг (туруу) одежды хори-буряток. Фото Анны Огородник

Декор одежды хори-буряток приходился на рукава и подол, а лиф обшивался узкой бейкой по краю. Воротник украшали узорчатой декоративной тканью, парчой или шелком красного цвета, черным бархатом, мехом выдры или мерлушкой белого цвета.

Безрукавка была обязательной частью одежды замужних женщин как обычной, так и праздничной. В народе считалось, что женщина не должна одинаково показывать волосы и спину небу. Поэтому, голова женщины должна быть покрыта шапочкой, а спина – безрукавкой.

Есть два типа безрукавок - короткая безрукавка (уужа) с глубоко вырезанными проймами, узенькой спиной, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами, и длиннополая безрукавка (морин уужа). У хоринских буряток морин уужа представляла собой ту же короткую безрукавку и пришитую к ней юбку в сборку. Её делали из двух полотнищ, оставляя разрезы спереди и сзади, для удобства при верховой езде. Материалом служил шелк или хлопчатобумажная ткань. Места соединения верха и низа безрукавки также украшали.

Фото Анны Огородник

Праздничный женский костюм цонголов. Фото Анны Огородник

В женской одежде цонголов лиф также был прямой, но его низ спереди и на спине выкраивался мысиком. Рукава также были составными и с буфами, но их верхняя часть немного короче и уже, чем у хори.

Фото Анны Огородник

Подол (хормой) длинный и широкий, а шили его из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивался в густую сборку. Для цонголов характерна уужа.

Праздничный женский костюм сартулов. Фото Анны Огородник

У сартулов лиф был такой же, как у цонголов. Рукава верхней одежды опять же составные, но делали их без буф, а пришивали, заложив в складки. Подол укладывали в складки. Сартульские женщины тоже предпочитали уужа.

Праздничный женский костюм хонгодоров. Фото Анны Огородник

Фото Анны Огородник

У хонгодоров лиф одежды к низу раскашивался. Рукава шили как у сартулов. Подол был таким же, как у цонголов. И хонгодорские женщины носили уужа.

Праздничный женский костюм эхиритов. Фото Анны Огородник

Лиф был прямой до талии, как у хори бурят, но проймы и основания рукавов были намного сужены. Рукава одежды эхириток и булагаток были цельными, т.е. несоставными, как у забайкальских бурят. В Прибайкалье туруу рукавов были опущены вниз, подол оформлялся в складку. Концы рукавов перед обшлагами стягивались в сборки и оформлялись полосками цветных тканей, бархатом.

Западные буряты использовали широкую декоративную нашивку на лифе. Она занимала всю верхнюю часть груди, была видна в треугольный разрез дэгэла и расходящиеся полы расклешенного хубайси - неотрезная цельнокроеная безрукавка с разрезом спереди. Шов, соединяющий верх и подол, не украшали.

Украшение оноо. Фото Анны Огородник

Безрукавка по краю проймы, по вырезу ворота и груди была обшита полосками тонкого черного сукна, с нашитыми на них перламутровыми пуговицами. По линии соединения лифа и подола также нашивались полоски черного сукна, спереди – узкие, а на спине - широкие. На наспинную часть сверху прикрепляли украшение оноо, состоявшее из кожаной основы, обшитой тонким сукном красного цвета и с закрепленными на ней прямоугольной формы металлическими пластинами. К ним прикрепляли подвесные пластины ромбовидной формы.

Праздничный женский костюм булагатов. Фото Анны Огородник

У булагатов преимущественно были распространены хубайси. Подол в расправленном виде образует полукруг, куда в зависимости от ширины вставляли треугольные клинья. Хубайси имела боковой и плечевой швы. Спину иногда делали из двух половинок при узкой ткани. Борта передней части отделывали тесьмой или планкой из сукна или сатина преимущественно черного цвета. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра.

Фото Анны Огородник

Отметим, что раньше данные костюмы представили на выставке «Традиции вне времени», проходившей в Этнографическом музее в августе-сентябре. Экспозиция вызвала неподдельный интерес у посетителей на «Книжном салоне» люди очень интересовались деталями и пошивом, различиями между костюмами.

«Эта коллекция демонстрируется в относительно свободном доступе. Её вблизи более детально можно будет изучать. В отличии от коллекции исторических костюмов, которые хранятся в Национальном музее. К ним мы доступ ограничиваем», – рассказал Тимур Цыбиков.

Этнографический музей планирует провести лекции по традиционному костюму. Желающие смогут прийти на них и узнать все нюансы пошива традиционного костюма, а также значение всех его элементов.

Материал подготовлен Анной Огородник совместно с Этнографическим музеем народов Забайкалья

Анна ОГОРОДНИК

Как известно, Сибирь - это не самая густонаселенная часть России. Несмотря на это, здесь веками проживало большое число народов, которые говорили на самых разных языках. Среди монголоязычных народов Сибири самым многочисленными считаются буряты. По одной из версий, их название произошло от слов «бу», что переводится как «седой» или «древний», и «ойрот» - лесной народ. Вот и получается, что буряты – это древний лесной народ с особой культурой, традициями и духом, которые наиболее ярко отобразились в бурятском национальном костюме. Он не только практичен, но и наполнен символами и знаками, которые служат ключом к пониманию всей культуры этого удивительного народа.

Немного истории

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы можем судить лишь по описаниям путешественников и дипломатов, которые жили в XVII - XVIII вв. Более ранних письменных источников не существует.

Немного информации можно получить из древних сказаний. Например, в эпосе «Гэсэр» упоминается, что соболиная шкура говорила о знатности и богатстве своего хозяина, а по орнаменту и украшениям на поясе можно было рассказать о положении в обществе его владельца.

Первые описания бурятского национального костюма оставил нам русский посол в Китае Н. Спафария. От него мы узнаем, что в XVII в. в Бурятии были популярны хлопчатобумажные ткани из далекой Бухары и Китая. В это же время одежду здесь начали шить из русских и европейских тканей.

В конце XVII века во главе русского посольства в Пекин был послан Эверт Избрант Идес – голландский купец, которого в России прозвали Елизарий Елизариев сын Избрант. Вернувшись из поездки, он написал книгу о своем путешествии, где подробно описал зимнюю и летнюю национальную одежду бурят, а также их головной убор. Писали о бурятах и другие путешественники. А в XIX веке их изучением занялись ученые и исследователи.

Особенности

Буряты – кочевой народ, живущий в суровом климате. Именно эти два фактора и определили то, каким стал их национальный костюм. Итак, среднестатистический бурят в те далекие времена целый день проводил в седле, а потому и одежда не должна была ему мешать. Она защищала от ветров и согревала в морозы. Буряты занимались в основном скотоводством, а поэтому шили из того, что было под рукой – кожи, шерсти, меха. Шелк и хлопковые ткани покупали у соседних народов.

Буряты жили на большой территории, на значительном расстоянии друг от друга, а потому у каждого рода были свои особенности в костюме. Иногда различия были весьма значительные.

Цвета и оттенки

Халаты – главный элемент одежды бурят в былые времена, шили из тканей синего цвета. Но могли быть исключения. Порой их делали из коричневого, бордового или темно-зеленого материала.

Мужской халат украшал особый четырехугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение. Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна была быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, ее стали делать золотисто-желтого цвета.

У бурят каждый цвет имеет свой символ. Черный – это земля, дом и родина, красный – огонь и жизненная энергия, синий – небо.

Ткани и крой

Как мы упоминали раньше, буряты вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Потому одежду свою они шили из шкур, шерсти и меха. Хлопчатобумажные ткани и сукно покупали на ярмарках, которые проходили в Иркутске, Киренске, Нерчинске, Кяхте и других городах.

Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат («тэрлинг») шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шелка.

Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку. Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же, такой длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.

Разновидности

Бурятский национальный костюм, как и любой другой, имел свои разновидности в зависимости от пола и возраста своего владельца. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. Они носили прямые халаты, похожие на мужские. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, т.е. был прямым. Рукава пришивали регланом. Такой халат всегда подпоясывали.

С возрастом менялась прическа. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и после того, как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика. В 15-16 лет девушкам одевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься.

После свадьбы, молодой заплетали две специальные косы. Менялась и ее одежда. В набор одежды для женщин входила рубаха («самса»), штаны («умдэ») и халат. Женский халат, в отличии от мужского, представлял собой юбку и кофту, сшитые на таллии. Застегивался такой халат на специальные пуговицы – «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние бурятские женщины обязательно носили безрукавки.

Аксессуары и обувь

Мужской костюм дополняли два элемента – нож («хутага») и огниво («хэтэ»). Первоначально эти вещи имели утилитарное значение, но со временем стали элементами декора костюма. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками. Огниво выглядело как небольшая сумочка из кожи, ко дну которой крепилось стальное кресало. Его также украшали бляхами с чеканными узорами. Носили огниво и нож на поясе.

Национальная одежда бурят состоит из «дыгиля» - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным; летом у некоторых бурят «дыгиль» заменяется суконным кафтаном подобного же покроя.

В Забайкалье же летом в большом употреблении халаты, у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. Левая пола запахивалась на правую сторону и застегивалась на боку. Халат подпоясывался ремнем из кожи или ткани. В ненастное время сверх дыгиля в Забайкалье надевается «саба», род шинели с длинным крагеном; а в холодное время года, в особенности в дорогу - «даха», род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. Дыгиль (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на котором висят нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. До курения буряты большие охотники, так что все курят, не исключая женщин и детей.

Нижняя одежда - штаны и рубаха - русского покроя. Узкие и длинные штаны делаются из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей дабы, у большей части населения не моется и не снимается до износа. Обувь состоит из «унтов», нечто вроде сапог из кож жеребят - или обыкновенных сапог; летом в некоторых местностях носится обувь вязанная из конских волос, с кожаными подошвами. Голову покрывают мужчины и женщины круглой серой шляпой с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Мужчины обыкновенно коротко стригут волосы; некоторые носят небольшие косы, ламаистское духовенство бреет себе головы.

Одежда женская отличается от мужской украшениями и вышивкой; так, дыгиль у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются, кроме того, медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье этих украшений нет; женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке; женщины-буддистки, давшие известный духовный обет, носят через плечо красные суконные ленты. Костюм девушки отличается отсутствием «уджи» (род безрукавки, обязательно надеваемой всеми женщинами поверх дыгиля) и головного убора - обруча, разукрашенного кораллами и серебром.

Особенно много стараний прилагают бурятки к украшению головы: при отсутствии длинных природных волос их заменяет конский волос; замужние заплетают волосы в 2 косы, часто соединяя их между собой металлическим кольцом; концы кос вкладываются в бархатные чехлы, украшенные кораллами и серебром, и спускаются на грудь; у девушек косичек бывает от 10 до 20, украшенных множеством монет; на шее бурятки носят кораллы, серебряные и золотые монеты. В ушах висят огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей видны «полты» (подвески); на руках серебряные или медные «бугаки» (род браслетов в виде обручей) и т. д. Все украшения, а в особенности головные, сильно разнятся по степени богатства и месту жительства буряток.

Одежда бурят википедия
Поиск по сайту:

Бурятский национальный костюм — это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его эстетика, культура, обычаи.

Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни.

Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Из овчин шили шубы, из кожи — сапоги, из шерсти — чулки и т.д.

Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра. По одежде можно было определить социальный статус, место проживания человека и род (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры).

Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах — дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний).

Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный — из шелка, бархата.

В свою очередь дэгэлы имеют две полы — верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.

Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ).

Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — Хуасай, Харгана, Сагаангууд.

Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.

Женская одежда состояла из рубахи — самса и штанов — умдэ, поверх которых носили халат — дэгэл. Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.

Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию.

В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»).

Буряты: национальный костюм мужской и женский, фото

Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

Женский свадебный наряд — дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы — тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной.

Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.

Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) — обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен.

У восточных бурят безрукавка — эсэгын уужа — была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка — сээжэбшэ или хубайси — имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.

Буряты, придавали большое значение украшениям.

Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря.

Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод — тэнгэри, красные кисточки — лучи солнца — наран, нижняя часть – землю — газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца.

На обеих руках у женщины были серебрянные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной – (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок.

Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру.

По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур).

На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зеленого и желтого цветов.

БУРЯЦСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Текст работы загружается без изображений и формул.
Полная версия работы доступна на вкладке «Файлы файлов» в формате PDF

введение

Бурятский народный костюм является частью многовековой культуры бурятского народа. Он отражает его культуру, эстетику, гордость и дух. Костюм одной из многоязычных народов Забайкалья и региона Байкал всегда привлекал внимание путешественников, поскольку они повлияли на историческую судьбу жителей этих регионов, как на специальность, как на ландшафт и природу.

И женщины, и мужчины занимались производством одежды Бурджата. У портного должны быть много знаний и навыков, в частности, он был художником и вышивкой, клейкой и стеганой, занимающейся одеждой, зная отделку, цвет. Мужская одежда-паспорт показывает свою племенную (этническую) принадлежность и символ, что означает его социальную значимость.

В конце 19 — начале 20 вв. Буратовци сохранила традиционную одежду. Но в середине 20-го века национальный костюм всегда можно было встретить. В наше время национальный костюм Бурят можно найти только на фестивалях или в постановках. Но национальный костюм, его связь, пошив — это весь склад богатства национальной культуры Бурятова. Все поколение людей не знает своей собственной культуры, они не помнят предварительных знаний своих предков, они не понимают красоту народных костюмов.

Поэтому молодое поколение должно не только признать национальный костюм в Бурятии, но и знать, ценить и сохранять его для будущих поколений.

Цель состоит в том, чтобы довести молодое поколение до национального костюма в Бурате.

1) Изучить историю развития национального костюма.

2) изучают сорта национальных костюмов.

3) Познакомиться с древним национальным костюмом семьи Аюевых.

Важность наших исследований выражается в популяризации национального костюма для последующего развития интереса к культуре Бураха. Целью исследования является национальный костюм Бурят. Предметом исследования является тип народного костюма «Бурят». Исследовательская гипотеза — национальный костюм Бурджат — это память о предках и культуре для потомства.

1. Изучение национального костюма Бурят

первый

1 История развития и разнообразия национального костюма Бурят

Костюм Бурята был результатом длительного процесса развития от простого до сложного, от утилитарного до эстетического.

Материал и техника производства зависят от степени развития экономики и культуры. Основной деятельностью Бурятова было выращивание крупного рогатого скота. Для изготовления костюма использовались овчины, кожа и другое переработанное сырье.

Шкуры животных использовались в течение длительного времени. В конце 19-го и начале 20-го века наблюдалось частичное удаление традиционной кожи, кожи и преобладающее использование русских и западных тканей. Последнее особенно характерно для Бурдж-хайят.

В Забайкалье китайские хлопчатобумажные и шелковые нитки продолжали использоваться с российскими тканями. Burjati использовала ткани в умной одежде; качеством материала и украшений был костюм богатых.

Стоит упомянуть об известном единстве костюма Бурджат. Обрезка одежды на талии — особенность бурятского костюма.

Традиционный костюм, как мужское, так и женское нижнее белье, состоящее из футболок (Самса), брюк с широким шагом (um), верхней одежды (дегель) с запахом слева направо со специальными головными уборами и туфлями для бурят.

Женская одежда менее восприимчива к изменениям и, как более консервативный вариант, сохранила многие старые функции. Изучение разреза частей костюмов показало наличие двух видов одежды: малины (морина самса) и глухих (Урбах, Учаны). Одевание рубашки, по сути, представляет собой короткое платье с ароматом левого пола, оно имеет название "kwanghi"; "трет", Глубокая рубашка появилась на Буряцке под влиянием соседнего русского населения, которое характеризуется такими рубашками.

Существовали два вида мужской одежды. Первый тип включает проглоченных пастухов — кочевников с характерным запахом "jestehas" (мужской мех). Второй тип включает внешнее платье Бурджатской части Байкальского региона с плоским разрезом спереди, с краем, простирающимся на дно. Зажимы, которые касались дна, достигали прямой режущей мельницы. Особенностью мужского костюма был пояс.

Материал, техника и назначение отличались: трикотажные, тканые, сплетенные с волосами, шерсть. Они были более элегантными, чем кожа с серебряными пластинами. Изучение их приводит к заключению, что было более молодое собрание, пояс был необходим как амулет, затем пояс был признаком мужественности, отличительным знаком в иерархии службы.

Украшение металлических пластин поясов было глубоко традиционным и отражало взгляд на мир его создателей. Эти мотивы являются общими с украшениями других народов Центральной Азии, южной Сибири и характерными для разных исторических периодов.

Головной убор был разнообразным, наряду с традиционным отечественным Burjata, который они носили и покупали. Различия были разными по размеру. В Забайкалье одежда была связана с богатыми предками. Самый старый — это шляпа "Juden" с наушниками и полукруглым вырезом, который покрывает шею, которая носилась в плохую погоду.

Бурят из Байкальской области имел голову с круглой головой и узким краем вдоль края "Татари мамай "(Тартарная крышка). Шляпа была также известна здесь "хобби", Позже они были заменены шапкой куба. Мужский костюм был знаком места носителя в иерархии услуг. Одежда, которая вела себя, отличалась от одежды сотрудников. "Люди Улуса" одежда из хлопчатобумажных тканей: даламба, пальто. Право носить шелк и парчу было привилегией князей и богачей: аристократия носила голубые платья.

Художник с изображением дракона (вышивка, ткачество) показал высокое положение и источник носителя. Верх с высокой короной, с камнями синего, белого, красного цвета, был украшен костюмом чиновника. Дети обоих полов носили одежду как мужчины. Девушка до свадьбы могла носить такую ​​одежду с поясом.

Для женской одежды характерно, что они отрезали ремень — мельница состояла из широкого крыла и тренажерного зала, рукава состояли из буфов или прямо без ведра.

Замужняя женщина не имела права носить пояс. Женский костюм по возрасту, женщина изменилась с одного периода на другой и изменила семейное положение.

Одежда Бурят

Все это сопровождается соответствующими ритуалами. Если до периода зрелости девушка держала платье для мужских костюмов, которые носили крылья, большие девочки прорезали талию платья, но с рукавами, за исключением половины рукава для мужчин.

Декоративный патч обошел пояс, женился только на фронте. Оснащенный волосами и украшениями, а также подходящее и общественное положение, декоративный пик отличался от костюмов других возрастных групп. В верхней одежде замужних женщин некоторые особенности, основанные на деталях, были соблюдены в принципах декоративного дизайна и реализации. Элегантная одежда молодой замужней женщины в полной форме различает ряд местных подтипов.

Пожилая женская одежда различалась в упрощенных формах и границах. Появление одежды европейского стиля является одним из самых важных явлений женской одежды Бурата с 19-го и начала 20-го веков. Но удлиненные рубашки "Самса" в Забайкалье и одеть плоские холсты на кокету "халдейский" в Байкальском регионе существует в течение длительного времени. В костюмированном костюме Бурятского Байкальского региона можно найти географическое — общее отделение: костюмы Боханского, Алярского и Вершнелен, которые можно отнести к булгатам и эхиратам.

Интересно знать, что одной из отличительных особенностей является обувь.

1.2 История древнего костюма семьи Аюевых

В 1987 году этнографы из Улан-Удэ пришли к посещению семьи Аюджа. Слухи дошли до столицы Бурджации, которая сохранилась на левом берегу Ангары в древнем уходе Заходы, которому более ста лет.

Анфиса бабушка, которая жила в мире в течение 101 года, оставила четверо детей и внуков, и, возможно, самое важное — хорошее воспоминание о тревожном чувстве любви, мудрости, любви и заботы о руках. Именно эти руки дали наследию отпрыска невероятную вещь — дегельдировать старую породу, но национальная зимняя одежда бурятских женщин. В конце прошлого века это пальто дало Анфиси свадьбу матери.

Это было очень элегантно, и поэтому оно использовалось для некоторых церемониальных случаев. Возможно, это выродилось, когда Ансиса Андреевна двигалась после смерти сестры и от сестры до племянника Галины, все еще выглядит новой. Но в течение полутора веков Дегель — очень редкая вещь. Галина Георгиевна Вежливые гости Аюева убеждены, что они продали семейную реликвию за большие деньги, но ничего не оставили.

Внучка бабушка Анфиса не смогла продать свою память своей любимой бабушке, но она всегда счастлива на выставках для отправки дегель. Пусть молодые взглянут на то, как их бабушки были одеты в старые времена. В конце концов, это история, культура наших людей. Пройдет время, и такая одежда будет видна только на рисунках и рисунках.

Поэтому логично приступить к описанию дегеляции. Об этом рассказал нам владелец старого бурятского платья Галин Ауэва. «Дагель — верхнее зимнее платье». Мой прабадо был швеей. С тех пор платье практически не восстановлено. Он защищен от кожи и меха вручную. В ядре длинного ягненка, покрытого плюшевым темно-зеленым цветом, украшенными декоративными линиями: китайский шелковый зеленый, желтый и черный бархат. Готово с мехом (halyun).

Пальто достаточно длинное и хорошо защищено от степных ветров и сильных морозов. Режущая кромка на линии ремня: состоит из обширного края корсета (више) (HORM), который завинчивается в поясе и шьет рукава (анкеры). В верхней части пальто, hupaahi одет (с черной рубашкой с короткими рукавами, сделанными из тарелки). Передняя сторона не сходится, края закончены цветной полосой дорогих тканей и сшиты с ними серебряными монетами.

Дополнение к этому пальто всегда служило кепкой (бордо маэгай), вышло из парчи и украшено меховым халлинуном. Корона шапки украшена щеткой из золотого золота и медных нитей (зал), а серебряная монета укреплена сверху.

Белла Федоровна Мушкирова (двоюродная сестра Галина Георгиевна) сказала, как они делали архан (овчину) перед тем, как шить одежду, одетую в такую ​​последовательность:

1. Вымакивали в дрожжах (кислый молоко) и вышли на 2-3 дня.

2. Затем они сложили кожу овец и ушли на один день.

3. После этого он взял стержень длиной 30-40 см и диаметр 6-8 см, задние ноги овчины, обернутые вокруг этой палочки. И сторона шеи была прикреплена к стене на специальной башне и начала поворачиваться, затем в один и другие 3-4 дня.

4. Затем поклонились ножки и колени из кожаной стружки с помощью специальных приспособлений, удаленных гуаром (расплавленный, изогнутый нож с двумя ручками) и Dimethyl hederge.

Овечья кожа после обработки звучала, например. шутил.

5. После переодевания овчину промывали водой с добавлением небольшого количества сыворотки, затем смяли руки, которые сидят на солнце или зиму в непосредственной близости от печки.

6. В стаде копала яма была вырыта около 50 см в глубину и 20-30 см в диаметре, там были установлены сосна и сушеный навоз, чтобы огонь не горел, а курил.

7. Затем две шкуры были склеены и поставили огонь в форме юрты. Кожа была пропитана дымом, приобрела определенный цвет, и только тогда была наружная одежда.

Вместо ниток мы использовали китов, которые также сушили, а затем делили на тонкие полоски в виде нити. Все эти тяжелые работы выполнялись женщинами.

вывод

Жизнь не стоит на месте, прогресс и цивилизация будут менять нашу жизнь медленно или быстро.

Наш язык, наш образ жизни, наша одежда — со временем все меняется. С одной стороны, такое явление неважно, все в мире должно со временем меняться, развиваться и не стоять на месте. С другой стороны, в таком новом курсе мы теряем незабываемые, дорогие и незаменимые — нашу историю и культуру. И зависит только от нас, можем ли мы сохранить нашу историю, культуру, память о наших предках и передать ее нашим потомкам.

Или отменить старые заветы как ненужное эхо прошлого и продолжать жизнь без поддержки, без помощи предков, без богатства и разнообразия нашей культуры.

В результате моих задач я сделал следующие выводы:

1) Народный костюм Burjaat со временем изменился.

2) разновидности национального костюма «Бурят» были подчинены социальному статусу.

3) Старый национальный бурятский костюм — это память о потомках, особенно в семье Аюевых.

4) Вы узнаете тяжелую работу крестьянской жизни из рассказа об этом костюме.

1. Материалы, предлагаемые школьным музейным уголком.

2. Материалы семейного архива Аюева Г.Г.

3. Ресурсы веб-ресурсов: www.vikipedia.ru .

Приложение 1

Наташа Приказчикова показывает семейный костюм Айева.

Охоткова Оксана Александровна 1