Что должен уметь 4 месячный ребенок. Как ребёнок двигается

Младенец уже не так по многу набирает вес. Если в первые 2-3 месяца жизни он мог прибавлять даже по 2 кг в месяц, то к четвертому месяцу темпы прибавок заметно приостанавливаются. Это нормальное явление, ведь он становится более подвижным, он тратит больше энергии и, соответственно, меньше набирает вес. Темпы роста остаются примерно на том же уровне (порядка 1-3 см в месяц).

Психология

К четвертому месяцу обычно проходит большинство проблем с младенческими коликами, и ребенок практически весь день прибывает в позитивном настроении. Он еще не умеет передвигаться самостоятельно, поэтому много беспорядка навести не может. Однако ребенок очень рад общению с вами.

Навыки и умения

♦ Учится переворачиваться со спины на живот и умеет переворачиваться с живота на спину.

♦ В положении на животе вытягивает ручки, опираясь на них и приподнимает корпус, отрывая грудь от горизонтальной поверхности.

♦ Четко различает знакомых и не знакомых людей, знакомых людей эмоционально выделяет.

♦ Активно улыбается в ответ на новые звуки, издаваемые взрослым.

♦ Лепечет, в лепете могут появляться уже и простые слоги.

Ребенок в этом возрасте познает мир с помощью тактильных ощущений. Все новые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости, он сразу тянет в рот. Именно так он узнает мир.

Следите за тем, чтоб в поле игры ребенка не оказались мелкие предметы, чтоб ребенок не смог их или вдохнуть . Вообще, для младенца считаются безопасными игрушки и предметы, которые не могут пройти через втулку от туалетной бумаги. Помните, что игра прежде всего должна быть безопасной.

Как организовать жизнь ребенка в 4 месяца

У малыша уже достаточно четко сформирован режим. То есть он различает день и ночь. Ночью он периодически просыпается на кормление и тут же засыпает. Днем выделены 2-3 (иногда 4) сна, между которыми он бодрствует. Период бодрствования составляет примерно 2 часа, после которых ребенок засыпает, пусть даже на 20-30 минут. Обычно у детей этого возраста выделяется один длинный дневной сон и несколько коротких.

Прогулки четырехмесячных детей составляют примерно 2 часа. Но не нужно стремиться к тому, чтобы «вопреки всему» гулять 2 часа. Можно разбить прогулки на несколько более мелких. Если малыш спит на улице, то можно подгадывать прогулку под один из коротких снов, чтоб длинный сон он спал дома. Это то время, которое мама может использовать для себя и домашних дел: сон, приготовление пищи, уборка.

В возрасте 4 месяцев необходимо вводить ритуалы отхода к ночному сну: ванна, колыбельная. Ежедневный ритуал поможет ребенку успокоиться и настроиться на сон, а впоследствии легче засыпать.

Как играть

Эмоциональное развитие ребенка – вот на что стоит делать упор в 4 месяца. Различные обнимашки, щекотилки, новые звуки, смешные рожицы – то, что любит ваш малыш, и то, что заставит его улыбаться или даже смеяться.

4 месяца – это период формирования тактильных ощущений. Вы можете стимулировать их развитие различными материалами. Вы можете предложить ребенку потрогать разнообразные текстурированные ткани, такие как искусственный мех, шелк или хлопок. Помните, что скорее всего малыш потянет их в рот, поэтому не оставляйте его одного наедине с этими развивающими самодельными предметами.

Ребенку интересно будет играть с небьющимся зеркалом. Прикрепите такое к стенке кроватки и наблюдайте, как он будет смотреть на свое отражение и строить гримасы.

Чему можно научить

Обучение детей до 4-5 лет должно проходить исключительно в игровой форме.

Малыш достаточно четко уже видит предметы на различном расстоянии и хорошо фокусирует взгляд. Он может долго рассматривать игрушку, которая находится в его руке.

Ребенка идет непрерывно. Слыша речь взрослого, он начинает более активно общаться. С каждым днем он произносит все новые и новые слоги. Если в этом (или любом другом) возрасте ограничить общение с ребенком, то он снова скатывается до простого агуканья.

Начальное развитие речи

Первые слоги появляются примерно в 4 месяца. Они еще не осознанные, это только подготовка к полноценной речи. В большинстве случаев ребенок еще не умеет удваивать слоги (да-да, ма-ма, ба-ба). Речь в этом возрасте становится еще одним способом общения со взрослыми. То есть малыш учится уже не только кричать и плакать, чтоб привлечь внимание взрослого.

Что чувствует и как себя ведет ребенок

4 месяца – один из самых спокойных периодов жизни ребенка. Колики уже закончились, а прорезывание зубов еще не началось . Старайтесь отдыхать, получать положительные эмоции, встречаться с друзьями и всячески поддерживать связь с окружающим миром.

В незнакомой обстановке малыш сначала будет присматриваться к новым лицам, а когда привыкнет, - улыбаться новым людям (при этом оставаясь у вас на руках). Для ребенка вы – гарант безопасности.

Четвёртый месяц жизни малыша можно назвать переломным, этапным. Ребёнок в 4 месяца уже не похож на новорождённого малыша, которого только что принесли из роддома. Он вырос, прибавил в весе, а его взгляд и выражение лица разумны. Этот возраст малыша - время значительных перемен. Позади колики, работа кишечника наладилась, малыш окреп и готов изучать и исследовать мир, он уже многое умеет делать, задача родителей - развивать его навыки должным образом.

Физическое развитие малыша на пятом месяце жизни

Ребёнок продолжает активно расти и прибавлять в весе. Норма прибавки на этом этапе составляет до 750 г, роста - до 2,5 см. Согласно данным ВОЗ нормальный вес ребёнка в этом возрасте составляет 5–8 кг, рост 57–66 см.

Нормы роста и веса у детей в 4 месяца: как выглядят мальчики и девочки

У детей в 4 месяца быстро растут ногти, меняются волосы, может измениться цвет глаз. Спит четырёхмесячный ребёнок 15–18 часов в сутки. Около 10 часов - это ночной сон, остальные часы сна укладываются в три дневных сна . В норме ребёнок может проснуться ночью 2–3 раза для кормления, но может и спать всю ночь без пробуждения. Наиболее благоприятное время для укладывания на ночь - с 19 до 21 часа.

К 4 месяцам родителям и ребёнку уже нужно выработать ритуал отхода ко сну - ежедневно повторяющиеся действия помогут в будущем спокойно укладывать ребёнка и помогут ему засыпать самостоятельно. Единого правила, как уложить спать ребёнка не существует, но общие рекомендации - купание, лёгкий массаж, спокойная музыка, чтение книг - могут помочь.

Достижения в 4 месяца: что должен уметь делать ребёнок

В развитии ребёнка в это время происходят явные изменения. Движения становятся более стабильными, малыш уже может целенаправленно взять игрушку и рассматривать, держа в руках. Совершенствуются зрение и слух.

Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки.

Н.Е.Веракса

Ребёнок может фокусировать зрение, различать цвета. Ребёнок будет тянуться и схватит яркую погремушку, предпочтёт её игрушке более спокойного цвета. Чистые и яркие цвета игрушек воспринимаются ребёнком лучше, чем тёмные или сочетания нескольких цветов.

Многоцветные игрушки могут быстро утомить малыша, лучше в этом возрасте выбирать погремушки красного, жёлтого, зелёного или синего цветов.

Ребёнок начинает реагировать на появление новых предметов или людей и может узнавать их, если видит не впервые . Он уже узнаёт маму, радуется, когда видит её. Если мама отойдёт от ребёнка, и вместо неё подойдёт незнакомый человек, кроха будет выражать недовольство, после чего заметит незнакомца, отвлечётся. При повторном появлении матери оживляется и тянется к ней.

Малыш в возрасте четырёх месяцев различает основные звуки, он поворачивает голову на звук, может отличать голоса родных от голосов чужих людей. Слыша знакомый голос, оживляется, поворачивает голову, на незнакомый же настораживается и может даже испугаться . Если погреметь погремушкой вне поля зрения малыша, он, прислушавшись, повернёт голову на звук. Кроме того, малыш различает звуки музыки и эмоциональную окраску звуков. Слушая колыбельную или другую спокойную музыку, дети успокаиваются, под быструю и весёлую оживляются, начинают двигать руками и ногами, радоваться.

Малыш начинает гулить, причём он может делать это, находясь один, например, в процессе разглядывания игрушек . Если подойти к нему и эмоционально пообщаться с ним, малыш в ответ будет радоваться и смеяться.

Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П.Кул и А.Мелтзофа. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.

Н.Е.Веракса

Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. - С. 39-42.

К четырём месяцам постепенно угасают рефлексы новорождённого:

  • Безусловный хватательный рефлекс заменяется направленным хватанием. Кроме того, взяв в руки предмет, кроха не просто держит его, а пытается производить с ним какие-либо действия - рассматривает его, трясёт, тянет в рот;
  • Угасает рефлекс ползания - если дать лежащему на животе малышу опору, он будет пытаться ползти, отталкиваясь от опоры;
  • Рефлекс Моро - если громко хлопнуть ладонью рядом с младенцем, он сначала широко раскидывает ручки, а потом собирает их на груди;
  • Угасают также рефлексы Переза и Талана, проверять их в домашних условиях не рекомендуется.

Рефлексы угасают плавно и могут быть выражены у разных детей в разной степени.

Ползти и сидеть ещё рано

В возрасте 4 месяцев ребёнок обычно уже умеет переворачиваться со спины на живот и наоборот . Умение переворачиваться даёт ему возможность изучать окружающий его мир, для чего вместо пеленального столика малышу следует предоставить более обширное пространство. Это позволит расширить обзор, будет побуждать малыша двигаться, изучать все вокруг себя.

Лёжа на спине, малыш может приподнимать спину и плечи, как будто пытается сесть. Если потянуть его за ручки, он сядет, уверенно держа голову. Однако, сейчас ортопеды категорически против раннего присаживания ребёнка, пока он не будет сидеть самостоятельно.

Лёжа на животике, карапуз приподнимается на ручки и хорошо держит голову. Некоторые дети в этом возрасте начинают ползать по-пластунски, некоторые могут вставать на четвереньки. Можно учить малыша переворачиваться.

В четыре месяца кроха уже испытывает целую гамму эмоций - страх, радость, обиду, любопытство. Ярко проявляется комплекс оживления - увидев знакомого человека или игрушку, он активно двигает ручками и ножками, улыбается, издаёт звуки. Все чаще малыш смеётся, узнаёт своё имя.

Умения 4-месячного ребёнка на фото

Малыш в четыре месяца может подниматься на вытянутых руках Ребёнок узнает маму, радуется, оживляется, когда видит близких людей Ребёнок может целенаправленно взять игрушку, держать ее руках, изучать, рассматривать некоторое время
Ребёнок рассматривает игрушки ярких, чистых цветов, при этом он может гулить

Навыки малыша в четыре месяца - видео

Какой нужен уход

Уход за грудничком в четыре месяца незначительно меняется. Главным образом это происходит из-за того, что начинают прорезываться зубы. К этому времени уже можно приобрести специальные прорезыватели и давать их малышу.

Питание

Ест кроха в возрасте 4 месяца порядка 8 раз грудное молоко или смесь. С 4 месяцев можно начинать прикорм, только если это рекомендовал педиатр. Обычно прикорм начинают с овощных пюре. Дают сначала половину ложки, постепенно доводя порцию до 50 грамм в день. Вводятся сначала два-три овоща, после два-три фрукта, затем можно начинать прикармливать кашами.

В некоторых случаях, например, если карапуз плохо набирает вес, педиатр может порекомендовать начать прикорм с каш. Вопреки общепринятому мнению (рекомендуя вводить овощи, затем фрукты, затем крупы, педиатры опираются на данные исследований Всемирной Организации Здравоохранения) существуют и альтернативные мнения. Например, доктор Е. О. Комаровский считает, что вводить прикорм в 4 месяца незачем, ребёнку должно хватать материнского молока или молочной смеси.

Обеспечение грудничка всеми необходимыми питательными вещества базируется на правильном питании матери при грудном вскармливании или подбора оптимального состава смеси при искусственном.

Доктор Комаровский о том, когда можно вводить прикорм - видео

Нужные процедуры

Ежедневно необходимы водные процедуры - умывание, подмывание. Носик и уши чистятся с помощью ватных жгутиков по необходимости. Купать можно каждый день или через день. Во время купания уже можно использовать различные игрушки, добавить гимнастические упражнения, плавание. В режим дня четырёхмесячного малыша стоит добавить гимнастику. Заниматься гимнастикой нужно с выспавшимся и сытым малышом. Не забудьте свериться с календарём прививок - в 4 месяца, как правило, повторно вводят адсорбированную коклюшно-дифтерийно-столбнячную вакцину (АКДС).

Как заниматься гимнастикой с четырёхмесячным малышом - видео

Развитие и игры: что и как развивать

Развитие младенца в этом возрасте сильно зависит от тесного контакта с мамой. Ребёнок ещё мал для активных или ролевых игр, главное для него сейчас - общение и изучение окружающего мира . С ним нужно разговаривать, можно носить его с собой, показывать ему предметы, рассказывать, что вы делаете. При общении с малышом можно воспроизводить звуки различных предметов или животных - паровоза, льва, машины. Также можно имитировать звуки, которые издаёт сам ребёнок, получится своеобразный диалог между мамой и малышом. Он учится вас понимать.

Чему можно научить кроху

В четырёхмесячном возрасте хорошо подойдут игры-потешки, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и подобные им. Такие игры не только веселят малыша, но и стимулируют работу его организма. Нехитрая, на первый взгляд, игра в прятки - лицо закрывается руками, потом руки убираются, внезапное появление мамы вызывает у ребёнка радость и смех - развивает причинно-следственные связи. Для развивающих игр подойдут мягкие пищащие игрушки. Нужно вложить игрушку в руку малыша и сжать её. Вскоре он научится сжимать ладошку сам, чтобы услышать звук. Игру можно усложнить, вложив по игрушке в обе ручки ребёнка, чтобы он учился сжимать ручки одновременно. Ребёнку можно помочь исследовать части тела, например, надеть на ножки яркие носки. Яркий цвет привлечёт внимание ребёнка, он будет рассматривать предмет, попытается дотянуться до него.

Для младенца важно развитие тактильных ощущений. В руки крохе можно давать ткани, различающиеся по фактуре, например, шёлк, вельвет, бархат. Можно завязать узелки на шнурке и на атласной ленте и дать их малышу в руки.

Растущий ребёнок постоянно меняется, приобретает новые навыки, познаёт мир. Родителям важно помнить, что ребёнок развивается гармонично, так как заложено природой, его не следует торопить. Развитие каждого ребёнка происходит постепенно и индивидуально, поэтому нужно помнить, что навыки и умения, которые описаны в статье, не придут к малышу ровно в четыре месяца. Постепенно он будет приобретать новые навыки, а родители должны ему только немного помочь.

Малыш, переросший 3-месячный рубеж, существенно отличается от себя прежнего. Такой младенец уже не только уверенно держит голову и поворачивает шею, а лежа на животе подолгу держит плечевой пояс приподнятым (коза кобры). Он реагирует на все звуки и отлично различает мимику взрослых. В плаче, ты наверняка замечаешь, его интонации сильно разнятся: от обиженно-грустных, до задорно-скандальных. Но главное - малыш уже не только плачем общается с окружающим миром. С 4 месяца у большинства детей появляется так называемая младенческая речь - агуканье. Оно может быть веселым, увлеченным, весьма содержательным, и, конечно, бесконечно умильным для мамы. Почаще устраивай "диалоги" с ребенком - ему польза, а тебе - колоссальное удовольствие.

В этом возрасте самая любимая игрушка младенца - он сам. Малыш с интересом рассматривает свои пальцы на руках, пытается синхронизировать их движения. Однако, другие игрушки по возрасту также будут очень кстати, но об этом поговорим чуть позже.

Если ребенок в 4 месяца пытается сесть самостоятельно

Еще раз хочется подчеркнуть: ни в коем случае нельзя "помогать" малышу высаживанием. Даже, если ты изо дня в день наблюдаешь мучительные попытки карапуза усесться самостоятельно (редко, но бывает, что уже в столь раннем возрасте дети начинают садиться), ни в коем случае не помогай и не педалируй этот процесс. Ребенок сможет усесться тогда и только тогда, когда его кости, суставы, мышцы и сухожилия будут к этому готовы. Если малыш сумел сесть сам – отлично, поздравляем его и тебя, но если у него пока не получается – не помогай, значит, время еще не пришло. Пусть кроха еще немного окрепнет, а ежедневные, пусть пока и безрезультатные, попытки сесть – лучшая тренировка для него сейчас.

И не стоит принимать близко к сердцу рассказы соседок о том, что якобы у кого-то ребенок ползает в 4 месяца, а то и вовсе ходит. Далеко не каждый малыш в этом возрасте способен самостоятельно переворачиваться, и это тоже норма!

Ребенку 4 месяца: нужно исключить дисплазию тазобедренных суставов

Как только ребенок достигнет возраста полных 3 месяцев, его в обязательном порядке нужно показать детскому ортопеду. Потому что именно в этот период может быть выявлено серьезное и опасное, пока совершенно незаметное заболевание - . В возрасте 3 - 7 месяцев она лечится довольно легко, в то время как в старшем возрасте лечение доставляет ребенку страдания и тормозит его физическое развитие. Если же оставить заболевание непролеченным в детстве, во взрослом возрасте человеку может грозить инвалидизация.

Неприятность состоит в том, что невооруженным взглядом дисплазию тазобедренных суставов определить невозможно, поэтому абсолютно все поголовно нуждаются в осмотре ортопеда, а также в УЗИ-диагностике (иногда наличие или отсутствие диагноза может подтвердить только рентген). Чаще данный порок наблюдается у девочек, насторожить маму могут следующие признаки: асимметроия паховых складок, неравномерное отведение согнутых в коленах ножек, когда ребенок лежит на спине, щелчки при отведении. Но все это - лишь народные признаки, ребенка (в том числе и с виду абсолютно здорового) обязательно должен обследовать специалист.

Режим дня ребенка в 4 месяца

В жизни малыша появляется много новых возможностей, ему уже нужно больше времени на игры и общение. Поэтому спать он будет все меньше, а освободившееся время начнет использовать с толком. Предлагаем тебе присоединиться.

Сколько спит ребенок в 4 месяца

Суточная норма сна ребенка жизни составляет 15 - 18 часов. Из них основная часть, разумеется, приходится на ночь. То есть непрерывно (просыпаясь только на кормления) ребенок должен спать ночью около 12 часов. Остальное время разбивается на равные промежутки днем на "усмотрение" крохи - 2 или 3 дневных сна, а может и недолгие периоды сна после каждого кормления (обычно ребенок ест около 5 раз днем и 2 - 3 - ночью).

Как выглядит младенец (4 месяца)? Развитие, как говорится, налицо. Ребенок стал более пропорциональным: голова уже не больше грудной клетки, ручки и ножки выпрямились, окрепли. В этом возрасте глазки ребенка становятся темнее, они приобретают свой цвет навсегда. Если цвет глаз не изменится до 6 месяцев, значит такими же светлыми они и останутся. Младенец теряет свои тоненькие первые волосики - они постепенно выкатываются и выпадают, вместо них вырастают новые, может быть, даже другого цвета или оттенка.

Физическое развитие в 4 месяца

В течение 4 месяца жизни малыш в среднем должен прибавить 700 грамм в весе. Относительно своего веса при рождении общее нарастание массы становит 3600-3700 грамм. Также он должен прибавить в росте за этот месяц на 2 сантиметра. Сейчас ребенок уже на 13 сантиметров больше, чем был, когда родился. Оценивая развитие ребенка в 4 месяца, необходимо учитывать объем головы и груди. У правильно развивающегося малыша объем груди должен быть больше или равняться объему головы. Средние показатели для мальчиков составляют: 41,9 сантиметров - окружность головы и 42,8 сантиметров - груди. У девочек - 41 и 41,8 сантиметров в объеме соответственно. Повторим, приведенные нормы (развитие ребенка) в 4 месяца всего лишь ориентировочные. Каждый ребенок - индивидуальный организм. Оценивать темпы увеличения роста или веса, а также другие физические показатели должен только педиатр.

Развитие ребенка в 4 месяца

Младенец уже умеет хорошо держать голову. Когда он лежит на спине, то все время поднимает ее, чтобы рассмотреть себя хорошенько и все вокруг. Во время, когда ребенок играет, чаще выкладывайте его на животик, пускай укрепляются спина и шея. Грудничок уже уверенно держит головку и на животе, но пускай учится так же уверенно и легко поворачивать голову из стороны в сторону. Лежа на животике, малыш успевает рассматривать все вокруг себя, а также старается ручкой схватить игрушку или что-то другое, интересное ему, при этом удерживая себя с приподнятой головкой, опираясь только на одну ручку. Также ребенок пытается повернуться на бочок или даже перевернуться со спинки на животик. Он быстрее научится это делать, если вы будете ему помогать. Как правильно делать перевороты, описано в статье ниже. К тому же стимулировать его перевороты можно и при помощи ярких игрушек. Положите возле малыша игрушку так, чтобы он смог ее взять, перевернувшись на бочок.

Ребенок продолжает исследовать себя - он поднимает вверх ручки и следит за ними. Движения ручек и глаз скоординированные. Также он может удерживать небольшие предметы в руках.

Малыш уже узнает своих родных, когда с ним заговорят, обязательно ответит улыбкой.

Наполняйте дом красками

Глазки у ребенка двигаются синхронно и скоординировано. Малыш может рассматривать предметы на расстоянии от себя в 20-30 см. Активизируйте развитие ребенка 3-4 месяца жизни - повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки. Малыш будет рассматривать их, научится задерживать взгляд на одном предмете, а также будет поворачивать голову из стороны в сторону, чтобы увидеть новую игрушку или проследить за ее движением. Также можно использовать игровой коврик для детей. Лежа на спине, малыш будет рассматривать игрушки над собой. Также у ребенка должно быть несколько разных погремушек, удобных для захватывания маленькими ручонками. Вы должны быть уверенны в качестве игрушек, потому что ребенок будет их хватать, ощупывать и тянуть в рот. Малышу будет интересно понаблюдать за движущимися игрушками, например музыкальной каруселькой над кроваткой.

Развивайте речь

Уже хорошо понимает, откуда доносится звук, и поворачивает к нему голову грудничок 4 месяца. Развитие ребенка, как никогда, зависит от окружающих его людей - он нуждается в общении, голосе и улыбках взрослых. Больше разговаривайте с ним, озвучивайте все вокруг происходящее. Прислушивайтесь, что лепечет ваш малыш, и повторяйте за ним, поощряйте его и хвалите, тогда ребенок долго и выразительно будет «гулить», тренируя свой речевой аппарат. Больше улыбайтесь и смейтесь, ребенок будет копировать ваш смех и «хихикать» по-своему. Скоро он будет повторять за вами звуки, а в будущем из них выстроятся слоги, такие как «га», «гу», «да» и самые долгожданные «ма» и «па». Ребенок не всегда понимает слова, но хорошо улавливает интонацию и различает тихие и громкие звуки. Многие дети любят слушать музыку. Поэтому можно во время бодрствования младенца включать тихую и спокойную музыку.

Как организовать режим дня

Намного активнее стал малыш в 4 месяца. Развитие его теперь требует увеличения времени для игр. Теперь малыш спит днем 3, реже 4 раза, ночной сон более крепкий и продолжительный. Сейчас он составляет 8-10 часов. Утро начинается, как ранее, с ежедневного осмотра и туалета малыша. Ребенка умывают водой комнатной температуры и вытирают мягким полотенцем. При необходимости чистят нос и уши. Вечернее купание также должно присутствовать в режиме каждого дня ребенка. Прогулки в теплое время должны быть дважды в день по два с половиной часа, а в холодное - по часу-полтора. Не стоит выходить на улицу, если температура воздуха опускается ниже 10 градусов по Цельсию. В свободное время дома играйте с малышом большими яркими игрушками. Все предметы для игр должны быть разными по форме, цвету, а также материалу. Как играть с малышом в этом возрасте? Игры, стимулирующие развитие ребенка 4 месяца жизни, описаны чуть ниже. Также вы можете оставлять ненадолго малыша одного. Но не забывайте, он уже очень подвижный и может скатиться с кровати. Кладите его в кроватку или специально оборудованное место для игр. В общем, режим дня в этом возрасте построен по принципу: «сон-кормление-бодрствование-сон». Чем больше ребенок бывает на свежем воздухе, чем активнее он играет дома, тем лучше у него сон и аппетит. Какие изменения в кормлении грудничка 4-5 месяца? Развитие пищеварительной системы позволяет вводить первый прикорм малышу. Что это будет, лучше посоветоваться с педиатром. Можно начинать как с фруктов, так и с овощей. За кормление ребенок съедает уже больше, приблизительная порция равна 190-200 мл молочной смеси или грудного молока.

Играйте с грудничком

Именно сейчас необходимо тренировать координацию ребенка, точность движения рук, его способность ухватывать предметы разной формы. Чем заинтересуется малыш в 4 месяца? Развитие зрения и тактильных ощущений обуславливают его любопытство к различным ярким вещам. Помогите ему познать этот мир в игровой форме.

Развитие ребенка 3, 4 месяца жизни при помощи игр нужно проводить после того, как малыш покушал. Он спокоен и бодр. Для игры используют кубики и шарики небольших размеров, удобные для ручек малыша. Выбранные предметы должны быть одинакового цвета. Ребенка выкладывают на живот и раскладывают перед ним шарики. Пускай малыш поиграет с ними столько, сколько ему будет интересно. Когда он начнет отвлекаться, в середину к шарикам кладут кубик. Ребенок сразу же реагирует на новый предмет, он к нему потянется и захочет взять в руки. Можно менять предметы местами, а для того, чтобы ребенку было удобно переводить взгляд с одной игрушки на другую, ставьте их не дальше 5 см друг от друга. Игра длится около 5 минут. Повторять ее можно каждый день, пока она будет интересна малышу. Затем можно сделать небольшой перерыв и вернуться к ней спустя несколько дней. Во время этого развлечения ребенок оценивает визуально предметы, замечая отличие кубика от всех остальных предметов (шариков). Пытаясь взять в руки кубик, ребенок тактильно ощущает разницу в форме. Эта игра активно тренирует мышцы, координацию движений и способность брать различные предметы.

Игры 4-го и 5-го месяца

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы.

Малыш (4 месяца), развитие захвата предметов разной формы

Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника. Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник. Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день. На третий день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Приемы массажа и гимнастические упражнения

Развитие ребенка 4-5 месяцев напрямую зависит от того, как занимаются с ним родители. Массаж и гимнастические упражнения положительно воздействуют на организм грудничка. Они не только стимулируют развитие двигательных реакций, но также оказывают благоприятное влияние на нервную систему.

Упражнения для детей 3-го и 4-го месяцев жизни

Это комплекс упражнений, которые можно проделывать ежедневно, начиная с трех месяцев.

Скрещивание рук

Младенец лежит на спине. Обхватывая ладошки малыша, мама укладывает ему в ручки большие пальцы. После она разводит ручки в стороны и сводит их на груди так, чтобы они скрестились. Упражнение повторяется 8 раз. Но необходимо каждый раз менять ручку, которая будет находиться сверху. Такие движения стимулируют развитие мышц рук и плечевого пояса.

Перевороты со спины на живот

Грудничок лежит на спине. Правой рукой мама обхватывает бедро ребенка. В левую ручку малыша мама укладывает указательный палец другой руки. Поворачивая влево таз ребенка, малыш поворачивает головку и плечики в ту же сторону. Получается переворот со спины на живот, ручки при этом находятся у ребенка под грудью. Выполнять упражнение следует попеременно в разные стороны.

Поглаживание и разминание спины

Ребенка выкладывают на животик. Ручки его находятся под грудью. Поглаживание: мама поглаживает ребенка ладошкой по направлению сверху вниз - от головы к ягодицам, а наоборот, снизу вверх - тыльной стороной ладони. Разминание: поступательными круговыми движениями указательным, средним и безымянным пальцами мама массажирует длинные мышцы, которые находятся по обе стороны позвоночника. Движения выполняют снизу вверх - от поясницы к шее.

Массаж живота

Ребенок лежит на спине. Поглаживание: мама по часовой стрелке ладонью правой руки поглаживает животик ребенка. Надавливать на животик не нужно, особенно быть аккуратным в области печени. Растирание: мама кладет ладошки под поясницу младенца и мягко растирает наружные косые мышцы живота. Движения начинаются с боков и постепенно переходят к центру, пока ладони не соединятся над пупком.

"Плавание"

Ребенка выкладывают на животик. Мама обхватывает большим и указательным пальцами левую ножку ребенка, а остальными - правую. Правую руку кладет под животик малыша, немного при этом приподнимая его над столиком. Когда малыш лежит на ладони мамы, его голова и плечи должны быть немного приподняты. Упражнение выполняется один раз в день и длится всего несколько секунд. Такое упражнение очень хорошо воздействует на мышцы спины, ног, укрепляет позвоночник.

Развитие ребенка 4-5 месяцев жизни позволяет делать, кроме выше перечисленных, следующие упражнения.

Сгибание и разгибание ног (одновременно)

Ребенок лежит на спине. Мама обхватывает ножки ребенка руками, при этом большие пальцы рук находятся сверху на голени, мизинцы упираются в ступни. Необходимо одновременно сгибать обе ножки ребенка, подтягивая их к животику, и разгибать обратно. Упражнение выполняется 8 раз. Оно развивает мышцы ног.

Массаж спины с использованием похлопывания

Ребенка выкладывают на животик. Мама тыльной стороной пальцев похлопывает мышцы спины, которые находятся вдоль позвоночника, начиная с ягодиц и продвигаясь к шее и обратно. Похлопывания сначала проделывают только указательными пальцами, затем постепенно подключают и другие. При этом помните, массаж нужно начинать и заканчивать поглаживанием.

Упражнение «Дельтаплан»

Ребенка выкладывают на животик. Мама просовывает ладони под животик малыша так, чтобы мизинцы соприкасались, а большие пальцы находились на боках. Затем необходимо приподнять ребенка. Тело малыша напряжено, а головка и ножки - приподняты. Это упражнение стимулирует развитие ребенка в 4 месяца, оно укрепляет мышцы спины и ягодиц.

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.


Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.