Дети обзываются в школе как реагировать учителю. Обзывают в школе – как защитить своего ребенка? Способы профилактики нежелательных ситуаций

(3 голоса : 5,0 из 5 )

Что такое свободное воспитание? Где границы свободы и вседозволенности, есть ли последствия такой свободы и что думают святые отцы о свободном воспитании .

Свободное воспитание – это идеология, для которой характерна крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание авторитарного воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания - не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.

Индивидуализация воспитания — это:

  • предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств;
  • деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;
  • деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации.

Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, у нас первооткрыватель этого направления — Л.Н. Толстой. Начиная с 20 века и до сегодняшнего дня, большую известность получили так называемые свободные школы, например, школа Александра Нилла в Саммерхилле.

Что же подразумевают под свободным воспитанием его идеологи? Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. То есть по сути это некая манипуляторная тактика, закамуфлированная под оболочку непринуждения.

Утверждение Толстого о том, что «воспитание не воспитывает, а только портит», что «лучшая система в деле воспитания – не иметь никакой системы», прозвучавшее в ряде его статей – «Кому у кого учиться писать: нам у крестьянских детей или крестьянским детям у нас?», «Воспитание и образование», «О народном образовании», у многих современников Толстого вызвало протест. Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, Л.Н. Толстой утверждал, что «учителя не имеют права принудительно воспитывать детей в духе принятых принципов, поэтому в основу образования должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они хотят учиться, а основное дело учителя — следовать и развивать ребенка». Однако, поэкспериментировав в Яснополянской школе, Л.Н. Толстой признавал, что воспитательный элемент в его школе действительно существовал: «Я воспитывал своих яснополянских мальчиков смело…». В 1909 г. он ответил прямо: «То разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, – искусственно. И воспитание и образование нераздельно». Он указывал на то, что соблюдение условий свободы воспитания и обучения должно основываться на религиозно-нравственном учении. Но, чтобы эта свобода не превратилась в неразбериху и хаос, нужны общие основания, например, религия и нравственность.

Идеи Л.Н. Толстого в дальнейшем прослеживалась и в деятельности К.Н. Вентцеля, М. Монтессори и многих других.

Так, К.Н. Вентцель в своей работе «Освобождение ребенка» (1908) впервые обосновал право ребенка на свободу выбора: » Каждый ребенок, рожденный на свет, имеет право на воспитание, но она имеет также право и на то, чтобы его не воспитывали и особо не воспитывали чрезмерно» борьбе за свободу и права ребенка К.Н. Вентцель в своих педагогических трудах высказал ряд мыслей и положений, которые можно объединить в три раздела:

1.Права уравнивают возможности детей и взрослых: право ребенка участвовать в создании законодательных актов, регулирующих его жизни; право равенства со взрослыми; право создавать организации, союзы, кружки.

  1. Права, гарантирующие свободу и право выбора: право принадлежать самому себе; право уходить от родителей и воспитателей; право выбора учебного заведения; право на свободу вероисповедания и религиозных убеждений; право на сохранение своей самобытности; право свободы мысли; право уклоняться от того обучения и воспитания, которое идет вразрез с индивидуальностью ребенка.
  2. Права, обеспечивающие полноценное существование и развитие личности: право иметь надлежащие социальные условия; право на образование; право на жизнь; право на развитие способностей и потенциала; право на защиту от наказаний; право на материальное обеспечение.

Не из этих ли гуманистических идей о правах и свободах ребенка растут ноги у нынешней Ювенальной системы?

В советский период обрела популярность педагогическая система В.А. Сухомлинского — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. Вся образовательная система в Павлышской средней школе, руководимой Сухомлинским В.А., была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала участие самого ребенка.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского следующие:

  • доверие к детям,
  • учение без принуждения,
  • воспитание без наказаний,
  • сотрудничество детей и взрослых,
  • творческий труд и нравственная свобода,
  • возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
  • принятие ответственности за свой выбор.

Сухомлинский В. А. отмечал: «Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний. И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников - воспитывайте детей без наказаний».

Святителю Тихону Задонскому есть, что на это возразить:

«Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: “Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней” (). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но от любви их наказывает: “Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает” (). Так и плотские родители должны последовать Богу и детей своих от любви наказывать. Ибо та любовь отеческая слепа, которая оставляет детей неисправных без наказания; истинная же и мудрая та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” ().

  1. Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: “Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали” (), но средним путем поступать, как выше сказано»

Многолетнее исследование психолога и педагога Н.М. Магомедова показало, что, если применять принципы свободного воспитания на практике, то воспитание превращается в особый процесс общения педагога с воспитанником как равный с равным. Но какова сущность этого равенства? Почему, если все так радужно в теории свободного воспитания, психологи утверждают обратное: детям нужен взрослый человек – опора, защита, пример, образец, к которому он стремится. Вот что говорит на эту тему детский психолог Ирина Медведева:

— Не могли бы вы привести примеры вредных современных педагогических методик?

– Иногда повышенные страхи бывают оттого, что некоторые современные родители исповедуют совершенно несвойственную нашей культуре, да и любой традиционной культуре, модель отношений с ребенком. Они вместо того, чтобы быть старшими друзьями своего ребенка, вместо того, чтобы проявлять свой родительский авторитет и четко ребенку объяснять, что хорошо и что плохо, где добро и где зло, играют в так называемое партнерство. Дескать, мы с тобой партнеры, мы такие же, как ты, ты мудрее нас, мы ничего не знаем, решай сам. Ребенок же не понимает, что это такая модная и очень вредная педагогическая инновация. Он думает, что его родители – слабаки. Они в его глазах перестают быть его защитой.

– Какие еще есть модели воспитания, которые нельзя воплощать?

– Есть еще модель, когда родители перестают делать детям замечания, когда родители думают, что замечания – это насилие над ребенком, когда они верят каким-то глупостям, что в Японии детям до пяти лет не говорят слово «нельзя». Рассказы про то, что в Японии маленьким детям не говорят «нельзя» – это чушь, потому что японская культура основана на чувстве долга. Оно стоит в центре национальной этики. Может быть, там и не говорится слово «нельзя», но при этом произносятся другие запретительные слова.

В отличие от Л.Н. Толстого, основатель школы Саммерхилл, успешно занимающейся практикой свободного воспитания, имеет такой взгляд на религию:

— Верите ли вы в Христа?

Несколько лет назад у нас в Саммерхилле жил ребенок одного проповедника.

Однажды в воскресенье вечером, когда мы все танцевали, проповедник покачал головой. Нилл, - сказал он, - здесь такое чудесное место, но почему вы все такие язычники? Браун, - ответил я, - вы проводите свою жизнь, стоя на импровизированных трибунах и рассказывая людям о том, как им спастись. Вы разговариваете о спасении, а мы спасение проживаем. Нет, сознательно мы не следуем христианству, но, говоря более широко, Саммерхилл - это чуть ли не единственная школа в Англии, которая обращается с детьми так, что Иисус это одобрил бы. Кальвинистские священники в Южной Африке бьют своих детей точно так же, как и католики. Мы же в Саммерхилле даем детям любовь и приятие.

— Каким образом должны дети получить свои первые представления о Боге?

— А кто это - Бог? Я не знаю. Для меня это слово означает доброе начало в каждом из нас. Если убеждать ребенка любить какое-то существо, которое сам не особенно хорошо себе представляешь, то принесешь больше вреда, чем пользы.

Бог сделал человека свободным, дал ему свободную волю и наделил его свободой выбора. Но значит ли это, что нужно детей равнять на взрослых, что им необходимо предоставить полную свободу для развития, систему, в которой нет принуждения и наказания, нет рамок?

На практике больше вреда, чем пользы заканчиваются попытки осуществить свободное воспитание в массовом порядке. В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность — это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский очень точно прокомментировал бы отношение к свободному воспитанию:

«Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю прямо доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что “Царствие Небесное нудится”, что “нуждницы восхищают е” ()? А как не принуждать особенно мальчиков к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?».

Свобода – она разная. Иногда действительно необходимо предоставить свободу ребенку, не давить на него, не понукать, не заставлять, не требовать, иногда даже не говорить. Но только в том случае, если сердце продолжает неустанно молится о том, чтобы дарованная свобода пошла ребенку на пользу и стала бы душеспасительной. Закончить хочется словами прп. Порфирия Кавсокаливита: «Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда»

С опорой на текст могут быть приведены следующие объяснения:

1) «природа побуждает человека к развитию и совершенствованию и тогда, когда определенных богатств в том или ином регионе нет»;

2) «дефицит природных возможностей побуждает человека к поиску компенсационных механизмов, провоцирует обращение к другим качествам природы и развитие обмена между людскими сообществами, живущими в разных регионах»;

3) «Этот импульс, идущий в чем-то от слабости природных возможностей, также в определенной мере влияет на развитие общества».

1) роль природы в жизни общества

– природа как источник средств жизни;

– природа как среда обитания;

2) особенности воздействия природы на развитие и совершенствование общества;

3) глобальный характер воздействия природы на общество.

5. В тексте рассматривается влияние природы на материальные условия жизни общества. Влияет ли природа на духовную культуру? Опираясь на обществоведческие знания, личный опыт и факты социальной жизни, приведите два объяснения.

Могут быть приведены проявления:

1) влияния природных условий на быт людей (жилища, одежда)

2) влияния природных условий на верования и обычаи

6. Как природа влияет на развитие общества? (Найдите в тексте три направления влияния.)

Могут быть приведены следующие направления влияния:

1) природа – источник средств жизни;

2) природа – источник средств труда;

3) природа – среда обитания;

4) природа побуждает человека к развитию и совершенствованию.

Самопознание – сложный, многоступенчатый процесс. Психологи нередко выделяют в нём два уровня.

На первом этапе самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми. Включая себя в сравнительный контекст с окружающими, человек преимущественно опирается на внешние моменты. Основной метод такого самопознания – самонаблюдение. На этом уровне человека обычно занимают вопросы: какой я? чем отличаюсь от других? что знаю о себе? как меня воспринимают другие?

При самонаблюдении вектор внимания направлен на самого себя. Что же можно наблюдать в себе? Многое: как меняются чувства, желания, ощущения, настроения, увлечения и пристрастия, ценности, представления о жизни, как проявляется темперамент и характер в разных ситуациях, как развиваются способности и т.п. При самонаблюдении человек словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир.

Познакомившись с разными сторонами своего внутреннего мира, человек рано или поздно переходит на второй уровень самопознания – углублённое самоисследование. Теперь становятся важны вопросы, развёртывающиеся в плоскости «Я и Я», а не в плоскости «Я и другой человек». Человек словно рассматривает себя под разными углами, измеряет, сравнивает, пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, дойти до первопричин. Он действительно исследует себя подобно учёному, изучающему какое-то явление природы. В процессе этой работы души человек обозревает весь свой внутренний мир и свою жизнь. Углубляясь в собственные чувства, мысли, состояния, он постепенно осознаёт и интегрирует в одно целое всё, что видит в себе. Осознание никогда не оставляет нас прежними.



(Кислица Г., Николаева Т., текст адаптирован)

1. Считается, что самопознание помогает человеку в жизни. Приведите два обоснования (аргумента) в поддержку этого мнения.

ü Самопознание помогает человеку сохранять ровное расположение духа и владеть собой при всех превратностях судьбы, счастье и несчастье.

ü Самопознание учит человека управлять мышлением, помогает разгонять все беспокойные, мучительные и бесполезные мысли и сохранять спокойствие в сердце.

ü Самопознание помогает избегать многих жизненных трудностей, находить новые конструктивные пути, разрешать споры творчески, в духе взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи.

2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ü Самопознание – сложный процесс.

ü Второй уровень самопознания - углублённое самоисследование.

3. Назовите любые три черты, которые сближают исследование человеком самого себя с деятельностью учёного.

ü Используются разные методы исследования - измерение, сравнение.

ü Пытается докопаться до сути.

ü Используется как и в науке наблюдение, обобщении результатов.

4. Наташа сравнивает себя со своими одноклассницами: «Лена всегда задумчивая, а я весёлая», «Марина хорошо решает задачи по математике, а я нет» и т.п. Какому уровню самопознания свойственны подобные суждения? Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

ü Подобные суждения свойственны первому уровню.

ü Цитата: «На этом уровне человека обычно занимают вопросы: какой я? чем отличаюсь от других? что знаю о себе? как меня воспринимают другие?»

5. Опираясь на текст и обществоведческие знания, укажите три различия между двумя уровнями самопознания.

ü На первом этапе самопознание осуществляется через соотнесение с другими людьми, в плоскости «Я и другой человек». На втором этапе самопознание развёртывается в плоскости «Я и Я».

ü На первом этапе основной метод такого самопознания – самонаблюдение. На втором этапе - углублённое самоисследование.

ü При самонаблюдении человек словно делает опись элементов, составляющих его внутренний мир. На втором этапе человек рассматривает себя под разными углами, измеряет, сравнивает, пытается докопаться до смысла происходящего в глубине души, дойти до первопричин.

6. Какие два уровня самопознания выделены в тексте?

ü Первый уровень самопознания – самонаблюдение.

ü Второй уровень самопознания – углублённое самоисследование.

Учебно-воспитательный процесс в основной и старшей школе должен строиться с учётом следующих особенностей: опираться на потребность учащихся в общении со взрослыми и сверстниками, а также на те стороны личности подростков, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания <…>

Наибольшие трудности возникают в процессе обучения подростков в 8-9 классах. Постепенно школьные проблемы нарастают: от обычных «недостатков в учебной деятельности» в 5-6-х классах до появления устойчивых негативных черт личности, мешающих нормальному процессу обучения в старшем подростковом возрасте.

Ведущими факторами в возникновении школьной неуспеваемости среди подростков являются особенности характера, недостатки в формировании познавательных процессов, эмоциональные расстройства, пробелы в знаниях…, отношение родителей к учёбе подростка и ситуация в семье школьника. Существующие в литературе типологии неуспевающих школьников указывают в качестве основных причин снижения успеваемости в подростковом возрасте следующие: педагогическая запущенность, индивидуально-типологические особенности ученика, отсутствие адекватной мотивации учения, учебная перегрузка. <…>

Организация помощи недисциплинированному подростку обязательно должна включать в себя систему разнообразных методов, направленных на него самого, на его семью, а также мероприятия, ориентированные на ближайшее окружение. Снижение успеваемости, проявления недисциплинированности в поведении и другие нарушения в учебной деятельности подростка очень часто происходят из-за неумения или невозможности в силу каких-то обстоятельств добиться такого положения в классе, которое ему нравится.

(Реан А.А., текст адаптирован)

1) ответ на вопрос, например: неумение или невозможность в силу каких-то обстоятельств добиться такого положения в классе, которое ему нравится, приводит к снижению успеваемости, недисциплинированности в поведении и другим разнообразным нарушениям в учебной деятельности подростка;

2) объяснение, например: в случае психологических проблем, возникающих при общении с одноклассниками, школьник концентрируется на их переживании и решении, а не на учебе, поэтому в учебной деятельности возникают проблемы.

2. В тексте названо несколько основных причин снижения успеваемости в подростковом возрасте. Назовите любые две из них и, опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, проиллюстрируйте каждую конкретным примером.

В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы примерами любые две из названных в тексте причин, например:

1) «педагогическая запущенность» (ребенок слабо освоил программу начальной школы и не смог в отсутствие помощи родителей и школы справиться с материалом 5–7 классов);

2) «индивидуально-типологические особенности ученика» (гиперактивный подросток испытывает трудности в выполнении заданий, требующих усидчивости и сосредоточенности);

3) «отсутствие адекватной мотивации учения» (оглядываясь на свое ближайшее окружение, подросток не видит пользы в получении образования – жизненные достижения родных и близких никак не связаны с уровнем их образования);

4) «учебная перегрузка» (подросток учится в физико- математической школе, занимается на курсах китайского языка и на компьютерных курсах).

3. Автор считает, что «организация помощи недисциплинированному подростку обязательно должна включать в себя систему разнообразных методов». Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, предложите по одному методу, направленному: а) на ученика, б) на его семью, в) на его ближайшее окружение.

В правильном ответе могут быть предложены, например, такие методы, направленные:

а) на ученика, например: организация дополнительных (индивидуальных или групповых) занятий с психологом, с педагогом или занятия в спортивной секции, требующее дисциплины;

б) на его семью, например: контроль органов опеки и попечительства за ситуацией с посещением школы, условиями для учебы и т.п.;

в) на его ближайшее окружение, например: взрослые организуют полезный и интересный досуг группы подростков, проводят развивающие внеклассные мероприятия; привлечение

актива класса, школы к помощи.

4. Переход из начальной школы в основную стал трудным этапом в жизни Ивана: он так и не смог привыкнуть к новым учителям и предметам, вместо хороших оценок стал часто получать тройки. В 9 классе Иван стал неуспевающим учеником, плохо относящимся к учёбе и часто прогуливающим школу. Объясните эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение приведенных в задании фактов, например: трудности в учёбе постепенно перерастают в серьёзные проблемы, охватывающие различные сферы жизни школьника;

2) фрагмент текста, например: «Наибольшие трудности возникают в процессе обучении у подростков в 8-9 классах».

ИЛИ «Постепенно школьные проблемы нарастают: от обычных недостатков в учебной деятельности в 5-6 классах до появления устойчивых негативных черт личности, мешающих нормальному процессу обучения в старшем подростковом возрасте»

5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) подход к организации учебно-воспитательного процесса;

2) характер трудностей в обучении подростков разных возрастов;

3) школьная неуспеваемость подростков:

а) факторы возникновения;

б) основные причины снижения успеваемости в подростковом возрасте;

4) необходимость организованной помощи недисциплинированному подростку.

должны быть названы две особенности:

1) потребность учащихся в общении со взрослыми и сверстниками;

2) опора на те стороны личности подростков, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания

Когда только начинались исследования личности, психологам казалось, что это будут достаточно простые исследования. Но оказалось, что описать личность с помощью перечисления её качеств очень трудно. Чрезвычайно трудно оказалось определить, присущи ли те или иные качества тому или иному человеку. Например, одного и того же человека можно назвать расчётливым или добросовестным, серьёзным или легкомысленным в зависимости от того, с кем мы этого человека сравниваем или в каких ситуациях наблюдаем.

Личность исследовали величайшие психологи XX века. Один из них, А. Маслоу (1908-1970), считал основной потребностью человека самоактуализацию, то есть стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализирующиеся люди преданы своему делу, они стремятся к реализации высших ценностей (добра, истины, порядочности, красоты, справедливости, совершенства). Эти ценности становятся для них жизненно важными потребностями.

От чего зависит успешность личности? Уровень успешности определяется степенью развитости её эмоций и воли, познавательных способностей, отношением к своему Я, мерой доверия к себе и миру, характером, системой оценок и самооценок, уровнем притязаний, коммуникативными навыками, уверенностью в себе, способностью к самоутверждению.

Кроме того, крайне важно, каково направление локуса контроля у личности. Слово «локус» в переводе с латинского языка означает «место». Направление локуса контроля -

это склонность человека видеть источники управления своей жизнью преимущественно либо во внешней среде, либо в себе самом. Если человек принимает на себя ответственность за бóльшую часть успехов и неуспехов, происходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то данный человек обладает внутренним контролем. Если человек склонен видеть причины своих успехов или неуспехов в других людях, в окружающей среде, в судьбе, случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля.

(По материалам энциклопедии для школьников.)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ü Трудности в определении «личности» (Кого можно считать личностью?)

ü Мнение Маслоу о личности

ü Уровень успешности личности

ü Источники управления жизнью человеком

Уровень успешности определяется степенью развитости у личности:

ü эмоций и воли

ü познавательных способностей (Постоянное самообучение и самосовершенствование являются немаловажным фактором к успеху. Где бы ни работали, чем бы ни занимались, это потребует определённых знаний, а чем больше знаний, тем проще добиться успеха)

ü отношением к своему Я

ü мерой доверия к себе и миру

ü характером

ü системой оценок и самооценок

ü уровнем притязаний (люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям).

ü коммуникативными навыками (развитые навыки общения чрезвычайно важны для управления фирмой)

ü уверенностью в себе (быть уверенным в себе – это значит понимать себя, свои возможности, знать, что их достаточно для преодоления любых возникающих препятствий и решения проблем при достижении поставленной цели).

ü способностью к самоутверждению

Направления локуса контроля - внешний и внутренний.

Если человек принимает на себя ответственность за бóльшую часть успехов и неуспехов, происходящих в его жизни, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то данный человек обладает внутренним контролем. Если человек склонен видеть причины своих успехов или неуспехов в других людях, в окружающей среде, в судьбе, случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего контроля.

4. Учёные считают изучение проблем личности чрезвычайно важным. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение мнения учёных.

ü Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте - сложному человеческому существу и индивидуальности.

ü Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, учёные и стремятся найти порядок.

5. При обсуждении личности исторического деятеля учениками были указаны её противоречивые характеристики. Объясните причину противоречий в оценке личности исторического деятеля. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении причины.

фрагмент текста

«Чрезвычайно трудно оказалось определить, присущи ли те или иные качества тому или иному человеку. Например, одного и того же человека можно назвать расчётливым или добросовестным, серьёзным или легкомысленным в зависимости от того, с кем мы этого человека сравниваем или в каких ситуациях наблюдаем».

Каждый исторический деятель в своих действия ради достижения даже благих целей может использовать безнравственные средства. Например, петровские преобразования, оценка их значимости и роли для России вызывала и вызывает множество споров. С одной стороны, признается прогрессивная роль нововведений Петра, с другой - насильственный характер реформирования кажется причиной многих последующих бед в русской истории.

6. Что такое самоактуализация личности? Используя содержание текста, укажите любые два её проявления.

Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Проявляется в стремлении к самосовершенствованию и самовыражению.

Свобода - это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» - значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны <…> некоторые выборы катастрофичны, в чём рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте.

Обучение свободе, таким образом, ещё более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора - нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе.

– «быть свободным» – значит иметь свободу выбора;

2) Приведено обоснование, допустим:

– человек свободен, когда он имеет возможность самостоятельно сделать осознанный выбор в условиях альтернативы, взять за него на себя ответственность;

– ни о какой свободе человека не может быть речи, если его поведение полностью предопределено обстоятельствами, и он стиснут их рамками

В правильном ответе должны быть приведены два аргумента, например: человека необходимо научить 1) осознавать ответственность за сделанный выбор; 2) понимать неоднозначные последствия сделанного выбора; 3) предполагать невозможность заранее предусмотреть все возможные последствия.

3. В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». Сформулируйте свое отношение к приведенной точке зрения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с позицией автора;

2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия может быть указано, что

– человек свободен, если он делает выбор исходя из своих собственных желаний и устремлений, и ни кто ему их не навязывает извне;

– человек должен соотносить выбор со своими индивидуальными способностями, возможностями, навыками; в случае несогласия может быть указано, что

– человек может действовать свободно и выбирать, даже если это не соответствует его желаниям, например, выбирать партии в парламент, если он никаких из них не знает и не поддерживает;

– выбор работы части связан не с личными способностями, а с особенностями рынка труда, но все равно, человек выбирает из того, что есть на этом рынке

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) ценность свободы для человека;

2) свобода и возможность выбора;

3) необходимость воспитания свободы;

4) трудности реализации свободы;

5) условия обретения свободы.

5. Анна и Людмила хотели стать учителями, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в педагогический институт. Анна пошла учиться в педагогический колледж, затем поступила в институт и стала учителем. Люда решила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но, закончив его, по нелюбимой профессии трудиться не стала и работает курьером. Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) объяснение приведенного в задании факта, например: девочки оказались в непростой ситуации выбора. Одна из них сначала поступила в менее престижное учебное заведение, а затем в вуз, в результате она добилась своей цели. Другая девочка думала о престиже, но ничего не смогла добиться. Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта. 2) фрагмент текста: «Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Подтверждены ценности свободы:

– человечество приносило во все века жертвы во имя свободы;

– в юности проявляется естественная тяга к свободе;

– преступников наказывают лишением свободы.

2) Приведено обоснование одного из аргументов, например:

В качестве обоснования первого аргумента могут быть приведены суждения:

– в древности рабы жертвовали своей жизнью во имя борьбы за свободу, например, во время восстания Спартака;

– в средние века за свободу боролись крепостные крестьяне, бедняки, жертвуя жизнями и идя на плаху;

– народы боролись против угнетателей и колонизаторов на свою свободу, например американские колонии восстали в 1776 г. против английского владычества.

В качестве обоснования второго аргумента могут быть приведены

– в юные годы люди стремятся преодолеть контроль родителей, учителей, поступать вопреки их указаниям.

Психическое и физиологическое взросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей, участвуют в общественной и производственной жизни.

А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все ещё требуют социальной защиты и не выступают полноправными участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом отношении они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие. В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшем объёме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.

Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью.

Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс их вхождения в общественную жизнь. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда.

Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

(Адаптировано по тексту А.И. Кравченко)

1. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «ролевое бесправие тинэйджеров»? Приведите любые два проявления этого положения с опорой на текст.

1) смысл понятия:

– подростки имеют меньший объем прав и обязанностей по сравнению со взрослыми, их ролевой диапазон ограничен;

2) проявления, например:

– подростки не являются собственниками;

– подростки не являются распорядителями;

– подростки не являются производителями и т.д.

2. Алеше – 14 лет. Чтобы доказать старшим ребятам, что он не «маменькин сынок», Алеша угнал машину соседа. Выскажите суждение о причинах подобного поведения. Найдите в тексте цитату, которая объясняет подобные факты.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) суждение, объясняющее причины подобного поведения, например:

подросток таким образом стремился казаться взрослее, заявить о себе более активно миру старших ребят;

2) фрагмент текста: «Социологи полагают, многие ошибки подростки совершают из-за стремления казаться взрослыми».

В ответе должны быть следующие элементы:

1) пояснение исходного противоречия положения тинэйджеров:

– они не имеют значительных прав, но многое уже могут осуществлять сами по психологическим, физиологическим, физическим основаниям;

2) примеры, допустим:

– подросток уже в 14 лет получает общегражданский паспорт;

– подросток может наследовать имущество;

– подросток может устраиваться на временную работу;

– подросток может выступать в качестве потребителя.

Свобода как благо

«Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» – значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. … Некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте.

Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».

(М.Малерб)

В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». Сформулируйте свое отношение к приведенной точке зрения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с позицией автора.

2) Приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия может быть указано, что

Человек свободен, если он делает выбор, исходя из своих собственных желаний и устремлений, и никто ему их не навязывает извне;

Человек должен соотносить выбор со своими индивидуальными способностями, возможностями, навыками;

в случае несогласия может быть указано, что

Человек должен действовать свободно и выбирать, даже если это не соответствует его желаниям, например, выбирать партии в парламент, если он никаких из не знает и не поддерживает;

Выбор работы часто связан не с личными способностями, а с особенностями рынка труда, но все равно человек выбирает из того, что есть на этом рынке.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Тема: Подготовка к ГИА по обществознанию.

Учитель: Арчегова Алина Ахсарбековна

В условиях формирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.

  • Цель урока – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ГИА.
  • Задачи урока:
  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;
  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в форме государственной итоговой аттестации;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Оборудование урока: Бланки ответов, раздаточный материал с текстами заданий., презентация.

Ход урока:

Характеристика структуры КИМ

Из скольких частей состоит экзаменационная работа?

Каковы определяющие признаки каждой части заданий?

Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по форме заданий, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

  • часть 1 содержит задания с выбором ответа;
  • часть 2 задания с кратким ответом;
  • часть 3 задания с развернутым ответом.

Часть А.

К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых один правильный. Задание считается выполненным верно, если выбран (отмечен) номер правильного ответа.

В каких случаях задание считается невыполненным?

Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а) указан номер неправильного ответа;

б) указан номер двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;

в) номер ответа не указан.

Часть В и С

Верно, ли оформлен ответ?

В чем особенность работы с заданиями части С?

Ответы на задания части 3 работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.

Продолжительность экзамена.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа(180 минут).

Заполнение бланков ответов.

  • Делать в полях бланков, вне полей или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию бланков.
  • Использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш даже для черновых записей на бланках, средства для исправления.

Работа с заданиями.

Часть А

А4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Взаимодействие природы т общества носит противоречивый характер.

А4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы. Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одаренности и способности человека. Б. Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А. 16 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе,

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей. Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А. 16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных норм.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В

Сергей - ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного времени компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условиях задания – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учебы или учебы от игры.

1) дает возможность овладеть новым опытом; 2) построена на замещении реальных предметов условными; 3) имеет определенные мотивы и цели; 4) ведет к усвоению предметных областей.

Черты сходства Черты отличия 1 3 2 4

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)пресечение нарушений общественного порядка; 2) наличие органов исполнительной власти; 3) свободные выборы на альтернативной основе; 4) вынесение приговоров внесудебными органами.

Черты сходства Черты отличия 1 2 3 4

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВИЛА ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ А) при входе в помещение 1) моральные мужчина должен снимать 2) правовые головной убор. 3) нормы этикета Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35лет. В) Каждый день надо делать какое-то доброе дело. Г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших. Д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод) , к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА(СВОБОДЫ) ГРУППА ПРАВ (СВОБОД) ЧЕЛОВЕКА

А) право на охрану здоровья и 1) гражданские (личные) медицинскую помощь Б) защита от произвольного 2) политические вмешательства в личную жизнь 3) социальные В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь

Запишите в таблицу выбранные цифры

Часть 3

«Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы. Слово «свобода» может означать весьма различные понятия.

Фактически «быть свободным» – значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. … некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста озаглавьте каждый из них.

1. Свобода как благо. 2. Что значит «быть свободным». 3. Свобода и воспитание. 4. Реализация свободы

С2 . Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства .

1. Человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. 2. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. 3. Преступления наказываются лишением свободы.

2. Возможное объяснение: человек выбирая профессию, исходит из собственных интересов и способностей, что помогает получать удовлетворение от своих занятий и в определенной мере быть счастливым.

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть своей свободы».

1. Человек самостоятельно выбирает место работы, он должен соблюдать правила трудового распорядка(график работы, сроки выполнения работы), таким образом, в определенной мере теряет часть своей свободы.

2.Молодые супруги, заключив брак по обоюдному согласию и любви, приобретают не только новые права, но и обязанности, в определенной мере ограничивающие свободу каждого из них.

3. Человек может вступить в политическую партию, но ему придется считаться с партийными требованиями.

С5. Лена и Наташа мечтали стать врачами, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в медицинский институт. Лена пошла учиться в медицинский колледж, затем поступила в медицинский институт и стала врачом. Наташа ре­шила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но потом по нелюбимой профессии работать не стала, и перебивается случайными заработками.

Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

1. Объяснение: девочки оказались в непростой ситуации выбора. Одна из них сначала поступила в менее престижное учебное заведение, а затем в ВУЗ, в результате одна добилась своей цели. Другая девочка думала о престиже, но ничего не смогла добиться.

2. Фрагмент текста: «Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты»

Сб. Автор высказывает мнение о том, что обучение свободе «еще более важно, чем свобода сама по себе». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этой позиции.

1. Осознавать ответственность за свой выбор.

2. Понимать неоднозначные последствия сделанного выбора.

ЧАСТЬ А В каких случаях задание считается невыполненным? а) указан номер неправильного ответа; б) указан номер двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Часть В и С Верно ли оформлен ответ? В чем особенность работы с заданиями части С? Ответы на задания части С формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. 1 , 3 , 5

ЗАПОМНИ На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа(180 минут). Что категорически запрещается делать? Делать в полях бланков, вне полей или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию бланков. Использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш даже для черновых записей на бланках, средства для исправления.