Дидактические игры по мелкой моторике рук. Дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.

Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент.

2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок. (игра «Шнуровки») .


Так же можно дома найти какой-то предмет не тяжелый, на котором будет много дырочек.

Еще вариант..

Понадобится:

За основу можно взять любой плотный несыпучий материал, например фетр, флис, а лучше всего вспененный полимер разных цветов. В магазине химии или в супермаркете купить тряпочки для уборки.

шнурки и ограничители для шнурков;

пуговицы крупные, желательно на ножке;

маркер, карандаш или ручка;

ножницы с заостренными концами;

Шнуровка «Ёжик»

Нарисуйте на изнаночной стороне материала фигурку ежика и вырежьте её по контуру. На лицевой стороне маркером или фломастером обозначьте носик, глазик и ротик.

Из того же материала вырежьте разнообразные плоды, грибы, листья, которые ребенок будет пришнуровывать к спинке ежика. Если у вас тоже возникнет проблема с нужной цветовой гаммой, воспользуйтесь цветной бумагой, приклейте её с помощью клея ПВА. Дайте клею хорошо высохнуть, а то когда будете делать отверстия, бумага может деформироваться.

Шнуровка готова. Возьмите шнурок, сделайте узелок на одном конце или оденьте ограничитель, чтобы он не проскочил сквозь отверстие, и покажите ребенку, как прикрепить плоды к спинке ежика. При этом можно даже придумать какую-нибудь сказку, как ежик собирал себе на обед фрукты и грибы.

Можно просто взять фигурки и сделать еще: кораблики, машинки, бабочки, цветочки и т.д. можно приобрести яркие шнурки и играть вместе с ребенком)))

Теперь мы можем предложить малышу разложить листья по цвету. Не забудьте подуть, как ветер, перемешав все листья. Включать дыхательные упражнения в занятия очень полезно!

Есть еще одна замечательная игра: с какого дерева листочек. Мы собираем листья одного вида, например, только кленовые.

Если с листочками наигрались, то убирать их в шкаф не нужно, они прекрасно украсят дом! Берем веревку и нанизываем листочки. Для малышей последовательность может быть любая, а деткам постарше можно предложить нанизывать в определенной последовательности. Соблюдая последовательность ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, память, мышление. Это отличное упражнение для подготовки к школе.

Делаем ствол дерева из фетра, пористой резины или толстого картона.

Прелесть такой шнуровки в том, что чем беспорядочнее нашнурованы листья, тем дерево пышнее и красивее. К порядку в подобных играх мы приучаем постепенно, немного тренировки и будет получаться красиво и ровно. Дерево детям понравится, тут можно шнуровать от души:) и никто не скажет, что так неправильно.

И последний на сегодня вариант игры – венок. Нужно ли говорить, как дети любят украшать себя и маму, дарить подарки? Такой венок из осенних листьев может стать частью костюма осени на празднике в детском саду. Можно не ограничиваться венком, а сделать бусы, браслет и даже колечко из крошечного листочка.

Выбираем шнурок или ленту и собираем листья. Можно брать сразу несколько листьев, чтобы венок был богаче.

3. Застегивание пуговиц. Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра «Застежки») .


Змейка, липучки, пуговицы, кнопки...


4. Выкладывание по узору, перебирание косточек, крупы, разноцветные камушки,



5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.



6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.

Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 2-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.

Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.

По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Из результатов исследования следует, что необходимо проведение работы по развитию мелкой моторики рук у детей данной группы.

Цель комплекса: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • содействовать нормализации речевой функции;
  • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

В играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 2-й младшей группы я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

В основу образовательной программы нашего ДОУ положена примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Согласно программе, образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволяет построить образовательный процесс вокруг одной центральной темы, максимально используя разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

Самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;

Пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;

Дидактические игры с использованием различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

Комплекс игр и игровых упражнений

Тема: «Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.
Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

О.И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист

Ветер бросил на тропинку.

(Укладывают ладони на коленки)

Н. Нищева

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Игра с фасолью «Золушка» Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.
Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

С.В. Ихсанова

Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра -

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда -

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными - получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху -

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно -

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.
Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.
Название игры / упражнения Содержание игры /
Самомассаж крупными бигуди Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(поднять большой палец вверх)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Список литературы.

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

Дидактические игры для детского сада

Дидактическая игра «Разноцветные косточки» на развитие мелкой моторики своими руками

Айдарова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Солнечный зайчик»» г. Саратова
Дидактическая игра «Разноцветные косточки» предназначена для педагогов в работе с дошкольниками младшей и старшей возрастной категории. Также игру могут использовать родители с детьми в домашних условиях.
Цель:
- закрепление знаний основных цветов (желтый, синий, красный);

Развитие мелкой моторики;
- развитие творческого воображения, образного мышления, конструктивных навыков.
Всем известно насколько важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Ведь от того насколько ловкими и умелыми будут маленькие ручки зависит развитие речи и мышления. Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, много, один из таких - это использование различных дидактических игр. Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Разноцветные косточки», которая развивает мелкую моторику рук ребенка и,которую можно изготовить своими руками.
Для изготовления данной игры нам понадобятся обычные косточки от вишни и абрикоса. Для того чтобы дети не только развивали мелкую моторику рук при выкладывании изображения, но и закрепляли знания основных цветов, предлагаю косточки покрасить в желтый, синий, красный цвета краской распылителем в баллончиках.


Еще нам понадобятся стаканчики – непроливайки, они удобны, так как имеют отверстие в крышках, и крышки разных цветов, в данном случаи с желтой, синей и красной крышкой, как цвета косточек.
В игре используются два вида карточек - схем.

Карточки-схемы для выкладывания изображения из косточек вишни (круглой формы) и из косточек абрикоса (овальной формы).

Карточки можно сделать также своими руками. Можно выложить из косточек изображение и сфотографировать, вот карточки - схемы и готовы. Еще один вариант – вырезать дыроколом кружочки (желтого, синего и красного цвета) и наклеить на лист картона, в виде схемы, в определенной последовательности, это может быть изображение орнамента, предмета и многое другое.
Ход игры:
Первый вариант (для детей младшего дошкольного возраста).
Перед детьми стоят стаканчики – непроливайки и косточки круглой формы, трех цветов, вперемешку.

Детям предлагаем разложить косточки в свои домики, то есть в соответствии с цветом (желтые косточки в стаканчик с желтой крышкой и так далее).

После выполнения задания предлагаем детям назвать цвета косточек и предметы такового цвета (например: желтый – лимон, солнце, цыпленок и так далее). Обращайте внимание детей на то, что цвета косточек не случайны. Желтый, синий и красный это основные цвета, то есть те цвета, которые нельзя получить при смешивании двух цветов.
Второй вариант (для детей младшего и старшего возраста).
Детям раздают карточки-схемы, цветные косточки и предлагают выложить из косточек изображение (орнамент) по карточке. После выполнения задания детям предлагается выложить из косточек свои необычные картины (изображение предмета, орнамент и так далее).

Практика игровой деятельности.

«Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук».

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев” В. Сухомлинский.

Игры первого года жизни (0-1г) . Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В этом возрасте моторные игры, занятия помогают маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее. При использовании таких игр с детьми первого года жизни следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей первого года жизни является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Игра «Веселые помощники»

Дидактические задачи. Координировать движения рук ребенка, развивать мелкую моторику, вызывать желание, интерес у ребенка играть с мелкими предметами, изучая таким образом их поверхность.

Игровая задача. Узнать, что находиться в емкости.

Игровые действия. Захватывание и отпускание предметов, сжимание кистью, надавливание, перемешивание.

Правила игры. Ребенок выполняет разнообразные движения под руководством взрослого и самостоятельно.

Оборудование. Емкость для наполнителя, однородный наполнитель (песок, крупа, дробинки или любые мелкие предметы).

Организация. Ребенок сидит, перед ним стоит сосуд с наполнителем.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку сосуд и насыпает туда однородный наполнитель, вызывая своим действием у ребенка интерес к содержимому. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает, изучает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. Ребенок запускает руки туда и начинает изучать содержимое в другой емкости. Игру можно сопровождать потешкой или небольшим стихотворением. Ребенку будет интересно, если взрослый тоже будет с ним месить, играть с содержимым, тем самым показывая, какие движения ручками целесообразно совершать при изучении мелких предметов.

Примерн ое художественное слово для сопровождения игры

Месим, месим тесто,Есть в печи место.Будут-будут из печиБулочки и калачи.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

Пироги мы напечем.

В дальнейшем, к концу первого года жизни, данные стихотворения превращаются в пальчиковую игру, что тоже способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речевого аппарата.

В ходе данной игры у ребенка формируется понимание того, что предметы можно изучать не только на вкус, но и с помощью рук.

Игры второго года жизни (1-2г) . Ко второму году ребенок уже вполне научился владеть своими ручками, координировать движения, различать предметы, поэтому игры на развитие моторики в данном возрасте усложняются. Для проведения игр в данном возрасте к уже используемому подручному материалу добавляются шнуровки, кубики, методические пособия и фантазия взрослых.

Игра « Озорные макарончики ».

Дидактические задачи. Учить ребенка сортировать предметы разной величины, развивать моторику, мышление. Воспитывать трудолюбие.

Игровая задача. Помочь маме навести порядок.

Игровые действия. Захватывание предметов, рассматривание их, сравнивание их по величине, сортирование.

Правила игры. По заданию взрослого по очереди выполнять разнообразные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости.

Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие.

Ход игры

Воспитатель или взрослый, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она или какой-либо персонаж рассыпала случайно макароны, и они теперь все перемешались, а ей надо готовить обед для гостей. Предлагает детям помочь ей рассортировать макароны по размеру большие и маленькие.

В заключении взрослый может сделать акцент на том, что мне помогал не только ты, но и твои ручки. Так у ребенка будет формироваться желание больше работать руками.

Игры третьего года жизни (первая младшая группа )

Дидактические игры в этой группе проводятся небольшими группами, длительность игры 3-5 минут. Воспитатель учит обращать внимание на игрушки, предметы обихода, называть цвет, форму, размер. Игры проводятся с предметами обихода, природными материалами.

На третьем году жизни данную игру «Озорные макарончики » усложняем добавлением шнуровки.

Дидактические задачи. Учить ребенка сортировать и чередовать предметы разной величины, развивать моторику, мышление. Воспитывать трудолюбие.

Игровая задача. Сделать бусы для мамы.

Игровые действия. Захватывание предметов, рассматривание их, сравнивание их по величине, сортирование, нанизывание на шнурок поочередно: большой – маленький

Правила игры. По заданию взрослого по очереди выполнять разнообразные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости, нанизывание их на шнурок, чередуя большие и маленькие.

Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие, шнурок.

Организация детей. Дети сидят за столом. Предметы расположены на столе перед ними.

Ход игры

Воспитатель или взрослый, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она хочет сделать подарок для мамы. Необычный подарок – бусы из макарон больших и маленьких. Но они рассыпались и перемешались. Предлагает детям помочь ей рассортировать макароны по размеру большие и маленькие и вместе с ней сделать бусы.

Игра требует внимания, ловких движений, их координации.

В заключении взрослый снова делает акцент на том, что нам помогали не ручки, но и глазки. Так у ребенка будет формироваться представление о помощниках человека для труда.

Игры четвертого года жизни (вторая младшая группа ).

В воспитании и организации жизни и деятельности детей на четвертом году жизни дидактические игры на развитие моторики занимают еще большее место.

При проведении игр воспитатель и в этой группе привлекает внимание детей к предметам и их качествам; учит различать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, отношению одних предметов к другим, расположению их в пространстве.

Во второй младшей группе проводятся игры с более сложными правилами и игровыми действиями, которые основаны уже не только на подражательных, но и на самостоятельных действиях детей.

Длительность игры возрастает до 8-10 минут.

Игра «Нарядная куколка»

Дидактические задачи. Упражнять детей в назывании предмета, его цвета, развитие речи и упражнение в применении слов в разных грамматических формах. Развивать моторику, мыслительные процессы. Воспитывать желание выглядеть аккуратно, следить за своим внешним видом.

Игровая задача. Одеть куколку, чтобы она была нарядной.

Игровые действия. Подбирать одежду, одевать куколку, застегивать пуговицы, завязывать шнурочки.

Правила игры. Внимательно слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, последовательно выполнять предложенные им действия.

Оборудование. Куклы, одежда для них.

Ход игры

Перед детьми на столике или на ковре куклы.

Обращаясь ко всем детям, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?» После общего вопроса задается вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь выбрать для куклы? А ты, Нина?» и т.д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы.

Воспитатель сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.

Платья надеваются на кукол детьми, дети застегивают пуговички, завязывают поясочки. Целесообразно на некоторых платьях сделать вместо пуговиц шнуровки. Потом так же подбираются переднички, косыночки, тапочки.

Всю одежду на куколок надевают сами дети; воспитатель следит за процессом.

Таким образом, в данной игре у детей происходит не только развитие мелкой моторики, но и формирование нравственных качеств и культурно-гигиенических навыков.

Игры пятого года жизни (средняя группа)

К пятому году жизни в результате воспитания, обучения и непосредственного опыта у детей накапливается большой запас конкретных представлений. Ребенок приобретает первичные умения «распоряжаться знаниями», т.е. применять их в разных условиях. В средней группе уже возможны игры, требующие воспроизведения ранее усвоенных знаний, их связи с новыми.

Игра «Бусы»

Дидактические задачи укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Игровая задача изготовить бусы

Игровые действия. Захватывание предметов, собирание мелких предметов с помощью пальцев, нанизывание их на нить.

Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполнять разнообразные действия.

Оборудование . пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.

Ход игры

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.

Игры шестого года жизни (старшая группа)

Дидактические игры в старшей группе направлены уже не только на наглядно-чувственное ознакомление с предметами, их свойствами и качествами, но и отражают жизненные явления, более обобщенные и сложные по своему содержанию.

Дидактические игры основаны не только на применении знаний, но и содержат в себе возможность добывания знаний в процессе игры, решения задач.

Игра «Наши помощники»

Дидактические задачи. Закрепить знания о том, что человек делает много разных нужных вещей, придумывает умные машины; помощниками человека являются знания, руки, инструменты, машины.

Руководит помощниками ум, способность обдумать, как лучше выполнить работу, какой выбрать материал, использовать инструмент, продумать, с чего начать работу и чем закончить.

Игровая задача. Узнать, какие помощники помогают человеку в труде.

Игровые действия. Удаление и приближение, захватывание и отталкивание предметов, сжимание кистью, надавливание, собирание мелких вещей с помощью пальцев; веселые упражнения для рук, игра «Бирюльки».

Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполняют разнообразные действия.

Оборудование. Набор предметов для действия правой и левой рукой. Игра «Бирюльки».

Организация детей. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи – на подносиках.

Ход игры

Воспитатель, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что человек делает много необходимых вещей, придумывает умные машины, приборы. Работая, он использует своих помощников. Воспитатель предлагает подумать, каких помощников для труда имеет человек. При затруднении можно поставить наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат инструменты, переставляют с одного места на другое?»

Воспитатель раскрывает роль каждой руки: правая – работница, левая – помощница. Просит подать что-либо и спрашивает: что же помогло подать вещь? Предлагает взять детям по карандашу и поставить их в стаканчик, узнать из какого материала сделаны шар и мячик. Пояснить, почему узнали (с помощью кистью руки).

Дети с помощью кисти руки по предложению воспитателя пробуют собрать очень мелкие предметы (пуговицы, маленькие бусинки и т.д.) и все приходят к выводу, что мелкие вещи можно собрать только пальцами, а при нанизывании бусин, надевании колец на шнур убеждаются в том, что правая рука работает, а левая помогает, поддерживает.

Игра на всем протяжении строится на разнообразных действиях детей руками, пальцами рук.

В заключении дети играют в игру «Бирюльки». Игра требует внимания, сообразительности, ловких движений, их координации. Дети делятся на две команды. Выигрывает та, которая раньше другой растащит бирюльки или заменяющие их мелкие вещи (пуговицы, желуди, бусинки).

Игры седьмого года жизни (подготовительная к школе группа).

Игры этого возраста содействуют реализации накопленных навыков и умений координировать движения пальцев. Здесь большое место занимают игры на развитие мелкой мускулатуры пальцев, координацию мелких движений, что очень важно для подготовки руки к письму.

Игра «Вышивальщицы»

Дидактические задачи. Укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.

Игровая задача. Вышить узор.

Игровые действия. Вышивание

Правила игры. Выполнять по заданию воспитателя действия.

Оборудование. В шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.

Ход игры

Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок, продевая иглу то вверх, то вниз.

маргарита соловьёва
Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики

Игра «Путешествие пальцев»

Цель игры : Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания .

Оборудование :лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах, «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры :ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки» .

Правила :

можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

все пальцы должны участвовать;

нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Игра «Ножницы»

Цель игры : Координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация

внимания, развитие мелкой моторики рук .

Оборудование : поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.

Ход игры :Ведущий загадывает загадку : Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям и выполнять сложные движения по вырезанию узора.

Следует учесть, что, приобретая навыки уверенно держать ножницы, ребенок потом так же уверенно сможет держать карандаш и вести по бумаге точные линии.

Игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры : развитие мелкой моторики рук , обучение цветоразличению, развитие внимания .

Оборудование : 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.) . Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.

Ход игры : У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины. Когда ребенок освоит это действие и сможет легко прикреплять прищепки, например, все прищепки одного цвета и назвать их цвет, ему дают задание прикрепить прищепки в определенной последовательности цвета, иди выполнить определенную последовательность из прищепок как на корзине у ведущего. Следует обратить внимание на то, чтобы ведущий прикреплял прищепки тремя пальцами, т. к. ребенок должен видеть правильные движения.

Многократное повторение движения разжимания и сжимания прищепок тренирует кончики пальцев рук, оказывает тонизирующий массаж и давление на точки мускулатуры, отвечающие за активизацию центров речи головного мозга.

Игра «Найди сюрприз»

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук , координации движений; обучение терпению.

Оборудование : Фантики (10-15 штук, мелкие предметы (значки, пуговицы и т. д., воздушная кукуруза, орехи.

Ход игры : Ведущий заворачивает значок в 4-5 фантиков. Ребенок должен развернуть все фантики и аккуратно сложить.

Игра «Собери все камешки»

развитие внимания .

Оборудование : Камешки,песок, таз.

Ход игры : Бросить камешки в песок. Сначала предложите ребенку собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки (закрепление навыка) .

Цель игры : Развитие мелкой моторики рук , развитие кончиков пальцев рук,

Публикации по теме:

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук и сенсорного развития ребенка. «Сухой бассейн» - набор.

Развитие мелкой моторики детей с нарушением слуха при использовании дидактических игрушек Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей первой младшей группы Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики руки у детей 1 младшей группы Карточка №1 Возраст: дети 2-3 лет Название: «Переложи.

Картотека игр на развитие мелкой моторики Волшебная шкатулка Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

В основу страничек мягкие коврики, салфетки для уборки и фетр. Использованы также детали старых шортиков, слюнявчиков и много разных, на.

1 слайд Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 411 «Пингвин» Васильченко Наталья.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с Учетом Федерального государственного образовательного стандарта Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в.