- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (об эталонах формы): круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Продолжить работу по формированию умения соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).
- Развивать восприятие, воображение, произвольное внимание, память, речь (говорить простыми предложениями).
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Методы и приёмы руководства: вопросы, обследование, сравнение, эффективное поощрение.
Демонстрационный материал: указка, геометрические фигуры, магнитная доска, мягкая игрушка медведя, корзинка небольшого размера.
Раздаточный материал: небольшие карточки с изображением предметов разной формы: круглой (часы, яблоко, футбольный мяч и др.), овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной.
Предварительная работа: дидактическая игра "Кто где спит"; аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков"; индивидуальная работа по закреплению приёмов обследования формы (обведение пальцем контура фигуры)
Ход занятия
По завершении хороводной игры обращаю внимание детей на мягкую игрушку-Медведя, которая сидит на детском стульчике у стола воспитателя и держит корзинку (в ней лежат геометрические фигуры):
В:- Ребятки, посмотрите, к нам Мишка пришёл! Здравствуй, Мишка! За Мишку говорю сама, изменяя голос.
М (радостно): - Да, я к вам в гости пришёл и принёс угощенье - вкусное печенье. Угощайтесь! Беру корзину:
В: - Спасибо тебе, Мишка! (заглядываем в неё). Дети смеются: "Это же не печенье! Ты что, Мишка, не знаешь?"
М (огорчённо): - Нет, не знаю.
В: - Что же делать, ребятки?! Кто же Мишке поможет, расскажет, как называют такие фигуры? (Мы поможем! Я знаю! Я хочу рассказать!)
В: - Чтобы Мишка всё понял и запомнил, надо ему рассказать про каждую фигуру всё по порядку. Садитесь на стульчики. (Дети садятся. Стулья стоят полукругом)
Беру из корзинки все фигуры и первым показываю детям круг:
В : - Как зовут эту фигуру? (Круг). А как вы узнали? (Нет уголков; похож на тарелочку, на колесо). Приготовьте свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. Дети рисуют в воздухе, а я обвожу фигуру по краю:
В: - Пальчик бежит и нигде не останавливается. Иди, Алёша, скажи Мишке, как называют такую фигуру. Ребёнок подходит к Мишке и говорит: "Мишка, это круг, у него нет уголков. Он похож на колесо". На столах лежат разные картинки. Найдите такую картинку, на которой нарисован предмет круглой формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Прикрепляю фигуру на магнитную доску или это может сделать ребёнок. Следующим беру квадрат:
В: - А как называют такую фигуру? (Квадрат). Как узнали, что квадрат? (У него есть углы, похож на кубик). Правильно. Покажите Мишке как квадрат рисовать. Дети также рисуют в воздухе пальчиком, а я обвожу стороны квадрата:
В: - Бежит пальчик, повернул и в другую сторону побежал, опять повернул и дальше бежит и т.д. Кто хочет повторить Мишке, как называют такую фигуру? Иди, Даша, скажи. Девочка подходит к Мишке и говорит: "Мишка, это квадрат, он похож на кубик. Ещё у него углы есть". Идите, выберите картинку, на которой предмет квадратной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Прикрепляю фигурку на магнитную доску рядом с кругом. Дальше беру овал:
В: - А вот эту фигуру называют...
М (перебивает): Я знаю, я запомнил! Это - круг! (Дети смеются)
В: - Нет, это не круг, хотя очень похож. Он похож на вытянутый круг, а называют его...овал (дети отвечают полилогом) . Нарисуем? (Рисуют).
В: - Саша, скажи Мишке ещё раз, как зовут эту фигуру? (Овал, он похож на вытянутый круг) . Идите, выберите картинку, на которой предмет овальной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру овала прикрепляю на доску в ряд с другими.
Показываю следующую фигуру - треугольник:
В: - Как называют такую фигуру? (Треугольник ). Как узнали? (Три угла, похож на крышу дома). А как узнали, что три угла? Посчитали. Иди, Данил, повтори для Мишки. (Треугольник. У него три угла, на крышу похож). Найдите картинку, на которой предмет треугольной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру треугольника также прикрепляю на доску в ряд с другими.
Последним показываю прямоугольник:
В: - А вот такая фигура как называется? (Прямоугольник) . Как можно узнать прямоугольник? (Похож на кирпичик, тоже углы есть, квадрат растянуть и получится прямоугольник). Найдите картинку, на которой нарисован предмет прямоугольной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру прямоугольника прикрепляю на доску в ряд с другими.
В: - С какими фигурами мы сегодня познакомили Мишку? Дети перечисляют, а я указываю на каждую (на магнитной доске) последовательно.
В: - Вот теперь, Мишка, ты знаешь, как называют каждую фигуру?!
М: - Спасибо, ребятки, что научили меня. Теперь я и медвежатам расскажу и покажу картинки.
В: - Иди к медвежатам, а нам гулять пора!
Задачи:
1. Закреплять представление о:
Геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник;
Временных отношениях: утро — вечер, день — ночь.
2. Совершенствовать представление о пространственных отношениях: справа — слева, в ряд, друг за другом.
Демонстрационный материал : 3 коробки, на которых наклеены геометрические фигуры; схемы-подсказки; мягкие игрушки звери.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Ход занятия
Дети сидят за столами, глаза у них закрыты — они «спят». Воспитатель читает отрывок из стихотворения В. Борисова «Мой день»:
Ранний птичий перезвон
Мы услышали сквозь сон.
Лучик солнца — прыг в кровать!
Просыпайтесь, хватит спать!
— Какое время суток наступило?
Воспитатель обращает внимание детей на геометрические фигуры на столах.
— Возьмите по одной геометрической фигуре. Воспитатель спрашивает у нескольких детей, какую фигуру они взяли.
— Положите свою фигуру справа. Слева.
Воспитатель спрашивает у нескольких детей, с какой стороны они положили фигуру.
Подошла пора обедать.
Все — не прыгать и не бегать.
Был обед. А что сейчас?
Наступает тихий час.
В. Борисов
— Отдохнули немного — пора играть. Возьмите по одной геометрической фигуре и подойдите ко мне.
Воспитатель обращает внимание детей на 3 коробки, на которых наклеены геометрические фигуры. На доске висят схемы-подсказки.
— Разложите геометрические фигуры по коробкам. Подсказки — на доске.
Дети раскладывают геометрические фигуры по коробкам. Воспитатель спрашивает у нескольких детей.
— Какую фигуру ты положил в коробку?
— Почему ты положил эту фигуру в эту коробку?
Толя больше не поет —
За день очень устает.
Он ложится рано спать,
Чтоб назавтра с песней встать.
М. Садовский
— В какое время суток это происходит?
Дети садятся на стулья. Воспитатель ставит на стол в ряд несколько мягких игрушек зверей.
Посмотрите-ка, ребята,
Вот построились зверята.
Как построились звери? (В ряд.)
Воспитатель ставит зверей друг за другом.
Посмотрите-ка, ребята,
Перестроились зверята.
— Как сейчас стоят звери? (Друг за другом.)
Воспитатель благодарит детей и заканчивает занятие стихотворением В. Борисова.
За окном прохладный воздух.
Небо черное все в звездах!
Ночь настала, и пора
Спать ложиться до утра.
План-конспект
непосредственно-образовательной деятельности
во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в страну геометрических фигруг»
Образовательная деятельность: Познавательное развитие (ФЭМП)
Цель: закрепить знание детей о цвете, форме, величине.
Задачи:
Развивать умения детей на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур и продолжать её.
Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Закреплять умение называть основные цвета (красный, зеленый, желтый)
Формировать умения детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него;
Материалы и оборудование: следы человека, домики геометрические, цветы с лепестками, геометрические человечки, картинка (воздушный шар, коврик зеленый), мольберт, магнитная доска.
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка
Наглядные: картинки геометрических фигур
ДвигательнаяФизкультминутка
Коммуникативная
Беседы, вопросы
Игровая
Словесные: вопросы, беседы, игры
Логика образовательной деятельности
Ребята, кто пришёл к нам в гости. (Треугольник, квадрат, прямоугольник) Как можно назвать, одним словом? (геометрические фигуры)
Посмотрите, какие они грустные. В их городе живёт злая фея, которая всё там испортила. Поможем фигурам навести порядок в их геометрическом городе? (Да)
А как мы доберемся до него, на чем можно отправиться в путь? (Перечисляют виды транспорта)
Я предлагаю с вами полететь на воздушном шаре, вы знаете, что это такое?
Это то, что летает по небу. Посмотрите вот он какой. На какую геометрическую фигуру похож воздушный шар (Круг и квадрат)
А это что такое, кто знает?
Это корзина, в которую садятся люди, на какую фигуру похожа корзина Давайте мы с вами полетим на таком воздушном шаре.
Возьмитесь за руки, встанем в круг, держитесь крепко, шар полетит высоко, закрываем глазки и говорим волшебные слова
1-2-3 шар нас в геометрическую страну неси.
Открываем глазки, смотрите веселые следы, по ним мы попадём в геометрический город.
По ним надо идти правильно. Какого цвета следы? (синего и зеленого) Правильно, на зеленый след наступаем правой ногой, а на синий след – левой ногой. Старайтесь не перепутать, а иначе мы в город не попадём. Идём и проговариваем: правая, левая, правая, левая.
А вот мы и в городе геометрических фигур.
Игра «Собери цветок»
Посмотрите, какая полянка. Здесь росли красивые цветы, а злая фея разбросала все лепестки. Давайте с вами соберём цветы, но лепесточков должно быть столько, какая цифра на сердцевине. Маша, какая эта цифра? (3) Значит сколько надо положить сюда лепестков(3) Соберите этот цветок вместе с Кариной. А Артем и Егор, соберут эти цветы. А теперь проверим, правильно сделали. (дети считают лепестки)
Ребята, посмотрите, какая красивая получилась полянка! Давай те встанем на полянке в круг и понюхаем, как вкусно пахнут цветочки. (дети стоят вокруг цветов и выполняют дыхательную гимнастику.)
Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре)
Ребята рассыпались две коробки кубиков. Посмотрите сколько кубиков на нашем ковре. Давайте их рассмотрим: - Егор, какие кубики по величине (больше и маленькие). Какого цвета кубики?
Разложите кубики по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку, давайте мы поможем Зайчику. Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают) Покажите маленький (показывают)
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
Посмотрите это какая коробка? (большая)
А эта коробка, какая? (маленькая)
Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
Устали мы с вами работали, давайте отдохнем.
Физ. минутка
Дружно мы вскопаем грядку. (имитация капания)
Всех рассадим по порядку (указательным пальцем указываем)
Здесь – морковь,
А здесь капуста
Как созреют, будет вкусно (поглаживание по животу)
Огород польем из лейки (имитация полива)
И присядем на скамейку. (приседание)
(повтор два раза)
Игра «Поиск закономерности»
Цель: закрепить на основе сравнения выделять закономерность в расположении фигур и продолжать её.
Посмотрите, а вон там видны домики, где живут геометрические фигуры, но как же мы пройдём, мостик кто - то разломал, опять злая фея, давайте мы с вами построим мостик и доберемся до города геометрических фигур. Из каких геометрических фигур был построен мостик, (кругов) одинокого цвета круги, (нет, красный, желтый) а теперь построим мостик чередуя цвета я начну а вы продолжите. Желтый круг, красный круг, желтый круг. Какой следующий круг? (красный) посмотрите, мы построили мостик, а теперь пройдем по мостику. Возьмитесь за руки.
123 друга за руки возьми и смотри не упади.
Вот и домики смотрите, сколькодомиков? Давайте поможем расселить наши геометрические фигуры.
Посмотрите на геометрические фигуры они все одинаковые, (нет) чем отличаются треугольник и квадрат? Квадрат большой, а треугольник маленький, значит, дом у квадрата какой должен быть (большой), Карина найди большой дом. А треугольник какой (маленький) где же этот дом? (ребенок прикрепляет, рядом в соответствии дома фигуру)
Молодцы, всех расселили. Но они не могут попасть в дома, т. к. злая фея сломала ключи.
Мы с вами сделаем ключи.
(дети подходят к столу)
Смотрите, из каких фигур сделан ключ, (воспитатель показывает образец ключа) круг, прямоугольник, треугольник. Сделайте такой - же ключ, у вас на столе для каждого есть геометрические фигуры (выкладывают ключи)
Рефлексия
Вот какие молодцы, помогли геометрическим фигурам. Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки, встанем в круг, держитесь крепко, шар полетит высоко, закрываем глазки и говорим волшебные слова
1-2-3 шар нас в детский сад неси.
Открываем глазки, теперь мы с вами в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? (да) а что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Нам пора прощаются с гостями
Задачи:
1. Совершенствовать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разный цвет.
2. Закреплять знания об отношениях предметов по длине: длиннее — короче.
3. Закреплять представление о временах года.
Демонстрационный материал: игрушки — котик и козлик; полоски — длинная и короткая; 4 иллюстрации с временами года.
Раздаточный материал : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) разного цвета; полоски — длинная и короткая.
Ход занятия
Дети сидят за столами, на которых лежат геометрические фигуры разного цвета. Воспитатель вносит в группу игрушки — котика и козлика.
Воспитатель.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
В. Жуковский
Воспитатель вызывает по одному ребенку к доске.
Котик гулял по саду и увидел красный круг. Побежал к нему.
Покажите красный круг.
Оля, посади котика рядом с красным кругом.
Козлик гулял по саду и увидел красный квадрат. Побежал к нему.
Покажите красный квадрат.
Артем, посади козлика рядом с красным квадратом.
А вместе они увидели красный треугольник.
Покажите красный треугольник.
Эти фигуры одинаковые? Чем они похожи? (Спрашивает у нескольких детей.)
— И тут они увидели еще фигуры, но синие. (Ставит на доску синие геометрические фигуры.)
— Эти фигуры одинаковые? Чем они похожи? (Показывает на каждую фигуру и спрашивает индивидуально детей, что это за фигура.)
— Дорожки одинаковой длины?
— Саша, покажи длинную дорожку.
— Даша, покажи короткую дорожку.
И лапочкой котик
Помадит свой ротик.
— Решил котик идти по длинной дорожке.
— Поставьте пальчик на длинную дорожку.
А козлик седою
Трясет бородою.
В. Жуковский
— Решил козлик идти по короткой дорожке.
— Поставьте теперь пальчик на короткую дорожку.
Воспитатель приглашает детей подойти к ее столу, на котором также лежат 3 полоски-дорожки разной длины.
— Какая дорожка длиннее?
— Какая дорожка короче?
— Маша, посади козлика на длинную дорожку.
— Галя, посади котика на короткую дорожку.
Воспитатель благодарит детей и ставит на подставки 4 иллюстрации с временами года.
— Какие времена года вы знаете?
— Котик очень любит время года зиму. Найдите зимнюю картинку и подойдите к ней.
— А козлик любит лето. Найдите летнюю картинку и подойдите к ней.
— Котик еще очень любит весну. Найдите весеннюю картинку и подойдите к ней.
— Козлик любит осень. Найдите осеннюю картинку и подойдите к ней.
Времена года — это
Л. Завальнюк
— Котик и козлик прощаются с вами. До свидания!
Роза Галимова
Образовательные задачи :
Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат)
Учить узнавать и называть цвета
Искать в окружающей обстановке предметы, сходные по форме
Развивающие задачи :
Активизировать память, внимание, мышление.
Активизировать словарь детей : вводить в речь слова, определяющие величину предметов.
Воспитательные задачи :
Способствовать формированию интереса к математике.
Воспитывать умение слушать воспитателя,
Развивать коммуникативные навыки,
Учить детей работать небольшим коллективом дружно.
Материалы :
- демонстрационный : собачка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки .
- раздаточный : коврики с заплатками; круги, квадраты, треугольники.
Ход занятия
1 часть. Вводная.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются) . Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки) . Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.
2 часть. Знакомство с геометрическими человечками .
Итак, слушайте первую загадку :
Нет углов у меня и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Угадайте, друзья, кто же я?
Дети : Круг.
Воспитатель : Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка) . Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети : Круглые.
Воспитатель : У него есть ножки. Какие они?
Дети : Круглые.
Воспитатель : А что еще есть у круглого человечка?
Дети : Глазки, ротик. Они тоже круглые.
Воспитатель : Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Дети : Человечек – желтый.
Воспитатель : А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое . (Дети называют предметы круглой формы) .
Воспитатель : Слушайте следующую загадку от Ласки
Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?
Дети : Треугольник.
Воспитатель : (показывает треугольного человечка) . Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Дети : Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.
Воспитатель : А что похоже на треугольник?
Дети : Флажок, пирамидка, крыша домика.
Воспитатель :
Я фигура – хоть куда ,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
Дети : Квадрат.
Воспитатель : Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?
Дети : Человек похож на квадрат.
Воспитатель : Что еще есть у квадратного человечка?
Дети : Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.
Воспитатель : Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.
Дети : книжка, окно, кубик.
Воспитатель : Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?
Дети : Синего.
Воспитатель : Я думаю, что Ласке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем.
3 часть. Физкультминутка
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал :
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел :
Он устал и присмирел.
Воспитатель : У Ласки тоже есть маленькие щенята, они очень любят играть, и они порвали все коврики дома. Ребята давайте поможем ласке - залатаем коврики. Игра «Залатай коврик»
Воспитатель : с этим заданием справились, молодцы.
4 часть. Практическая
Воспитатель : Ребята, а давайте маленьким щенятам Ласки построим домики. Кто знает как называются домики у собак?
Дети : Конура.
Воспитатель : Правильно, молодцы. Давайте из геометрических фигур и построим конуру для щенят. Воспитатель : - Ребята, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры . Давайте с вами еще раз их назовем.
Дети : круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель : - Как вы думаете, из какой фигуры мы с вами сделаем стены будки?
Дети : Из квадрата.
Воспитатель : А из какой крышу будки?
Дети : Из треугольника.
Воспитатель : Но нашему щенку ведь нужно как-то попасть в свою будку, нужно сделать для него вход, поэтому возьмите круг и приклейте его в центре квадрата.
Воспитатель : Молодцы, ребята.
Щенята вам очень благодарны будут, что вы сделали для него будку.
Давайте попрощаемся с Лаской, скажем ему «До свидания!»
Я думаю он еще когда-нибудь захочет к нам прийти на занятие .
Воспитатель : Ребята, давайте с вами вспомним, о каких фигурах мы с вами сегодня говорили?
Дети : О круге, квадрате и треугольнике
Воспитатель : Молодцы, ребята.
Смотрите, ребята Ласка ушла и оставила для вас свое угощение.
Примеры работ детей :
Публикации по теме:
Здравствуйте. Хочу предложить Вам игру в которую с удовольствием играют дети нашей группы. Эта игра является шагом в развитие осознанного.
Задачи:закрепить знание о геометрических фигурах, упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры, развивать зрительное восприятие,.
Конспект занятия по математике «Волшебные фигуры» (вторая младшая группа) Формирование элементарных математических представлений на тему: «Волшебные фигуры» (вторая младшая группа) Воспитатели: Козырева Н. А.
Занятие по математике «Геометрические фигуры» Цель: вспомнить и закрепить пройденный материал в старшей группе. Задачи: 1. Заинтересовать детей наукой геометрией; 2. Понять, все ли дети.
В период дошкольного детства происходит интенсивное развитие ребенка. Он усваивает все основные виды человеческих действий, овладевают.