Идеи для развития детей своими руками. Настольные игры своими руками

Развивающие игрушки для детей 5-6 лет. Шаблоны. Мастер-класс с пошаговыми фото

«А что внутри?» изготовление забавной развивающей игрушки из прищепки и цветного картона, мастер-класс с шаблонами

Горбунова Елена Валерьевна, старший воспитатель МДОУ д/с №5 «Звездочка», г. Фурманов.

Описание: мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей, можно использовать в работе с детьми от 5-6 лет и старше.
Сама же готовая игрушка может быть использована с детьми младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики малышей и в период адаптации к детскому саду, для снятия эмоционального напряжения.
Игры с прищепками полезны и детям старшего дошкольного возраста, так как в них ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие.
Цель: изготовление забавной развивающей игрушки из цветного картона и прищепки.
Задачи:
- продолжать учить вырезать детали по шаблонам;
- составлять изображения предмета из отдельных частей
- развивать воображение, фантазию, творчество;
- воспитывать усидчивость и аккуратность во время выполнения работы;
- воспитывать желание сделать игрушку своими руками для малышей.
Материалы и инструменты: цветной картон, клей, ножницы, прищепки, шаблоны.


Ход:
Воспитатель: Ребята, совсем скоро в наш детский сад придут малыши. Им очень трудно будет оставаться без мамы целый день. Маленькие, несамостоятельные, переживают, плачут, теряют сон и аппетит.
Послушайте отрывок стихотворения Татьяны Шапиро:
– Не хочу в детский сад! –
Плачет громко Вова.
– Не хочу в детский сад! –
Плачет громко снова.
– Не хочу в детский сад! –
Громко он рыдает.
Всё равно его тут
Мама оставляет.

Хотите помочь малышам?
Чтобы отвлечь малышей, необходимо переключить их внимание на деятельность, которая приносит им радость. Вы любите играть? И малыши тоже очень любят играть.
Когда они привыкнут к детскому саду, мы обязательно сходим в гости на младшую группу.
У кого есть младшие братья и сестры? Во что вы с ними играете? В какие игры с ними играют ваши мамы? (дети вспоминают)
Проводятся игры:
1. Пальчиковая игра «Сорока-сорока».
2. «Игра с водой» - в таз с водой опускаются игрушки, дети играют, вспоминают предметы, которые плавают - не плавают.
3. «Игры с прищепками» - добавь к солнышку лучи, иголки ежику и другие.
Воспитатель: Вот сколько интересных игр можно провести с малышами.
А сейчас я предлагаю вам сделать для малышей игрушку с прищепкой и сюрпризом. Но сначала мы разомнем свои пальчики.
«Пальчиковый массаж прищепками»
Прищепкой поочередно «кусать» фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно на каждый слог стихотворения.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
После первого двустишия, меняем руки.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»
Воспиатель: Приступаем к созданию подарков-игрушек. Выбираем любой шаблон, который хотим использовать.


Не забывайте, пожалуйста, о правила работы с клеем и ножницами.


Выстригаем по шаблонам детали.


Подготавливаем верхний слой (объяснение по шаблону «Дерево»).
Взять части кроны, соединить, но не накладывать друг на друга, лучше оставить небольшое расстояние (линию разреза).


Наклеить на крону ствол,


На ствол – дупло.


Когда работа немного подсохнет, перевернуть и разрезать дерево по линии разреза на кроне.


Дерево готово. А белочке прорисовываем контур, нос и глаз.


Приклеиваем дерево на прищепку, сначала нижнюю часть кроны, через некоторое время верхнюю.



Приклеиваем белочку, на нижнюю часть прищепки, слегка отогнув ее фиурку от прищепки, что бы она не зацеплялясь при открывании.



Игрушка готова.


Аналогично выполняются и остальные поделки, детям их можно распределить по степени сложности - несложные – «Тучка и солнышко», «Арбуз».





Сложные:
- «Дерево»


- «Матрешка»



- «Цыпленок»



можно продумать множество других вариантов.
Воспитатель: Какие красивые игрушки с сюрпризом у вас получились. Молодцы!
Послушайте продолжение стихотворения Татьяны Шапиро:
…Вот неделя прошла,
А потом другая.
И опять, и опять
Мальчик тот рыдает.

– Не хочу я домой! –
Как понять такого?
Полюбил детский сад
Очень мальчик Вова.
Воспитатель: Я думаю, получив такие интересные игрушки в подарок, наши малыши так же как мальчик Вова быстро привыкнут к садику.
Спасибо вам за прекрасные подарки для малышей.


Аналогично, только лишь перевернув прищепку в другую сторону (так уже сделана "Матрешка"), можно сделать игрушки для леворуких детей для которых проблема развития мелкой моторики и подготовки руки к письму крайне важна.
Спасибо за внимание!

Дидактические игры для детей 3-4 лет позволяют малышу изучать мир вокруг себя, усваивать понятия цвета, формы, пространственных и числовых отношений между предметами. Такие игры лучше всего проводить в небольшой группе деток в детском саду. Так у каждого дошкольника будет лучше усваиваться способность взаимодействовать с остальными детками.

Для детей можно сделать своими руками, которые им будут особенно интересны. Из материалов можно сделать интересные игры, которые становятся популярными в обучении дошкольников. Существует большое разнообразие игр, направленных на усвоение материала.

Дидактические игры для детей 3-4 лет способствуют сенсорному развитию каждого малыша в самых разных областях и отраслях жизни.

Когда во время игры малыш общается с остальными детками и воспитателями или родителями, у него усваиваться навык взаимодействия с людьми и общения с ними. Также малыш получает свои первые знания о цветах, разных формах, величинах, вкусах, звуках, количестве, целом и его частях.

Развивающая дидактическая игра для детей 3-4 лет. Фигуры

Во время игры происходит вербальное общение детей между собой и со взрослыми, пополнение вербального словаря, вырабатывается скорость и четкость речи. Что немаловажно, игры способствуют проявлению художественного и эстетического восприятия дошкольника через развитие сенсорики и мелкой моторики ручек и пальчиков.

Развитие сенсорики очень важно для детей 3-4 лет, так как в этом возрасте – это первый и самый важный жизненный опыт. Если малышу дошкольного возраста не будет хватать сенсорного развития, то в более позднем возрасте эту недостачу будет трудно или невозможно восполнить.

Благодаря сенсорике дети смогут научиться точности восприятия предметов полностью и в виде разделения на части. Именно с изучения предметов и явлений начинается полное восприятие мира в целом. На этой основе будет строиться все последующее запоминание, воображение и мышление.

Умственное развитие детей 3-4 лет опирается на полное и развитое восприятие, это фундамент полноценного обучения. Малыш, который впитал в себя знания о цветах и их оттенках, геометрических формах, величинах, будет в будущем учиться лучше.

Деятельность, которая подходит для детей 3-4 лет и развивает сенсорику – это :

  1. Упражнения с разборными и дидактическими игрушками.
  2. Тренировки ручек различными материалами и веществами.
  3. Вербальное общение с другими детьми и взрослыми.

Осваивая сенсорику, детки смогут легко усвоить признаки разных предметов, и им не придется идти путем ошибок, которые бы они совершали, получая такой опыт стихийно.

Упражнения по развитию речи

Для детей дошкольного возраста существует огромное количество дидактических игр, которые способствуют развитию речи. Мы приведем примеры разных упражнений для улучшения речи, которые будут очень интересными.

Изучаем гласные буквы алфавит для малышей

«Гласные буквы» – упражнение, направленное на то, чтобы проявить и закрепить у детей навык выделения гласных звуков из заданного слова, а также общее развитие речи. Лучше проводить такое упражнение ежедневно, лучше в начале занятий или во время минутки физической нагрузки.

Все очень просто, взрослый должен задать каждому подопечному слово, состоящее из 2-3 слогов, а малыш должен назвать гласные буквы в этом слове.

Интересное упражнение «Волшебный мешочек» позволит развить у деток дошкольного возраста тактильных ощущений и восприятие разных материалов. Инвентарь можно сделать своими руками, для этого нужен мешочек, наполненный игрушками из разных материалов. Детки по очереди достают по игрушке и каждый должен сказать, из какого материала она сделана. Материалы могут быть самые разные, к примеру, дерево, стекло, пластмасса, резина, вата, глина.

«Назови три слова» – забава, которая направлена на улучшение речи и пополнение словарного запаса деток дошкольного возраста. Суть заключается в том, чтобы каждый из деток смог назвать три слова на заданную тему. Чтобы было интереснее, детки должны стать в шеренгу и по очереди отвечать на вопрос, делая шаг вместе с ответом и не замедлять при этом ход движения. Примеры вопросов: «Что нарисовать?», «Кто умеет летать?», «Кто плавает в воде?».

Дидактические картинки по математике

Игры для деток дошкольного возраста по математике позволяют дать детям основное понимание чисел, математических действий в виде сложения и вычитания.

Juicy Math – игра по обучению деток основам математики

Совет : Такие занятия лучше и интереснее проводить, если у вас есть картотека с математическими действиями, так проще будет объяснять задания детям. Математическая картотека может быть сделана своими руками, к этому можно привлечь и детей, это будет познавательно и интересно.

Например, желательно, чтобы ваша картотека имела изображение, где нужно посчитать, к примеру, вес черепах. На каждой черепашке будет написано число, сколько она весит. Нужно сложить цифры, указанные на черепашках и узнать, сколько весят две черепахи. А если эта картотека черно-белая и будет у каждого ученика, ее можно еще и раскрасить.

Еще одним простым и интересным примером станет картотека, где нужно посчитать количество нарисованных птичек и записать число в окошко. Эта картотека тоже может быть распечатана и разукрашена.

Как выбрать форму обучения

Дидактическая игра – это удобный метод обучения дошкольников, который является способом всестороннего обучения. Такие задания способствуют:

  1. Хорошей речи дошкольников 3-4 лет, она становится более ясной и четкой и происходит пополнение словарного запаса и использование новых слов в речи.
  2. Проявлению умственных способностей деток.
  3. Социальному становлению в группе.
  4. Усвоению таких понятий как справедливость, чуткость, сочувствие и так далее.

Существует несколько видов дидактических упражнений :

  1. Настолько-печатные, позволяют быстро и просто ознакомить ребенка окружающим миром. Это может быть картотека животных, сделанная своими руками, или же лото, домино или парные картинки.
  2. Словесные, они способствуют самостоятельному решению дошкольником мыслительных задач.
  3. Предметные, они позволяют детям ознакомиться с формой, цветами, материалами, научат деток проводить сравнение и устанавливать различия.

Форму обучения педагог может выбирать любую, в зависимости от того, чему нужно уделить больше внимания.

По образцам можно сделать подходящие игры малышам своими руками, что будет для них особенно полезным и запоминающимся материалом. Важно обратить внимание на развитие сенсорики, под которой понимаются обучающие меры по улучшению органов чувств. Все это способствует быстрому и эффективному познавательному процессу.

Для малышей детского сада разрабатываются различные игры, которые необходимы для этого возраста. Каждый год появляются новые методы, способствующие быстрому и эффективному обучению дошкольников.

С детьми проводятся игры, способствующие их быстрому усвоению пройденного материала. В дошкольном возрасте необходимы специально разработанные упражнения, способствующие улучшению речевых навыков.

Дидактическая игра “Что без чего?”

В апреле я пополнила свою копилку идей развивающих игр, сделанных своими руками. Мне посчастливилось попасть на удивительное мероприятие, организованное сайтом «Родная тропинка» : встречу-игротеку с Татьяной Александровной Барчан. У нее необычная история: биохимик по профессии, она работала в НИИ и не думала, что станет придумывать и создавать развивающие игры для детей своими руками. Но все сложилось по-другому: Татьяну попросили позаниматься с одаренными ребятами 6-7 лет, с этого и началась карьера педагога и изобретателя развивающих игр. Сейчас Татьяна руководит Центром образования и творческого развития «Ребус» , является автором множества игр, которые были признаны специалистами одними из лучших (знак качества «Детские психологи рекомендуют»).

Развивающие игры своими руками

1) Коробка с дорожками для магнита . Смысл в том что для игры нужно два магнита: один побольше, его убирает под но коробки (с другой стороны), второй — поменьше, он будет ходить по игровому полю. Маленький магнит мы перемещаем с помощью большого, который при этом не виден. Чудо чудное для малышей.

В качестве «игрового поля» берем небольшую коробку из-под конфет (чтобы ребенку было удобно держать в руках), добавляем дорожку, препятствия, другие элементы. Как вариант игровой ситуации: машина едет по делам, надо заехать на заправку (какой элемент), потом через мост на автомойку (следующий элемент) и т.д.

2) Косточка для собачки. Нужны несколько коробочек, разные по размеру, обклеены разной цветной бумагой. Есть собачка, которая ищет косточку (легко меняем на персонажа, который есть в наличие у вас дома). Косточку прячем в одну из коробок и даем подсказку: «косточка в коробке между синей и красной» или «в коробке над желтой». Для старших детей можно посложнее «не в красной, но выше синей». Высший пилотаж — пусть ребенок спрячет кость и загадывает такую задачку вам.

3) Простая модель термометра . Все гениальное — просто! Вырезанный прямоугольник из картона, подписаны цифры, вдета обычная резинка, часть резинки — прокрашена. Дергает с другой стороны за резинку — температура на термометра растет, тянем в другую сторону — падает.

4) Другой взгляд на паззлы для малышей: разрезать не прямоугольную картинку, а круг по секторам. Такую мозаику собрать с одной стороны сложнее, с другой — проще. В любом случае полезное разнообразие для тренировки внимания и мышления.

5) Детская библиотека . Берем 12 одинаковых коробочек, делаем их одного цвета, наклеиваем цифру на корешок и картинку на обложку. Кстати, старый календарь можно использовать в качестве источника цифр для такого и других пособий. Все книжки хранятся в большой коробке на 12 книг. Вариантов игр с такой библиотекой — масса. Можно заниматься развитием речи, угадывая по картинке на обложке, о чем эта книжка, что там за сюжет, что за история. Можно тренировать числовой ряд: собирать книжки по порядку, находить, какой книжки не хватает, составлять в обратном порядке, просить подать «следующую за пятой» и т.п. Как только найду подходящие коробочки — обязательно сделаю нам такую «библиотеку».

6) Лото на разницу между плоскими и объемными фигурами. Для этого понадобятся листы для заполнения и собственно объемные фигуры. Татьяна делала их сама из специальной массы для лепки. Задача игроков определить, на какую фигуру похож вытащенный из мешочка предмет (пуговица — круг, мячик — шар и т.п.). Очень полезно все геометрические понятия пропустить через руки, ощупать в прямом смысле этого слова.


7) Задачки на сравнение. Татьяна предлагает интерпретировать знак «больше» и «меньше» как стрелочку, которая всегда указывает на маленького, на малыша и рекомендует начинать с пар: мама-малыш. Мне очень нравится такая позитивная «стрелочка», потому что обычно предполагается представить крокодила, который ест тех, кто меньше. Сначала играем с полноценной стрелочкой: от мама-малыш переходим к количеству предметов, потом к цифрам. Дальше стрелочка «теряет» палочку и остается знак «больше»/»меньше» в привычном нам виде. Дальше продолжаем играть с карточками уже с обычным знаком.

8) Игра «Капризный покупатель» . Официально разрешаем малышам капризничать 🙂 Для игры нужно много разных фигур разного цвета. Это товары в магазине, куда приходит капризный покупатель. У него на карточке указано, что он хочет купить, но примерно так: не красное, не круглое, но квадратное. Нужно убрать те карточки, которые не нравятся покупателю и оставить только те, что подходят по критериям. Малыши таким образом постигают основы теории множеств, сами того не замечая.

Я показала вам только небольшую часть игр, которые мы обсуждали на игротеке (только те, где у меня есть фото). Видно, с какой тщательностью и любовью к детям сделаны все пособия. Помимо идей развивающих пособий, Татьяна щедро делилась игровым опытом, советами по организации игры, изготовления долговечных игрушек (ее собственные творения прошли через руки множества детей на протяжении нескольких лет), особенностями освоения математики, чтения, педагогическими хитростями. Татьяна поразительно увлеченным человек, после игротеки все участники вышли с горящими глазами и полными пакетами покупок, т.к. помимо самодельных игр есть уже множество «готовых к употреблению» игр. Я в полном восторге от некоторых приобретений, Паша тоже 🙂

Я настолько загорелась после игротеки, что уже через пару дней сделала одну из игрушек, попозже напишу мастер-класс. Сейчас, пока писала эту статью, снова руки чешутся что-то пойти и смастерить.

А что вам понравилось больше всего из предложенных идей?

Настольные игры весело и красочно разнообразят досуг каждой семьи. Не спешите покупать игры в магазинах, а попробуйте сделать их своими руками, это поможет Вам создать особый стиль игры. В этой статье мы рассмотрим: как сделать настольные игры своими руками.

Все знают эту игру со школьной скамьи. Однако Вы думали, что для неё нужна ручка и листик, а ведь её можно сделать из дерева, ткани, магнитов, камней, пуговиц и других фигурок. Просто пофантазируйте и создайте игровое поле, например, на холодильнике либо кусочки ткани в форме сердца.

Кругосветное путешествие игра-ходилка

В этой игре может участвовать от 2х до 6ти человек. Вам понадобится «карта», кубик и фишки. Каждый игрок подкидывает цифровой кубик в свою очередь, ему выпадает число и он делает нужное количество шагов по карте. Побеждает тот, который доберётся до финиша первый, а загвоздка в том, что на карте попадаются числа, которые возвращают игрока на несколько шагов назад, либо продвигают его вперёд.

Основной процесс заключается в создании карты. Разложите 8 листов формата А4 в 2 ряда, оставьте промежутки по пол сантиметра, чтобы в дальнейшем можно было сложить карту. Поставьте груз на каждый лист, чтобы он не сдвинулся, затем склейте скотчем листы вдоль каждого ряда. Нарисуйте карандашом маршрут ходов и расположите остановки, например (1-60 или 1-90), между каждой остановкой делайте расстояние 2-3 см. Отметьте бонусные и штрафные шаги, направление укажите стрелочками. Заполните рисунками пустые места на карте. Цифровой кубик можно приобрести в канцелярском магазине либо сделать из картона. В качестве фишек используйте маленькие игрушки киндер сюрприза, пуговицы, маленькие печеньки…

Можно создать географический пазл для изучения страны. Купите либо распечатайте контурную карту, раскрасьте каждую область отдельным цветом (в придачу можно обозначить подсказки — море, горы, достопримечательности…), затем приклейте карту на плотный лист картона, разрежьте на квадраты или другие фигурки.

Также очень просто можно создать другой пазл. Насобирайте 7-10 палочек от мороженого и вырежьте подходящую картинку из журнала либо нарисуйте сами. Расположите палочки на ровной поверхности рядом друг с другом, наклейте картину, подождите пока клей высохнет и разрежьте палочки. С обратной стороны каждой палочки прикрепите липучку, чтобы в дальнейшем прикрепить пазл на фетр.

Другое название игры звучит – «скажи иначе». Суть проста: играют от 4х до 16ти человек. Участники делятся на команды. В команде могут быть 2,3,4 человека. Один из них вытаскивает карточку, на которой написано 8-10 слов, каждое слово нужно объяснить другими словами, можно использовать звуки (например: гав-гав, мяу…) нельзя показывать и употреблять однокоренные слова. На 1 карточку даётся 1 минута, нужно быстро отгадать как можно больше слов. Можно сделать карточки-дополнения на которых будут написаны эмоции или указания. Во время объяснения человек должен быть радостным, либо наоборот грустным, а команда дополнительно должна отгадать эмоцию и действие которое делает объясняющий. Выигрывает та команда, у которой больше всего отгаданных слов. Эта игра превосходно развивает логическое мышление и увеличивает словарный запас.

Вырежьте из картона карточки и красиво напишите обще употребляемые слова, например: суп, лёд, мартышка, враг, сладкий, фотография…Должно быть минимум 30 карточек, на которых написано по 10 слов. Слова не должны повторятся.

Можно создать игровое поле для алиас. На нём обозначьте шаги и сделайте фишки. Принцип создания описан в игре кругосветное путешествие. Однако можно играть и без поля, просто назначьте судью, который будет считать очки и засекать время.

Это очень забавная игра, в которой участвуют 2 человека. На край фасолинки нажимаю монеткой и она подпрыгивает как блошка. Основная задача попасть блошкой в ворота противника, тогда Вам засчитывается очко и блошка убирается с поля. Если блошка попадает на своё поле можно её забрать и в следующий раз ею воспользоваться, если блошка попадает на поле противника – очко не зачитывается и она просто остаётся лежать до следующего хода. Если блошка попадает в свои ворота – очко засчитывается противнику. Игра ведётся до тех пор пока у кого-то не закончатся блошки.

Чтобы сделать игровое поле возьмите коробку от конфет, цветную бумагу и плотную ткань. Обклейте цветной бумагой внутреннюю сторону коробки, сделайте бортики из ткани, чтобы блошки не улетали. В качестве блошек возьмите фасолинки и не забудьте про крупные монетки.

В этой игре участвуют от 2х до 10ти человек. Изготавливается 16 карточек. На каждых двух карточках находятся одинаковые изображения. Один человек раскладывает карточки квадратом в хаотичном порядке рисунком вверх, в это же время человек который будет играть стоит спиной. Он поворачивается ровно на 5 секунд и пытается запомнить изображения. Его отворачивают и переворачивают карточки на другую сторону. Теперь он должен переворачивать карточки и находить пары в течение минуты. Выигрывает тот человек, который отгадал самое большое количество пар с одинаковыми рисунками. Карточки можно сделать из картона и нарисовать любые рисунки.

Для создания этой игры вам понадобится картонная коробка от конфет, коктейльные трубочки и маленький шарик, можно использовать бусинку. Продумайте и нарисуйте лабиринт. Приклейте коктейльные трубочки. Положите шарик и начинайте игру.

В качестве шашек можно использовать крышки, пуговки, сшитые кружочки ткани, различные фигурки и даже пластилин. Фантазируйте и удивляйте всех своей креативностью!

Создайте оригинальные шахматы, которые будут не ходить, а прыгать. Сделайте 16 белых и 16 чёрных прыгающих лягушек и нарисуйте звания. Подробный мастер-класс как сделать прыгающую лягушку из бумаги, описан

Для домино создайте 28 фишек, их можно сделать раскрасив камушки, палочки от мороженого, сшить из фетра…

Схема фишек

Домино из камушков

Домино из фетра

Домино из палочек от мороженого

Создавая эту игру своими руками можно использовать свой город – так будет интереснее. Продумайте цвета районов, распечатайте почти «настоящие» деньги и придумайте реалистичные задания, например: оплатить коммунальные счета. Создайте свой увлекательный оригинал игры.

Почти каждый знает эту захватывающую психологическую игру. Она прекрасно подойдёт для большой компании. Сделайте карточки, нарисовав их своими руками, либо просто распечатайте из интернета, затем разрежьте их.

Такую захватывающую игру можно сделать из одинаковых пуговиц, крышечек, шашек и даже M&M’s. Как в неё играть и почему она такая увлекательная смотрите в этом видео!

Чтобы создать оригинальную и качественную игру, продумайте дизайн, материалы, размеры игры. Обратите особое внимание на увлечения и хобби игроков, может именно это станет основой для создания шедевра. Настольная игра станет замечательным подарком и поводом проводить досуг вместе со своими близкими.

Как сделать увлекательную игру «Ракедр» смотрите в этом видео!