! Как встретить Рождество, чтобы в дом богатство пришло?! Ритуалы и заговоры.

Седьмого января отмечается великий православный праздник - Рождество Христово. Появление первой вечерней звезды на небосводе - признак того, что уже можно отмечать рождение Иисуса Христа. До этого времени люди обязаны сделать все свои домашние и рабочие дела, а с наступлением вечера встречать .

Как встречать Рождество - приметы и обычаи

Встречать Рождество Христово принято шестого января с первой звездой. До этого времени в обязательном порядке должен соблюдаться великий пост. Отмечать рождение Христа нужно в нарядной одежде. В этот светлый праздник одеть черный, траурный наряд - великий грех.

До наших дней дошло много примет, связанных с тем, как правильно встречать Рождество. Следующий православным традициям христианин должен подготовить свое жилище: произвести генеральную уборку, вычистить всю кухонную утварь и мебель. Помимо этого, особое внимание должно быть уделено украшению помещения. В качестве декора нужно использовать ель, ветки, отдать предпочтение красным и зеленым тонам. В этот период популярными были игрушки и сувениры в виде звезд, ангелов и животных. Также один из главных атрибутов праздника - свечи, символизирующие свет Христа.

Согласно приметам, встречать Рождество нельзя без следующих реквизитов:

  • елового венка;
  • колокольчиков;
  • свечей;
  • поздравительных открыток.

Как встречать Рождество в православии - приметы

  1. Рождество нужно встречать не только с чистыми помыслами, но и с чистым телом. Поэтому издавна люди старались заранее вымыться в бане.
  2. Одежда должна быть обязательно новая. Это сулит год, богатый на обновки.
  3. Стол нужно накрывать на четное количество человек, учитывая дополнительный набор приборов, предназначенный для мнимого гостя.
  4. Богатый стол - символ удачного и изобильного года. Рождество - окончание поста, поэтому меню можно сделать самым разнообразным. Оно обязательно должно включать блюда из мяса, морепродуктов, птицы. Также наличие двенадцати постных блюд на праздничном столе сулит финансовое благополучие семьи.
  5. Обязательное блюдо - кутья. Это так называемая каша, приготовленная из лущеной пшеницы с добавлением изюма, орехов, меда, и халвы. Ужин следует начать именно с кутьи.
  6. Раньше хозяйки в этот день пекли пироги, в один из которых прятали монету. Тот, кому попадется выпечка с сюрпризом - весь год будет богатым и счастливым.

Согласно приметам, как встретишь Рождество, так и проведешь весь год. Именно поэтому данный праздник нужно отмечать, будучи в мире и согласии со своими домочадцами и друзьями. В этот день нельзя ссориться и браниться.

В этот день в церкви нужно взять святую воду, которую нужно выпить ровно в полночь, думая при этом о самом заветном желании. По поверьям, оно обязательно должно сбыться.

Приметы встречи Рождества

Рождество - праздник, в который народные приметы приобретают особенную силу. В наши дни люди с особой тщательностью соблюдают приметы, дошедшие от далеких предков:

Испокон веков празднование Рождества было неразделимо с различными поверьями и приметами, по которым можно было предвидеть погоду, привлечь удачу, достаток и благополучие в дом.
Празднование наступает 6 января с появлением первой звезды, что по легенде возвещает миру о рождении Сына Божьего. С наступлением вечера люди встречают Рождественский сочельник. Это слово произошло от названия обязательного блюда "сочиво" (кутья) - каша из зёрен пшеницы или риса, изюма и мёда.
На праздничном столе должно быть 12 блюд – по количеству Апостолов, первых учеников Иисуса. Среди них обязательно взвар (узвар) - напиток из сухофруктов, который в наше время называется компот. Трапезу надо начинать с сочива. За столом должно сидеть четное число людей, если же их было нечётное количество, ставили пустую тарелку с ложкой. Все собравшиеся за столом обязательно должны были попробовать немного от каждого блюда.
За трапезой обычно вспоминали всё хорошее и плохое, что случилось за год, затем оставшуюся кутью относили пожилым людям и беднякам. В некоторых местах России стол с едой оставляли до утра: считалось, что души покойных родственников также соберутся поесть.
После ужина все верующие миряне отправляются в храм к Всенощной службе. После полуночи во всех православных храмах совершается особое праздничное богослужение, которое длится приблизительно до 3 - 4 часов утра. Как и в пасхальную ночь, в Рождественскую спать не полагалось.
С Рождества в России начинаются Святки – праздники, которые длятся до самого Крещения. Традиционно в эти дни по улицам ходили ряженые, дети заходили в дома и пели колядки – специальные рождественские песенки. Хозяева за это одаривали колядников сладостям, пирожками и мелкими деньгами. Считалось, что чем больше в дом придёт колядников, тем удачнее будет год.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности в Дохиаре, игумен монастыря архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келлию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные поручни. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Рождество - один из главных христианских праздников. У православных и католиков Рождество считается в иерархии вторым Великим праздником после Воскресения Господня. Мы вспомнили, что в Рождество нужно делать, а чего стоит избегать.

Праздничный стол

Рождественский стол на Руси был представлен двенадцатью блюдами. Отличались они простотой, предпочтения отдавалось постной и вегетарианской пище. Кутья, сваренная из большого количества зерен, олицетворяла связь поколений, непрерывность жизни и благополучие в семье. Кныши, калачи, паляницы готовились из кукурузной или ржаной муки и предназначались для угощения родных, близких: кумовей, крестных родителей, бабок и других. Пироги пекли или жарили преимущественно с маком, с вареными или толчеными сушеными сливами, фасолью, горохом, калиновыми ягодами, с гречневой кашей, картофелем, капустой. Деликатесом на столе считалась рыба, разрешенная церковью в этот день, а обязательным блюдом был постный борщ – символ богатства и хорошего урожая. К сервировке стола подходили особенно тщательно: под скатерть обязательно клали пучок соломы – символ яслей, в которых родился Христос, а под стол ставили железный предмет, которого в течение вечера должны были коснуться ногами все присутствующие, тем самым привлекая крепкое здоровье.

Дом и быт

Очень хорошо встречать Рождество в новом наряде, считается, что это к прибыли.
Чем больше свечей вы зажжете на Рождество, тем больше денег у вас будет весь год.
Обязательно надо зажечь особую свечу в честь усопших родственников – тогда они вам обязательно помогут в наступающем году, привлекут в дом удачу и достаток. Если в доме есть домашние животные, то в этот день принято накормить их досыта, что привлечет финансовую удачу. В Рождество хорошо совершать покупки, приобретенные в этот день вещи прослужат верой и правдой в течение долгих лет –«И молод, и стар ступай на базар, покупай веселей, рублей не жалей». И еще, обязательно, в ночь с 6 на седьмое января возьмите в ковш воды и наговорите в воду все плохое и неприятное, что произошло за год, потом выплесните эту воду за порог, за ворота, за подъездную дверь, с балкона или с окна, распрощавшись со злом, привлекая добро.

Гадания накануне

Великие писатели посвятили этой традиции немало произведений, описывая гадания как нечто мистическое, интригующее, пугающее. Каждая незамужняя русская красавица с нетерпением ждала возможности погадать на суженого, выйти на крыльцо в полночь и спросить имя первого встречного мужчины. Какое назовет, такое и будет у супруга. А то и валенком через забор кинет такая невеста, и бегом смотреть, куда валенок попал: если в сугроб зарылся, то судьбоносная встреча в этом году не случится, а если к лесу носком, то и черта в дом завлечь можно. Бывало, что и по самим женихам валенком попадали, ежели те под заборами стоят. Традиционные гадания и по сей день с радостью принимаются современниками. Самое распространенное из них – литье воска. В таз с водой медленно лили воск от расплавленной свечи, а по причудливым застывшим фигурам предсказывали будущее. Так же, привлекая фантазию и благодушие рождественских чудес, гадали по чайной и кофейной гуще, тени от горящей бумаги или наполненных чашах. Каждую чашку наполняли символично: кольцо - к свадьбе; монета - к богатству; хлеб - к достатку; сахар - к веселью; лук - к слезам; соль - к несчастью, а чашка с водой - к жизни без особых перемен. Гадающие по очереди, с закрытыми глазами, выбирали чашу, символизирующую их будущее в наступающем году.

Чего стоит избегать

Считается, что работать в Рождество – грех. Нельзя заниматься хозяйственными делами: убирать, стирать и выполнять другую тяжелую и грязную работу. Особенно стоит избегать шитья, так как считается, что это привлечет в дом нечистые силы и даже приведет к слепоте одного из членов семьи. Ни в коем случае нельзя ходить на охоту вплоть до Крещения, 19 января, иначе с охотником может случиться несчастье. Не встречали Рождество в черном, ведь «прийти на пир в печальной одежде» - значит навлечь несчастья в наступающем году. Если первой в Рождество дом посетит женщина, то в это привлечет болезни к женщинам в семье, а во время рождественского обеда нельзя пить, так как считалось, что весь год будет хотеться воды, когда достать ее будет негде.

Семья и церковь

В первый день Рождественских праздников, 7 января, в гости почти не ходили. Только женатые дети после обеда должны были посетить своих родителей, и при этом говорить, что везут «деду ужин». В остальные дни от Рождества до Крещения - Святки - было принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, приходили в тюрьмы и давали заключенным милостыню. Христиане обязательно посещают церковь, где читают молитвы и просьбы о «выправлении нерадивого жития к благополучию и счастью», называя имена живущих, за которых приносится прошение.

Погодные приметы

Рождество считается отправным для всего года, и большое внимание уделяется народным приметам. Считается, что в день Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима - на мороз, то есть дни станут длиннее, а морозы – сильнее. Если накануне Рождества будет сильная метель, то весна в этом году ожидается ранняя, а если 7 января тепло, то жди холодной весны, но ясная погода указывает на обильный урожай. Снежная метель на Рождество Христово – следует ждать хорошего урожая пшеницы, ранней зелени и сочной листвы. Кроме того, метель – хороший знак для пчеловода, ведь она предвещает хорошее роение пчел. Если снег идет крупными хлопьями, жди обильного урожая хлеба, а если небо звездное, то будет хороший приплод скота, а также обилие грибов и ягод.

Семь благ Рождества

Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также подарить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю». В Рождество мы приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» и отвечаем на эти слова: «Славим Его!».

Вечер накануне полагалось проводить тихой степенной трапезой в узком семейном кругу. Зато на следующий день на улицу выходил и стар и млад, чтобы поздравить друг друга с появлением на свет Спасителя. Колядки, хождение ряженых по дворам и, конечно же, гадания на суженого — все это делает Рождество неповторимым, таинственным и радостным действом.

На Богатый вечер под скатерть кладут обереги - сено и чеснок

В России сложилось много рождественских обычаев и традиций, которыми привлекали в дом достаток, мир, здоровье и радость. Так, подготовка к празднику начиналась рано утром за день до Рождества. До восхода солнца хозяйка разводила огонь в печи (для этого в доме еще с лета хранились двенадцать поленьев вишни или яблони) и приступала к приготовлению ужина на Святвечер (еще его называли Богатый вечер). В канун Рождества на столе обязательно должны стоять двенадцать постных блюд, среди них: борщ, вареники, голубцы с пшеном, гречневая каша с конопляным молоком, квашеная капуста, моченые яблоки и соленые грибы, маковые коржики и компот из сухофруктов. Главное угощение Богатого вечера — кутья (сладкая пшеничная каша с медом, маком, орехами и фруктами). Готовить кутью полагалось с молитвой и чистыми мыслями. Мяса, а в некоторых домах и рыбы, на столе не было, ведь до появления на небе первой звезды еще длился Рождественский (Филипповский) пост. Наши предки верили, что двенадцать блюд на Святой вечер — залог будущего благосостояния, поэтому даже самые бедные семьи делали все возможное, чтобы собрать достойную трапезу.

Пока хозяйка возилась около печи, глава семейства с особой тщательностью наводил порядок в амбарах и на скотном дворе. Ведь «все живое и мертвое должно встретить Рождество на своем месте», и ни в коем случае не остаться в чужих руках — одолженным или где-то забытым. Дома собирались и все члены семьи.

В Святой вечер, когда солнце садилось, вся семья мастерила домашний алтарь. Хозяин торжественно заносил в хату сноп пшеницы, ржи или овса (дидух), ставил его в углу под иконами и здоровался с хозяйкой так, будто впервые ее увидел. Затем глава семьи желал счастья, здоровья и богатства всем домочадцам, чтобы те весело праздники провели и других дождались.

Праздничный стол

Праздничный стол сервировали по-особенному. Его укрывали сеном, а по углам раскладывали зубчики чеснока (в качестве оберега) и только после этого покрывали скатертью. Под стол полагалось положить топор, на который все члены семьи ставили ноги, чтобы быть такими же крепкими. Согласно обычаю на стол ставили один лишний прибор: а вдруг в дом пожалует гость. Кстати, если на огонек заглянет холостой темноволосый мужчина, это расценивалось как очень добрый знак, сулящий в следующем году удачу и достаток. Явится женщина — голод и болезни обеспечены. Зажиточные семьи даже специально нанимали человека, чтобы он в назначенное время пришел и поздравил всю семью.

Ужинать в Святой вечер принято в кругу самых близких родственников. Трапеза начиналась с молитвы и приглашения к столу душ умерших предков и родичей, пропавших без вести. Потом глава семьи брал тарелку с кутьей и выходил с ней на улицу — приглашать на ужин морозы, ветры и черные бури. Он трижды призывал их, приговаривая, что если они сейчас обойдут стороной дом, то пусть уж и вовсе не приходят, пашни не портят, голод не приносят... «Угостив» стихии, хозяин возвращался в дом, передавал тарелку с кутьей жене, и семья приступала к еде.

После ужина взрослые гадали, каким будет в следующем году урожай (ясное небо сулило полные амбары зерна, сосульки под крышей — большой урожай кукурузы, а иней на деревьях — обилие яблок, груш и слив). Детишки же снимали гостинцы с елки, а еще малыши забирались под стол и выбирали из соломы, которой в хате выстилали земляные полы, орехи и мелкие деньги. Обычай велел детям кудахтать: чтобы в будущем году хорошо неслись куры.

Парни носили вертепы, разыгрывая не только библейские сцены, но и шуточные спектакли из жизни односельчан.

На следующий день — то есть на само Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С утра дети отправлялись к крестным родителям. Нарядные ребятишки пели песни, желали своим вторым мамам и папам в новом году много радости и богатства, несли им угощение — кутью и колбасу. За веселые песни и пожелания крестные награждали детей сладостями, игрушками и мелкими деньгами. Детвору и кумовьев приглашали за рождественский стол. Чего только на нем не было: холодец, поросенок, начиненный гречневой кашей, свиная голова с хреном, домашняя колбаса, жаркое со свининой и, конечно же, жареный гусь. Отощав за время сорокадневного поста, люди от души наедались. И, естественно, изрядно выпивали.

Колядование

Наевшись, молодежь покидала богатый стол и отправлялась колядовать. Парни и девушки, разряженные кто во что горазд, с песнями ходили по дворам. Любимыми персонажами рождественских маскарадов были черти, козлы, медведи, свиньи, солдаты и смерть. Костюмы и маски делали заранее. Из решета, оклеенного промасленной цветной бумагой, мастерили звезду. Нести ее считалось делом почетным и поручалось обязательно чернявому парню.

Толпа ряженых могла заглянуть в любой дом, и часто хозяин оставался в неведении (из-за масок на лицах гостей), кто же именно у него побывал. Но разве это важно? За веселые поздравления и спектакли в мешки ряженых летели колбасы, пироги, пряники, бутылки с самогоном и мелкие деньги.

Пока парни колядовали по дворам, девицы гадали на суженого. Очень популярными в селах были гадания на берегу реки. Девушки разжигали огонь, а потом по очереди бросали в прорубь горящие головешки. Если уголек погаснет с треском и шипением — муж будет богатый и красивый, ну а если головешка только «пшикнет» — стать девице женой бедного.

Крещение

Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Вечер накануне этого дня назывался вторым Святвечером, или Голодной кутьей. Накануне Крещения дом украшали сухими цветами васильков, бессмертника и голубыми лентами. Обязательным были соблюдение строгого поста и приготовление второй кутьи.

Вечером перед Богоявлением люди отправлялись в церковь помолиться и набрать воды, называвшейся иорданской. Считалось, что она обладает даже большей силой, чем крещенская. Эту воду хранили весь год, как эффективное средство против всякой беды и сглаза. Ею каждый хозяин окроплял всех членов семьи, хату, хлев, колодец. Еще на Голодную кутью готовили коржики с медом — подпалки. Перед ужином отец, сын или брат отца шли с подпалком в хлев, кропили там все водой, мелом писали кресты на дверях и воротах, а затем съедали по коржику, чтобы уберечь своих родных от злых духов.

На само Крещение вся семья степенно отправлялась в церковь, а оттуда — к ближайшему водоему. К Богоявлению на озерах, прудах и речках мужчины вырубали крестообразную полынью, в которую выливали свекольный квас: чтобы вода была красной, праздничной. На берегу из кусков льда и еловых лап сооружали «царские врата». Для полного очищения от грехов через них нужно было пройти после купания в проруби.