Комаровский цитаты. Разоблачает интернет-мошенников

T -

Зачем нужны аутисты От редакции

Понятие «аутизм» объединяет целый спектр состояний. Иногда аутизм принимает тяжелую форму, и страдающие им дети так и не начинают говорить. В других случаях он, наоборот, стимулирует мышление, и человек становится блестящим ученым или инженером. Скорее всего, Эйнштейну, Моцарту и Тесле сегодня поставили бы этот диагноз. Талантливые аутисты могут совершить невероятные открытия.

Детали прежде всего

У аутистов другой тип мышления. Они обращают внимание на мелочи, которые обычный человек игнорирует. На ферме, где я работала, животные отказывались подходить к ветеринарной пристройке. Ее даже собирались снести — никто и не замечал, что животных всего лишь раздражал американский флаг, который был на ней вывешен.

Мышление в картинках…

Я мыслю образами. Мой мозг устроен как гугловский поисковик картинок. «Представьте себе церковный шпиль». Большинство людей при этом воображают себе нечто типичное, абстрактное. А у меня в голове станут быстро мелькать вполне реальные картинки: церковь из моего детства, мормонский храм в Вашингтоне, Нотр-Дам, Вестминстерское аббатство…

Работая над своими проектами, я могу «испытывать» оборудование для них прямо в голове — как при компьютерном моделировании.

…моделях и словах

Аутисты делают успехи в одной области и терпят неудачу в другой. Мне, например, никогда не давалась алгебра, и поэтому я так и не добралась до геометрии. Многим детям следовало бы сразу переходить к геометрии и тригонометрии, минуя алгебру.

Но мышление образами свойственно не всем аутистам. Другие думают паттернами, шаблонами. Из таких людей получаются прекрасные инженеры и программисты. А бывают люди с мышлением вербальным. Они знают все обо всем на свете, но при этом совсем не могут рисовать.

Проблемы аутистов зачастую связаны и с их особого рода чувствительностью. Некоторых раздражает флуоресцентное свечение, другие остро реагируют на определенные звуки.

Понять лошадь

То, что я мыслю образами, помогает мне лучше понимать животных: для них мир состоит из картинок, звуков и запахов, и они тоже замечают множество деталей. В голове животных, как и в моей голове, вся информация, полученная с помощью органов чувств, распределяется по категориям. С точки зрения лошади всадник в седле и пеший человек относятся к двум разным категориям.

Люди зачастую не умеют распределять информацию по категориям — они не могут точно определить тип проблемы. В чем ее источник? В подготовке персонала? Или что-то не так с оборудованием? Я могу справиться своими силами или мне требуется помощь специалиста? Когда я думаю, я складываю разные кусочки информации, словно составляю пазл.

Аутичным детям нужно помогать развиваться

Люди с разными типами мышления должны работать сообща, это в интересах всех. Вокруг нас много умных аутистов, но никто не работает над тем, чтобы вовлечь их в науку. Их блестящие аналитические способности развиваются за счет социальных навыков.

Очень важно показывать аутисту что-то такое, что может его заинтересовать. Я плохо училась в школе, пока в старших классах учитель не предложил мне разобраться, как устроена комната оптических иллюзий.

Аутист часто зацикливается на чем-то одном — следует использовать это увлечение, чтобы стимулировать его интерес к другим предметам. Если такому ребенку нравятся автомобили, можно с их помощью научить его математике - пусть он попробует рассчитать, сколько времени потребуется гоночной машине, чтобы проехать определенное расстояние.

Дети с визуальным мышлением могут стать дизайнерами, заниматься компьютерами или фотографией. Те, кто мыслит паттернами, могут стать математиками, программистами. Но всему этому надо учить.

Ставить аутисту конкретную задачу

Если вы берете в свою компанию человека с аутизмом, то есть с особенным типом мышления, вы должны ставить перед ним очень конкретные задачи. Вместо того чтобы просить нового сотрудника «разработать новую программу», скажите ему: «Мы работаем над программой для телефонов, которая должна делать то-то и то-то. Она может занимать такой-то предельный объем памяти».

Как наладить контакт с аутичным ребенком

Это зависит от возраста ребенка и вида аутизма. С маленьким ребенком необходимо заниматься один на один по 20 часов в неделю. Подростка с признаками аутизма нужно стараться чем-то увлечь.

Что любит Темпл Грандин

Мне нравится, что благодаря моей работе в мире что-то меняется. Когда, например, прочитав мою книгу, аутичный ребенок идет в колледж.

Среди людей, которым поставили диагноз «аутизм» (или «нарушение аутистического спектра», то есть расстройство с более мягкими признаками), встречаются известные представители самых разных профессий. Майкл Фицджеральд из дублинского Тринити-колледжа нашел близкие симптомы у Эйнштейна, Ньютона, Андерсена, Конан Дойла, Канта, Бетховена, Ван Гога и Уорхола.

Многие аутисты (особенно так называемые высокофункциональные) обладают огромным потенциалом. Его лишь необходимо реализовать. Но для этого таким людям нужна помощь. Именно об этом и пойдет речь в лекции.

Наш лектор — профессор Университета штата Колорадо и известная писательница Темпл Грандин — действительно знает, о чем говорит. Она сама высокофункциональный аутист, полностью реализовавший возможности, связанные со своим расстройством.

Благодаря специальным упражнениям она стала говорить — в три с половиной года. Ее с детства интересовали животные, и в восемь лет она нарисовала свой первый чертеж стойла для телят (сегодня половина поголовья крупного рогатого скота в США содержится в сконструированных ею стойлах). Грандин читает в университете лекции о поведении зверей. Она говорит, что мыслит образами, как и животные, и так же, как и они, ориентируется на детали — это позволяет ей видеть мир их глазами. Снятый о ней Би-би-си документальный фильм так и назвали: «Женщина, которая думает как корова» .

В своей книге «Антрополог на Марсе: семь парадоксальных историй» психиатр Оливер Сакс пишет, что некоторые заболевания «могут парадоксальным образом выявить у человека скрытые силы, которые иначе мы никогда бы не увидели, и даже не могли бы себе их представить». Одна из глав книги, иллюстрирующих этот тезис, посвящена как раз Темпл Грандин. «Антрополог на Марсе» — ее выражение, так она описывает свои ощущения от общения с другими людьми.

Грандин сама написала несколько книг — о поведении животных и о том, как и зачем улучшать условия их содержания. Но прославилась она не только как защитница четвероногих. Не меньше ее волнует проблема интеграции в общество высокофункциональных аутистов, оказание им помощи в реализации своих талантов.

Она говорит, что польза от этого взаимна: «Кто первым догадался делать каменные стрелы? Человек с синдромом Аспергера. Если бы все аутисты исчезли, никогда не появилась бы Силиконовая долина, а энергетический кризис так и не был бы разрешен».

В феврале в США вышел байопик о Грандин с Клэр Дейнс в главной роли. Судя по лекции, фильмом его героиня осталась довольна.

В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель - логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сложных условиях адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

И.Г. Шабаева

В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель – логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сложных условиях адаптации. Ребенок привыкает к группе, к новым детям, к незнакомым взрослым, с которыми ему необходимо вступать в общение.

Установление контакта с ребенком является важной ступенькой в дальнейшем взаимодействии с педагогом. Необходимо постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями. Сначала ребенок должен получить опыт доверительного общения, и только потом, добившись привязанности, мы можем постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.

Цель учителя–логопеда в период адаптации - установление личного контакта с дошкольником.

Перед непосредственным общением с маленьким ребенком, необходимо выяснить в беседе с воспитателем особенности его поведения, вступления в контакт, его личностные черты, которые могут помочь при общении либо оттолкнуть ребенка. При ознакомлении с медицинской картой нужно обратить внимание на возможные причины нарушения развития речи, наследственный фактор, заболевания в раннем возрасте, уровень психомоторного развития по эпикризам.

Работу учителя – логопеда в период адаптации можно строить следующим образом.

С маленькими детьми начинаю общаться в группе, в знакомой обстановке. В общении занимаю позицию равного партнера. («Я не умею играть с машинкой. – Научи меня. - Покажи. – Можно я завтра приду поиграть?»). В ходе разговора принимаю адекватно возрасту ребенка пространственную позицию, стараясь встретиться с ним взглядом и удержать его. Общение по продолжительности индивидуально дозированное, в ходе которого стараюсь выявить потенциальные возможности ребенка. На следующий день можно попробовать показать картинку или поиграть в игру «Дай задание кукле». Когда у ребенка появляется доверие к взрослому, приглашаю к себе в кабинет: «Хотите ко мне в гости?», «Пойдем ко мне в гости?»

Перед обследованием уровня речевого развития знакомлю малыша с кабинетом, чтобы в последующем он не отвлекался, рассматривая новое для него пространство. Показываю игрушки, прошу назвать их.

Выясняю, как ребенок хочет, чтобы его называли, как он привык, как его зовут дома. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Можно обратить внимание на внешний вид ребенка («Какой у тебя красивый бант, платье!»), поинтересоваться его игрушкой. Чтобы побудить ребенка на говорение, неправильно называю игрушку, предметы окружения, тем самым, вызывая желание исправить.

Вступая с ребенком в совместную деятельность, интересуюсь, чем он занимается (расспрашиваю его об игре; показываю, как надо играть; играю вместе с ним). Привлекаю внимание ребенка к новой игрушке «Посмотри, какую игрушку я принесла, тебе она нравится? Хочешь поиграть? Придумай имя игрушке». Предлагаю сделать Волшебную трубу (альбомный лист, скрученный в трубочку, с одного конца взрослый смотрит или слушает, а с другого ребенок). В игре можно определить латерализацию.

Если ребенок не идет на контакт?

Первые попытки общения должны проходить без спешки, в очень спокойных условиях, чтобы у малыша было время привыкнуть к новой обстановке, новому человеку. Его могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя активность и суетливость взрослого.

В общении с ребенком лучше избегать слишком прямого обращения: пристального взгляда, активных попыток привлечь внимание, вопросов и настойчивых предложений что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть. В то же время стараться, чтобы ситуация знакомства не была и абсолютно нейтральной. Необходимо дать понять ребенку, что педагог находится здесь ради него, что он ему симпатичен и интересен, и поддерживать его попытки вступить в контакт. Непродуктивно с самого начала активно навязывать ему свой ритм, свои предпочтения, свою логику взаимодействия.

Соответственно не следует торопиться переходить к более развернутым формам взаимодействия. Ребенок должен сначала "обжить" сам момент установления контакта, опробовать свою способность вызывать другого человека на общение. Постепенно такую ситуацию можно "легализовать", перейдя к ней явным образом, и тут важно, чтобы ребенок снова пережил от нее удовольствие, привык к ней, почувствовал, что сам контролирует ситуацию: дистанцию контакта, его интенсивность и длительность.

Если ребенок не идет сразу на контакт, использую приемы:

  1. Подвижные игры (С мячом).
  2. Выстраивание диалога от имени игрушки с изменением голоса.
  3. Использование кукольного или других видов театра, когда одна игрушка (персонаж) у взрослого, а другая - у ребенка: «Кем ты будешь? Давай я буду мишкой, а ты Машенькой».

Если ребенок не хочет играть, выполняю обе роли, тем самым побуждая его говорить через героя сказки. Затем повторно предлагаю выполнить роль одного из героев.

  1. «Телефон» («Давай позвоним маме, другу или игрушке»).
  2. Общение через ребенка – посредника. Ребенок выбирает себе друга и наблюдает за общением его с логопедом, постепенно вовлекаясь в диалог, совместную предметную деятельность или игру.
  3. Сюжетно-ролевая игра («Я буду мамой, сварю кашку. Саша будет кормить кошку, Маша – собачку, а Дима - зайчика»).
  4. Подключение к диалогу воспитателя группы и ребенка по заранее составленным мной вопросам или заданиям.
  5. Общение через родителей. Этому предшествует беседа с родителями, объясняется цель, даются задания «Покажите, как вы играете дома». Таким образом, наблюдаю, как с ребенком общаются родители, что он любит делать.

В случае стойкого нежелания ребенка общаться со мной, временно оставляю ребенка в покое, но наблюдаю за ним в режимных моментах (в игре, на занятиях, при одевании на прогулку, на прогулке и т.д.) и выбираю наиболее подходящий прием налаживания контакта.

Предложенные приемы помогут педагогам в период адаптации в установлении более легкого и быстрого контакта с детьми, имеющими различные коммуникативные проблемы.


Елена Янушко

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей, я столкнулась впервые десять лет назад, познакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная внешне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по медицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспитывалась дома, а патологические черты ее развития все обострялись.

Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки – «Дети с нарушениями общения» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз – «ранний детский аутизм».

Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия девочки обрушивалась на окружающих ее людей… Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали.

С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зрения я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными нарушениями. Затем были три года работы в экспериментальной школе Института коррекционной педагогики Российской академии образования. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми.

Каждая новая встреча с синдромом раннего детского аутизма показывала, что с годами ситуация не улучшается: сложности возникают уже при постановке диагноза, родители не получают ответа на свои вопросы, а организация систематической помощи аутичному ребенку со стороны различных специалистов – врачей, педагогов, психологов – трудна даже в Москве: по-прежнему не хватает знаний о структуре этого нарушения, мало опытных педагогов и психологов, детские учреждения не могут предоставить такому особенному ребенку специальные условия для обучения и воспитания, обеспечить индивидуальный подход. На периферии положение еще хуже, по-прежнему не хватает информации. Хотя проблема аутизма хорошо известна западному обществу, у нас об этом нарушении мало кто слышал. Близкие аутичного ребенка оказываются под прессом непонимания и осуждения со стороны окружающих.

Книга «Игры с аутичным ребенком» – обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране. Главная цель автора – помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми . Другая, не менее важная цель, – помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма . Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме. Пока не организована систематическая помощь аутичным детям, индивидуальная помощь на дому может стать компромиссом; а для кого-то из аутичных детей такой вариант обучения – единственно возможный.

Еще одна цель книги – информационная : здесь представлены источники информации по данной проблеме (литература, ресурсы Интернет), а также известные нам учреждения и организации, где возможно получить консультацию и помощь специалистов.

В книге описаны игры и приемы , использование которых позволит наладить контакт с аутичным ребенком, поможет ему избавиться от напряжения и страхов и тем самым подготовит почву для дальнейших занятий. Это пособие – прикладное, теоретические аспекты проблемы в нем не рассмотрены. Тем, кто впервые столкнулся с проблемой аутизма, мы рекомендуем в первую очередь ознакомиться с теоретическим описанием синдрома (см. Приложение 4. Литература). Знание особенностей и трудностей психического развития аутичных детей, диагностики и классификации детского аутизма – необходимая теоретическая база, позволяющая выбирать из представленного арсенала игр именно те, что необходимы конкретному ребенку в конкретной ситуации. Понимание закономерностей развития ребенка в случае раннего детского аутизма помогут специалисту работать не только над отдельными ситуативными трудностями, но и над нормализацией всего хода психического развития. Иначе педагог при любом отклонении от нормального хода игры оказывается в тупике, не может гибко управлять этим ходом, варьировать использование различных подходов внутри одной игры. Мало того, некорректное использование представленных в книге приемов (из-за отсутствия понимания психологической картины в целом) может оказаться вредным для ребенка.

Устройство книги ориентировано на удобство практического ее использования. Этапы работы логически вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка, его желаний, целей занятия и т. п. Описания игр подробны, снабжены примерами, представлены разные варианты дальнейшего развития игры. Предлагаются советы по преодолению возможных затруднений в ходе игры. Приложении 1 приведены используемые в играх тексты (для экономии времени на их поиски).

Книга условно делится на две части: одна посвящена работе родителей, другая – работе специалистов.

Задача родителей – прежде всего организация пространственно-временной среды (глава 2, с. 22), в которой живет и развивается ребенок, формирование у него бытовых навыков (раздел «Бытовые ритуалы», с. 38), а также создание специальных условий для занятий (раздел «Организация занятий», с. 115).

Задача специалиста на начальном этапе обучения – установление эмоционального контакта с ребенком (раздел «Стереотипная игра», с. 52), предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений (раздел «Сенсорные игры», с. 55); выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них (раздел «Игровая терапия», с. 79); выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления (раздел «Психодрама», с. 97). При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.

В книге намечены пути развития сюжетно-ролевой игры (раздел «Сенсорные игры», с. 55), организации взаимодействия и ознакомления с окружающим (раздел «Совместное рисование», с. 103), формирования элементарных представлений о времени (с. 35).

Напомним: в книге описан лишь самый первый, начальный, этап обучения аутичного ребенка. Кроме того, специфика синдрома детского аутизма исключает стандартный подход, каждый случай требует индивидуального подбора методов и приемов работы и их оптимального сочетания. Это требует вдумчивого и осторожного использования представленных в книге рекомендаций.

Поскольку синдром раннего детского аутизма активно изучается, быть может, эта книга подвигнет кого-то идти дальше, даст импульс для творческого поиска.

1. Синдром раннего детского аутизма

Введение в проблему

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3–6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее яркие внешние проявлениями синдрома:

аутизм как таковой, т. е. предельное, «экстремальное», одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками;

стереотипность в поведении , связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями – моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

Книга посвящена раннему детскому аутизму. В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях.

От автора

Со случаем раннего детского аутизма, одним из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей, я столкнулась впервые десять лет назад, познакомившись с пятилетней Аней. Очаровательная внешне девочка при более близком знакомстве оказалась странным ребенком с непонятным, а порой пугающим поведением. Оказалось, что родители водят Аню по медицинским консультациям с двух лет, и девочке ставили разные диагнозы (в том числе шизофрению, задержку психического развития). Шло время, девочка воспитывалась дома, а патологические черты ее развития все обострялись.

Я вызвалась помочь. Разобраться в ситуации я сразу не смогла, но удалось найти две маленькие, но невероятно ценные для меня книжки - «Дети с нарушениями общения» и «Диагностика раннего детского аутизма». После их прочтения удалось поставить Ане точный диагноз - «ранний детский аутизм».

Однако понимания того, как следует воспитывать и обучать такого особенного ребенка, и практического опыта у меня не было. И я, и родители Ани терялись в ситуациях аффективных вспышек, когда агрессия девочки обрушивалась на окружающих ее людей... Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали.

С этой встречи возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям. Неоценимый опыт дала стажировка в Сергиевом Посаде, где в интернате для детей с нарушениями слуха и зрения я получила возможность наблюдать тяжелые случаи глубокого аутизма, осложненные дополнительными нарушениями. Затем были три года работы в экспериментальной школе Института коррекциопной педагогики Российской академии образоваия. И, наконец, частная практика: индивидуальные занятия с особыми детьми.

Для установления контакта с детьми, были подобраны разнообразные игры, соответствующие данному возрасту, способствующие сближению и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Для этого выбираем простые, но увлекательные игры.

Например, игра «Смешарики »

Цель: Пока эмоции детей еще непосредственны – самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

Оборудование: картинки с изображением людей, героев мультфильмов, сказочных персонажей (в разных эмоциональных состояниях).

Ход игры: Пусть ребенок найдет на картинках, кто из героев веселый, грустный, испуганный, злой, удивленный. А затем, на своем лице изобразит такую же эмоцию, поглядывая на картинки.

Ещё одна игра «Рисуем эмоции пальцами »

Цель: выражение осознания своего эмоционального состояния.

Оборудование: Листы бумаги, гуашь.

Ход игры: Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами.

В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, нужно дать ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

Задание 6. Анализ проведения режимных процессов.

Наблюдая за организацией режимных процессов в течении дня, отметила следующее: в группе созданы оптимальные условия для их реализации; предусмотрены различные формы организации (прогулки, занятия, игры, трудовые и др. процессы). Используются словесные, наглядные приемы, личный пример.

Анализ проведения режимных процессов

Режимные процессы

Требования программы

Условия группы

Формы организации

Приемы руководства

Утренняя гимнастика

Укрепление и сохранение здоровья, физическое развитие, обеспечение двигательной активности

Гимнастика проводится в спортивном зале

Словесные указания, пример

Гигиенические процедуры

Обеспечение безопасности здоровья, профилактика заболеваний

Наличие умывальников, индивидуальных полотенец, мыла, отдельных унитазов

Самостоятельная деятельность

Всестороннее развитие, подготовка к школьному обучению (кроме яслей)

Занятия, игровые занятия, нетрадиционные формы занятий

Прогулка

Групповые участки

Прогулки, игры, наблюдения

Организация выхода, игр, наблюдений, использование художественного слова

Коллективная форма

Использование художественного слова, личного примера

Дневной сон

Здоровье, полноценный отдых, чередование деятельности

Соответствие возрасту и требованиям СанПиНа

Коллективная форма

Использование художественного слова

Гимнастика после сна

Укрепление здоровья, физическая активность

Соответствие возрасту и требованиям безопасности

Индивидуально-групповая

Использование художественного слова, показ

Здоровье, рост, полноценное питание

Соответствие возрасту и требованиям СанПиНа

Коллективная форма

Использование художественного слова, личного примера

Свободная деятельность детей и другие виды деятельности

Всестороннее развитие

Соответствие освещения, столов, доски возрасту и требованиям СанПиНа

Игра, драматизация и т.д.

Практические действия