Конспект по рисованию в средней группе. Урок рисования в средней группе детского сада

Конспект образовательной деятельности по рисованию для средней группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»

Программное содержание:

Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток).

Задачи:

Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.

Обучающая: учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения.

Развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.

Материал:

Белый альбомный лист, восковые мелки, пластмассовые стаканы с водой. Палитра с красками, кисти, влажные салфетки. Подставки для кистей, мольберт, зонт.

Методические приемы:

Словесный, практический, наглядный.

Предварительная работа:

Рисование пластилином, пальчиками. Чтение потешек и стихов про дождь.

План занятия:

Организационный момент - актуализация имеющих знаний - развитие слуха на неречевом материале (определить на слух, какой звук звучит).
Творческая и поисковая работа детей.
Итог занятия: выставка и анализ детских работ.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!
(Раздаётся аудио запись звука дождя).

Дети, прислушайтесь, как вы думаете, на что похож это звук? (На шум дождя).
А дождь это, что? (Капли воды).

Постановка цели занятия:

Ребята давайте нарисуем капли дождя водой. Подойдите, пожалуйста, к моему столу. (Дети подходят к демонстрационному столу).

II. Творческая и поисковая работа детей

Воспитатель:

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Загадка про тучу

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой...
(тучки)

Правильно, это – туча. Посмотрите, как я рисую тучу восковыми мелками.

(Показ воспитателя приёма рисования восковыми мелками тучи. Во время рисования, воспитатель беседует с детьми о тучах и облаках).

Какого цвета бывают тучи? (Чёрные,синие, а облака - белые).
Что из тучи падает на землю? (Дождь, град, снег).
Где может идти дождь? (На улице).

Воспитатель:

Из моей тучки сейчас пойдёт дождь. Я нарисую его водой.
Посмотрите, что находится в стакане? (Вода).
Какого цвета вода? (Прозрачная).
Как вы думаете, можно нарисовать капли дождя прозрачной водой? (Нет).
Почему? (Не будет видно капельки).
Так, что нам надо сделать с водой, чтобы она была видна? (Закрасить воду краской).
Молодцы, догадались.

(Воспитатель предлагает одному из детей закрасить кисточкой с гуашью воду в стакане).

Воспитатель:

Какого цвета стала вода в стакане? (Дети называют цвет воды в стакане. Цвет может быть разным, на усмотрение ребёнка, т. к. на палитре выложена гуашь разного цвета).

Воспитатель:

Посмотрите, что у меня в руках? (Показывает пипетку).
Правильно, пипетка. Мы будем рисовать капельки дождя пипеткой.

Уточнение правил безопасности:

Посмотрите, пипетка сделана из стекла. А стекло можно брать в рот? (Нет).
Бросать пипетку на пол? (Нет).
Почему? (Может разбиться и осколками стекла можно порезаться).

Воспитатель:

Посмотрите, как я рисую дождь пипеткой.

(Показ воспитателя приёма рисования дождя водой из пипетки. По ходу показа, она рассказывает и показывает, как надо набирать воду в пипетку и распределять капельки воды по всей поверхности альбомного листа).

Воспитатель:

А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал, и перестал.
(И. Токмакова)

(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения).

Воспитатель:

Ребята, закройте глаза, послушайте шум дождя и подумайте, какого цвета будет ваш дождь. (Раздаётся аудио-запись звука дождя).

Подумали? А сейчас садитесь за свои столы и приступайте к работе.

(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости. Во время работы детей звучит аудио-запись звука дождя).

Умницы. Вот и закончился дождь. А пока капельки дождя из ваших тучек высыхают, выходите ко мне, и поиграем в игру.

Динамическая игра «Дождик»

Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)

Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем

Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)

(Воспроизводится аудио-запись звуков дождя, дети убегают под зонт воспитателя).

III. Итог занятия

Закончилась игра, и высохли ваши капельки дождя. Возьмите, пожалуйста, ваши работы и принесите их ко мне на стол.

Какой сказочный, необычный дождик получился у вас!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки, обсуждают цвет дождя).
Ребята, что вы рисовали?
Чем вы рисовали капельки дождя?
Вам понравилось занятие?

На память о нашем занятии я дарю Вам воздушные шарики. Они синего цвета и похожи на капельки дождя.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Малыши в возрасте примерно трех-четырех лет характеризуются повышенной активностью и неусидчивостью, а сконцентрировать на чем-то их внимание не так уж и просто. Одним из самых полезных занятий для развития детей можно назвать рисование. В самое время развивать таланты. Существует множество различных техник, которые смогут легко освоить даже самые маленькие художники, создавая свои первые шедевры. Также стоит отметить тот факт, что в средней группе способности детей к рисованию находятся приблизительно на одинаковом уровне.

Материалы

Рисование в средней группе подразумевает знакомство с самыми разными материалами. Конечно, обязательным атрибутом должны стать плотная белая и цветная бумага, простые и цветные карандаши, краски, мягкие кисти и прочее.

Чаще всего в детском творчестве используется акварель, но это не совсем правильно. Дело в том, что подобная техника у художников считается самой сложной и требует высокого уровня мастерства. Что же касается такого вопроса, как рисование в средней группе, то с помощью этого материала достаточно сложно научить ребенка азам изобразительного искусства. Так что при выборе красок лучше отдавать предпочтение гуаши.

Особенности процесса обучения

В возрасте, когда ребенок посещает среднюю группу, происходит своего рода перелом в сторону осмысления своих действий. Так, если раньше малыш довольствовался рисованием несвязных каракулей, то теперь ему хочется получать более реальный результат своей работы. Техника рисования в средней группе должна быть одновременно простой для восприятия и обладать хорошими иллюстративными свойствами, позволяющими как можно точнее передать творческую задумку на бумаге.

Построение урока

Рисование в средней группе должно иметь определенную последовательность этапов для достижения наилучших результатов. Урок должен быть выстроен логически правильно и переходить от простого к сложному. Так, в начале занятия нужно ознакомить детей с техникой и немного в ней поупражняться, и только после этого переходить к рисованию конкретных образов. Задания нужно постоянно усложнять, используя все новые и новые методики изобразительного искусства, а также их комбинации. Кроме того, важно постоянно делать пояснения, а также вносить в занятия элемент коллективного творчества.

Что рисовать с детьми

Одним из самых ответственных моментов, от которого зависит успех урока, является выбор темы. Рисование в средней группе дает широкие возможности для определения той или иной направленности урока, ведь у детей в таком возрасте достаточно широкий круг интересов.

  1. При выборе темы нужно учитывать сезонный фактор (т. е. нарисовать с ними сюжеты, посвященные временам года).
  2. К каждой праздничной дате нужно заниматься с детьми изготовлением поздравительных открыток с применением разных техник.
  3. Через рисунок дети должны познавать окружающую среду (растения, животных, природные явления).
  4. В уроки изобразительного искусства должна быть введена и социальная тематика, касающаяся семьи, общества, профессий.

Какие применить техники

Обучая детей изобразительному искусству, важно грамотно выстроить занятие. Рисование в средней группе должно подразумевать применение самых разнообразных техник. Безусловно, нужно осваивать традиционные карандаши и кисточки, чтобы дать малышам основные знания и привить необходимые навыки. Но также для всестороннего развития детей и обеспечения им интересного досуга полезно обращаться и к оригинальным методам изобразительного искусства. Итак, рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

  • (создание визуальных образов кончиками пальцев, окрашенных гуашью);
  • отпечаток (перенесение текстуры или изображения с окрашенного штампа);
  • рисование с применением восковой свечи (процарапывание);
  • сухая кисть (фактурное изображение без использования воды);
  • пуантилизм (рисование при помощи красочных брызг);
  • монотипия (создание симметричного изображения путем отпечатывания);
  • кляксография (создание визуальных образов путем доработки красочных пятен);
  • геометрическое рисование (превращение и совмещение геометрических фигур)

Данные техники можно применять как самостоятельно, так и в комбинации. Они позволяют ребенку развивать ассоциативное мышление, а также тренируют моторику детских рук.

Рисуем с детьми осень

Тема, с которой лучше всего начать рисование, - осень. В средней группе дети уже достаточно хорошо знакомы с особенностями времен года. Осень - это один из самых ярких сезонов, поэтому поле для творчества достаточно большое. Можно использовать самые разнообразные техники, а также их комбинации.

Для начала рекомендуется применить штамповое в средней группе можно изобразить на большом общем плакате. Для начала на ватмане воспитатель размещает силуэт ствола дерева. Далее каждый из малышей смазывает краской принесенные с собой листья и поочередно прикладывает их к общему шаблону. Полученный коллективный рисунок станет отличным украшением помещения группы.

Для имитации осенних деревьев хорошо пойдет техника кляксографии. Так, каждый из детей проставляет несколько произвольных пятен желтого, оранжевого и красного цвета. Когда поверхность высохнет, к каждой кляксе должен быть пририсован ствол и ветки. Таким образом, получится имитация осеннего леса.

Как нарисовать зиму в технике «пуантилизм»

С наступлением холодов и выпадением первого снега появляется новое вдохновение для творчества. Так, чтобы изобразить зиму, как нельзя лучше подходит техника пуантилизма. Для ее реализации понадобятся две кисти, гуашевые краски и вода. Алгоритм рисования следующий:

  • на листе бумаги дети должны изобразить зимний пейзаж (дома, елочки и так далее), желательно использовать яркие и темные оттенки;
  • дождаться, пока краска на листе полностью высохнет;
  • в левую руку взять первую кисть и крепко ее сжать;
  • вторую обильно смачивают в воде и окунают в белую краску;
  • над заранее подготовленным рисунком нужно стучать правой кистью по левой, чтобы брызги краски падали на лист бумаги, имитируя снегопад.

Рисуем деревья

Для того чтобы в будущем научиться изображать полноценные пейзажи, необходимо освоить рисование дерева. В средней группе ребенку самостоятельно достаточно трудно справиться с задачей создания симметричной фигуры, поэтому лучше всего прибегнуть к технике монотипии. Формирование изображения включает в себя определенную последовательность этапов:

  • лист белой или цветной бумаги нужно сложить пополам и развернуть;
  • на внутренней стороне листа слева от сгиба нарисовать половину дерева, чтобы слой краски при этом был достаточно плотным;
  • пока поверхность еще влажная, бумагу снова сложить пополам и аккуратно прижать;
  • когда дети развернут свои листы, они увидят, что в итоге получилось самое настоящее дерево, которое остается украсить фруктами и птичками

Рисование дерева в средней группе - это одно из базовых занятий, которое обязательно должно быть включено в программу.

Изображение пернатых

Рисование птицы в средней группе должно нести в себе не только творческую нагрузку, но еще и давать некоторые теоретические знания о тех или иных представителях класса пернатых. В данном случае лучше использовать традиционную технику рисования. Урок, подразумевающий рисование птицы, в средней группе должен начаться с того, что детям будут выданы специальные стандартные заготовки.

Далее воспитатель переходит к рассказу о видах пернатых, демонстрируя иллюстрационный материал, где будет хорошо виден окрас. По окончании теоретической части малышам предлагается окрасить заготовки, имитируя расцветку той или иной птицы, о которой говорил педагог. Можно, как и в предыдущем случае, сделать общее дерево, на котором малыши разместят свои шедевры.

Животные

Как и в случае с птицами, рисование животных в средней группе призвано давать детям еще и теоретические знания о тех или иных представителях фауны. Кроме того, данная тематика творчества позволяет использовать достаточно широкий набор техник (как самостоятельно, так и в комбинации друг с другом).

Начать обучение рисованию четвероногих друзей можно при помощи пальчиковой техники, которая отлично работает на развитие ассоциативного мышления. Для начала детям должно быть предложено сделать несколько разноцветных отпечатков на листе бумаги. Позже при помощи воспитателя малыши должны доработать их таким образом, чтобы в них четко просматривались те или иные животные. Далее нужно усложнить задачу путем рисования фигурок, которые совмещали бы в себе несколько отпечатков.

Для рисования животных хорошо подходит техника, подразумевающая использование сухой кисти. С ее помощью дети могут сымитировать шерсть. Так, им нужно раздать заготовки с изображением зверей с заданием изобразить пушистый мех.

Как использовать восковую свечу в изобразительном искусстве

Одной из важных тем является рисование овощей в средней группе. По мере того как дети будут совершенствовать свои навыки, нужно постепенно усложнять занятие. Рисование в средней группе при помощи свечки непременно заинтересует детей. Суть техники заключается в следующем:

  • Первым делом лист бумаги нужно полностью закрасить. Можно использовать один или несколько цветов, плавно переходящих друг в друга. Лучше использовать гуашевые краски.
  • Дождавшись, пока бумага высохнет, следует переходить непосредственно к применению свечки. Нужно хорошо обработать ею поверхность листа таким образом, чтобы вся она оказалась покрыта плотным слоем воска.
  • Следующим этапом будет покрытие листа черной (или любой другой) гуашью. Нужно следить за тем, чтобы краска была свежей, ведь только так получится плотный и непрозрачный слой.
  • Когда черная гуашь высохнет, поверх нее нужно аккуратно нанести контуры рисунка простым карандашом. Нажим должен быть очень легким, чтобы не повредить верхнее покрытие.
  • На последнем этапе создается рисунок. При помощи ручки с пустым стержнем нужно обводить заранее намеченные контуры. При этом черная краска будет слазить, проявляя задуманный рисунок.

Рисование овощей в средней группе при помощи такой техники позволит разнообразить уроки и сделать их более интересными.

Формирование умений и навыков: закрепить умение и навыки детей по овладению различными способами рисования ( , тычком, по сырому и др.)

Формирование творческой активности детей:

Развивать умение детей быть оригинальными в создании своего пейзажа, умение понимать основную мысль художника, его настроение и средства выражения,

Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного.

Формирование эмоционально целостного отношения к жизни:

Вызывать у детей чувство озабоченности в решении непредвиденной ситуации.

На основе анализе произведений изобразительного искусства (пейзажа) вызывать интерес к изображению своего варианта пейзажа.

Умение видеть красивое в природе и радоваться этому, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

– рассматривание репродукций с пейзажами А. Левитана, И. Грабари, А.Куинджи, И. Шишкина и др.

Рисование разными материалами» (карандашами, гуашью, акварелью и др.).

Материалы: бумага для рисования разного формата, тонированная, кисти тонкие, жесткие для тычка, карандаши цветные, и простые, листья сухие, морфологическая дорожка, папка с репродукциями.

Ход занятия по рисованию для детей средней группы :

Дети заходят в студию, здороваются с гостями.

Воспитатель говорит детям о том, что сегодня всех нас пригласили на выставку картин в выставочный зал. Вы интересуетесь выставками, журналами вообще? Какие картины и каких авторов вы видели где-нибудь у нас в городе и в иллюстрированных журналах?

Вы знаете, что в нашем саду есть выставочный зал и посещали его не один раз. Вот сегодня как раз нас и пригласили на выставку известных художников.

У всех бодрее настроение, нее вы помните как вести себя в выставочном зале, у всех есть желание увидеть что-то новое? Значит идем.

В выставочном зале встречает детей экскурсовод. Здоровается и выглядит очень огорченной, растерянной. Воспитатель спрашивает экскурсовода о том, почему она так расстроена.

Ребята, вы и представить себе на можете, что произошло. Прихожу я в выставочный зал, чтобы здесь приготовить к вашему приходу и вдруг вижу, что многие картины испорчены. Причем испорчены картины с изображением пейзажей. Вы все знаете что такое пейзаж?

Испорчены все черной краской. Как, кто и зачем все это сделал я даже и не представляю. Ребята, а как вы думаете? Почему именно черной краской испорчены картины? (Ответы детей).

Что же делать? Как быть? (Ответы детей).

Воспитатель, Как картины обновляются? Знаете ли вы что-нибудь об этом (Рисуют новые или реставрируют).

Ребята, что мы можем сделать, как помочь? Ребята, мы ведь с вами уже рисовали, и не один раз пейзажи и сейчас мы попробуем нарисовать свои пейзажи (Обобщение ответов детей).

Ирина Михайловна, дети очень будут стараться и мы сможем нарисовать картины с пейзажами. Мы принесем их Вам, а мы временно оформите выставку из наших работ и уже сегодня сможете пригласить на выставку малышей.

Экскурсовод: Ребята, я очень надеюсь, что у нас с вами все задуманное получится. Вот вам папка с репродукциями, которые у меня тут нечаянно перепутались, вы выберите все пейзажи. Это поможет вам определиться, какие вы будете рисовать картины.

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями. Мне очень приятно, что вы выполнили многое из того, чему мы с вами учимся в студии.

Ну, а сейчас пора приниматься за дело. Идемте все в изостудию, сейчас у нас будет царить творчество и каждый из нас будет художником и немножечко волшебником. Вы можете выбрать себе все необходимое для рисования. Помните, как я вас учила: художники ничего просто так не рисуют, своим рисунком они хотят выразить что-то и о чем-то рассказать. Вначале подумайте, что же вы хотите изобразить и с помощью каких материалов.

Я буду индивидуально к каждому подходить и отвечать на ваши вопросы, если что-нибудь вам будет непонятно. Наши «Правила юных художников» нам помогут поддерживать порядок в студии

Дети выполняют задание, пользуясь свободой выбора материалов для рисования. Bо время выполнения задания, дети свободно могут перемещаться по залу за необходимыми принадлежностями. В это время звучит музыка. По окончанию выполнения задания детские работы размещаются для сушки на стенде.

Дети их рассматривают.

Воспитатель проводит беседу с детьми, пользуясь вопросами, которые предполагают развернутые ответы. При анализе работ важно найти в каждой работе что-нибудь значительное. Развивать у детей оценочные суждения помогут вопросы:

Как вы считаете, есть ли среди работ веселый рисунок? Почему?

А какой рисунок мы можем назвать самым ярким и почему?

Какой рисунок или чья работа выглядят на ваш взгляд самой грустной? Почему?

Как вы думаете почему мне понравилась вот эта работа?

О чем интересном рассказал нам этот рисунок?

Что бы ты вот в этой работе сделал иначе? Почему?

Как бы вы назвали свои рисунки и почему?

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы можем считать, что мы с вами справились с заданием. Не совсем! Правильно. А почему? Рисунки могут превратиться в картины с помощью рамок, так ведь? Правильно. Но ведь не высохшие работы мы не можем положить в рамку. Поэтому будем считать, что мы с вами сделали главное - рисунки пейзажей есть.

А вот и наш экскурсовод! Посмотрите на наши работы, мы так старались!

Экскурсовод профессионально оценивает работы, оперируя некоторыми понятиями. Например: Какой молодец Никита, он выдержал в своей работе самые необходимые сочетания красок, поэтому получилось у него очень выразительно.

Я вижу что ваши картины объединяет хорошее настроение, с которым вы здесь занимались творчеством?

Все картины написаны вами с большой любовью к природе. Молодцы!

У меня теперь будет что показать детям младшей группы в выставочном зале, а еще я вам по секрету скажу, что когда я малышам буду предлагать ваши рисунки, то обязательно буду говорить:

Спасибо! Вот вам от меня на память кисти, они станут волшебными, а ваших руках, потому что вы сами сегодня как волшебники.

Сейчас я заберу ваши работы и оформлю их в рамки. Всего доброго и до свидания.

Предисловие

Изобразительная деятельность детей 4–5 лет, посещающих детский сад, продолжает развиваться. Это обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом познания окружающей действительности, формированием образных представлений в различных играх, конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Благодаря этому образы, представления о предметах и явлениях, становятся более детализированными.
В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.
В 4–5 лет расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою очередь, приводит к развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и умений.
Однако для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя систематическое проведение занятий рисованием, лепкой, аппликацией; подбор интересных детям и доступных для изображения тем занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей и многое другое.
В данной книге предлагается система занятий по рисованию, лепке и аппликации, разработанная на основе положений и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и должна быть взаимосвязана со всеми ее направлениями. Только при этом условии она будет успешной и сможет приносить детям удовлетворение и радость.
Особенно важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими, подвижными и др.).
При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («овощи для игры в магазин», «угощение для любимых игрушечных животных» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, организация игровых ситуаций (в начале занятия в гости к ребятам приходит Мишутка, рассказывает, что игрушки хотели бы устроить праздничный обед, но у них не хватает посуды, и просит: «Ребята, помогите нам, слепите посуду, ведь вы все умеете!» и т. п.); рисование, лепка, аппликация на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).
Такая разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Занятия по рисованию, лепке и аппликации связаны с работой по ознакомлению с окружающим миром: создавая изображения, дети отражают в них свои впечатления о предметах и явлениях социального и природного окружения. Сюжетами рисунков и лепки становятся образы произведений художественной литературы, фольклора (сказок, потешек, загадок), а также образы музыкальных произведений.
Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.
Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.
В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру, силе нажима, размаху, длительности.
Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые также развиваются в этих видах деятельности.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Как и во второй младшей группе, конспекты занятий составлены по следующей структуре: программное содержание, методика проведения занятия, материалы к занятию, связь с другими занятиями и видами деятельности.
В ряде случаев предлагаются варианты занятий, и воспитатель может выбрать вариант, который представляется более соответствующим его группе, условиям работы. В то же время, если у педагога есть возможность провести в том или ином месяце больше 10 занятий (а именно так спланированы занятия по каждому месяцу на год), то он может воспользоваться предложенными вариантами или провести занятия по собственному усмотрению.
В книге помещены детские рисунки и аппликации; их назначение – показать варианты изобразительного решения той или иной темы (или варианта темы занятия, например, «Рисование предметов овальной формы»). В этом случае одно занятие могут иллюстрировать 2–3 детские работы.
Надеемся, что книга окажет помощь в работе с детьми педагогам дошкольных учреждений, групп дополнительного образования, руководителям кружков и студий.

Программа по изобразительной деятельности

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.
Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления дошкольников об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.
Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Вызывать желание рассматривать созданные изображения.

Рисование
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Лепка
Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
Закреплять приемы аккуратной лепки.
Аппликация
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Поощрять проявление активности и творчества.
К концу года дети могут
Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

В рисовании
Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В лепке
Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Лепка «Яблоки и ягоды»
(«Персики и абрикосы»)

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

Занятие 2. Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

Программное содержание. Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

Занятие 3. Лепка «Большие и маленькие морковки»

Программное содержание. Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.

Занятие 4. Аппликация «Красивые флажки»

Программное содержание. Учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.

Занятие 5. Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Занятие 6. Лепка «Огурец и свекла»

Программное содержание. Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Занятие 7. Аппликация «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы»

Программное содержание. Учить детей резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем.

Занятие 8. Рисование «Красивые цветы»

Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Занятие 9. Лепка по замыслу
(Вариант. Лепка «Вылепите какие хотите овощи и фрукты»)

Программное содержание. Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей.

Занятие 10. Аппликация «Укрась салфеточку»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Занятие 11. Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Октябрь

Занятие 12. Рисование «Золотая осень»

Программное содержание. Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Занятие 13. Лепка «Грибы»

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ.

Занятие 14. Рисование «Сказочное дерево»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.

Занятие 15. Аппликация «Украшение платочка»

Программное содержание. Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять в подборе цветосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Занятие 16. Декоративное рисование «Украшение фартука»

Программное содержание. Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение.

Занятие 17. Лепка «Угощение для кукол»

Программное содержание. Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Занятие 18. Аппликация «Лодки плывут по реке»
(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

Программное содержание. Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

Занятие 19. Лепка «Рыбка»

Программное содержание. Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы.

Занятие 20. Рисование красками «Яички простые и золотые»

Программное содержание. Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

Занятие 21. Лепка «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу (братишке, сестренке)»

Программное содержание. Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.

Ноябрь

Занятие 22. Рисование по замыслу

Программное содержание. Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение.

Занятие 23. Аппликация «В нашем селе построен большой дом»

Программное содержание. Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей. Учить создавать в аппликации образ большого дома. Развивать чувство пропорций, ритма. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить детей при рассматривании работ видеть образ.

Занятие 24. Лепка «Сливы и лимоны»

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 25. Декоративное рисование «Украшение свитера»
(Вариант. Рисование «Укрась юбку дымковской барышни»)

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Занятие 26. Аппликация «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»
(Коллективная композиция)

Программное содержание. Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Наталья Роговская
Конспект занятия по рисованию в средней группе

Образовательная деятельность

рисование

Программное содержание : Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства. Различать холодные и теплые цвета. Учить составлять цвета спектра. Поддерживать интерес к ИЗО. Желание играть. Доставить детям радость и удовольствие.

Материал : Цветные ленточки, альбомные листы, краски гуашевые, картины с изображением зимы и лета, цветные карточки.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель. - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Хотите узнать, что в нем написано? (Да) . Тогда сядьте прямо, и слушайте внимательно.

Дети садяться на стульчики и слушают.

Воспитатель. - «Дорогие ребята! Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по необычной стране».

От кого же письмо? Кто нас приглашает и куда, неизвестно? Здесь в конверте какие-то цветные кусочки. Что же с ними делать? Давайте соберем эти кусочки (собирает) . Кто же это?

Дети. Художник Хитрюшкин.

Воспитатель. Ну что, готовы отправиться в страну ИЗО. ИЗО - это изобразительное искусство - от слова изображать или рисовать . А это большое искусство. Отправляемся? Тогда в путь! Ой! Совсем забыла : надо же собраться. У каждого художника живущего в стране ИЗО, есть мольберт. На нем рисуют. Но мольберт можно использовать как «домик» и сложить в него массу нужных для рисования вещей . А какие вещи, вы должны угадать.

1. Если ты его поточишь-

нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (карандаш) .

2. Жмутся в узеньком домишке

разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю -

разукрасят чисто поле.

Где была пустота,

там, глядишь,- красота (цветные карандаши) .

3. Свою косичку без опаски

она обмакивает в краски,

потом окрашенной косичкой

в альбоме водит по страничке. (кисточка) .

4. Разноцветные сестрицы

заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

носит воду бородой

и сестрицы вместе с ним

нарисуют дом дым.

Что же это за сестрицы? (краски) .

Воспитател. Молодцы ребята! Справились вы с загадками, а теперь я вас проверю на выносливость.

Физкультминутка : «Сказка про краски»

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращательные движения головой.)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

(руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

Воспитатель. Молодцы и с этим заданием справились. Теперь можно отправляться в дорогу.

(звучит музыка, детей встречает грустный художник Хитрюшкин) .

Хитрюшкин. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Почему вы такой грустный? И почему в вашей стране так печально?

Хитрюшкин. (показывает изображение солнышка без лучей) . В нашей стране Художников светит солнышко, но особенное, не такое, как у вас. Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как в радуге. Помогите зажечь солнышко.

Воспитатель. Ну, раз в вашей стране солнышко переливается всеми цветами радуги, то мы вам сможем помочь. Давайте вспомним волшебную фразу «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» .

(Дети собирают ленточки согласно словам) .

Дети. Знаменосец - Красный цвет.

Ярче цвета в мире нет!

Цвет Оранжевый - огонь,

этот цвет рукой не тронь!

Желтый цвет - его сосед,

это урожая цвет.

Цвет Зеленый - цвет весенний,

он любимый цвет растений!

Если в небе тучек нет,

голубой у неба цвет.

В Синем цвете нам видна

высота и глубина!

Фиолетового цвета

гребни гор в часы рассвета.

Хитрюшкин. Вот теперь, солнышко страны ИЗО улыбается. Я знаю, что в вашем детском саду дети любят рисовать . Хочу, чтобы вы, ребята, стали настоящими художниками.

Воспитатель. А что для этого нужно?

Хитрюшкин. Краски, трудолюбие, фантазию.

Воспитатель. (Хитрюшкину) Для начала нарисуйте бублик (вроде рисует, звучит музыка) . Ну что, получилось?

Хитрюшкин (протягивает чистый лист бумаги) . Вот!

Воспитатель. А где же бублик?

Хитрюшкин. Я его съел.

Воспитатель. Ладно, тогда я попрошу вас нарисовать стакан молока .

Хитрюшкин. Хорошо! (опять рисует, протягивает лист бумаги) .

Воспитатель. Молоко вы значит выпили, бублик съели. А где же стакан?

Хитрюшкин. Стакан прозрачный, его не видно.

Воспитатель. Фантазия у вас есть, а трудолюбия я что-то не заметила.

Хитрюшкин. Ладно, ладно, я все понял. А у вас трудолюбие есть.

Воспитатель. Конечно! Вот сейчас мы и проверим наших детей. Назовите главные цвета? Какие?

Дети. Красный, желтый, синий.

Воспитатель. А почему их называют главными, в чем их секрет?

Дети. С их помощью путем смешивания можно получить много составных цветов.

Воспитатель. Каждый из вас получит задание. На этих листах бумаги упражнение на соединение главных цветов. Вы должны мысленно сложить эти цвета и после взять нужную краску и изобразить ответ - получившийся составной цвет.

красный+желтый= оранжевый; желтый+синий=зеленый; синий+красный=фиолетовый

Какой цвет получился при смешивании красной и желтой краски, а желтой и синей, а синей и красной.

Ребята, вы только посмотрите главные и составные цвета есть в солнышке страны.

Воспитатель. А вот еще задание. Перед вами две картины (графическое изображение лета и зимы) . Угадайте, какое время года изображено?

Дети. Лето.

Воспитатель. Лето какое?

Дети. Жаркое, теплое, светлое, прекрасное, красное, веселое.

Воспитатель. А зима какая?

Дети. Холодна, ледяная, морозная, снежная.

Воспитатель. Подберите для лета цвета. Лето (розовый, оранжевый, желтый, красный) . А для зимы? Зима (синий, фиолетовый, голубой) . Найдите свои картины (дети становятся в соответствии цвета) .

Хитрюшкин. Вы справились с заданием, именно этими цветами я написал свои картины. (графическое меняется на цветное) .

Воспитатель. Какого цвета больше на летней картине? (Красного) . Это теплый цвет - солнца, огня. Какого цвета больше на зимней картине? (Синего, голубого, фиолетого) . Это холодный цвет - воды, снега.

А умеют ли теплые и холодные цвета дружить? А вот мы сейчас это проверим!

Представим, что эти цветные листы бумаги превратились в осенние листочки (показывает красные, желтые, зеленые листы) .

Помогите красному жучку : что сделать чтобы его все заметили? Листочек какого цвета поможет жуку? (зеленый) .

Видите, как теплые и холодные цвета «зажигают» друг друга.

Воспитатель. Посмотрите у Хитрюшкина даже настроение улучшилось. Вы знаете, что каждый цвет имеет свое настроение.

Дети. Знаем.

Воспитатель. Я прочту стихи, а вы подберите и поднимите карточку подходящего, на ваш взгляд, цвета.

1. За окном туман и слякоть,

звезды прячутся во тьму.

Очень хочется заплакать -

неизвестно почему. (серая, черная)

2. Утром ветки золотятся

в голубом, как сон, дыму.

Очень хочется смеяться -

неизвестно почему. (голубые, желтые, оранжевые)

Я знаю, что цвета могут быть добрыми, а могут быть и злыми. В стране ИЗО живут добрый волшебник и злой колдун, но вот выглядят они совсем одинаково. Я предлагаю выложить для них ковры - один для доброго волшебника, другой - для злого колдуна. (Дети подбирают из лоскутков ковры) . (Для доброго волшебника теплые тона, а для злого колдуна холодные) .

Воспитатель. Ребята, как много вы знаете : главные и составные цвета, теплые и холодные, и даже то, что цвета имеют настроение. А сейчас нам пришло время прощаться с Хитрюшкиным.

Хитрюшкин. Напишите мне письмо.

Воспитатель. Так дети же не умеют писать.

Хитрюшкин. А вы пишите цветом.

Воспитатель. Хорошо, это мы умеем. До свиданье.