Короткие стишки потешки для самых маленьких. Детские потешки

Потешка является одним из многочисленных жанров устного народного творчества для малышей. Потешки предназначены для комментирования действий, которые ребенок производит со взрослыми. Главной ее пользой является то, что она позволяет ребенку научиться понимать речь, а также разнообразные жесты и движения.

В потешке слова имеют тесную связь с жестами, однако именно слово играет ведущую роль. Эти короткие стишки не является полноценным литературным жанром, а только видом прикладной литературы, поскольку несет в себе специфические задачи. В нашей стране потешки и прибаутки пользуются огромной популярностью. Их можно читать для самых маленьких детей - в возрасте до года.

Для чего читают потешки и прибаутки?

Целью потешки для новорожденных ставят обучение ребенка во время интересной игры - к примеру, когда взрослый произносит опеределенное слово, ребенок должен выполнить какое-либо действие, когда воспитатель говорит определенные слова. Известным примером такой игры для самых маленьких можно назвать "ладушки" - тут при слове "ладушки" ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах "на головку сели" - положить руки на голову. В процессе обучения ребенок начинает осваивать речь и произносить слова уже самостоятельно.

Крогде ребенок начинает подрастать, можно использовать для его обучения другие потешки. Например, можно их использовать в процессе обучения ходьбе, труду или каким-либо гигиеническим процедурам. Стишки позволяют ребенку жить по общим правилам и позволяют ему войти в мир более глубоко. Потешка является своего рода игровой школой жизни для самого младшего поколения.

В целом, такие стишки можно применять в таких случаях:

  • Когда ребенок просыпается
  • Во время умывания, расчесывания и других подобных гигенических процедур
  • Во время массажа
  • За приемом пищи
  • Во время купания
И во многих других случаях. Каждый вид потешек приносит свою пользу в развитие ребенка - таких видов существует достаточно много. Ниже будут подробнее рассмотрены основные виды детских стишков.

Просыпаемся с потешкой

Каждый знаком с таким выражением: "С какой ноги встанешь, с той и пойдешь". Это в особенности применимо к маленьким детям. Дети должны просыпаться в хорошем настроении. Когда ребенок просыпается, ему необходимо уделить немного внимания. Стоит сесть рядом с ним на кровать, обнять, погладить, прочитать какую-нибудь потешку. Это дает малышу определенную радость, которая будет с ним на протяжении всего дня. Потешки такого типа сопровождают пробуждение ребенка и комментируют те действия, которые ему целесообразно выполнить. Такие потешки, как и другие подвиды этого жанра, помогают ребенку настроиться позитивно, вместе с тем развивают его речевые способности. Читая потешки во время пробуждения, воспитатель также помогает ребенку быстрее проснуться, встать с постели и пойти в детский сад в хорошем настроении.

Кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе с солнцем встает?
Это Дашенька проснулась
Маме с папой улыбнулась
И, откинув одеяло,
вдруг сама на ножки встала!
Здравствуй солнышко
Колоколнышко!

Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки - ножки,
Потягушки - пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай - ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!

Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Мышка в гости пошла, бантик нацепила
(шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка
Динь - динь - дона - дона (слегка дергаем за ушко)
А Мишаня (имя ребенка) дома?

Умываемся с потешкой

Как известно, редко какой малыш любит умываться. Этот процесс кажется ребенку скучным и, возможно, даже неприятным. А ведь человеческое тело необходимо содержать в чистоте, при этом умывать ребенка против его воли крайне недопустимо. Для того, чтобы ребенку понравилось умываться, нужно принести в умывание что-то интересное. Как правило, в этом помогают потешки. Если во время умывания читать тематических стих, ребенок будет проявлять интерес к умыванию и этот процесс не будет для него настолько скучным, а даже веселым. Кроме того, потешки помогут ребенку со временем научиться умываться утром и вечером самостоятельно. Стишки такого типа внушают ребенку, что в воде нет ничего страшного, а умывание полезно.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

Массаж с потешкой

Когда ребенок еще очень маленький, родители помогают ему выполнять . В это время можно попутно делать ребенку массаж. Массаж помогает укрепить состояние физического здоровья новорожденного, кроме того, это мероприятния нравится всем детям. Со временем ребенок начинает учиться выполнять упражнения самостоятельно, поскольку ему хочется повторить то, что за него делает мама или папа.

Потешка может усилить интерес ребенка к гимнастическим действиям, поскольку стишки для ребенка очень увлекательны. Кроме того, чтение стишков позволяет ребенку начать осваивать человеческую речь уже с месячного возраста - когда ребенок слышит знакомые слова потешки, он уже начинает готовиться к массажу и гимнастике.

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик)

(гладим малыша от головы до пяточек)

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

Хорошеньким - хорошок
Пригоженьким - пригожок
Стройненьким - стройнячок
А родненьким - родняшок.

Кушаем с потешкой

Малышу нужно питаться, чтобы быть здоровым и физически развиваться. ПРи этом питание должно быть правильным, а некоторые дети не любят есть какую-то определенную пищу. Многие, для того, чтобы дать ребенку весь комплекс нужных ему веществ используют в корне неправильные приемы.

Лучше всего сделать процесс приема пищи увлекательным и интересным для ребенка. Таким образом ребенок будет чувствовать обед игрой и сам не заметит, что он съелу целую тарелку того, что ему раньше не сильно нравилось. Можно читать ребенку потешки, которые в веселой форме комментируют процесс употребления пищи, при этом могут включать в себя особенности поедания какого-либо блюда и его название. Это поможет ребенку не только проявлять интерес к обеду, но и постепенно выучить названия тех блюд, которые он ест.

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?

Каша вкусная дымится,
Надя кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
"Чем нам Машеньку кормить?"
Один скажет: "кашкою",
Другой - "простоквашкою",
Третий скажет - "молочком,
И румяным пирожком".

Утка-утёнка,
Кошка - котёнка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице!

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Каша из гречки
Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...

Досталось по ложке
Гусям на дорожке.
Цыплатам в лукошке,
Синицам в окошке.

Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!

Утка - утенка,
Кошка - котенка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты? Еще нет?
Где твоя ложка?
Ешь на здоровьице!

Купаемся с потешкой

Стишки, которые родитель читает, купая малыша - один из видов детских потешек. Эти стишки для самых маленьких также являются несколько своеобразным видом потешек, поскольку работают не только как отвлекающий прием, но и являются заговором. Эти стихи содержат в себе слова, имеющие особое значение. Этими словами можно избавиться от испуга и сглаза. Ведь в этом случае соединяются две главнейшие силы природы - вода и слово.

Произведения такого рода также, как и все остальные потешки, позволяют отвлечь малыша от скучной и, возможно, малоприятной для него процедуры, так, что ребенок будет воспринимать купание как интересную игру. Это является наиболее предпочтительным способом заставить ребенка купаться, и крайне нежелательным является использование альтернативных "народных способов".

Никто, никто, тирлим - бом - бом
Не может догадаться
Куда идёт весёлый гном
А гном идёт купаться!

Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Катя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Катюшке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

***
(обливая малыша после купания)

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

(вытирая малыша после купания)

Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Подстригаем ногти с потешкой

Ни для кого не секрет, что ребенку нужно подстригать ногти. Это очень важная часть гигиены, к которой малыша обязательно следует приучить. Кроме того, это очень ответственное занятие, при выполнении которого нельзя допускать, чтобы ребенок ерзал. Известно, что редко какой ребенок любит эту процедуру.

Для того, чтобы отвлечь и заинтересовать маленького человечка, можно читать ему какую-то потешку в процессе подстригания ногтей. Так он будет намного спокойнее относиться к процедуре, к тому же, он со временем начнет проявлять к ней интерес, чтобы в дальнейшем выполнять это действие самостоятельно. Кроме того, как и все потешки, они способствуют развитию речевых навыков малыша еще до того, как его обучит этому воспитатель в детсвком саду.

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Любимые потешки

Любимые потешки как правило не являются отвлекающим приемом. Чтение таких стишков представляет собой самостоятельное занятие, которое позволяет развлечь ребенка, а также играют важную роль в его развитии - так, одна из наиболее популярных игр - "ладушки" несет в себе функции обучения и развивает реакцию новорожденного.

Любые потешки развивают речевые навыки, и особенно это относится к тем, которые предназначены для самостоятельного использования. Полезность таких игр доказана многими исследованиями, да и опыт множества поколений доказывает эффективность любимых потешек.

Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Мишутка
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка!

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет -
Забодает,
Забодает,
Забодает!

Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите!
- Нам нельзя!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
- Так летите как хотите
Только крылья берегите!

Чей нос?
- Макеев.
- Куда идешь?
- В Киев.
- Что везешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Калач.
- С кем сьешь?
- Один!
- Не ешь один!Не ешь один!
(теребим малыша за носик)

Кисонька-мурысонька, где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала?
- Муку молола.
- А что из муки делала?
- Прянички пекла.
- А с кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна, не ешь одна!

Небольшая подборка стишков, прибауток, потешек для маленьких детей.

Потешки-действия. Помогают при совершении различных процедур. В основном - не очень любимых гигиенических:)

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Шла купаться черепаха

И кусала всех от страха

Кусь-кусь-кусь-кусь

Ничего я не боюсь!

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел,

этот пальчик гриб сорвал,

этот пальчик жарить стал,

ну а этот (большой палец) его съел,

потому и растолстел!

Поехали-поехали за грецкими орехами,

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам

И в яму бух!

Стишки, прибаутки. Для развития речи, привлечения (или отвлечения) внимания, засыпания.

Ой-люли, та-ра-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе лужок, а на том лужку дубок,

А на том дубку сидит ворон в красных сапогах,

Ворон в красных сапогах, во сиреневых серьгах.

Черный ворон на дубу, он играет во трубу –

Бу-бу-бу, бу-бу, бу-бу.

Труба точеная, позолоченная.

Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

Шило солнышко рубашку,

Был и месяц за портняжку.

Ветерок обновку взял –

Пастушатам передал.

Скучно волку жить в лесу – он заводит песню.

Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот - задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике,

А за ними раки на хромой собаке,

Волки на кобыле, львы - в автомобиле,

Зайчики в трамвайчике, жаба - на метле.

Едут и смеются, и пряники жуют!

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенки поет

Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою - топ!

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то.

Едет целая семья - впереди идет свинья.

Гусли гусь настроил, а петух - с трубою.

Кот и песик удивились – даже помирились.

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку, желтому песочку.

Проплутала долго – испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец – вот он, рядом.

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

Самому ли съесть? Или Машеньке (имя ребенка) снесть?

Я и сам укушу, да и Машеньке снесу.

Собака на кухне пироги печет.

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курочка в сапожках избушку метет.

Вымела избушку, положила половичок:

Ляг, половичок, под порог на бочок!

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Стишки-диалоги. Можно разучить «по ролям».

Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший? А кто у вас меньший?

Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка-кот будет дома сидеть

Да на печке лежать - нас с добром поджидать.

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот? Он все съел,
Оттого и потолстел!

***
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает.

***
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели кашку?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
- Чего на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

***
- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!

***
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала
Ты дров не носил, ты печку не топил!

***
- Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

***
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
Пришел поезд запоздалый,
Из последнего вагона вдруг посыпался горох.
Пришли куры поклевали-поклевали,
Пришли гуси пощипали-пощипали,
Пришел слон потоптал,
Пришла слониха - потоптала,
Пришел маленький слоненок - потоптал
Пришел дворник - все подмел,
Поставил стул, стол,
Поставил печатную машинку и начал печатать:
«Дорогие мои дочки, дзын-точки(щекотать под мышками),
Присылаю вам чулочки, дзын-точки,
А чулочки не простые - в них застежки золотые».
Заклеил конверт, поставил печать и опустил в почтовый ящик.
Письмо шло-шло и, наконец, дошло.

***
После завтрака шнурок
Лёг погреться на песок,
Полежал совсем немного
И отправился в дорогу,
Погулял среди травинок
И приполз назад, в ботинок.

***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Потягушки-потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
В ножки ходунки,
В ручки хватунки,
В головку разумок,
А в роток говорок.

***
Раз, 2, 3, 4.
Посчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

***
Раз, 2, 3, 4, 5.
Кошка учится считать.
Потихоньку-понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.

***
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
И смотрели три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели Васьки на карниз,
Посмотрели вверх и вниз...
И сказали три кота:
«Красотаааа!»

***
- Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Настенька с грибком,
С подосиновичком.

***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в умок — разумок.

Птички, птички полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Птички, птички, птички...

Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели...

Гуси летели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Вода тягучая,

Дитя растучее.

С гуся — вода, с тебя — худоба.

Потешки

Особенно важно развивать у младенцев моторику, координацию. Для этого с ребенком играют в старинную игру «Потешки». Потешки — это моторная игра с проговариванием забавных стишков. Во время игры все строчки потешки сопровождаются соответствующими движениями. Хлопают вместе с ребенком в ладошки, поднимают его ручки к головке, перебирают пальчики, сгибают и разгибают ножки, покачивают ребенка, слегка подкидывают его и т. д. Эта игра развивает точные, координированные движения ребенка, способствует развитию мышц, сопровождается элементами массажа. В такую игру с удовольствием включаются как младенцы, так и дети одного — полутора лет.

«Ладушки»

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Что пили?

— Бражку.

Поели, попили,

Ручки помыли.

У-У-У — полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

«Кошка»

Та, та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

«Маленькие ножки»

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ

Топ, топ, топ, топ, топ!

«Сорока»

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке,

В маленькой избушке,

Кашу варила,

Деток кормила.

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Да другому ложечку,

А милому Ванечке — целую поварешечку.

«Коза-дереза»

Идет коза рогатая

По лесу бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашу не ест?

Кто молоко не пьет?

Забодаю, забодаю, забодаю!

Можно слегка «пободать» ребенка двумя пальцами, словно рогами. Обычно это вызывает восторг у малыша.

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Он в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил.

Каши не получил!

Во время этой игры вначале по ладошке ребенка делаются круговые движения, а затем по очереди загибаются его пальчики с приговоркой «этому дала», а пятый слегка потеребите. Так проводится массаж ладошки с активизацией физиологических точек, что очень полезно малышу.

Аналогичные цели преследует и игра «Пальчик»

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

— С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Песни пел.

С этим братцем

Игра «Пальчик» не только развивает осознанно контролируемые движения пальцев, но и способствует развитию мышц, задействованных в формировании навыков письма или каких-то точечных действий.

Потешки — забавные игровые стихи. Они помогают ребенку, вслушиваясь в слова, включаться в общую со взрослым деятельность. Ребенок с восторгом повторяет движения, которые называются в потешках.

Вдоль по реченьке

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Этот пальчик

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Заинька

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки
Хлопали в ладошки
Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко (руки на колени).

Сорока

Сорока, сорока!
Где была?
– Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала -
Гостей созывала.

Дарики-дарики!

Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Сорока, сорока

Сорока, сорока,
На порог скакала,
Гостей поджидала:
Не приедут ли гости,
Не съедят ли кашку?
Приехала Агашка,
Всю съела кашку.
Этому дала на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому на мутовочке,
Этому весь горшочек,
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил – nепленько,
Тут – горяченько,
Тут пень да колода,
Тут белая береза,
А тут ключики кипят-кипят.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, -
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)
мультик

У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

Ручки

Ручки, спляшите разок -
Будет вам завтра пирог!
Ах, вы мои мастерички,
Быстрые ручки-сестрички!
Яблочный будет пирог,
Только спляшите разок.

Этот пальчик хочет спать

Та-ра-ра!

Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Ой, качи-качи-качи!

Ой, качи-качи-качи!,
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи -
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!

Раз, два три четыре пять!

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

З. Александрова

Ножки, ножки, где вы были?

– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Этот пальчик

Шла купаться черепаха

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Ни кого я не боюсь.

Этот пальчик

(Перебирая пальчики, приговариваем)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Ванечка.

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
- Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
- Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки -
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
- ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!