Мнемотехника - что это такое? Суть, упражнения для развития памяти. Мнемоника – приемы быстрого запоминания слов и событий

Мнемонический - означает "связанный с памятью или относящийся к ней" но наука мнемотехника - это также и орудие, помогающее вам лучше запоминать. Мнемотехника существует уже давно - настолько давно, что ее назвали в честь греческой богини Мнемозины , которая была богиней памяти, дочерью неба и земли (Урана и Геи), и матерью муз.

    Находить яркие, необычные образы, картинки , которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук - запомнить это будет легко, если вы вообразите их "персонажами" яркого, фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по "методу связок", полезно сильно искажать пропорции (огромный "жук"); представлять предметы в активном действии ("карандаш" подходит); увеличивать количество предметов (сотни "звезд"); менять местами функции предметов ("стул" на "люстре").

    Метод свободных ассоциаций представляет собой последовательность опорных образов, формируемых по следующему принципу. Вспомните произвольный образ, зафиксируйте внимание на нем и ждите, пока в сознании по ассоциации с ним возникнет следующий образ. После формирования цепочки свободных ассоциаций закрепите ее мысленным повторением. Запоминаемые сведения привязываются ассоциативными связями к последовательности выделенных опорных образов. Метод основан на том, что в памяти уже существует огромное множество ассоциаций, образованных естественным путем (ложка чашка блюдце стол...). Применяется для расширения других методов. Например, для образования дополнительных образов к отличительному признаку при запоминании информации о человеке, формул и постоянных величин. Этим же приемом можно получить дополнительные образы для образных кодов чисел и букв алфавита.

    Метод наводящих ассоциаций позволяет преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий, терминов, понятий, иностранных слов, фамилий, а также бессмысленных буквосочетаний. Представляет собой комбинацию приема символизации, приема привязки к хорошо знакомой информации, приема кодирования по созвучию и приема образования слова по слогу. Какая комбинация перечисленных приемов запоминания будет использована - зависит от запоминаемого слова. Часто встречаются названия, для преобразования которых в образы приходится применять сразу несколько приемов. Т.е. в одной ассоциации, обозначающей название, образы будут получены разными приемами кодирования.

Например: штат Северная Дакота «Северная» преобразуется приемом символизации (белый медведь), Дакота - приемом кодирования по созвучию (ДвА КОТА). Название этого штата можно зафиксировать ассоциацией «На голове у белого медведя сидят два кота». Получившиеся в процессе кодирования зрительные образы легко могут запомниться последовательно и при припоминании подсказывают (наводят) нужное нам слово. В результате мысленных повторений запомнившиеся в образах слова закрепляются в памяти и в дальнейшем воспроизводятся непосредственно (сразу в виде звукового сообщения). Запомнившаяся этим методом информация безошибочно узнается в тексте.

    Метод Цицерона (метод размещения) основан на ассоциациях, образованных естественным путем, представляет собой последовательность опорных образов. Они формируются припоминанием хорошо знакомых помещений. Можно вспоминать хорошо знакомую дорогу (например, от дома до метро). Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются» к выделенным вами предметам приемом образования ассоциативной связи. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе". Этот метод применяется преимущественно для запоминания последовательности первых образов разных ассоциативных цепочек и блоков информации. Рекомендуем закреплять в памяти опорные образы, многократно запоминая на них случайные числа. Закрепленную систему опорных образов можно в дальнейшем использовать для долговременного запоминания блоков информации.

    Метод цепочек . Этим приемом запоминаются горизонтальные взаимосвязи, например, последовательность точных сведений в отрывке текста.Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти. Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная - первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная - первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга - помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.

Наглядно представьте себе первые два слова и придумайте связь между ними с помощью зрительных образов или событий. Предположим, вы хотите запомнить список: молоко, капуста, апельсины и творог. Например, чтобы запомнить молоко и капусту, вы могли бы представить ванну, полную молока. Вдруг огромный кочан капусты пробивает потолок и с жутким всплеском падает в ванну, и тут дверь открывается, и четыре огромных апельсина строем входят в комнату, бодро распевая во всю силу своих легких. Апельсины внезапно останавливаются, с ужасом глядя на капусту, плавающую в ванне с молоком, и эти апельсины лезут в свои рюкзаки, вытаскивают из них пачки с творогом и начинают забрасывать ими несчастную потрепанную капусту. Несколько раз повторите эту историю в уме, и вы запомните весь список! Данный мнемотехнический метод плох лишь тем, что вы не сможете сразу вспомнить, например, 10-ый пункт из списка.

    Слова вешалки - это такие мнемотехнические системы, в которых вам сначала надо выучить набор слов, а затем «вешать» на них слова и фразы, которые вам надо запомнить. Эти системы хорошо подходят для запоминания списков, особенно когда вы должны вспоминать седьмой пункт списка (например), а не весь список подряд.

В одной из простейших мнемотехнических систем слов вешалок каждое число сцеплено со словом, которое рифмуется с ним. Вот пример: номер один - это апельсин, номер два - это ботва, номер три - это фонари, номер четыре - это в кефире, номер пять - это кровать, номер шесть - это шерсть и т. д. Предположим, нужно запомнить лампу, зубную щетку, лошадь, зеркало и кенгуру». Глупая картинка или такая, которая вызывает эмоциональную реакцию, запоминается лучше. Номер один, апельсин - ярко светящаяся ЛАМПА в форме АПЕЛЬСИНА. Номер два, ботва, она станет «вешалкой» для зубной щетки: БОТВА = ЗУБНАЯ ЩЕТКА. Вы приехали на дачу и первым делом отправляетесь посмотреть на свою любимую грядку с морковкой - грядка в порядке, только вместо БОТВЫ из земли торчат разноцветные ЗУБНЫЕ ЩЕТКИ. Номер три, фонари, надо связать с лошадью: ФОНАРИ = ЛОШАДЬ и т.д.

    Прием «Матрешка» . Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа. Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д. Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Пример. Соединить «Матрешкой» два образа: «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа». Этим приемом запоминаются: последовательность абзацев, последовательность дат хронологической таблицы, последовательность названий при запоминании телефонных номеров и смешанных таблиц. Прием «Матрешка» позволяет экономить опорные образы. С помощью этого приема запоминаемые сведения связываются в блок. Разные блоки информации дополнительно фиксируются на хорошо закрепленную в памяти последовательность опорных образов (например, методом Цицерона).

    Метод зацепок - замена цифр образами. Цифровой алфавит позволит вам запоминать любое число. Буквенно-цифровой код применяется для кодирования цифр и чисел в слова. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы алфавита. Для применения буквенно-цифрового кода на практике выучите его наизусть и доведите до автоматического (рефлекторного) уровня припоминания. Цифры и числа должны переводиться в буквы без задержек и наоборот.

1 – ГЖ; 2 – ДТ; 3 – КХ; 4 – ЧЩ; 5 – ПБ; 6 – ШЛ; 7 – СЗ; 8 – ВФ; 9 – РЦ; 0 – НМ

Можно заменять цифры буквами и словами. Например, 0- круг, 1- карандаш, 2- очки, 3- люстра, 4- стул, 5- звезда, 6- жук, 7- неделя,8- паук и т.д.

Рефлекторный уровень припоминания - устанавливается прямая взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае - между зрительной и речевой. Обеспечивает мгновенное припоминание (исключает этап кодирования).

    Метод ассоциативного списка. Фиксированные образные коды двузначных чисел. Чтобы числовая информация запомнилась достаточно быстро, нужно выучить наизусть сто образов.Каждый образ жестко закрепляется за своим числом (от 00 до 99). Как только вы запомните этот список, сразу получите возможность запоминать без ошибок большие объемы любой цифровой информации, например, десятки телефонных номеров.

Кодирование двузначных чисел осуществляется через буквенно-цифровой код.

12 ГЖ ДТ Гж дТ ГиТара образ гитары

35 КХ ПБ Кх пБ КуБ образ куба

Числа 01. 02. 03. ... 09 в числовом ряду кодируются в образы как 1. 2. 3. ... 9. При припоминании к ним добавляется ноль слева.

05 - ПБ пБ оБои образ

06 - ШЛ шЛ юЛа образ

07 - СЗ Сз оСа образ

Отдельно запомните: 0 - номерок; 00 - бочки.

    При запоминании цифр, чисел выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89= 35+ 54;

    Прием символизации применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения. Одно и то же слово может быть по-разному закодировано в образы разными людьми. Но, как правило, удается использовать для кодирования разнообразные символы, хорошо закрепленные в сознании большинства людей. Символы окружают нас со всех сторон. Переводя дорожные знаки в смысл, мы занимаемся мнемотехникой. Когда первоклассник заучивает взаимосвязь между значком «А» и звуком «А», он тоже занимается мнемотехникой. При кодировании слова этим приемом следует задать себе вопрос: «А каким зрительным образом я могу это обозначить?» Примеры кодирования слов в образы приемом символизации: холод «Лед», тепло «Грелка», вечность «Пирамиды», бесконечность «Математический знак бесконечности», зима «Снежинка», весна «Букет мимозы», лето «Солнце», осень «Желтый кленовый лист». Мы не можем представить лето вообще. Но можем представить траву. Этот образ легко запомнить.

    Прием привязки к хорошо знакомой информации , находящейся в памяти. Новые запоминаемые сведения могут состоять из элементов хорошо знакомой информации. Примерами хорошо знакомой информации могут быть: 1917 год, 1941 год, 1812 и 1861 гг., ваше собственное имя и название улицы, на которой вы живете, ваш телефонный номер, и надпись SONY на телевизоре. Новая информация, состоящая из элементов хорошо знакомых сведений, легко запоминается. Так, легко запомнить телефонный номер 917-41-45. Он сразу вызывает у вас в памяти известные исторические события. Например, в числе 859314 выделить 85- год рождения брата, 314- первые цифры числа "пи" и т.д.

Прием привязки к хорошо знакомой информации лучше применять для кодирования в образы географических названий, терминов, имен и фамилий. Этот прием не универсальный. Им кодируется в образы лишь то, что кодируется. Это зависит от содержания вашей памяти.

Примеры кодирования слов в образы приемом привязки к хорошо знакомой информации. Штат Вашингтон «Доллар», планета Марс шоколадка «Марс», 1380 год 380 вольт (образ проводов), число 220 - «Электрическая розетка», фамилия Блэк образ «Черный квадрат», 1912 год (выход первого номера газеты «Правда») знакомый 1812 год.

    Прием образования слова по согласным буквам . Этот прием применяется совместно с буквенно-цифровым кодом. Когда цифры переведены в буквы, по буквам подбирается слово, которое можно представить в виде образа. В данном приеме представляют интерес только согласные буквы (так как в буквенно-цифровом коде гласных нет). Примеры. ТЛФ ТеЛеФон; ПЛТ ПЛиТа; СБК СоБаКа; КЛН КЛоуН.

Если по буквам слово не подбирается, можно применить следующую «хитрость» - подобрать образ, обозначаемый двумя словами (прилагательное и существительное). В этом случае значимыми являются: первая согласная буква прилагательного и две первые согласные буквы существительного. При припоминании вы четко сможете отличать, какой образ обозначается одним словом, а какой - двумя. Примеры. ЗТР Зеленая ТРава; ГЛН оГромная ЛуНа; ППЧ Полосатая ПЧела. Любое слово можно без труда перевести в цифры. Запомнив последовательность слов, вы запоминаете и последовательность чисел.

Этот прием активно применяется при запоминании исторических дат, телефонных номеров, адресов, номеров автомобилей, разнообразных кодов и шифров. На основе этого приема составляются образные коды трехзначных чисел.

    Прием образования слова из слогов применяется самостоятельно или в сочетании с приемами кодирования по созвучию, символизации и привязки к хорошо знакомой информации в основном для запоминания названий, терминов, фамилий и других аналогичных сведений. Примеры. МАШ МАШина, РУЛ РУЛь, ФОН ФОНарь, КАМ КАМень, КНИ КНИга. Этот прием позволяет точно запоминать совершенно бессмысленные буквосочетания. Примеры. МАШФОНРУЛ ассоциация «машина фонарь руль». Штат Висконсин ВИС КОН СИН ассоциация «ВИСки КОНфеты СИНька». В этом приеме можно импровизировать, удаляя или прибавляя по одной значимой букве. Пример. Сахара ассоциация «САХАр РАк». Можно делать значимыми последние буквы. Примеры. ЗОР телевиЗОР, АКА собАКА, НИК приемНИК, КНО оКНО, ЮЛЯ кастрЮЛЯ.

    Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" - о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т.д.)

    Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

    Запоминание длинных терминов с помощью созвучных (ключевых) слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; чтобы запомнить медицинские термины "супинация" и "пронация", используют созвучную и шуточную фразу "суп несла и пролила").

Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо знакомые нам слова. Эти слова легко представить в виде зрительных образов, например: штат Аляска образ «Коляска»; деверь (родственник) образ «Дверь». Пока вам не нужно запоминать значение незнакомых слов, достаточно зафиксировать в памяти их точное произношение и последовательность.

    Прием запоминания на разные части одного образа . Представьте мысленно гитару. Поставьте ее в своем воображении вертикально. Увеличивая и перемещая этот образ, можно выделять в нем разные детали (подобразы). Давайте выделим в образе «Гитара» следующие подобразы: «Колки», «Гриф», «Отверстие в корпусе», «Держатель струн», «Ремень». Всегда старайтесь выделять подобразы в определенной последовательности, например, сверху вниз или справа налево. Безразлично, какая это будет система, главное - она всегда должна быть одна и та же.

Прием выделения подобразов на образе позволяет предельно точно зафиксировать последовательность запоминаемых образов. Самое важное преимущество этого способа запоминания в том, что запоминаемые числа могут сколько угодно раз повторяться и вы никогда их не перепутаете. Припоминание осуществляется с математической точностью. Применяется для запоминания образных кодов. Любые образные коды должны запоминаться только изолированно друг от друга, через другой образ. (Запоминание имени и отчества на образе фамилии, запоминание чисел телефона на образе «хозяина» телефонного номера.)

    Прием возврата . При запоминании этим приемом в качестве опорных образов используются разные части предыдущего образа запоминаемой последовательности. Этот прием объединяет в себе прием «Цепочка» и «Прием запоминания на разные части образа». Применяется для изоляции образных кодов при запоминании точных сведений в отрывке текста. Техника возврата сочетает в себе надежность запоминания на опорные образы и скорость запоминания цепочкой.

    Запоминание под порядковыми номерами (на основе фиксированных образных кодов чисел). Применяется для оперативного запоминания информации с последующей перезаписью ее другими методами. Вы можете в течение дня записывать точные сведения в свою память под порядковыми номерами; затем не спеша систематизировать эту информацию, собрав ее в блоки или тематические последовательности.

    Запоминание в алфавитной последовательности. Применяется для запоминания сведений в алфавитном порядке. Вы можете запоминать адреса, телефоны, фамилии и другую информацию в порядке следования букв в алфавите без предварительной систематизации.

    Запоминание имен. Например, вы познакомились с человеком, которого зовут, к примеру, Гарри Кинг и вы хотите его запомнить. 1. Сначала можно просто часто повторять его имя (например: "как у Вас дела Гарри" или "можно я Вас угощу Гарри" и т.д.) 2. Например, вы познакомились с ним поближе, и он рассказал вам свою историю. Тогда надо просто переделать ее немного так, чтобы в ней встречались какие-то отрывки из имени. Например: Этот человек очень любит на ГАРнир есть РИс и очень любит фильм КИНГ-конг" Далее Ваш мозг сделает все сам! 3. Ну а, в крайнем случае, его имя и внешность можно ассоциировать с Гарри Поттером.

    Метод сжатия информации применяется для запоминания анекдотов, энциклопедических сведений и текстов небольшого объема (в пределах параграфа учебника). Из логически законченного отрывка текста выделяется смысл (главная мысль этого отрывка), которая обозначается образом и запоминается в последовательности с другими образами, обозначающими смысл других отрывков.

При запоминании текстовой информации существуют две основные проблемы: как запомнить последовательность изложения текстового материала, не перепутать порядок следования абзацев в тексте и как запомнить содержащуюся в текстовом материале точную информацию.

Этот метод, не обеспечивает глубокого понимания текстовой информации, позволяет формально запомнить порядок следования смысловых отрывков в тексте. Запоминать с помощью мнемотехники последовательность логически не связанных отрывков проще, чем обычный текст. В изолированных отрывках легче выделить смысл и зафиксировать его в памяти.

    Прием «фокусировки» информации на одном образе применяется для запоминания достаточно большого количества однотипных сведений. Типичным примером такой информации может служить небольшая хронологическая таблица. Запоминаемые сведения разбиваются на несколько частей, и каждая часть фиксируется на образе, выделенном из основного образа. Используется для создания надежной системы опорных образов и для «сборки» блока информации на одном образе (сбор нескольких цепочек на одном образе прием «фокусировки» информации).

Центральный образ разбирается на части приемом выделения невидимых частей образа. К каждому выделенному подобразу привязывается начало цепочки опорных образов, на которых зафиксированы конкретные сведения. Собирающий образ лучше выбирать из часто встречающихся предметов (авторучка, телефон и т.п.) В качестве такого образа удобно использовать образ, выделенный методом Цицерона. В этом случае автоматически фиксируется последовательность информационных блоков.

    Метод выделения отличительного признака человека . Прозвище выделяет отличительные признаки. Оно индивидуально, по нему сразу можно понять, о ком идет речь. Прозвище отражает самое важное в человеке или сокращенно напоминает его фамилию. Очень важно и то, что прозвища, как правило, это слова, которые достаточно легко представить в виде зрительного образа, к этому образу можно привязывать ассоциациями любую дополнительную информацию о человеке.

Отличительный признак позволяет вспомнить конкретного человека. К отличительному признаку может быть привязана любая точная информация (Ф.И.О., адрес, телефон, пейджер, номер автомобиля, место работы, профессия и т.п.). Отличительные признаки можно запомнить последовательно, что позволяет no-порядку вспоминать информацию о группе людей.

Выделение отличительного признака на фотографии. Как только вы вспомните отличительный признак, у вас в воображении появится обобщенный образ соответствующего человека. Отличительным признаком на фотографии могут быть: элементы одежды и прическа, дефекты внешности и сходство с кем-то, даже элемент фона. (Например, окно на заднем плане, необычного вида стул и даже царапина на снимке.) Но часто бывают фотографии, на которых очень трудно найти яркие отличительные признаки. Тогда внимательно всмотритесь в лицо на фото и постарайтесь определить его сходство с кем-то или чем-то.

Аналогичным способом можно запомнить последовательность любых картинок, например, иллюстрации в учебнике или картины на выставке. Сами иллюстрации можно использовать как блоки опорных образов для запоминания другой информации. Для этого следует мысленно выделить из каждой иллюстрации составляющие ее образы.

Выделение отличительного признака у хорошо знакомого вам человека. В этом случае отличительный признак выделяется по роду деятельности человека, его увлечениям, хорошим или плохим привычкам, по странностям в его поведении, манере ходить, говорить, одеваться, по его характеру. Если ваш знакомый - спортсмен можно присвоить ему образ «Штанга». Имеет смысл присвоить отличительные признаки даже своим близким родственникам.

Выделение отличительного признака у незнакомого человека, стоящего перед вами (ситуация «Знакомство»). Чтобы не забыть имя и отчество человека, с которым только что познакомился, полезно называть вашего собеседника по имени в процессе беседы, специально обращаясь к нему. Если вам предстоит знакомство, заранее выделяйте отличительный признак у человека до того, как он вам представится. Сразу привяжите его фамилию к выделенному признаку, а на образе фамилии зафиксируйте имя и отчество; в течение беседы повторите запомненную информацию, назвав человека его именем несколько раз. Хорошими отличительными признаками могут быть: фигура человека (рост, полнота, худоба), его сходство с известными или знакомыми вам людьми, необычное поведение, взгляд, особенности речи, походки, жестикуляции. Одежда или прическа могут меняться. Если кто-то похож на Кобзона, привяжите ему кобуру с зонтиком. Если у человека прыгающая походка - его можно мысленно представить «Лягушкой» и т.п.

Выделение отличительного признака у человека, образ которого вам неизвестен. В этом случае вам остается лишь фамилия человека. Из нее и нужно выделить отличительный признак. Если человек - Светлов, его можно обозначить образом «Лампа». Если его фамилия Тихонов - «Черепаха» или «Улитка». Наши отечественные фамилии достаточно легко переводятся в образы. Иностранные фамилии разбиваются на несколько частей, каждая из которых переводится в образ. Эти образы соединяются в ассоциацию. Имя и отчество следует фиксировать на одном из образов ассоциации, обозначающей фамилию. Мартенсон мар-тен-сон. «Марка» «Тент» «Кровать».

Выделение отличительного признака из интерьера помещения. Часто достаточно обратить внимание на элемент интерьера помещения, в котором находится нужный вам человек. Так, в кабинете зубного врача это может быть кресло, в поликлинике - окошко регистратуры, в автосервисе - подъемник для автомобиля. Необходимые сведения привязываются к выделенным вами предметам.

    Организующие схемы (наполнение структуры) . Все мнемонические системы основаны на структурировании информации так, чтобы ее легче было запомнить и воспроизвести. Основанием структурирования информации может быть место, время, орфография, звуки, образы и т. д. Весьма эффективный мнемонический прием - это организация информации по семантическим категориям, которые затем можно использовать как признаки для воспроизведения. Материал, организованный каким-либо способом - визуально, семантически или путем классификации,- запоминается лучше, чем неорганизованный материал.

При запоминании учебника в памяти фиксируются основные (ключевые) моменты. Разбавить «водой» сгусток точной информации можно с помощью небольшого дополнительного плана ответа. Его очень просто запомнить, так как такой план состоит всего из нескольких пунктов. Содержание этого плана вы определяете самостоятельно.

Наличие в памяти точной информации и подробных планов по разным разделам и по разным предметам позволяет осуществлять сравнение, анализ и обобщение информации. Ведь эти мыслительные операции возможны, если информация находится в вашей памяти. Иначе просто нечего будет сравнивать и анализировать.

С точки зрения мнемотехники, информацией являются связи между явлениями, фактами, событиями. Поэтому любые новые связи между уже известными фактами - это новая информация. Полученная вами новая информация также может быть включена в ответ на уроке или на экзамене.

    Прием мысленной прорисовки . Прием мысленной прорисовки относится к этапу соединения образов. В этом приеме один (опорный) образ мысленно соединяется непосредственно со знаком, который вы рисуете в своем воображении. В результате этой операции новый значок «приклеивается» к опорному образу и становится доступным для припоминания. Необходимо четко отличать обычное мысленное представление образов от процесса мысленной прорисовки.

Желательно при прорисовке знаков рисовать их достаточно крупно, жирными линиями. Представляйте, что вы пишете толстым фломастером на листе бумаги или пальцем на пыльной поверхности. Знак выписывается постепенно. Хорошо, если при этом вы постараетесь представить движение руки (самой рукой водить не надо).

Мысленная прорисовка осуществляется на фоне опорного образа (или на опорном образе), потому что основная задача этого приема - связать значок с опорным образом.

Первый способ - мысленно представить опорный образ, отделить его от себя воображаемым стеклом и рисовать значок на этом воображаемом стекле (удерживая в воображении и опорный образ). Второй способ - мысленно увеличить опорный образ и рисовать значок прямо на нем. И третий способ - это попытаться встроить значок в опорный образ. Для этого его лучше представлять не рисованным, а сделанным из толстой проволоки или любого другого подходящего материала. Представляйте запоминаемый знак в виде самостоятельного образа (или нескольких образов). Тогда процесс запоминания ничем не будет отличаться от образования обычной искусственной ассоциации между несколькими образами.

    Метод активного повторения . Повторение - это процесс, когда информация воспроизводится мысленно, устно или записывается исключительно из вашей памяти. Если вы многократно считываете информацию из учебника - это не повторение, это повторное восприятие и нет никакой гарантии, что образованные ассоциации будут активизированы. Для закрепления информации в памяти необходимо ее припоминание. Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением. Слово «активный» в этом определении подчеркивает гарантированную активизацию всех образованных ассоциаций. Следовательно, еще до начала повторения все сведения должны быть запомнены в полном объеме и без ошибок. Зачем же тогда повторять? Для сохранения. Обычно человек повторяет, чтобы запомнить. Мнемонисты повторяют уже запомненное, чтобы сохранить.

    Прием мысленного проговаривания. Этот прием - основа метода зубрежки. Когда вы слышите по радио нужный вам телефонный номер, вы начинаете искать карандаш и бумагу и в это время мысленно (и даже вслух) повторяете номер. Его удается удержать в сознании благодаря большой инертности речевого анализатора (примерно 4 секунды). Если вы будете повторять телефонный номер достаточно долго, то он «осядет» в памяти. Недостаток зубрежки заключается в том, что в кратковременной речевой памяти умещается только один телефонный номер. Поэтому запоминание телефонов (и других сведений) методом зубрежки занимает много времени. К тому же зазубренные сведения имеют свойство очень быстро стираться из памяти. Исторические даты, запомненные в зрительном анализаторе, могут храниться в памяти практически постоянно. Зазубренная же перед контрольной работой хронологическая табличка «испаряется» из головы в течение нескольких дней.

Мнемотехника использует прием мысленного проговаривания не для запоминания, а для закрепления в памяти уже запомненных сведений, для образования прямой связи между образом значка и его произношением. Этот прием относится к этапу соединения образов. Происходит фиксация взаимосвязи между зрительным образом знака и его речевым представлением. Когда вы представляете в воображении новый знак, мысленно многократно проговаривайте его звучание.

Возможность выучить новую азбуку за 2-4 дня - это очень хороший результат (медленно читать и писать можно сразу после запечатления, через 1,5-2 часа).

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода.

  • Авторы многих доступных учебников по мнемотехнике при публикации своих работ руководствовались вполне приземленными для человека мыслями – написать текст, который будут покупать. Потому в книгах много сведений о науке мнемотехнике, объяснений, позволяющих, якобы, применять почерпнутые из различных выкладок, научных энциклопедий сведения в реальной жизни.
  • Однако, преследуя цель собрать несколько значительных «пластов» знаний о науке, в действительности у них получается все иначе: полезной и доступной информации мало, а терминов и «воды» много.
  • Человеческий мозг обладает невероятными возможностями, и мнемотехника помогает их раскрыть. Однако не всем, кто заинтересовался этой наукой, удается «раскопать суть» большинства техник, чтобы автоматически применять их в повседневной жизни.

В нашей статье собраны наиболее доступные объяснения и способы обучения навыку запоминания.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода

  • В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании. Берется информация, необходимая для запоминания, и подсознательно преобразуется в образ путем ассоциации.
  • Мы обладаем прекрасной ассоциативной памятью, которую мнемоники используют в полной мере. Чтобы развить способность запоминать, необходимо уметь рисовать мысленно воображаемые предметы.
В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании

Вот пример запоминания информации. Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов:

  • влажные салфетки
  • зубная паста
  • шампунь
  • голландский сыр
  • мандарины
  • томатная паста
  • растительное масло
  • кетчуп
  • зеленый горошек
  • грецкие орехи

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка.
А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.



Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Для запоминания необходим образ, а не только набор слов. Потому умение создавать в голове нужную картинку – уже первый шаг к успеху.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

  • Представляем пачку влажных салфеток
  • Представляем тюбик зубной пасты
  • Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты
  • Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов.
  • Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте.
  • Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.


Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали
  • «Протыкание» одного образа другим не просто забыть, потому способ срабатывает почти всегда.
    Противники метода могут возразить, что на соединение образов уходит много времени. Однако, если нужно постоянно запоминать информацию в большом количестве, то метод того стоит. Упражнения мнемотехники как раз и разрабатываются для запоминания подобных списков, сведений, логических цепочек.

В книгах по мнемотехнике собрано достаточно информации, чтобы понять, как работают упражнения и как создавать свой дворец памяти или чертог разума, если вам так больше нравится. Все упражнения полезны при регулярном их применении в жизни.

Как создавать дворец памяти

  • Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.
  • Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти.
    Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.
  • Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.


Вот как это выглядит практически:

  • Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить.
    Например, q - кочан капусты, CU - авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.
  • Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

Как видите, ничего сложного!

Для обучения навыку запоминания не обязательно погружаться в изучение деталей о работе мозга и о том, какова скорость заряда между нейронами. Главное усвоить технику запоминания.



Усвоив технику запоминания, вы сможете без труда наполнять свой дворец памяти образами

Как развить память начинающим взрослым — мнемотехника: методы, приемы и упражнения

Какими же приемами и практическими упражнениями располагает мнемотехника? Тренируя память, вы сможете запоминать как образную информацию, так и сведения, представленные в текстах или таблицах.

Для кого приемы мнемотехники будут полезны:

  • Всем нам в какие-то моменты необходимо запомнить определенное количество точных сведений. И совершенно не обязательно для этого быть школьником, студентом или преподавателем. Вспомните, сколько имен, номеров телефонов и списков вы записываете в электронные или записные книжки.
  • А ведь было бы проще вносить все сведения в свой мозг. Тогда вы уж точно сохраните все «листы» своей «записной книги» и не нужно будет искать зарядное устройство для телефона или планшета, если вдруг разрядиться аккумулятор, чтобы увидеть свои записи.
  • Вы просто будете помнить всю информацию, которая может понадобиться. В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш.


В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш
  • Приемы мнемотехники выручат и оратора, речь которого после некоторых выполненных и опробованных во время выступления упражнений будет литься плавно и естественно.
  • Школьники и студенты также смогу оценить приемы мнемотехники, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Ведь упражнения помогут лучше запоминать большое количество информации. Если на экзамене студенты пытаются списать со шпаргалки или с телефона, то тот, кто применяет описанные выше техники по запоминанию данных, сможет без особых усилий списывать из своей памяти.
  • Такой способ безопаснее, да и времени на подготовку к сложным экзаменам понадобится меньше.
    Для преподавателей использование приемов мнемотехники будет не только полезным, но и добавит уважения. Лекционные материалы будут запоминаться быстрее и подглядывать в конспект не придется.
  • Для запоминания информации о людях из своего обширного круга деловых знакомств также не лишним будет знание приемов мнемотехники.
  • Если вы будете часто прибегать к разработанным мнемониками способам запоминания информации, даже в качестве профилактики своей постоянной забывчивости, то ваша память не начнет «отмирать» за ненадобностью до преклонных лет.


Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание

Основы мнемотехники: описание

Как же работают приемы и методы для запоминания больших информационных блоков? Мысленно упорядочив (расположив) необходимую для запоминания информацию, используя различные ассоциации, можно связывать получаемые сведения между собой. Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание.

  • Чтобы применять методы мнемоники, не обязательно начинать знакомство с этой областью знаний с нуля. Все приемы становятся доступными и понятными практически сразу после ознакомления с мнемоникой. Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов.
  • Быстрое освоение основ мнемотехники может сыграть злую шутку с новичком: свои новые возможности он воспринимает как полностью освоенный навык и прекращает развиваться в этом направлении дальше. Что же происходит? В определенные моменты мнемотехника дает сбой из-за отсутствия практических навыков по запоминанию и опыта сохранения информации в памяти на длительный период.


Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов

Правильно составленные ассоциации помогут обрабатывать в уме большое количество информации. Потому важно отрабатывать приемы мнемотехники на уровне навыка. Регулярные тренировки помогут овладеть искусством запоминания. А вот быстрым наскоком добиться эффективности приемов нельзя.

Видео: Чертоги разума. Дворец памяти

Мнемотехника – тренировка памяти: таблицы цифр, букв, символов

Для тренировки памяти есть специальные таблицы. Их можно найти во всемирной паутине в свободном доступе. Таблицы Шульге, например, разработаны для разного уровня сложности. Суть заключается в том, что нужно находить числовые значения и знаки, которые нужно будет добавить через пару ходов. Таблицы Шульге развивают память, улучшают концентрацию внимания.



Принципы запоминания информации

Буквы

Цыфры

Знаки

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

  • В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
  • Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
  • Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
  • Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел. Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить. Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.


Во Всемирной паутине можно найти тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Видео: Как запоминать имена людей?

Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Видео: Мнемотехника и мнемоника

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Постоянные напоминания родных о том или ином событии угнетают. Сегодня на плохую память жалуются многие люди. Это не зависит от возраста, интеллекта и образования.

Если вы вынуждены ходить в магазин со списком продуктов, постоянно устанавливаете себе напоминания в телефоне, мнемотехника - то, что нужно.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехникой называют комплекс специальных методик, направленных на запоминание цифр, событий или любой информации.

Это требуется каждому человеку, но существуют профессии, в которых память играет решающую роль.

Актёры кино и театров вынуждены запоминать длинные тексты. Если память начнёт их подводить, они лишаться заработка. В каждой профессии найдутся примеры, когда необходимо запомнить что-либо.

Простые консультанты магазинов обязаны держать в голове кучу информации: о товаре, поставщиках, покупателях и текущих проблемах.

Интересный факт! Мнемотехника предлагает простые способы запоминания.

Ею пользовались великие полководцы, разрабатывая военные стратегии, позволившие изменить мир. Память - самое дорогое, что есть у человека.

Стоит научиться использовать её максимально, чтобы хранить в ней счастливые моменты жизни и важные события.

Технология данного способа запоминания

Технология завязана на принципе присоединения информации к определённому образу:

  1. Определяем, что именно нужно сохранить в памяти.
  2. Привязываем образы к конкретным ощущениям, зрительным вариациям.
  3. Готово! В памяти построена цепная реакция, которая позволит вытащить необходимые знания в нужный момент.

По этому принципу работают различные методы и приёмы мнемотехники. Освоив технику однажды, вы сможете использовать её на протяжении всей жизни.

Это похоже на установку компьютерной программы: устанавливаешь один раз, и используешь по необходимости.

Подобные занятия помогают детям и взрослым. Школьники и дошкольники, изучив простые приёмы, значительно облегчат себе жизнь. В подростковом возрасте им придётся поглощать большие объёмы информации.

Описание основных методов и приёмов

Есть несколько основных методик, которые позволят удержать в памяти необходимую информацию в нужном порядке.

Их применяют, начиная с подросткового возраста:

Упражнения из таблицы помогут в запоминании цифр, в учении уроков для школьников. Каждый из них основан на визуализации. Развивайте зрительное воображение, что бы оно помогало усваивать информацию.

Упражнения для взрослых

Проблемы плохой памяти заложены в отсутствии систематизации. Люди не отфильтровывают нужную информацию, скидывая всё единым потоком.

Другой пример мнемотехники называется «Дворец памяти». Он работает по принципу зрительных образов, как и предыдущие техники.

Для применения этой техники в воображении строят дворец.

Его необходимо детально обойти, изучить всю обстановку внутри. Когда сможете гулять по этому дворцу, не упуская детали из виду, можно использовать метод.

Необходимую информацию помещают в одну из комнат, привязывают к обстановке и интерьеру детали. Войдя в свой дворец, вы найдёте там всё необходимое.

Лишнее будет храниться в резервуарах памяти, которые известны ненадёжность. Вся посторонняя информация будет удалена со временем.

Плюсы техники «Дворец памяти»:

  1. Работает безотказно.
  2. Подходит для начинающих.
  3. Пользоваться дворцом можно всю жизнь.
  4. Со временем детали внутреннего интерьера становятся чёткими, будто существуют в реальности.
  5. Технику используют взрослые, но для развитых детей он тоже подходит.
  6. Тренировка памяти по этому принципу даёт результат с первых дней, если удаётся быстро визуализировать дворец.

Интересный факт! Популярный американский сериал «Менталист» показывает эту практику в действии.

На примере героя фильма можно научиться приёму «Дворец памяти», увидеть сильные стороны владения этой техникой. Многие удивительные люди безупречно владеют ею.

Способы запоминания и игры для детей

Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.

Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.

Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.

Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.

Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.

Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.

Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.

Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.

Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие - важнейшая часть жизни каждого человека.

Полезное видео