Многодетная мама ничего не успевает. Как облегчить жизнь многодетной семьи

1547

Есть некий стереотип, что многодетная семья чаще всего неблагополучная, а мама - по "закону жанра"- этакая загнанная лошадь с всклокоченными волосами и потухшим взглядом. И "знатоки" еще добавляют, что, мол, до себя ли, когда надо управиться с тремя (и более) детьми. Так вот, от количества детей "успеваемость" не зависит - я бы даже сказала, что с тремя я успеваю больше, чем раньше с одним. Утром мне позвонила подруга, мама одного малыша, и пожаловалась, что не выспалась, что нет сил убраться дома. Спросила, чем занимаюсь я. На часах было 10, и к тому времени я проводила старших в сад, вымыла пол в квартире, трижды запустила машинную стирку, сварила суп на обед, испекла творожные шарики детям на вечер, замариновала курицу мужу на ужин, разобрала шкафчик в ванной, покормила малыша, заказала подарок сыну на день рождения и написала 3000 знаков новой статьи. Подруга недоумевала: "Как ты все это успеваешь?!..."

Итак, как все успеть многодетной маме?

  1. Планирование. Ежемесячно я составляю план-сетку, где написаны основные мероприятия, включая семейные поездки, кружки детей, посещения врачей и т.д.на каждую неделю. Если вдруг появляются "окошки", у меня под рукой список дел второстепенной важности. Планирую я и меню удобным для себя способом: так, по средам и пятницам у нас различные овощные блюда, вторник и четверг- рыба в различных вариациях, по понедельникам и субботам - мясо или курица, а в воскресенье мы традиционно печём пиццу или пироги. Занятия с детьми тоже планируются еженедельно: во вторник мы лепим из пластилина, в четверг рисуем красками.
  2. Режим дня. Мы соблюдаем его неукоснительно, поэтому многое вошло в привычку даже у детей, например, чистка зубов перед сном, прогулка после полдника (в выходной), воскресная служба. В 21.30 дети спят, и я могу принять ванну, пообщаться с мужем и полноценно выспаться, а в 7 утра мне не приходится будить подолгу своих детей, потому что они и сами просыпаются к тому времени. Одно время мне не удавалось организовать питание по часам, но нахождение часами на кухне с целью "дать печенку", "налить водички", "отрезать яблочко" наконец мне надоело: перекусы я убрала вообще (только фрукты и только в положенное время), и составила график приёма пищи.
  3. Оптимизация процесса. Это касается рутин, уборки и готовки. Сборы мужа на работу и старших детей в сад занимают не более получаса: по пятницам я глажу и развешиваю каждому по 5 комплектов одежды, и в будни мне не надо заниматься этим вопросом; перекус мужу на работу собираю с вечера, а завтраки готовлю утром в течение 5-7 мин., либо использую режим отсроченного старта в мультиварке. После ухода старших и мужа я мою пол, разбираю хотспоты и убираюсь в определенной зоне по системе Флай-леди. В это время стиральная машина стирает белье, посудомоечная - посуду.
  4. Ребёнок в помощь. Я никогда не занимаюсь хозяйственными делами, когда ребёнок спит- это моё личное время, время отдыха или сна. Если малыш мешает мне, я приобщаю его к своим занятиям: протираю пол- и ему даю тряпочку, разбираю полки- и ему даю коробку с игрушками:не хочет убирать- пусть играет. Старшие дети имеют свои посильные обязанности: сын протирает кухонные шкафы и убирает столовые приборы в ящик, дочь снимает белье с сушилки и приводит в порядок стол.
  5. Организованность детей. После прихода домой снять обувь и верхнюю одежду и повесить на плечики (дочери ещё помогаю), помыть руки; после еды убрать посуду в посудомойку; после игры убрать все игрушки по ящикам и т.д.
  6. Делегирование обязанностей. На подготовительные курсы к школе старшего сына отвозит соседка, и мне гораздо проще платить ей небольшое вознаграждение, чем кататься с малышом туда-обратно на общественном транспорте. Муж каждую субботу закупает продукты по составленному мной списку, пока мы с детьми готовим семейный ужин.
  7. Минимизация поглотителей. Однажды я подсчитала, что интернет - сёрфинг съедает около 2 часов в день моего времени. Это время можно потратить на просмотр фильма, чтение книги или уход за собой, что полезнее, нежели бесцельное блуждание в сети.
  8. Отдых и сон. Если я недосыпаю ночью, то во время дневного сна малыша я тоже ложусь спать. Если я плохо себя чувствую, то я отдыхаю, а не занимаюсь уборкой, превозмогая себя. Моё хорошее самочувствие - залог благополучия семьи.
  9. Вдохновение. Полчаса в день я уделяю чтению интересной книги или своему хобби, т.е. делаю что-то лично для себя, поэтому у меня нет ощущения, что я живу только детьми. Дети не помеха личному развитию, напротив, с их рождением сфера интересов расширяется, и многие мамы начинают рисовать шедевры, печь вкуснейшие торты или заниматься пэчворком.
  10. Бездетное время. Моё твёрдое убеждение- у мамы должно быть время, когда она отдыхает от детей. Раз в неделю, пускай на пару часов, но я выхожу из дома одна. Иду ли я в гости к подруге или в магазин косметики, не столь важно. Я успеваю развеяться и прихожу отдохнувшей.

И последнее важное послесловие. Я не успеваю ВСЕ, это невозможно, но я успеваю делать то, что считаю важным. Именно поэтому я не глажу постельное белье, а аккуратно расправляю во время сушки и затем убираю с чистой совестью в шкаф. "Каждый выбирает для себя...", как в стихе Ю.Левитанского.

Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….

Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.

У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.

Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.

Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.

Вот мои помощники:

1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.

2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.

3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».

4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.

1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.

Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.

Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…

Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.

Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».

Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.

Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».

Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.

2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.

Система распределения времени.

1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.

2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.

Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.

Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…

К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.

3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.

Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.

4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.

5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.

Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.

Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.

Наш обычный день выглядит примерно так.

Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.

Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.

Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.

Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.

Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….

После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.

Дома - завтрак для малышей.

Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.

После плавания младшая дочка легко засыпает.

В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.

Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.

День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.

Затем час на уроки.

И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.

Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.

Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.

Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.

Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.

Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.

Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.

Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.

В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.

В воскресенье у старших — воскресная школа.

Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.

Еще мы вместе готовим, печем пироги….

Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.

Мамочки с первенцами часто жалуются: времени нет, я ничего не успеваю, иногда даже поесть толком или сходить в душ нет времени, а что уж там говорить о том, чтобы выйти куда-то с мужем или заняться английским, о котором так давно мечтала.

А как же те, у кого не один малыш, не два, а трое, четверо, пятеро — как же им удается найти время и на детей, и на мужа, и на себя? Так, чтобы и в семье все были сыты, довольны, обласканы, и самой было не стыдно на улице показаться? Удается ли им это?

Основные ключи, помогающие мамам успевать так много:

Организация времени и режим дня

Как ни странно для многих это прозвучит, но дети любят порядок. Размеренная жизнь изо дня в день, когда подъем сменяется умыванием, завтраком, прогулкой, нравится детям — они меньше капризничают и беспокоятся, зная, чего именно и когда от них ждут, и выполнят свои ежедневные нехитрые ритуалы с радостью.

Ирина (Mama Iriska): «В воспитании помогает свой же опыт. Сложнее всего было с первым, сейчас легче. Уже по-другому расставляешь приоритеты».

Наталья (Натусятка): «И готовлю, и убираю, и деток по кружкам вожу, но замученной себя абсолютно не считаю, у нас всё по графику и распланировано».

Анна (): «Много детей — это 45 подростков в вагоне, который трое суток едет на Байкал в экспедицию. А трое — это всего трое».

Анна (solnca): «С тремя детьми подход к вопросам организации времени становится совсем другим. Поэтому и время есть на всё. Самый главный помощник — распорядок дня. Мы не устанавливали его специально, он как-то сам организовался. Дети легко подлаживаются под размеренный ритм жизни семьи. И тогда не возникает вопросов, что они спят в разное время или едят».

Екатерина (басята): «Да, день расписан практически по часам, вечером бывает усталость, но если все правильно распланировать, то время найдется на все».

Елена (elena-boldova23): «Дети учат правильно организовывать своё время, ответственно относиться к своему здоровью и своей физической форме, вести активный образ жизни и вообще скучать с ним мне уж точно не приходится»

Открытие нового

Большинство наших героинь с увеличением количества детей в семье стали более организованными и целеустремленными, открыли в себе новый источник сил, вдохновения и творчества.

Ирина (Mama Iriska): «Я открыла в себе массу возможностей! Сейчас успеваю всегда приготовить еду, поддерживать порядок в доме»

Елена (elena-boldova23): «Поход в салон красоты — редкое явление в моей жизни. Но зато я выработала свой собственный комплекс упражнений, который позволяет быстро возвращаться в форму после родов, после кормления грудью».

Распределение обязанностей и взаимопомощь

Большая ошибка многих мам — пытаться быть во всем «отличницей». Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни»? «Готовит, убирает, за детьми смотрит — и всё одна? Тяжелоо!» Не нужно пытаться все дела взвалить на себя, стремясь стать супер-мамой. Истощение и разочарование наступят очень быстро. Для мамы и хозяйки важно уметь делегировать обязанности (мужу, детям, родителям, няне), уметь привлекать помощников и не стесняться использовать вещи, которые могут облегчить быт.

Анна (): «Необходимо умение видеть главное, а не только пыль на полках».

Наталья (Натусятка): «Мои помощники: старшие дети, моя мама, муж — мы одна большая семья, и все всегда готовы прийти на помощь. В любой момент я могу положиться на них, особенно на маму — она главная моя палочка-выручалочка. С уборкой старшие дети помогают, с покупками — муж».

Екатерина (✰Катюня✰): «Мой главный помощник (и практически единственный) это супруг, с таким папой можно и еще троих родить».

Вообще приятно было узнать, что больше всех помогают мамам именно любимые мужчины, а уж потом бабушки, тетушки и няни.

Вот что наши мамы могут им доверить:

Ирина (Mama Iriska): «Муж иногда помогает в приготовление пищи. Может забрать всех троих гулять или в какую-нибудь небольшую поездку и дать мне время отдохнуть».

Елена (elena-boldova23): «Муж мне помогает в домашних делах всегда, когда может».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Купает детей, покупает продукты по списку, отводит старшего в школу и забирает, варит кофе только папа, ну и классика — мусорное ведро выносит папа! Ах да, еще дочь спать укладывал до недавних пор — она только под папины песни засыпала, а теперь сама стала в тишине».

Маленькие помощники

Яркой отличительной особенностью большинства семей наших героинь является то, что даже младшие члены семьи уже активно помогают старшим и имеют свои обязанности.

Елена (elena-boldova23): «Старшие дети помогают, они всё умеют: готовить, стирать, гладить, убирать. И за маленькими детьми присмотреть могут. Дети знают, что дома должно быть чисто. В их обязанности входит: следить за своей одеждой, собирать портфель, наводить порядок на письменном столе и в комнате. Если поели, они всё убирают сами. И мусор, конечно, выносится ими регулярно. За учебные дела каждый отвечает сам, а домашняя уборка проводится вместе. Не важно, кто насорил или испачкал — убираем всё равно все вместе. В мои обязанности входит проверка домашних заданий и подготовка к школе. Я всех детей готовила к школе сама. Еще дополнительно занимаюсь с ними языками, когда есть свободное время. Если назревает праздник (дни рождения, Пасха, новый год, Рождество), готовим все вместе. Это уже традиция-печь куличи, красить яички, резать салаты. На дни рождения мы торты никогда не покупаем, всегда печём сами. Дети сами придумывают, каким будет торт».

Ирина (Mama Iriska): «Маленький сам очень аккуратный ребенок, никогда мусор не бросит, несет в ведро. Старшие моют посуду, поливают цветы, подметают, убирают игрушки».

Анастасия (ЁНОЧКА): «Дети сами очень помогают мне. Если один ребенок начинает что-то делать, то остальные дружно подхватывают, так что главное правильно организовать. Опять же, старшие учат младших, помогают им».

Ирина (): «Нужно учить детей быть самостоятельными, а не делать все за них».

Анна (solnca): «Мы всё делаем вместе и привлекаем детей и к уборке, и к готовке, и к стирке, и к огороду, и к строительству, и к уходу за собакой, и т. д.».

Вещи-помощники

Наши мамы считают, что самые лучшие вещи-помощники — это:

  • Стиральная машина: на первом месте, поскольку стирать многим приходится каждый день, а иногда и по нескольку раз
  • Автомобиль: в семье, где есть несколько детей, без машины обойтись трудно. Часто именно после рождения 2 или 3 ребенка женщина садится за руль, а часто и увеличивается размер автомобиля)
  • Посудомоечная машина: есть не во всех семьях, но вещь, безусловно, облегчающая быт
  • Мультиварка: признана многими мамами лучшим помощником на кухне
  • Еще в ответах были: планшет (обучающие и развивающие программы, мозаики, «рисовалки») для дороги и ожидании, коляска-трость, манеж, рюкзак/слинг, детский стульчик, хлебопечка и даже робот-уборщик.

Ну а самое важное в любой семье всё-таки любовь. И пусть на что-то другое и не хватит времени, главное - успевать любить.

И очень быстро. А значит, они уже не будут нуждаться в вашем внимании того типа, в котором нуждаются сейчас.

А значит сейчас – лучшее время побыть с ними так, как потом, когда они вырастут, уже будет не ко времени . Повозиться с малышами, поиграть с теми, кто еще не разучился играть, ответить на серьезные вопросы «почемучек», повоевать с подростком по-доброму. И, возможно, найти ниточку связи с тем, кто почти совсем уже вырос

2. Конфликты между вашими детьми – это как шум двигателя при работе.

Есть шум – значит мотор работает. Есть конфликты – значит жизнь идет. Поверьте, эти конфликты не станут определять отношения ваших детей в будущем . В памяти ведь остается в основном хорошее.
И если в конфликте вам удастся про это помнить – острота его точно спадет процентов на 30. А еще, думаю, а в этих неизбежных и нормальных конфликтах очень важно уметь ставить точку . Чтобы оставалось как можно меньше «конфликтного послевкусия».

3. Очень важно не забывать про то, что «рыба тухнет с головы», а голова вашей семьи- это вы, родители и ваши отношения.

И в эту графу семейного бюджета не должно быть жалко инвестировать ни время, ни финансы, ни внимание. Не забывайте, что детям крайне важно какая погода в доме . И очень сомнительный для детей подарок, когда все родительское внимание было вложено именно в их взросление, становление, а на себя самих и на отношения у взрослых не хватило сил.

Вырастать на руинах семьи — совсем не просто. Не верите мне, поговорите с теми, у кого был похожий опыт.

4. Одно из самых важных умений, которое мы можем передать детям – соблюдение жизненного баланса.

Дети ведь учатся не только математике, вышиванию и езде на велосипеде (прямым навыкам), но и менее заметным навыкам психологической и эмоциональной саморегуляции . До 11-12 лет в основном на примере матери, позже мальчики скорее у отца.

И если мы, взрослые, подаем им пример или жертвенного безрадостного служения ближним, или депрессии, или тотального недовольства всем, они этот паттерн (модель), будьте уверены, усвоят крепко-накрепко. И воспроизведут в своей сознательной жизни и в своей семье, не вполне понимая, почему поступают именно так.

Я думаю, что после 3-3,5 лет, с того периода, как дети глобальные жизненные модели родителей склонны перенимать, хорошо бы произвести ревизию собственный стратегий поведения.

Задать себе несколько вопросов:

  • Что я делаю?
  • Действительно ли я хочу это делать в своей жизни?
  • Хочу ли я, чтобы мои дети повторяли эту мою модель?

И не забывайте, что все или почти все, что активно используется в семейном психологическом хозяйстве дети усвоят.

5. «У осинки не родятся апельсинки», и это действительно так.

Не стоит ожидать от детей того, что никогда не получалось у вас. И не стоит удивляться, если подрастающие дети совершают ваши же привычные жизненные «ляпы» и наступают на те же грабли.

Это не то чтобы предопределено, но я уверена, что психологическая предрасположенность к тому или иному типу поведения или реагирования так же реальна, как наследственная предрасположенность к аллергии, например.

И может быть у вас получится в безопасной форме передать свой жизненный опыт и свои способы справляться с вашими привычными ошибками.

6. Если в семье (в обстоятельствах или отношениях) настают трудные времена очень важно стараться не становиться по разные стороны баррикад.

Помните, что ваши ближние – это самые верные и надежные ваши союзники . Хотя иногда это может выглядеть совсем не так. В период сложностей очень важно находить маленькие радующие вас и близких события, стараться возвращаться к вашим общим ресурсным состояниям.

Это могут быть фотографии хороших периодов, семейное видео, и другие «сувениры» — хранилища добрых воспоминаний. Не ешьте ближних, когда вам тяжело. Лучше попробуйте найти в себе силы не обвиняя поддержать их. И, возможно, они поддержат вас.

7. Мы все – не подарки.

Помните, что семьи часто подбираются по принципу «дополнения» . Мы выбираем очень непохожих на нас спутников жизни. А уж качества наших детей мы и вовсе не выбираем, не такой опции.

Так вот, сталкиваясь с тем, насколько вы все разные, старайтесь не расстраиваться и не злиться. Это не назло.

Ваш муж не назло не любит рыбу, зато обожает ездить новыми дорогами. Зато эти и другие его качества когда-нибудь обязательно пригодятся вашей семье.

А главное, что «на круг», на семью у вас присутствует полный набор качеств и умений. И вы являетесь «совершенной боевой единицей». И с разницей всего можно смириться, если помнить об этом. Просто попробуйте посмотреть на разницу с этой точки зрения.

8. Когда дети начинают раздражать вас – это значит, что вы устали.

Возможно, очень устали . И нет смысла пытаться воспитывать ребенка в таком состоянии.

Есть поговорка «раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». И это очень верно.

Находите такие способы отдыхать и гармонизироваться , которые подходят к вашей жизненной ситуации. Это может быть что-то очень маленькое и простое, например, неспешно выпитая чашечка специального чая или разговор с любимой подругой, готовой выслушать вас.

9. Воспитание детей – не спринт, а марафон.

Это действительно долгое дело: 18-20 лет полного погружения. А при марафоне самое важное – это распределить силы и не сбить дыхание. Не стоит выкладываться на каждом конкретном этапе.

У вас будет много попыток «попробовать еще раз» и «поступать иначе». Не ругайте себя за промахи!

Самопоедание очень сильно «подсаживает батарейку» , и сил на изменение себя, своих реакций в предпочитаемом направлении остается меньше.

Думаю очень, очень важно учится видеть внутри этого длинного марафона – жизни с детьми, воспитания детей – видеть не только свои промахи, но и свои маленькие и большие победы, удачи.

10. Мне кажется, самое главное в жизни с детьми – это философия «маленьких шагов» — крошечных, едва заметных изменений.

Это то, чему нас не учили в школе, мы нацелены на вещи броские и глобальные. И я думаю, очень важно научиться видеть очень маленькие изменения к лучшему у себя, у супруга, у ребенка и учиться фокусироваться на хорошем.

В семейной жизни задачу «стакан наполовину полный или наполовину пустой» гораздо лучше решать в сторону «наполовину полный».

И если мы сами научились видеть наши собственные маленькие правильные шаги, нам легче будет видеть их и у наших ближних, и у наших детей, когда они немного подрастут. И если мы что-то научились прощать себе (например, небольшие сбои, ошибки, не оптимальные решения), мы легче простим и нашим ближним.

Depositphotos

Установите один режим дня для всех детей

У известного голливудского актера Алека Болдуина и его жены Хиларии трое детей: трехлетняя Кармен, двухгодовалый Рафаэль и маленький Леонардо, появившийся на свет 12 сентября 2016 года. Супруга Алека с готовностью рассказывает на своей странице в соцсети, как ей удается справляться с тремя малышами, каждый из которых требует сто процентов маминого внимания. Ее самый главный секрет – режим дня всех детей должен быть одинаковым.

«Когда у тебя один ребенок, все прекрасно – все твое внимание сосредоточено на нем. Когда их много – это команда, поэтому они все должны делать вместе. Если вы будете пытаться делать так, чтобы каждый ребенок жил по собственному расписанию, постоянный стресс вам гарантирован», – Хилария.

Подключите детей к укладыванию спать их братьев и сестер

Далеко не всех детей можно легко и быстро уложить спать днем. Мама четырех детей Анна Ананова знает об этом, как никто другой. Ей пришлось перепробовать много разных способов прежде, чем она нашла самый эффективный.

«Мы решили не понуждать малыша. Не хочешь спать – хорошо. А вечером, когда ребенок психовал на пустом месте, когда был сильно уставшим, когда хотел спать, дотошно проговаривали, что сынок, это все потому, что днем твой организм не отдохнул, у него мало сил и тому подобное. Ты в следующий раз ложись днем, и тогда вечером мы ещё сможем перед сном и почитать, и полепить, и так далее. Я вам скажу – работает 100%, даже с двухлеткой», – рассказала она.

Еще один, по словам Анны, проверенный временем способ укладывания детей спать днем, это попросить помощи: «Говорю малышу: «Сынок, я спать хочу, уложи, пожалуйста, подержи меня за ручку минут пять». А если нужно уложить одновременно всех, то можно сказать так: «Помоги мне, пожалуйста, уложить Алену: притворись спящим, и тогда она посмотрит на тебя и уснет». Работает всегда!»

Смиритесь, вы - не супермама

Конечно приятно считать себя независимой мамой и гордо говорить, что вы со всем справляетесь сами, но чаще всего это хорошо и просто только в теории. Актриса Ольга Ломоносова – мама – на своем опыте поняла, что без помощи няни или бабушки очень сложно.

«Сначала мы пытались справиться своими силами. Но как-то раз, когда Варе было месяцев пять, я уехала на пробы на «Мосфильм». Мне позвонил Паша (муж актрисы. – Прим. ред.) и сказал: «Делай что хочешь, но чтобы ты была дома! Варе нужна грудь». Я в ужасе прибежала домой, к этому времени Паша уже малышку успокоил. После этой истории мы поняли, что няня нам нужна. Обращались в агентства, но такие странные люди там попадались. Как-то раз пришла к нам Лиля. Она села на диван и сказала: «Я никогда не была няней, но у меня двое своих детей». Как-то вот повезло, Лиля с нами до сих пор. Но искали мы няню очень долго», – поделилась она.

Чем старше становится ребенок, тем больше можно давать ему поручений сделать что-то самому: навести порядок в игрушках перед приходом гостей, протереть пыль на полке или помочь с готовкой (например, перебрать гречку или рис). Будьте готовы, что в первое время придется все переделывать, но все равно все старания ребенка надо обязательно поощрять и никогда не помогать ему, пока не попросит об этом сам.

Заказывайте продукты на дом

Нередко поход мамы с детьми в супермаркет превращается в настоящее испытание: один плачет, что ему не купили игрушку, другой устал, третий вообще потерялся из виду, а потом огромные сумки с продуктами еще нести до дома – не у всех же есть машина… Чтобы избежать этого, можно упростить задачу и заказать продукты в интернете – с доставкой на дом.

«Я часто (особенно в отсутствие дома мужа) заказываю продукты через интернет с доставкой. Экономлю время и не таскаю тяжести, – поделилась советом многодетная мама с газетой «Комсомольская правда». – Наверное, это не оригинальный совет, но почему же тогда в супермаркетах я до сих пор вижу семьи с детьми, для которых поход за продуктами превращается в пытку? Полная тележка детей, молока, туалетной бумаги, все падает, все убегают, все нервные... 5 минут – кликнуть мышкой на нужные продукты, потом еще 5 минут открыть дверь курьеру. Молоко, крупы и детское питание можно заказывать коробками и вообще месяц не вспоминать об этом».Татьяна Орлова с сыном

«Я жертвую идеальным порядком. Мы занимаемся обычной уборкой, но постоянно "наводить глянец" бессмысленно, если детей много. Так что из соображений удобства в доме необязательно должно быть стерильно чисто. У меня творческие материалы в доступе, и в них периодически кто-то пачкается, но ребенка совсем несложно помыть, поцеловать и отпустить дальше играть», – Татьяна.

И напоследок простая и полезная рекомендация многих опытных мам. Они советуют:лучший способ сохранить порядок в квартире с детьми – как можно меньше времени там находиться. Например, если вам предстоит целый день провести дома всем составом, то постарайтесь хотя бы дважды отправиться на прогулку как минимум по два часа. Проснулись, позавтракали, поиграли и вперед на улицу. Потом: поели, поспали, пополдничали – и снова гулять. После возвращения – поужинать, искупаться и спать. Таким образом, и для детей будет польза – они пробудут много времени на свежем воздухе, и дома гораздо дольше сохранится порядок.

А какие родительские хитрости используете вы? Расскажите в комментариях.