Можно ли исправить почерк взрослому. Каллиграфия: как исправить плохой почерк у ребенка? Ошибки письма детей и взрослых

Несмотря на то, что в школе нас всегда ругают за неаккуратность, заставляют несколько раз переписывать, просят писать разборчивее, тем самым вырабатывая хороший почерк, многие в сознательном возрасте не получают удовольствия от собственной манеры письма. Для начала следует разобраться, что собой представляет каллиграфия. В первую очередь это особый вид изобразительного искусства. И это не дается с рождения. Это техника, которая требует регулярных тренировок. Осталось разобрать вопрос о том, как исправить почерк взрослому человеку, а также познакомиться с упражнениями, при помощи которых это можно сделать.

Немного истории

На сегодняшний день обучать письму начинают в школах с 6-7 лет. А вот в XVII веке каллиграфии обучали еще до того, как дети начинали осваивать чтение. Ученики механически переписывали сначала буквы потом слоги, слова, а потом даже предложения. Однако несмотря на то, что выполнение упражнений занимало не один месяц, их эффективность была минимальна. Со временем появлялись новые методики совершенствования почерка. Заметен был результат, когда письмо стало особенным. То есть вскоре обучение письму соединили с обучением чтению. Как исправить почерк взрослому? Упражнения, упражнения и еще раз упражнения.

Какие ошибки допускают дети и взрослые?

Наиболее распространенная проблема с каллиграфией - большие энергетические потери, в результате которых ощущается боль в руке, на пальцах остаются вмятинки и даже мозоли. Тут уж точно не до красивого письма. Поэтому первое, что нужно сделать, перед тем, как начать кропотливую работу - это научиться расслабляться, не напрягаясь чрезмерно. Для этого нужно научиться не только правильно держать ручку, но и сидеть за столом и даже держать тетрадь, в которой вы пишете. Вы задумываетесь над тем, как исправить почерк взрослому человеку? Упражнения, безусловно, направлены на достижение нужного результата. Но сначала нужно определить, в чем ваши ошибки.

С чего начать?

Первое, что вы должны сделать перед тем, как начать совершенствовать почерк - это купить качественную ручку. Она может быть шариковой или перьевой. По форме, желательно, чтобы она была гладкой, без ребер. Второе - это хорошая тетрадь. Этот фактор также сильно влияет на легкость письма и удовольствие от процесса. Кто-то не обращает внимания на эти принадлежности и даже не допускает мысли о том, что проблема с почерком может крыться именно в неудобных тетрадках и ручках. Некоторые современные производители грешат тем, что выпускают весьма некачественную продукцию. Запаслись правильными принадлежностями для письма? Начинаем с основ - учимся правильно держать ручку. Проанализируйте собственную манеру письма. Обратите внимание на то, водите ли вы кончиками пальцев или двигаете всей рукой до плеча. Если первый вариант, то в итоге получается уставшая рука и "прыгающие" буквы. Если попробовать написать какую-нибудь букву в воздухе, вы заметите, что двигаете всей рукой, а не только пальцами. Вот так и нужно писать на бумаге. Легко исправить почерк взрослому. Упражнения, при помощи которых можно это сделать, не так сложны, как кажутся на первый взгляд.

Процесс изменений

Исправить почерк взрослому упражнениями возможно даже тогда, когда уже определенные навыки не только выработаны, но и закреплены годами. Специалисты советуют тем, кто желает изменить стиль письма, начать работу с самых обычных школьных прописей. Также отличным упражнением для исправления почерка у взрослых является распечатка красивого рукописного шрифта, который вы хотите освоить. Начинать тренировки стоит с самого обычного и привычного обвода букв и других элементов. Следующим шагом станет повторение всего без подсказки-контура. Теперь можно начать писать слоги, слова, предложения, тексты, тем самым тренируя свою руку и память. Если покупать специальные прописи не хочется, можно без проблем сделать их самостоятельно. Просто распечатайте любой текст, написанный нужным вам почерком, а сверху на лист с текстом положите полупрозрачный лист бумаги и начинайте обводить буквы. Для тренировок желательно также запастись тетрадками, где есть вспомогательные линии.

Что сделать перед тренировками?

Перед тем, как начать тренировки, нужно сделать анализ своего почерка, чтобы знать, над чем работать. Для этого следует написать несколько предложений и оценить по следующим параметрам: расстояние между словами, расстояние меду буквами, их размер, наклон, нажим, ровность строчек, четкость выводимых линий, стиль письма. Только после того, как вы здраво оцените особенности уже существующего почерка, когда определите, что конкретно вам не нравится, можно приступать к вышеперечисленным упражнением.

Если вы еще не определили, какой стиль хотите натренировать, можете проанализировать почерки других людей, изучить готовые шрифты. Попробуйте писать буквы, подражая этим шрифтам. Также можно поэкспериментировать и совместить какие-то элементы со своим почерком. Найдите тот самый идеальный вариант и тренируйте его, используя самые разные упражнения. Исправить почерк взрослому гораздо проще, чем кажется.

Сколько потребуется времени?

Если вы решились на такой отважный шаг, как самостоятельное формирование почерка, то здесь никак не обойтись без регулярной работы и определенной системы. Чтобы писать красиво, нужно уделять этому занятию не менее 30 минут в день. Занимаясь раз в неделю даже по часу, сформировать навык не получится. И имейте ввиду, что это должны быть специальные занятия, по прописям. Запись лекции в университете или конспект совещания на работе не считаются. Заниматься совершенствованием своего почерка придется кропотливо, уделяя этому достаточное количество времени. Если самостоятельные занятия - не ваша история, можно отправиться на курсы по каллиграфии.

Как показывает практика, в последнее время все меньше людей могут похвастаться красивым, каллиграфическим почерком. С появлением в нашей жизни Интернета способность писать красиво потеряла свою актуальность. Зачем учиться писать каллиграфическим почерком, если можно набрать текст в специальной программе, отредактировать его и распечатать на принтере? Тем более, что способность писать красиво закладывается еще в детстве, в начальной школе. А вот исправить почерк в возрасте зрелом довольно непросто, но можно. Такая проблема, кстати, часто стоит перед выпускниками педагогических учреждений, ведь им придется писать на доске упражнения и тексты для детей.


Как же лучше исправить ваш почерк?

Полезные советы для желающих приобрести красивый почерк
Желаете научиться писать красиво? Без длительных тренировок этого не достичь. Метод копирования почерка – один из самых действенных. Возьмите за образец конкретный почерк (его владельцем может быть кто-то из ваших знакомых), попробуйте аккуратно его скопировать в тетрадь. Регулярно, ежедневно в течение часа переписывайте данным почерком слова и предложения. Всего месяц занятий – и ваш почерк изменится в желаемую сторону!

Метод аутотренинга считается более действенным, но заниматься релаксацией придется также ежедневно. Лягте на удобную кровать или диван, можно просто на мягкий ковер, расслабьтесь. Вызовите в своем теле приятное чувство тяжести и тепла. Закройте глаза и представьте, что вы пишете слова на воображаемой доске. И пишите их прекрасным каллиграфическим почерком! Подробную методику аутотренинга можно скачать в Интернете, предварительно выбрав подходящий вам вариант.

Гуру аутотренинга утверждают, что после месяца таких занятий почерк начнет меняться. Но люди практичные предпочитают совмещать аутотренинг с реальным письмом на бумаге. Ведь если вы будете внушать себе, что нашли, скажем, высокооплачиваемую работу, но при этом не встанете с дивана, чтобы найти вакансию в газете или в Интернете, то вряд ли работодатель придет к вам сам.

Еще один метод, который помогает исправить плохой почерк, это нейролингвистическое программирование. По своему действию оно схоже с методом аутотренинга. Вам придется закрыть глаза и представить свой старый почерк, которым вы обычно пишите, и новый, каллиграфический. А потом проведете «перенастройку» своего сознания, заменив старый образец новым.

Не верите в эффективность современных методик? Тогда поступайте по «дедовским» методам. Отправляйтесь в книжный магазин за прописями для детей. А в канцелярских товарах купите перьевую ручку, она более способствует улучшению почерка, чем шариковая. И старательно обводите в прописи элементы букв.

Если у вас есть возможность посещать курсы каллиграфии, то обязательно их пройдите! Выписывая сложнейшие иероглифы, вы понемногу приобретете прекрасный почерк!

Кстати, не нужно оправдываться свои каракули почтенным возрастом, в котором якобы нельзя научиться писать красиво! Привычка писать красиво нам дается не свыше, а приобретается в течение всей жизни. Есть прекрасный рассказ «Ужасный почерк» (автор – Евгений Пермяк), где рассказывается об ученом, который писал свои труды кое-как, а учиться каллиграфическому письму не собирался даже, оправдываясь дурной наследственностью. Но в итоге он смог выработать великолепный почерк и пришел к выводу, что любому человеку под силу исправить плохой почерк!

Как помочь ребенку-школьнику исправить свой почерк
Конечно, чем раньше вы займетесь исправлением почерка, тем быстрее достигнете результатов! Лучше всего исправлять почерк в детстве, когда ребенок еще учится в школе.

Поможет техническая коррекция почерка. Это тот самый метод копирования при помощи прописей. Ребенок старательно обводит буквы в прописи или в отдельных тетрадях в косую линейку. Почему именно в косую? Ученые доказали, что такая разлиновка носит вспомогательный характер, и значительно облегчает формирование почерка у младших школьников. Если вы желаете, чтобы ребенок писал красиво, не полагайтесь лишь на педагога начальных классов, которой необходимо за строго определенный срок и по утвержденным методикам научить чистописанию порядка тридцати учеников. Приобретите сами современные методики и учебники, которые помогают ребятам сформировать красивый почерк. Как исправить почерк у ребенка, подскажут профессиональные графологи, по чьим методикам обучают в некоторых школах. Это, например, В.А. Иллюхина, чьи «Чудо-прописи» стали классикой.

А вот готовить ручку ребенка к письму необходимо с раннего детства. Если вы постоянно практикуете с малышом упражнения, развивающие мелкую моторику, то писать он научится быстро, а его почерк будет выгодно отличаться от каракулей ровесников, чьи родители не позаботились о развитии моторики. Самые простые упражнения – это лепка фигурок из пластилина, раскрашивание рисунков карандашами, штриховка.

Когда первоклассник обучается письму, он учится красиво и правильно выводить буквы. Однако далеко не у всех детей почерк остается каллиграфическим, что не может не тревожить родителей. Что делать в этом случае, как изменить ситуацию? Прежде всего, разобраться, не преувеличиваете ли вы проблему, а также исключить наличие заболевания, которое вызывает расстройство процесса письма. И уже после этого работать над улучшением почерка вашего ребёнка. Как именно? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Есть ли проблема?

Младшие школьники могут иногда писать неаккуратно и неразборчиво. Переживать из-за этого не стоит: постепенно почерк должен измениться. Если вы можете легко прочитать слова в тетрадке, нет серьезных ошибок, – мучить школьника не стоит.

Перфекционизм – это не всегда хорошо. Постоянно критикуя ребёнка и добиваясь идеального написания, вы можете добиться обратного эффекта: у него появится отвращение к письму. К тому же, психологи отмечают, что родители, заставляющие много раз переписывать задания, приучают ребёнка к шаблонному поведению, и у него со временем может пропасть желание проявлять инициативу.

Ещё один важный момент: почерк связан и с психологическим состоянием ребёнка. Если до этого он писал аккуратно и красиво, а потом его буквы стали неразборчивыми и кривыми, – возможно, в жизни школьника появились проблемы. Например, изменились отношения в семье, или же у него не складываются отношения со сверстниками. Сильный нажим при письме может свидетельствовать о повышенной тревожности. Если к этому добавится и прессинг со стороны родителей, которые следят за тем, чтобы чадо каждую букву писало так, как они считают нужным, – у ребёнка может развиться комплекс неполноценности.

Ещё один тревожный «звоночек» – это отросток буквы «р». Если ребёнок пишет текст, который должен показать родителю или сверстнику, и отросток этой буквы слишком короткий, – это может быть знаком того, что он боится человека, которому адресовано послание. В этом случае важно поработать над отношениями в семье, создать атмосферу доверия и взаимоподдержки.

Что такое дисграфия, и как её выявить

У некоторых детей плохой почерк бывает потому, что они страдают дисграфией. В этом случае малыш не виноват, так как ошибки в его словах – результат недостаточной сформированности или распада психических функций, отвечающих за письменную речь.
В этом случае ему требуется помощь логопеда, невролога, хорошие результаты даёт физическая активность. Расскажем о характерных симптомах дисграфии:

  • ребёнок постоянно делает ошибки, даже если хорошо знает правила русского языка;
  • он чаще всего путает буквы «ш» и «щ», «в» и «д», «т» и «ш», «м» и «л», а также вместо «б» пишет «п», вместо «д» – «т», вместо «г» – «к», вместо «ш» – «ж»;
  • он может пропускать отдельные буквы, переставлять их местами, добавлять лишние буковки, и т.д.;
  • такие дети пишут очень медленно;
  • читающему трудно разобрать, что они написали.

Говорить о том, что у ребенка дисграфия, можно только тогда, когда он овладеет техникой письма, то есть не раньше 8 или 8 с половиной лет. Если диагноз подтвердится, ребёнка обязательно нужно сводить к логопеду, а также готовиться к серьезной работе. При должном усердии есть все шансы осилить эту беду. Сегодня доступны пособия, рабочие тетради, аудио- и видеокурсы для дисграфиков. Чтобы справиться с дисграфией, придется потрудиться не только специалистам, но и самому школьнику, и его родителям. Важно также заручиться поддержкой школьного учителя.

Причины, из-за которых портится почерк

Итак, вы уверены, что проблема не надумана, и ваш ребёнок действительно пишет из рук вон плохо, хотя у него нет психологических проблем или дисграфии. В этом случае надо разобраться, в чем причина такого плохого почерка, и действовать по ситуации.

Следите за тем, как ребенок сидит

Посмотрите на то, как написаны буквы: у них неверный наклон, они «смотрят» в разные стороны, элементы букв – непараллельные, в словах наклон то в одну, то в другую сторону? Если это ваш случай, то ребёнок садится за пару так, как ему удобно. Учите школьника правильно сидеть за партой в школе или же дома.

Подавайте ребёнку пример: если вы сами сутулитесь при чтении и письме, то чадо не воспримет ваши замечания всерьёз. Начните работать над собой, и тогда дети потянутся за вами. Итак, какова правильная посадка:

  • туловище, голова и плечи – ровные;
  • ноги согнуты, ступни – на полу или специальной подставке;
  • нельзя ложиться на парту – можно опираться только руками;
  • руки выступают за край.

Следите за тем, чтобы школьник всегда сидел за столом правильно, не забывайте об этом, и уже через 3 недели он начнет сам принимать правильную позу.

Правильно располагайте тетрадь и держите ручку

Бывает, что буквы или «убегают» вверх и располагаются над строчкой, или же, наоборот, вниз, получаются разными по высоте или ширине.

Если проблема именно в этом, то вам необходимо научить ребёнка правильно располагать тетрадку:

  • Она должна лежать на столе под небольшим уклоном в 10-15°.
  • Когда ребёнок пишет в верхней части листа, нижнюю он придерживает рукой, а потом постепенно перемещает тетрадь вверх.
  • Наклон должен быть вправо, если пишет правша, и влево – для левши.

Не забудьте про обложки. Они не только помогают оставаться тетрадям опрятными, но и не дают тетрадке скользить. Поэтому лучше покупать недорогие полиэтиленовые обложки, так как более жёсткие, хотя и смотрятся лучше, не справляются с этой функцией.

Важно купить удобную ручку и научить её держать

На что обратить внимание при выборе ручки:

  • Она должна быть около 15 см, слишком короткие или очень длинные покупать не стоит.
  • Не давайте ребёнку сувенирные ручки, четырехгранные: они красивые, но неудобные. Школьник будет тратить немало усилий, чтобы её удержать, а ему нужно и писать, поэтому покупайте только круглые ручки.
  • Толстоватые ручки тоже не подходят: диаметр не должен превышать 7 мм.
  • Сейчас выпускают специальные ручки для школьников младших классов: с резинкой, которая не дает пальцам скользить, и с пупырышками, стимулирующими нервные окончания.
  • Покупайте немаркие ручки, чтобы они не размазывали пасту. Проверить это легко: в магазине сделайте несколько чёрточек ручкой на бумаге, а потом проведите по ним пальцем. На коже не должно остаться чернил.

Если вы подобрали ручку, учите ребенка правильно ее держать. Она лежит на 3 пальце, слева её удерживает большой пальчик, прикрывает – указательный. При желании указательный палец можно легко приподнять – ручка не должна упасть. Расстояние от пальцев до стержня – 2 см. Не стоит сильно зажимать ручку, прогибая указательный палец.
Если у вас ребёнок неправильно держит ручку, можно купить ему специальную насадку, которая поможет его переучить.

Развивайте мелкую моторику

Если ребёнок ходил в садик, с ним должны были заниматься воспитатели, в том числе и развивать мелкую моторику. Вам как родителям тоже стоило находить время для развивающих занятий с сыном или дочкой.
Но если не получилось уделить этому должное внимание, то ваше чадо могло прийти в школу с плохо развитой мелкой моторикой. У такого ребёнка не так подвижны пальчики и кисти рук, и из-за этого ему сложно писать элементы букв, у которых есть закругления, ему трудно даются изогнутые линии. Изучите тетрадку ребёнка: если у него не получается написать буквы с изогнутыми элементами, надо поработать над мелкой моторикой. Как это сделать:

  • как можно больше рисовать, используя различные техники;
  • соединять точки, чтобы потом получилась фигура;
  • штриховать;
  • постоянно лепить;
  • играть с мозаикой или конструктором, с другими мелкими деталями.

Упражнения для улучшения почерка

Вы создали все условия, чтобы ваш ребёнок начал писать красиво: проследили за тем, как он сидит, держит ручку, расположил тетрадь. Однако у него уже выработался некрасивый почерк. Как его исправить? Выполнять специальные упражнения. Но перегружать ребёнка не стоит. Если он учится в начальной школе, достаточно уделять занятиям 15-20 минут, не больше. Нужно подобрать интересные для ребёнка тексты по 4-6 строк и переписывать их, стараясь делать это красиво.

Обратите внимание, какие именно буквы или элементы у ребёнка получаются корявыми, и больше работайте над ними. Можно начинать переучивать с прописей, учите школьника заново писать различные крючочки и палочки, а потом пусть он их под вашим присмотром соединяет в буквы.

Есть ещё один простой способ, который тоже помогает сделать почерк более красивым. Он не занимает много времени. Возьмите тетрадку в клеточку и попросите ребёнка нарисовать кружок, не отрывая руки. И так – много раз, пока не получится (можно заниматься по 5 минут в день). Когда он научится рисовать один кружок, добавляете второй, чуть смещая руку вправо, но следите, чтобы ваши кружочки не выходили за пределы клетки. У вас получится фигура, похожая на «дымок».

Только регулярные занятия, старания самого школьника, его желание писать красиво, – помогут сделать почерк ребёнка красивым. Здесь важно не перегнуть палку, не заставлять его часами просиживать за прописями, а иначе вы добьетесь обратного результата. Он должен не только заниматься, но и играть, отдыхать. Также стоит как можно чаще хвалить маленького труженика. При таком подходе вы не только справитесь с проблемой, но и сохраните дружеские отношения с сыном или дочкой.

Ваш юный школьник вот-вот перейдет в следующий класс, а каракули в его тетрадях до сих пор сложно разобрать ? Возможно, сложности с красивым написанием букв были и у вас в детстве, ведь многие из нас корпели над тетрадками по письму, переписывая упражнения так, чтобы было красиво.

Конечно, сейчас мы редко пишем что-то «от руки», разве что список продуктов, которые нужно купить в магазине, или записку ребенку, с напоминанием, что ему нужно взять с собой в школу - основная часть эпистолярного общения перешла в область компьютерного набора текста. Но это у взрослых, а что же делать ребенку, если учитель, проверяя его тетради, не понимает, что там написано, и снижает оценки за почерк?

В чем причина плохого почерка у ребенка и как с этим можно бороться, давайте попробуем понять в нашем сегодняшнем материале.

Обозначаем цель и средства

Откройте тетради своего любимого ученика. Что именно в написанном вас тревожит больше всего? Это может быть «грязь» в виде многочисленных помарок, наведений и перечеркиваний, наклон букв «вразнобой», перепутанные или пропущенные буквы. Выделите «цель» и начинаем работу!

Сразу оговоримся, что если слова нормально читаются и в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок , то вряд ли стоит переживать, возможно, почерк ребенка просто не дотягивает до определенных канонов перфекционистов-родителей. Конечно, приятно держать в руках тетрадку, страницы которой заполнены ровными и красивыми буквами, однако, разве мы любим своих детей за то, что они красиво пишут?

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если ребенок при письме сильно давит на ручку, отвлекается, хочет побыстрее написать лишь бы как и заняться своими делами - все это является признаком повышенной тревожности, которая, безусловно, не делает детский почерк лучше. Однако школьные каракули вряд ли станут образцом для подражания, если над ребенком, как «дамоклов меч», будет стоять грозный родитель, отчитывающий за каждое неправильное соединение. И это вполне объяснимо, под воздействием подобного прессинга тревожность ребенка только увеличится, а вот вера в собственные силы - серьезно пострадает. Вспомните себя, иногда ответственное задание никак не получается, а подготовленное выступление стремится к провалу, потому что вы тушуетесь под грозным оценивающим взглядом руководителя, будучи даже абсолютно уверенным в своих знаниях и умениях. Что же можно говорить о ребенке, у которого взрослые таким «церберским» поведением формируют зажатость, комплекс неполноценности и абсолютную нелюбовь к письму как таковому. Помните, необходимым фактором для того, чтобы ребенок смог выработать красивый почерк является родительское терпение и понимание».

Итак, вооружаемся терпением и пониманием и начинаем тренировочные занятия.

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка достаточно много, давайте остановимся на некоторых их них подробнее.

Укрепляем руку

Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки . Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.

Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:

  • различные техники ,
  • штриховка,
  • рисование фигуры по точкам,
  • игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).

При подготовке к школе советуем уделять больше внимания именно рисованию цветными карандашами, лепке платилина и штриховке, а не самостоятельному освоению чистописания. Эти занятия помогут укрепить детскую ручку и быстрее освоить красивое письмо.

Расслабляем руку

Малыш слишком сильно давит на ручку ? Необходим расслабляющий . И иногда не только рук или плечевого пояса, а и всего тела. В комплекс терапии могут входить расслабляющие ванны, аромотерапия, больше «обнимашек» в течение дня.

А еще постарайтесь вселять в ребенка как можно больше уверенности в безусловной родительской любви, сильный нажим говорит о внутренней тревожности. Чтобы расслабить тревожного малыша попробуйте тренироваться дома не в стандартных рабочих тетрадях, а в красивых удобных больших блокнотах с героями любимых мультфильмов. В такой компании ребенку будет легче расслабиться и проблемы с нажимом постепенно сойдут на нет.

Учим красоте

Еще один прием - прививаем школьнику восприятие красоты букв . Ведь в нашем компьютерном мире маленькому человеку с логическим складом ума достаточно сложно понять, зачем нужно красиво писать , эпистолярный жанр нынче не в моде.

Для этого возьмите лист формата А4 и пусть ребенок рисует во всю ширь сложные для него буквы, буквосочетания и по-разному раскрашивает их. Попробуйте собрать из таких красиво написанных букв какую-то фразу, например «С Днем рождения» или «Доброе утро». Несколько подобных сюжетов помогут ребенку утвердиться в мысли, что стараться ради красивого почерка стоит.

Время и количество

Время , которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качетсвенно выполнить посталвенную задачу.

Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным , красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.

Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее. Вспомните, как во время лекций в институте вам, не смотря на усталость, приходилось больше часа писать за преподавателем, так что по окончании лекции усталость чувствовалась во всем теле, а среднем пальце красовалась вмятина от ручки. Ужасное ощущение, правда? Не стоит подвергать подобным страданиям своего школьника, вы ведь не хотите, чтобы спазмы в руке начинались у него при одном только взгляде на тетрадку.

Поза и рабочее место

Безусловно, важно следить за тем, в какой позе сидит ребенок во время письма . И если увидеть, как этот процесс происходит в школе достаточно сложно, проследить за тем, насколько правильно он сидит дома - возможно. Обратите внимание ребенка, что при письме нельзя подгибать одну ногу под себя, также ровной должна быть спина, голова слегка наклонена, локти не отрываются от стола, необходим правильный наклон тетради, при этом ее середина должна быть все время направлена к середине груди.

Также не забывайте следить за тем, чтобы ребенок правильно держал пальцами ручку . Поговорите с учителем, если вам не удается уговорить маленького упрямца взять свой школьный инструмент так, как будет легче, возможно пересмотреть свое отношение к замечаниям и взять ручку правильно ребенку поможет авторитетный совет учителя.

Многие родители покупают ребенку для домашнего рабочего места крутящий стул, который, за счет свое подвижности, также может создавать сложности с почерком. Если ребенок достаточно живой и подвижный, ему сложно усидеть на стуле без движения. Каждое движение маленькой попы или дергание ногами приводит в движение крутящий стул, колеблется все тело, вследствие чего рука дрожит и дергается. Красиво писать в такой ситуации постоянного движения достаточно сложно, поэтому лучше приобрести обычный стул на ножках, без колесиков и возможности крутиться. Не забывайте о том, что и стол должен быть достаточным по ширине и длине, чтобы ребенок мог поместить на нем тетрадь и учебник.

Экспериментируйте с ручкой

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка , особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.

Взрослому человеку сложно понять суть процесса, ведь у нас рука уже поставлена, нажим выработан, да и сил больше, а вот для ребенка этот нюанс становится иногда очень важным фактором. Ведь письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение.

Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником . В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.

Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.

Работаем над элементами

Если ребенок неправильно соединяет и пишет определенные элементы , стоит обратить внимание именно на их отработку.

Подбирайте слова и тексты с использованием «неукротимых» букв и сочетаний, чтобы процесс разработки был наиболее точечным.

Приобретите прописи и начните писать крючочки и палочки, а затем тренируйтесь «сплавлять» их в буквы. В прописях прочерчены косые линии, а также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Обращайте внимание ребенка на соблюдение строчки, тренируйтесь, чтобы буквы не вылезали за ее пределы, были более-менее одинаковыми по размеру.

Обмозгуем решение

Конечно, не всегда - проблема невнимательности, чаще всего, у маленького школьника еще недостаточно развита взаимосвязь мышления и мелкой моторики , ему еще очень сложно перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в определенную систему знаков. Эта проблема может исчезнуть с взрослением и налаживанием нейронных связей.

За обучение чтению и письму отвечает левое полушарие мозга - абстрактно-логическое, задача правого - развитие интуиции и образного мышления. Сказываться на обучении письму могут взаимодействий между полушариями.

Трудности с красивым почерком могут наблюдаться у , особенно переученных, а также людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Однако при определенной коррекционной работе и такие проблемы можно преодолеть. В работе с такими детьми главное постараться обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот, как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

Наша мама- Натали рассказывает : «Когда сын пошел в первый класс и учился писать, то, что у него получалось, сложно было назвать почерком. Каракули какие-то... Мы тренировались, потихоньку выписывались, а еще мне понравилось, что у них в школе учительница, не подчеркивала красным то, что не получилось, а помечала зеленым те сочетания, которые были, так сказать, наиболее близки к идеалу. Мы в этом же стиле продолжили и дома работать. Сын писал, а я обводила те сочетания, которые мне понравились. И пусть их изначально было 1-2 на всю строчку, но он видел, что есть к чему стремиться и очень радовался, когда с каждым разом у него получалось все лучше и лучше».


Проблемы с почерком могут быть сигналом различных расстройств как неврологического так и психологического характера, и, конечно, на это стоит обращать внимание, особенно если страдает успеваемость ребенка, есть сложности с обучением и развитием.

Но если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.

Ведь, согласитесь, не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.

С развитием компьютерных технологий многие люди привыкают печатать на клавиатуре, отчего почерк ухудшается. Не стоит забывать, что письмо напрямую влияет на которая тесно связана с мышлением человека. Особенно важно это для школьников, причем независимо от того, учатся они в младшей школе или выпускном классе.

Проблема того, как улучшить почерк детей, стоит перед многими родителями. На самом деле сделать это достаточно просто, при этом, чем раньше начать занятия, тем лучший можно получить эффект.

Одной из основных ошибок, которые допускают родители - раннее обучение дошкольников письму. В 5-6 лет у ребенка редко развита моторика настолько, чтобы сразу получился необходимый результат. Помимо этого, многие родители, не имея специальных знаний, изначально на то, как поставлена рука малыша, а также на то, как и что он пишет. Для того чтобы получить калиграфический почерк, нужно, чтобы была достаточно развита. Некоторые учителя часто сталкиваются с тем, что ребенок изначально неправильно пишет буквы - так, как ему показывали родители. В школе существует метод "безотрывного" письма. А переучивать, как известно, гораздо сложнее.

В связи с этим, многие педагоги не рекомендуют взрослым тренировать детей в написании Есть специальные прописи для дошкольников, в которых детям даются задания для развития мелкой моторики, а также для того, чтобы правильно "поставить" руку до начала учебы. Обычно здесь необходимо прописать элементы письменных букв, сделать штриховку, продолжить определенный узор и т. д.

Перед тем как улучшить почерк, неважно у взрослого или ребенка, нужно определить, каких именно результатов вы хотите достигнуть. Так, для того, чтобы буквы были разборчивыми и четкими, они должны быть примерно одинакового размера, овалы в них - правильной формы, а линии - максимально прямыми.

Усвоив основные правила написания, на которые обычно по школьной программе отводится 2-3 месяца, постепенно навык закрепляется. Таким образом, если первоклассника изначально знакомят с правильным начертанием букв, то далее происходит автоматизация. В последующем ребенок не будет слишком долго задумываться и выводить буквы, а основное его внимание будет направлено на грамотность письма.

Считается, что с годами почерк меняется. Происходит это, в основном, из-за того, что не каждый взрослый по работе сталкивается с тем, что ему приходилось бы ежедневно писать. А в 21 веке, где "правят" компьютеры и информационные технологии, многие от этого практически освобождены. При этом, мы забываем, что мышление связано с процессом письма. Помимо этого, о том, как улучшить почерк начинают задумываться взрослые, если им по долгу службы вдруг может понадобиться этот навык.

Так, с этой целью используется метод копирования. Он довольно прост и применяется как для малышей, так и для их родителей. Перед тем, как улучшить почерк по данному способу, нужно запастись терпением и образцами с каллиграфическими буквами (вполне подойдут любые прописи). Если тренироваться в переписывании хотя бы по часу в день, то уже через месяц можно заметить значительное улучшение.

Родители, которые задумываются над тем, как улучшить почерк у ребенка, должны обязательно проанализировать, как пишут они сами. Ведь часто дети берут пример именно со взрослых. После того, как появились определенные результаты в данном деле, можно попробовать использовать различные ручки и карандаши для переписывания образцов. Важно обращать внимание на позу при письме, ведь она должна быть не только максимально свободной, но и удобной. Нужно отметить, что использование в начальной школе не рекомендуется.