Нервный ребенок: признаки и причины развития невроза. «Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению , энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки ( , переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит .

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями
  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

У нас сейчас происходит все тоже самое, один в один. " Я буду делать что хочу и когда хочу". Где-то с ноября. Дочке сейчас 4г 10мес. Сначала она рыдала-истерила по два раза на дню. Масштабно. Потом появилась агрессия по отношению к родителями, вплоть до драки, хлопанье дверями, крушение комнаты, обзывание. Мы с папой в шоке. Сводили к психологу. Прочитали кучу литературы.
Сухой остаток:
1. Ребенку 5 лет. Проблемы с поведением в этом возрасте - это не с ребенком что-то не то, это родители не правильно реагируют. Ребенок взрослеет, умнеет, меняется. А наши методы реагирования остаются старыми. Надо искать новые.
2. Смотрим, есть ли какие-то внешние факторы, которые резко поменялись. В нашем случае, затяжная болезнь, каникулы, долгое сидение дома без садовского режима. То есть привычная жизнь нарушилась, началась неопределенность. Вернули сад и режим - стало лучше..
3. Мы приняли как данное, что наша дочь еще не умеет управлять своими эмоциями и гневом. Она еще слишком маленькая и мы переоцениваем ее злобность. она хочет быть хорошей, но у нее не получается. я ей верю, когда она говорит, что не знает, почему так себя ведет. То, что она свои эмоции не скрывает хорошо. Есть 5 способов реагирования на раздражение. Проведите тест с собой и дочкой по Мурашовой: поставьте лист бумаги поперек стола - это стена, к нему подошел человек -видит препятствие, ему надо на другую сторону, что можно сделать? Первые два способа врожденные, еще два воспитанные, пятый не очевидный. Ответ внизу напишу, чтобы тест не портить. Каким по счету вариант - разрушить? У нас оказался не врожденный, а приобретенный. Уже хорошо. Я постаралась объяснить дочери, что всегда можно использовать все пять способов, а не только плакать и все крушить. И продолжаю ее учить реагировать на ситуации правильно. Из раза в раз.
4.То что, у нее сильный характер и она умеет манипулировать - хорошо, в жизни очень пригодиться. Ломать ее не будем, постараемся развить привязанность к нам и воспитать уважение к взрослым.
5. Мы с мужем приняли жесткое для себя решение - мы не орем на своего ребенка - никогда! Это жутко тяжело, переучивать себя и учить себя контролировать свои первые реакции. А каково же нашим детям? Попробуйте. Но! это не отменяет металлического противного менторского тона сердитого родителя во время конфликта.
6. Совет психолога - ребенок манипулятор в своей, уже начавшейся истерике, всегда старается вывести нас из равновесия, добиться эмоциональной реакции. Я стараюсь не вестись. Но и не оставаться равнодушной. Говорю я-сообщениями, что чувствую, как я расстроена, как рассержена, что мне стыдно и обидно, когда моя дочь позволяет себе и т д. Говорю тихо, даже если кажется, что не слышит. Фигня, все слышит.
7. Агрессия и попытка ударить. Если ребенок агрессирует, это его sos нам, у него есть проблема внутри и он не может решить сам. как реагирую: Держу ее и говорю: Я никогда не буду делать больно тебе в ответ, это не правильно. Но и бить себя не позволю. Никогда.
8. Я ей постоянно говорю, что люблю ее любой и буду любить всегда. И нам надо учиться договариваться, чтобы жить счастливо вместе. Я не хочу ее оттолкнуть и потерять привязанность, но и не хочу баловать. Но я вижу, что она не до конца понимает правила нашей взрослой жизни и почему она может всеми "командировать", как принцессы в сказках.
9. Стараться избегать конфликты. Это сложно, так как они рождаются на пустом месте. Я стала сильно заранее предупреждать, что мы будем делать завтра, в выходные, утром. Очень подробно, чтобы она успела подготовиться и поспорить-обсудить заранее. То же с походом куда-то. Надо вести себя так то и так то. договорились? Да. что делаем, если начнешь скандал? Заранее обсуждаем наказание. Иногда достаточно только напомнить по наказание и скандал не разгорается.
10. Условное "волшебное слово". Пример: мама давай почитаем еще. Кира, ты завтра не встанешь, будешь рыдать утром и мы опять поругаемся. Нет, я встану. Ок. Утром, если ты начнешь капризничать, я скажу "терлекс" и ты вспомнишь о своем обещании. Да? Да. Работает.

Надо ли лечить нервного ребенка?

Пpичины невpопатии и нервности вообще pазличны: это может быть и вpожденной особенностью хаpактеpа, и следствием наpушений в течении беpеменности, pеже - следствием наpушений мозга пpи pодах. Все эти пpичины ведут к изменению течения неpвных пpоцессов - своего pода слабости неpвной системы.

Согласно академику Павлову в нервной системе существует два основных физиологических процесса: процесс возбуждения и торможения. Чем правильнее баланс между этими процессами, тем легче жить ребенку и его окружающим.

Академик Павлов научно подтвердил общий принцип двоичности человеческого организма, описанный в более красочной и художественной форме во многих древних философских учениях и философско-медицинских системах. Например, китайские Янь (мужское начало) и Инь (женское начало). Янь – это возбуждение. Инь – это торможение.

Как же мы можем установить их баланс в организме нервного ребенка, так сказать «достигнуть полного Фэн-шуя». Двумя способами: усилить процесс торможения; подавить процесс возбуждения.

При сильном повреждении мозга новорожденного страдают оба процесса. При этом заметнее всего нарушение процесса возбуждения: ребенок впадает в кому, затем ему ставится диагноз «синдром угнетения». При поражении мозга средней степени заметнее поражение процесса торможения: наряду с другими болезненными признаками заметно возбуждение ребенка.

Поскольку в человеческом организме процесс торможения наиболее раним и чувствителен к повреждающим воздействиям, то при слабом поражении мозга у ребенка первого года жизни может отмечаться только синдром повышенной нейро-рефлекторной возбудимости, переходящий затем в невропатию (повышенную нервность). С возpастом (обычно к 7-8 годам) неpвная система становится "сильнее" и неpвность пpоявляется слабе, хотя pедко исчезает полностью. У взрослых остающаяся с детства слабость нервной системы может проявляться в виде различных неврозов, «вредности характера», головной боли, психосоматических заболеваний и так называемой «вегето-сосудистой дистонии».

Как же мы можем помочь нервному ребенку и его родителям и предотвратить превращение нервного и капризного ребенка в «вечно больного» взрослого?

Чем меньше ребенок, тем выше нейропластичность мозга, тем больше возможность помочь созреть поврежденному процессу торможения путем приема лекарств, «подпитывающих» процесс торможения. Чтобы «пострадавшая» неpвная система быстpее окpепла и была более устойчивой в стаpшем возpасте - ей надо помогать - давать лекаpства для "подкоpмки" неpвных клеток как можно раньше. Такие лекаpство - это основное лечение, так как оно напpавлено на пpичины неpвности. Какие лекаpства давать, как много и как долго - у каждого pебенка вопpос pешается индивидуально! Пpежде всего надо опpеделить - есть ли у pебенка повpеждения мозговых стpуктуp. Для этого необходимо провести специальные исследования с помощью безвредных ультразвуковых приборов, диафаноскопии и др., начиная с первого года жизни (набор методик исследований определяется мною в зависимости от возраста ребенка).

К сожалению, ко мне за консультацией часто обращаются родители с нервными детьми, которым вовремя не оказали необходимую помощь. Интересно, что больше всего таких детей попадает к нам летом, когда в мой город в гости съезжаются наши земляки, выехавшие на постоянное жительство в Москву и другие города России, Италию, Португалию, Ирландию и т.д.

Если с дальним зарубежьем все понятно - консультация детского невролога стоит там от 400 долларов и больше, то в чем же заключаются наиболее частые ошибки в лечении нервных детей первых лет жизни в странах бывшего СССР?

Во-первых, для подпитки «возбужденного» мозга назначаются неправильные лекарства - пирацетам, энцефабол, инстенон и др. При приеме таких лекарств «подпитка» мозга сопровождается стимуляцией нервных клеток, что может усилить возбуждение ребенка. Поэтому нервному ребенку необходимо назначать только такие «питательные» лекарства, которые избирательно «подпитывают» тормозной процесс, но при этом не усиливают противоположный процесс - возбуждение нервных клеток.

Во-вторых, лечение назначается без проведения исследований, указанных выше. В других случаях исследования проводятся, но на их основе назначается неправильное лечение. Так, например, в наших странах при выявлении гидроцефального синдрома неpвность маленького pебенка неправильно pасценивают как пpизнак повышенного внутpичеpепного давления и назначают ему диакаpб ­­­или другие не нужные или вредные пpепаpаты для снижения внутpичеpепного давления. Однако, мною, при измерении внутричерепного давления у нервных детей с помощью специального ультразвукового прибора (авторское свидетельство на изобретение N1734695) было диагностировано его повышение буквально в нескольких случаях (не чаще одного случая на 100 нервных детей).

В третьих, сейчас модно назначать массаж и лечебную физкультуpу гpудным детям пpи любом отклонении со стоpоны неpвной системы. Однако, у pебенка с неpвностью (у ребенка первого года жизни ее называют синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) эти процедуры могут уси­­­ливать возбудимость неpвной системы, котоpая и так повышена.

И последнее, чаще всего вместо настоящего лечения нервным детям назначают только успокаивающие лекарства, микстуры и травы. Ребенок на время может стать более спокойным, но время для настоящего лечения упущено.

Итак, существует большое количество лекарств, питающих нервную систему. Но большая часть этих лекарств оказывает стимулирующее действие, сопровождающееся возбуждением ребенка. Только меньшую часть питательных лекарств можно использовать при лечении повреждения мозга, сопровождающего нервностью. При этом, мы не ждем от них непосредственного эффекта в виде успокоения ребенка. Эти питательные лекарства «работают» на перспективу, на будущее ребенка.

С другой стороны, эффект от приема лекарств, подавляющих возбуждение ребенка, виден сразу. Но будет неправильно пользоваться только ими у маленького ребенка. Добившись внешнего эффекта в виде торможения ребенка, мы «замаскируем» будущие проблемы, но не избавимся от них.

После первых лет жизни возможности нейропластичности исчерпываются и регулярное лечение причин нервности лекарствами, подпитывающих процесс торможения, не эффективно. Однако, остается еще большее количество лекарств, угнетающих процесс возбуждения. Но, по сути, они уже не лечат первопричину нервности. Поэтому, они используются не в виде регулярных курсов, а по мере необходимости, для достижения конкретного эффекта и облегчения жизни ребенка их родителей.

По данным используемой мною для подбора лекарств компьютерной программы «Нейрофарм» существует около 200 лекарств, способных корригировать симптомы, связанные с нервностью. Эти лекарства уже не излечивают по-настоящему саму нервную клетку, но помогать ей функционировать. Лучше всего это делают лекарства, называемые транквилизаторами. «Транквилити» - в переводе означает «спокойствие, умиротворение». Старшему поколению хорошо известны эти лекарства - седуксен, элениум, тазепам и т.д.

Правильное воспитание ребенка иногда может быть более эффективным для предупреждения и исправления последствий нервности, чем прием успокаивающих лекарств. Причем, нервного ребенка надо правильно воспитывать с первых месяцев жизни. Зачастую неправильное воспитание - хуже самой нервности, прежде всего для последующей семейной жизни.

Обычно, в конце такого рода статьи доктор приводит какие-либо общие рекомендации, в данном случае - для нервных детей. Но я не считаю себя вправе заочно рекомендовать какое-либо успокаивающее средство, подходящее для всех. Даже успокаивающие травы и седативные сборы должны назначаться индивидуально, так как каждые из них имеют свои особенности. А каждый нервный ребенок - это абсолютно индивидуальный и специфический случай. То есть каждый нервный ребенок, да и взрослый - «нервный по своему». Чтобы подобрать правильное лечение нервному ребенку у меня уходит до 1 часа времени (с учетом проведенных диагностических исследований).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ И К СПОКОЙНОМУ РЕБЕНКУ.

Правильным воспитанием можно исправить поведение нервного ребенка, неправильным - превратить здорового ребенка в нервного.

Поощpение и наказание:

Психика ребенка устроена так, что ребенок старается повторять те действия или поступки, которые приносят ему ощущение удовольствия, и не делать то, что ему неприятно. К сожалению, то что для ребенка по­­­лезно (работа по дому, учеба в школе) - не всегда сопровождается чувством удовольствия, а то, что приятно - например, бесконечный просмотр телевизора - является вредным для его здоровья и развития. Если изложить в двух словах суть процесса воспитания, то оно заключается в том, чтобы сделать то, что мы считаем полезным для ребенка приятным для него путем различных поощрений, а то, что мы счи­­­таем вредным для ребенка - неприятным, используя различные наказания.

Всех детей, в том числе и здоровых, нельзя физически наказывать и кричать на них, а также бурно выяснять семейные отношения в их при­­­сутствии. На протяжении многовековой истории человечества родители ограничи­­­вались использованием наиболее простого метода воспитания ребенка ­­­физическим наказанием - для того, чтобы вредные поступки оказывались для него неприятными. Однако, воспитание ребенка сейчас нельзя сравнивать с древностью: современный уровень жизни требует, чтобы он овладевал многочисленными сложными бытовыми навыками и школьными знаниями.

Элементарные эксперименты на лабораторных животных показали, что физическое наказание неэффективно для обучения сложным навыкам: собаку учили просовывать лапу в круг и не просовывать в квадрат. Для этого давали ей кусочек мяса, когда она просовывала лапу в круг, и наказывали разрядом электрического тока, если она совала лапу в квадрат. В резуль­­­тате эксперимента собака вообще перестала протягивать лапу к кругу, боясь получить удар за "квадрат". А просовывать лапу только в круг нау­­­чилась другая собака, которую только поощряли, но не наказывали.

Аналогичные эксперименты устраивают некоторые родители над своим ребенком, когда грозят ему: "Посмей только принести мне еще раз двойку". В этом случае вы можете быть уверены, что, запуганный этой возможностью, ребенок не сможет решить задачи на контрольной по математике и принесет домой двойку. С другой стороны обещание большой награды может тоже вызвать сильное волнение ребенка с нарушением тонкой дифференцировки в мозгу и вследствие этого затруднение в выполнении сложного учебного задания.

Таким образом, наиболее эффективны "мягкие" формы поощрения и нака­­­зания. Физическое наказание может быть эффек­­­тивным только в виде исключения при очень серьезных про­­­ступках, граничащих с преступлением: воровство, убийство или мучение домашних животных и т.д. Однако, потакание всем прихотям ребенка вообще недопустимо при воспитании, то тем более недопустимо оно при воспитании ребенка с невропатией. Хвалить такого ребенка надо, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно; наказывать - строго по справедливости. Частой ошибкой по отношению неpвному pебенку или к pебенку с наpуше­­­ниями неpвной системы является ложная «жалость», приводящая к вседозволенности. Логика здесь пpостая, хотя и непpавильная, если pебенок здоpов, то с него можно стpого спpосить и тpебовать пpавильного поведения, а если "болен" - надо безpопотно сносить все его выходки. Конечно, pебенок с неpвностью или дpугими наpушениями неpвной системы тpебует особого отношения и заботы pодителей, но это не имеет отношения к вседозволенности.

Необходимо установить общие правила общения с ребенком для всех членов семьи и строго их придерживаться. Правильное воспитание со стороны одного или нескольких членов семьи не принесет своего эффекта, если родители, бабушки и дедушки в вопросах воспитания противоречат друг -другу и ведут себя по разному с ребенком. Недопустимы такие разногласия, ко­­­гда один из родителей разрешает ребенку что-либо делать, а другой запре­­­щает. Чтобы предотвратить это - ознакомьте с этими рекомендациями других членов семьи и при очередной консультации ребенка захватите их с собой ко мне на прием.

Общение с нервным ребенком требует гибкости, деликатности и такта . Основные требования: ­­­не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если родители начинают кричать на него, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства. Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, такого ребенка раздражает, непереносимо для него. Работающий с приглушенным звуком телевизор для него,спящего в комнате,-то же самое, что для его родителей бульдозер, работающий под окном спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения. Поэтому родителям необходимо обратить внимание и на собственную психику - если вам трудно себя контролировать, то необходимо и для вас подобрать индивидуальный набор успокаиващих лекарств или растений.

Итак, все спокойны рядом с невропатичным, нервным ребенком, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно мелкими запретами, укорами, замечаниями. Родители должны некоторые мелочи «не замечать», т.к. жизнь такого ребенка станет неперено­­­симой, если каждый проступок (вся его жизнь до 7 лет - сплошной проступок в глазах строгих родителей) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, сдвинул ковер на полу, случайно задел и разбил стоявшую у края стола посуду, ест стоя. Конечно, все это неприятно, но у ребенка врожденная детская нервность, и родители все это благоразумно не должны замечать. Но вот он в гневе ударил бабушку или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или, вопреки запрету, подошел к плите, на которой кипит в кастрюле суп. Вот это уже проступок. В этом случае не должно быть места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.

Нервный ребенок быстро устает, поэтому его не следует водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощится от впечатлений, перевозбудится и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько дней выйдет из строя, будет капризнее обычного. По телевизору ему можно смотреть только детские мультипликационные фильмы и не более того.

Ребенок, страдающий невропатией, склонен к тому, чтобы быстро развиваться психически, но не следует стремиться сделать из него вундеркинда. Больше внимания необходимо уделять нравственному воспитанию ребенка. Его неустанно готовят к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют его психику и физическое развитие.

Нервный ребенок часто предрасположен к истерическому типу реагирования. В таком случае Вам необходимо дополнительно познакомиться с рекомендациями «Истерики и «вредность» маленьких детей» или «ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ У СТАРШИХ ДЕТЕЙ

Дифференцированное положительное действие на психику ребенка оказы­­­вает цвет , в который окрашено помещение: голубой цвет успокаивает воз­­­бужденных детей, желтый - показан при депрессии и пониженном настроении, зеленый - повышает работоспособность. Не рекомендуются синий, красный, фиолетовый цвета, вызывающие быстрое утомление.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

Нервные дети чаще всего любят общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками.

Поэтому, следует поощрять игры и общение ребенка со сверстниками, посещение детского сада. Общая рекомендация - начать посещать детский коллектив лучше как можно раньше - чем позднее вы это сделаете, тем труднее ребенку будет приспособиться. Однако, если у ребенка выражен «слабый» тип невропатии, при которой ребенок боязлив, не способен дать отпор, склонен к страхам, переживаниям, постоянно плачет, то можно прогнозировать усиление его нервности при посещении детского сада (ознакомьтесь с рекомендациями «Если ребенка дразнят», « Проблемы в детском саду»). Такому ребенку в детский сад лучше пойти уже только в 5 или 6 лет - в подготовительную к школе группу. Но одного-двух товарищей-сверстников, спокойных и покладистых в играх с ним, для него следует найти задолго до того, как он пойдет в детский сад.

Если ребенок не посещает детсад, то он должен чаще играть с другими детьми, чтобы приобрести навыки общения, которые понадобятся ему в школе. Ребенок быстрее привыкнет к школе, если пойдет в первый класс, имея уже какие-то знания по чтению и письму. Требования к успеваемости должны соответствовать возможностям ребенка и особенностям его характера.

Если воспитателю или учителю придется уделять особое внимание вашему ребенку, особенно в случае тяжелого характера ребенка, постарайтесь установить с ним индивидуальный контакт, чтобы он лично был заинтересован в этом. Но не нужно, чтобы воспитатель или учитель потакал ребенку. Познакомьте его с этими рекомендациями, чтобы он знал об особенностях своей работы с вашим ребенком. Родители ребенка должны своевременно сообщать учителю о колебаниях поведения и настроения у ребенка.

Как помочь ребенку преодолеть стресс, если он неизбежен .

Чаще всего неизбежные стрессы связаны с расставанием, посещением врача или парикмахера, больницей. Отношение ребенка к этим событиям связано в первую очередь с тем, как их переживает взрослый – дети заражаются от тревожности родителей и, наоборот, могут в расслабленном состоянии легче переносить и быстрее забывать все то, чего боятся взрослые. Поэтому, необходимо прежде всего перестать бояться самим взрослым. Далее, необходимо провести предварительную ознакомительную работу по поводу того, что ребенку предстоит, однако информация должна быть избирательна – нужно исключить все "страшилки" и не допускать общения с детьми, которые могут возбудить или напугать вашего ребенка. То, что полезно для подготовки к предстоящему событию, должно быть рассказано с указанием на важные моменты поведения – что нужно открыть рот, что будут щипцы и т.д. Если ребенок маленький (до 3 лет), то лучше вообще отказаться от подготовительной работы и провести его через стресс неожиданно. И еще один совет – еще до неприятного события начинайте выстраивать перспективные жизненные планы на время после того, как это событие окончится. Это позволит ребенку прочувствовать, что все неприятное конечно, и затем наступит светлая полоса жизни. Все вышесказанное относится прежде всего к здоровым детям - но детям с невропатией только психологических приемов преодоления стресса недостаточно.

Наиболее простой способ преодоления и «сглаживания» стресса и у детей, и у взрослых - это использование траквилизаторов. «Транквилити» в переводе означает - покой, успокоение. Действие этих лекарств заключается в предотвращении и «снятии» страха, тревоги, возбуждения. Автор этих строк принимает такое лекарство за час перед посещением зубного врача. Конечно, боли от этого не бывает меньше, но в кресло стоматолога садишься без дрожи и потения.

К сожалению, в последние годы транквилизаторы стали практически недоступными для жителей Украины из-за ошибок депутатов нашей Верховной Рады, принявших неумные законы: см. раздел на сайте "Как выжить при столкновении с медициной" - "Психопатология законотворческой деятельности". Конечно, в ряде случаев помочь при стрессе могут и более слабые успокаивающие лекарства, не вызывающего привыкания ни при каких условиях. Поэтому, с помощью компьютерной программы «Нейрофарм» я могу подобрать оптимальный набор лекарств для предотвращения стресса и с учетом психики ребенка, и с учетом их доступности.

Нервность ребенка в зависимости от его возраста и особенностей может проявляться в более конкретных нервных расстройствах. Могут иметь место: истерики и вредность, аффективно-респираторные приступы, двигательная расторможенность, гиперактивность и неусидчивость вследствие дефицита внимания или ГРДВ (гиперкинетическое расстройство с дефицитом внимания), агрессивность, негативизм, застенчивость, неаккуратность, жадность, эгоизм, склонность к кусанию ногтей, проблемы в школе и семье и многое другое. Обо всем этом вы можете прочитать на моем сайте в других главах этого раздела.

Естественно, и лечение нервности различно для ее конкретных форм.

Понятие «нервный ребёнок» очень ёмкое и, в зависимости от конкретных ситуаций, может охватывать разный набор поведенческих характеристик. Объединяет разных неуравновешенных детей лишь наше негативное отношение к реакциям, которые возникают у малыша в ответ на его взаимодействие с окружающим миром вообще, и с нами, его родными и близкими, в частности.

Нервный ребёнок может быть плаксивым и пугливым, агрессивным, чрезмерно раздражительным, легковозбудимым или истеричным. Какие бы из реакций ни преобладали у вашего малыша, - корень зла, как правило, всегда один и тот же - ошибки в воспитании. Соответственно «лечить» нервность следует исправлением таких ошибок.

Физиологические причины детской неуравновешенности

Для начала попробуем в коррекции нервного характера обойтись «малой кровью». Физиологические факторы тоже влияют на поведение детей, особенно младшего возраста.

Условия, которые в самую первую очередь нужно создать своему чаду для полноценного развития и формирования его как личности:

  • сложившийся режим дня;
  • достаточный сон;
  • правильное питание;
  • соразмерные физические нагрузки;
  • соблюдение личной гигиены.

Если все физиологические условия созданы, но малыш по-прежнему остаётся нервным, то корректировать нужно ваши с ним взаимоотношения.

Если малыш нервничает, значит, ему это выгодно

Дети - люди очень практичные. Если они, сознательно или неосознанно, делают свой выбор в пользу нервности, а не спокойствия и уравновешенности, - значит, им это выгодно, и значит, вы, в своё время, показали им, как пользоваться нервностью в собственных интересах.

Ситуация: мама занята, а дочке что-то от неё нужно. Малышка просит спокойно - мама отвечает «Да, сейчас, подожди» и продолжает заниматься своими делами, затем дочка просит настойчивее, и только когда она срывается на плач, мама её замечаете и даёт ей то, что нужно. Постепенно у малышки формируется понимание, что проще сразу предъявить своё требования в форме истерики - тогда оно будет выполнено быстрее.

Маме в данной ситуации следовало бы поступать так: если она может выполнить требование сына или дочки и нет причин для отказа, то сделать это нужно сразу, не дожидаясь истерики. Если требование невыполнимо, то нужно объяснить, почему оно не может быть выполнено, и не потакать капризу, даже когда ваш отпрыск плачет и истерит. У малыша не должна формироваться модель взаимодействия с окружающими «я плачу - получаю желаемое», наша цель — «я прошу нормально - меня вознаграждают». Другими словами, детям нужно создавать условия, в которых им выгодно быть спокойными и здоровыми, а не агрессивным и капризным.

Родительское хладнокровие и последовательность

Если момент давно упущен, то ваша задача сейчас быть хладнокровными и заставить механизм работать в обратном направлении, вознаграждать ребёнка, когда он спокоен и конструктивен, хвалить за то, что он смог быстро успокоиться и всячески поощрять его за уравновешенность, пусть даже это выглядит искусственно.

Следующий аспект, способствующий формированию у ребёнка нервного поведения, это непоследовательность родителей в системе поощрений, запретов и наказаний.

Имеется в виду, когда один и тот же поступок ребёнка в одной ситуации трактуется как негативный и за него наказывают, а в каком-то другом контексте - не замечается. Сюда также относим модель поведения родителей, когда они выдвигают ребёнку требование, но девять раз из десяти не следят, чтобы это требование выполнялось, а на десятый переходят сразу к наказанию, причём за первые девять тоже.

Например: сын смотрит телевизор, и мама, каждый раз проходя мимо, спокойно говорит: «Выключи телевизор». Дети трактуют такую просьбу как необязательную к исполнению.

Правильно бы было сказать: «Смотришь ещё 2 минуты и выключаешь», а через 2 минуты сообщить, что время истекло, подойти и выключить. Ребенок может выдвинуть встречные требования, попросить ещё 5 минут, и, если это не принципиально, то мама может разрешить, а через 5 минут выключить телевизор. Ребёнок,скорее всего, будет возражать, но меньше, ведь его требование выполнено, с ним считаются.

Сила родительского слова

Если родители желают видеть ребёнка уравновешенным и послушным, значит, они должны делать все для того, чтобы их слово не утратило своего значения в глазах детей.

Предъявляешь требование - будь готов идти до конца и проследить за тем, чтобы оно было выполнено, в противном случае не выдвигай.

То же самое и с угрозами - если говоришь «Ещё раз так поступишь - я тебя накажу», значит, обязан наказать. Неуверен, что сможешь реализовать обещание или угрозу, - не обещай и не угрожай.

Целесообразность запретов

Детьми самого раннего возраста указания «Не трогай!», «Посиди спокойно!» тоже трактуются как требования, необязательны к исполнению, ведь воспроизводя эти фразы, родители сами прекрасно понимают, что ребёнок будет продолжать трогать, бегать, прыгать. Фразы типа «Нельзя кричать в автобусе!» или «Нельзя есть руками!» тоже очень сомнительны, ведь как же нельзя, когда малыш успешно как раз этим и занимается, при этом думает «Я кричу и ем руками, значит, это можно», в итоге - наше «нельзя» ровным счётом ничего не стоит, у нас нервный ребёнок, что делать и как это случилось, мы не понимаем.

Запреты имеют место в воспитании только тогда, когда это действительно необходимо.

Если в сторонней обстановке или в другом настроении вы бы не стали ограничивать ребёнка, то лучше сразу объясните ему, чем эта ситуация отличается от подобных. Например, «Мы в гостях и в доме есть пожилая бабушка, у которой как раз сейчас болит голова, поэтому мы не будем петь караоке. Придём домой - тогда можно».

Соразмерные эмоциональные и умственные нагрузки

Гармоничным состоянием ребёнка является уравновешенность и склонность к компромиссам, если вы в своём ребёнке перестали это наблюдать, значит, появился сбой в процессах возбуждения и торможения. Либо один из них стал преобладать, либо они сменяют друг друга слишком быстро или неупорядоченно.

Чаще всего причиной детской нервозности является перегрузка процесса возбуждения.

Это необязательно систематическое состояние ребёнка, - нервозность может проявляться ситуативно. Для малыша это избыток информации, слишком бурная смена событий, большое количество впечатлений, которое он не может переварить. Для ребёнка школьного возраста это может быть слишком большая академическая и факультативная нагрузка. Дозируйте эмоции и нагрузки.

Моделирование смысловой нагрузки событий

Нервность очень легко развивается при неприятных или страшных впечатлениях как постоянных, так и единичных. Причём ситуация не обязательно должна быть объективно катастрофической, - более важно, какой смысл ей придаёт сам ребёнок. Здесь реакция ребёнка это полное отображение реакций его родителей и окружающих его близких людей.

Даже классическую причину детского невроза, развод родителей, ребёнок может легче перенести, если родные не драматизируют ситуацию и не нагнетают обстановку.

Искусственное понижения важности и трагизма любого самого неприятного события со стороны родителей нивелирует негативное влияние этой ситуации на ребёнка и соответственно понижает риск возникновения нервозности.

Если же ребёнок растёт в атмосфере нервозности, где родители не разговаривают, а постоянно кричат на ребёнка и друг на друга, где малыш наблюдает самые крайние проявления эмоций близкими ему людьми, - нет ничего удивительного в том, что он вбирает в себя все происходящее и воспроизводит вам то, что наблюдает вокруг себя. Ваша задача - самим научиться нести положительный заряд и тогда, не заметите, как ваш настрой передастся окружающим и в первую очередь - вашему когда-то неуравновешенному ребёнку. Будьте внимательны к своим детям ведь их нервозность может являться проявлением . Здесь уже понадобиться все ваши усилия и любовь чтобы исправить ситуацию, когда её можно было избежать. Любите и чаще обнимайте своих детей это располагает к спокойствию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Психолог рассказывает, - как невроз ребёнка связан с проблемами в семье:

Капризы, непослушание и детские неврозы — что первично, а что является следствием? Шумные истерики своих чад некоторые мамочки считают проявлением расстройства его нервной системы, но бывает и наоборот — бесконечные капризы и неадекватное поведение ведут к возникновению детских неврозов.

Нервный ребенок — болезнь или непослушание

Нервность детей ассоциируют с отклонениями в их поведении — повышенной возбудимостью, плаксивостью, нарушением сна, раздражительностью и впечатлительностью. Нервный ребенок труден в общении, портит настроение окружающим, но в первую очередь неадекватность поведения изменяет жизнь его самого, лишая простых ребячьих радостей. Многолетние исследования доказывают, что причины детской нервозности в большинстве случаев закладываются в раннем детстве и являются следствием неправильного воспитания.

Нервность и непослушание маленьких детей настолько тесно переплетены между собой, что порой тяжело разобраться, кто виноват — родители или их дети. Среди множества причин непослушания можно выделить основные:

1. Желание ребенка привлечь к себе внимание — заметив, что гораздо больше родительских эмоций проявляется в случае совершения им какого-либо проступка, страдающий от недостатка ласки малыш неосознанно пользуется проверенным способом.

2. Ограниченный в самостоятельности и уставший от многочисленных запретов ребенок отстаивает свою свободу и мнение методом протестного непослушания.

3. Детская месть. Причин ее может быть множество — развод папы с мамой, невыполнение обещаний, несправедливое наказание, неадекватное поведение одного из родителей.

4. Собственное бессилие малыша, неспособность совершения каких-либо, доступных для других, действий.

5. Заболевания нервной системы детей, психические расстройства.

Несмотря на то, что лишь в последнем пункте причиной непослушания названы проблемы с нервной системой, каждый из них убедительно свидетельствует о тесной связи поведения ребенка с его психологическим состоянием.

Детские неврозы — причины и признаки

Хрупкая и не сформировавшаяся нервная система детей крайне подвержена неврозам и расстройствам психики, поэтому странное поведение малыша, его капризы и истерики должны насторожить внимательных родителей и побудить их к немедленному действию. Постоянные стрессы, запреты, недостаток внимания постепенно накапливаются и перерастают в болезненное состояние — невроз. Доктора называют этим термином вызванное всевозможными стрессовыми ситуациями расстройство детской психики преходящего характера. Неврозы могут служить причиной неадекватного поведения ребенка, а могут быть и результатом его.

Чаще всего неврозы развиваются примерно к пяти-шести годам, хотя некоторые его отдельные признаки внимательная мамочка замечает значительно раньше. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка в периоды возрастного изменения психики — от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и в подростковом возрасте. Причинами расстройств нервной системы детей можно считать следующие:

— травмирующие психику ситуации — алкоголизм родителей, развод, ссоры со сверстниками, адаптация в детском учреждении;

— сильный испуг в результате какого-либо психического воздействия;

— излишняя строгость и жесткость родителей, недостаток внимания и отсутствие ласки;

— атмосфера в семье и взаимоотношения между родителями;

— рождение братика или сестрички, на которых переключается основное внимание мамы с папой, и горькая детская ревность.

Помимо этого, могут быть и внешние причины — авария, смерть или тяжелая болезнь близких, катастрофа. Первыми признаками того, что нервная система детей не функционирует должным образом, являются:

— появление страхов и тревожного состояния;

— проблемы со сном — нервный ребенок с трудом засыпает и может просыпаться среди ночи;

— возможно появление энуреза и желудочно-кишечных расстройств;

— речевые нарушения — заикание;

— нервное покашливание;

— нежелание и невозможность общаться со сверстниками.

Если родители отмечают в поведении своего маленького монстрика агрессивность, повышенную возбудимость или, наоборот, чрезмерную замкнутость, раздражительность, отсутствие коммуникабельности, то лучше всего обсудить возникшие проблемы с доктором. Пуская на самотек развитие возможного заболевания и не предпринимая никаких мер, родители рискуют вырастить робкого нерешительного человека, не способного справляться с возникающими проблемами и контактировать с окружающими. К доктору обязательно необходимо обратиться и в том случае, если состояние нервной системы детей нарушает нормальный жизненный ритм. Наличие заикания, энуреза или нервного тика требуют немедленного комплексного лечения у специалистов.

Нервные тики у детей — причины и симптомы

Доктора характеризуют нервный тик, как кратковременное неуместное движение определенной группы мышц, сопротивляться которому малыш просто не в силах. По статистике, каждый пятый ребенок, хотя бы единожды, испытывал подобные проявления, а страдают от хронически протекающего недуга примерно 10% детворы. Это свидетельствует о том, что огромное количество детей от 2 до 18 лет имеют комплексы при общении со сверстниками, стесняются своих навязчивых движений, и существующая проблема реально мешает им жить полноценной жизнью.

Нервные тики у детей можно разделить на несколько основных групп:

— моторные — кусание губ, гримасы, подергивание конечностями или головой, моргание, нахмуривание;

— вокальные — покашливание, сопение, шипение, фырканье, кряхтение;

— ритуальные — почесывание или теребление уха, носа, прядей волос, стискивание зубов.

По степени выраженности нервные тики у детей подразделяются на локальные, когда задействована лишь одна группа мышц, и множественные, проявляющиеся одновременно в нескольких группах. Если же моторные тики сочетаются с вокальными, это свидетельствует о наличии генерализованного тика под названием Синдром Туретта, который передается по наследству.

Важно различать первичные и вторичные нервные тики у детей, клинические проявления которых похожи. Если вторые развиваются на фоне других заболеваний — энцефалита, опухоли головного мозга, черепно-мозговой травмы, врожденных заболеваний нервной системы, то причинами первичных являются:

— неправильное питание — недостаток магния и кальция;

— эмоциональные встряски — ссоры с родителями и их чрезмерная строгость, испуг, недостаток внимания;

— нагрузки на центральную нервную систему в виде частого и повышенного употребления кофе, чая, энергетических напитков;

— переутомление — длительное сидение перед телевизором, компьютером, чтение при недостаточном освещении;

— наследственность — вероятность генетической предрасположенности составляет 50%, однако при благоприятных условиях риск возникновения тиков минимален.

Во сне нервные тики у детей не проявляются, хотя их воздействие наблюдается в том, что ребенок с трудом засыпает, и сон его беспокоен.

Можно ли вылечить нервный тик и когда обращаться к доктору

Ни в коем случае нельзя оставлять нервные тики у детей без внимания. Визит к невропатологу необходим, если:

— избавиться от неприятного явления не удалось в течение месяца;

— тик причиняет неудобства малышу и мешает его общению со сверстниками;

— имеется сильная выраженность и множественность нервных тиков.

Важно! Особенность нервных тиков у детей заключается в том, что от них можно сравнительно быстро избавиться навсегда, но можно и остаться с проблемой на всю жизнь. Главное условие успешного лечения — выяснение причин появления тика и своевременное обращение к доктору.

После проведения определенных исследований и консультаций с другими специалистами, врач назначает необходимое лечение, которое проводится в комплексе:

— медикаментозное;

— мероприятия, направленные на восстановление нормальной деятельности нервной системы — индивидуальная психотерапия и психологическая коррекция при групповых занятиях;

— средства народной медицины.

От родителей требуется обеспечить спокойную обстановку в семье, полноценное питание и правильный режим дня, достаточное пребывание малыша на свежем воздухе, занятия спортом. Уменьшают тик отвары успокаивающих трав — пустырника, корня валерианы, боярышника, ромашки.

На течение болезни оказывает немаловажное влияние возраст ребенка. Если нервные тики у детей возникли в 6-8 лет, лечение, скорее всего, станет успешным, и о возвращении недуга в дальнейшем можно не беспокоиться. Возраст от 3 до 6 лет считается более опасным, наблюдать за малышом, даже в случае исчезновения неприятных признаков, придется до полного взросления. Но особенно опасно появление нервных тиков в возрасте до трех лет, они могут быть вестниками шизофрении, опухоли мозга и других крайне опасных заболеваний.

Воспитание и лечение нервного ребенка

Успешное преодоление сбоев в работе нервной системы детей зависит от двух главных факторов — комплексной врачебной помощи и правильного воспитания нервного ребенка. Не стоит думать, что проблемы пройдут с возрастом, без квалифицированной помощи специалистов лечение нервного ребенка невозможно. Если доктор поставил диагноз невротического расстройства, потребуется как медикаментозное лечение, так и занятия с психологом. Существуют специальные виды терапии, помогающие избавиться от зажатости малыша, скорректировать способы общения, восстановить активность и коммуникабельность. Огромную помощь в этом могут оказать родители.

Маме и папе следует самым тщательным образом проанализировать причины возникновения нервности ребенка и постараться устранить их, создать комфортные условия для своего чада. При отсутствии самостоятельности, которую упорно добивается ваш отпрыск, следует дать ему больше свободы, не акцентируя внимание на контроле за его действиями. Катастрофически не хватает времени на общение с малышом? Подумайте, что является жизненным приоритетом для вас — карьера и безупречная чистота в доме или психологическое здоровье и беззаветная любовь и преданность маленького человечка.

Вырастить здоровых, психически уравновешенных детей, это не только вполне понятное желание родителей, но и их обязанность. Берегите не сформировавшуюся и уязвимую психику малыша, чтобы в дальнейшем не понадобилось лечение нервного ребенка у специалистов. Мамы и папы вполне способны создать стабильно-уравновешенный микроклимат в семье, избегать ненужных ссор и необоснованных запретов, уделять своему чаду максимум внимания и нежности, воспитывать уверенного в себе человечка. Ни в коем случае нельзя пугать кроху, неадекватно реагировать на его проступки, чрезмерно ограничивать свободу. Следование этим нехитрым советам опытных психологов послужит надежной профилактикой различных неврологических расстройств у ваших деток.