Один дома – родителей под суд? Один дома — как понять, что ребенок готов? Когда дети одни дома.

  • Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома
  • Потенциально опасные ситуации
  • Что ребенок должен уметь делать самостоятельно
  • Один дома - в первый раз
  • Мама вернулась!
  • Надеемся, все помнят комедию «Один дома», где малыш, позабытый в предпраздничной суете, проводит несколько дней в одиночестве. Помимо грабителей, которым он дает достойный отпор (спишем этот сюжетный поворот на фантазию сценаристов), он сталкивается со множеством бытовых и психологических проблем, о которых, уверены, вы до этого даже не задумывались.

    Пусть и не таким экстремальным способом, но шаг к самостоятельности и автономности вашему ребенку рано или поздно придется сделать. Когда можно попытаться оставить ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к самостоятельному времяпровождению?

    Это вообще легально?

    В законодательствах обычно не указан возраст, когда ребенок может оставаться дома один. Исключением, пожалуй, можно считать США где, как вы знаете, действуют собственные правила в каждом из штатов. Там возраст, достаточный для оставления ребенка дома, колеблется от 7 лет в Небраске до 14 лет в Иллинойсе, но и в Америке в 35 штатах нет таких законодательных ограничений.

    Большинство стран регулируют этот вопрос рекомендациями органов опеки (обычно подходящим возрастом считается 12-13 лет).

    Если нет закона, значит можно оставлять ребенка дома хоть с рождения? Не совсем.

    Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья №125 : «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности» (наказание довольно разнообразно - от штрафа до лишения свободы на срок до года).

    Следует отметить, что просто оставление ребенка в квартире - не относится к понятию «опасное для жизни и здоровья состояние», поскольку пребывание дома ничем ребенку не угрожает, Однако если вы оставили малыша запертым на день без еды и воды - вами займутся компетентные органы.

    И все же чаще страдают шустрые малыши из вполне благополучных семей, которые в отсутствии (а иногда и в присутствии) мамы и папы добираются до открытых окон, газовых кранов, спичек, таблеток, бытовой химии.

    В этом случае вступает в действие статья № 5 - 35 Кодекса административных правонарушений РФ : «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

    Наконец, если вы постоянно оставляете ребенка дома одного, и он рыдает там часами, что, естественно, вызывает беспокойство и опасения соседей, в дело вступают сотрудники органов опеки и попечительства, которые руководствуются статьей №77 Семейного кодекса РФ.

    Статья 77 СК РФ : «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

    Тут мы должны отметить, что в российской юридической практике толкование понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» в статье 77 СК гораздо шире, чем в статье №125 УК, хотя формулировки, казалось бы, одинаковы. По сути, является ли угроза жизни и здоровью ребенка непосредственной, определяют органы опеки и, зачастую, «на глаз».

    Однако если ваш ребенок спокоен и весел, не страдает в ваше отсутствие от голода и жажды, не может добраться до окон, ножей, спичек, газовой плиты, то не существует законодательного ограничения, которое не позволило бы вам оставить ребенка дома. Поэтому советуйтесь с собственным здравым смыслом!

    Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

    Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет - это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

    Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

    Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

      умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

      умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

      не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

      знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

      не склонен наносить увечья себе или окружающим?

      имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

      знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

      не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

    Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

    Потенциально опасные ситуации

    Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

    Сорвало кран (прорвало трубу)

    Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

    Пожар

    Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

    Запах газа

    Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

    Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

    В дверь кто-то стучит или звонит

    Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

    Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

    Если визитеры не уходят - позвонить в полицию.

    Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

    Необходимые навыки для самостоятельного пребывания дома

    Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

    Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами - разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

    Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

    Один дома - в первый раз

    Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

    Во-первых, отлучка не должны быть долгой . Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

    Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения . Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает - поставьте метки на циферблате.

    В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия . Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

    Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя : открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами - список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

    И, конечно, будьте на связи!

    Мама вернулась!

    Вполне возможно, придя домой, вы обнаружите разлитое молоко (хотел попить…), разбитый цветочный горшок (хотел полить…) и гору конфетных фантиков. Прежде всего - не ругайтесь!

    Отделите ситуации, представляющие реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку, следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет - оставлять ребенка одного дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно автономны.

    Не сердитесь, если ребенок хотел, как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения искупают неудачные последствия, а остальное - просто вопрос тренировки.

    Наконец, если ребенок сознательно нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил телевизор…) - обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам. А вам, как педагогу, нужно задуматься - почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор. Может, все же боялся и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет отличаться во всех трех случаях.

    Ребенок один дома - это огромное беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно. Расскажите о вашем опыте приучения детей к самостоятельному пребыванию дома!

    Подготовила Анна Первушина

    КОГДА РЕБЕНКА МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО? НАДО ЛИ ЕГО ОСТАВЛЯТЬ? И ЕСЛИ ДА, ТО КАКИМ ОБРАЗОМ К ЭТОМУ ПРИУЧАТЬ?

    Но рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Мама забыла купить к обеду хлеб или нужно срочно заплатить за телефон. Ну, подумаешь, посидит немного ребенок дома один. Наши бабушки своих детей оставляли дома на целый день - и ничего. Многие, наверняка, до сих пор не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить дома одного. А его рев в течение часа будет беспокоить разве что сердобольных соседей.

    Пожалуй, психологи нас разочаруют, ответив, что детей возрастом до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах существует закон, который запрещает оставлять одних дома детей возрастом до 12 лет. В противном случае беспечным родителям грозят серьезные неприятности. Согласитесь, что нам еще пока повезло.

    Конечно, соседская девочка, которая остается одна дома с пяти лет, просто умница. Но все дети разные. И возраст - лишь одно из условий. В первую очередь, нужно решить, может ли ваш ребенок остаться без присмотра. Это зависит от его характера. Одни дети самостоятельные с раннего возраста, и даже просят своих родителей оставить их дома. Так они чувствуют себя взрослыми. Другие и в школьном возрасте легкомысленны, держатся за мамину юбку.

    Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате.

    Малыш должен дать свое согласие остаться дома один. В первый раз вы можете отсутствовать не более чем 10-15 минут. Этого достаточно, чтобы выскочить в магазин за хлебом. Также помните, что время нахождения малыша дома одного нужно увеличивать постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять семилетних детей более чем на один час. Потом ребенок может просто соскучиться и найти себе развлечение, которое родителей не обрадует.

    Малыш должен обязательно знать, куда, зачем вы пошли и когда вернетесь. В этом возрасте дети уже умеют пользоваться часами, поэтому покажите, где будут стрелки, когда вы придете. И обязательно будьте пунктуальными - не задерживайтесь даже на несколько минут. Ведь малыш может начать нервничать или подумает, что раз родители недисциплинированны, значит, и ему так можно.

    Разумеется, мало закрыть ребенка и сказать, чтобы он сидел смирно и не подходил к дверям. Малыш должен обязательно знать, что делать в “экстремальной” ситуации. Оставьте номер телефона, куда он может позвонить “в случае чего”, и объясните, что он должен сказать. Лучше всего, если это будут карточки, на которых крупно написаны номера телефонов.

    Ваши инструкции не должны перегружать ребенка - не ходи туда, а то тебя ударит ток и..; не выходи на балкон, а то один мальчик вот так вышел... Ребенок, наверняка, все это уже слышал. Примите все необходимые меры предосторожности (отключите газ, закройте балкон, обезопасьте розетки), а свои наказы сформулируйте очень кратко.

    Лучше всего на это время дать ребенку задание, которым он увлечется и выполнит с удовольствием. “Когда я приду, ты мне покажешь свой рисунок, и мы обязательно повесим его на стену”.

    Когда вернетесь, поинтересуйтесь, чем малыш все это время занимался. И если он все-таки нашалил, не судите его строго, но обязательно объясните, почему так делать нельзя.

    Некоторые мамы очень любят проверять, как ребенок исполняет их наказы. И прибегают к “запретному” методу: подходят к дверям и начинают звонить, не отзываются, когда малыш испуганно спрашивает: “Кто там?” Может, один раз и ничего. Но ребенок привыкнет и в самый неподходящий момент решит, что это опять вы его разыгрываете.

    Психологи не рекомендуют оставлять старшего ребенка с младшим, если тот совсем маленький. Да и с другом-соседом тоже не всегда полезно. Вы же не знаете, как себя тот поведет, когда почувствует, что он один и в чужой квартире, где его собственная мама ничем ему не “грозит”.

    Советует психолог

    Не оставляйте ребенка одного дома до семи лет.

    Первое ваше отсутствие не должно длиться более 10-15 минут.

    Ельзя оставлять малыша одного без его согласия.

    Если ребенок слишком пугливый, то не стоит торопиться приучать его к самостоятельности таким образом. Пусть немного подрастет.

    Обязательно возвращайтесь вовремя! Малыш должен быть уверен в вас, тогда он тоже станет более дисциплинированным.

    Недавно ко мне на прием пришла женщина, у которой назревал разрыв с мужем. Семейная жизнь их не ладилась, развод был единственным выходом из положения, но тем не менее женщина панически боялась остаться одной. Почему? Мы долго беседовали с ней на эту тему. Зависела ли она от мужа материально? Нет, женщина сделала удачную карьеру, хорошо зарабатывала, тогда как у мужа не было постоянной работы и он перебивался случайными заработками, при этом свою небогатую добычу пропивал. Он не занимался воспитанием детей, не умел чинить электроприборы и не любил забивать гвозди словом, "опорой в жизни" его никак нельзя было назвать. Тем не менее был панический страх, что муж уйдет и оставит ее одну. После долгого разговора мне, наконец, удалось выяснить причину. Когда этой женщине было шесть лет, ее мама уходила на работу в ночную смену, и девочка оставалась одна ночью. Она очень боялась. Сворачивалась в кровати клубочком, цеплялась за уголочек одеяла, словно это был чей-то хвостик, и, глядя в стенку, лежала всю ночь в обнимку с этим хвостиком и ждала маму. Детский страх оставаться одной ночью она перенесла во взрослую жизнь.

    Случай этот довольно типичный. Очень часто у взрослых возникают проблемы именно потому, что в детстве их оставляли одних. Неужели, действительно, этого нельзя делать? Здесь все зависит от возраста вашего ребенка.

    До года ребенка желательно не оставлять одного даже в комнате. Грудной младенец не понимает, что мама ушла на кухню его мир ограничивается пространством комнаты, и он думает, что за дверью мир заканчивается. Если мама вышла из комнаты, значит, она ушла навсегда, поэтому тут же раздается истошный крик. Постарайтесь в этот период совсем не покидать ребенка, если вы чистите картошку или моете пол, пусть ребенок всегда будет поблизости. Только когда он спит, вы можете отлучиться, но ненадолго: вдруг он проснется, а вас нет рядом? Поверьте, это настоящая трагедия для малыша.

    После года ребенка можно отделить на ночь пусть он спит один в детской, если, конечно, позволяют ваши жилищные условия. Но это должна быть именно детская, а не комната бабушки-дедушки или гостиная. Детская, с его игрушками, с его вещами, с его мебелью. В этом возрасте ему необходима уютная мягкая игрушка медвежонок, песик или белочка, которая заменит ему маму в те минуты, когда ее нет рядом. Эта игрушка совершенно живое существо для вашего малыша. Вы можете сказать игрушке: "Зайка, я сейчас пойду готовить обед, а ты смотри, чтобы Сашенька себя хорошо вел". А Сашеньке вы скажете: "Не обижай Зайку. я приду и спрошу у него, как ты себя вел". С такой игрушкой дети легко отпустят вас на кухню готовить обед или поболтать по телефону с подружкой. С ней они легко будут засыпать, не боясь оставаться ночью в комнате.

    Но если вам надо уйти из квартиры, то оставлять ребенка на попечение игрушки недостаточно - необходим взрослый. И не случайный взрослый, а близкий, хорошо знакомый, которому ребенок доверяет так же, как и вам. Это может быть бабушка, давнишняя соседка, хорошо знакомая няня, но не та, которую вы вчера пригласили по объявлению в газете.

    Оставляя ребенка одного, очень важно понимать, как вы возвращаетесь, как вы встречаетесь с ребенком. Нередко мама, приходя с работы, бросает сумки, спешит готовить обед, а от ребенка попросту отмахивается отойди, не мешай. Вот буду вечером тебя укладывать спать, тогда и почитаю сказку. А сейчас мне некогда. Это очень опасная ошибка, которую допускают многие взрослые, а потом недоумевают: почему их взрослые дети отторгают постаревших родителей? Почему не заботятся о стариках? Да потому, что старики в молодости подложили бомбу замедленного действия. Нет ничего важнее ребенка никакие обеды, никакие телефонные звонки. И как бы ни была занята мама, первым делом, придя домой с работы, она должна поцеловать своего ребенка, потрепать его по волосикам, спросить, как он провел этот день без нее. На это у вас уйдет не больше 10-15 минут. Потом занимайтесь борщами, стиркой, уборкой. Но только потом.

    В 3 года происходит психологическое рождение ребенка, и именно в этот период закладывается фундамент ваших с ним отношений на всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период вы должны быть предельно внимательны к своему чаду.

    В 5 лет ребенок выходит на новый виток в своем развитии формируется воображение, появляются страхи. В это время его тоже очень опасно оставлять одного: он боится один засыпать, ему мерещатся буки и бяки, и эти страхи необходимо уважать. Здесь снова на помощь придет любимая игрушка, но и ваше присутствие необходимо. Желательно, чтобы именно мама, а не бабушка, была рядом в кризисные минуты в жизни малыша, если она хочет сохранить хорошие отношения с ним на всю жизнь. Бабушка это уже другой человек. Если мама все время занята, покидает ребенка в ответственные моменты, у него создается впечатление своей ненужности. И это впечатление остается на всю жизнь. Поверьте, внимание к ребенку вовсе не требует физически много времени. Главное, чтобы оно было постоянным и своевременным. Очень важен момент засыпания - будьте в этот момент с ним.

    Когда мама отлучается из дома уходит на работу, оставляет ребенка одного на даче, важно потом проследить, как он встречает ее. Если он не бежит навстречу, а продолжает как ни в чем не бывало играть в песочнице - это плохой симптом. Значит, малыш обиделся, хотя не подает виду. Если он закатил истерику -его обида очевидна. Но если он мирно играет, пусть мама не успокаивается: ей надо срочно что-то менять, перестраивать отношения с ребенком.

    Бывает частенько, что мама чувствует свою вину и начинает перед ребенком заискивать:

    Ты, правда, не обиделся? Ты не обижаешься на мамочку? я ведь не виновата, что меня не было, я работаю.

    Малыш никогда не скажет, что он обиделся на мамочку, так устроена психика человека, но обида еще сильней застрянет в его сердечке. И пусть мама не удивляется, если когда-нибудь, позже, ни с того, ни с сего, ребенок обзовет маму каким-то оскорбительным словом.

    А мама на самом деле виновата, что она работает, но это совсем не значит, что она должна бросить работу или испытывать комплекс вины. Она должна извиниться перед малышом за свое (пусть даже самое справедливое) отсутствие и каким-то образом компенсировать его. То есть не отделываться от него конфетами и игрушками, а опять-таки уделить ему время и внимание: поиграть вместе, почитать, сходить с ним в цирк или в гости к друзьям. Тогда у ребенка со временем закрепится уверенность, что вы действительно не бросаете его, и в самом деле не виноваты, что уходите на работу. Детям нравятся работающие мамы Ц они ими гордятся. Но при этом всегда надо помнить: необходимо уделять ребенку своевременное внимание.

    В 6-7 лет вы уже можете оставить ребенка одного. Совершенно одного, без бабушки. Это даже необходимо делать, чтобы воспитать в нем чувство ответственности и самостоятельность, но делать это надо очень осторожно. Начинайте постепенно Ц сначала вы можете оставить ребенка на короткий промежуток времени. Его длительность зависит от особенностей ребенка. Для кого-то пять минут много, а кто-то спокойно высидит полчаса. Но прежде чем вы его оставите, вам надо ребенка к этому подготовить. За несколько дней вы должны сказать: "я в пятницу на полчаса отлучусь в магазин. Ты не возражаешь? Ты сможешь побыть один? Или лучше позвать бабушку?" И только в том случае, если ребенок согласится, вы можете начинать эксперимент. Он непременно согласится, если у вас нормальные добрые отношения. В 6 лет у ребенка появляется потребность к самостоятельности, и ваш уход эту потребность удовлетворяет. Но только если у вас действительно нормальные отношения. Если ребенок вам не доверяет, он ни за что вас не отпустит. В таких случаях надо обращаться за консультацией к психологу.

    Итак, вы начинаете постепенно, каждый раз с подготовкой, оставлять ребенка дома одного, постепенно увеличивая интервалы. Американцы не оставляют своих детей дома до 12 лет, у них это запрещено законом, но там совсем другая жизнь. Однако и мы не должны оставлять ребенка надолго одного ваши "каникулы" не могут длиться дольше трех часов. Всегда оставляйте телефон, где вы находитесь, и телефоны других родственников, кому ребенок может позвонить. Потому что, даже если он и самостоятельный, он все равно скучает.

    Для родителей очень важно соблюдать точность обещаний. Если вы сказали: приду в шесть, необходимо приходить точно в шесть и ни минутой позже. Во-первых, вы таким образом добьетесь, что впоследствии и ваши сын или дочь будут соблюдать обещания приходить с прогулки вовремя. Они привыкнут, что опоздание - противоестественно. Во-вторых, в 10-11 лет у ребенка появляется опасение за своих близких. Он уже знает, что мир коварен, что вокруг катастрофы, аварии, опасности. Он беспокоится, что вы можете подвергнуться опасности, поэтому волнуется за вас. Не давайте ему поводов для опасений. Если не можете гарантировать точность прихода, назовите ему другое, более позднее время, пусть лучше вы вернетесь раньше, чем заставите его нервничать. Даже телефонные звонки к ребенку тут не помогут - ведь вы обещали, он непременно потребует, чтобы вы как можно скорей возвращались домой. Он действительно волнуется!

    ОСТАВЛЯЯ РЕБЕНКА ОДНОГО, МАМЕ НАДО ЕМУ ПОЛНОСТЬЮ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ ДЕРГАТЬСЯ КАЖДУЮ МИНУТУ, ПРОВЕРЯЯ: ТЫ ВЫКЛЮЧИЛ ГАЗ? ТЫ СДЕЛАЛ УРОКИ? ТЫ НЕ ЗАПЕР КОШКУ В ШКАФУ? ТЫ НЕ УСТРОИЛ КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ ПОЖАРЧИК? ЛИБО МЫ ДОВЕРЯЕМ НАШИМ ДЕТЯМ, ЛИБО... У НАС КАКИЕ-ТО СВОИ, ЧИСТО ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МЫ РЕШАЕМ ЗА СЧЕТ НАШИХ ДЕТЕЙ, А ЭТО УЖЕ СОВСЕМ ДРУГАЯ ТЕМА.

    Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила.

    Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

    До восьми месяцев (а в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

    По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

    Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это — здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный – не стоит спешить.

    Термин «привязанность» придумал Джон Боулби – английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность — это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

    Как узнать – какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

    Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение – норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

    Здоровая привязанность.
    Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

    Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

    Что делать, если это ваш случай?

    — Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

    — Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

    — Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

    Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

    Аргументы ЗА:

    — У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

    — У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

    Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

    Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

    Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

    Аргументы ПРОТИВ:

    Вы кормите малыша грудью или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени — слишком серьезный стресс).

    Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

    Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» - кусается, бросается.

    Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

    Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

    Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

    Вопрос, который волнует всех родителей – потому что всем хочется как можно раньше получить возможность хотя бы сходить в магазин, не говоря уж о более длительных отлучках...

    Сайт сайт расскажет не столько о том, со скольки лет оставлять ребенка дома одного (потому что единого подходящего возраста нет и быть не может), сколько о том, как отследить момент, когда ваш малыш к этому готов.

    Как понять, что ребенок уже способен оставаться дома сам?

    Тут вопрос больше связан не с возрастом, а с психологической зрелостью. Если вы расспросите знакомых с детьми, то обязательно найдется как бесстрашная сторонница ранней которая скажет «А я своего с трех лет оставляю – и ничего!», так и «сумасшедшая мать», не решающаяся оставить без присмотра и десятилетку.

    Нет такого возраста, когда нужно любой ценой научить ребенка сидеть дома одного, если вы видите, что он объективно не готов. Что же такое психологическая готовность?

    • Ребенок вменяемый и более-менее послушный (т.е. адекватно выполняет требования и просьбы, способен выслушать, запомнить и сделать то, о чем его попросили). Если же у него даже в обычной обстановке «в одно ухо влетает, в другое вылетает», и вы никогда не уверены, что он сделает то, о чем с ним поговорили – то нет никакой гарантии, что он будет без вас вести себя правильно.
    • У него не бывает беспричинных или спровоцированных необъективными причинами приступов паники, или других сильных эмоций, во время которых он слабо контролирует свое поведение. Маленькие дети могут действительно бояться оставаться одни, плакать и чувствовать сильный эмоциональный дискомфорт.
    • Его обычное поведение и поступки более-менее прогнозируемы, он редко творит явные глупости и странности.
    • Он способен самостоятельно обеспечить себе хоть минимальный бытовой комфорт – сходить в туалет, взять еду там, где ее для него оставили, одеться, если замерз, открыть форточку, если жарко, умыться, если испачкался, и т.п.

    Что говорит закон о том, можно ли оставлять ребенка одного дома?

    Закон строг – и в РФ, и в Украине нельзя оставлять без присмотра родителей или других ответственных взрослых (близких родственников, педагогов) детей в возрасте до 14 лет. В других странах мира этот возраст колеблется в диапазоне 12-16 лет.

    Что это означает на практике?

    Если с ребенком младше этого возраста что-либо случится во время того, как он находится один по месту фактического проживания, то это происшествие будет считаться результатом халатности родителей и нарушения ими закона, а не просто несчастным случаем.

    Как подготовиться к тому, чтобы оставлять ребенка одного дома?

    Мало выдать километровые инструкции в письменном виде и прочитать двухчасовую нотацию. Важно:

    1. Убедиться, что ребенок способен вести себя безопасно.
    2. Приложить максимум усилий, чтобы вокруг него не было потенциальных источников опасности.

    Как это осуществить на практике? Перед тем, как оставлять ребенка по-настоящему одного дома, сделайте несколько пробных попыток:

    • Скажите, что уходите на определенное время (например, полчаса), но вернитесь якобы по непредвиденным обстоятельствам или за забытой вещью через пять минут. Посмотрите, что произошло за ваше отсутствие и чем занято ваше чадо.
    • Если есть возможность удаленного наблюдения за ребенком – отлично. Установите веб-камеру и посмотрите кино «Один Дома» с вашим дитём в главной роли, не отходя далеко от квартиры.
    • Во время пробной отлучке устройте проверку ребенку на одну из тревожных ситуаций, о которых вы его инструктировали. Например, в дверь звонит (попросите кого-нибудь из знакомых сыграть эту роль). Или знакомый – скажем, соседка. Как отреагирует малыш – по инструкции, или начнет импровизировать?

    Но решая, можно ли оставить ребенка дома одного, все равно нельзя полагаться только на его послушание и ответственность. Сделайте сами все, чтобы минимизировать количество потенциальных источников опасности.

    • Уберите в действительно недоступное место ножи, ножницы, швейные принадлежности, спички и зажигалки, и т.п.
    • Если есть продукты, которых ребенку действительно категорически нельзя – спрячьте их, заприте или постарайтесь, чтобы ко времени вашей отлучки в доме таких продуктов не было. От гастрономических запретов дети действительно страдают больше всего и обычно искренне считают, что «если я съем маленький кусочек, будет незаметно».
    • Спрячьте подальше лекарства и алкогольные напитки. Не всегда, но иногда детям взбредает в головушки шальная мысль попробовать, а что же такого пьют взрослые.
    • Если вы не уверены, что ребенок хорошо умеет пользоваться плитой, включать и выключать водопроводные краны – лучше просто перекройте перед выходом вентиль газовой трубы и вентили на водопроводных трубах. Конечно же, оставьте при этом запас питьевой воды и воды «технической» (например, для мытья рук – в тазике), и какую-то еду, не требующую разогрева.
    • Боитесь, что чадо в отсутствие родителей забредет на какой-то не такой сайт в – отключите интернет или поставьте пароль на вход в компьютер. Только учтите, что посещение недетских сайтов может запросто состояться и в то время, когда ребенок дома не один…

    Лучше всего – оставляя сына или дочь первый-второй раз в жизни одного дома, перед отлучкой вручите ему какой-нибудь подарок, который его наверняка займет: новый альбом для рисования, коробку пластилина, книжку… или хотя бы скачайте новую игру ему на планшет. У занятого новой вещью ребенка не останется времени и энтузиазма на шалости!

    В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.

    Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.

    • Научите, как позвонить маме

    Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо . Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и набрать мой номер.

    • Используйте современные технические средства

    Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.

    • Научите не открывать никому дверь

    Что касается такой неприятной темы, как , не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии - «…ты один дома, а в дверь звонят».

    А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».

    «Мама, не уходи, я боюсь»

    Психологический комфорт ребенка - тема не менее важная, чем его безопасность. Если ребенок чувствует себя уверенно и даже сам мечтает остаться один, чтобы побыть «взрослым» - значит, такую возможность стоит ему предоставить на некоторое время.

    Если же он чего-то боится, всячески противится даже мысли о том, чтобы остаться одному - возможно, время еще не пришло. Отлучаться все равно придется? Тогда надо постараться заранее подготовить, морально настроить малыша.

    Мы, например, сына пробовали оставлять одного только лет в 7-8. И он обычно совсем не возражал. При этом в свои шесть дочка даже и помыслить не может остаться не то, что одна, а даже с братом вдвоем. Бывают дети, которым некомфортно даже оставаться одним в комнате, при том что в квартире есть кто-то из взрослых.

    Тут все индивидуально. Например, что , для городского может оказаться испытанием. Для людей, живущих в деревне, даже сама проблема «оставлять или нет» может показаться преувеличенной. С рождения все пространство вокруг воспринимается как большой дом. Там нет , характерного для многоквартирных домов. Детей часто оставляют одних с раннего возраста и сильно за них не переживают.

    Но даже если ребенок вас спокойно отпускает, глядя в телевизор, или, увлеченный игрой в конструктор, говорит «ладно, иди», - не стоит забывать, что через пару секунд, как только вы выйдете из дома, его может охватить паника. И тот факт, что он остался один дома, дойдет не скоро (ему еще придется вспомнить, что вы говорили о том, когда вернетесь). Поэтому мы обычно несколько раз напоминаем сыну, если планируем уйти и .

    Как это организовать?

    • Готовьте к расставанию постепенно

    Начиная с нескольких минут отсутствия и так потихоньку увеличивая это время. Если оставляете впервые, расспросите, как он провел время, какие мысли посещали, что происходило в ваше отсутствие. Так и ребенок, и вы сами будете чувствовать себя увереннее при временном расставании.

    • Не стоит оставлять ребенка одного в квартире спящим

    Особенно это соблазнительно в раннем возрасте. Но с точки зрения безопасности, и с позиции стресса для детской психики это очень небезопасное решение. Часто родители начинают с того, что в моменты, пока ребенок спит, быстро пытаются куда-то «сбегать». В магазин, например. И рано или поздно сталкиваются с тем, что возвращаются не к мирно спящему малышу, а заикающемуся от слез ребенку, не желающему отпускать маму в ближайшие несколько месяцев даже в другую комнату. И перед каждым засыпанием вопрошающего (если уже умеет говорить): «А ты точно никуда не уйдешь, пока я сплю?»

    • Оставляйте «заместителей»

    Было бы хорошо обеспечивать ребенка возможностью отвлечься - как правило, это могут быть мультфильмы или планшет с игрой, или пусть поговорит с родственниками по телефону или по скайпу.

    • Научите пользоваться часами

    Здорово, если ваш ребенок умеет . Это помогло бы ему примерно понимать, на сколько вы ушли и когда вас ожидать.

    При этом всегда важно точно выполнять обещанное . Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.

    • Возвращайтесь засветло

    Для большинства детей наиболее тревожно оставаться одним в темное время суток. Сын одной моей знакомой, которая задержалась до глубоких сумерек, сидел перед компьютерной игрой, которая ему давно надоела, и боялся пойти в туалет; более того, он боялся даже встать и зажечь в комнате свет. Поэтому я стараюсь не оставлять детей одних, когда стемнело.

    А вообще, лично мне нравилось оставаться одной. Неожиданно, те домашние вещи, которые обычно казались совсем неинтересными, приобретали особый смысл и ценность. Я изучала старые сервизы, пролистывала взрослые книги, мерила мамину одежду, а пространство, наполненное тишиной, рождало много разных детских вопросов и интерес к познанию мира.

    Фото - фотобанк Лори