Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: планирование

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2016

Сентябрь
Занятие №1: «Наши помощники»
Опыт: «Слушай во все уши»
Цель: Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.

Материал: Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.
Литература: Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.
Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
Цель: Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
Материал: Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).
Литература: Мой организм /Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.71.

Занятие№2: «Знакомство со свойствами воздуха»
Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Материал: Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.
Литература: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.
Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.
Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»
Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление.
Материал: Два термометра, посуда с горячей водой. 2) Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. 3) Пипетки, шприц, подкрашенная вода. 4) Два листа бумаги
Литература: Дыбина О. В. Неизведанное рядом с. 43

Занятие №3: «Может ли растение дышать?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Опыты: Нужен ли корешкам воздух? Есть ли у растений органы дыхания?
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.28
Занятие №4: «Почему листья осенью опадают?»
Цель: Выявить потребность растения в воде. Установить зависимость роста и развития растений от поступления влаги в корни растений.
Материал: Губки, деревянные бруски, емкости с водой, опавшие листья.
Опыт: Вверх к листочкам, Как увидеть движение воды через корешки?
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» с.33-34

ОКТЯБРЬ

Занятие№1: «Вода в природе и в быту».
Цель: Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, масло.
Опыт: «Вода – помощница»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.41-42.

Занятие №2 «Вода – источник жизни»
Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Познакомить с процессом конденсации. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Материал: 3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.43,
Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

Занятие №3: «Вода – растворитель»

Цель: Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
Материал: Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.46,
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.41-42.
Занятие №4: «Путешествие капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.
Материал: эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус.
Опыт: «Откуда берется вода?»
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.70-73

Ноябрь

Занятие № 1 «Магнит – фокусник»
Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
Материал: Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,
Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.48-49.,
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» №21 стр. 91 (Испытание магнита)

Занятие №2 «Сила тяготения»
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Материал: глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструктора (пластмассовые, деревянные, металлические), мячи.
Опыт: «Почему все падает на землю» Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»,стр.51
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр.47

Занятие №3 « Хитрости инерции»

Цель: познакомить детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.
Материал: игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, монеты, стаканы с водой, сырое и вареное яйцо.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 5,8 стр.48,55.

Занятие №4 «Что мы знаем о времени»
Цель: Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».
Материал: глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами»(Тугушева, стр.80).
Литература: электронная презентация «Детям о времени».

Занятие№1: «Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»
Цель: Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Материал: Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений» . фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д.
Литература: Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

Занятие №2: «Живые камни»
Цель: Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.
Материал: Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь.
Литература: Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.
Опыт: «Что есть в почве?» Дыбина О.В. Неизведанное рядом с.38

Занятие№ 3: «Как появляются горы?» «Извержение вулкана».
Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Познакомить детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.
Материал: иллюстрация с изображением вулкана, модель вулкана, сода, уксус, сухая краска, пипетка.
Литература: Тугушешева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 87-91

Занятие №4 «Твердая вода. Почему айсберги не тонут?»

Цель: Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Материал: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» стр. 78-85;

Январь
Занятие №1 «Если зимушка пришла, много снега принесла»
Цель: Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Материал: емкости со снегом, водой, льдом; пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая тарелочка.
Опыты: «Какие свойства», «Твердые - жидкие»
Литература: Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» стр. 42, 54.

Занятие№2 «Огонь – друг или враг»
Цель: Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.
Материал: Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка.
Опыты: 1. Как первобытные люди добывали огонь?
2. Человек подчинил себе огонь.
3. Чем тушить огонь? Свеча в баке.
Литература: Конспекты занятий в подг.группе (папка). Электронная презентация.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

Занятие №3 «Кто как видит »
Цель: Путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные, проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни.
Материал: повязка для глаз, прозрачная банка с водой, в которой находятся мелкие предметы; зеркало, фотографии животных.
Эксперимент: 1. Одинаково ли видят оба глаза.
2. Как видят заяц и птица.
3. Какие глаза видят лучше: большие или маленькие?
4. Как видит крот?
Литература: А.И.Иванова «Естественно – научные эксперименты в ДОУ» Занятие №42, стр.169.

Занятие №1: «Как увидеть и услышать электричество»
Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Материал: Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.
Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.
Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 28, стр.106.

Занятие №2: «Почему горит фонарик?»

Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
Материал: картинка с изображением электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, лампочка для фонарика, 6-8 лимонов, медная изолированная проволока, скрепки, иголка.
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 29,стр.110

Занятие№3: «Электроприборы»

Цель: Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.
Материал: Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

Занятие № 4: «Радуга в небе»
Цель: Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развивать любознательность и внимание.
Материал: стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Занятие №1: «Первоцветы. Как растут растения?»
Цель: Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
Опыт: «Что внутри?»; «Вверх к листочкам»
Цель: установить, почему стебель может проводить воду к листьям.
Материал: стебель моркови, петрушки, деревянные бруски, лупа, емкость с водой, срезанные ветви деревьев.
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.86.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.34.

Занятие №2: Где растения любят жить?
Цель: углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре, способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Материал: горшки с растениями, воронки, стеклянные палочки, прозрачная емкость, вода, вата, лупа.
Опыт: «Где растения быстрее получат воду», «Хватает ли света?»
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.87.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.38.

Занятие №3: «О чем поют весной птицы?»
Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть строение птичьего пера. Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок-молния, свеча, волос, пинцет; эл.презентация.
Опыт: «Как утроены перья у птиц?» , «Как с гуся вода»

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.40

Занятие №4: «Кто как гнездо вьет?»
Цель: развивать интерес к жизни птиц, расширить представления о месте обитания птиц, расширить знания о видах гнезд и их размещении, определить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.
Материал: плотный ком земли или глины, муляжи клювов из разных материалов, емкости с водой, мелкие легкие камешки, кора деревьев, зернышки, крошки.
Соломинки, веточки, комки глины, сахарный сироп.
Опыт: «У кого какие клювы», «Без рук, без топора, построена изба»
Литература: Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. с.104-105.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.32, 40

Апрель
Занятие№1: «Солнце, Земля и другие планеты»
Цель: Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
Материал: Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы.
Литература: Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с прир.объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г. , с.19.
Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

Занятие№2: «Этот загадочный космос»
Цель: Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.
Материал: Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.
Опыт: «Темный космос», «На орбите»
Материал: фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка.
Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.55-56

Занятие №3: «Рукотворный мир»

Цель: учить детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, познакомить со свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
Материал: предметы из различных материалов, эл.презентация.
Опыт: «Родственники стекла», «Мир вещей».
Литература: Гризик Т.И. Познаю мир. – с.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– с.59.

Тема: «Свет и цвет»
Занятие: «Откуда радуга берется?».
Цель: Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.
Материал: Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.150.
Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование.–М., 2005 г., с.63.
Опыт: «Как увидеть радугу?», «Мыльные пузыри».
Литература: Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность» № 31,стр.115.
Опыт: «Волшебный круг».
Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.
Материал: Цветовой волчок или юла.
Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.151.
Беседа: «Свет вокруг нас».
Цель: Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.
Материал: Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.
Литература: Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе.

«ВОДА»

Цель:

Создание условий для развития познавательной активности по средствам ознакомления со свойствами воды.

Задачи:

Обеспечить условия для познавательной активности, в ходе экспериментальной деятельности.

Создавать условия для развития обобщенных представлений у детей о значении воды в жизни человека.

Создать условия для развития мыслительной деятельности.

Создавать условия для побуждения детей к речевой активности.

Содействовать развитию у детей способности поддерживать доброжелательные отношения друг с другом, действовать слаженно.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Все сумели мы собраться?
За работу можем взяться?
Будем думать, рассуждать?
Можем мы уже начать?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Вот только интересно, чем бы нам таким заняться?...

Ребята, вы ничего не слышите? (прислушиваются к журчанию воды). Что это за звук?

Дети: Звук воды.

Воспитатель: А где она журчит?

(Все вместе подходят к журчащему фонтану, любуются и находят письмо).

Читают письмо:

Ваш друг НЕЗНАЙКА.

Воспитатель: Интересно, про что это он?

(Если дети не скажут, воспитатель читает загадку).

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

Ребята, где вы видели воду? Часто ли вы с ней встречаетесь?

Для чего она нужна? А может ли человек прожить без воды? Кому кроме человека нужна вода? (ответы детей).

А как вы думаете, много ли воды на нашей планете?

Посмотрите на глобус, каким цветом изображена вода?

Правильно. Голубым.

Что у меня в руках? (яблоко).

Вот если разделить его на 3 части, то 2 части занимает вода, и только 1 часть суша.

Воспитатель: Смотрите, похоже. Что здесь от нас что то спрятано?...

(Убирают покрывало со стола и обнаруживают:

«Лабораторию по исследованию воды»)

Но что же такое вода?

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? (она льется)

Почему она льётся? (потому что она жидкая).

Уважаемые, исследователи, оказывается между частичками воды большое расстояние и частички свободно держаться друг за друга.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

«ВОДА – ЖИДКОСТЬ».

(выставляется схема на доске).

Проводится ряд опытов :

Опыт 1 «Вода – прозрачная»

Воспитатель: А теперь посмотрите сквозь воду в стаканах на наши игрушки, лица ребят. Хорошо ли видны предметы, на которые вы смотрите? А давайте сравним с молоком. Опустите ложку сначала в воду, а потом в молоко…

ВЫВОД – вода прозрачная (выставляется символ)

Опыт 2 «Вода безцветная»

Посмотрите у вас возле стаканов разные цветные полоски. Приложите полоску к стакану с водой. Имеет ли она, какой то цвет? - НЕТ. Но вода может поменять свой цвет, если мы ей в этом поможем… Расскажите, как это можно сделать?

Давайте добавим немного краски и посмотрим, что произойдёт?...

Что произошло? (вода изменила свой цвет).

ВЫВОД – вода не имеет цвета, но она может менять его, в зависимости от того, что в нее добавили (внести символ)

Опыт 3 «Вода не имеет запаха и вкуса». Дети нюхают воду. Чем пахнет вода? - (совсем не пахнет).

Вода не имеет запаха, если она чистая. Давайте найдем с вами схему, которой можно обозначить, что вода без запаха .

Хочу отметить, уважаемые исследователи, что вода, которая, течет из водопроводного крана, может иметь запах, потому что в неё добавляются специальные вещества, с помощью которых воду очищают.

А теперь нальем в свои стаканчики чистую воду и попробуем ее. Какой вкус у воды?

А теперь добавьте немного сахара, размешайте и попробуйте.

ВЫВОД – вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Помещаем символ на доске.

Опыт 4 «Вода – растворитель.

Мы добавляли в стаканчики сахар, и он быстро растворился, но вода осталась прозрачной. А теперь предлагаю добавить в воду мел. Посмотрите, что произошло.

ВЫВОД – вода может растворять вещества и становиться мутной.

Помещаем символ на доске.

А, как вы думаете? Можно ли, эту воду очистить? (ответы детей).

Воспитатель: Можно ребята. И делается это при помощи фильтра.

Опыт 5 «Плотность воды»

Опускаем сырое яйцо в стакан. Оно тонет. Вытаскиваем его и добавляем в стакан соль – несколько ложек. После того как яйцо положили в соляной раствор, оно будет плавать на поверхности. Соленая вода плотнее обычной, именно поэтому в море плавать легче. В Хакассии есть озеро Тус. По солености его можно сравнить со знаменитым Мертвым морем в Израиле. Я пыталась плавать в этом озере, ощущения незабываемые. Ты просто повисаешь в воде и можешь совершенно не шевелиться, вода будет выталкивать. Но и понырять, и порезвиться в озере также не получится, вода как будто тягучая и выедает глаза.

Ребята, вам интересно было заниматься опытами?

Мы так много с вами сказали про воду, но я вот не пойму, а откуда она берётся, и почему не кончается?

Давайте воспользуемся техникой. Может мы, в компьютере сможем найти ответ?

(Смотрим фильм круговорот воды в природе).

(После просмотра фильма, находим, ещё один конверт - с пазлами.

Чтобы собрать картинку надо получить деталь от пазлов, а для этого надо решить вода это хорошо или плохо. (Игра хорошо – плохо).

Например:

- Вода хорошо : можно плавать, умываться, любоваться фонтаном, рыбкам плавать в реке, пить воду, играть с мыльными пузырями и т.д.

- Вода плохо : наводнение, можно утонуть, промочить ноги, затопить квартиру, мыть руки холодной водой, обжечься горячей водой и т.д.

После этого дети складывают картинку и смотрят, на сколько человек состоит из воды.

Вот почему, ребята человек не может прожить без воды. Без воды он может прожить всего лишь 5 дней…

Ну, вот ребята, такую, на мой взгляд, интересную тему мы с вами сегодня обсудили…..

Ничего не оставили без внимания?...

Дети видят коробку с надписью: «Волшебная вода».

Воспитатель открывает коробку и ведёт диалог с детьми:

Раз вода волшебная, значит с ней что то должно происходить?...

Давайте вспомним какие – нибудь, заклинании из сказок…

Например: Абра - кодабра…- (ничего не происходит…)

Может: Крибле, крабле, бумс!... – (тоже ничего непроисходит…)

А, давайте попробуем так:

Будем чудо в гости звать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Баночкой взмахнем своей,

К волшебству спешим скорей!

В баночках вода окрашивается в разные цвета, и дети рисуют картинки.

(На белом листе, белым восковым мелком нарисованы картинки. Когда дети начинают красить лист окрашенной водой рисунок проявляется.)

Пока дети рисуют, воспитатель достаёт с этой же коробки ещё одно письмо от Незнайки и зачитывает детям вслух…

Ребята, если вам понравилось, всё что я сегодня для вас приготовил, отправьте мне улыбающегося смайлика в конверте, а если не понравилось, тогда грустного смайлика.

ПОКА!!! ПОКА!!!

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

Ход занятия.

В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

Орг. игра с воздухом «Парашют»
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
- А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
- Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь)
- Что внутри них? (воздух)
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.


Скачать бесплатно в.pdf

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе строится на творческой активности детей, изучающих явления природы и окружающего мира, устанавливающего взаимосвязи предметов и явлений, систематизирующих полученные знания и навыки.

Познавательная деятельность детей дошкольного вписана в контекст ролевых игр. Педагоги и психологи акцентируют внимание на важности внедрения разнообразных игр и познавательных занятий в программу дошкольного образовательного учреждения. В ходе игры дети могут получить представление о заданном объекте, осознать взаимосвязь действий, деталей, явлений.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду

В старшем дошкольном возрасте процесс познания основывается на желании изучать и исследовать окружающий мир. Любознательность воспитанников ДОУ расширяется, дети нуждаются в пополнении запаса знаний, они пытаются составить собственное мнение о мире, который их окружает. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе позволяет воспитанникам ДОУ:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать единую картину из разрозненных фактов;
  • ориентироваться во времени и пространстве.

Психологи выделяют несколько важных функций, которые выполняет подобная деятельность:

  1. развитие и любознательности у детей дошкольного возраста;
  2. осознание временных, пространственных и классификационных отношений;
  3. переход от систематизации теоретической информации к непосредственной практической деятельности;
  4. расширение словарного запаса, формирование навыков анализа, мышления, ведения беседы, развитие внимания;
  5. расширение кругозора, освоение представлений о природе и социуме;
  6. развитие простейших географических и исторических знаний.

Федеральные стандарты образования выдвигают высокие требования к развивающим, образовательным и воспитательных задачам в ДОУ. Их решение позволит сформировать самостоятельность, инициативность и . Развитие дошкольника во многом определяется его стремлением к самостоятельному изучению и развитию. Важно, чтобы ребенок естественным путем получал информацию о людях, окружающем мире, объектах природы, законах общества.

Активность дошколят в исследованиях и познании

Современная педагогика выделяет несколько видов познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Чаще всего этот вид деятельности проявляется в действиях по образцу, предложенному воспитателем. Наставнику дошколят следует предложить алгоритмы действий для детей, тогда воспитанники смогут принять задачу, выбрать возможные варианты действий по предложенным образцам, достижении определенных результатов.

Существуют проверенные педагогические приемы, которые позволяют простимулировать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитателям и педагогам уместно использовать мотивацию, эмоционально окрашенную образную речь, которая пробудит интерес к выполнению поставленной задачи. Если наставнику детей удается убедить их в том, что он не знает ответа на поставленный вопрос, малыши захотят помочь ему отыскать ответ, что станет началом успешной совместной . Важно, чтобы воспитатель мог вовремя уйти на второй план в поиске ответа на поставленный вопрос. Так, дети получат возможность изучать и экспериментировать самостоятельно.

На помощь наставнику придут вопросы:

  • Что нового ты узнал в ходе эксперимента?
  • Что даст тебе этот эксперимент?
  • Какой результат ты ожидаешь по завершению работы?
  • Как ты думаешь, чем окончится эксперимент?

Таким образом воспитатель выполнит функции тьютора, уточняя алгоритм действий малыша, помогая ему самостоятельно найти ответ. Для этого важно иметь в арсенале чертежи, схемы, модели планет солнечной системы, географические карты и прочее оснащение. Творческое воображение позволяет ребенку представлять результаты деятельности.

Примерный план предметно-исследовательской деятельности в старшей группе

Название мероприятия Задачи и содержание мероприятия
1. Наш участок Закрепление знаний об осеннем участке. Развитие умения наблюдать за кустарниками, деревьями, которые растут на участке. Рассматривание осенних листьев (ищем самые яркие, самые маленькие/большие, узорчатые).
2. Чудеса нашего участка Знакомство с дождевыми червями, бабочками, насекомыми. Наблюдение за дождевым червем, его движениями, формой тела.
3. Животные - наши друзья Изучить органы обоняния у собаки или кошки. Предложить животным свои любимые угощения, выяснить, какая пища разрешена четвероногим, а какая - нет. Узнать, как животные определяют пищу органами обоняния.
4. Деревья на нашем участке Закрепить знание названий деревьев. Узнать, какие из них плодоносят, какие плоды деревьев съедобны, а какие нет. Взять в группу веточку березы и пронаблюдать, как из почек появятся первые листочки.
5. Лесные ягоды Узнать с детьми, какой вкус и цвет у лесных ягод. Оценить их размер и форму. Закрепить знание названий ягод.
6. Птицы Познакомить дошколят с голубем, вороной, воробьем. Оценить их внешний вид, выяснить характерные каждой птице черты.
7. Воздух, которым мы дышим Рассказать детям о свойствах воздуха, которым мы дышим, но не видим. Исследовать пластиковую бутылку на наличие воздуха (сжать ее), узнать, если ли воздух в бутылке из-под молока или сока, воздушном шарике (проколоть его).
8. Земля - наш дом Познакомить детей с глобусом, пояснить, что это модель нашей планеты. Рассказать, как вращается Земля, показать на глобусе материки, нашу страну.
9. Горы-великаны Продолжить знакомство с Землей по глобусу. Показать детям, как отмечены на картах и глобусе горы. Указать на самые высокие из них (самые высокие горы в Индии и России). Сделать эксперимент с песком, исследовать песчинки с помощью лупы.
10. Вода Узнать больше о свойствах льда. Провести эксперименты со льдом: положить его в холодную и горячую воду. Посыпать лед солью и проследить, как быстро он будет таять. Нажать на лед пальцем, ложкой.
11. Снег Познакомить детей со свойствами снега, доказать, что это вода. Рассказать о функции снежного покрова для растений.
12. Бумага Знакомство со свойствами разных видов бумаги: калькой, картоном, писчей. Эксперимент: сгибание, сминание бумаги, воздействие воды, огня, ветра.
13. Звезды в небе Познакомить дошколят со звездами и самой яркой из них - Полярной. Пронаблюдать за звездным небом, провести беседу о космосе и далеких планетах.
14. Сила ветра Рассказать детям о силе и значении ветра. Научить определять направление ветра с помощью флажка, ленточек или дерева.
15. Наш огород Пояснить роль света в жизни растений. Провести опыт с луком. Луковицу поместить в стеклянный сосуд, наполненный водой, в вторую оставить в темноте без воды. Пронаблюдать, когда появятся побеги. Сделать вывод, что на свету побеги яркие и появились быстрее, в банке с водой у лука появились корни, а без света корней нет.

Эксперименты можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Важно, чтобы дошкольники принимали активное участие в познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.


Номинация: Детский сад, Конспект занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Старший возраст

Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о , познакомить со свойствами масла

Задачи:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становления сознания;

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Демонстрационный материал:

Иллюстрации растений, круги Эйлера, схема свойств воды, две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал: рабочие карточки для исследования, фишки красного и зеленого цвета, одноразовые стаканчики, ложечки, соль, кисточки, набор картинок подсолнуха и капельки воды, клей, салфетки, дощечки.

Предварительная работа:

— Беседа о воде.

— Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.

Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.

Экскурсия на кухню.

Ход НОД:

1.Беседа воспитателя с детьми о времени года .

Какое время года?

Как изменилось вокруг?

2.Мотивация.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что-то важное.

(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)

Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли

3.Беседа.

Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

Название: Конспект НОД по познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

4 .Дидактическая игра «Назови растение».

Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен,

репей, хлопок, виноград, огурец.)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5.Исследовательская деятельность.

Будем проводить исследование.Необходимо надеть фартуки,занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования,мы будем приклеивать красные кружки,если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель.(воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию.

6.Практическая деятельность.

Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

1.Дети нюхают воду.

2 . Пробуют на вкус.

3. Кладут сахар и размешивают.

4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

— Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)

— Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)

Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)

— Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)

— Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)

— Растворитель? (Да – зеленый кружок)

— Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7.Физминутка.

Две сестрицы — две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

8.Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой.

— определить прозрачность,

Имеет ли вещество цвет;

— есть ли запах;

— растворяет ли сахар в нашем случае;

— остается ли след на руках.

9.Вывод.

Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10.Работа с кругами Эйлера.

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

11.Работа с микроскопом.

— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия.

Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.

Подготовила воспитатель Клишина В.В.