Почему ребенок капризничает только при маме.

Давайте разберёмся, как реагировать маме, если ребенок именно с ней ведет себя хуже всего

Кого ребенок любит - тому от него и достается

Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: «У нас с ним нет никаких проблем». И только с мамой - в основном это адресовано маме - ребенок ведет себя просто ужасно. Часто родители, особенно если это первенец, не понимают, в чем же тут дело.

Очень распространена такая тенденция: если что-то происходит не так, значит, виноваты именно мы, родители. Я, мама, сделала что-то неправильно, поэтому ребенок так сложно себя ведет.

Есть одно простое правило в психологии детско-родительских отношений: ребенок ведет себя хуже всего именно с тем, кого больше всего любит. Вернее, с кем наиболее близкие и доверительные отношения. Если вы столкнулись с феноменом, когда ваш ребенок ведет себя хуже всего именно с вами - радуйтесь, вы создали ему тот самый базовый уровень доверия, о котором так модно упоминать в современной теории привязанности. Это, действительно, здоровые отношения с мамой.

Если ребенок при маме ходит по струнке, а всё плохое поведение выдает, скажем, няне или бабушке, то вот это поведение должно вызывать гораздо большее напряжение. Значит, он с мамой собран, он с мамой, что называется, «в офисном костюме». Но это редкий случай, для этого нужно работать не просто full time, а вообще всё время. И совсем мало видеть ребенка.

Такой тип поведения бывает у ребенка в тех семьях, где есть две няни, которые работают через сутки, а родители его видят по выходным. С моей точки зрения, к счастью, в России таких семей не очень много. Наша же стандартная ситуация обычно такая: мама самый близкий ребенку человек, а ребенок с ней хуже всего себя ведет.

Объяснение такое: да, ребенок с мамой ведет себя хуже, потому что может позволить себе не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже научился себя контролировать и даже делает это систематически. Это первая причина.

Ребенок - это хамелеон

Вторая причина, по которой дети могут хуже себя вести, и опять же именно с мамой, такая: ребенок - это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций. Мы сейчас говорим о дошкольнике, вернее, о ребенке до шести лет, потому что ближе к этому возрасту начинают вызревать другие механизмы, и такое поведение отходит на задний план.

Ребенок - это хамелеон, и это один из механизмов развития, совершенствования и обучения. Пока ребенок мал, 80% обучения для него - это имитация: ребенок имитирует мамину походку, движение взрослого ложкой, отцовское поведение. Иногда от этой имитации большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок сымитировал, скажем, работу на компьютере и «отрубил» вам системный блок. Или что-нибудь кулинарное - и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим и даже можем над этим посмеяться, если не слишком перегружены и не очень нервничаем.

Уровень эмоциональной имитации обычный родитель видит гораздо хуже. Когда ребенок плохо себя ведет при приходе мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо, - это очень наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства.

Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них всё было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна. Он стал фиолетовый в крапинку. Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Он это делает без мысли, как растение поворачивается к свету, как собака или кот приходят жалеть или лечить хозяина.

Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на те или другие слова. А ребенок всё еще фиолетовый в крапинку, он не успел стать снова красненьким в полосочку.

У ребенка на какое-то время включается просто клин: одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, и одна из возможностей выйти из этой растерянности - провокативное поведение. Это всё происходит не на уровне осознавания, это истерика, поведенческий сбой.

Я - плохая мама

Как только родители перестанут думать, что это поведение ребенка обращено на них, и что именно они виноваты в том, что произошло, откроется огромный арсенал возможностей и реакций. Потому что типичная внутренняя логика: я - плохая мама. Еще бабушка может подлить масла в огонь: «Я же прекрасно с ним справлялась», «У нас так мило прошел день», «Мы с ним всегда ладим, ну что же ты делаешь такое, что у тебя ребенок сразу заплакал?»

В некоторых случаях нужно просто пропускать эту эмоциональную волну. Эта метафора связана для меня с образом из детства, когда маленькими мы прыгали на волнах. (Большие тоже любят прыгать на безопасных волнах внутреннего моря, когда слегка штормит). Для того, чтобы начать прыгать, нужно переждать одну волну и под нее поднырнуть. И дальше уже оказываешься в комфортном, вполне безопасном пространстве.

То же самое с эмоциональными реакциями ребенка. Если только мы чуть-чуть подождем и не опасно отстранимся, не станем холодными, а отойдем на пару шагов, то ребенок перестроится. Скорее всего, из поведенческого сбоя он выйдет сам, а даже если и застрянет в нем, мы можем ему помочь словами: «Ты так сейчас шалишь, что я понимаю, что ты по мне очень скучал». Переждать волну и сделать возможной перемену в цвете - ребенок из фиолетового в крапинку станет вновь красненьким в полосочку.

Если контраст между бабушкой и мамой слишком большой, то реакции такого типа бывают очень сильными. Тогда нужно устраивать так, чтобы ребенка буквально моментально передавать с рук на руки. Потому что ребенка так и будет клинить, если мама с бабушкой сядут пить чай.

Выделенная линия общения с каждым взрослым

Бывает, нужно смириться с тем, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым. Лучше дверь в дверь - один пришел, другой вышел. И мама еще какое-то время должна подождать, пока ребенок вернется в норму, превратится в свой цвет.

Имеет смысл вообще держать в голове такую картинку: с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения, выделенная линия общения.

У ребенка должна быть выделенная линия общения с бабушкой, с няней. В основном это бывает с бабушками и дедушками, но и разведенные папы тоже на выделенной линии висят. Это свои особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой, которые развиваются по другим законам, в которых ребенок другой, ведь в каждых близких отношениях человек проявляется по-разному.

Такие отношения не будут опасными, при условии, что со стороны мамы они не будут вызывать ревности, отпора, агрессии, диктата. Ведь если мама достаточно времени проводит с ребенком, отношения с ней останутся для него самыми главными и доверительными, в них больше всего можно. Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими в каком-то пространстве, это только пойдет всем на пользу.

Если ребенок совершенно другим голосом и с другими интонациями говорит с бабушкой и, возможно, ею командует и даже манипулирует, то он ведет себя так, потому что для бабушки это нормально, бабушка это разрешает, у них развивается своя, вполне гармоничная история.

В отношениях с разведенным папой, конечно, всё не настолько спокойно и безопасно, тут гораздо сложнее дать выделенную линию. Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях вы не сомневаетесь, вполне просто позволить отдельный формат. Выделенная линия общения будет с первым учителем, если он окажется человечным. А потом ребенок сможет сформировать свою историю общения с друзьями.

Ребенок капризничает с мамой,устраивает ей истерики,зато с остальными он просто ангелочек, причина в том, что ему не хватает ее внимания

Мать находится рядом с самых первых минут жизни крохи. Она заботится, кормит и пеленает, а ребенок, еще не видя, ощущает ее запах и прикосновения. С мамой малыш познает мир, учится ходить, говорить. Однако в какой-то момент мама вынуждена выйти на работу. Домой она приходит уставшая, и у нее нет ни сил, ни желания играть с малышом. И в те непродолжительные минуты единения ребенок закатывает истерики.

Что это? Такое поведение ребенка вполне объяснимо. В его понимании родной человек его предал, и маму нужно наказать. Он ужасно скучает, но вместо этого прогоняет предательницу. Возможно, вы слишком рано оставили малыша, или же в суматохе дней забыли про ваши ежедневные разговоры и традиционные игры. Когда ребенок капризничает с мамой - он, прежде всего, сигнализирует, что он скучает и даже ревнует к работе.

Психологи предостерегают, что выборочная модель проектирования капризов чревата тем, что именно этот человек в дальнейшем будет вызывать у повзрослевшего ребенка равнодушие и жестокость. Мама, как бы ни была загружена, должна найти время для своего ребенка: простой душевный разговор творит чудеса и растопит самый твердый лёд. Не следует, как вор убегать на работу - создайте свои традиции расставания. Пусть малыш нарисует сюрприз маме, а она, в свою очередь, порадует кроху чем-то вкусненьким. Не забывайте про поцелуи - и при встрече, и при расставании.

Однако в погоне за позитивными эмоциями не следует забывать и о воспитании как процессе, иначе очень скоро малыш начнет с помощью своих слез манипулировать родителями. Мама должна быть ласковой и строгой одновременно.

Кстати, есть еще одна причина, почему капризничает ребенок только с мамой. В какой-то момент мама выказала слабость и пошла на поводу у ребенка. Чувствуя свою вину, она решила попросту откупиться от крохи подарками. Но теперь любой отказ сопровождается истериками. В такой ситуации может оказаться любой член семьи, где нет единого взгляда на воспитание ребенка. И, между прочим, доказано, что дети больше любят и уважают тех, кого слушаются, но не тех, кем управляют.

Еще один очень важный, переломный момент в жизни, который наиболее часто сопровождается капризами, – вступление в детский сад. И снова мама, которая отводит и отдает малыша чужим тетям, виновата. И пока она сама не настроится на позитив, не опишет все положительные стороны - ребенок будет плакать и сердиться.

«Быстро замолчи!», «Как некрасиво» и «Пожалуйста, успокойся!» – типичная реакция родителей на детские слезы, истерики и капризы. Ответ, как правило, тоже типичный – слезы еще более горькие, а крики – громкие. И ведь совсем не потому, что «он назло», «довести хочет» или «совсем не понимает»…

Не понимаем, скорее, мы – причины такого поведения. И именно поэтому не можем найти общий язык. А ведь если разобраться, что к чему, взаимопонимание наступит куда быстрее.

Причина: усталость и дискомфорт

Хочется спать, пить или есть, жарко, душно, давит ремень брюк или ремешок туфель, болит живот. Проанализировать свое состояние крохе лет пяти нелегко – ему плохо, и все тут. Самые проникновенные разговоры и самые изысканные психологические приемы бессильны, пока не устранена основная причина. Умыть, напоить, дать банан, взять на руки и успокоить – первично, а беседу о поведении можно и отложить. Часто – уже за ненадобностью.

Причина: перевозбуждение

В просторечии – «Этому неблагодарному всегда мало». Парк, кино, кафе, шарик – казалось бы, чего еще, и вдруг чадо впадает в истерику, требуя сладкой ваты, которая, как назло, кончилась. Слишком много эмоций, пусть даже и положительных, – тоже испытание для детской нервной системы. И чтобы сбросить напряжение, он непроизвольно «подыскивает» причину. В общем, в случае с детьми больше развлечений – не всегда значит лучше. И важно вовремя остановиться, чтобы покормить крошками голубей или просто посмотреть на облака.

Причина: неумение выражать свои эмоции

Он испугался, обиделся или расстроился, хочет побыть один, или совсем наоборот, но не знает, как объяснить это. И сигнализирует единственным доступным способом: криком и плачем. За ним может стоять «пожалейте меня», «скажите, что любите», «успокойте». Чтобы помочь крохе понять это, поговорите с ним: что он чувствует, чего хочет, как это можно объяснить.

Причина: проверка границ дозволенного

— Ма-ам, ну можно мне (на качели, погулять, мороженого?)
— Нет!
— Ну ма-ам, ну пожа-алуйста.
— Ладно, но это последний раз!

Детям нужны правила. И когда они меняются в зависимости от родительского настроения, ребенок нервничает, и пытается понять – где она, та граница запретного? Можно ли ее перейти? И что будет? Такие «проверки на прочность» прекращаются, когда «можно», «нельзя» и «в зависимости от погоды (дел, поведения)» становятся постоянными и предсказуемыми. А убежденность в том, что маму можно упросить, главное реветь погромче, будет приводить к новым и новым капризам.

Причина: нехватка внимания

Внимание бывает разное – книжки и игры, наказания и нотации. Первое, конечно, лучше. Но если его нет, подойдет и второе – это лучше, чем мамина спина за неизменным компьютером или возле плиты. Наругают, потом будут воспитывать, а потом – простят, обнимут и поцелуют – в общем, отвлекутся от своих скучных взрослых дел.

С маленькими детьми часто это случается, если мама не просто занята, а «дарит» драгоценное внимание кому-то другому – подруге за чаем, коллегам в телефонном разговоре, знакомой на улице. Регулярно выражая любовь словами, поцелуями и делами, можно снизить граду и количество таких приступов.

Марина Беленькая