Работа с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста. Вопросы родителей - речевое развитие Речь ребенка дошкольника вопросы родителей

Одним из основных заданий, которые родители ставят перед собой это максимально способствовать развитию речи малыша. Это совсем не вызывает никаких вопросов. Поскольку достаточный уровень устной речи дает возможность ребенку полноценно развиваться в будущем, а также общаться с ровесниками и окружающими его людьми. Система речи помогает связать полученные ранее образы, создав особую систему. Такая система становится основанием для дальнейшего процесса обучения ребенка. Новая информация как кирпичики доставляется на подготовленный ранее фундамент. С каждым годом речь все более важна и выполняет особые функции. Вся информация вокруг ребенка предоставлена в виде устной либо письменной речи: тексты книг, фильмы, телепередачи, рассказы взрослых.

Особенности развития речи

В возрасте до трех лет развитие речи для ребенка особенно важно, поскольку на этом этапе ребенок осваивает родную речь. Способность разговаривать не только формируется, она развивается особо быстрыми темпами. Если занятия, а также общение ребенка организовано правильно, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных качеств, это способствует решению возможных проблем в развитии малыша.

Ожидания родителей

Современные родители особенно следят за развитием детей и полностью осознают то, насколько важно для малыша научиться правильно говорить. Но иногда сами родители становятся причиной замедления этого процесса. Они стараются сравнить своего ребенка и его достижения с уровнем развития сверстников. Не возникает никаких проблем, если ребенок начинает разговаривать в соответствии с возрастом и с радостью повторяет и имитирует услышанные звуки и слова. Но иногда все происходит абсолютно наоборот. Окружающие малыша люди начинают беспокоиться в том случае, если речь ребенка непонятная, нечеткая, а воспроизводимые звуки абсолютно не различимы. Более того, родители остаются с проблемой один на один, поскольку малыш в этот период не ходит в детский сад.

Уровень развития речи ребенка: как определить?

Чтобы узнать есть ли отклонения в речи вашего малыша, не стоит сравнивать его достижения с уровнем соседских детей. Намного эффективнее использовать для анализа таблицы развития речи ребенка в соответствии с возрастными нормами. Получить эту информацию несложно, она находится в открытом доступе для всех. Благодаря таким таблицам родители могут ознакомиться с основными периодами развития речи ребенка. Согласно предоставленным данным можно узнать об основных периодах формирования речи (появление гуления, лепета, начальных словах, первых фраз), о динамике в развитии пассивного словаря малыша (понимание слов без активного воспроизводства) и активного словарного запаса (понимание и использование слов в речи). Учитывая полученную информацию можно точно определить возможные изъяны в развитии, а также дефекты речи ребенка.

Следует ли специально проводить занятия для развития речи?

Не нужно быть специалистом в этой сфере, чтобы догадаться об ответе. Конечно, ребенка следует постоянно тренировать и активизировать умственную деятельность ребенка. Не все родители придерживаются такой точки зрения. Иногда можно услышать, что не стоит забивать ребенку голову, он и сам сможет «разговориться», когда время придет. Действительно, иногда так и случается. Но не лучше ли более активно подойти к решению проблемы, чем надеяться на случай. Ведь подобрав оптимальные виды занятий, вы значительно повысите шансы ребенка на успех.

Как организовать развивающее окружение?


Создав подходящие условия, родители обеспечивают оптимальную среду для развития малыша. Основное и главное задание родителей - постоянно разговаривать со своим чадом, т.к. в этот момент зарождаются первые звуки и слова благодаря способности ребенка подражать взрослым. Родители должны комментировать все действия, ситуации, с которыми сталкивается ребенок ежедневно. Например, описывайте каждый этап умывания. «Пойдем, умоем глазки и личико. Что необходимо сделать? Открыть кран. Кран требуется покрутить. Открыли и водичка течет. Теперь берем мыло. Нашли мыло. Давай потрем наши ручки с мылом. Тебе помощь нужна? Ручки намылили. Теперь необходимо мыло смыть. Нам опять нужна водичка. Смоем водичкой мыло. Переходим к личику. Чтобы искупать наше личико, набирай водички в горсть. Смой лицо водичкой. Потрем лицо. Закроем водичку. Закрути кран. Не в ту сторону. В противоположную. А теперь поищем полотенце. Вытираем полотенцем ручки, глазки и личико. Умница! А какое лицо чистенькое, свеженькое!»

Также можно комментировать и прогулку.

«Пойдем, погуляем. Посмотри, какая погода! Тучки набежали. Дождик капает. Необходимо спрятаться. Прячься под капюшон. А мама откроет зонтик. А теперь погуляем. Дождик сделал лужи на тропинке. А вон там стоит высокое дерево. Что случилось с листиками? Почему они под деревом? Они упали, потому что осень. Она разукрасила листики в красный, желтый и коричневый цвета».

Описывайте ребенку все действия, начиная с умывания, и продолжайте озвучивать все ситуации на протяжении дня, даже на занятиях детским фитнесом в Новосибирске .

Следует знать, что изначально такие комментарии довольно сложно даются взрослым, но со временем они привыкают и меняют свой стиль общения с ребенком. Итог зависит от тренировки. При желании, а также упорности, родители легко научатся беседовать с малышом, учитывая этапы развития речи.

Не забывайте о балансе. Не стоит перегружать ребенка излишне информацией, говорите много, но не переусердствуйте. Озвучивайте действия без излишней эмоциональности, простыми предложениями.

Занятия для развития речи


Кроме того, что родители имеют желание помочь ребенку и активно к этому стремятся, они должны организовать систематические тренировки для того, чтобы ребенок как можно быстрее освоил речь и избавился от дефектов речи.

Для этого следует ознакомиться с дополнительной информацией и овладеть дополнительными знаниями.

Развитие речи условно разделяется на - понимание, то есть пассивное пользование и непосредственно активное использование, и развитие речи малыша. Добиться успеха на том или ином этапе помогут только постоянное внимание к проблеме и обеспечение всестороннего развития речи ребенка. Дополнительно следует постоянно контролировать развитие систем дыхания и слуха, а также умение подражать.

Занятия требуются не только для тех детей, у которых присутствуют явственные проблемы с организацией речи, с логопедическими проблемами, но и малышам с нормальным развитием.

Развиваем восприятие речи

Чтобы ребенок достиг успеха в развитии понимания речи, необходимо сконцентрировать занятия на расширении пассивного словаря, что обозначает обогащение разнообразными частями речи: наречия, местоимения, глаголы и прилагательные. Обращайте внимание в процессе работы не только на накопление словарного запаса, но и на фразы и более сложные синтаксические конструкции. Чтобы организовать работу было легче, предлагаем вам ориентировочный перечень тематики для запоминания детям. Подбирать следует только те слова, которые знакомы ребенку и обозначают те предметы и действия, что он постоянно употребляются в его обиходе. Также не стоит забывать о лексике, которая обозначает чувства близкие ребенку. Не переусердствуйте с лексикой, которая имеет абстрактное значение.

Предметный словарь: части тела (уши, нос, волосы, руки, ноги), одежда, обувь (брюки, платье, футболка, туфли), игрушки (кукла, мишка, пирамидка, карандаш), дом (окно, дверь, комната), мебель (шкаф, стул, кресло), овощи, фрукты, ягоды (малина, клубника, слива, яблоко, груша, огурец, помидор и т.д), животные дикие и домашние (курица/цыпленок, корова/теленок, утка/утенок, волк/волчонок, заяц/ зайчонок) и другие группы слов.

Словарь глаголов: действия, которые выполняет ребенок (бегает, прыгает, спит, ест, умывается, плачет), действия, которые выполняют другие члены семьи или взрослые из ближайшего окружения (убирает, шьет, ремонтирует, готовит, пишет).

Наречие и прилагательные: цвет (белый, черный, красный, синий, зеленый), вкус и ощущения (горький, сладкий, соленый, колючий, горячий, мягкий), размер (высокий, низкий, большой, длинный, маленький).

Рекомендуемые темы не являются правилом, они могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей малыша, их можно облегчить либо усложнить более сложными лексическими единицами. Приведенные группы слов дадут возможность скорректировать работу и выступят в качестве фундамента для дальнейшего развития речи.

Работа со словарем — это занятия как на уточнении значения лексики, которая, известна малышу, так и на знакомстве с новыми понятиями. Занятия можно проводить на протяжении всего дня в игровой форме. Специалисты по развитию детской речи рекомендуют следующие игры: «Найди необходимый предмет соответствующего цвета», «Покажи отгадку», «Найди необходимую картинку».

Кроме освоения слов, следует усложнить конструкции и расширить лексический запас фразами и простыми предложениями. С этой целью предложите малышу использовать элементарные фразы, которые в своем составе имеют простейшие слова, известные ребенку. Такие новообразования могут иметь разнообразное функциональное значение, как ответ, вопрос, предложение и другие. Например: «На лялю!», «Дай ам-ам», «Дима топ-топ», «Анна куп-куп», «Кто там?», «Вот синий зонт». Этап развития фразовых изречений особо важный не только для речи ребенка, но и для всеобщего развития малыша.

Развиваем активную речь малыша

Взрослые особо стремятся к тому этапу, когда ребенок полностью будет воспринимать и воспроизводить речь. Они с нетерпением ждут, когда ребенок отчетливо произнесет свои слова. Развитие активного словаря основано на подражании.

Подражание речи – это повторение звуков или слов, за произносившим их человеком или источником производства звуков. На начальном этапе повторение звуков малышом имеет много схожего с эхо. Через некоторое время ребенок может повторять звуки и слова. Для того чтобы процесс был осознанным, а ребенок связывал слова с определенными предметами или понятиями, сопровождайте свою речь активной практичной деятельностью. Специалисты в сфере физиологии, утверждают, что процесс подражания – это безусловный рефлекс, а именно эта способность является врожденной. Ребенок повторяет речь, не сознательно.

Когда становится заметным отставания в развитии малыша, следует организовать работу с целью активизации желания повторять, воспроизводить слова родителей и других взрослых. Принимайте его желание вторить, даже в том случае, если они не совсем удачны и трудно разбираемы. Игры являются оптимальным решением для развития активной речи. Например, игра в подражание. Полетайте по комнате как самолет, расставив руки в стороны, погудите вместе с ребенком «У-у-у!», езжайте как машины – походите, покрутите «руль», посигнальте «Би-би!», поиграйте на музыкальном инструменте «Ду-ду-ду!», спойте колыбельную любимому плюшевому мишке «Баю-бай!».

Результативным приемом является продолжение строчек знакомых стишков, песенок, потешек. Взрослые начинают проговаривать строчку, делая паузу на последнем слове. Эта пауза дает возможность ребенку продолжить стишок, добавив необходимое слово или всю строчку.

Например:

Петушок, (петушок),

Золотой (гребешок),

Выгляни (в окошко)…

Дам тебе (горошка)!

Существует закономерность между соотношением количества глаголов и уровнем развития речи ребенка. Поэтому следует учитывать эту особенность и обратить внимание во время занятия на развитие и обогащение словаря глаголов у ребенка. Начинайте с наипростейших форм слов, например, топ-топ, баю-бай, ам-ам, и тому подобное. Чтобы процесс занятия стал более ярким и соответствовал реальности, можно иллюстрировать слова фотографиями ребенка или его близких людей.

Безусловным является и использование наглядности, которые активизируют развитие речи ребенка. Для этой цели прекрасно подойдут – предметы обихода, игрушки, книги.

Следите за динамикой развития речи

Не стоит ожидать мгновенного результата в развитии детской речи. Терпение – лучшее качество в такой нелегкой работе. Ведь малыш требует достаточно много времени для того, чтобы впитать знания, овладеть навыками. Проследить развитие, достижения малыша можно с помощью «Дневника развития речи», где следует фиксировать новые слова и фразы, которые ребенок начал использовать в своей речи. Отмечайте успехи и записывайте даты. Таким образом, вам легко удастся проследить как быстро и какие изменения происходят, и Вы сможете сделать более полный вывод о результатах занятий и проделанной работы.

Одним из вариантов решения проблемы в развитии детской речи могут стать занятия в логопедических группах.

Некоторые родители считают, что если ребенок умеет читать, произносит все звуки, немного пишет и считает, то он готов к школе. К сожалению, немногие понимают, что важной составляющей готовности к школе является хорошо развитая связная речь дошкольника. В чем же причины отставания развития связной речи у детей? Как нужно заниматься с ребенком, чтобы к школе малыш справлялся с пересказами и мог составить связный рассказ. Об этом написано в нашей статье.

Критерии нормального развития связной речи дошкольника

Родители с нетерпением ждут от своих детей первых слов. Мамы и папы мечтают услышать от своего малыша стихотворение и показать выступление перед друзьями и родственниками. Родители начинают переживать из−за того, что их ребенок в возрасте 5−7 лет не может составить связный рассказ или пересказать простую историю. Для успешного обучения в школе у дошкольника должна быть хорошо развита связная речь.

Перечислим критерии, которые входят в это понятие.

Умение отвечать на вопросы взрослых точными и последовательными предложениями. Способность составлять рассказы по одной и нескольким сюжетным картинкам. Умение сочинить истории или рассказать о своих впечатлениях от поездки. Способность передать содержание картинки по памяти. Умение придумать продолжение сказки или увлекательной истории автора.

Для того чтобы выявить нарушение развития связной речи, необходимо провести диагностику.

Простой тест для проверки уровня развития связной речи дошкольника

Каждый родитель сможет в домашних условиях проверить развитие связной речи ребенка. Самое главное правило: не заставляйте ребенка заниматься и ни в коем случае не говорите, что вы собираетесь его проверять.

Выберите самое удобное время для общения с дошкольником, например, утром после завтрака. Скажите, что сейчас вы с ним поиграете. В процессе тестирования не делайте ему замечаний, заметив ошибку, и не помогайте справляться с предложенным заданием. В настоящее время вы лишь определяете уровень развития связной речи своего ребенка.

Поставьте перед ребенком его любимую игрушку. Скажите, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Покажите картинку с изображением места, куда вы поедете. Предложите малышу придумать рассказ по картинке. Для второго теста вам понадобится серия из 3−4 сюжетных картинок. Скажите, что Буратино или герой современного мультфильма Дружок запутал историю. Необходимо разложить картинки в правильном порядке и придумать по ним интересную историю.

Речь соответствует возрастной норме, если ребенок самостоятельно, без наводящих вопросов составил рассказ из 5 и более предложений по картинке. Фразы точные, без грамматических ошибок. Предложения состоят из 5 и более слов, в речи использованы союзы и предлоги. История рассказана плавно и выразительно.

Третье задание состоит в том, чтобы малыш описал свою любимую игрушку. Если малыш сомневается и не знает, как это сделать, можно задать ему несколько вопросов. У тебя есть любимая игрушка? Как ее зовут, как она выглядит? Как ты любишь с ней играть?

Речь развивается нормально, если ребенок составил описательный рассказ из 4-5 распространенных предложений.

Высоким показателем речевого развития будет, если ребенок рассказывает о своих игрушках, событиях или праздниках без помощи взрослого.

Заключительным заданием является проверка умения ребенка пересказывать небольшие тексты. Прочитайте малышу рассказ из 5−6 предложений 2 раза и попросите пересказать текст. Ребенок 6 лет должен уметь пересказывать текст без помощи взрослых.

Не стоит переусердствовать и давать все задания сразу. Можно давать по одному заданию в день. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш даже не понял, что его проверяют.

Причины, которые тормозят развитие связной речи

У родителей часто возникает вопрос: почему у нашего ребенка речь плохо развивается, ведь мы ему даем все, что нужно. Ответ не может быть однозначным. Каждый ребенок развивается по−своему. Одной причины быть не может. Чаще всего существует несколько предрасполагающих факторов, которые приводят к неблагополучному развитию связной речи. Перечислим их.

Осложнения беременности.

В период беременности мама перенесла одно или несколько инфекционных заболеваний, которые отрицательно повлияли на развитие речевых зон в головном мозге малыша. Редко, кто обращает внимание на ранние токсикозы беременности. Именно они могут стать причиной речевых нарушений.

Осложнения в родах.

Родовые травмы, асфиксии и гипоксии новорожденного и другие осложнения родов в будущем могут привести к речевым нарушениям у ребенка.

Травмы ребенка.

Нередко малыши в раннем возрасте получают различные травмы головы. Если у ребенка затронуты зоны, где расположены речевые зоны, нарушений речи будет не избежать. На развитие речи влияют все психические процессы, поэтому любая травма головы может негативно сказаться на речевом развитии ребенка.

У ребенка общее недоразвитие речи.

Одной из характеристик ОНР является нарушение развития связной речи. Это тяжелое нарушение речи. Данный диагноз ставят примерно к пяти годам. Но если до этого возраста ваш ребенок плохо общается с взрослыми и сверстниками, не может пересказать рассказ или сочинить небольшую историю, значит уже можно заподозрить речевое нарушение.

Погрешности в воспитании ребенка.

Если родители не дают возможности общаться ребенку с другими детьми и взрослыми, то ждать быстрого и правильного развития связной речи не стоит. Речь развивается, как условный рефлекс, нужен сильный стимул, чтобы ребенок хорошо говорил. Также наиболее частая ошибка родителей состоит в том, что они «задаривают» ребенка игрушками, а вот почитать или поиграть с малышом времени не хватает. Если малыш предоставлен самому себе, развиваться связная речь не будет.

10 правил, которые помогут развить связную речь ребенку

Не стоит думать, что помочь развитию связной речи малышу может только специалист. Есть простые правила, которые помогут вам поверить в свои силы, и вы начнете сами заниматься с ребенком.

Общайтесь с ребенком.

Разговаривайте с ребенком на прогулке, в машине, в автобусе, в магазине, по дороге из детского сада или школы. Отключите мобильный телефон и подарите полчаса времени общению с вашим ребенком. Обращайте внимание ребенка на все, что вас окружает. Радуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям и планируйте вместе следующий день.

Станьте примером правильной и красивой речи.

У ребенка в раннем возрасте речь развивается в основном по подражанию. Ваш малыш будет употреблять те фразы, которые услышит от вас. Следите за своей речью. Старайтесь говорить с ребенком не спеша, развернутыми предложениями. Избегайте сложных научных терминов, говорите просто и понятно.

Отвечайте на вопросы ребенка.

Дети задают очень много вопросов. К возрасту пяти лет малышей можно назвать «почемучками». На все «почему?», «как?», «когда?» нужно найти время ответить. Не игнорируйте вопросы ребенка и постарайтесь найти достойные ответы.

Читайте книги ребенку.

Каждый день читайте книги ребенку и не только перед сном. Лучше выбрать книгу вместе с малышом. Помните, что во время чтения вас не должны отвлекать, ребенок должен видеть, что чтение вам очень интересно.

Учите пересказывать.

Важно не просто прочитать книгу, необходимо понять ее содержание. После того, как вы прочитали сказку или рассказ, попросите ребенка рассказать, что он запомнил. Если малыш затрудняется, помогите ему или перескажите сами. Вскоре малыш попробует сам пересказать любимую сказку.

Рассматривайте иллюстрации в книгах.

Дети младшего возраста любят книги с яркими картинками. Школьники также предпочтут читать произведение с иллюстрациями. Не теряйте возможности развивать связную речь с готовым материалом. Внимательно рассмотрите иллюстрации, назовите главных героев, обратите внимание на одежду героев, чем занимаются, что находится вокруг них.

Фантазируйте вместе с малышом.

Придумывайте свои маленькие истории, можно из жизни ребенка. Дети обожают, когда они сами становятся героями сказки. Если вы сможете увлечь малыша, он сам начнет пытаться сочинять.

Путешествуйте с ребенком.

Разнообразие впечатлений стимулирует развитие связной речи. Не упускайте возможности поговорить с ребенком во время путешествия. Рассказывайте ребенку о том, куда вы едите, чем вы будете заниматься. Не забывайте фотографироваться с ребенком и обязательно проявляйте снимки. Вместе с ребенком рассматривайте фотографии и составляйте рассказ о вашем путешествии. А когда к вам придут гости, попросите малыша самостоятельно по фотографиям рассказать эту историю.

Консультации специалистов.

Если ребенок избегает общения, не пытается пересказывать, у него не получается ответить даже на простые вопросы, значит вам необходимо проконсультироваться со специалистами. В первую очередь обратитесь к учителю-логопеду, психологу и неврологу. Следуйте указаниям педагогов и врачей.

Обращайте внимание на развитие связной речи ребенка, уделяйте время на свободное общение с малышом, полюбите разговаривать с ребенком. Если у вас получится следовать предложенным правилам, тогда и связная речь ребенка будет развиваться правильно.

Дистанционный курс по развитию речи детей от специалиста

Создан специально для родителей детей от 0 до 7 лет!!

"Развитие языковых и коммуникативных способностей детей от рождения до школы"

Курс с моей поддержкой идет в течение 8 недель (два месяца ) - Вы сможете задать любой вопрос в дистанционном классе курса, а также получить обратную связь от меня по Вашим вопросам на вебинарах ответов на вопросы.

Доступ к материалам курса у Вас сохраняется навсегда! И Вы в любой момент сможете вернуться к тем темам, которые будут Вам нужны, когда ребенок подрастет. Также для выпускников курса открыты вебинары ответов на вопросы.

ЭТО ВАЖНО: Количество мест на курсе ограничено, т.к. курс идет с моей поддержкой всех его участников. Поэтому не откладывайте запись на курс! Так как желающих попасть на курс всегда гораздо больше, чем мест на нем.

    • Кандидат педагогических наук (специальность - теория и методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста),
    • Практик с большим опытом работы с детьми,
    • По профессии - преподаватель дошкольной педагогики и методики развития речи в вузе,
    • Автор публикаций по развитию речи детей в журналах "Расти, первоклашка", "Дошкольное воспитание", "Карапуз", "Воробышек", "Современный детский сад", Детский вопрос", "Игры и игрушки. Эксперт", "Игры и игрушки".
    • Автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка»,
    • Ведущая и организатор ежегодной Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!», в которой учатся, творят, общаются более 5 тысяч родителей и педагогов из 26 стран мира
    • Победитель конкурсов профессионального мастерства "Учитель года" и "Московские мастера".

Став участником дистанционного курса для родителей, Вы узнаете:

    • Как создать в семье развивающую языковую среду без лишних затрат времени. денег и сил?
    • Чем отличаются эффективные и неэффективные стратегии речевого общения с малышами?
    • Как определить особенности речевого и коммуникативного развития Вашего ребенка?
    • Как получать радость от домашних речевых игр и занятий с детьми?
    • Что является ключом для пробуждения способностей ребенка?
    • Как правильно использовать систему упражнений по развитию речи для развития интеллекта и коммуникативно-речевых способностей детей?
    • Когда зарождается «языковое чутье» и словотворчество, для чего оно нужно и как его развивать?
    • Как правильно выбирать пособия по развитию речи детей?
    • Как развивать речь малышей по ходу привычной жизни - прогулок, одевания, бесед и других бытовых моментов?

    Вам не потребуется для развития речи малыша дорогостоящих пособий или сложного плана занятий!

    Всё очень просто и доступно каждой маме!

Вы получите на курсе способы, которые помогут Вам создать дома развивающую речевую среду без затрат времени и денег, с радостью и вдохновением! Другой подход - другие результаты, и это Вы увидите по Вашим детям!

В каждой теме Вы получаете:

1. Видеозапись вебинара по теме (120 минут) - информация дается подробно и пошагово по всем возрастам от рождения до семи лет. Примеры заданий, разбор ситуаций практикума.

2. Дополнительные материалы для речевых игр с детьми.

3. Доступ к материалам курса - обсуждения участниц курса и ответы автора курса на вопросы участниц курса.

4. Поддержку автора курса: в озможность задать автору курса вопрос, уточнить, конкретизировать, получить пояснение - через обсуждения в закрытой группе поддержки курса. Возможность обсуждать вопросы с другими участницами курса в форуме.

5. Постоянный доступ к материалам курса даже после его окончания на столько времени, сколько Вам нужно!

Доступ к материалам курса у Вас сохраняется навсегда!

  • Тема 1. Как развивается речь ребенка: научные знания, которые нужны каждой маме и каждой семье
    • Мифы и правда о развитии речи детей.
    • Как развивать речь без лишних затрат времени, денег и сил?
    • Профессиональные хитрости речевого развития малышей, о которых не пишут в Интернете и на форумах.
    • Как общаться с ребенком на разных ступенях его развития?
    • Что такое форма общения и как она влияет на речь?
    • Как дома создать развивающую речевую среду?
    • Каковы эффективные стратегии родителей по развитию речи малышей в повседневном общении с ними? И чем они отличаются от неэффективных стратегий?
    • Как избежать типичных ошибок в речевом общении с детьми разного возраста??
  • Тема 2 - Малыш в мире слов. Знакомимся с окружающим миром. Словарные игры и упражнения для маленьких.
    • Какие бывают слова и как малыши осваивают значения слов? Всё о первых словах малышей.
    • Как слова живут в нашем сознании – интересные факты, которые нужно знать для того, чтобы развивать речь малышей.
    • Как знакомить малышей с окружающим миром?
    • Какие словарные игры и упражнения развивают языковое чутье и языковые способности у малышей
    • Что надо знать, чтобы «не проспать» возможности развития языковых способностей ребенка в дошкольном возрасте

Тема 3: Занимательная грамматика для больших и маленьких

Тайны грамматики – как живет грамматика в нашей жизни: неожиданные открытия

Как дети осваивают грамматику языка – основные этапы

Как правильно реагировать на грамматические ошибки малышей в разном возрасте?

Как предупредить грамматические ошибки?

Как развивать языковое чутье и словотворчество у детей дошкольного возраста?

Грамматические игры для маленьких.

Тема 4. Звуковая культура речи детей. Малыш в мире звуков: Дети и второй язык. Что такое выразительная речь? Игры и упражнения по формированию правильного звукопроизношения и звуковой культуры речи детей.

Малыши и второй язык: за и против. Основные подходы к обучению. Данные психолингвистических исследований.

Звуковая культура речи - что в нее входит и зачем она нужна?

Как малыши осваивают звуковую сторону родного языка?

Система игр по звуковой культуре речи в семье.

Можно ли в семье помочь ребенку освоить правильное произношение звуков?

Какие пособия помогут Вам и Вашему малышу?

Тема 5. Развиваем связную речь. Рассказывать, сочинять, беседовать - это увлекательно и весело!

Развитие способностей малышей - в чем главный секрет развития ребенка и создания развивающей среды дома?

Что такое «связная речь»?

Почему связная речь – показатель интеллектуального развития ребенка и его готовности к школьному обучению?

Как можно развивать связную речь дома – интересно, увлекательно и с радостью для детей и взрослых?

Практические примеры заданий по развитию связной речи детей дошкольного возраста в семье.

Тема 6: Определяем уровень речевого развития и особенности речевого развития ребенка. Тематические речевые дни и недельки дома.

Мониторинг речевого развития детей. Зачем он нужен и как правильно его провести?

Что нам дает анализ результатов, или строим планы.

Ответы на вопросы участниц курса.

Конкретные примеры анализа высказываний детей участниц курса.

Как проводить тематические дни и недели по развитию речи малышей с детьми разного возраста: основные подходы, типичные ошибки и как их избежать.

Что такое комплексный подход к развитию речи детей?

Я очень дорожу теми искренними отношениями, которые складываются у меня с участницами курса, поэтому цитируя здесь их

высказывания о курсе, я изменила их имена.

Татьяна: "Курс позволил мне по-другому посмотреть на развитие ребенка в целом: изменились приоритеты, цели, ценности. Теперь занятия мы проводим в течение дня в зависимости от настроения ребенка спонтанно, без подготовки, используя знания, полученные на курсе и фантазию. И, конечно же, я начала по-другому общаться с ребенком! В первую очередь изменилась я. Сейчас повседневные занятия - прогулки, дела на кухне… - превратились в занятия по развитию речи, которые нам доставляют удовольствие. И главное, я вижу, что меняется мой ребенок – у нас появился диалог (в наши год и пять месяцев она может ответить да и нет, объясняет свои желания облегченными словами)

Я даже не могла подумать, что на виртуальном курсе можно узнать столько качественной информации (о которой я даже не подозревала) и при этом получать индивидуальную обратную связь!

Дорогие мамы! Не важно, какой возраст у Вашего малыша – 1 месяц или 7 лет, есть ли у него проблемы с речью, или он развивается «лучше ровесников» - идите на этот курс! Если Вы готовы меняться сами и сделать свое общение с ребенком качественным, а ребенка вырастить по-настоящему развитой полноценной личностью, для вас это будет настоящий клад".

Валерия: "Спасибо за Ваш труд! Он не пропадает зря. Активно применяю новые знания в общении с дочкой. Вопросы возникают, конечно, но пока собираюсь их задать, они становятся не актуальными - так быстро у нас идет прогресс!

Когда начался Ваш курс, дочка говорила слова, но большинство из них были просто первыми слогами. Сейчас все настолько продвинулось, даже не верится в то, что ребенок мало говорил. Дочка просто не замолкает! И это уже предложения из четырех!!! слов. Четко и полностью старается произносить слова. Правда, есть некоторые проблемки с буквами, например, "р" и в слове "одна" букву "д" меняет на "г". Пропускает предлоги. Думаю, что благодаря играм нам и это удастся исправить. Не все же сразу! Остается только закрепить достигнутое и двигаться дальше. Спасибо Вам за помощь, Ася Владимировна!"

  • Мария: "Хочется сказать много слов благодарности за что,что есть такой человек который не только любит детей, но пытается помочь и найти подход,даже находясь по ту сторону экрана.

    Курс дал толчок в развитии не только дочки,но и меня, как мамы.Для меня было очень интересно узнать такие простые, на первый взгляд, но такие действенные методы развития речи, для которых не нужно бежать в магазин и покупать дорогущие материалы , не надо глотать таблетки, вешать ярлыки, а нужно лишь просто начать меняться самой, а вслед за тобой изменится и ребенок.

    Изменения,они связаны с самим подходом к обучению речи. У нас большие проблемы в речи, но есть положительная динамика, которую отметили все, кто знаком с нами. Всего пять недель курса сдвинули "локомотив " с места. Я думала,что моя дочка никогда не сможет сама сочинить сказку, рассказать про предмет и описать его, но я рада, что ошиблась.

    Курс полностью оправдал мои ожидания, т.к. я была уже знакома с Асей,я ни на минуту не сомневалась когда записалась на него. Этот человек просто заражает огромным желанием творить и развивать ребенка, играя. Всегда хорошее настроение, интересные примеры, масса новых книг, игр, заданий, историческая справка - это все присутствует в каждом вебинаре. Создается впечатление,что мы разговариваем с глазу на глаз.Это очень приятный момент.

    Мамам,которые только хотят приобрести курс я, честно говоря,очень завидую! Мне очень жаль,что курс завершен, а у Вас все еще впереди. Я очень ждала четверга,чтобы очутиться в вебинарной комнате и окунуться в этот удивительный мир речи: такой непознанный и такой увлекательный. Вы узнаете много интересных фактов, стадии развития речи, секреты общения с малышом и начнете менять свое отношение к этой замечательной способности человека - говорить. Этого нет в интернете, материал собран из разных источников и прежде всего из личного опыта автора. Я гарантирую Вам,что вы не пожалеете.

    К Асе огромная просьба, даже не пожелание: ПОЖАЛУЙСТА, не бросайте то, чем вы занимаетесь! Делитесь своим опытом и знаниями, поверьте, они бесценны.К сожалению, очень мало таких специалистов которые вот так увлечены своей работой и я очень благодарна судьбе,что она меня свела с вами! С нетерпением ждем следующих вебинаров. Вам успехов, вдохновения и новых идей!"

  • Наталья: "Ася, здравствуйте! Прежде всего хочется выразить Вам благодарность за Ваш труд, за Ваше искреннее желание помочь всем, кто к Вам обращается. Не так часто встретишь людей, которые с таким энтузиазмом, любовью и самоотдачей занимаются своим делом. Даже, наверное, точнее будет сказать ЛЮБИМЫМ делом.

    Конечно, подача материала очень отличается от того что раньше попадалось на глаза и, самое главное, " не кормите рыбкой, а даете удочку родителям в руки" :)) И почему мне не попадались Ваши работы лет так 7-8 назад! Скольких бы ошибок удалось избежать! Наблюдая за другими детками и их родителями самостоятельно удалось сделать ряд выводов относительно правильного общения с ребенком, но поезд уже где- то далеко и приходится его догонять...

    Почему записалась на этот курс - потому что у старшей дочери есть некоторые проблемы с речью, с умением выразить свои мысли. Не смотря на то что мы очень много с ней читали книг, я не особо уделяла вниманию обсуждению прочитанного. Теперь вот пытаемся не количеством брать, а качеством. А с появлением еще одного ребенка еще раз наступить на грабли не хочется, поэтому будем стараться заходить к Вам на страничку почаще:)

    Отдельное спасибо за краткое пособие по развивающим речевым занятиям для занятых мам. Все самое важное на 2х листочках. Распечатала и положила в машину - при наличии свободной минутки освежаю в памяти как правильно разговаривать с детками, кое-что и со старшенькой практикуем".

  • Екатерина: "Добрый день, Ася Владимировна! Большое спасибо Вам за Ваш курс и за то, что отвечали подробно на все письма, советы. Немного грустно было расставаться, но каждый день я мысленно говорю с Вами – благодарю Вас. Андрюшка все больше и больше говорит новые слова, повторяет сложные слова иногда четко проговаривая, иногда гласные в слогах, из которых состоит слово. А может неожиданно и предложение выдать (папа, одеть Адею о-ы – Папа, одень Андрею шорты). Как же долго мы этого ждали! Не надо больше ничего искать, все есть на Ваших вебинарах, на сайте "Родная тропинка", нужно просто выполнять рекомендации и правильно использовать тот материал, который Вы даете. Я делаю это с удовольствием, т.к. общение с ребенком стало совершенно другим. Результаты окрыляют и вдохновляют. Еще раз спасибо Вам огромное - преогромное!!!
  • Коммуникативно-речевые способности формируются в дошкольном детстве. Это:
        • "Языковое чутье", необходимое для легкого и полноценного освоения родного и иностранного языков.
      • Умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, корректно отстоять и обосновать своё мнение,
      • Умение анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать собственные выводы,
      • Умение находить выходы из проблемных ситуаций в общении так, чтобы удовлетворить и свои интересы, и интересы других людей,
      • Умение сотрудничать и договариваться,
      • Самостоятельность мышления,
      • Индивидуальный стиль языка как проявление индивидуальности человека,
      • Творческие речевые способности.

    Дошкольный возраст – сензитивный, то есть особо чувствительный, возраст к развитию коммуникативных и языковых способностей человека.

Как использовать на 100% все заложенные в этом возрасте возможности развития ребенка, Вы узнаете из курса.

Первые результаты Вы получите уже во время курса!

Вам не нужно никуда ехать, так как курс проходит по Интернету на отдельном моем сайте, созданном для проведения дистанционных курсов. Вы можете участвовать в обсуждениях, задавать вопросы, просматривать видеоматериалы в любое удобное для Вас время.

На курсе проводятся также вебинары ответов на вопросы. Если Вы не можете на них присутствовать он-лайн, то Вы смотрите их в записи и ничего не теряете.

На Ваши вопросы я отвечаю в закрытой группе курса.

При записи на курс Вы получаете: записи вебинаров, дополнительные материалы, поддержку от автора. Доступ к закрытой группе, вебинарам курса и ответам на вопросы для Вас будет открыт на неограниченный срок, и Вы всегда сможете вернуться к интересным для Вас темам и вопросам или уточнить важные для Вас моменты:).

Количество участников ограничено. Если у Вас есть вопросы- пишите: valasina@сайт

Информацию о наборе новой группы курса я даю: в наших группах в соцсетях Вконтакте "Развитие ребенка от рождения до школы" и в Одноклассниках "Развитие ребенка от рождения до школы", а также в моем канале Телеграмм "Развитие ребенка".

Статьи - приглашения на курс с информацией о начале набора новой группы на сайте сайт не публикуются.

Желаю всем приятного обучения на курсе!

Если у Вас возникли вопросы - пишите valasina@сайт

Все права защищены. Родная тропинка © 2012-2018. Копирование материалов без письменного согласования с автором сайта и активной ссылки на сайт запрещено.

ИП Валасина Ася Владимировна ОГРНИП 314774621900700 ИНН 290202968527

Аннотация

В пособии предлагаются наработки по взаимодействию ДОУ и семьи в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен как воспитателям, так и другим специалистам ДОУ. В нем описаны традиционные и нетрадиционные формы и методы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию речи и коррекции речевых нарушений, которые педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности.

Введение………………………………………………………………… 3
Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на современном этапе …………………………………
Формы взаимодействия педагога с родителями детей старшего дошкольного возраста по развитию речи………………………………
Перспективный план работы с родителями воспитанников по речевому развитию (подготовительная группа)……………………….
Заключение……………………………………………………………… 27
Литература……………………………………………………………… 28
Приложения……………………………………………………………… 29

Введение

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания ребенка установление партнерских отношений между дошкольным учреждением и родителями.

Современная модель социального взаимодействия ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов, специалистов детского сада является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Особенности организации взаимодействия ДОУ

с семьями воспитанников на современном этапе

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада.

Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка. Для решения задачи должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».

В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. воспитание уважения к детству и родительству;
  2. взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  3. повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  4. оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  5. использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями , необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  • открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

I этап. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

II этап. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

III этап. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

VI этап. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

V этап. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Формы взаимодействия педагога с родителями по развитию речи

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

Для своевременного развития речи родители и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мама и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Но не всегда родители знают, о чём и как разговаривать с ребенком.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточное формирование фонематической структуры речи и звукопроизношения препятствуют развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Это создаёт значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Отставая в учении, те школьники, у которых есть речевые расстройства, теряют интерес к обучению.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

В направлении речевого развития воспитанников задача детского сада – вооружать родителей конкретными знаниями по методике развития речи. При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей.

По источнику информации все формы и методы работы с родителями условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

По формам общения:

  • коллективные, групповые, индивидуальные;
  • традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Эти формы направлены на педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  • внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
  • работа с родителями за пределами ДОУ . Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет (через рекомендации и советы на официальном сайте ДОУ, средства массовой информации и др.).

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы , на основе которых строится общение педагогов и родителей . Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Взаимодействие по развитию речи с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста можно реализовать через:

  • информационно-аналитические формы организации общения с родителями;
  • досуговые формы организации общения с родителями;
  • познавательные формы организации общения с родителями;
  • наглядно-информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями. Формы работы:

  • составление социального паспорта семьи;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • целевое посещение семьи;
  • проведение социологических срезов и др.

Доминирующую роль среди форм общения педагог – родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание и образование ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков, в том числе и речевых. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения :

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель – координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания и развития детей, в том числе и речевого.

Педагогический совет по теме «Развитие речи дошкольников» с участием родителей . Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция – одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, учителя-логопеды, педагоги-психологи и т.д. Участие в конференции дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области развития речи и коррекции речевых нарушений у детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор беседы. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал педагогический опыт проведения «заочной» консультации, родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

Групповые собрания родителей – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

На групповом собрании родителей в начале года педагогу необходимо познакомить их с новыми задачами воспитания, рассказать, какие речевые навыки наиболее существенны на данной возрастной ступени, познакомить с основными ошибками в речи детей.

Важно, чтобы воспитатель заострил внимание на задачах развития речи, стоящих перед детским садом, на том, какую помощь в овладении ребенком звуковой стороны речи может оказать семья. Он должен довести до сведения родителей, как развивается речь их ребенка, указать какой раздел ребенок не усвоил, или усвоил слабо и в каких дополнительных занятиях нуждается.

К выступлению на собраниях по темам, связанным с речевым развитием воспитанников, целесообразно подключать специалистов детского сада (логопеда, психолога и др.), а также специалистов среди родителей, которые имеют отношение к речевому развитию дошкольников (учителя начальной школы, библиотекаря и др.).

Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о развитии речи в условиях семьи сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с педагогами детского сада устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка.

Родителей старших детей следует познакомить с содержанием работы по подготовке детей к школе .

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за речью детей в самостоятельной игровой деятельности, за поведением в играх со сверстниками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания: «Значение речевого развития в подготовке ребенка к школе»; «Поисково-исследовательская деятельность – одна из эффективных форм активизации речевого развития»; «Речь на кончиках пальцев», «Движение и речь» и др.

При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:

  • Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения. (Приложение 1)
  • Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
  • Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
  • Подготовка конкурсов, выставок.
  • Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
  • Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
  • Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.

Но следует отметить, что родительские собрания не следует проводить в их традиционном виде, в виде «игры в одни ворота», когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями и зрителями. В каждом мероприятии необходимо организовать практическую часть в виде игры, практических занятий, дискуссий, небольших мастер-классов. (Приложение 2)

«Круглый стол» на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей . Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию речи (коррекции речевых нарушений). Можно включить в занятие участие родителей.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня, как уже отмечалось выше, изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:

«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи.

Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, общается со сверстниками и взрослыми, самим пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Устный педагогический журнал . Журнал состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов, предлагаемые педагогами по речевому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста: «У порога школы», «Речевые игры», «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей» и др. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы развития и коррекции речи детей.

Вечера вопросов и ответов . Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития речи детей.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Речевые игры в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе – ремонт игрушек, пособий, книг, мебели, помощь в создании предметно-развивающей речевой среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

К группе познавательных относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), через наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги может наметить конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

К индивидуальным формам относятся:

  • педагогические беседы с родителями;
  • посещение семьи;
  • индивидуальные консультации;
  • индивидуальные блокноты;
  • выполнение домашних заданий;
  • выполнение индивидуальных поручений;
  • «Шкатулка вопросов» и т.д.

Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми, игры и общения с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, изготовлять пособия и игры для развития речи и пр.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

К данным формам можно отнести :

  • тематические развлечения;
  • литературные салоны;
  • фольклорные праздники;
  • ярмарки;
  • введение речевых традиций;
  • выпуск стенгазеты;
  • работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
  • семейные встречи
  • КВН (Приложение 3).

Следует отметить, что досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только тогда, когда воспитатель уделяет достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии или домашних любимцах, имеют возможность проявить свои знания и умения в познавательной, театрализованной деятельности.

Для взаимодействия с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста по развитию речи детей также можно использовать следующие формы организации общения:

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Например, выставки «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Волшебные ладошки» и др.

Совместные походы и экскурсии . Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Это и начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Соответственно у них обогащается и словарный запас. После походов дети и родители рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Наглядно-информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы:

– информационно-ознакомительные;

– информационно-просветительские.

Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – являются ознакомление родителей с особенностями работы дошкольного учреждения по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения в данном направлении.

В информационно-ознакомительную форму включают и проведение Дней открытых дверей, и проведение открытых занятий.

Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем, что дошкольное учреждение стало более открытой системой.

Лучше всего в День открытых дверей показать комплексное занятие, состоящее из простых упражнений (в старших группах – словесные упражнения, звуковой анализ слов), которые родители могут повторить в семье.

Полезны и открытые занятия по развитию речи, где могли бы участвовать родители.

К данной форме можно отнести и информацию, размещенную в Уголке для родителей: цель, задачи, целевые ориентиры речевого развития детей данного возраста, определенные в образовательной программе ДОУ; график работы логопеда и педагога-психолога и др.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок, оформление стендов, папок-ширм, папок-передвижек и др.

В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы – познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) по направлению «Речевое развитие» и оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:

  • записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми;
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, направленных на речевое развитие детей;
  • фотографии;
  • выставки детских работ;
  • стенды, папки-ширмы, папки-передвижки и др.

Эффективны организации стендов, где даются сведения сформированности звукопроизношения у каждого ребенка. Вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в трудных для детей словах; небольшие заметки, статьи, статьи по развитию речи детей дошкольного возраста.

В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть, и т. п.). Материалы могут носить тематический и практический характер (Приложение 4).

Можно рекомендовать создать «Речевой уголок», где родителям будут даваться практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции, от логопеда; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. (Приложение 5)

Необходимо также составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил вежливой речи.

В родительском уголке можно систематически помещать краткие советы по развитию речи детей, небольшие тексты (загадки, пословицы, отрывки из стихотворений), которые родители могут использовать, разговаривая с ребенком.

Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Развитие фонематического слуха у детей», «Правильное дыхание – правильная речь» и др. (Приложение 6). Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Новое в практике работы педагога с семьёй это использование письменных форм общения с родителями.

Как и когда использовать письменные формы общения? Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают воспитателю встретиться с ними лично. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) по выполнению каких либо действий (Приложение 7).

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном речевом навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Отчеты. Письменные отчеты о речевом развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи воспитателям необходимо проводить самоанализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с родителями.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книгу отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику , и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Ниже представлен перспективный план работы по речевому развитию с родителями воспитанников подготовительной к школе группы.

Опыт работы показал, что данная методическая разработка позволяет решить проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста и плавно включить родителей в образовательный и коррекционный процесс как равноправных участников.

Перспективный план работы с родителями воспитанников

по речевому развитию (подготовительная группа)

Месяц Форма Тема
Сентябрь Анкетирование

Собрание

Памятка для родителей

Семинар-практикум (совместно с логопедом)

Оформление папки-передвижки

Оформление почтового ящика

Поход в лес

«О развитии речи Вашего ребенка»

«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей»,

«Требования, предъявляемые к развитию речи ребенка (подготовительная группа)»

«Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

«Артикуляционные упражнения»,

«Игры со звуками»

«Развитие фонематического слуха у детей»

«Страна звуков»

«Шкатулка вопросов»

«День здоровья»

Октябрь День открытых дверей

Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

Консультация педагога-психолога

Устный педагогический журнал

Оформление папки-передвижки

Практикум

«Заочная» консультация

Посещение родителями занятий

«Самомассаж и массаж рук»,

«Развивающие игры с хендгамом»

«Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребенка»

«Что способствует развитию речи»

«Правильное дыхание – правильная речь»

«Учимся правильно дышать»

«Осенние слова»

По запросу родителей

Ноябрь Родительское собрание

Выставка игр и пособий по развитию мелкой моторики

Памятка для родителей

Консультация

Семинар-практикум

(совместно с логопедом)

Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

Создании речевого альбома «Копилка слов»

«Заочная» консультация

«Движение и речь»

«Развиваем мелкую моторику»

«Игры с мячом»

«Профилактика нарушений письменной речи у детей в детском саду»

«Как заниматься с ребенком дома»

«Поиграйте с ребенком»

«Яркие слова»

По запросу родителей

Декабрь Устный педагогический журнал

Выставка совместных детско-родительских творческих работ

Совместный праздник

Создание семейного альбома

Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

Создании речевого альбома «Копилка слов»

«Заочная» консультация

«Создание развивающей домашней речевой среды»

«Новогодний вернисаж»

«Новый год у ворот»

«Праздник в моей семье»

«О пользе рисования и не только»

«Новогодние слова»

По запросу родителей

Январь Поход в лес (на каникулах)

Родительское собрание

Консультация

Презентация

Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

Создании речевого альбома «Копилка слов»

«Заочная» консультация

«Зимние проказы»

«Познавательно-поисковая деятельность – эффективное средство развития речи»

«Развиваем внимание и мышление»

«Растим любознательных»

«Развивающие игры по вечерам и выходным дням»

«Белые слова»

По запросу родителей

Февраль Мастер-класс

Открытое занятие

Совместное мероприятие

Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

Создании речевого альбома «Копилка слов»

«Заочная» консультация

«Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

«В Стране красивой речи»

«Рыцарский турнир»

«Развитие зрительного восприятия»

«Сильные слова», «Зимние слова»

По запросу родителей

Март Театрализованный праздник

Семинар с элементами тренинга

Консультация

Литературная гостиная

Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

Создании речевого альбома «Копилка слов»

«Заочная» консультация

«Мамы разные важны»

«Услышь меня»

«Как успешно подготовить ребенка к школе»,

«Нужно ли родителям обучать детей чтению»

«Конкурс чтецов»

«Готовим руку к школе»,

«Развиваем речь с помощью скороговорок»

«Добрые слова»

По запросу родителей

Апрель Совместное мероприятие с родителями

Консультация

Анкетирование

Памятка для родителей

Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

Создании речевого альбома «Копилка слов»

«Заочная» консультация

День смеха и потехи

«Если ваш ребенок сквернословит»

«Литературный»

«Использование художественной литературы в семье»

«Загадки как средство развития речи детей»

«Веселые слова», «Весенние слова»

По запросу родителей

Май Конференция

Анкетирование

Оформление информационного стенда

Памятка для родителей

Презентация

Создании речевого альбома «Копилка слов»

Совместное мероприятие

«Школьное завтра» наших детей»

«Чему мы научились»

«Итоги работы по развитию и коррекции речи»

«Работа по развитию речи в летний период»

«Всё, всё, всё про нас»

«Умные слова»

«Праздник правильной речи»

Заключение

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.

Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого необходимо давать возможность родителям активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться.

Практический опыт показывает, что благодаря соблюдению основных принципов общения педагогов с родителями (общение на основе диалога; открытость, истинность в общении; отказ от критики и оценки партнера по общению) при организации разнообразных форм взаимодействия с родителями по развитию речи и коррекции речевых нарушений воспитанников дают свои положительные результаты.

Когда ребенок совсем еще мал, понятно желание взрослых разговаривать с ним на особенном языке, употребляя большое количество уменьшительно-ласкательных слов. Конечно, интонации родителей могут быть очень мягкими и нежными, и мы невольно подбираем слова, которые используем только в общении с малышом. При этом, разговаривая с ребенком, важно избегать «сюсюкания». Следить за правильной речью необходимо, потому что то, что мы говорим, выступает образцом, которому подражает ребенок. И даже если в начале этого пути малышам сложно обойтись без упрощений, мы всегда будем готовы прийти на помощь и подготовить основу для более точной речи. Например, когда кроха, показывая на тарелку с кашей, произносит «ням-ням», улыбнитесь ему и уточните: «Да-да, это каша, сейчас мы будем кушать».

Может ли ребёнок сразу заговорить на двух языках? Не будет ли путать разные языки?

Существует много семей, в которых взрослые владеют несколькими языками, либо в силу того, что у каждого родителя – свой родной язык, либо благодаря изучению языков. В такой ситуации понятно желание взрослых научить ребенка говорить сразу на двух или даже на трех языках. Это возможно, так как в раннем возрасте дети очень легко овладевают любым языком. Но конечно, такое обучение языку не должно быть похоже на взрослые уроки с переводом слов и проверкой знаний. Для малыша самое главное – постоянное общение. Когда маленький ребенок находится в определенной языковой среде, он обучается тому языку (или тем языкам), на котором говорят окружающие его люди. Например, если папа ребенка говорит на одном языке, а мама – на другом, ребенок может одинаково хорошо научиться говорить на двух языках.

Не стоит бояться того, что ребенок перепутает разные языки, как правило, дети –билингвы легко определяют, с кем на каком языке говорить.

Нужно ли обращаться к логопеду до 3 лет?

Сами по себе логопедические занятия обычно рекомендуется начинать в 5-6 лет. Однако уже в 1-2 года ребенка стоит показать неврологу, чтобы определить его речевое развитие и предупредить возможные нарушения. Иногда визит к специалисту может потребоваться еще раньше, например, если к 6 мес. ребенок не издает звуков, не лепечет, не реагирует на обращенную к нему речь.

В 3-4 года стоит посетить логопеда, чтобы посмотреть, каких успехов достиг ребенок, и есть ли необходимость в специальных занятиях. Даже когда речь у ребенка только формируется, опытный специалист может обратить внимание родителей на особенности малыша и подскажет родителям, что необходимо делать для формирования правильной речи.

Основной метод развития речи в раннем возрасте – потешки, скороговорки, считалки?

Конечно, потешки, стихи, считалки, скороговорки, песенки, сказки – прекрасные инструменты для развития речи. При этом без любящих людей рядом все эти прекрасные инструменты могут оказаться бесполезными. Самое главное – это общение с ребенком. Даже если вы не знаете ни одной считалки и скороговорки, это не будет препятствием для развития речи. Для развития необходимо и достаточно как можно больше разговаривать с малышом, описывать то, что вас окружает. Реагируйте на эмоции ребенка, на его поведение, объясняйте все, что вы видите, слышите, чувствуете, откликайтесь на то, что происходит с ним, с вами, с окружающим миром.

Моему ребенку 2,5 года и он не говорит, что делать?

За таким вопросом могут скрываться самые разные ситуации: от серьезной задержки речевого развития до совершенно нормально развитого малыша, которого мама сравнивает с чужим ребенком, который «говорит как взрослый, декламирует Пушкина и поет песни на английском и французском языках».

Оценить речевое развитие ребенка можно только при непосредственном общении с ним.

В случае, когда малыш не говорит даже простые слова, и/или у вас возникают сомнения, что он хорошо понимает обращенную к нему речь, стоит показать ребенка неврологу и логопеду.