Развиваем ребенка 2 месяца. Двухмесячные дети

Еще лет двадцать назад этот вопрос вызвал бы у всех недоумение: что же делать такому крохе, если в 2 месяца он еще и голову-то держать как следует не может? Но сегодня специалисты с уверенностью утверждают: занятия с малышом нужно начинать как можно раньше, чтобы его слуховые, зрительные и двигательные навыки успешно развивались. Для этого существуют специальные игры и гимнастика.

Малыш в 2 месяца еще много спит, но уже интересуется игрой

Развиваем зрение

В 2 месяца малыш уже умеет фиксировать взгляд на определенных вещах в комнате. Начните обучать кроху следить за подвижными предметами. Для этого возьмите яркую погремушку, привлеките внимание ребенка к ней при помощи звука, а затем медленно отведите игрушку сначала в одну сторону, на расстояние не более полуметра от глаз ребенка. Кроха должен перевести взгляд вслед за вещью. После переместите ее в другую сторону. Такое упражнение является прекрасным средством для профилактики косоглазия.

Уделяйте этому занятию не более 30 секунд, чтобы не утомить грудничка.


Развитие зрения с помощью рассматривания

При любых признаках недовольства прекратите игру. В 2 месяца ребенку еще сложно даются длительные занятия.

Как только описанное выше упражнение будет освоено, можно задавать игрушке другие направления (вверх-вниз, по кругу и диагонали).

Другая незатейливая игрушка поможет малышу тренировать зрение и научиться различать эмоции на лицах. На картонном круге диаметром 20 см изобразите две рожицы – веселую и печальную. Круг закрепите на деревянной или пластмассовой ручке. Показывайте крохе поочередно (но не слишком часто) то одну, то другую сторону. Малыш со временем будет отвечать рожице теми же эмоциями, что выражает она.

Развиваем слух

В 2 месяца ребенку в ручки можно давать погремушки, мелодичные звуки будут привлекать его внимание при любом движении руками. Мама может привлекать внимание малыша, погремев игрушкой вне поля зрения крохи. Ребенок будет искать источник звука и поворачивать в его сторону головку. С той же целью можно использовать не только погремушки, но и музыкальные игрушки и просто динамики компьютера. Каждый раз передвигайте их в новое место, чтобы развивать слуховые навыки крохи.


Развитие слуха осуществляется путем издавания звуков со стороны

Полезно обращать внимание двухмесячного крохи на различные бытовые звуки (мяуканье кошки, журчание воды, звуки за окнами).

Любые манипуляции, проводимые с малышом в повседневной жизни, будь то купание, одевание, кормление, сопровождайте комментариями, похвалами. При этом следует немного наклоняться к личику крохи, чтобы он видел вашу артикуляцию и запоминал. Можно даже просто ласково разговаривать, склоняясь над ребенком, пока он бодрствует. Это укрепит эмоциональную связь мамы и малыша, а также поможет и самой маме отвлечься от повседневных забот.


После 2-х месяцев малыш уже отвечает улыбкой на обращение

Если ребенок начинает издавать звуки, повторяйте их за ним. Затем можно приступить к протяжному, распевному произнесению гласных, широко открывая рот и активно шевеля губами. Такая усиленная артикуляция поможет крохе в освоении своего речевого аппарата.

Развиваем двигательную функцию ручек и ножек

Всевозможные потешки и прибаутки для самых маленьких сопровождайте поглаживаниями пальчиков и ручек. Такие занятия помогут двухмесячному крохе чувствовать свои ручки и научиться самостоятельно управлять ими. Играйте в «ладушки», вкладывая в ладошки малыша предметы разной фактуры. Правда, придется сначала помогать маленькому исследователю удерживать предметы в ручках.

Игра с пальчиками - это и массаж, и развитие моторики, и общение

Яркие носочки, надетые на ножки малыша, несомненно, привлекут его внимание и заставят начать исследование. Можете также использовать разноцветные куклы, надевающиеся на руки взрослых.


В 2 месяца дети уже могут концентрировать внимание на несколько секунд

Развесьте над кроваткой яркие, интересные игрушки разной формы, так, чтобы кроха имел возможность дотянуться до них. Не стоит показывать ребенку, как нужно их хватать. В один прекрасный момент он и сам догадается это сделать. Только выбирайте не слишком громкие и утомительные игрушки. Меняйте расположение игрушек, передвигая их то к ручкам, то к ножкам, для развития активности всех конечностей.

Зарядка для ребенка в 2 месяца

Наиболее удобным временем для проведения гимнастики является первая половина дня, когда ребенок выспался и не голоден, но и не сразу после еды. Выполняйте следующие упражнения:

  1. Положив кроху на столик для пеленания или диван (лучше, если это будет твердая поверхность), совершайте движения его ручками вверх и вниз, в стороны и скрещивайте на груди.
  2. Переверните малыша на животик, пусть учится держать головку. В два месяца ребенок должен удерживать голову силой мышц в течение 15 секунд.
  3. Побоксируйте кулачками своего чада.
  4. Возьмите в свои руки его ножки в районе щиколоток и «покатайтесь на велосипеде».
  5. Сгибайте к животику и разгибайте в прямое положение ножки младенца.
  6. Держите ребенка под мышки, приподнимите над поверхностью столика так, чтобы он мог потихоньку отталкиваться от нее ножками.

Зарядка в 2 месяца - обязательный элемент развития

Все упражнения делайте в умеренном темпе, не совершая резких движений, чтобы не испугать кроху. Если вы видите какое-то недовольство со стороны малыша, отложите выполнение гимнастики на некоторое время.

Как играть во время повседневных дел

Чтобы развивать умения двухмесячного малыша, не обязательно каждый раз выделять для этого специальное время, занятия можно проводить, не отвлекаясь от обычных дел.


Игра с малышом в 2 месяца уже очень интересна
  • Во время кормления можно развивать зрение и тактильные ощущения крохи. Оборачивайте ее в чехлы разных цветов и фактур при каждом кормлении. Ребенку будет интересно потрогать ее.
  • Играйте в «ку-ку» при каждом удобном случае. Прячьтесь от крохи за полотенцем, одеялом или пеленкой и неожиданно выглядывайте с улыбкой и возгласом «ку-ку». Такая игра несказанно веселит малышей.
  • Когда ребенок не одет, можно поочередно дышать на различные участки тела. Тепло от маминого дыхания поможет крохе научиться чувствовать разные части своего тела.

Заниматься с малышом в возрасте 2 месяцев должна не только мама, но и папа, можно подключить и бабушек с дедушками.

Такая практика поможет ребенку наладить эмоциональную связь со всеми взрослыми в семье, а самим взрослым этот опыт подарит волшебные мгновения близости с малышом и радости за его достижения.

К 2-м месяцам жизни ребенок преображается. Благодаря усердному развитию в первые месяцы, малыш заметно окреп, сам держит голову, стремится посмотреть по сторонам в положении лежа на животе, внимательно смотрит на маму и узнает ее, одаривая своей улыбкой, меньше спит и чаще бодрствует. Настает время усердного обучения новым навыкам, изучения собственных возможностей и окружающего мира, стремительного угасания врожденных рефлексов и установки собственного, индивидуального характера и привычек.

Третий месяц жизни. Что нужно знать родителям

Двухмесячный малыш продолжает развиваться быстрыми темпами. Благодаря полученному ранее некоторому контролю над конечностями и телом, карапуз осваивает новые навыки в два раза быстрее, и прогресс часто можно видеть ежедневно. Но и цели, стоящие перед крохой на ближайшие четыре недели, достаточно сложные. Ему предстоит:

  • набрать около 800 гр.;
  • подрасти на 3 см.;
  • завершить формирование желудочно-кишечного тракта, оставив позади колики;
  • усовершенствовать нервную систему;
  • научиться играть руками;
  • усовершенствовать умение хватать, трясти и многое другое.

Движения руками

Маленький карапуз между 2 и 3 месяцами жизни активно стремится не только полностью подчинить себе руки, но и научиться при их помощи играть. Схватить погремушку, потрясти ее, поднести к глазам и рассмотреть. Дотянуться до выложенного мамой предмета из положения лежа на животе и, наконец, достать висящую в кроватке гирлянду. Именно в этот период появляется желание не только потрогать, но и попробовать на вкус. Многие крохи тянут ручки и окружающие вещи в рот, учатся хлопать в ладоши.

Поднятие и удержание головы

Обычно к 2-м месяцам крохи поднимают голову, лежа на животе, на 45 градусов, используя мышцы шеи и плеч. Между 2 и 3 месяцем жизни на помощь крохе придут предплечья, он сможет увеличить угол обзора. Самые активные детки к 3 месяцам уже упрутся на ладони и высоко поднимут голову. Благодаря врожденному интересу к окружающему миру, стремлению посмотреть на все вокруг малыш будет с каждым днем увеличивать время удержания туловища, помогая мышцам спины тренироваться, готовиться к новым достижениями.

Достаточно окрепнув, к 2,5 месяцам малыш может удивить вас своей силой. Положите его на спину и дайте в руки свои указательные пальцы. Крошка ухватится за них и попытается подняться в положение сидя. Но не стоит помогать карапузу так рано садиться. Это упражнение должно выполняться только ребенком без помощи мамы. Ежедневные тренировки спины позволят малышу к 5-6 месяцам самостоятельно освоить подъем в положение сидя без вреда для здоровья. Принцип самостоятельного выполнения элементов крохой должен главенствовать. Помните, несмотря на кажущиеся силы и способности, малыш все еще достаточно хрупок. Каждый элемент должен быть доведен до автоматизма на стадии становления, новые вершины, покорены постепенно, без спешки.

Перевороты

Новый навык, важный для 2-3 месячного малыша – умение переворачиваться со спины на бок. К нему карапуз приходит постепенно, а некоторые крохи требуют помощи со стороны родителей. Если к 3 месяцам ваш ребенок не станет самостоятельно ворочаться, можно предложить ему упражнение на получение этого навыка.

Положите кроху на спину. Возьмите его правую руку и занесите за левое плечо, приподнимая бочок крохи над землей. Легко подтолкните кроху, предложив сделать переворот. Повторите в другую сторону. Благодаря ежедневному использованию этого простого упражнения, малыш постепенно поймет принцип движения, научится делать переворот самостоятельно.

Обильное слюнотечение

Приблизительно в 2 месяца у большинства детей начинается обильное слюнотечение. Это предвестник появления зубов. В зависимости от заложенных природой сроков они могут появиться как в 3 месяца, так и в полгода. Появление первых зубов может сопровождаться различными проявлениями беспокойства и даже температурой. Если вы заметили изменения в поведении ребенка, осмотрите его десны. Если они набухли и покраснели, то причина беспокойства в прорезывании первых зубов.

Появление молочных зубов – естественный процесс. Но часто он вызывает беспокойство и даже нарушение сна. Зубки не появляются ежесекундно. Иногда этот процесс может затянуться на месяц, периодически заставляя кроху испытывать дискомфорт. Для облегчения состояния можно использовать:

  • специальные гели для уменьшения боли. Проконсультируйтесь с педиатром перед применением;
  • игрушки-прорезыватели. В детских отделах можно найти специальные резиновые приспособления, наполненные гелем. Перед использованием их держат в холодильнике и предлагают малышу в период бодрствования;
  • частое прикладывание к груди. Материнское молоко имеет обезболивающее действие, а сам процесс успокаивает кроху.

Стул

Опорожнения кишечника в период между 2 и 3 месяцами по цвету, частоте и консистенции зависит от способа вскармливания. Заметно появление регулярности этого процесса.

Внешне каловые массы ребенка, находящегося на ГВ, – кашицеобразные, практически полностью впитывающиеся в подгузник. Опорожнения кишечника происходит ежедневно, приблизительно в одно и то же время до 5 раз. В зависимости от стадии созревания желудочно-кишечной системы случаются задержки стула до 3-4 дней. Это норма. Предпринимать действия в такой ситуации не требуется. Обращаться к врачу необходимо, если малыш не какал более 4 дней.

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, требуют более тщательного контроля стула. Если при задержке стула от 2 дней малыш проявляет беспокойство, то необходимо обратиться к врачу и возможно сменить смесь. Часто врачи назначают пить воду. Это помогает решить вопрос с налаживанием переваривания пищи. Если педиатр дал вам такой совет, то постарайтесь ему следовать. Допаивают карапузов кипяченой водой из проверенных источников. Ни в коем случае не предлагайте грудничку сырую воду. Даже если она взята в колодце или святом источнике. Детский организм еще не может сопротивляться разнообразным патогенным организмам, находящимся в сырой воде, поэтому необходимо очистить воду при помощи кипячения.

Сон

Обычно ночной сон малышей достигает 10 часов, в течение которых он просыпается 2 поесть. Днем кроха спит до 4 раз. Длительность дневного сна чередуется. Обычно идет короткий сон (20-30 минут) после утренних процедур и кормления, длинный сон (до 2 часов) ближе к обеду, короткий (до 30 минут) обеденный сон и длинный вечерний сон перед активными играми, купанием. Установление режима сна и бодрствования помогает маме распределять занятия, выбирать время для своего отдыха и прогулки, решения бытовых задач.

Стоит отметить, что к 3-м месяцам у многих детей отмечается появление чувствительности к смене погоды. Реакция на полнолуние и другие природные изменения может выражаться беспокойством, капризами, нарушением ночного сна. Но не стоит пугаться. В большинстве случаев постепенно кроха привыкнет к новым ощущениям, все наладится.

Физическое развитие двухмесячного ребенка

Если посмотреть на ребенка в возрасте 2-3 месяцев и сравнить с новорожденным, то заметно физическое развитие. Малыш окреп и подрос. Вес увеличился почти в 2 раза, а рост на 5-6 см. Кроха стал пухленьким, появились щечки и складочки, благодаря развитию подкожно-жировой ткани.

В зависимости от веса, генетики и характера карапуза, к 3 месяцам может произойти скачок в двигательной активности или потребоваться дополнительные занятия для стимуляции освоения навыков. Одни дети с удовольствием ворочаются и пытаются ползти, другие предпочитают получать необходимое при помощи плача и требований. В этот период уже легко распознать особенности будущего характера.

На ежемесячном приеме у педиатра обязательно должны измерить антропометрические данные ребенка, проверить их соответствие нормам гармоничного развития. Набор веса и роста происходит у каждого малыша по собственному графику, поэтому не стоит расстраиваться, если в этот период малыш наберет меньше или больше, вырастет на 1 см., а не на 2. Набор этих важных для определения здоровья показателей происходит скачкообразно. Некоторые дети могут в один месяц набрать 1400 гр., а в следующем – всего 400, вырасти в один месяц на 1 см., а на следующий − на 4.

Изменения параметров веса и роста происходит в зависимости от генетики, заложенной природой программы развития, особенностей организма. Оценка гармоничности развития строится на наблюдении и оценке изменения показателей на протяжении нескольких месяцев. Волнение должна вызывать ситуация, если малыш на протяжении всех 3 месяцев набирает очень мало или много, в случае если заметна существенная разница между показателями, отклонение от граничных показателей существенно. Измеряя малыша, педиатр сравнивает полученный результат с установленными нормами и указывает в карточке ребенка гармоничность развития. Если какой-либо показатель вас беспокоит, не стесняясь, спросите у врача, с чем это может быть связано.

Измерение роста и веса малышей, рожденных раньше срока, измеряется по отдельным таблицам. Цели таких карапузов выше. В норме недоношенные крохи должны приблизиться по весу к сверстникам к 3-6 месяцам.

Измерения окружности головы и груди на приеме в 3 месяца должны показывать близкие показатели. К этому периоду грудина должна увеличиться, практически достигнув обхвата головы.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Маленькие достижения в 2 месяца жизни

Ребенок между 2 и 3 месяцами жизни постоянно совершенствуется. Умения и навыки приходят благодаря постоянной активности и процессом совершенствования внутренних систем. Это период наполнен множеством небольших, но важных достижений. Постепенно в течение 3-го месяца жизни кроха учится:

  • Поворачиваться со спины на живот. Стимуляции этого навыка помогают упражнения. Рекомендуется несколько раз в день выкладывать малыша на жесткую поверхность и показывать ему, как это делается;
  • Уверенно удерживать и ворочать головой в разных положениях тела. Придерживать малыша уже не обязательно, достаточно подстраховывать от резких и неконтролируемых движений;
  • Упираться ногами в положении лежа, руководствуясь собственным желанием. Это умение постепенно из рефлекторного переходит в самостоятельное;
  • Тянуться к игрушкам, лежа на животе, стараться достать подвешенные перед глазами гирлянды, хватать предложенные предметы;
  • Смеяться. Это умение появляется к 2,5 месяцам, и в зависимости от характера крохи смех может быть очень громким или практически неслышным;
  • Гулить. Кроме крика дети между 2 и 3 месяцем активно усваивают новые варианты общения с миром. Вначале появляются распевные гласные, после чего к ним добавляются согласные. К 3 месяцам малыш может достаточно долго «пропевать» разнообразные звуки, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых. При общении с родителями и другими знакомыми людьми радостно укает, акает и окает;
  • Удерживать взгляд на предмете до 30 секунд, следить за перемещением предмета на расстоянии до полуметра;
  • Пробовать игрушки на вкус. Познание мира младенца происходит через все доступные ему способы. Желание попробовать на вкус игрушки нормально для 2-3 месячного ребенка. Оценив внешний вид, звучание и текстуру, карапузу хочется понять, можно ли это есть. Стоит внимательно отнестись к чистоте предметов находящихся в поле зрения ребенка и доступных его ручкам.

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Если до 2 месяцев малыш большую часть времени проводил во сне, то начиная с 8 недели будет происходить постепенное сокращение времени отдыха и увеличение продолжительности активного времяпровождения. Нарастающая двигательная активность постепенно приведет к освоению разнообразных навыков и станет проводником к эмоциональному созреванию. Изучая возможности своего тела, рассматривая и щупая все вокруг, кроха получает большой объем информации, позволяющий постепенно формировать знания о себе, своих возможностях, окружающих предметах.

База знаний об окружающем мире строится на простых ощущениях и информации, полученной через органы чувств. В 2 месяца малыш уже готов полностью погрузиться в процесс обучения. Предлагайте рассматривать различные предметы, щупать разные материалы, слушать разные звуки. Тренируйте двигательные навыки при помощи утренней гимнастики, периодических упражнений, массажа.

Следует внимательно следить за безопасностью и эмоциональным комфортом. Постарайтесь соблюдать психологическое равновесие крохи, создавать для него идеальные условия. Психологическое спокойствие матери тоже очень важно. В этом возрасте дети очень чувствительны к перепадам маминого настроения, её состоянию и настрою. Старайтесь как можно чаще улыбаться и радоваться своему ребенку, разговаривать с ним. Необходимо научиться держать себя в руках и в любой ситуации уметь настроиться на положительную волну.

Беспокойство, агрессия, уныние, тоска, обида – все эти эмоции мамы чувствует малыш. Не понимая, что происходит, реагирует на них плачем, капризами, нарушением сна. Это не помогает крохе развиваться, а пугает его. Постарайтесь, находясь рядом с крохой, всегда быть бодрой, доброй и счастливой.

Зрение

На третьем месяце жизни зрение крохи уже значительно улучшилось. Карапуз уже уверенно фокусирует взгляд и изучает предложенные ему предметы, грудь ищет не на ощупь, а взглядом. Увидев сисю, малыш открывает рот, услышав звук − поворачивает голову в его направлении, в поисках издавшего его предмета, увидев знакомое лицо – улыбается, начинает гулить. Зрение начинает играть важную роль в жизни крохи. Появляется умение различать цвета, выделять знакомые предметы, реагировать на них положительно или отрицательно.

Для стимуляции зрительной активности следует предлагать разнообразные упражнения. Продолжайте играть погремушкой перед глазами, стимулируя следить за ее перемещениями. Выкладывайте в кроватке и на столе разные яркие предметы, давайте возможность изучать ваше лицо и окружающий мир. Предложите поиграть в «ку-ку».

Идеальным будет показывать крохе, что любой предмет может издавать звук. Пусть он увидит, как вы хлопаете в ладоши, трясете погремушку, поете песни. Формирование прочных зрительно-звуковых связей позволит заложить базу будущих умственных успехов, будет мотивировать на самостоятельное изучение окружающей действительности.

В промежуток между 2 и 3 месяцами малыш начинает смотреть в одном направлении обоими глазами. Если до этого можно было заметить некоторое расхождение в положении зрачков, то к 3 месяцам оно должно исчезнуть. Если к 3 месяцам выраженное косоглазие не проходит, то необходимо срочно обратиться к специалисту.

Слух

Развитие слуха после 2 месяцев требует разнообразия. В этом возрасте особую роль играет пение мамы и прослушивание классической музыки. Включать негромко музыку можно до 15 минут в день, следя за реакцией крохи.

Хорошо на развитие слуховых центров влияют различные упражнения на развития зрительно-слуховых навыков. Попробуйте привязать на ручку малыша колокольчик и показать ему, как играть. Предлагайте самостоятельно трясти погремушкой.

Кроме пения и музыки, старайтесь как можно чаще разговаривать с крохой, при этом желательно, чтобы он видел вашу артикуляцию. Ведите диалог с младенцем, показывайте, как разговаривают животные, читайте и показывайте книжки. Разнообразие звуков позволит малышу быстрее сформировать звуковую базу, простимулирует желание повторить услышанное, заговорить.

Эмоции и поведение

Ребенок 2-3 месяцев еще не умеет контролировать свои эмоции, поэтому их проявление всегда достаточно буйное. Наблюдая за карапузом, мама легко может понять, что чувствует кроха. Спектр эмоции уже достаточно широк, поэтому варианты выражения расширяются:

  • улыбку и смех вызывают приятные для крохи вещи. Лицо близкого человека, голос мамы, знакомые игрушки и музыка позволяют малышу ощутить прилив позитивных эмоций;
  • активные движения, гуление сопровождают желание пообщаться;
  • криком разной громкости карапуз сообщает, что хочет поесть, ему мокро или скучно;
  • плач сопровождает болевые ощущения, дискомфорт.

В голосе младенца можно выделить проявление новых видов эмоций. Малыш может требовать, просить, жаловаться, играть. Рекомендуется постараться научиться распознавать эмоции крохи как можно раньше. Это позволит безошибочно удовлетворять потребности, оценивать состояние и своевременно предотвращать возможные негативные изменения.

Речь

Человеческая речь не появляется сама по себе. Она проходит длительный путь формирования. Между 2 и 3 месяцем жизни ребенка происходит важное изменение. Малыш учится не только плакать и кричать, но и выражать свои эмоции при помощи речевого аппарата. Появление гуления – важная ступень в формировании речи. Отсутствие звуков в речи крохи к концу 3-го месяца жизни могут быть признаками некоторых нарушений слуха или нервной системы. Рекомендуется стимулировать появление этого важного умения. Дети развиваются по образцу находящихся рядом взрослых. Нужно стараться как можно чаще обращаться к крохе, рассказывать ему сказки, стишки, потешки, петь.

Первыми звуками в большинстве случаев становятся гласные буквы «а», «о», «е», «и». Часто они появляются не в чистом виде, а в паре с согласными. Это хороший признак. Старайтесь откликаться на произносимые зачатки слов, проявлять интерес. Если малыш поймет, что при помощи звучания может привлечь ваше внимание, он будет стремиться усовершенствовать этот навык.

Уход за малышом в 2-3 месяца

Принципы ухода за малышом в 2-3 месяца остаются прежними. Снижения частоты опорожнения кишечника и мочеиспускания позволит вам установить приблизительный график замены подгузника и рассчитать необходимо количество этого предмета гигиены на определенный срок.

Обязательными ежедневными занятиями для 2-3 месячного малыша являются:

  • утренние гигиенические процедуры. Смена памперса, умывание, очищение глаз, носа и ушей;
  • утренняя гимнастика;
  • воздушные ванны;
  • прогулка на улице;
  • дневной комплекс упражнений;
  • вечернее купание;
  • развивающие занятия.

Расстановка этих занятий в течение дня остается прежним. Рекомендуется выполнять определенные виды в установленное время и стараться не нарушать принятый режим.

Купание

Малыш окреп, достаточно хорошо держит голову. Купать становится проще и удобнее. Карапуз удобно устраивается в специальной горке и с удовольствием смотрит, как мама или папа его развлекают. Использование мыла и других очищающих средств еще не требуется. При расстройствах сна, кожных проблемах и других негативных реакциях организма, педиатр может назначить купание в отварах трав, настоях. Применяя добавки для ванн, обязательно нужно ополаскивать кожу ребенка по завершению процедуры чистой водой.

Окрепшему 2-месячному малышу можно предложить новый вид купания. В детском отделе приобретите специальный круг для шеи, подходящий по возрасту. Предложите крохе поплавать в набранной ванне. Такое купание способствует комплексному развитию мышц тела ребенка, снимает излишнее напряжение, нормализуют психическое равновесие.

Питание и режим дня

В 2-3 месяца рекомендуется кормить ребенка грудью. Искусственное вскармливание применяется в случаях отсутствия или малого количества материнского молока, невозможности наладить нормальное вскармливание или при непереносимости компонентов грудного молока. При возможности сохранения лактации желательно всеми силами этому способствовать. Грудное молоко в этом возрасте является самым питательным и полезным продуктом, содержащим все необходимые витамины и минералы. Оно идеально подходит формирующейся системе пищеварения. Материнское молоко содержит в себе антитела, позволяющие сопротивляться инфекции. При боли грудь позволяет карапузу почувствовать облегчение. На третьем месяце гормональный фон женщины снижается, что может вызвать некоторые проблемы с выработкой молока. Чтобы избежать снижения выработки молока, следует:

  • хорошо и качественно питаться;
  • пить достаточное количество жидкости;
  • отдыхать;
  • соблюдать гигиену груди;
  • чаще предлагать малышу перекусить или легко массажировать грудь.

Питание на ГВ

Обычно дети на ГВ едят до 10 раз в течение дня и 2 раза ночью. Количество требований еды со стороны малыша сокращается и выходит на выраженную определенную частоту. Большинство детей едят с промежутком в 2,5-3 часа при этом время кормления сокращается до 15-20 минут. Малыш стал более сильным и может съесть необходимое количество еды быстрее. Часто наблюдается отвлечение малыша от еды на посторонние шумы, поэтому стоит кормить кроху в тихом месте.

В 2-3 месяца дети уже более активны, поэтому кормление не всегда заканчивается сном. Срыгивания после кормления практически не наблюдаются, становятся минимальными.

В норме в этот период вводить дополнительные продукты или смеси не требуется. Лучшим показателем достаточности молока является бодрый веселый настрой малыша, спокойный сон, постоянное опорожнение кишечника, набор веса от 125 гр. в неделю. Если вам кажется, что малыш не доедает, и один из вышеуказанных признаков отсутствует, следует посоветоваться с педиатром о необходимости введения прикорма или смесей. Самостоятельно принимать решение о докорме не рекомендуется!

Искусственное вскармливание

Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, нуждаются в дополнительных витаминах. По рекомендации педиатра можно вводить первые соки. Наиболее часто начинают с яблочного сока, предлагаемого в минимальных дозах. В первый день несколько капель в первой половине дня. На второй день пол чайной ложки. На третий день чайную ложку.

Обращаем ваше внимание, что введение сока необходимо начинать после осмотра малыша педиатром при отсутствии высыпаний, температуры, заложенности носа и других проявлений инфекции. Все новые продукты вводятся в первой половине дня, не смешиваясь. После введения нового продукта нужно внимательно следить за реакцией малыша в течение суток. При появлении сыпи, раздражения или капризности ввод большей дозы стоит отложить.

Искусственное вскармливание часто сопровождается некоторыми сложностями при переваривании пищи. Следует внимательно следить за постоянством опорожнения кишечника, консистенции выходящих масс. Слишком сухой, тугой кал говорит о недостаточности жидкости в организме. Необходима консультация с педиатром.

Выбирая смесь для крохи, всегда руководствуйтесь рекомендациям, размещенными на пачке. Перед покупкой убедитесь, что возраст, указанный на упаковке, соответствует вашему чаду. Приготовление пищи должно соответствовать указанным на упаковке правилам. Обратите внимание, что каждая компания по производству питания для младенцев указывает способ, количество сухой смеси, подходящее непосредственно к указанному продукту. Даже если вам кажется, что консистенция слишком жидкая, соблюдайте указанные пропорции.

Режим дня

Уже в 2 месяца стоит позаботиться о постоянстве в жизни крохи. Раннее приучение к режиму позволит избежать проблем со сном, питанием и развитием в дальнейшем. Старайтесь предлагать крохе различные процедуры, упражнения, кормление и сон в одно и то же время, при этом стараясь поддержать хорошее настроение крохи.

Следует избегать излишнего перевозбуждения, перенапряжения и утомления карапуза. В этот период идет активное познание окружающего мира и вместе с эмоциями, кроха нуждается в хорошем отдыхе.

Психическое развитие (рефлексы)

В период между 2 и 3 месяцами жизни наблюдается постепенное угасание врожденных рефлексов и появление условных. Тонус мышц ребенка практически исчезает, в норме едва заметен шаговый и хоботковый рефлексы.

Среди оставшихся ярких проявлений врожденного поведения – сосательный рефлекс, вскидывание ручек в ответ на поднятие ног и ползанье (если лежащему на животе малышу дать опору на пятку, он попытается оттолкнуться). Постепенное угасание врожденного неосознанного поведения свидетельствует о совершенствовании нервной системы, формировании условного поведения, нормальном развитии. Между 2 и 3 месяцами хорошо посетить невропатолога для контроля.

Для дальнейшего развития необходимо стимулировать разнообразные двигательные навыки, продолжая выполнять ранее изученный физический комплекс и вводя в жизнь малыша новые упражнения.

Чтобы помочь крохе освоить необходимые умения, целесообразно:

  • Предлагать несколько раз в день лежать на животе, тренируя мышцы спины и шеи;
  • Перед лежащим на животе малышом выкладывать разнообразные яркие предметы, стимулируя его тянуться за ними;
  • Стимулировать перевороты на бок, лежа на спине. Заведите ручку крохи за противоположное плечо, мотивируя его перевернуться;
  • В положении лежа на спине предложите крохе захватить ваши пальцы и чуть приподнимите его. При постоянном выполнении этого упражнения вы сможете постепенно заметить, как укрепляются мышцы спины, кроха стремится сесть. Но не стоит слишком упорствовать. Умение сидеть появится ближе к полугоду. На данный момент мышцы спины еще не достаточно окрепли, лишняя нагрузка может негативно сказаться. Старайтесь не помогать, а стимулировать!

К трем месяцам малыш уже будет иметь практически сформированную нервную систему и готовность приступить к покорению новых вершин.

Развивающие занятия

Кроме стимуляции двигательной активности в возрасте 2-х месяцев рекомендуется начинать обучающие занятия. Для этого необходимо начинать знакомить малыша с разнообразными видами деятельности. Предложите крохе:

  • Слушать и рассматривать книги. В магазинах можно найти множество небольших книжек для грудничков. Цель такого занятия – знакомить кроху с речью. Наблюдая, как вы читаете, видя вашу артикуляцию, карапуз начнет понимать, как это делается, в будущем обязательно порадует вас ранними успехами. При отсутствии специальных книг можно читать любую литературу. Основным требованием будет повышенная эмоциональность при чтении, удовольствие родителей от совершаемого действия;
  • Наслаждаться вашим пением. Продолжайте петь крохе, знакомить с простыми стихотворными формами. Сочетание речи и музыки будет стимулировать слух карапуза, знакомить его с разнообразием средств выражения;
  • Посмотреть представление. К старым носкам можно пришить глазки-пуговки и полученным героем побеседовать с лежащим в кроватке крохой. При желании можно использовать обычные игрушки, изображающие людей или животных;
  • Послушать, как говорят звери, и он сам. Общаясь с малышом, показывайте ему, как говорят различные животные, повторяйте за крохой звуки, ведите беседы и улыбайтесь;
  • Поговорить лицом к лицу. Кроме общения в кроватке предложите малышу пообщаться, близко рассматривая мамино лицо. Возьмите кроху под мышки и поднесите к своему лицу. Расскажите ему, как вы его любите или спойте песенку;
  • Изучать мир из специально стульчика, манежа, качели. Можно приобрести различные приспособления позволяющие малышу смотреть вокруг, не находясь у мамы на руках. Главное – нужно следить, чтобы выбранные приспособления подходили ребенку по возрасту.

Возможные проблемы

Даже предлагая малышу самый лучший уход, никто не застрахован от некоторых проблем. Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые вопросы и варианты их решения.

Остатки чешуек на голове

Если до 2 месяцев наличие корочек на волосистой части головы ребенка норма, то после 2-х месяцев в норме они должны полностью исчезнуть. Если вы заметили, что у малыша еще в некоторых местах заметны эти проявления, то необходимо размочить эту область вазелином и аккуратно вычесать. Если кожа головы не поддается очищению, необходимо обратиться к участковому педиатру за консультацией.

Отсутствие улыбки

Некоторые дети к 2 месяцам не начинают улыбаться. Это не свидетельствует о задержке развития. Следует набраться терпения и чаще разговаривать с крохой. Иногда малыши совершают этот шаг ближе к 2,5 месяцам.

При отсутствии реакции на разговор и улыбки к 3 месяцам необходимо обратить к педиатру для назначения дополнительных исследований.

Первые зубы

Не редки случаи, когда к 3 месяцам у малыша начинается обильное слюнотечение, десны разбухают и малыш становится капризным. Раннее появление зубов – вполне нормальное явление. Для снижения боли предложите крохе поиграть с прорезывателем, проконсультируйтесь с педиатром о применении лекарственных средств, облегчающих прорезывание зубов, чаще предлагайте грудь.

Реакция на вакцинацию

В этот период многие дети получают прививку АКДС именно в этом возрасте. Одним из частых осложнений этой вакцины является поднятие температуры. Чтобы четко понимать, как нужно действовать в данной ситуации, при получении разрешения на вакцинацию стоит подробно расспросить участкового педиатра о возможных реакциях и сроках ее проявления.

Сбивать температуру у ребенка следует при ее повышении выше 38,5 градусов. При меньшей отметке следует снять с ребенка подгузник, дать ему полежать раздетым. Не нужно кутать и дополнительно укрывать кроху. До 3-х лет дети не обладают способностью контролировать температуру собственного организма. Ваша попытка укрыть и согреть малыша может сыграть злую шутку, дополнительно повысив температуру. Ребенок может быть вялым, мало есть и долго спать. Это нормальная реакция на прививку.

Пеленочный дерматит

Часто можно столкнуться с проявлением реакции на подгузники в виде пеленочного дерматита. Начинается реакция с покраснения, через короткое время покрывающееся коркой. В большинстве случаев лечения покраснение не требует. Достаточно сменить марку используемых предметов гигиены, смазывать поврежденные места вазелином, чаще устраивать воздушные ванные. Если через 3 дня после замены марки подгузников и постоянной обработки пораженного участка краснота не сходит, появились трещины, то необходимо обратиться к участковому педиатру для назначения специального лечения.

Возраст от 2 до 3 месяцев богат на события и изменения. Постепенное превращение ребенка из постоянно спящего крохи в бодрого, подвижного и разговорчивого человека – настоящее счастье. Будьте внимательны к малышу, следите за собственным здоровьем, радуйтесь этому прекрасному времени.

До 3,5 месяцев

В какие игры можно играть с ребёнком от 2 до 3, 5 месяцев.

В возрасте от 2 до 3,5 месяцев ребенок активно улыбается голосу родителей, у него появляется интерес к окружающим людям, совершенствуется большинство зрительных реакций. Малыш все более длительно фиксирует взгляд на предметах, прослеживает глазами их перемещение и может предвосхищать появление ярких, разноцветных предметов. В моменты бодрствования он может петь, издавая гукающие звуки. Обращает внимание на подвешенные игрушки, рассматривает их, пытается до них дотронуться.

Двигательная активность проявляется в попытках самостоятельного продвижения вперед на животе. Ребенок уверенно держит голову, пытается поворачивать ее в стороны, старается перевернуться с бока на живот или на спину. Обхватывая пальцы родителей, активно пытается подтянуться, пытается прыгать, когда встает на ножки.

Где мой...?

Цель игры: развитие навыков общения, развитие анализаторов, определение ребенком себя в пространстве и окружающих его предметах.

: легкий прозрачный платок, мягкое одеяло.

Ход игры : игра проводится на полу. Уложите ребенка на спину, поговорите с ним, привлеките внимание веселой песенкой, считалочкой. Покажите малышу платок, дайте его потрогать, затем накиньте на свою голову, спросите весело и задорно: «Где мой мальчишка (девчонка)?», снимите с себя платок, приговаривая: «Вот он (она)!» Обязательно дотроньтесь до малыша, чтобы он зафиксировал обращенную к себе речь. В дальнейшем проводите игру, накинув платок на малыша.

Кручусь, верчусь

Цель игры: развитие более сложной общей моторики, вестибулярного аппарата, мышечной силы.

Ход игры.

1-й этап: положите ребенка на бочок поддерживайте его за спину, постепенно убирайте руку, ребенок следует за вашей рукой. Когда он окажется на спине, похвалите его. Проделайте это упражнение несколько раз, оно вызывает у малыша бурю восторга.

2-й этап: положите ребенка на бок, покачивайте его легонько и направляйте вперед. Когда он перевернется на живот, похвалите его.

Подобное проделайте и в другую сторону.

Родителям на заметку. Если вы вводите в игру новые предметы, новые игрушки, необходимо малыша сначала с ними познакомить.

Играя с ребенком, эмоционально обозначайте его достижения.

Во время игры сопровождайте действия ребенка стихами и считал очками.

Кручусь, верчусь,

Спиной, боком повернусь.

И животик покажу,

Маме с папой угожу.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Выходи со мной играть,

Я веселый, озорной,

Заводной и огневой.

Гирлянда

Цели игры: совершенствование зрительных реакций, развитие более сложной моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мелкие и средних размеров игрушки, яркие, не громко звучащие (лучше, если это будут фигурки зверей, птиц).

Ход игры: в минуты бодрствования повесьте над кроваткой малыша сделанную гирлянду, привлеките его внимание звучащими игрушками. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, каких зверей или птиц он видит. Если ребенок заинтересовался игрушками, помогите ему дотянуться до них, дотронуться. Эта потребность будет возникать все чаще и чаще, поэтому необходимо перевесить гирлянду ближе к малышу, чтобы он мог дотянуться до игрушек. В дальнейшем игрушки перевешивают несколько дальше, чтобы ребенок целенаправленно тянулся к гирлянде. Понаблюдайте за малышом, выясните, какая игрушка ему больше всего понравилась, перевешивайте ее то вправо, то влево, то выше, то ниже.

Родителям на заметку. Гирлянды и игрушки должны легко сниматься, чтобы во время засыпания они не отвлекали малыша своим звуком.

Маленький солист

Цель игры: развитие простейшей артикуляции, навыков общения.

Ход игры.

1-й вариант: мама или папа, общаясь с малышом, обращают внимание на произнесение им отдельных звуков. Родителям необходимо не только самим разговаривать с малышом, но и повторять за ним его собственные звуки. Взрослым после произнесенных слов необходимо сделать паузу, чтобы получить от малыша ответ. В ответ на гукание малыша необходимо произнести его звуки «а», «у», «гу» и т. д. Не мешайте ребенку, когда он разговаривает или поет наедине сам с собой.

2-й вариант: запишите на магнитофон голос ребенка, его «песенки» и «монологи» и ваш голос, когда вы читаете ему стишки или поете песенки. Если вам срочно необходимо что-то сделать, включите малышу пленку с записью, и он не будет чувствовать себя одиноким. Более того, он будет отвечать «электрической няньке».

После того как вы сделали необходимые дела, поговорите с малышом, похвалите его, скажите, что он хорошо справился с трудной задачей. Обязательно улыбайтесь, и это вызовет в ответ улыбку ребенка.

Предосторожность : не увлекайтесь «магнитофонной няней», используйте ее в крайних случаях.

Маленький гимнаст

Цели игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: перекладина, деревянная, хорошо отшлифованная палочка, мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите на полу одеяло, положите малыша на спину на подушку, перед малышом на расстоянии 20 см на весу держите палку. Если ребенок не отреагирует на предмет, поднесите палку ближе, если же и это не поможет, возьмите его ручки и положите ладошки на палку. Когда малыш крепко схватит палку, медленно приподнимайте ее, чтобы ребенок самостоятельно подтягивался. Когда вы почувствуете, что ребенок уверенно подтягивается, осторожно приподнимайте палку еще. Следите, чтобы малыш оставался в состоянии напряжения и старался продолжить движение.

Усложняйте игру: добивайтесь того, чтобы ребенок самостоятельно тянулся к палке и подтягивался.

Не забывайте подбадривать малыша, хвалить.

Мешу, мешу тесто

Цель игры : развитие вестибулярного аппарата, развитие зрительных реакций.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяло.

Ход игры : постелите одеяло на пол, положите ребенка на живот, сядьте с ним рядом. Поговорите немного, помассируйте его ручки, ножки, сделайте «потягушеньки». Осторожно обхватите голову ребенка ладонями, зафиксируйте это положение, улыбнитесь малышу, убедитесь, чтобы он смотрит на вас. В дальнейшем осторожно переваливайте голову малыша с ладони на ладонь, при этом обязательно фиксируйте положение головы и его взгляд на вашем лице, вы должны проводить игру на эмоциональном подъеме, привлекая своим голосом взгляд ребенка. Переваливая голову ребенка с ладони на ладонь, приговаривайте или напевайте:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай, —

Переваливай, давай!

Заканчивая игру, улыбнитесь малышу, расскажите ему, как вам понравилось с ним играть.

Родителям на заметку. Если ребенок не смотрит на вас даже после неоднократной попытки привлечь его внимание, не пытайтесь продолжать игру. Видимо, на это есть какая-то причина, дайте малышу отдохнуть.

Тянем, потянем

Цель игры: укрепление мышц плечевого пояса, развитие более сложной общей моторики и мелкой моторики рук, навыков общения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мягкое одеяльце, подушка.

Ход игры: постелите одеяло на полу, положите ребенка на спину на подушку, помассируйте ладошки малыша и, загибая пальчики, приговаривайте:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала —

Ты дрова рубил,

Этому дала —

Ты воду носил,

Этому дала —

Ты дрова носил,

Этому дала —

Ты деток кормил.

А этому не дала —

Ты дрова не рубил,

Ты воду не носил,

Ты дрова не носил,

Ты деток не кормил.

После массажа предложите ребенку свои указательные пальцы, чтобы он за них зацепился. Тяните малыша понемногу на себя, затем потихоньку опускайте на подушку и приговаривайте в такт движениям (варианты слов в главе «Бабушкин сундук»):

Тра-та-та, тра-та-та,

Пожалуйте решета.

Мучки посейте,

Пирожки затейте,

Пирожки-то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Обязательно в конце игры похвалите малыша, скажите, как он вырос и какими сильными стали его ручки. При этом не забывайте обозначить свою похвалу прикосновением к ребенку, к его ручкам.

Родителям на заметку. Несмотря на то что ребенок крепко ухватился за ваши пальцы или предложенный предмет, будьте внимательны и готовы к тому, что его ручки могут разжаться.

Неугомонный мячик

Цель игры: развитие мышц спины, брюшного пресса, шеи, зрительных реакций, мелкой моторики рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия : одеяло, яркий мячик небольшого размера, нейтральная музыка.

Ход игры : расстелите одеяло на полу, положите малыша на живот, несколько минут подождите, чтобы он адаптировался и начал проявлять активность. Привлеките голосом внимание ребенка, покажите ему яркий мячик, положите его перед ним. Когда ребенок зафиксирует взглядом мяч, направьте мяч к малышу, затем от него, катайте мячик в поле зрения ребенка. Не забывайте, что крохе необходимо словесное побуждение: «Где мячик?», «Куда он покатился?», «Красный (цвет мячика) мячик», «Быстрый мячик».

Когда мячик подкатывается к ребенку довольно близко, понаблюдайте, что будет делать ваш малыш, какие действия будет предпринимать: будет пытаться достать мяч, радуется, удивляется. Если малыш дотянулся до мяча или тянется к нему, обязательно предоставьте ему возможность исследовать предмет пальчиками.

По мере того как малыш будет осваивать это упражнение, при неудачных попытках завладеть мячом посмотрите, что он будет предпринимать: пытаться достать, просто лежать или же отвернется от мяча. Если ребенок активно пытается дотянуться, дайте его ножкам опору, и он поползет к игрушке (в дальнейшем он будет пытаться это проделать самостоятельно). В любом случае, через некоторое время, если ребенок не находит выхода, просто лежит или отвернулся от мяча, подскажите ему — дайте способ передвижения. Если малыш достиг цели, одобрите его действия.

За пару месяцев, прошедших с момента рождения, Ваш малыш уже достаточно серьезно подрос и многому научился. С каждым днем его общение с окружающим миром идет все активнее и осознаннее.

Игры с ребенком в 2 месяца, направленные на развитие малыша помогут закрепить полученные навыки, а молодым родителям - научится лучше понимать кроху. Общайтесь с ребенком как можно чаще – ведь это так здорово, смотреть, как растет и развивается часть тебя, и способствовать этому развитию! Играть с ребенком в 2 месяца можно точно так же как и ранее, просто с каждым новым днем с появлением новых навыков и умений, в Ваши занятия можно добавлять новые элементы, делая их ярче и разнообразнее.

Занятия для развития зрения

Продолжаем проводить занятия для развития внимания и фокусировки зрения – сейчас малыш будет с удовольствием следить не только за движущимися предметами, но и за теми, что находятся в статичном состоянии. Вы можете подвесить в поле зрения крохи – над ним или по бортикам кроватки яркие игрушки из разно фактурных материалов, желательно, чтобы малыш мог касаться их, двигая ручками и ножками – такие игры с ребенком в 2 месяца помогут развить не только зрительное восприятие, но и тактильные ощущения.

В наше время существует масса вариантов разнообразных развивающих приспособлений и игрушек для малышей – Вы можете приобрести готовый развивающий коврик, в наборе с которым идут яркие красивые игрушки, обладающие разными свойствами или же проявить фантазию и приложить творческие способности и создать для малыша собственный рукотворный игрушечный мир. В любом случае ребенок наверняка оценит старания родителей, проявляя одинаково живой интерес к любому варианту.

Помните о том, что ребенок, как и любой другой человек, теряет интерес к однообразию в окружающей обстановке – если игрушки не менять, то очень скоро малыш перестанет на них реагировать. Лучше иметь хотя бы пару вариантов «развивашек» на такой случай и время от времени сменять одни игрушки другими. На стене возле кроватки можно размещать яркие веселые картинки с четким рисунком – они будут выполнять точно такую же функцию, что и яркие игрушки над кроваткой.

Занятия для развития слуха и речи

Милая любимая мамочка – главный объект обожания и интереса для ребенка в возрасте двух месяцев. Ваше лицо он видит во время кормления, засыпая и просыпаясь - сейчас ребенок уже узнает свою любимую женщину и радостно реагирует на ее появление. Воспользуйтесь этим, задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 2 месяца. Общаясь с малышом, больше меняйте мимику и интонацию голоса – пусть кроха наблюдает, как Вы хмурите брови или улыбаетесь, изобразите удивление или испуг – такие упражнения любят детки в возрасте двух, трех и более месяцев - они помогут.

Немаловажным будет регулярно разговаривать с малышом - собираясь подойти к нему, сначала окликнете кроху по имени – конечно в таком юном возрасте он еще не способен понять, что мама зовет именно его и отреагировать в полной мере на собственное имя, но вот научится отличать Ваш голос от других, ребенок уже может вполне.

Собираясь на прогулку, делая массаж или зарядку, переодевая ребенка - проговаривайте все свои действия вслух – во-первых, Вы, таким образом, формируете у него развитие речевых навыков, а во вторых звук маминого голоса помогает отвлечь малыша и успокоить. Очень полезное изобретение человечества, помогающее ребенку сформировать минимальный словарный запас, развлечь и поиграть – потешки.

Каждая молодая мама просто обязана знать наизусть эти коротенькие детские стишки – рассказывайте их во время переодевания, при подготовке к водным процедурам или делая гимнастику. Вы можете использовать игрушки для создания сюжетно-ролевых постановок уже сейчас - пусть любимый зайчик или медвежонок помогут Вам играть с ребенком в 2 месяца и старше – все дети очень любят такие занятия.

Занятия для развития осязания и моторики

В возрасте кроха способен улавливать связь между предметом и звуком, который этот предмет издает – погремушки Вам в помощь! Конечно, самостоятельно удерживать их он еще не в состоянии, но вкладывать в ручку самые элементарные легкие экземпляры уже можно вполне. Вы также можете использовать подвесные модели, до которых ребенок сможет дотянуться сам – такая игрушка наверняка не выпадет из руки, а вот пощупать ее и постараться извлечь звук малыш сможет и сделает это с удовольствием.

Чем больше разнообразных по свойствам материй Вы будете давать трогать малышу, тем лучше для развития тактильного восприятия – вложите в разжатый кулачок кусочки разной по фактуре ткани, можно также провести по ладошке каким-либо теплым или холодным предметом. Позднее подобные упражнения с обязательным обозначением свойства вслух помогут сформировать словарный запас крохи и предостеречь от неприятностей.

Физическое развитие

Помимо соблюдения , ежедневной гимнастики для укрепления мышц и костей ребенка, очень полезное действие на его развития окажут игры в воде. Практически все малыши любят купаться – проводите это время с пользой и весельем – устройте заплыв в большой ванной – осторожно, крепко удерживая ребенка, проведите его по водной глади, лежа на спине, затем переверните на животик. Также можно тренировать навыки задержки дыхания: у всех малышей существует врожденный рефлекс – при попадании воды на лицо, они перестают дышать – брызните несколько капель на лоб и щеки ребенка, произнося в этот момент условную фразу, например, «ныряем» - так со временем Вы научите его задерживать дыхание и действительно нырять под воду.

Помните, что любые игры с ребенком в 2 месяца можно проводить не только маме, но и другим членам семьи. Очень важно, чтобы папа принимал активное участие в занятиях – большую часть времени малыш проводит в обществе мамы, папин подход добавляет в маленькую жизнь разнообразия, а также помогает установить тесный контакт между ребенком и вторым родителем.

Начинайте утро с массажа. Прикосновения маминых рук приятны малышу. Они расслабляют и настраивают на позитивный лад. Массаж должен быть поверхностным и включать различные поглаживания, растирания и легкую суставную гимнастику: сведение и разведение рук, сгибание и разгибание ножек, боксирование и т. д. Сопровождайте массаж разговором с малышом, стихами, потешками. Звук материнского голоса хорошо знаком ребенку, он знает его с утробы и это лучшая музыка для его ушей.

Зрительные навыки

В возрасте двух месяцев взгляд ребенка уже не такой блуждающий, как раньше. Он способен фокусировать его на предмете, хотя на быстро перемещающихся предметах заострить внимание ему еще сложно. Стимулируйте эти навыки, показывая ребенку различные яркие игрушки и двигая ими перед его глазами.

Одной из самых востребованных игрушек для этого возраста помимо классической погремушки – это подвесной мобиль. Он представляет собой кронштейн, подвешивающийся над кроваткой, на котором закреплены различные предметы: животные, звездочки, цветы. Мобиль крутится и игрушки раскачиваются, вызывая интерес у малыша. При этом большинство мобилей имеют музыкальное сопровождение, что также способствует развитию слуха у ребенка и расслаблению нервной системы. Простые и спокойные мелодии действует как колыбельная; многие дети быстро засыпают, наблюдая за включенным мобилем.

Для занятий с пригодится погремушка в виде кольца. Наденьте ее на ручку ребенка. Ему будет интересно наблюдать за тем, как она гремит, когда он двигает руками. Ее также можно использовать при выполнении гимнастических упражнений для развития хватательных навыков.

Пальчиковые игры

Малышам в возрасте 2 месяцев, особенно тем, у кого повышен тонус конечностей, сложно держать кулачки разжатыми. Пальчиковые игры помогают ребенку развивать мелкую моторику и учиться контролировать движения пальцев и кистей. Это всем знакомая «Сорока-белобока», разглаживание сжатых в кулачок пальцев, массаж пальчиков и т. д. Дети, с которыми родители проводят такие занятия, раньше других начинают держать предметы и перемещать их из одной руки в другую.

Для развития тактильных ощущений вкладывайте в ладошку малыша предметы различной текстуры. Это могут быть лоскутки ворсистой, грубой, шелковой ткани, кусочки меха, что-то теплое или, наоборот, прохладное. Сопровождайте занятие комментариями. Ребенок знакомится с миром через реакцию и эмоции взрослых, поэтому покажите малышу, как вам нравится прикосновение меха к щеке или как холодно от кусочка льда. Но не произносите громких звуков и не делайте резких движений: это испугает малыша, и занятие будет иметь обратный эффект.