Развивающие игры с детьми 1 2. Игры, которые помогут годовалому малышу познакомиться с миром

Потребность ребенка в эмоциональном контакте с близкими людьми пока еще очень велика. Именно с помощью положительных эмоций и одобрения взрослого, малыш начинает активно передвигаться, получать новые знания, закреплять и совершенствовать полученные ранее навыки. Развивающие игры для ребенка в возрасте от 1-го до 2-х лет , как и , различны. Для детей этого возраста можно предлагать совместные игры, использовать предметы быта или предлагать покупные игрушки и использовать их, удовлетворяя основные потребности малыша.

Удовлетворение потребности в эмоциональном общении в возрасте от 1-го года до 2-х

Забота, ласка и любовь важны для ребенка начиная с . Не исключение и первый год.

1. Забота и ласка. Сядьте с ребенком рядом и положите поблизости парочку его любимых игрушек. Поговорите с ними, взяв на руки: «Какой ты хороший, ласковый». Предложите и ребенку взять на руки игрушку. Произнесите: «Мне нравится твой белый мех, мишка». Обнимите ребенка, также прижав к себе, скажите ему ласковые слова. Поощряйте интерес ребенка к подобным играм, помогайте найти правильные слова.

2. Пожалеем зайку. Пожалейте вначале игрушку, которая оказалась на полу. Расскажите стишок про зайку, которого бросила хозяйка, сохраняя жалостливый тон. Пожалейте зайку вместе. Затем возьмите малыша на руки и, покачивая, спойте ему любую песенку, которая нравится вам обоим. Телесные контакты, сочувствие укрепляют доверие между вами.

3. Раз, два, три, бум! Игра способствует увеличению телесных контактов и способствует знакомству с собственным телом. Посадите ребенка на колени лицом к себе, скажите: «Раз, два, три, бум!». Аккуратно прижмите ладошкой лоб малыша, а затем нос, щеки, руки, называя эти части тела.

Также очень эффективна в этом возрасте.

Развитие движений в 1 год

1. Толкание . Выберите несколько предметов, которые можно толкать: каталку, коляску, мягкую игрушку или машинку. Дайте команду: «Раз, два, три, толкаем!», после чего толкните одну игрушку вперед. Играйте самостоятельно и дожидайтесь, пока и ребенок захочет принять участие в игре. Это хороший способ развития силы и координации движений.

2. Плывет, плывет кораблик… Сядьте на коврик лицом к малышу, соединив слегка расставленные ноги, чтобы получился «кораблик». Возьмите его за руки и раскачивайтесь вперед-назад до тех пор, пока ребенок не коснется спиной пола. , что эта игра будет более эффективной если сопровождать раскачивания ритмичными стихами.

3. Мешочки с бобами. Мешочки можно изготовить самостоятельно и зашить, чтобы содержимое не выпало. Их приятно перебирать руками, складывать из них башенку или организовать метание мешочками в цель. Походите с мешочком, положив его на голову, или на плечи. Лежа на спине с поднятыми ногами, балансируйте мешочками, положенными на каждую из ступней.

4. Довольные ножки. Прогулки босиком – это непроизвольный массаж ступни. Можно подобрать и изготовить разные поверхности для ходьбы: на полоску материи нашейте пуговицы и походите по ним. Можно нашить гладкие палочки или наполнить матерчатый мешок камушками ли песком. Лучше всего ходить по естественной поверхности: траве, песку, асфальту. При ходьбе называйте ощущения, которые испытывает ребенок: мягкая поверхность, гладкая, холодная и т.д.

5. Перенеси игрушки. Покажите ребенку, как вы одну наполненную корзину с игрушками переносите в другой конец комнаты. Можно тащить ее волоком или толкать. Переложите игрушки в другую корзинку, и скажите: «Вот и все!». Если игра понравится, такое перемещение игрушек можно повторить несколько раз. Дополнительно, упоминайте слова: «пустая» и «полная».

6. Попади в отверстие. Для развития координации движений используйте посуду с широким горлышком: кастрюлю или салатницу. На веревку длиной 15-20 см прикрепите маленький предмет в виде рыбки и покажите, как опускать его в емкость. Постепенно горлышко посуды можно предлагать более узкое, что развивает глазомер ребенка. Можно использовать готовую игру «Рыбалка» с рыбками и удочкой.

Игры на самоопределение

1. Узнаешь себя? Встаньте перед большим зеркалом с ребенком, держа его на руках, и спросите: кто этот замечательный малыш? Глядя в зеркало, меняйте мимику лица, придавая ему разные выражения. Помашите рукой и ребенка попросите сделать то же самое. Можно делать разные движения. , поясняя, что это он сам делает такие движения.

2. Где ты? Поиграйте в эту игру, когда ребенок сидит на высоком стуле. Сделайте вид, что вы не можете найти его, посмотрите в выдвижной ящик стола, по сторонам, в свой карман и т.д. Спросите: «Где же (имя ребенка?!»). После того, «найдите» его и выразите удивление и радость «Вот ты где!».

3. Прятки. Закройте глаза ладонями: «Где же мой (имя малыша)?». Закройте лицо платком или одеялом. А теперь закройте лицо малыша. Можно спрятаться за большую игрушку или штору. Радуйтесь каждый раз, когда встречаетесь взглядами!

Игра на взаимоотношения в 1 год

Верни мне, пожалуйста. Сядьте напротив ребенка и предложите взять любую игрушку. «Это тебе». После игры с ней, попросите ребенка вернуть игрушку. Потому что вы тоже хотите поиграть. Можно обменяться игрушками.

Игры на развитие творческих способностей

1. Игра в «каракули». Предложите ребенку для рисования мелки или фломастеры. Покажите, как можно рисовать. На бумаге останутся каракули. Похвалите его работу. Выделите отдельные фигуры, например: «Мне нравится этот синий клубок на твоем рисунке «. Поощряйте к рисованию дома и на улице.

2. Чертим разные фигуры. На большом листе бумаги нарисуйте карандашом круг. Дайте карандаш ребенку, и водите его рукой с карандашом, обводя круг по контуру. Похвалите: «Какая красивая получилась картинка». В другие дни рисуйте квадрат или ромб, используйте другой цвет. Не забывайте называть форму и цвет фигуры, хвалить, если ребенок изобразил их самостоятельно.

Игры на развитие восприятия звуков

1. Тук-тук-тук. В металлическую банку насыпьте камушки, а в другую – металлические крышечки от бутылок. Предложите потрясти банку и послушать. Обратите его внимание на разные звуки. Посмотрите вместе, что лежит в банке. Еще раз потрясите и спросите, что же так звучит. Если малыш не смог запомнить – еще раз покажите. Если еще не может говорить, то попросите найти по звуку банку с камешками или банку с крышечками. Для привлечения внимания к игре, можно трясти баночки ритмично, напевая мелодии.

2. Попищим . Пойте песенки с малышом, меняя голос от грубого до самого тонкого, пищащего. Маленькие дети сохраняют устойчивость внимания, если звуки голоса высокие (женские и детские голоса). Спойте вместе с персонажами какой-нибудь . Споем песенку как мышка, как кошечка, как медведь.

Игры на развитие цветового восприятия

1. Подбор предметов по цвету. Выберите для игры две машинки разного цвета: красную и синюю. Покатайте машинки – каждый свою, а затем поменяйтесь машинками. Сделайте из цветной бумаги широкие дорожки для машин. Поставьте каждую машинку на свою дорожку. Постоянно называйте машинки и дорожки, повторяйте задания, тренируя ребенка в правильности нахождения цвета.

2. Собираем игрушки одного цвета. Выберите игрушку определенного цвета и найдите все другие предметы и игрушки в доме такого же цвета: мамино платье, папина рубашка, чашка, книжка, часы и т.д. На следующий день закрепите название цвета и затем познакомьте с другим цветом.

Игра на развитие восприятия запаха

1.Чем пахнет? Привлеките внимание ребенка к запахам на кухне: «Чем это так вкусно пахнет?». Это особенно легко сделать, когда в духовке что-нибудь печется. Достаньте еду их духовки и понюхайте вместе, назовите запах: ванильный, яблочный, пряный.

2. Апельсин. Возьмите апельсин в руки и назовите его цвет: оранжевый. Предложите понюхать и запомнить запах. Апельсины и лимоны отличаются сильным запахом, который ребенок может запомнить. Дайте апельсин малышу в руки и повторите форму и цвет. Пусть он его понюхает и пощупает. Дайте попробовать кусочек и попробуйте сами, очистив его и разломив на дольки. Таким же образом можно знакомить с разными продуктами, но не все нужно пробовать: лук и чеснок можно только понюхать.

Развивающие игры для детей, которым исполнился один год нужно проводить ежедневно. Можно повторять одни и те же игры с небольшими промежутками времени, что способствует лучшему запоминанию материала. Важно, чтобы познание окружающего мира и развитие малыша происходило ненавязчиво и естественно, при участии взрослого, который вовремя может подсказать, как правильно делать то или иное задание. Необходимо хвалить детей, поощрять их самостоятельность. И тогда игры не нужно будет придумывать: ребенок сам вам подскажет, что его сейчас интересует больше всего и чем бы он хотел заниматься.

Онлайн игры для детей 1 года, в первую очередь, оценят родители. Самим малышам пока не с чем сравнивать: опыта почти нет, да и кругозор крошечный. К слову, грамотно подобранные онлайн игры за считанные месяцы это исправят. Для мам и пап, заинтересованных во всестороннем развитии детей, они станут неоценимыми помощниками. Предлагаем эксперимент. Ежедневно уделяйте детским онлайн играм для детей 1 года 10-15 минут в день, и уже через пару недель количество слов, которые узнает и понимает ваш малыш, увеличится вдвое. Дети первых лет жизни, как губка, впитывают все, что предлагает окружающий мир. И только от родителей зависит качество доступного им «контента». Так почему бы не взять процесс под свой контроль? Тем более, что поступающую из сети информацию можно дозировать и распределять так, как считаете нужным. Еще один весомый плюс: все игровые материалы на нашем сайте выложены бесплатно. Чтобы получить к ним доступ не нужно ничего кроме соединение с Интернетом.

  • Для детей 1 года

    Сборник дидактических игр для сенсорного развития малышей. Играть в развивающие пазлы-раскраски можно и на мобильных устройствах.

  • Онлайн версия самой популярной детской игры «Пирамидка», в которую советуют играть для развития моторики, мышления, интеллекта все эксперты.

  • Дидактическая про животных для детей 1-2 года

    В развивающей игре малыши расширят познания о фермерских животных. Укажите, что едят, какие звуки издают животные, покормите зверушек.

  • Для детей 1 года: угадай предмет по форме

    Развивающая игра, в которой дети будут учиться по форме узнавать предметы. Смотрите на очертания на поле и подбирайте подходящий под них объект.

  • В этой игре родители смогут познакомить своего малыша с животным миром и потренировать слух. Узнавайте по звуку, какое это животное.

  • Для детей 1 года: что утонет в воде

    Развивающая игра для пополнения знаний об окружающем мире. Выберите сначала на картинке вещи, которые тонут в воде, а потом, плавающие на поверхности.

  • Добрая раскраска для малышей, на картинке которой изображены фермерские животные. Для раскрашивания достаточно одного клика мышкой.

    Сборник из 6 раскрасок, на которых запечатлены персонажи детского мультфильма «Клео и Сикуин». Оживляйте картинки цветами одним кликом.

  • Для детей 1 года: рассортируй по цветам

    Увлекательная html5 игра по мотивам обучающей программы для детей «Улица Сезам». Выбирайте среди множества пряники заданного цвета.

  • Для детей 1 года: какой мяч больше

    Развивающая забава наподобие «Пирамидки». Малышам предстоит выбирать из множества мячиков самый крупный, пока не разберут все.

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Кроме этого, можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисуйте все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» — «Гномики и домики » (Ozon , My-shop ), «Большой-маленький » (Ozon , My-shop ).

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка (My-shop , Read ) или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (KoroBoom , Лабиринт , My-shop ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала верхнюю половинку одного животного и начинала подставлять к ней разные варианты нижних половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (KoroBoom , My-shop , Ozon ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой.

Эта игра очень полезная, она поможет ребенку научиться координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность справляться самостоятельно с этой нелегкой кулинарной задачей:)

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (Лабиринт , My-shop ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

На этом все. В ближайшее время обязательно опубликую подборку развивающих игр для малышей постарше – от 1,5 лет. Не пропустите !

Предлагаем маленькую шпаргалку для родителей – развивающие занятия и игры для детей от 1 до 2 лет в которые можно играть дома.

Вот оно, радостное событие – малышу исполнился один год! И пусть карапуз еще не говорит, но он уже самостоятельно ходит. Да что там ходит – бегает! Норовит залезть во все шкафы, ящики стола, перевернув вверх дном их содержимое, погреметь посудой, и чем громче, тем лучше; стянуть скатерть, наблюдая, как она скатывается со стола вместе с телефоном, вазой, чашкой и тарелкой. А как можно не нырнуть в такой заманчиво-блестящий барабан стиральной машинки или не всунуть палец в дырочку розетки?! Время, когда ребенку от одного до двух лет, – самое хлопотное для родителей.

Игры с куклами или машинками для таких крох еще непонятны и неинтересны – они скорее оторвут игрушкам руки-ноги, волосы или колесики, чем будут играть. Бумажные книжки и альбомы малыши скомкают и порвут – это вполне нормально и предсказуемо. Карандаши, краски и фломастеры, скорее всего, будут отправлены в рот, точно так же, как и мелки, а мягкие игрушки обслюнявлены. И как бы ни уставали родители все это убирать – так и должно быть.

В то же время этот возраст – период становления и укрепления координации движений малышей, первых навыков самостоятельного анализа и оценки окружающего мира. Только игры и занятия для этого нужно подобрать соответствующие. Предлагаем маленькую шпаргалку для родителей – развивающие занятия и игры, которыми можно увлечь малыша.

Тематический материал:

Координация, логика и мелкая моторика

Детей привлекают цветные передвигающиеся предметы разной формы и объема – шарообразные, квадратные, треугольные: шарики, кубики, кастрюльки. Из них получаются хорошие развивающие игрушки.

Шарики

Насыпьте в картонную коробку с невысокими бортиками разные шарики (пластиковые, резиновые, вязаные, главное, чтобы они не помещались в рот ребенка). Поставьте её перед малышом. Пусть он сначала покатает их в коробке (для детей важно ощутить предмет руками – это познание мира через тактильный контакт). Затем переверните коробку, рассыпьте шарики по полу и призовите кроху собрать их. Для карапуза, которому еще не исполнилось два года, такого занятия хватит надолго. С каждым днем можно усложнять игру, стимулируя кроху положить в коробку шарик одного цвета, затем другого (каждый раз проговаривайте, какого именно цвета предмет). Потом можно добавить понятия «больший», «меньший». Из одной игры может получиться целый комплекс упражнений. Эти занятия развивают логическое мышление, способность различать цвета, объем, моторику пальчиков и движения кистей.

Пирамиды и кубики

Кубиками и пирамидки (следует выбирать те, что с крупными элементами из мягкого пластика и с большими отверстиями для нанизывания на основу) интересны тем, что из них собираются высокие башни, дороги, дома. Сначала можно хаотично нанизывать их на палочку-основу, затем стимулировать детей делать это в правильном порядке. Потом называть форму предмета и его цв. Как пример: «Желтый круг ставим вниз, на него устанавливаем оранжевый овал» и дальше по аналогии. Либо «Сделаем первый этаж из красного квадрата, второй – из голубого прямоугольника, а крышу – из зеленого треугольника». Подобные занятия будут интересны не только малышам от года. Разные пирамидки, особенно если их составные части состоят из нескольких легко смыкающихся элементов, – полезны и занимательны для детей четырех, а то и пяти лет.

Матрёшка

Варианты пирамидки (обратного порядка) – матрёшки, стаканчики и даже кастрюли. Их нужно ставить один в другой: меньший в больший. Любимое занятие детей – вынимать предметы и куда-то их вставлять. Так они познают объём, сопоставляя формы и размеры.

Тематический материал:

Счёты

Деревянные счеты – с яркими шариками (фото 2), которые нужно передвинуть, чтобы заполнить обратную сторону спицы; равномерно (зеркально) установить камушки на одной и другой стороне, разделив их пополам. Сделать верхний ряд длиннее, чем нижний… Такие игры стимулируют мелкую моторику ручек, логику малышей. Они подходят как для дома, так и для прогулки (на детской площадке, как правило, под горкой, установлены большие счеты).

Навыки, умения, сопоставления

Детей одного-двух лет также заинтересуют игры на ориентацию в пространстве и преодоление препятствий. Их лучше проводить на первых порах дома. Это сложные, но очень увлекательные и интересные занятия. Рассмотрим некоторые из них.

«Тропинка»

Делаем дорогу из двух рядов поставленных друг на друга или рядом книг, кубиков, кассет, шнуров – всего, что найдете дома. Сначала сами выставляем предметы, затем – с детьми, обучая малышей ходить между ними (не касаясь «обочины») по прямой дороге, затем усложняем её изгибами, поворотами.

Следующий этап – установка препятствия на дороге (положим, например, на дорожку карандаш или кассету), через которое нужно переступить, ближе к двум годам интереснее будет его перепрыгнуть. Тропа может быть любой длины и ширины (сужающаяся, расширяющаяся). По ней можно пройти, проползти самому или вместе с игрушкой. Для мальчиков интереснее пройтись по дорожке, катая машинку, ведя ослика на веревочке… Малышей порой так увлекают вариативные занятия на ориентацию, что они рады заниматься ими полдня.

«Мостик»

Расстилаем на полу в детской или общей комнате узкое полотенце или кладем доску (тщательно отшлифованную, а лучше – обернутую мягкой тканью). На одном её конце малыш, на другом – игрушка. Задача крохи – пройти по мостику не оступившись. Такое развивающие занятие для детей от 1 года можно дополнить фантазийной составляющей, например, сказкой о том, что под мостиком – бушующее море, зыбучий песок, и нужно быстро и аккуратно пробежаться по единственно возможному пути, чтобы и самому не утонуть, и игрушку спасти. От такой игры будет двойная польза – навыки координации плюс развитие воображения.

«Гостевой домик»

Это игра с разными по форме фигурками, которые нужно точно вложить в прорезь крыши домика, шара, деревянного либо пластикового куба. Найдет ребёнок правильную форму – фигурка войдет в необходимый паз. Если для малышей первого года жизни это довольно сложные игры, и они стараются побыстрее снять крышку «домика», чтобы запихнуть туда непослушную игрушку (что тоже хорошо – приобретаются навыки анализа и оценки ситуации, и кроха понимает, что препятствие можно обойти), то при достижении двух лет им интереснее точно вставить объемную фигуру в соответствующий паз.

«Репейник»

Это самодельные либо покупные конструкторы с липкими элементами, которые следует либо вставить к соответствующую ячейку, либо слепить из них какую-то простейшую фигурку (например, цветочек, шарик, солнышко). Развивающий эффект можно усилить дополнительным «препятствием» – застежкой (как на данной картинке). Вставил горошинки в стручок – закрыл их. Хочешь достать – открой. Очень полезное занятие.

«Стучалки-гремелки»

Самые популярные игрушки у детворы! Это шумное занятие можно направить в полезное русло – дайте малышу в руки барабанные палочки и большую поверхность для того, чтобы он от души настучался (вместо мягкого барабана можно взять обычную кастрюлю, главное, чтобы родителей не утомлял громкий звук). Затем предложите ребёнку той же палочкой попасть в меньший по размерам музыкальный инструмент. Карапуз будет вынужден сфокусироваться на другой форме предмета, сопоставить размеры палочки и гремящей (музыкальной) поверхности. А в двухлетнем возрасте сделать это непросто! Так что даже шумовые игры приносят пользу.

И это только несколько примеров. А еще кроха может: играть в воде, перебирая в руках камушки, в песке – лепя первые куличики, запускать маленькие ручки в разноцветную крупу, поставленную перед ним в мисочках. Все это развивающие игры, которые подойдут детям от 1 до 2 лет. И чем разнообразнее материал, из которого изготовлены игрушки, и их форма – тем больше польза. Главное, чтобы родители были рядом, оберегая играющих малышей, а не запрещая им исследовать мир. Деткам нужно всё потрогать, везде заглянуть. Трогайте и заглядывайте вместе с ними – тогда запретный плод утратит свою привлекательность, и крохе уже не захочется тыкать пальчиком в розетку и грызть провода. А его развитие будет протекать плавно и поэтапно – в соответствии с возрастом.

Первый день рождения малыша позади, позади трудности первого года жизни. Малыш уже умеет сидеть, ползать, начинает произносить слова, интересуется новыми игрушками. Вздохнув с некоторым облегчением, родители понимают, что чем взрослее становится ребенок, тем больше возможностей с ним взаимодействовать. Больше тем для общения, больше игр для совместного времяпровождения. Некоторые из них - развивающие игры. Для детей от 1 года, уже можно начинать их применять. Важно сохранять баланс в общении с малышом, не утомлять и не перетруждать его.

Развивающие игры для детей 1 года помогут вашему ребенку:

  • научится увереннее ходить, а потом и бегать;
  • слушать и понимать речь, увеличивать словарный запас;
  • знать названия предметов, различать цвета;
  • повторять за взрослым стихи, подпевать;
  • бросать мяч, имитировать звуки животных.

Простые игрушки для развития ребенка

Игры с подручными средствами

Все игрушки рано или поздно надоедают, малышу хочется чего-то нового, необычного. Для этого случая можно использовать самые простые предметы .

Подвижные игры для развития крупной моторики:

  • для детей, которые делают первые шаги, можно придумать игры с движущимися предметами. Например, с игрушечной коляской, тележкой или велосипедом. Когда малыш держится за предмет, вы осторожно тянете его. Ребенок делает шаг вслед за ним. Когда он поймет, что опираясь можно пройти еще несколько шагов, это побудит его дальше самостоятельно толкать предмет и идти за ним. Главное - ваша искренняя радость за его старания;
  • игры с мячом идеально подходят для того, чтобы ребенок больше двигался. Чтобы укрепить навыки ходьбы, придумайте игры с мячом;
  • также в этом возрасте малыша заинтересует комнатная маленькая горка. Он может подниматься вверх и скатываться с нее;
  • чтобы развивать координацию движений и усидчивости детей, которые уже самостоятельно ходят, подойдет такая игра. Понадобятся теннисные шарики, тазик и ложка. Ребенок должен подбирать с пола, разбросанные шарики, и при помощи ложки донести их до тазика;
  • прятки - самая популярная игра для координации движений. Вам понадобится платок. "Спрячьтесь" под платком и попросите ребенка вас найти. Малыш задействует обе руки и стаскивает платок, а потом прячется сам. Еще один вариант: прикрыть лицо ладонями, а ребенок будет стремиться убрать их двумя руками.

Игры для развития речи

Малыш в 1 год уже понимает и произносит некоторые слова. Взрослым нужно приложить усилия, чтобы пополнять его словарный запас, проще это будет сделать в форме игры .

Рисование

Рисование помогает развивать фантазию, воображение . Начинать рисовать можно с 9-ти месячного возраста, главное, суметь заинтересовать ребенка этим творческим процессом. Рисовать можно и нужно не только кисточками, но и пальцами, ватными палочками, или поролоновыми губками.

Подготовьте место, где ребенок сможет начать пробовать свои силы в рисовании, постелите клеенку, приготовьте краски и бумагу. Пусть ваше чадо попробует рисовать пальчиками. Обмакните его пальчик в краску, а затем на бумагу. Чтобы малыш не устал, достаточно будет 15-20 минут.

Лепка из пластилина или теста

  • Сделайте шарик из небольшого кусочка пластилина и приклейте на бумагу. Помогите малышу, направляйте его ручки.
  • После того как малыш научится приклеивать пластилин на бумагу, усложните задачу, дайте ему что-то мелкое, например, бусинки или фасоль. Пусть он приклеивает их на пластилин. Не оставляйте ребенка без присмотра.

Чтение

Для годовалого малыша выбирайте книги с большим количеством красочных иллюстраций . Особенно ему понравятся те картинки предметов или явлений, которые уже присутствуют в его жизни. Тематика книг очень большая: природа, семья, животные, игрушки, растения, времена года. Также малыши с удовольствием будут разглядывать картинки к сказкам или коротким детским стихам. Пока еще рано знакомит малыша с более длинными произведениями. Ребенок устанет и потеряет интерес к чтению.