Тату звезда ссср. Ссср тату или татуировки в ссср

Многие люди, тоскующие по былому величию страны, выбирают тату со знаком качества СССР и другими символами советского времени. Это присуще не только представителям зрелого возраста, но и молодежи.

Подобные тату представляют собой не только надпись с аббревиатурой, но и знаковые для тех времен изображения и символы. Отличительными чертами таких композиций являются примитивизм и применение небольшого количества оттенков, обычно не более трех (например: красный, черный, коричневый).

Нередко современные молодые люди выбирают эскиз с изображением знака качества СССР, который представляет собой видоизмененную до пятиугольника пятиконечную звездугеральдический символ СССР. В данную фигуру вписана уложенная набок заглавная буква К – «Качество».

Предполагалось, что символ, вписанный в пятиугольник, имеет как минимум три значения:

  • весы (точность);
  • качество;
  • человек (как высшая ценность).

Некоторые источники утверждают, что в этом символе прослеживается четкая связь с пентаграммой или идеограммой, которые призваны защищать человека от зла и напастей. Хотя вряд ли это значение имелось в виду в советское время.

Знак качества был введен в 1967 году для стимулирования производства. Чуть меньше чем через полвека появился российский аналог этого знака, не отличающийся таким многообразием значений.

Заветным пятиугольником были отмечены, например, телевизоры «Весна», наручные часы «Победа», мопеды «Верховина» и др. Первым же удостоился такой чести электродвигатель. Увидеть знак качества можно было и на продовольственных товарах (тушенке, сгущенке и т.д.). Хотя, как это всегда бывает, впоследствии клеймо стали ставить даже на некачественных товарах.

Знак качества в тату-культуре

Сейчас считается, что все товары, произведенные в СССР, обладают наивысшим качеством. Во многом это мнение связано с тем, что советские товары служат значительно дольше современных (хотя последние выгодно отличаются дизайном).

Неудивительно, что амбициозные люди, делая тату, часто останавливают свой выбор именно на этом символе. Так они пытаются подчеркнуть свое превосходство над окружающими и доказать всем, что достойны высот, к которым стремятся. Кроме того, тату служит показателем возраста. Его набивают миллениалы, рожденные еще при советском строе, но встретившие зарю цифрового века в юности, или люди старшего возраста. Родившиеся в 2000-х годах и позже выбирают другие, не отмеченные ностальгией по советскому времени, тату.

Долгое время тату со знаком качества считалось тюремным, однако сейчас, как и многие другие особенности этой субкультуры, его не всегда однозначно соотносят со средой-источником.

Видно о выборе тату

Подборка фотографий









Антисоветская татуировка злостного нарушителя режима в ОЛП «Джидастроя», дважды судимого за хищение государственной и общественной собственности, осужденного на 10 лет лишения свободы. Скопирована в г. Улан-Удэ в квартире С. П. Балдаева летом 1975 года.


Редкая татуировка уголовного авторитета по кличке Доцент, имеющего неоконченное высшее образование. Скопирована в ОЛП «Краслага». 60-е гг. Живот.


Русская мужская националистическая татуировка крупного уголовного авторитета, неоднократно судимого за кражи, грабежи и разбойные нападения на лиц нерусской национальности в городах Казахской ССР - Чимкенте, Джамбуле и Алма-Ате. По словам носителя татуировки, он происходит из казаков. Скопирована в тюрьме г. Алма-Аты в 1968 году.


Художественная татуировка вора-гастролера, склонного к побегу из мест заключения. Лица с подобными татуировками требуют особого надзора в местах лишения свободы. Скопирована в 60-х гг.


Художественная татуировка, выполненная на груди военного строителя в мастерской на Лиговском пр., д. 202. Сложный процесс нанесения татуировки проходил поэтапно и занял в общей сложности две недели. Ленинград. 80-е гг.


Художественная, «оскал» на власть КПСС. Скопирована в спецприемнике ГУВД на ул. Каляева, д. 6. Ленинград. 1979 г. Грудь.
Татуировка, встречающаяся в 60-70-х гг. у представителей «отрицаловки» - злостных антисоветчиков, нарушителей режима содержания в местах лишения свободы.


«Оскал» на власть, татуировка, нанесенная на левую ягодицу (на правой изображен орден Ленина) судимого за фарцовку - спекуляцию зарубежными товарами, приобретенными у моряков загранплавания. Скопирована в спецприемнике для временно задержанных ГУВД на ул. Каляева, 6. Ленинград. 1981 г.


Татуировка судимого по Указу ПВС от 04.06.1947 г. за кражу государственного имущества. Срок заключения - 25 лет. Сделана в г. Бугульме в 1950 году. Скопирована в «Краслаге» в 1952 году. Грудь.


Татуировка, имеющая среди зеков -ветеранов ГУЛАГа - ГУИТЛК названия «Экспериментальная зона Сатаны и Дьявола», «Зона марксистско-ленинского коммунизма», «Сталинский соцлагерь коммунизма», «Зоопарк КПСС», «Мировой погост». Скопирована в ОЛП по добыче угля в пос. Букачача Читинской обл. Забайкалье, Восточная Сибирь. 50-е гг. Спина.


Татуировка воровского авторитета по кличке Луба, бывшего узника ИТЛ Колымы, проведшего в местах заключения 21 год. Скопирована в пос. Ушаковка под Иркутском в 1967 году.


Татуировка судимого за спекуляцию (фарцовку), имеет название «Бабушка октября 1917 года». Скопирована в 1997 году после окончания срока заключения по второй судимости - за частнопредпринимательскую деятельность.


Редкая, художественная, карикатурная, исполненная на левом боку ранее судимого художником Владимиром Федоровым в художественной мастерской на Лиговском пр., д. 202. Ленинград, 70-е гг.


Один из вариантов карикатурной антикоммунистической молодежной татуировки, принадлежащей злостному нарушителю правил и режима содержания в местах лишения свободы. В некоторых зонах подобные татуировки по приказанию администрации уничтожались хирургическим путем. Скопирована в ИТК «Иркутлага», ст. Китой. 60-е гг.


Редкая татуировка ранее дважды судимого за хулиганство. ИТК Архангельской обл. Скопирована в больнице им. Кащенко в 1979 году. Живот.
Носитель татуировки, алкоголик по кличке Ванька-сатана, Дурак или Косач, пришел «сдаваться» в больницу им. Кащенко после длительного прогула, чтобы избежать крупных неприятностей.


Татуировка уголовного авторитета из г. Тамбова, находящегося в местах заключения более 42 лет. Имеет названия «Большой Людоед -организатор Большого Террора», или «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Скопирована в Межобластной больнице МВД в 1979 году.


Мужская художественная воровская татуировка рецидивиста по кличке Профессор. Скопирована в морге на Загородном, 47. Ленинград. 1960 г.


Антисоветская, художественная, военно-строительного рабочего в/ч 48868, ранее судимого за кражу. Бедро.


Художественная, мужская, воровская. Скопирована в ИТК-9. 1979 г. Живот.


Распространенная в 50-60-х гг. зоновская татуировка - подражание известному плакату времен Гражданской войны. Скопирована на спецотделении больницы им. 25 Октября в Ленинграде в 1956 году.


Художественная татуировка уголовного авторитета. Скопирована в ИТК-5. 70-е гг.


Антикоммунистическая, антиеврейская татуировка злостного нарушителя режима содержания в ИТК-9, дважды судимого за кражи. Скопирована в 1966 году. Живот.


Редкая, художественная. Аббревиатура ЖИРСПК - «Жиды из русских сделали подопытных кроликов,» Скопирована в больнице № 21 им. Коняшина в 1985 году. Ленинград. Левая лопатка.


Женская татуировка. Антикоммунистический «оскал». Редкая, сделана в ИТК Коми АССР. Скопирована в «бомжатнике» на ул. Бакунина, 10 в 1977 году.


Еще одна татуировка из женской зоны. Польская, «полупортачка»-«оскал», полячки по имени Броня, сосланной из г. Белостока в 1940 году в один лагерь с уголовницами. «Тайшетлаг». 1949 г. Правое бедро.
Со слов носительницы татуировки, Брони (Брониславы), она рано осиротела и с девяти лет воспитывалась в еврейской семье, которая содержала два магазина, где Броня работала продавщицей после окончания гимназии и торговых курсов. В возрасте двадцати лет Бронислава вместе со своими приемными родителями была этапирована на Урал по «спискам НКВД» как «чуждый буржуазный элемент». В г. Свердловске конвой НКВД отделил всех молодых полек от их родителей и старших родственников, после чего Броню вместе другими привезли в «Тайшетлаг». Здесь Броня организовала вокруг себя группу из польских и прибалтийских девушек, которые давали дружный отпор русским уголовницам, которых поддерживала администрация ОЛП. Бронислава была красивой, хорошо сложенной девушкой, чем-то напоминающей Софи Лорен.


Мужская, воровская, имеющая название «Безотцовщина». 50-60-е гг.


Художественная, воровская. 60-е гг.
Татуировка, довольно часто втречающаяся у авторитетов уголовного мира. Наносится на предплечье. Может принадлежать и авторитетным уголовницам, в этом случае называется «Паханша», «Воровская мама». Женщинам наносится на живот, бедро, плечо.


Воровская, имеющая название «Крылатое капризное счастье». Скопирована в спецприемнике для административно-задержанных за мелкое хулиганство, ул. Каляева, 6. Ленинград. 1981 г.
Татуировка вора, мечтающего совершить очень крупную, дерзкую кражу и на этом «завязать».


Художественная татуировка одесского грека. Скопирована в г. Одессе в 1960 году.


Подобная наколка встречается у «сексуально озабоченных», т. е. насильников. Бедро, живот.


Художественная, выполненная с использованием реальной фотографии. Надпись: «Судьба, рок» (лат.). Ленинград. 60-е гг. Живот.


Варианты татуировок пассивных педерастов.


Татуировка «врожденного» активно-пассивного педераста. Осужден по статьям 120 (развратные действия в отношении несовершеннолетних) и ст. 121 мужеложство с несовершеннолетними) Срок 8 лет. Скопирована в СИЗО № 1 в начале 60-х гг..


Художественная татуировка гомосексуалиста по кличке Повар, осужденного за изнасилование по Указу ПВС от 4 января 1949 г. Скопирована в ОЛП пос. Китой Иркутской обл. 50-е гг. Спина.


Распространенная «классическая» татуировка гомосексуалистов, выполненная на спине осужденного по ст. 120 УК РСФСР за развратные действия в отношении несовершеннолетних и по ст. 121 за мужеложство в отношении мальчиков. Скопирована в ОЛП «Ангарлага» в 50-е гг.


Татуировка имеет название «Любовь за один чирик (10 рублей)» Бедро, голень.


Татуировка воровского авторитета по кличке Луба (от фамилии Лубов). Скопирована в Иркутске в 1967 году. Нанесена под грудной костью в области желудка.


Татуировка судимого по ст. 59-3 УК РСФСР 1926 года за участие в банде, занимающейся грабежами, и осужденного на 10 лет. Скопирована в 1972 году в Ленинграде. Живот.


Татуировка зека, отбывшего срок на «Стройке 501», на строительстве «Мертвой дороги» - железной дороги от Пабытнанг до порта Игарка на Енисее, протяженностью 1300 километров, стоившей жизни сотням тысяч зеков и впоследствии «провалившейся» в болота и тундру. Скопирована в Межобластной больнице МВД в 1951 году.


Татуировка вора в законе по кличке Фартовый. Фартовый тихо скончался во сне от инфаркта в возрасте 84 лет в больнице им. Коняшина в 1985 году. Всего же, по его словам, он провел в местах заключения 42 года. Грудь, правая сторона.


Татуировка старого блатного, авторитетного уголовника, отбывавшего заключение на Соловках и Беломорско-Балтийском канале. Скопирована в морге Обуховской больницы в Ленинграде. У трупа отсутствовала правая нога. 1960 г.


Татуировка авторитетного вора-рецидивиста, отбывавшего наказание в СЛОНе, впоследствии отправленного этапом на строительство Беломоро-Балтийского канала. Скопирована в пересыльной тюрьме Ленинграда в 1947 году.


Распространенная в 70-80-х гг. художественная, «оскал» на власть; имеет название «Главный начальник зверинца». Скопирована в Воронежских банях на Литовском проспекте, Ленинград. 1978 г.


Карикатурная, художественная. Скопирована в 1963 году. Бедро.

Татуировки в советское время, мягко говоря, не поощрялись в обществе, поскольку вызывали стойкую ассоциацию с криминальным миром. По этой причине встретить женщину с татуировкой (наколкой, как тогда говорили), было довольно сложно. Однако из каждого правила есть исключения. Были в годы советской власти в нашей стране дамочки, щеголяющие разнообразными рисунками на теле.

Представительницы преступного мира

Точной статистики на этот счет не существует, однако, можно смело предположить, что среди татуированных женщин в СССР большинство были представительницами криминального мира. Длительное пребывание в местах заключения формирует определенное мировоззрение, среди ценностей которого не последнее место занимают знаки на теле. Женские тюремные наколки не так разнообразны, как мужские, однако, и среди них встречались весьма любопытные сюжеты. В большинстве своем, наколки зечек повествовали об их несчастной любви и покинутых детях. Одним из самых излюбленных сюжетов является изображение ребенка, иногда украшенное крылышками или нимбом, сопровождающееся надписью «Мой Коля» или «Моя отличница Танюша» и в таком роде. Надписи, носящие ксенофобский характер (антисемитский, антиазербайджанский и т.п.) объясняются отнюдь не убеждениями владелицы, а тем, что причиной тюремного заключения стали действия представителя именно этой национальности. Среди популярных женских наколок – изображение русалки и надпись «Люби свободу, как русалки воду». Тюльпан на плече означал, что свое совершеннолетие дамочка встретила в местах лишения свободы. Неудачницы, злые на судьбу, выплескивали свое отношение к миру изображением оскаленной волчьей морды и надписью «Человек человеку волк». Активные лесбиянки украшали себя наколками обнаженных женщин в призывных позах. Очень любили зечки запечатлевать на своем теле Богородицу с младенцем и портреты любимых мужчин.

Женщины, служившие в армии и на флоте

Как известно, в СССР девушки могли добровольно проходить службу в армии. Немало их было и во флоте, как в военном, так и в гражданском. Однако, далеко не все они решались украсить себя татуировками. Ведь армейскую татуировку надо заслужить. По негласному правилу, чем опаснее служба, тем проще военное начальство смотрело на наколки. Поэтому героические изображения тигров в беретах ВДВ, скорпионов, парашютов и вертолетов оставались уделом мужчин. Правило тут было простое – оружия в руки не берешь, жизнью не рискуешь – о татухе забудь. Так что, если и появлялись изредка дамы с наколкой группы крови и изображением, например, летучей мыши или автомата, это могло означать лишь одно: она воевала наравне с мужчинами.

Морские татуировки – отдельная тема. В СССР почему-то именно моряки пользовались негласным правом на татуировку. Сюжеты морских наколок – якоря, чайки, штурвалы и прочая морская атрибутика. Девушки, служившие на флоте или работавшие на судах уборщицами, стюардессами, радистками и т.п. вполне могли украсить себя якорьком. Но происходило это, как правило, по пьяному делу или по откровенной глупости. Впоследствии татуировка сводилась или тщательно скрывалась одеждой. Особая статья – портовые шлюхи. Секса в СССР, как известно, не было, но продажная любовь очень даже была, особенно в международных портах. Здесь «девушки с низкой социальной ответственностью» украшали себя наколками, чтобы сразу дать понять истосковавшемуся по любви моряку, что он достиг цели. Проститутки в портах украшали себя изображениями русалок с рыбиной в руке и надписями: «Хочу рыбку съесть и на шлямбур сесть».

Представительницы неформальных объединений и субкультур

В 80-е годы в СССР буквально расцвели разнообразные молодежные субкультуры. Неотъемлемой чертой образа хиппи, панка или металлиста являлось, как и теперь, наличие татуировок. Девушки в этом смысле не отставали от парней. Можно считать, что это вообще первые, если не считать зечек, женщины в СССР, которые демонстративно украшали свое тело татуировками. Хиппи любили цветочные мотивы, изображения символов пацифизма и борьбы за мир, металлисты увлекались, как и теперь, разнообразными кельтскими мотивами, картинками с мистическим подтекстом. Самыми агрессивными были панки, и татуировки у них были соответствующими – ярко демонстрирующими отрицание всех общественных норм. Это сейчас на девушку с татуировкой мало кто обращает внимание, а в 80-е годы барышня с ирокезом и изображением черепа на лысом виске привлекала всеобщее внимание. Таких было, разумеется, немного, но именно в неформальной среде носительниц татуировок можно было встретить чаще всего.

Настоящий советский человек должен был быть с наколкой на руке и с несколькими золотыми зубами во рту. Это не обязательное условие, но желательное. Это означало с большой долей вероятности правильное пролетарское происхождение, определённый жизненный опыт в виде случайного срока "по молодости" или как минимум службу в армии, отсутствие интеллигентской червоточинки, и наконец как венец - золотые зубы, которые говорят о том, что человек стал на путь исправления, работает...

Конечно, я несколько утрирую. Тем не менее, очевидный факт - в послевоенном Союзе царил культ тюрьмы. Это, главным образом было связано с одной стороны с огромным количеством прошедших через зону граждан, как сидящих так и охраняющих, с последующей после войны амнистией, с отношением государства в 20-30 годы к уголовникам как к социально близким, ну и наконец, с массовой послевоенной безотцовщиной. Послевоенное поколение мальчишек воспитывала улица со своими понятиями о чести, со своими авторитетами и кумирами. И даже "домашние" мальчики, мечтающие о небе, готовящие себя к поступлению в военные училища, так или иначе играли по правилам улицы.

Конечно, большинство из них повзрослев стали добропорядочными отцами семейств, дедушками. И только собственное имя на пальцах руки или женское личико на предплечье, напоминало о бурной юности.

Тут важно отметить, что речь не идёт о воровских, тюремных татуировках, имеющих особый смысл, сакральное значение. Речь идёт об обычных мужиках, работягах. Мне всегда было интересно, зачем накалывать на пальцах собственное имя или год рождения? Что бы не забыть?)
Помните милиционера Мишу в "Бриллиантовой руке"?)

Ещё забавнее в моих глазах выглядит изображение женского профиля с именем избранница. Например, "Света"... Интересно, что должна чувствовать Наташа или Клава, ложась в постель с таким любителем Светы? Очень опрометчивый шаг, ведь этак и телёс может не хватить, ежели каждая зазноба будет таким образом отмечена))

Мощным источником вдохновения являлась армия. Тут рисовались и эмблемы родов войск, и корабли, и парашюты.
Таким образом, наколка идентифицировала человека как бывалого, прошедшего огонь и воду.

Человека с наколкой можно было встретить в компании космонавтов

Подражание старшим, опытным, заставляла подростков копировать внешнюю атрибутику, проникаться романтикой блатной жизни. Многие мои школьные товарищи делали наколки уже в 7-8 классе. Часто это были кресты на пальцах, точки квадратом с одной посередине, короткие надписи типа "ЛОН", что означало "Люблю Одну на Век". Без расшифровки имени объекта, это было вполне дальновидно и мудро)

Естественно, основным источником, дающим почву для подражания, была уголовная среда. О воровских татуировках написано много статей, есть специальные книги, исследования, я не буду повторять то что там написано.
Отмечу лишь, что сам помню какое огромное количество татуированых дядек с профилем Ленина на груди я наблюдал ещё лет 30-35 назад. Обычно это были уже не молодые или совсем пожилые мужики.

Существовало поверье, что чекисты или менты не посмеют стрелять в Ленина. Или как минимум не будут бить в грудину.
Наивно) Однако, есть ещё фига в кармане в виде расшифровки "Вождь Октябрьской Революции", т.е. ВОР...

Для усиления эффекта сюда же добавляли и других классиков)

Хотя, конечно, чаще встречались совсем другие сюжеты. В основном на религиозную тему - кресты, купола, лики святых. Всё это имеет определённую расшифровку, естественно, но мы не будем разбирать смысловую часть, а ограничимся созерцанием...

В его коллекции масса фотографий и рисунков сделанных в лагерях, тюремных больничках и моргах.

Ну, а некоторые их арестантов с удовольствием позировали перед камерой. Впрочем, с удовольствием, всё же не все... Судите сами)

Часть из этих фото вполне современны, но все эти традиции воровских наколок родом из того самого советского прошлого...

Татуировка с изображением герба означает принадлежность человека к определенному кругу, превосходство, верность, почтение власти и государства, указание на свои цели, жизненные принципы или сильные качества характера, власть.

Значение татуировки герб

С давних пор любой народ, община или группа людей, связанная определенными интересами, имели собственный знак, который ранее выглядел в виде религиозного символа или тотема. Начиная с эпохи Средневековья в Англии стали появляться гербы, которые носили рыцари и передавали их наследникам. Немногим позже гербы стали служить обозначением городов и стран, при этом на них в основном изображались щиты, шлемы, мантия или надписи.

Тату с гербом выбирают для себя в основном мужчины, будь то символика спортивных клубов, государства, рода или какого-либо закрытого общества. Смыл такой татуировки в отличии от других изображений сугубо индивидуален и зависит от характера ее обладателя, его жизненных взглядов, интересов и опыта.

Если на теле человека имеется герб страны либо спортивной команды, он желает показать этим свою верность им. К слову, нанесение на тело герба государства, например, в Швеции запрещается всем, кроме членов королевской семьи или государственных служащих. А вот флаг Швеции вполне может выбрать для себя в качестве тату и обычный гражданин.

В нашем государстве тату с гербом России говорит о преданности своей стране. При этом хорошо известно, что символика страны часто менялась в зависимости от конкретного исторического периода. Сегодня это двуглавый орел на фоне геральдического щита красного цвета. Над головами птицы – три короны Петра I, олицетворяющие законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, в его лапах – скипетр и держава, а на туловище – всадник с копьем, убивающий змея, – Георгий Победоносец.

Самыми популярными составляющими герба принято считать корону и орла, которые несут разный смысл исходя из общей композиции изображения. Так, к примеру, с давних пор орел символизировал солнечное светило, могущественность, вечную жизнь, принадлежность к царскому роду. В Древнем Риме орел являлся знаменем победы, а в христианской культуре обозначал сильный дух и крепкую веру. Сегодня же орел воплощает собой свободу, смелость, мужество, власть и величественность. Рисунок орла на гербе характеризует сильную личность, не ограничивающую себя поиском простых решений, лидера с независимыми взглядами.

Корона также имеет множественность значений. Ее изображение в гербе может свидетельствовать о наличии королевских или аристократических кровей, материальное благополучие, авторитет. Корона нередко сочетается в татуировке с другими элементами, чем может подчеркиваться превосходство над ними.

В целом можно сделать вывод, что татуировка с изображением герба указывает на желание человека показать свою принадлежность к определенной группе людей или государству, рассказать о своих принципах и целях в жизни либо поведать о сильных сторонах характера.