Значение семьи в жизни человека и смысл жизни. Значение семьи в жизни человека


З начение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.

Б езусловно, самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Однако отцовская и материнская любовь к ребенку не одинакова.
Любовь матери - это безусловная любовь. Мама готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Неспособность матери так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Особенно пагубно отсутствие безусловной любви матери для девочек. Это формирует ощущение одиночества и неуверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Также результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки уже у взрослой женщины. Также, специалисты сайта broncos.ru уверяют, что результатом недостаточной любви в детстве или излишней требовательности матери может стать наличие заниженной самооценки уже у взрослой женщины.

И так, отношения ребенка с мамой основываются на чувствах, а отношения с отцом - на поступках. Однако это не означает, что папа не может любить ребенка просто так или, что мама не должна давать оценку его достижениям и поступкам. Довольно не просто разобраться в сложных отношениях детей и родителей. Можно только определить, что результатом любви родителей является ощущение ребенком чувства собственного достоинства, семейной близости, желания быть похожим на них.

Д ля формирования и развития личности ребенка важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Так как именно в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу девочка создает идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства она знает, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. Безусловно, со временем эта идеальная модель будет изменяться, но меняться будут лишь некоторые ее черты, а суть останется прежней. Интересен тот факт, что довольно часто девочки, которые выросли в благополучных семьях, выходят замуж за мужчин похожих на их отцов, причем не только по характеру, но и внешне.

В настоящее время под словом “семья” совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число “неполных” семей ,то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере. Хотя, безусловно, детям лучше жить в неполной семье, чем в полной, но конфликтной.

О диноким родителям приходится выступать в роли кормильца, воспитателя и домохозяйки одновременно. Они сильнее переживают из-за неприятностей случающихся у ребенка, чаще испытывают материальные трудности – все это, конечно же, не способствует созданию оптимальных условий для его воспитания. Большинство неполных семей в нашей стране состоят из мамы и ребенка, а одинокие отцы это довольно редкое явление.

Р аньше считалось, что мальчики страдают больше из-за отсутствия в семье отца, чем девочки. Однако последние исследования показывают, что девочки выросшие без отца испытывают определенные трудности в общении с противоположным полом, некоторые чувствуют себя дискомфортно в присутствии мужчин. Девочкам, лишившимся папы в подростковом возрасте (из-за развода) иногда становится свойственна агрессивность, неразборчивость в сексуальных связях.

Д ети, которые растут только с одним из родителей, не видят отношений между мужчиной и женщиной внутри семьи и это искажает их представления о семейной жизни.

Р ебенок получает дополнительные психические травмы, когда родители расходятся и начинают делить ребенка, позволяя себе нелестно отзываться друг о друге в его присутствии. Малыш в этой ситуации не может сделать выбор между мамой и папой и иногда винит себя в случившемся (в разводе родителей).

В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свою индивидуальность. И когда ребенок теряет одного из них, то первому приходится брать на себя функции второго. Конечно, это создает некоторые сложности в отношениях с ребенком, но жизнь показывает, что многие мамы справляются с отведенной им ролью. К тому же практика показывает, что дети, которые росли только с мамой намного лучше приспособлены к жизни, чем те дети, которые росли в полной семье в атмосфере ненависти между родителями. Поэтому если выбирать между воспитанием в полной, но конфликтной семье и неполной, то неполная семья, безусловно, будет меньшим злом.

Что значит семья в понимании человека? В первую очередь это ячейка общества, сплоченная команда, которая не может существовать по отдельности. С современном обществе семья имеет очень разностороннее понимание. Для одного человека нужно, чтобы была свадьба, церемония, штамп в паспорте, муж и жена с детьми, а для другого человека достаточно иметь рядом близкого человека и радость от того, что он рядом, не зависимо от достатка и статуса.

Для человека семья зарождается от его рождения и до самой старости, сопровождается любовью, счастьем, общей радостью, взаимопониманием. Рождение детей в семье сопровождается построением семьи, зарождением новых традиций и поддержанием старых. Отдавая детям всю нежность и заботу, мы показываем им, что семья это сплоченное теплое гнездышко в обществе. Видя любовь родителей и обстановку семьи, дети ссылаются на их пример, строят свои семьи, продолжая род и поддерживая заведенные традиции.

Семья для человека - это в теплый дом, где тебе всегда рады и ждут, люди с которыми можно поделится радостными событиями или проблемами, независимо от трудности или несчастья, где всегда поддержат и подставят твердое плечо. В семье человек может быть самим собой, не показывая высокие манеры, быть простым и забавным.

Зарождение духа и воли происходит только в семье

Одиночество не приемлемо для семьи. Быть одинокими значит быть изгоем в обществе. Ведь друзья - это не семья, они всегда будут позади. И хотя некоторые люди нелестно говорят о семье, что например, были плохие родители или было рукоприкладство в семье, но она научила быть сильнее в обществе, научила быть тверже и добиваться своих поставленных целей. Поэтому какая бы семья не была, есть свои плюсы в каждой. Подаренная жизнь для человека, это уже большой плюс, ведь получая жизнь мы получаем семью, а вместе с ней получаем главное в жизни:

  • Счастливое детство;
  • Успешно будущее;
  • Крепкую семью.

Исходя из этого семья для человека, это первые шаги в новую жизнь, это уютное гнездышко в большом мире. Семья для человека имеет огромное значение, воспитывая его нрав и характер, учит всем азам жизненных трудностей и решает проблемы сплоченной семье. Поддержка и опора, любовь и понимание -вот что для человека семья.

Испокон веков семья давала человеку самое необходимое в жизни: любовь, защиту, знание об окружающем мире. Она помогала не только появиться на свет и вырасти, но и поддерживала человека на протяжении всей жизни. В былые времена без семьи невозможно было представить даже физическое существование. Недаром народная мудрость гласит: "Один в поле не воин". Однако и сегодня люди стараются держаться вместе, несмотря на множество возникающих при этом трудностей. Почему семья является столь важной для каждого человека и по сей день, какие функции она выполняет и от чего зависит благополучие семьи - эти вопросы мы и рассмотрим далее.

Семья, как и любой сложный организм, имеет свои стадии существования - она рождается, развивается и умирает. Каждая из стадий, через которые проходит семья, характеризуется собственной спецификой и определенными трудностями, требующими решения. К примеру, на стадии рождения ребенка у супружеской пары появляются новые, непривычные роли родителей. Остро встает вопрос совмещения ребенка и карьеры. Также, при наличии определенных проблем на предшествующей стадии, ребенок может становиться дополнительным элементом для манипуляции родителей друг другом. Несвоевременное или неадекватное решение возникающих на каждой стадии проблем может приводить не только к ухудшению семейных отношений и частым ссорам, но и распаду всей системы – т.е. к разводу.

Несмотря на возникающие трудности, семья служит источником удовлетворения самых разных потребностей человека. Благодаря семье, каждый человек может организовать свое время – быт, работу, досуг – наиболее оптимальным образом. Совместный отдых придает новые силы и восполняет потребность в общении. Разделение обязанностей в семье способствует лучшему и более быстрому выполнению дел по хозяйству. Совместный бюджет дает возможность более рационально тратить деньги. Также семья оказывает большое влияние на поведение человека и его выбор. Множество достижений стало возможным именно потому, что предвкушение гордости в отцовских глазах или восхищение жены, помогало их авторам справляться с подстерегающими их трудностями на пути к цели. Важнейшей функцией семьи и по сей день является рождение и воспитание ребенка. Однако на сегодняшний день многие родители разрываются между их обязанностями по воспитанию детей и желанием творческой реализации и профессиональным ростом. Решение завести ребенка в современном мире является следствием тщательного планирования и долгих размышлений. Появляющиеся при этом дети по большей части желанные и долгожданные, родители хотят проводить с ними как можно больше времени. В результате такого несоответствия желаний и возможностей родители все чаще находятся в состоянии цейтнота, у них возникает недовольство собой, раздражительность, которую они срывают на тех самых детях, на благо которых направлены их старания. Однако исследования психологов и социологов говорят, что достаточно любви и тепла своим детям могут дать даже очень занятые, но любящие родители. Важно не столько количество общения, сколько его качество. Тут можно отметить еще одну важнейшую функцию семьи – функцию эмоциональной поддержки, психологической защиты и душевного общения.

Для того чтобы в полной мере исполнять все свои функции, а не стать еще одним источником стресса, как к сожалению нередко случается, семья должна обладать рядом качеств,
обеспечивающих наиболее гармоничное ее существование. Каковы же признаки гармоничной семьи? Во-первых, все члены такой семьи должны не только слушать, но и слышать друг друга. В возникающих спорах, должно учитываться мнение каждого. Во-вторых, для такой семьи характерна взаимопомощь и ориентация на развитие всех ее членов. Также стоит отметить ориентацию на совместную деятельность, хотя бы такую элементарную, как общее принятие пищи, и схожие интересы и увлечения, в основе которых находится общая система ценностей. Помимо этого в гармоничной семье у каждого ее члена должна быть адекватно высокая самооценка, наличие чувства юмора, способности шутить друг над другом, а в отношениях между членами такой семьи присутствовать доверие и доброжелательность. И наконец, быть гармоничной семьей – это еще не означает, не иметь проблем. Наоборот, проблемы могут возникать у всех. Полное же их отсутствие может говорить скорее об эмоциональной дистанцированности, чем о благополучии. Отличие гармоничной семьи как раз и заключается в том, что в случае необходимости она легко обращается за помощью.


Таким образом, система, которую представляет семья, очень хрупка - нарушение или изменение любой ее составляющей непосредственным образом затрагивает всю систему в целом. Ведь любая семейная система складывается из множества частей – личностей каждого ее члена, особенностей тех семей, откуда они родом, взаимоотношений, совместного опыта, принятых решений и много, многого другого. Недаром, именно семья зачастую делает человека глубоко несчастным. За многими жизненными проблемами человека стоят проблемы его семьи. Однако не стоит забывать, что трудности в жизни каждого человека, особенности его характера, его потребности и увлечения также влияют на всю семью и не в последнюю очередь, благополучие нашей семьи зависит от нас самих.

А что такое семья для Вас? Что дает Вам ваша семья? И каким образом Вы боретесь с возникающими в семье трудностями?

Ценность личностного общения наиболее полно реализуется в семейных отношениях. Под этой полнотой подразумевается, что супруги общаются друг с другом и на духовном, и на душевном, и на телесном уровне.

Духовное единство в общении бывает у единомышленников и единоверцев. Душевное единство в общении можно найти в различных человеческих сообществах, в которых люди разделяют душевные переживания друг друга – скорби и радости. Телесное общение характерно как для людей, так и для представителей животного мира.

Долговременный закономерный и динамичный процесс развития отношений супругов на всех трёх уровнях человеческого бытия характеризует полноту семейного общения. Связующей же силой семейного общения является любовь.

Семья – надёжное пристанище родных людей в скорбях и радостях. Семья – залог рождения здоровых и чистых от пороков детей и надёжный хранитель старости. Семья – это школа любви.

Несмотря на то, что супруги имеют телесное общение друг с другом, брак является хранителем целомудрия. Оно выражается в чистоте сердца и мире совести. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Брак есть врачевство, истребляющее блуд. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире».

Полнота семейной жизни обретается тогда, когда супруги имеют единый взгляд на жизнь в разных её проявлениях. Поэтому в идеале мировоззрения супругов должны быть созвучны или едины.

Но эта гармония мировоззрений мужа и жены не может возникнуть в один день. В семье происходит постепенное единение жизни. Этот процесс во многом зависит от степени сходства или различий их характеров и убеждений на момент регистрации брака.

Многое зависит и от того, насколько супруги подходят друг другу по культурному уровню, уровню образования, особенностям воспитания, религиозным убеждениям и др.

Некоторыми из факторов риска в семейных отношениях являются следующие: взгляд на деторождение, профессиональную деятельность жены, главенство в семье.

Поэтому в семейной жизни очень большое значение имеют умение и желание супругов идти навстречу друг другу, не считать свою точку зрения единственно верной.

Образ жизни человека, достижение им личного и семейного счастья во многом зависят от того, в чём он видит смысл жизни и видит ли его вообще. Философ С. Франк писал: «Русский человек страдает от бессмыслицы жизни. Он остро чувствует, что, если он просто «живёт как все» — ест, пьёт, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живёт в туманном, бессмысленном водовороте; как щепка, уносится течением времени и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете. Он всем существом своим ощущает, что нужно не «просто жить, а жить для чего-то».

Некоторые люди, не находя выхода из создавшейся ситуации, пытаются заполнить внутреннюю духовную пустоту каким-либо внешним суррогатом, позволяющим на время забыть о происходящем с ним. Одни начинают стремиться к богатству, наивно полагая, что оно может привести к счастью. Но материальные потребности не насыщаемы: чем их больше, тем больше хочется иметь.

Психолог Т.А. Флоренская отмечает, что привязанность человека к одним лишь материальным ценностям, к деньгам – это своего рода болезнь, суть которой состоит в извращении человеческих потребностей. В человеке развивается патологическая жадность, которая разрушает его духовно.

Другие люди пытаются заполнить свою духовную пустоту всевозможными развлечениями и удовольствиями. Не достигая искомого, они ищут более острых ощущений в наркотиках, алкоголе, становятся заядлыми курильщиками. По свидетельству американских исследователей, 100% случаев наркомании связано с потерей или непониманием смысла жизни. Но если человек становится на этот путь, то он встречается с ещё большими страданиями.

Истинный же смысл жизни обретается в любви. Личность обретает оправдание своему существованию через жертву собственным эгоизмом. Тем самым она поднимается над собственным эгоистическим началом и принимает во всей полноте предмет своей любви. Любовь же имеет вечное измерение. Любовь дарует человеку примирение с жизнью и восприятие жизни как дара. Бытие переживается человеком как любовь к Другому. Посредством любви человек достигает единства бытия.

Томас Мертон писал: «Мы созданы для любви. Пока мы одни, жизнь бессмысленна, смысл рождается, когда есть другой. Тайну своей жизни не откроешь, размышляя в одиночестве. Смысл жизни – тайна, и открывается она в любви, через того, кого мы любим».

Человек, который не обретает полноту семейной жизни, часто испытывает внутренний кризис потери смысла жизни. Особенно это часто происходит с мужчинами при распаде семьи. И это его может толкнуть на асоциальные формы поведения: пьянство, преступную жизнь и бездомное существование. Значительная часть случаев смерти мужского населения России в молодом, трудоспособном возрасте объясняется потерей смысла жизни.

В выборе смысла жизни русский философ С. Франк даёт такой совет: «Смысл жизни… должен мыслиться во всяком случае как некое вечное начало. Всё, что совершается во времени, всё, что возникает и исчезает, будучи частью и отрывком жизни как целого, тем самым никак не может обосновать её смысла».

Таким образом, смысл жизни любого человека должен быть воплощён в том, что останется на земле после его ухода в вечность. Ведь не зря наши предки видели задачу своего существования в том, чтобы вырастить сына и посадить дерево. И то, и другое – это след на земле.

Учебник прочитала и пересказала Гузь Г.М.

Татьяна Гунина
Значение семьи в жизни человека

Значение семьи в жизни человека

Воспитывает ребенка все : люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко

И правда, без семьи людям тяжело жить . С появлением ребёнка на свет, его окружают близкие и родные люди, то есть его семья . Когда ребёнок рождается в неполной семье , его всё равно окружают родные – бабушка, дедушка, дядя, тётя, то есть семья . Без семьи , родных людей, тяжело бывает. Семья даёт поддержку , опору, уверенность. Конечно, в семье бывают и разногласия, разные точки зрения на тот или иной вопрос. Но в ходе семейного совета всё разрешается благополучно. Каждый член семьи старается понять друг друга. Хочется добавить, что Семейным воспитанием занимались разные педагоги и отечественные, и зарубежные.

Многие отечественные педагоги такие как А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Л. С. Выготский и зарубежные педагоги такие как Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, Песталоцци отмечали важное значение семейного воспитания с рождения ребёнка и их труды оставили неизгладимый вклад в развитие и воспитание человека .

Л. С. Выготский писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье . Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной её механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.

Известный чешский педагог Я. А. Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. Рассматривая его как первую и важнейшую часть процесса становления и развития личности ребёнка. Он предложил для детей от рождения до 6 лет своеобразную систему обучения и воспитания под руководством матери. Свои взгляды он изложил в работе «Материнская школа» . По его мнению, именно в прямых и непосредственных контактах с матерью должны закладываться основы физического, нравственного и умственного развития ребёнка. Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное русло.

Подтверждая идею Коменского, по мнению Песталоцци, мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует её ребёнок, к чему он способен, чего желает. «Час от рождения ребёнка – это первый час его обучения» .- говорил Песталоцци. Видел мать, как основного воспитателя для ребёнка. Он разработал методику первоначального воспитания в семье . Придавая огромное значение семейному воспитанию, Песталоцци составил совместно с одним из сотрудников Бургдорфского института пособие «Книгу матерей или Руководство для матерей. Как им научить своих детей наблюдать и говорить».

Лесгафт П. Ф. выдвинул мнение, что в годы семейной жизни складывается определённый тип ребёнка как результат усвоения привычек и обычаев семьи . В своей книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение » выдвинул перед родителями требование : «щадить личность своего ребёнка» , показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, любовь и внимание к их нуждам и потребностям со стороны родителей.

Исключительную важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста К. Д. Ушинский отводил матери. Являясь воспитательницей своих детей она становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский «вытекает уже само собой необходимость полноценного всестороннего образования для женщин».

Л. Н. Толстой был тоже сторонником семейного воспитания и обучения детей. Воспитание считал одной из самых важных задач и обязанностей родителей. Главным условием семейного воспитания видел в здоровом семейном укладе, в тесном общении родителей с детьми. Все свои взгляды на семейное воспитание отразил в своих рассказах и книгах.

В отличие от него, А. С. Макаренко главным условием семейного воспитания считал наличие полной семьи , где отец и мать живут дружно с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение.Его известное высказывание : «Как можно больше требовательности к ребёнку, как можно больше уважение к нему». В своих работах, посвященных семейному воспитанию, убеждает родителей серьёзно отнестись к воспитанию ребёнка, начиная с первых минут его жизни .

Таким образом, семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании , образовании и становлении любого человека . Это фундамент, на котором строится вся жизнь человека . Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Для маленького ребёнка семья- это целый мир , в котором он получает первоначальное воспитание, живёт, действует, делает открытия, учится любить.

К выше изложенному материалу хочу добавить моё авторское стихотворение.

Что такое семья ?

Семья – это счастье , любовь и тепло!

Семья – это нежность , уют и добро!

Хотя и в семье бывает разлад ,

Но каждый друг другу всегда очень рад.

И мы понимаем, что счастье в семье

Даёт нам уверенность в завтрашнем дне.

Так будем беречь мы нашу семью !

И чувствовать, верить в надежду свою!

Список литературы и цифровых образовательных ресурсов :

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями. -М. 2005.-80с.

2. Егоров С. Ф., Лыков С. В., Волобуев Л. М. Введение в историю дошкольной педагогики /Под ред. С. Ф. егорова. -М. ,2001.-320с.

3.История дошкольной педагогики в России : Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. -М., 1999.-520с.

4. История зарубежной дошкольной педагогики /Сост. Н. Б. Мчедлидзе идр. -М. ,Пр. ,1986.-464с.

5. http: //www. gala-d.ru/map.htm/