А нашел береги. Классный час

Тема: «Нет друга - ищи, а нашел – береги!»

Цели деятельности:

1.Создать условия для формирования у детей доброжелательного отношения с окружающим их людям, умений ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;

2. Способствовать формированию ценностного отношения ребенка к себе и окружающим его людям, дружного и сплоченного коллектива ;

3.Способствовать развитию артистических способностей у детей;

4.На основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня : приобретение школьниками знаний о важности и ценности доброжелательного отношения к окружающим, дружбы, ее законах и правилах, овладение способами самосознания, рефлексии;

Результаты второго уровня : формирование ценностного отношения к дружбе, осознание важности и ценности настоящей дружбы.

Оборудование : запись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского);

плакаты «Дружба в классе нужна», пословицы и поговорки о дружбе, макет корабля «Дружба».

маска людоеда, синяя ткань, острова из картона.

С ц е н а р и й з а н я т и я

Сообщение темы занятия.

Какое прекрасное слово – «дружба» Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу, фантазировать. Друг - это любимая книга, друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Русские пословицы гласят:

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- Друга ищи, а найдешь - береги.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.

Вводная беседа о дружбе

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами .

Какого человека можно назвать другом? (Ответы детей)

(Подготовленный ученик читает стих )

Требуется друг

Все живут, не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: »Ты дружи со мной одной»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: »А ты со мной подружись хоть на день.

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы! Говорят: »Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. А. Барто

Как вы думаете, какими должны быть друзья? (Верными, надежными.)

Чем отличаются слова «друг», «товарищ», «приятель»?

Какими качествами должен обладать настоящий друг? (Честный, преданный, скромный, доброжелательный.)

Можете ли вы смело сказать, что у вас есть друзья?

Сегодня мы проверим, хорошими ли вы стали друзьями, научились ли вы понимать друг друга. Даже, если до сих пор вам по каким-то причинам еще не удалось найти общий язык друг с другом, значит, будем этому учиться

Для начала сядем в круг и поиграем в игру «Я люблю!»

1 участник (Вика) говорит: »Я люблю яблоки», 2 участник (Андрей) – «Вика любит яблоки, а я люблю конфеты», 3 участник – «Вика любит яблоки, Андрей любит конфеты, а я люблю собак» и т. д.

Тот, кто по какой-то причине ошибся, отдает вант. В конце занятия, все проигравшие, должны выкупить свои фанты творчески, например, поздравить класс с…(новым учебным годом, с хорошей оценкой и т. д.)

В дружбе всякое бывает: огорчения, радости. Добрые друзья – это радость! Очень хорошо, если друзья вместе веселятся, да так, что смех аж сыплется из нас. Правда не стоит забывать, что засмеявшись, можно обидеть человека. Сейчас мы потренируемся - не смеяться, когда очень смешно. Игра называется «Не смейся».

Все игроки садятся на корточки в круг. Ведущий предупреждает, что смеяться нельзя. Дает задание детям: взять за нос соседа справа, обнять за плечи друг друга, оттянуть у соседа уши, показать соседу рожки, поквакать, покрякать, оттянуть щеки соседа и т. д.

А ведь все-таки стало смешно … Да и смейтесь на здоровье! Ведь смех – это лучшее лекарство, не только от скуки, но и от болезней. Учеными установлено, что человек веселый, жизнерадостный реже болеет и дольше живет.

Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем. О дружбе споем,

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,

Подарит нам радость, согреет теплом!

Ребята исполняют песню: «Если с другом вышел в путь».

Самый лучший друг веселый, добрый и готовый прийти на помощь в любую минуту. Ну а друга надо сначала найти, он с неба не свалится, поиграем в игру «Найди друга».

С закрытыми глазами наугад нужно подойти к человеку, на ощупь его узнать. Познакомить, то есть представляться, можно даже именами сказочных героев или мультипликационных героев.

Представьте, что мы отправились в кругосветное путешествие на корабле. Солнце ярко светит, море ласково светится, соленый ветер наполняет легкие. Вдруг ветер усилился и наш корабль, как щепку заметало по морюсь, и он подвергся крушению. Крепко держитесь друг за друга. Совсем близко видны острова. Покажите, как поддерживая своего товарища, вы добрались до спасательной земли. В трудной ситуации друзья могут надеяться только на помощь и поддержку друг друга.

(Чтение стихотворения)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

С. Михалков

Трудности не закончились. Представьте, что на вас нападает племя людоедов. Они указали пальцем на одного из вас и уже хотят его съесть. Теперь его жизнь только в ваших руках. Вы можете уговорить вождя - не есть вашего товарища, только, если расскажите о его самых лучших качествах. Всего несколько слов и жизнь друга спасена!

Молодцы, ребята, вы не побоялись кровожадных людоедов!

Но вот, о ужас! Половина острова вот-вот окажется под водой. Увы, придется расставаться и по одному перебираться на соседние острова. Время на раздумье нет, где же вас примут? Как ни странно, но самым сухим останется остров, на котором окажется больше всего ребят.

Учитель подыгрывает «топит» острова, на которых осталось мало детей так, чтобы все ребята собрались вместе на одном воображаемом острове.

Пора звать на помощь! Договоритесь за 30 секунд, как вы будете звать на помощь, покажите.

В выполнении задания участвуют все.

Да. Эти задания могли выполнить настоящие друзья. Помощь подоспела вовремя. Все в безопасности.

Проверим домашнее задание. Кто больше подобрал пословиц о дружбе.

Друзья познаются…(в беде).

Человек без друга, что земля… (без воды).

Человек без друзей, что дерево… (без корней).

Старый друг лучше … (новых двух).

Дружба крепка не лестью, а …(правдой и честью).

Нет лучше дружка, чем …(родимая матушка).

Дружба не гриб, в лесу (не найдешь).

Верный друг …(лучше сотни слуг).

Друг лучше старый, а платье …(новое).

Дерево живет корнями, человек …(друзьями).

Дружбой дорожи, забывать. ..(не спеши).

Рефлексия. Итог занятия.

- Расскажите о своем главном достижении в этом году. В ответ на каждое достижение, все дети хором произносят: «Это здорово!». Одновременно поднимают вверх палец правой руки.

Давайте снова встанем в круг. Теперь нужно сказать товарищу, стоящему рядом справа «Ты мой лучший друг, потому что…».

Проигравшие в начале занятия выкупают фанты

Цель: Раскрыть сущность понятия “дружба, друг”, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в жизни, вывести законы дружбы, воспитывать стремление дружить с окружающими.

Ход занятия

Кто нарисован на картине? (слайд 2)

Что несет в руках?

Как вы думаете, почему не сжигает и не ослепляет человека огненный шар?

Женщина идет по дороге жизни, на голове ее убор из золотых перьев.

Ее веки прикрыты.

Обеими руками - бережно и нежно она несет перед собой мягкий сияющий шар. Кругом - темнота. И только шар освещает путь.

Как бы вы назвали картину.

А литовский художник Чюрленис назвал картину “Дружба”. (МОЛЧАНИЕ)

А как вы думаете, почему?

Чем похожи солнце и дружба?

Итак, дружба? Закройте глаза произнесите шепотом слово – "дружба".

С какой погодой вы бы сравнили слово "дружба".

А какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

А можно ли по дороге жизни пройти без друзей?

Очень сложно в жизни без друзей.

“Нет друга – ищи, а нашел- береги.”(Рукой на доску).

Вот эти слова и будут эпиграфом нашего разговора

И мы выведем некоторые законы дружбы.

Что такое дружба?

А вот как в толковом словаре Ожегова даны объяснения, что такое дружба, друг. (слайд 3)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь.

На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми.

Как же среди множества людей найти друга?

Закончите фразу: “Друг - это тот....”

Что у нас получилось?

У нас получился коллективный портрет друга.:

“Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов. (Шекспир.)

У русского народа есть много пословиц и поговорок о дружбе. Какие пословицы вы знаете?

  • Не имей 100рублей, а имей 100 рублей.
  • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
  • Человек без друзей, что дерево без корней. (слайд 4,5)

Как понимаете пословицу о дружбе: “Не имей -100 рублей, а имей 100 друзей.”

Много мнений мы сейчас выслушали, но главное то, что мы дружбу считаем важнее денег.

Конечно, хорошо иметь и 100 рублей и 100 друзей.

Но что легче найти?

У кого в кармане есть деньги.

Вы сразу нашли, а друга сразу найдем?

Оказывается деньги найти легче, чем отыскать друга.

Вы сделали правильный выбор. Ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.

А когда рядом друг разве можно быть одиноким и несчастным?

Послушайте сказку, услышав которую будете точно знать,

Что лучше друзья или деньги?

- Сказка “Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал.: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы. Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день

увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с простыми руками- каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались то у него получилось стадо больше,чем прежде!” Вот такая произошла история с нашим героем.

А были ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали другу, или друг помогал вам.

Какой закон дружбы выведем?

Помогать другу.

Тихонечко встали, отдохнем. Песня “Настоящий друг” 2 к. “дружба крепкая не сломается..” ТАНЕЦ ДРУЖБА с цветами. Или цветы-дружбы.

Продолжим наш разговор.

2. Что нужно для того, чтобы дружба стала крепче?

Посмотрим сценку:

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернешь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

Какой совет – закон дадим героям этой сценки? Какой закон дружбы выведем? (Не жадничай. Делись с друзьями.)

3. А следующий закон - дружбы вы выведете сами, прочитав стихотворение и ПОДЧЕРКНИТЕ в стихотворении закон- дружбы.

На школьном утреннике. Барто.

Какой закон выведем?

Умей радоваться успехам другого. Это очень трудно, но к этому надо стремиться.

Расскажите о случаях,когда вы радовались удачам своих друзей.

Продолжим работу над этим законом.

Ребята, мне хочется рассказать вам одну историю, которая произошла со мной.

Когда я была маленькая с нами по соседству жил мальчик. Звали его Вова. Вова рос крепким, сильным.

Хотелось ли вам иметь такого друга?

Мы все его боялись. Да и как не бояться такого? Мальчишек он бил. В нас, в девчонок он стрелял из рогатки. А взрослым корчил рожи.

Даже собаку и ту обижал. Он наступал ему на хвост.

А коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял.

Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился, хвастался. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчишки не захотели с ним играть. Оставили его одного. Он к нам девчонкам, побежал. Но и девчонки от него отвернулись.

Кинулся он тогда к Шарику. А тот от него на улицу убежал.

Хотел с котом Мурзеем поиграть а кот под шкаф забрался и недобрыми.злыми глазами смотрел на него. Сердился. Хотел с ежиком поиграть, а тот

Давно убежал жить в другой дом. Подошел Вова было к бабушке.

Обиженная бабушка даже глаз на него не подняла. Сидит бабушка в уголке, вяжет, да слезинки утирает.

Настало самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Почему Вова остался один одинешенек?

Какие законы дружбы Вова должен соблюдать, чтобы с ним все дружили?

Не драться.

Не грубить.

Не дразниться.

Не бояться просить прощения.

Уступай младшим, защищай друга.

Итак, мы с вами вывели некоторые законы дружбы: (слайд 6)

1. Помогай другу.

2. Не жадничай.

3. Радуйся успеху друга.

Соблюдая эти правила,я думаю вы никогда не потеряете друга. Берегите друзей от неверных поступков, приходите на помощь другу и тогда вы сами будете называться настоящим другом. Стать настоящим другом трудно, но к этому надо стремиться.

Встали все в круг, возьмитесь за руки: это руки друга,

Это плечо друга, на которое можно опереться,

Это наша дружба(руки Вверх)

Песня “Дружба крепкая не сломается”. (слайд 7)

Слайд 2

Монолог о дружбе.

2 Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Слово “ Дружба” что обозначает?Может быть, поход вдвоем в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил все видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок дает ему списать. Разве это дружба, если двое Вздумали уроки прогулять, А спросила мама: “Вы не в школе?”- Оба дружно начинают врать. Ну а может, дружба – это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая льстиво, И не скажет резкость никогда?

Слайд 3

Цели классного часа:

3 Развивающие: учащиеся должны научиться высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. Воспитательные: учащиеся должны убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; существовании влияния друзей друг на друга; необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него.

Слайд 4

Задачи классного часа:

4 Поговорить о дружбе, перечислить важные для дружбы качества. Улучшить межличностные отношения в деятельности группы. Выявить мнения учащихся относительно темы классного часа. Изменить позиции отдельных учащихся в системе межличностных отношений. Развитие дружбы как условие дальнейшего формирования коллектива.. Провести «инвентаризацию» собственных качеств личности. Помочь возникновению продуктивных обратных связей. Мотивировать желание самоизменений.

Слайд 5

В словаре Даля

5 дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах…

Слайд 6

Вопросы к классу

6 Нужна ли дружба вообще? Почему люди дружат? Почему люди ценят дружбу? От чего зависит дружба? Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение?

Слайд 7

ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.

7 Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

Слайд 8

8 Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

Слайд 9

Вопросы к учащимся.

9 Чем отличается друг от знакомого или приятеля? Образуйте глагол от слова «Дружба». Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?» Можно спасти друга от дурных привычек и пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?

Слайд 10

ПОГОВОРКИ И ПОСЛОВИЦЫ о ДРУЖБЕ

10 Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает. Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

Слайд 11

11 Легче друга потерять, чем найти. Без беды друга не узнаешь. Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Старый друг лучше новых двух. Дружба дороже денег. Все за одного и один за всех. Нет друга - ищи, а нашел - береги. Дружба не служба; а кому дружить, на того служить. Одинокое дерево ветер легче валит.

Слайд 12

12 Умный себя винит, глупый - своего товарища. Кто хвалится, тот кается. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Враг смотрит на ноги, а друг - в лицо Друг тебе тот, кого ты любишь, пусть даже он похож на медведя. Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. Не всякий, кто смеется, - друг, не всякий, кто сердится, - враг. Ненадежный друг хуже явного врага. С другом и в пустыне проживешь, а без друга и в цветущей степи пропадешь.

Слайд 13

Положительные качества личности

13 доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле.

Слайд 14

Отрицательные качества личности

14 злоба, лицемерие (лесть), лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, нецензурная брань, подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки над своим товарищем,отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве.

Слайд 15

ИЩУ ДРУГА (объявление)

15 “Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”. “Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”. “Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”

Слайд 16

16 Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,Ты судом поспешным не греши.Гнев на друга, может быть, мгновенный,Изливать покуда не спеши.Может друг твой сам поторопилсяИ тебя обидел невзначай,Провинился друг и повинился,Ты ему греха не поминай.Если верный конь, поранив ногу,Вдруг споткнулся, а потом опять,Не вини коня, вини дорогу,Ты коня не торопись менять.Люди, я прошу вас ради БогаНе стесняйтесь доброты своей,На земле друзей не так уж много,Опасайтесь потерять друзей.

Слайд 17

Настоящий ли, ты, друг?

17 От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине ду­ши вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас со­гревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказы­ваетесь либо заводите новую дружбу. От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой про­являете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представ­ляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к са­мопожертвованию ради окружающих. От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - вели­кодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не раб­ской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положить­ся, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь. От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

Слайд 18

Как поддерживать дружеские отношения

  • Слайд 19

    19 Проявляйте интерес к заботам и увлечениям друга. При возникновении конфликтных ситуаций старайтесь решать их совместно. Не давайте советов, а помогайте другу найти решение. Умейте отстаивать собственные интересы. Для человека много значит его имя. Клички и обидные прозвища не лучший способ поддерживать дружбу. Если вы хотите, чтобы вас понимали, объясняйте. К сожалению, мы часто ошибаемся, пытаясь понять мысли и чувства друг друга. Не стесняйтесь переспрашивать, уточнять. Выражайте свои чувства открыто, но старайтесь избегать оценок. Не старайтесь все слова и поступки человека оценивать только как «хорошие» и «плохие». Помните: одну и ту же ситуацию два человека видят с разных точек зрения. Они могут воспринимать ее совершенно по-разному, каждый может быть прав по-своему.

    Слайд 20

    20 Мне от жизни немного надо.Дать урок, чтобы душу согретьИ звенящую песнь листопада,И мальчишек галдящую рать.Надо мне, чтоб мои ребятаСозидали дома и дворцы.Знали, помнили год 45,Как страну защищали бойцы.Надо мне, чтобы юные души Научились любить и дружить,Друга выслушать, песню послушатьИ любовью могли дорожить.Чтоб весною нам ласточка пела,И судьба всех была хороша.Чтобы вечной струною звенелаИ была вечно юной душа.Я – учитель, мне многое надо!И чего там душою кривить,Ваше счастье мне будет наградой,Для того мне так хочется жить.

    Посмотреть все слайды

    Классный час о дружбе и друзьях.

    «Нет друга - ищи, а нашел – береги».

    Цель: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки. Закреплять умение действовать в парах, в группах.

    Оборудование: диск с песней « Если с другом вышел в путь»; листы бумаги с фразой « Друг – это тот…»; бумажные сердечки по количеству учащихся; карточки со словами пословиц.

    План классного часа:

    1. Вступительное слово.
    2. Работа с пословицами.
    3. Творческая работа « Друг – это…».
    4. Беседа по рассказу В. Осеевой « До первого дождя».
    5. Обсуждение ситуации.
    6. Заключительное слово.

    Ход классного часа.

    1. Вступительное слово

    Классный руководитель. Интересно, о чем мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком?

    (Звучат 1-й куплет и припев песни « Если с другом вышел в путь ». Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

    Теперь можете определить тему нашего классного часа? (Ответы детей.)

    Конечно же, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Ответы детей.)

    Сегодня мы пройдем небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

    1. Работа с пословицами по группам.

    Составить пословицу из отдельных слов (слова на карточках).

    1. Дружба рождается в беде, а закаляется в труде.
    2. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
    3. Каковы твои друзья, таков ты и сам.
    4. Где нет дружбы, там нет успеха.
    5. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
    6. Без друга не узнаешь, какие ошибки совершаешь.
    1. Творческая работа « Друг – это…»

    Классный руководитель. Давайте вместе подумаем, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом? (Делит класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот…». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось, учитель записывает на доске.)

    Что же у нас получилось? Получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира.)

    Настоящий друг везде

    Верен, в счастье и беде;

    Грусть твоя его тревожит,

    Ты не спишь – он спать не может,

    И во всем без дальних слов

    Он помочь тебе готов.

    1. Беседа по рассказу В. Осеевой «До первого дождя».

    Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Ответы детей.)

    Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.

    Чтение рассказа.

    Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

    Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

    Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

    В школе учительница сказала:

    Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

    У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

    Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно. Ваша дружба до первого дождя!

    Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

    Классный руководитель. На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чем заставил задуматься? (Ответы детей.)

    1. Обсуждение ситуации.

    Классный руководитель. Научиться выбирать сердцем не так уж просто, но, пожалуй, еще сложнее – смотреть на себя со стороны. Мы знаем, какие качества нам не нравятся в других людях, мы не готовы с ними мириться. А ведь не зря говорят: если вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким другом!

    Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны.

    Сценка из школьной жизни.

    Наташа (подбегая к Косте). Костя! Ты мой друг! Выручай. Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил.

    Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с басни «Стрекоза и Муравей». Ее нам расскажет Костя.

    Учительница. Молодец!

    Учительница. Ставлю тебе «пять»!

    Наташа (шепотом). Как тебе не стыдно!

    (Классный руководитель делит класс на две группы. Члены первой группы отвечают на вопрос « Как бы вы оценили поведение Кости?». Члены второй группы отвечают на вопрос « Как вы оцениваете поступок Наташи?».)

    Классный руководитель. А вот что сказано в стихотворение А. Дементьева. (Читает.)

    Друг познается в удаче

    Друг познается в удаче

    Так же порой, как в беде,

    Если он душу не прячет,

    Чувства не держит в узде.

    Друг познается в удаче.

    Если удача твоя

    Друга не радует, - значит,

    Друг твой лукав, как змея.

    Или же горькая зависть

    Разум затмила его,

    И, на успех твой позарясь,

    Он не простит ничего.

    Он не простит… Но иначе

    Скажет об этом тебе.

    Друг познается в удаче

    Больше порой, чем в беде.

    А теперь давайте разыграем эту сценку еще раз так, как если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы потупила Наташа?

    (Дети придумывают другое окончание сценки, разыгрывают.)

    1. Заключительное слово.

    Классный руководитель. Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.

    А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

    В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие сердечки, которые будут напоминать вам о нашей беседе. Спасибо!