Что делать, когда ребенок не слушается и капризничает? Что делать, если ребёнок вас не слушается.

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =

У маленьких детей во время взросления происходит становление характера. И очень часто этот процесс проявляется непослушанием взрослым. Поэтому вопрос, почему ребенок перестает слушаться родителей, и что делать, очень актуальный. Наиболее острые периоды неповиновения взрослым отмечаются приблизительно в пятилетнем возрасте, когда малыш понимает, что своим поведением может влиять на них. Капризы пятилетнего ребенка не следует связывать с какими-либо обязательными возрастными факторами. Нужно просто правильно скорректировать свое поведения, выяснив причины детского непослушания.

Причины детского непослушания

Когда пятилетний малыш начинает проявлять характер, и перестает слушаться взрослых, то всегда для этого есть определенные причины. Но при этом, согласно утверждениям психологов, никакого кризиса пятилетнего возраста не существует. В большинстве случаев непослушание дитя напрямую связано с неправильным поведением взрослых. Кроме того, если ребенок не слушается, то это может быть также связано с его внутренними переживаниями и состоянием здоровья.

Самой частой причиной непослушания детей 5 лет может быть недостаток внимания со стороны взрослых. С самого рождения дети на подсознательном уровне пытаются привлечь к себе внимание самых близких людей. Но только в пятилетнем возрасте у малыша начинает формироваться понимание того, что для родителей он является самым главным в жизни. И для собственного утверждения маленький член семьи может использовать любые способы, в том числе и капризы по любому поводу.

Как правило, каждый конкретный ребенок интуитивно чувствует, как и чем можно привлечь внимание взрослых. Но, чаще всего, самым простым способом является непослушание. Малышу настолько требуется внимание взрослых, что он стремится получить его, даже через негативное отношение к себе. Стремление привлечь к себе внимание любыми способами может появиться в том случае, если на свои просьбы поиграть с ним, он постоянно слышит фразы типа: «Мне некогда» или «Подожди». Недостаток общения приводит к тому, что ребенок переходит в категорию «трудных» детей, так как начинает делать все вопреки указаниям взрослых. Ведь по его детскому пониманию только в этом случае, они способны бросить все и броситься к малышу, начав воспитывать его.

Среди других причин, которыми можно объяснить, почему пятилетнее чадо перестает слушаться, психологи выделяют следующее:

  • Самоутверждение малыша. Этим фактором можно объяснит непослушание детей из благополучных семей, которые не обделены родительским вниманием. Ребенок не слушается, потому что он на подсознательном уровне сопротивляется строгому контролю взрослых за каждым его шагом.
  • Месть за какую-либо серьезную обиду. В этом случае непослушание может быть связано, как с несправедливым наказанием за поступок, который дитя не совершало, так и за невыполненное обещание.
  • Потеря веры в себя. Как правило, малыш начинает действовать наперекор взрослым, когда они часто ругают его и выбирают для этого плохие слова, к примеру: «Дырявые руки» или «дурная голова». В этом случае чадо теряет веру в себя и становится закомплексованным, а на уровне подсознания перестает слушаться взрослых.

Как заставить пятилетнего ребенка слушаться

Разобравшись с тем, почему пятилетний малыш не слушается, следует обязательно постараться, как можно быстрее, изменить ситуацию. То есть, ребенка нужно заставить поступать так, как говорят взрослые, но при этом кричать и наказывать его категорически нельзя. Если вы решили, что причиной непослушания стал недостаток общения с вами, нужно постараться сделать так, чтобы малыш перестал чувствовать себя не нужным.

Даже, если вы очень занятой человек, договоритесь с малышом, что каждый вечер вы будете с ним общаться на любые интересные ему темы или играть хотя бы в течение получаса. Когда вы будете делать это регулярно, то этого уже будет достаточно, чтобы чадо в 5 лет осознало, насколько оно важно для родителей. Следует помнить, что любое данное обещание нужно обязательно выполнять, ведь ребенок в таком возрасте не поймет никаких откладываний общения с родными людьми «на потом» и затаит в душе обиду.

Искреннего послушания пятилетнего чада можно добиться только на основе доверительных отношений. Малыш должен понимать, что он может задавать любые вопросы в процессе общения и получать ответы на них, не опасаясь вызвать раздражения. По мнению психологов, восстановить утерянный психологический контакт помогает физический контакт с дитем. Нужно стараться, как можно чаще прикасаться к нему, ведь этим способом можно передать то, что вы очень заинтересованы в нем. К примеру, каждый раз, когда вы просите малыша 5 лет о чем-либо, нужно подойти к нему и приобнять.

Если вы поняли то, что ребенок не слушается, поскольку избалован вниманием всех членов семьи и, таким образом, выражает свой протест, нужно предоставить ему больше свободы. Может быть, нужно чаще делать так, чтобы он выполнял определенные задания в одиночестве и после этого делился результатами выполненной работы с взрослыми. Уместной и очень действенной в таких случаях будет фраза: «Какой ты молодец, что справился сам». Кроме того, нужно давать понять малышу, что он является равноправным членом семьи и к его мнению все готовы прислушаться. По любому поводу нужно, как можно чаще задавать такой вопрос: «Как ты думаешь, как лучше поступить?»

Если протест вашего чада в виде непослушания возник на фоне незаслуженного наказания или невыполненного обещания, то наказывать ребенка или ругать его ни в коем случае нельзя. Даже если заставить его раскаяться, то он затаит обиду в душе, что в скором времени снова приведет к тому, что малыш перестанет слушаться. Более того, таким образом, родители сами подталкивают своего кроху к тому, что он начинает вести двойную жизнь. Чадо будет просто поджидать удобного случая, чтобы снова поступить наперекор, по-своему отомстив за незаслуженную обиду.

Что нужно предпринять в таких случаях, следует решать индивидуально в зависимости от сложившейся ситуации. Безусловно, вряд ли, следует явно просить прощения у крохи за свое поведение, даже если вы были неправы. Пожалуй, оптимальным способом решения проблемы будет такое поведение, которое позволит малышу забыть свои обиды. Можно постараться, почаще просить свое чадо, что-то сделать для вас. И при этом обязательно нужно не забывать его каждый раз благодарить за оказанную услугу. Теплые слова заставят малыша поверить в то, то родители его очень любят, и он быстрее забудет нанесенные ему обиды.

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

С непослушанием детей в 5 лет сталкиваются все родители, даже в случае, когда они стремятся уделять максимум внимания малышу и прислушиваются к советам психологов. Поэтому важно не только понимать, почему не слушается малыш, но и знать, чего не нужно делать. Прежде всего, ни в коем случае нельзя договариваться с ребенком о том, чтобы он слушался, используя подкуп в виде игрушек и сладостей. Абсолютно антивоспитательной и неправильной является фраза: «Если не будешь слушаться, то я не куплю тебе…». Кроме того, также нельзя:

  • Пугать малыша чем-либо или кем-либо, в случае его непослушания. Это может расшатать психику дитя, находящуюся в стадии становления.
  • Показывать крохе собственное бессилие, которое может выражаться приказными поступками типа: «Немедленно и сейчас».

Также следует помнить, что нельзя наказывать свое чадо даже за самые плохие проступки в следующих случаях:

  • когда малыш кушает;
  • если в доме находятся посторонние люди;
  • сразу после просыпания;
  • во время игры, когда малыш сильно увлечен;
  • когда кроха выражает желание вам помочь.

Непослушание детей может выражаться по-разному. Но при этом психологи утверждают, что ребенок 5 лет, чаще всего, не слушается, когда дело касается выполнения определенных указаний. В каждый такой ситуации взрослый человек может обойти непослушание крохи очень разумным способом, не заостряя на этом внимание.

Очень часто пятилетний малыш, после того, как его уложили спать, встает с кровати, не реагируя на просьбы взрослых. Вместо того чтобы повышать голос, пугать чадо чем-либо, можно просто сказать ему перед тем, как укладывать спать: «Я надеюсь, что ты меня послушаешь, и больше не будешь вставать с кровати».

Иногда протест ребенка выражается в том, что он отказывается кушать приготовленную вами еду, и заставить его это сделать очень трудно. Во всяком случае, угрозы по поводу того, что малышу не позволят встать из-за стола, пока он не доест, вряд ли подействуют. Такое поведение может вызвать только слезы и истерику. Более действенно в этом случае будет напомнить ему о том, что после ужина не будет больше никаких перекусов, даже когда он проголодается, поэтому лучше съесть все.

Довольно часто дети в 5 лет стремятся выразить свой протест в людных местах. Очень часто малыш не слушается в магазине, что, безусловно, вызывает сильное раздражение родителей. Категорически нельзя в такой момент переходить на крик, ведь ваше чадо именно этого и добивается, чтобы привлечь к себе внимание. Также ни в коем случае нельзя угрожать ребенку тем, что вы не позволите ему, к примеру, вечером посмотреть его любимые мультики. Гораздо действеннее будет отвлечь внимание малыша, обратившись к нему с такой просьбой: «Помоги мне найти на полках магазина твой любимый йогурт».

Когда пытаясь приучить к домашней работе малыша 5 лет, вы постоянно встречаете его сопротивление, не следует раздражаться и переходить на упреки. И уж совсем глупо произносить в этом случае фразу типа: «Пока не уберешь игрушки, ужина не получишь». Доказано, что в таких случаях великолепно работает другая фраза: «Я прошу тебя собрать игрушки. Когда ты это сможешь сделать — до ужина или после?». Желательно обращаться с такой просьбой к малышу, приобняв его за плечи.

Очень часто малыш в 5 лет начинает капризничать без каких-либо объяснимых причин. Конечно, можно это объяснить плохим настроением и не замечать. Но при отсутствии внимания со стороны взрослых простое хныканье может превратиться в истерику, и чадо очень трудно будет успокоить. Угрозы со стороны взрослых, к примеру, выбросить игрушки или не пойти в зоопарк, также ни к чему хорошему не приведут. Лучше всего будет в такой момент отложить все дела, подойти к хныкающему малышу, обнять его и сказать: «Я бы тебя с удовольствием послушала, но, к сожалению, я могу понять только, когда ты говоришь нормальным голосом». После этого кроха в скором времени успокоится и можно будет поговорить на отвлеченные темы.

На первом году жизни малыш приобретает много умений и навыков. Это время его активного развития, он быстро растет и учится новому. Когда ребенок начинает ходить, наступает момент, который связан с вполне понятными переживаниями. Нужна ли помощь родителей в освоении навыков ходьбы, что делать, если ребенок не ходит, как подобрать подходящую обувь? Молодых пап и мам волнует масса вопросов об их любимой крохе.

Пугаться также не стоит, слушая других молодых мамочек о том, какой ранний у нее малыш и в 11 месяцев он уже ходит сам. Конечно, существует определенная норма, касающаяся возрастных изменений, о которой расскажет педиатр, но каждый ребенок индивидуален.

Обычный среднестатистический ребенок начинает ходить в 1 год. Но это приблизительная цифра. Нормой считается, когда дети начинают ходить в промежуток от 9 месяцев до полутора года. Любой малыш начинает с попыток встать, сделать свои первые пробные шаги, придерживаясь за руку мамы, и только через время он делает самостоятельные шаги.

Несколько факторов влияют на то, когда дети начинают самостоятельно ходить:

  1. Генетический фактор. Если один из родителей свои первые шаги сделал рано, то стоит ожидать от крохи, что он проявит самостоятельность в ходьбе раньше своих сверстников. Но если папа пошел в два года, то не стоит требовать от малютки чего-то другого.
  2. Темперамент. Если ребенок непоседа, то его стремление ходить самому проявится рано. Уравновешенные и спокойные детки не торопятся учиться этому навыку.
  3. Половая принадлежность. Мальчишки позже начинают самостоятельно передвигаться, чем девчонки.
  4. Масса тела. Чем меньше вес малыша, тем шустрее он будет и соответственно быстрее пойдет. Пухлый ребенок начнет ходить гораздо позже.

Первое время кроха будет падать, так как не умеет еще держать центр тяжести. Родителям следует внимательно присматривать за ним, так как ребенку еще трудно даются первые шаги и у него нет навыка смягчать падение руками. Есть большая вероятность того, что он может разбить затылок или личико. Пока малыш учится ходить, таких ушибов будет много, но мамам не стоит поддаваться панике, потому что костная система деток в таком возрасте очень эластичная. Риск переломов сводится к минимуму.

Важно не переборщить с опекой. Изображать страх и ужас на лице при каждом полете ребенка не стоит. Реакция мамы или папы должна быть спокойной. Им следует подбодрить своего отпрыска успокаивающими словами, не спешить поднимать его, а дождаться, когда малыш поднимется сам.

Пока ребенок учится ходить, необходимо убрать все опасные предметы в квартире. Он должен быть в зоне постоянного внимания родителей.

Почему ребенок не ходит?

Когда ребенок не начинает ходить в 10 или 11 месяцев, это не повод для расстройства, а совершенно нормальное положение. Не следует форсировать события. Можно посоветоваться с педиатром, как быстро научить этому свое чадо.

Когда ребенок отказывается ходить в год, то особых поводов для беспокойства тоже не должно быть. Многие детки начинают и позже этого срока, где-то примерно в полтора года. Родители могут научить ребенка ходить, выполняя с ним определенные упражнения. Самые распространенные причины, по которым малыш не пошел в свой первый день рождения, считаются:

  1. Слабая готовность мышц и позвоночника. Ребенку требуется окрепнуть и набраться сил.
  2. Лишний вес. Активность крохи падает, если он откровенно пухленький. Нагрузка, которую испытывает костно-мышечный скелет, не дает ему возможности быть максимально подвижным. Крупные детки идут намного позже, чем их приятели.
  3. Генетические предпосылки. Наследственность очень важна. Норма для ребенка ходить самостоятельно будет примерно такая же, как и у одного из его родителей.

Если малыш в 2 года не научился ходить, то это серьезный повод обратиться к педиатру. Ребенка не только осмотрят, но и обследуют. Причинами, по которым ребенок не хочет ходить, могут быть:

  1. Стрессовые ситуации. Если нет психологического комфорта в доме, это очень может сказаться на малютке. Ссоры, скандалы, резкая смена обстановки негативно повлияют на стремление малыша ходить. Ребенку следует создать комфортные условия, он должен чувствовать уют, любовь и заботу.
  2. Неудачи при первых попытках. Если при первых падениях кроха травмировался, у него может остаться страх перед ходьбой. Ему необходима поддержка родителей и время, чтобы справиться со своими страхами.
  3. Какое-либо заболевание. После болезни вполне естественно может наступить спад детской активности. Ослабление иммунитета – это стресс для ребенка, а иногда даже замедление его развития. Забота, частые прогулки и хорошее питание помогут ему справиться с такими проблемами и восстановиться.
  4. Частое использование ходунков. Увлечение этим приспособлением может привести к тому, что малыш будет бояться ходить самостоятельно. Находясь в , он испытывает сильную нагрузку на нижний отдел позвоночника. В таком положении тело и стопы располагаются физиологически неправильно. Как результат, ребенок привыкает к неестественному способу передвижения.

Поводом для сильного беспокойства станет тот факт, если малыш не ходит в 3 года и старше. В таком случае он однозначно нуждается в неврологическом лечении и, вероятно, имеет определенные изменения в головном мозге.

Как научить ребенка ходить?

На подготовительном этапе, который начинается с четвертого или пятого месяца, нужно учить ребенка дотягиваться до яркой игрушки, тем самым подталкивая его к двигательной активности. Необходимо также стимулировать ползание малыша, кладя желанную игрушку на расстоянии от него. Это очень важное упражнение, чтобы в дальнейшем научить ребенка ходить, так как развивает крепкую мускулатуру.

Когда ребенок начинает ходить и только делает свои первые шаги, можно использовать детскую коляску, чтобы научить его более уверенно держаться на ногах. Опираясь на нее, он будет уверенно толкать ее и, соответственно, идти. В год детки с удовольствием идут за коляской, а не сидят в ней.

Если у ребеночка не получается в 11 месяцев или в год уверенно двигаться, то его надо учить ходить самостоятельно. Самое время с ним начать активно заниматься. Начинающего топать малыша можно заинтересовать привлекательной игрушкой, которую следует положить в самом дальнем углу. На пути к ней надо расставить стульчики и разложить большие подушки, которые станут крохе опорой при движении. Ему обязательно захочется подойти к яркой вещи. Дети, сколько бы им ни было месяцев или лет, очень любопытны и с удовольствием познают этот мир.

Полезным будет массаж ножек и ступней, он поможет расслабить мышцы, задействованные при ходьбе. Рекомендуется делать ежедневную гимнастику, включающую сгибание и разгибание ножек, занятия на фитболе. В результате малышу не будет еще и двух лет, а он будет уверенно ходить сам.

Что делать, когда ребенок не слушается? Бывает, что просто руки опускаются, не понятно, как действовать, чтобы объяснить своему малышу, что все же так нельзя себя вести. Малыш надувает губки, плачет или даже бьётся в истерике. Сердце мамы разрывается на части.

Давайте узнаем, что советуют делать известные педагоги и психологи, когда ребенок не слушается. Как поддерживать дисциплину у ребенка?

Антон Семенович Макаренко о дисциплине

Всемирно известный советский педагог уделял вопросу дисциплины ребенка огромное значение. Он считал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его».

Таким образом, к этому вопросу нужно подходить комплексно. Если ребенок не слушается, значит нужно обратить внимание на обстановку в семье, возлагаемыми на него обязанностями, так называемым трудовым воспитанием, влиянием его друзей, уважением к старшим. Только разобравшись с этим комплексом полностью, можно понять причины такого поведения у ребенка и начать работу по восстановлению дисциплины.

А. С. Макаренко неоднократно писал, что легче сразу воспитывать правильно, чем потом работать над ошибками.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: 4 цветовых зоны

Ю. Б. Гиппенрейтер пишет о том, что сначала необходимо установить добрые дружественные отношения с ребенком, а затем на их основе укреплять дисциплину.

«Без умения учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности ребенка, да и свои собственные, родители не могут наладить дисциплину», - пишет она.

Каждому ребенку необходим режим дня, порядок и правила поведения. Таким образом, дети становятся более спокойными, их жизнь становится более понятной и размеренной, так они чувствуют себя в безопасности. Когда ребенок не слушается, он восстает «не против самих правил, а против способов их «внедрения». Если изменить подход к установке «жизненных правил», то дети охотно принимают их.

И наоборот, дети, которым позволяется делать все, что им придет в голову, чувствуют себя дискомфортно. Ю. Б. Гиппенрейтер приводит в пример такой случай: «Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другим ребятам. «Им, по-моему, просто нет до меня дела», - печально заключил мальчик».

Юлия Борисовна в книге «Общаться с ребенком. Как?» приводит образ четырех цветовых зон.

  • 1 зона действий ребенка, где ему разрешается поступать по собственному желанию.
  • 2 зона - ребенку предоставляется относительная свобода.
  • 3 зона действий ребенка, которые не приветствуются, но позволяются при особых обстоятельствах
  • 4 зона - категорически запрещенные действия.
Таким образом, родители не нарушают стремления ребенка к самостоятельности, могут быть твердыми и непреклонными, и понимающими одновременно. Ребенок чувствует, что данные требования родителей соответствуют ситуации, а не настроению или сиюминутному желанию взрослых. Такие правила понятны ему.

Не стоит забывать, что дети часто проверяют на прочность эти правила поведения. Если родители одно и то же действие то запрещают, то позволяют, ребенок не будет следовать запретам. Он просто поймет, что эти правила «не прочные». Родители сами должны придерживаться своих рекомендаций, чтобы сохранить дисциплину.

Мария Монтессори о свободе и дисциплине

«Дисциплина в свободе - вот великий принцип,
который нелегко понять стороннику
традиционных школьных методов»


Детям, занимающимся по методике Марии Монтессори, дается достаточно большая свобода передвижения и свобода выбора собственных занятий. Взрослые выступают лишь как наблюдатели и помощники, отдавая инициативу ребенку, при необходимости направляя его действия или «помогая сделать это самому».

«Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это - личность уничтоженная, а не дисциплинированная» - пишет в своей книге Мария Монтессори.

Для установки настоящей дисциплины, ребенок должен четко разделять понятия «добро и зло». То, что делать категорически нельзя - необходимо запрещать с безусловной строгостью. При этом необходимо, чтобы ребенок «не смешивал добро с неподвижностью и зло с активностью. Потому что наша цель - дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания».

М. Монтессори считает высоко дисциплинированным классом комнату, где дети движутся целесообразно, осмысленно и добровольно , не совершая грубых и резких актов.

Она пишет о бессмысленности попыток изолировать ребенка от возможных «нарушений дисциплины». Например, дети, привыкшие сидеть за привинченными к полу партами, попадая в иную обстановку, начинают ронять стулья, переворачивать столы. А дети, занимающиеся в более «лояльных классах» привыкают аккуратно обращаться с мебелью.

В одной из школ М. Монтессори сделали довольно узкую полку для различных геометрических фигурок. Полка была слишком узка, и дети, выбирая фигурку, часто роняли что-нибудь на пол. Директор школы собралась переделать неудачную полку, но к тому времени, когда пришел столяр, дети научились осторожно обращаться с полкой и перестали ронять предметы. «Простота или несовершенство предметов способствует развитию у ребенка активности и ловкости».

Делаем выводы

Если ребенок не слушается, для начала необходимо разобраться с причиной его действий, с обстановкой, повлиявшей на подобные действия ребенка. Эту обстановку необходимо изменить.

Важно учитывать интересы и чувства ребенка, чтобы «методы воздействия» не вызвали у него бурного сопротивления и отказа от дисциплины.

Ребенок должен четко понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Тем не менее, обязательно должна присутствовать свобода и самостоятельность в поведении ребенка. Деспотично ограничивая ребенка, мы убиваем его личность, способности и инициативность, ведь каждый родитель хочет видеть своего ребенка спокойным, уравновешенным, уверенным в себе, хочет гордиться приличным поведением с окружающими и его многочисленными достижениями.

Пусть ваши дети будут свободными и дисциплинированными!

🤔Многие родители сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок не хочет, сопротивляется, на отрез отказывается и не любит читать!

Были проведены очень интересные исследования:

📌Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению, в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба.

И пока ребенок мал, сейчас самое время научить ребенка читать и прививать ему любовь к чтению.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ?

РОДИТЕЛИ, НАЧИНАЕМ С СЕБЯ
Первый шаг, который необходимо сделать, это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Есть, конечно, случаи, когда дети сами по себе книголюбы и просто влюблены в чтение, но это большая редкость. В основном же любовь к чтению нужно прививать.

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Читая книги вместе с ребенком, Вы тем самым отрабатываете хорошую привычку, интерес и любовь к чтению. Читайте ежедневно. Читайте книги на ночь. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день.

НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ!
«Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать» — скажете Вы. Если Ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, Вы уже успели “постараться”. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать.

👉👉👉Совет родителям: если хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят другим интересным делом.

ПРЕДОСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ ВЫБОР
Дайте ребенку время и возможность выбрать СВОЮ книгу. Возможно его не интересуют те книги, которые лежат у Вас на полке. Сходите в магазин, пусть он САМ выберет ту книгу, которая ему будет по нраву.

ВЫЗЫВАЕМ ИНТЕРЕС
Выберите текст с интересным, ярким сюжетом, начните читать и вдруг остановитесь на самом интересном месте, а потом сообщите, что у Вас катастрофически нет времени. Оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ
Если Вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа.

❗❗❗ Хотите еще проверенные и действующие методы, которые вызовут большой интерес и любопытство у Вашего ребенка при чтении книги, пиши в комментариях💬👇 и жди выход нового поста!!!