Где делают хрусталь. Хрустальная посуда

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

Ни одно торжество не обходится без красивой сервировки стола элегантными бокалами . Если в советские времена посуда из хрусталя и стекла считалась дефицитом, то сейчас ее могут позволить все. Однако сегодня хрусталь не так популярен как раньше и на его место пришла более прочная и легкая утварь. С чем это связано? И все ли мы знает о благородном хрустале?

Хрусталь — это

Хрусталь является одной из разновидности стекла. Хрусталем можно назвать также и чистое качественное стекло. Современному стеклоделию более чем 5 тысяч лет, а технология производства осталась все такая же и не претерпела особых изменений. Любой алкогольный напиток — вино или шампанское — приобретает совсем иное «звучание», когда им наполняется хрустальный бокал.

История возникновения хрусталя начинается с XVII века в Англии. Здесь в состав стекла стали добавлять свинец, который придавал хрусталю прочность и блеск. Стенки сосуда обладали большим коэффициентом преломления света, а потому можно было наблюдать все цвета радуги. Благодаря своей прочности хрусталь легко поддается огранке. Обычно все сырьевые компоненты варятся при температуре 1500 градусов по Цельсию. После жидкую форму стекла обрабатывают вручную или при помощи специальных машин.

Обычное же стекло получают путем соединения окиси разных металлов с кварцем. Главный составной элемент — это двуокись кремния, которую получают из кварцевого песка. Раньше также добавляли либо мел, либо известь, чтобы стекло было тонким и имело лучший блеск. Сейчас данная технология не применяется или в редких случаях.

Традиционно хрустать обрабатывают алмазной гранью, так как материал более мягкий и лучше поддается изменениям. Применяют и метод украшения — гравировку, а полученный при этом рисунок нельзя полировать. Любой нанесенный узор никак не отражается на вкусе алкоголя .


Виды хрусталя

  1. Свинцовый. В составе присутствует окись свинца до 36%. Этот тип хрусталя появился около 350 лет назад в Лондоне. Имеет неоспоримые преимущества: невозможно разрушить кислыми жидкостями или содержащими в составе щелочь или спирт, абсолютно безопасен для здоровья и не выделяет вредных веществ. Варится он при температуре 1500 градусов.
  2. Горный. Самый природный кварц, который нашли высоко в горах и принимали по началу за окаменевший лед. Горный хрусталь отличается своим блеском, прочностью, прозрачностью и привлекательным внешним видом. Не зря сейчас этот вид благородного камня применяется для изготовления линз, ювелирных изделий и дорогой утвари. Существует и так называемый Дымчатый хрусталь или Раухтопаз, имеющий серо-коричневые оттенки. Морион интереснейший вид черного хрусталя.
  3. Бариевый. По своему составу и качествам напоминает свинцовый, только здесь вместо свинца — барий.
  4. Богемский. Хрусталь, не содержащий свинец, и являющийся калиево-кальциевым стеклом.


Что придает цвет?

Хрусталь может быть как прозрачным, так и цветным. Свою оттеночную окраску он получает с помощью специальных добавок в свой состав. Например, синий получается благодаря добавлению кобальта, красный — кадмия или золота, если добавить кремний, то получится розовый хрусталь, если железо — желтый или голубовато-зеленый, окись меди и оксилы марганца дают фиолетовый и зеленый оттенки. При добавлении чистого марганца получим ярко-желтый цвет, травянисто-зеленый — при хроме, желто-зеленый — при уране.

Для украшения хрусталя применяют некоторые виды декорирования. Это в первую очередь украшение с помощью золота (самый распространенный). Берется фольга и вплавляется внутрь стекла или покрывается снаружи. Более простой способ и бюджетный — роспись окисью золота. Вторым способом декорирования является травление (сатинирование). Травлению подвергают или всю поверхность, или только рисунок. В основе техники — обработка плавиковой кислотой, которая делает стекло более блестящим. Для любителей матовой поверхности применяют технику матирования с помощью острозернистого песка.


Уход и меры предосторожности

Как и любая хрупкая посуда, бокалы из хрусталя требуют уход. Чтобы не потерять блеск и цвет всегда оставался таким ярким необходимо следовать некоторым советам:

  • При небольших загрязнениях подойдет обычное средство для посуды и мягкая безворсовая ткань.
  • Если в воду добавить пару капель уксуса или спирта и протереть этим раствором хрусталь, то он снова засверкает как новый. Протирать рекомендуется тканью из вельвета или бархата. Они не оставят разводов.
  • Хрусталь, который долго не вынимался из серванта и покрылся толстым слоем пыли нужно положить в воду, где ранее варился картофель. После насухо вытереть.
  • Мутные разводы поможет убрать раствор из соли и уксуса. Это касается в первую очередь хрустальных ваз, где стояли цветы.
  • Запомните! Чтобы хрусталь не помутнел — не мойте его в горячей воде.
  • Налет от вина можно убрать, если в графин налить немного теплой мыльной воды. Добавить чуть соды и дать настояться. После хорошенько встряхнуть и ополоснуть.
  • Во избежание подтеков на посуде, ее не оставляют сушиться, а тщательно протирают салфеткой или полотенцем.

Мы привыкли отсчитывать историю хрусталя от 1676-года, когда англичанин George Ravenscroft добавил в стекольную шихту некоторое количество окиси свинца, в результате чего полученный сплав засверкал, зазвенел и засиял преломлённым лучом света.

Между тем, первые опыты по введению свинца в стекло проделали древние египтяне, а вслед за ними – и жители Междуречья. Результат не впечатлил стародавних мастеров: без отжига свинцовистое стекло проявляет непомерную хрупкость и норовит рассыпаться в пыль даже без приложения к нему внешних сил, а отжечь готовое стеклоизделие никто в ту пору не догадался...

Горный хрусталь как природный образец

Стеклоделам всех времен и народов было к чему стремиться: кристаллы давали им безупречный образец для подражания. Увы, все попытки создать материал, подобный природному, оканчивались получением не очень прозрачного и не вполне бесцветного стекла.

Дело в том, что песок, из которого варят стекло, химически неоднороден. Примеси заставляют готовое стекло желтить либо зеленить, и попутно отнимают прозрачность. Лишь венецианские стеклоделы, использовавшие чистейший песок из урочища Фонтенбло да белейший русла реки По, сумели сварить относительно бесцветное стекло. Которому тут же присвоили горделивое наименование «кристалло».

Еще дальше пошли богемские стеклоделы. Пользуясь своей собственной рецептурой, они сварили стекло еще более высокого товарного качества, и без ложной скромности нарекли свое детище «кристаллином». Опыт богемцев оказался настолько удачным, что богемское бессвинцовое стекло и сегодня относят к хрусталям.

Однако появлению современного хрусталя мы обязаны все-таки Георгу Равенскрофту.

Королевский запрет как основа успеха

Среди неоднозначных декретов английского короля Якова I одним из полезнейших следует признать запрет 1615-го года на использование деловой древесины в любой отрасли, кроме судостроения. Подчиняясь королевскому указу, собственники английских стекловарен перевели свои предприятия на каменноугольное топливо. Взаимодействуя с продуктами сгорания каменного угля, стекло теряло цвет – хотя и не прибавляло в прозрачности!

Воодушевленные случайным открытием, английские стекловары бросились экспериментировать с рецептурой шихты. Опыты продлились шестьдесят лет, а успеха добился лишь Джордж Равенскрофт. Ему, посвятившему долгие годы общению с мастерами стеклоделия разных стран, пришла в голову идея добавить к калиево-кальциевого стекла некоторое количество растертой в пудру окиси свинца.

Опыт оказался успешным! Полученное стекло блестело на солнце и нисколько не окрашивало свет. Правда, красота изделий из первых партий свинцового стекла оказалась крайне недолговечной. В течение года (редко – двух лет) вазы, тарелки и бокалы покрывались сеткой мельчайших трещин, а то и вовсе рассыпались.

Меняя рецептуру и температурный режим обработки изделий, Равенкрофт сумел усовершенствовать технологию. Идея отжига, заключающаяся в нагревании хрусталя до температуры красного свечения и последующем полуторачасовом охлаждении обдувом, оказалась плодотворной. Воодушевленный мастер придумал клеймо в виде головы ворона и принялся торговать своими изделиями.

Первый хрусталь с головой ворона (raven – «ворон» в переводе с английского, croft - «поместье») в качестве фирменного клейма сохранился до сих пор. И хотя большинство из этих изделий таки покрылись сеткой трещин, их сегодняшняя стоимость исчисляется многозначными суммами...

За двадцать лет, последовавших вслед за созданием первых партий свинцового стекла, патент на производство хрусталя был куплен более ста раз. Эта сотня безвестных стеклоделов внесла в изобретение Равенскрофта коррективы, превратившие английский flint-glass (дословно «кремень-стекло») в привычный нам хрусталь.

Современный хрусталь

Единого для всех стран стандарта товарного хрусталя не существует. Промышленностью выпускаются стекла с содержанием оксида свинца от 6% до 36% - все это хрустали. Стекло с включением оксида бария или оксида цинка вместо соединений свинца – тоже хрусталь. И, наконец, богемское калиево-кальциевое стекло тоже принято звать хрусталем – хотя для нашего времени это наименование уже немного архаично.


В отечественной товароведческой практике используется ГОСТ 24315-80, принятый в 1981-м году и описывающий посуду и декоративные изделия из стекла. По этому ГОСТу:

  • стекло с суммарным содержанием легирующих окисей (PbO, BaO, К2О, ZnO) менее 10% называется «хрустальным стеклом»;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 18% до 24% является малосвинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 24% до 30% является свинцовым хрусталем;
  • стекло с содержанием PbO в концентрации от 30% и выше относится к высокосвинцовому хрусталю;
  • стекло с содержанием BaO в концентрации 18% и возможными добавками окисей щелочных металлов называется бариевым хрусталем.
Европейские нормы определения хрусталя отличны от российских. В Европе:
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 1% до 15% называется Crystalline («кристаллин»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 16% до 23% называется Crystal («хрусталь»);
  • стекло с содержанием PbO в количестве от 24% до 30% называется Full Lead Crystal («полносвинцовый хрусталь»).

Свойства хрусталя

С нарастанием процентного содержания свинца у хрусталя растет коэффициент преломления света (от 1.520 до 1.545 по ГОСТУ), увеличивается плотность, усиливается блеск. Нерасчетная оцвеченность (как правило, едва заметный желтовато-коричневый оттенок) допустима, но снижает сортность хрусталя.


Бесцветный хрусталь может слегка «синить»: подобное свойство помогает скрадывать желтизну света ламп накаливания. Однако зеленые (сине-зеленые, фиолетовые) тона в неокрашенном хрустале недопустимы совершенно!


Светопоглощение товарного хрусталя не должно превышать 2% на 1 см толщины стекла, при этом лучшие сорта материала показывают и 1%, и даже рекордные полпроцента! Стоит отметить, что оптические сорта флинтгласса, содержащие 36% PbO, могут поглощать до 9% проходящего сквозь них света. Такое стекло выглядит тусклым и товарным хрусталем считаться не может.

Мелодичность хрустального звона, а также способность изделия «петь» при соприкосновении с влажной человеческой кожей не имеет решающего значения. Тем более что звенеть при соударении способны все стеклянные изделия, формой повторяющие колокол.

Чем красив хрусталь?

В потребительской среде принято различать изделия из хрусталя по способу производства. Менее ценным вполне справедливо считается так называемый «прессованный» хрусталь. Дело тут даже не в избыточной, явно с запасом прочности, толщине стенок. И не в простоте декора. Машинная работа, массовое производство... Произведение искусства не может сходить с конвейера!


Сам по себе хрусталь обладает ограниченной привлекательностью. Стакан из тонкого качественного стекла и тонкостенный недекорированный стакан из хрусталя малоразличимы между собой. Но хрусталь, в отличие от обычного стекла, мягок и «с охотой» принимает механическую обработку!

Огранка, гравировка, полировка, послойное или сплошное окрашивание, резьба и матирование превращают хрустальное изделие в драгоценность. Ручная обработка гарантирует уникальность!

Хрусталь безопасен!

Обывательские опасения касательно миграции ионов тяжелых металлов из хрустального массива в пищу или напиток необоснованны, доказывает наука. Сохраняется, однако, опасность физического разрушения хрустальной посуды над обеденным столом. Чокаться бокалами – неискоренимая традиция, не так ли?

Передовые производители хрустальной посуды применяют особые методы упрочнения краев стаканов и рюмок. Специальная закалка и повторный отжиг создают из верхней кромки бокала настоящее «кольцо безопасности».


Обрезка краев при помощи мощного лазера и упрочняет, и сглаживает кромки хрустальной посуды. Монолитная формовка изделия снижает вероятность отделения ножки бокала от емкости для напитка (так называемого «пойла»).

Введение в рецептуру шихты максимально возможного количества хрустального боя также способствует упрочнению готовых изделий.

Посуда и предметы декора из хрусталя мало кого оставляют равнодушным, поскольку такие изделия выглядят по-настоящему изысканно. Многих интересует вопрос о том, что такое хрусталь и каким образом его изготавливают.

История

Есть сведения о том, что первооткрывателями такого материала, как хрусталь, или свинцовое стекло, стали англичане. Так, в 1615 году в Англии по инициативе Короля Якоба Первого было запрещено использование древесины во всех сферах производства, за исключением судостроения. Это привело к тому, что владельцы заводов, занимающихся производством стекла, заменили древесину углем. Однажды опытным путем было обнаружено, что в угольной печи стекло теряет свой цвет и становится совершенно прозрачным. В ходе экспериментов над стеклом в 1676 году мастером Г. Равенскрофтом был открыт хрусталь - прочный материал, являющийся комбинацией стекла и оксида свинца.

Хрустальные стаканы и фужеры

Хрустальное стекло обладает такими свойствами:

  • устойчивость к воздействию кислот;
  • повышенная плотность;
  • высокий показатель преломления;
  • мелодичный звук.

Плотность хрусталя составляет в среднем 3,6х10³ кг/м³.

Хрусталь сложно изготавливается, ведь производство такого материала требует колоссальных затрат времени и сил. Производство хрусталя состоит из таких этапов:

  1. Сперва расплавляют шихту, представляющую из себя смесь песка, оксида свинца и поташа (причем все ингредиенты должны быть взяты в строго определенных пропорциях).
  2. Компоненты плавятся в специальной печи при температуре свыше 1500 градусов Цельсия.
  3. После из хрусталя выдувается изделие необходимой формы. Затем его отправляют в специальную печь для отжига. Внутри нее изделие обрабатывается под воздействием постепенно снижающейся температуры (за 1,5 часа она падает с 700 до 50 градусов).
  4. Ценный хрусталь поддается экспертной оценке, в процессе которой проверяется наличие таких дефектов, как кривизна, пузырьки, трещины и другое.
  5. Последним этапом в изготовлении изделия из хрусталя является его декоративное оформление - нанесение гравировки и т. д.

Особенности

Чтобы понять свойства этого материала, необходимо разобраться в таком понятии, как сорт хрусталя. Он зависит от состава этого материала. Бывают такие сорта хрусталя:

  1. Классический: в таком материале содержится 24% оксида свинца. Именно такой состав стекла и способствует возникновению специфического мелодичного звона. Классическим также считается сорт хрусталя, в котором часть оксида свинца достигает 30%.
  2. Малосвинцовый: такой хрусталь содержит до 24% оксида свинца.
  3. Бариевый: в составе такого хрусталя содержится минимум 18% оксида бария.
  4. Богемский: для производства такого сорта хрусталя применяется не свинец и барий, а стекло, состоящее из кальция и калия.

Горный хрусталь

Многих людей интересует вопрос о том, является ли хрусталь вредным, ведь в его составе присутствует свинец - химический элемент, который известен своими угрожающими здоровью человека свойствами. На самом же деле любой сорт хрусталя считается безопасным, ведь свинец, вступающий в реакцию с оксидом, теряет свои опасные для человека свойства.

Изделия из хрусталя, особенно если это элитный материал, характеризуются высокой стоимостью, в частности если речь идет о хрустале ручной работы. Элитный хрусталь производится в таких странах, как Чехия, Россия и Германия.

Изучая вопрос о хрустале, можно встретить информацию о горном хрустале. Что представляет из себя этот материал и применяется ли он в изготовлении посуды и предметов декора? Сразу же следует сказать, что горный хрусталь - это не сорт хрусталя, полученного в условиях промышленного производства, а прозрачный кварц, который можно найти в речных отложениях, в частности, в гальке. Горный хрусталь применяется в ювелирной промышленности в качестве сырья для изготовления декоративных вставок в драгоценные украшения.

Главной сложностью, возникающей в процессе выбора и покупки изделий из хрусталя, является то, что этот материал во многом напоминает обычное стекло. Чтобы отличить один материал от другого и не заплатить баснословную сумму средств за стекло, следует знать о различиях между стеклом и хрусталем:

  • хрусталь непросто разбить;
  • если при рассмотрении материала сквозь лупу визуализируются пузырьки, то это говорит о том, что приходится иметь дело со стеклом;
  • стекло, в отличие от хрусталя, обладает хорошей теплопроводностью, поэтому оно за считаные секунды нагревается от тепла человеческих рук;
  • если рассматривать предметы сквозь стекло, то они будут казаться слегка увеличенными.

Чтобы купить настоящий хрусталь, а не его подделку, предпочтение стоит отдавать крупным специализированным магазинам.

Хрусталь – это разновидность стекла, в которой содержится не менее 24% окиси свинца или бария. Такие добавки обеспечивают, выражаясь языком ювелиров, «игру света», а также повышают пластичность материала - все это дает возможность подвергать хрусталь огранке и резьбе. Такие процедуры позволяют хрусталю, как и драгоценным камням, более полно проявить свою красоту.

Название свое хрусталь получил по аналогии с горным хрусталем, название которого, в свою очередь, образовано от греческого слова «кристаллос», что переводится как «лед». Вероятно, именно чистота и прозрачность этого минерала навеяла грекам ассоциации со льдом. Горный хрусталь является разновидностью бесцветного кварца.

Создание хрусталя практиковали еще в древнем Египте и Месопотамии на заре стеклоделия. Однако в современном его виде хрусталь был получен лишь в 1676 году английским мастером Джорджем Рейвенскрофтом.

В чем отличие хрусталя от стекла

Хрусталь и стекло - два материала, которые изготавливаются по совершенно разным технологиям и из отличающихся материалов. Именно эти два фактора обуславливают наличие между ними различий, в том числе и в ценовых категориях.

Во-первых, у стекла и хрусталя разная . Стекло на ощупь более теплое и быстро нагревается в руках, хрусталь же охлаждает кожу.

Во-вторых, хрусталь намного прочнее. Его можно разбить, но это сделать сложнее. При разбивании стекло разлетается крупными кусками, хрусталь же разбивается на мелкие осколки. На стекле со временем появляются царапины, трещины, потускнения. С хрусталем этого не происходит.

Кроме того, если смотреть на какой-либо предмет через стекло, изображение будет слегка увеличиваться. Хрусталь же даст раздваивание предмета без увеличения.

Наконец, хрусталь в отличие от стекла имеет характерный звук. Проведя по нему мокрыми пальцами, можно услышать приятный звон. А когда соприкасаются два хрустальных изделия, раздается , долго звучащий гул. Стекло же издает лишь глухой стук.

Именно все вышеперечисленные факторы делают хрусталь дорогостоящим предметом коллекционирования. При изготовлении хрустальных изделий их всегда украшают гравировкой, тщательно полируют и используют в их украшении золотую фольгу, травление или матирование.

Хрусталь также может быть цветным: красным, зеленым, фиолетовым и т.д. Но учитывайте, что на рынке хрусталь нередко заменяют обычным стеклом, делая искусные подделки, отличить которые может лишь специалист.