Как воспитать вежливость у детей и взрослых. Золотые слова: учим ребенка быть вежливым

Мы уже уходили из гостей и прощались у выхода. Наша четырехлетняя дочь, обычно приветливая и обходительная, как только ей подарили шоколадку, схватила ее, но отказалась благодарить. Я попыталась растормошить ее и призвать к учтивости, но бесполезно. Мы уходили с некоторым чувством досады и неловкости из-за такого нетактичного поведения. Кристина

Ваши действия: Научить ребенка: «Что нужно говорить в таких случаях? “Спасибо”» . Оставить в покое и поблагодарить вместо ребенка: «Вы знаете, она сегодня не в духе. Но спасибо за подарок!» Пристыдить: «Если тебе дают подарок, нужно поблагодарить человека. Просто молча взять подарок некрасиво». Наказать и пригрозить: «Если ты не будешь вежлива, люди перестанут с тобой общаться». Ошибка

Если мы начинаем давить на ребенка, он замыкается и с трудом реагирует на воспитательное воздействие. И наоборот, если мы отпускаем и не обращаем внимания, не поправляем его, когда он не проявляет должного поведения, ничему не учится.

Причина

Дети постоянно чего-то просят: «Хочу пить» , «Дай конфету» , «Завяжи мне шнурок ». И это звучит как распоряжение или приказ. Но если малыш добавит «волшебное слово» - «пожалуйста », приказ превращается в просьбу и приобретает совсем другое звучание. Людям нравится, когда дети вежливы и умеют правильно выражать свои желания. Нам приятнее выполнять просьбы, а не требования. Но как объяснить это ребенку?

В действительности дети вовсе не хотят казаться невежливыми, когда отказываются говорить «пожалуйста» или «спасибо».

Во-первых, они просто могут не догадываться перенести благовоспитанную модель поведения на ситуацию в гостях. Для ребенка подарки, полученные из рук родного человека и незнакомого, вызывают совершенно разные реакции. Поэтому на шоколадку от родной тети он скорее всего смело ответит: «Спасибо!». А реакцией на подарок от малознакомых людей, гостей у ребенка может быть замешательство: «Кто это? Что им от меня надо?».

Во-вторых, ребенок может просто бояться говорить с незнакомыми и смущаться , когда его просят произнести слова вежливости в их присутствии. Скромный ребенок может даже расплакаться, если взрослые начнут на него давить по этому поводу: «Ну, что нужно сказать, когда тебе что-то дарят?»

Ну и в третьих, малыш, получивший подарок, всецело им поглощен, и, поверьте, ему не до любезностей. Дети не учитывают желаний взрослых и просто забывают о том, что «надо сказать». Более того, чем младше ребенок, тем сложнее ему удерживать правила приветливости. А значит, нужно то и дело напоминать ему о вежливости – он о ней попросту не помнит.

Решение

Уважительному отношению к другим ребенок учится у своих родителей. Вы для него – лучшая модель вежливого отношения. Если родители вежливы с ребенком и другими людьми или наоборот, ребенок, так или иначе, будет копировать это поведение. Ребенок скорее учится у поступков, а не у слов.

Совет

  • Отмечайте каждый раз, когда ребенок ведет себя вежливо, и сразу реагируйте на это подкрепляющей репликой: «Мне нравится, как ты попросил».
  • Если ребенок стесняется и затрудняется говорить слова благодарности, сделайте это за него. Вам будет комфортней, а ребенок получит очередное мягкое напоминание.
  • Если вам не нравится манера, в которой ребенок озвучивает свою просьбу, скажите ему: «Попробуй попросить иначе. Когда ты просишь так, мне не хочется тебе помочь». Подскажите, как это сделать правильно: «Если ты скажешь: “Дай, пожалуйста”, это будет звучать более вежливо, и я тебе обязательно помогу».
  • Обратите внимание: если на слова ребенка, которые звучат грубо, вы будете отвечать резко («А где твое “Пожалуйста”?» ), вы загоните процесс в замкнутый круг, где грубость порождает грубость. Чтобы избежать этого, возьмите себя в руки, пытайтесь отвечать спокойно и доброжелательно. Тогда ребенок быстрее поймет, чего вы от него требуете.
  • Обратите внимание на то, как часто вы и ваши близкие используете слова вежливости в повседневном общении между собой и ребенком. Если недостаточно много, попробуйте это исправить.

Практикум

Устройте игру «Королевский прием»: обращайтесь друг к другу особо галантно и учтиво. Покажите ребенку, что такое хорошие манеры и воспитанность. Пусть примерит на себя роль принца или принцессы и ведет себя в соответствии со статусом.

Эту игру можно растянуть на целый «День вежливости», когда вы относитесь друг к другу подчеркнуто дружелюбно, обходительно и тактично.

Вывод

Ребенок хочет походить на вас, поэтому копирует ваше поведение. В том числе и в вопросах вежливости. Когда он слышит слова «пожалуйста» и «спасибо» от вас, он начинает употреблять их сам. Так что проще всего обеспечить ему такую возможность – и уроки вежливости он усвоит самостоятельно.

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

  • умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  • способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • искусством слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.


Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.


Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.


Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.


Правила поведения в транспорте - один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.


Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.


Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.


Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.


Равнодушие - одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.


Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.

Похожие материалы

(2 голоса : 5 из 5 )

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственно:

  1. умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  2. способность находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях;
  3. искусство слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон, . С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь его биографией. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка даёт посторонний человек. В этом случае оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал себя в подобной ситуации.

Любой взрослый хоть немного, но взаимодействует с маленькими детьми: у кого-то уже есть свои малыши, кто-то учит их уму-разуму в садике или школе, а кому-то просто изредка приходится с ними общаться.

Далеко не все дети радуют взрослых своей вежливостью и воспитанностью. Кто-то забывает говорить «спасибо» и «пожалуйста», кто-то не вкладывает в эти слова столько чувств, сколько хотелось бы взрослым, кто-то и вовсе общается со взрослыми как на равных, совершенно не ощущая дистанции.

Кого больше всех волнует детская воспитанность? И как научить ребенка вежливости, если он упорно не видит в ней смысла?

Вежливый вектор

– Машенька, что нужно сказать? – наклоняется мама к дочке, которой только что вручили подарок.

– И это все? – не задумавшись, спросило чадо.

Некоторым взрослым очень нравится рассказывать детям о вежливости, учить их быть воспитанными, вежливыми, культурными. Обязательно уметь пользоваться «волшебными» словами к месту, а также правильно подбирать слова и интонацию для общения со взрослыми и детьми (ведь это должны быть разные слова!).

Таким взрослым (а обычно они сами – весьма воспитанные люди) очень приятно разговаривать с вежливым ребенком. Встретив такого малыша, они невольно делают вывод о том, что родители – молодцы, и свое чадо правильно.

Если же на их пути встречается «невоспитанный» ребенок, который не здоровается с ними и не говорит «спасибо», скромно потупив взор, который называет их на «ты» и не меняет тона в разговоре (ощущая себя с таким взрослым на равных), им становится внутренне неуютно, некомфортно, и вообще пропадает охота общаться с таким ребенком. Не воспитывали его родители, не уделили внимания изучению правил вежливости для детей!

Почему я акцентирую ваше внимание на родителях, тогда как речь должна идти о детях? Потому что именно мы, взрослые, решаем, что прививать своим детям, что требовать от них. И некоторых из нас вопросы детской вежливости волнуют больше, чем остальных.

Этому есть объяснение. Согласно Юрия Бурлана, самыми вежливыми, воспитанными, часто извиняющимися (по поводу и без) людьми являются обладатели анального вектора . Их внутренняя потребность в справедливости (что-то вроде «око за око») выливается в непреодолимое желание обязательно благодарить словом «спасибо» и рассыпаться в извинениях при появлении чувства вины. Можно сказать, что такая вежливость восстанавливает их внутреннее равновесие, и это для них совершенно нормально.

Однако свои личные ощущения о том, что есть нормально, мы, не осознавая этого, переносим на других. В результате появляются требования к другим (в том числе к детям) этим требованиям соответствовать.

Взрослые с анальным вектором любят давать уроки вежливости для детей, полагая, что это умение – быть вежливым – окажется важным, полезным, приятным для каждого человека. Но это не так: мы все разные, и детям с другим набором векторов может быть непонятно, зачем употреблять эти слова, чтобы общаться с другими.

Как научить ребенка вежливости?

Быть вежливым и воспитанным в нашем мире необходимо, так как вежливость – это составная часть доброжелательности, и она присутствует во всех языках . Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то другого так, чтобы ему не трудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы выглядеть воспитанными.

Однако детям, которые воспринимают мир как созданный специально дня них, сложно понять смысл всех этих хитростей и уловок, заключенных в словах. Для малышей слова – это просто слова, и настоящей благодарности в детском «спасибо» дождаться не так просто.

Прежде, чем озадачиваться вопросом, как научить ребенка вежливости, стоит понять следующее. У детей с разным набором векторов может быть совершенно разная потребность в вежливых словах, как и способность учиться этой самой вежливости.

Ребенок с анальным вектором, как вы уже могли догадаться, быстро поймет смысл всех ваших притязаний. У него есть внутренняя потребность быть послушным ребенком, слышать похвалу от окружающих, а позже появится и необходимость ощущать внутренний баланс благодаря простым словам «спасибо», «пожалуйста» и «извините». Кстати, именно таким ребятишкам адресованы стихи о вежливости для детей, рассказы и целые книги, написанные авторами с анальным вектором.