Каким способом можно окантовать одеяло. Окантовка лоскутного одеяла

Аккуратность лоскутному изделию в первую очередь придаст красиво подобранный и качественно пришитый край – кайма. Кайма является важным элементом лоскутной техники, и от ее внешнего вида и качества исполнения часто зависит общее впечатление от всей работы. Художественно подобранная кайма подчеркнет удачную цветовую гамму и оттенит лоскутный узор на изделии. Если вы создаете настенное панно, то уже на начальном этапе эскиза должны представлять, какую кайму – «раму» для вашего произведения – вы сделаете. Красивая кайма может усилить впечатление от работы, тогда как безвкусная или не попадающая в стиль и цвет – полностью ее испортить.

Кайма бывает перекрывающей, с угловыми квадратами и со скошенными углами.

Так как кайма является неким, логичным, продолжением работы, то можно в ней использовать какие-то куски из основного полотна. Но делать это надо очень осторожно, чтобы не переборщить: все-таки основная функция каймы – это ограничивающая и собирающая рама для изделия.

Тонкие изделия можно окантовывать полоской ткани. Полоску кроят по долевой и пришивают по краю изделия шов в шов – лицевая к лицевой. Углы в 45 градусов зашивают на руках.

Кайма может быть продолжением подкладки, завернутой на лоскутный верх. Для этого подкладку выкраивают шире, чем верх. Для тонких и многослойных изделий существуют разные способы пришивания подкладки в качестве окантовки.

Окантовка подкладкой трехслойного одеяла

Слои изначально выкраивают следующим образом: набивка (ватин, флизелин) больше лоскутного верха на 1 см с каждой стороны, а подкладка – на 3 см.

Обработка углов «конвертом»

Простеганное одеяло прострачивают по всему периметру, отступая от края 6 мм. Затем подрезают края набивки на 5 мм, а ткань подкладки – на 2,5 см, считая от среза набивки.

Углы обрабатывают «конвертом». На подкладке отмечают угол и отрезают его, отступив от набивки 1 см (на шов). Этот 1 см отгибают на лоскутный верх, а срез подкладки подгибают тоже на 1 см и закалывают так, чтобы он совпал с краем набивки.

Окончательно подкладку заворачивают на лоскутный верх так, чтобы загиб перекрывал машинную строчку, и пришивают вручную, желательно к стежкам. Получившийся уголок тоже сшивают потайным швом.

Окантовка подкладкой тонких изделий

В этом случае подкладку надо кроить шире изделия на ширину каймы плюс припуск на шов. Например, если кайма у готового изделия будет 2 см, то для ее изготовления потребуется 4 см ткани и по 5 мм на припуск с каждой стороны.

На подкладке отмечают линию пришива каймы, затем складывают пополам любой из углов лицевой стороной внутрь и проглаживают сгиб. Угол сгиба заворачивают «на себя», перегнув его в точке пересечения с линией пришива каймы, отутюживают угол, отворачивают обратно, прострачивают по линии сгиба и отрезают. Шов разглаживают на две стороны и обрезают лишнюю ткань.

Так же готовят оставшиеся углы подкладки, затем ее выворачивают на лицевую сторону. В образовавшуюся «рамку» вставляют лоскутный верх, подворачивают края каймы на 5 мм, приметывают и прострачивают.

Кайма: равноправная часть квилта.

Кайма является важным элементом квилта и от ее внешнего вида и аккуратности выполнения зависит общее впечатление от всей работы. Правильно выбранная кайма подчеркнет удачную цветовую гамму, оттенит лоскутный узор. Чаще всего какой будет кайма мы решаем уже после того, как собрали основную лоскутную часть. Но если речь идет о художественном квилте или панно, работа над которыми начинается с эскиза, то уже на начальном этапе вы должны представлять себе, в какую «раму» вы «вставите» ваше произведение.

По способам шитья кайма бывает перекрывающей, с угловыми квадратами и со скошенными углами. Инструкции по шитью - (Я использовала материалы книги «Техники лоскутного шитья»).

Проще всего шить перекрывающую кайму, но со скошенными углами она смотрится более эффектно. Кстати, на лоскутных выставках отдается предпочтение именно квилтам с каймой со скошенными углами.

В любом случае, при шитье каймы надо помнить несколько несложных правил.

Во-первых, все измерения производим не по сторонам лоскутного полотна, а по середине. Это надо для того, чтобы края квилта не топорщились, середина не вспучивалась, т.к. из-за большого количества швов края лоскутного полотна могут иметь другие размеры, нежели мы рассчитывали.

Во-вторых, кайму всегда надо кроить либо по долевой, либо по поперечной, чтобы избежать растягивания краев изделия.

В-третьих, если длины ткани не хватает для каймы, то можно ее надставить, но при этом куски полотна сшивают под углом 45 градусов чтобы шов был менее заметен.

В четвертых, кайма – это только «рама» для вашего квилта, дополнение к нему, она не должна забирать на себя внимание.

Если вы выбрали узорную кайму, то принимайте во внимание те узоры, которые используются в основном лоскутном полотне. Узор каймы должен дополнять, повторять их, но никак не вступать с ними в противоречие. Например, если узор состоит из квадратов и треугольников, то кайма с кругами и волнами не будет «собирать вместе» полотно, будет выпадать из общей идеи квилта.

Чтобы узор каймы подходил к полотну, можно взять узор используемого лоскутного блока и упростить его или видоизменить.

Можно просто сделать кайму составной, т.е. сшить ее из нескольких полос. В таких случаях эти полосы должны быть разной ширины, чтобы зрительно происходило сужение в центру полотна, чтобы кайма «собирала» полотно, а не разваливала его.

Если вы хотите попробовать свои силы в более современном квилте, то для изменения традиционной каймы тоже есть несколько возможностей.

Используйте ассиметрию, возьмите несколько полос разного цвета и ширины.

Разделите кайму на отдельные участки вшивными полосками, квадратами и т.д.

Пришейте кайму не ко всем сторонам.

«Поиграйте» цветом, попробуйте новые, смелые сочетания.

Очень красиво смотрятся и мне очень нравятся художественные квилты, где лоскутное полотно как бы выходит за рамки.

Кайма квилта – это не последняя его часть, не относитесь к ней несерьезно. Она способна либо исправить впечатление от вашего квилта, либо полностью испортить его.

Разнообразные примеры каймы для лоскутных полотен вы можете увидеть .

При работе над статьей я использовала: книгу Е.В. Алексеевой «10 уроков пэчворка и квилта», книгу «Техники лоскутного шитья», журналы «Золушка-пэчворк» и «Чудесные мгновения» за разные годы.

С искренними пожеланиями вдохновения и успехов,

Елена Фоломьева

Прихватка может быть и декоративным элементом на кухне, и вполне практичной вещью. Она же станет отличным подарком подружке или родственнице. Тем более что лоскутное шитьё прихватки (именно об этой технике мы и будем говорить) не потребует больших денежных затрат, ведь в дело могут пойти всевозможные остатки ткани и даже самые маленькие, валяющиеся без дела лоскутки.

К тому же сегодня именно пэчворк (международное название лоскутного шитья) является так называемым «законодателем мод» при изготовлении таких вещей, как прихватки, одеяла, покрывала, подушки, домашние сумки и т. д.

У начинающих рукодельниц может возникнуть вопрос, чем пэчворк отличается от квилтинга? Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк (quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. А пэчворк чаще всего подразумевает только работу с лоскутками.

А теперь подробнее о самом процессе изготовления прихваток.

Квадратная прихватка в стиле пэчворк

Лоскутное шитьё идеально подходит для создания квадратных прихваток. В начале работы нужно определиться: ткани каких расцветок вы будете использовать. В идеале они должны хорошо сочетаться не только между собой, но и гармонировать с общим образом кухни. Как говорится, детали составляют весь облик. Если, к примеру, преобладающие цвета на кухне — беж, серый, белый, карамельный, можно выполнить прихватку в пастельных тонах. Но и более яркий вариант тоже приемлем, правда, в ансамбле с ним должен выступать ещё какой-нибудь яркий предмет декора (картина, ваза, шторы, вазончики для цветов и пр.)

Если вы уже работали в технике пэчворк, наверняка в работу пойдут остатки от уже использованных тканей. Если же это ваш дебют в лоскутном шитье, не поленитесь сделать ревизию в своём шкафу. Частенько там лежит то, что уже и не наденешь, и не используешь, а на такие вот творческие эксперименты как раз пригодится. Обратите внимание и на распродажи в магазинах тканей: небольшие остатки часто продают со скидкой.

Материалы для пары прихваток:

  • 2 отреза льняной ткани без узора — квадраты 24*24 см каждый;
  • 24 полосочки льняной ткани нескольких цветов (24*2,5 см) ;
  • 2 отреза шерстяного одеяла или хлопкового ватина (тоже 24*24 см) ;
  • Кайма — 250 см (по цвету должна сочетаться с основной тканью).

Кайму, кстати, можно изготовить самостоятельно. Для этого надо нарезать полоски однотонной ткани шириной 6 см и затем сшить их вместе по короткой стороне. Как только получится нужная нам длина, разутюжьте швы горячим утюгом, затем сложите кайму пополам и снова отутюжьте.

А теперь дополнительные материалы, которые пригодятся при изготолвении прихватки пэчворк: утюг, ножницы, булавки, нитки для шитья, швейная машина (в идеале, можно шить и вручную).

Пришиваем полоски

Под хлопковый ватин нужно подложить простую льняную ткань, т. е. 2 квадрата со стороной 24 см накладываются друг на друга. Сверху накладываем разноцветные полосочки, их предстоит пришить непосредственно к ватину.

Берём две полосочки и лицевыми сторонами друг к дружке складываем их в центре квадратного ватина. С одной стороны пришиваем. Верхнюю полосочку отгибаем и отутюживаем шов. При этом полоски должны «смотреть на вас» лицом.

Теперь берём другую полоску и лицевой стороной кладём её вниз на уже пришитую, только что отутюженную, последнюю полосу. Снова сшиваем полоски по краю, после этого отгибаем последнюю полосу и вновь разглаживаем шов. Точно по такому же принципу пришиваем следующие полосочки, пока кусок ватина не будет покрыт целиком. С другой прихваткой проделываем то же самое. По желанию каждую полосочку можно прошить отделочным швом. По завершению квадратный кусок нужно подровнять со всех сторон.

Пришиваем кайму

Накладываем кайму на изнаночную сторону прихватки, которую мы только что сшили из лоскутков. При этом смотрим, чтобы необработанный край каймы соединялся с необработанным краем прихватки.

Начиная с одного угла, пришиваем кайму сначала к одной стороне квадрата. Перед каждым новым углом нужно согнуть кайму под углом 45 градусов. Таким образом пришиваем кайму по всему периметру прихватки.

Заключительная работа

Вернувшись к углу, с которого начали шить, загибаем кайму на лицевую сторону. Сделать это надо до того момента, как вы пришьёте последний отрезок каймы к прихватке, т. е. немного не доходя до угла. Отрезаем лишнюю кайму, оставив около 10 см на петельку.

Кайму нужно прижать на лицевую сторону лоскутного квадрата. Для удобства приколите кайму английскими булавками, чтобы она не смещалась. Из оставленного кончика каймы сделайте петельку и аккуратно спрячьте срез внутри каймы.

Теперь осталось только пришить кайму к лицевой стороне прихватки.

На практике такие прихватки пэчворк шьются очень просто, надо лишь 1 раз попробовать. А потом можно быстро украшать любой кухонный интерьер.

Прихватка в форме сердечка

Для изготовления прихватки в форме сердца нам понадобятся следующие материалы: синтепон/ватин, косая бейка, хлопчатобумажная ткань одной или нескольких расцветок.

Сначала делаем выкройки. Деталь А — 21 см по середине, деталь Б — 18 см. А — это основная деталь, она выкраивается со сгибом, Б — верхние части, куда непосредственно вставляется рука. Если такие размеры вам покажутся большими, то вы можете уменьшить их: скажем, деталь А — до 18 см, деталь Б — до 15 см.

Выкраиваем две детали по выкройке А из х/б ткани, 1 деталь А из ватина/синтепона для прокладки. Складываем 3 сердечка вместе (синтепон по середине) и выравниваем края. На этом же этапе выкраиваем 4 детали по выкройке Б (две боковины с подкладкой).

Разделяем 4 детали по парам, внутренний край обрабатываем косой бейкой или же кружевом.

Полученные боковины накладываем на большое сердечко, подравниваем и обшиваем по периметру косой бейкой. Можно швом «зигзаг», можно обычной машинной строчкой, а можно и вручную, это не так сложно. Обшивать начинаем с середины верхушки, там же заканчиваем. Крайки бейки подворачиваем вовнутрь. Так все детали соединятся и обработаются в один приём.

Прихватка готова!

Прихватка в технике квилтинг

Чтобы изготовить прихватку в технике квилтинг, понадобятся:

  • небольшие лоскуточки тканей разных цветов
  • прокладка (синтепон или термопрокладка со слоем из фольги)
  • бумага, линейка, карандаш
  • иголка, нитки, булавки, ножницы.

Процесс лоскутного шитья прихватки в этой технике начинается с подготовки шаблонов.

На бумаге начертите и вырежьте 19 шестиугольников. Размер их равняется размеру тех шестиугольников, что вы видите на своей будущей прихватке. К примеру, шестиугольник размером в 5 см со стороной 2,5 см. Ещё нужно вырезать один шестиугольник большего размера (где-то на 1 см с каждой стороны).

Большой шестиугольник используйте в качестве выкройки, по ней из тканей вырежьте 19 шестиугольников.

Маленький шаблон положите на изнанку вырезанной детали. Лучше зафиксировать его булавкой.

Края ткани заверните на шаблон и намёточными стежками сшейте. С остальными деталями действуйте так же.

Затем две детали нужно сложить друг к другу лицевыми сторонами. Сшить через край обычными стежками.

С лицевой стороны у вас получится так:

Продолжайте сшивать детали друг с другом. Вы увидите, что в результате будет получаться своеобразный «цветочек».

Потом всё нужно хорошенько отутюжить, выдернуть намётку и вынуть все шаблоны из бумаги.

Теперь вырезаем два квадрата из ткани для лицевой и задней сторон прихватки, такой же квадратик вырезаем из прокладки.

Сборка прихватки происходит так: складываем последовательно все слои прихватки: задник, прокладку, лицевую сторону, «цветок». Все слои сколите булавками для надежности.

Теперь прихватку нужно простегать. Это значит, строчка должна пройти через все слои, одновременно прошив «цветок». Проще всего, конечно, осуществить этот процесс с помощью швейной машинки. Можно простегать прихватку и вручную, делая маленькие стежочки «вперёд иголку» используя контрастные нити. Ручная стёжка, конечно же, займёт больше времени, но вещь от этого не потеряет. Мило, оригинально, ярко. Но если для вас это очень долгий вариант, то строчку можно сделать только по «цветку». Однако, если будет простёган каждый шестиугольник, объём и рисунок будут подчёркнуты лучше.

Теперь нужно окантовать прихватку. Полоску ткани нужно пришить всё тем же швом «вперёд иголку».

Как только вы дойдёте до уголка, полоску нужно осторожно завернуть и продолжить делать строчку уже по другой стороне самой прихватки. Окантовку нужно начинать с того места, где впоследствии будет находиться петелька.

Окантовать прихватку можно и на швейной машинке, если вы это умеете делать.

Финальная часть работы. После завершения окантовки, полосочку ткани направьте вверх. Продолжая прокладывать стежки, формируем петлю. Полоску заверните на изнанку прихватки, пришейте.

Ну вот, прихватка в технике квилтинг готова!

Да, новички могут испугаться объёмных инструкций и кажущегося долгим процесса. Но на самом деле всё делается довольно быстро, а наловчившись, пэчворк перестанет быть для вас трудоемким процессом. Скорее, наоборот, вы везде только и будете высматривать лоскутки для будущих работ. Начнёте с прихватки, после сошьёте одеялко для любимой куклы дочки, а потом и взрослое лоскутное одеяло выйдет из-под ваших рук.

Рубрики ,
  • Все три слоя изделия стачать по контуру передней части на расстоянии 0,75 см (= заданная ширина припусков на швы) от ее срезов.
  • Прокладочный материал срезать по контуру передней части на расстоянии 0,5 см от ее срезов. Заднюю часть (= цельнокроеную обтачку) срезать на расстоянии 2,5 см от срезов прокладочного материала.
  • Обтачка с уголками конвертом: уголок цельнокроеной обтачки отвернуть на переднюю часть под прямым углом, сгиб приутюжить. Уголок срезать, оставив припуск шириной 1 см от сгиба.
  • Припуски обтачки отвернуть на изнаночную сторону до срезов прокладочного материала.

  • Обтачку отвернуть на переднюю сторону так, чтобы ее край закрыл строчку. Обтачку приколоть (на уголках сгибы соединились встык по диагонали). Сгибы обтачки на уголках соединить вручную мелкими стежками. Затем кайму-рамку настрочить по периметру в край или пришить вручную.

Способ 2: с помощью окантовочной полосы

  • По долевой (если не указано иначе) выкроить окантовочные полосы шириной 6 см. Для квилтов со скругленными уголками окантовочные полосы выкраиваются по косой. В продаже также имеются готовые окантовочные полосы с заутюженными припусками.
  • На концах полосы срезать под углом 45° и полосы сшить в одну длиной, равной периметру квилта + 20 см. Припуски швов срезать до ширины 3 мм и разутюжить. Благодаря диагональному направлению швов можно избежать нежелательных утолщений на окантовке.
  • Через все три слоя квилта на расстоянии 3 мм от срезов лоскутной части проложить строчку.
  • Затем заднюю часть и прокладочный материал срезать по контуру на расстоянии 0,5 см от срезов лоскутной части.

  • Окантовочную полосу сложить пополам изнаночной стороной внутрь. Приутюжить.
  • Окантовочную полосу стороной со срезами приколоть к срезу лоскутной детали (начать от середины одной из сторон) до первого уголка.
  • Окантовочную полосу притачать на расстоянии 0,75 см (или на расстоянии заданного припуска на шов), начав строчку на расстоянии 5 см от конца полосы и закончив ее на расстоянии 0,75 см (или на расстоянии заданного припуска на шов) от уголка. Начало и конец строчки закрепить несколькими обратными стежками.

  • Затем изделие расположить так, чтобы следующая (смежная) сторона находилась слева, и полосу направить сначала вверх, а затем вниз так, чтобы под углом 45° образовалась внутренняя складка, идущая к уголку, = расстояние между складкой и срезом прокладочного материала составляет 2−3 мм. Складку сколоть.
  • Продолжить притачивание окантовочной полосы на уголке: строчку начать от конца предыдущей строчки, закрепив начало обратными стежками, и после уголка продолжить по смежной стороне. Аналогично притачать окантовочную полосу по периметру, заложив на каждом уголке по складочке.

  • Последнюю строчку закончить на расстоянии 10 см от начала первой. Определить необходимую длину окантовочной полосы для открытого участка (включая припуск на шов), концы полосы, срезав излишек, стачать и притачать на оставшемся участке.
  • Окантовочную полосу отвернуть на заднюю часть изделия, сформировав на уголках по складочке. Пришить вручную поверх шва притачивания. Сгибы складочек на уголках сшить вручную.

Способ 3: без дополнительных деталей

  • Декоративную стежку выполнить, отступив от срезов изделия по всему периметру не менее чем на 5 см.
  • По контуру передней части квилта срезать заднюю часть и прокладочный материал.
  • Срезы передней и задней частей квилта раздвинуть и прокладочный материал по периметру срезать еще на 3 мм.
  • Лоскутной частью обогнуть срезы прокладочного материала, срезы задней части отвернуть внутрь (то есть на изнаночную сторону).
  • Сгибы сшить вручную.
  • После этого декоративную стежку можно закончить и по краям изделия.

Авторская принадлежность


Завершенную работу желательно подписать - на случай, если она будет предназначена кому-то в качестве подарка, представлена в выставочной экспозиции или на конкурсе. Не исключено, что со временем ею заинтересуются потомки, и по этой причине увековечить имя автора тоже будет нелишним. Самый простой способ - подписать работу с задней стороны несмывающимся карандашом. Но существует немало и более элегантных способов. Можно создать специальный проект памятной таблички с указанием имени автора, даты, названия квилта и, может быть, небольшого личного послания художника. Такая табличка нашивается на заднюю часть квилта после выполнения декоративной стежки или перед тем, как приступать к ней: второй вариант надежнее, так как прихваченная при стежке табличка уж ни за что не оторвется. В продаже имеются специальные заготовки для подобного рода табличек. Но можно изготовить табличку и своими руками - используя вышивку, роспись по тканям и несмывающиеся мотивы.

Декоративные швы


Фото: Burda. Пэчворк 3/2015
Материал подготовила Юлия Деканова

Прямые срезы с краев изделия отделывают бейками, чаще всего скроенными по косой, а изогнутые — обтачками, выполненными с лицевой или изнаночной стороны изделия. Любой из этих способов допускает отделку из ткани контрастного цвета. Косые бейки используют, как правило, для обработки края изделия окантовкой. Если косая бейка узкая, то получается ровный, изящный кант или рулик. С помощью широкого канта изделие, помимо красивой отделки, можно удлинить или расширить.

Обработка краев прозрачных и шелковых тканей

Обтачки на шелковых изделиях не должны просвечивать на лицевую сторону. Поэтому края на прозрачной одежде не обтачивают, а окантовывают узкими косыми бейками: При шитье платья из непрозрачного тонкого шелка обрабатывать края можно обтачками, но они не должны быть громоздкими, иначе будут проступать с лицевой стороны. Вместо традиционных обтачек из шелка лучше кроить обтачки вдоль кромок. Однако такой способ отделки пригоден только для прямых краев. Изогнутые обтачки из шелка лучше: укрепить очень тонким флизелином, а срезы не обметывать, а выполнить ножницами «зигзаг». Больше о способах подшивания тканей можно прочесть

Кант скрывает необработанный срез и служит отделкой с лицевой стороны. Если кант используется для подшивки, припусков на подгиб не оставляют. Чаще всего окантовывают косыми бейками, в том числе готовыми, с фиксированным сгибом. Бейку для канта выкраивают по долевой нити, если обрабатываемый край прямой. На трикотажных тканях ее кроят по долевой для прямых краев или по поперечной для изогнутых.

  1. По долевой или поперечной нити выкроите полосу ткани в 2 раза шире готового канта плюс 12 мм. Загладьте по 6 мм на изнаночную сторону вдоль длинных сторон. Согните полосу по длине изнанкой внутрь и отгладьте, совместив края (вверху).
  2. Приложите полосу к краю изделия лицевыми сторонами вместе. Приколите и пристрочите вдоль сгиба. Отгладьте полосу в сторону от изделия и снова согните по центральному сгибу (вверху).
  3. Совместите другую заглаженную сторону полосы с линией строчки, закрыв с изнаночной стороны изделия необработанный срез. Приколите. Пришейте вручную потайным швом.

  1. Выкроите полосу в 2 раза шире готового канта плюс 12 мм. Подогните и прогладьте припуск на шов с короткого конца. Согните полосу повдоль изнанкой внутрь. Приколите кант сложенными вдвое необработанными краями к лицевой стороне изделия.
  2. Подложите второй короткий конец полосы под заглаженный конец. Пристрочите сложенный вдвое кант к изделию, отступив 6 мм.
  3. Обработайте необработанные срезы канта и изделия «зигзагом». Отогните кант в направлении от изделия, а припуск на шов — к изделию и загладьте. Соедините обметочными стежками заглаженные короткие концы канта.

Подготовка косой бейки

  1. Приметайте одну сторону бейки к изделию лицевыми сторонами вместе. Прострочите по сгибу. Отогните бейку на изнанку.
  2. Центральный сгиб бейки совмещен с необработанными краями изделия. Совместите заглаженную сторону бейки с линией предыдущей строчки с изнаночной стороны. Приколите.
  3. Пришейте бейку по линии предыдущей строчки или над ней потайными стежками, чтобы ниток не было видно с лицевой стороны изделия.

  1. Выкроите по косой полосу ткани, сложите ее по длине так, чтобы одна сторона была на 3 мм шире другой. Прогладьте. Затем загните и загладьте вдоль длинных сторон бейки, чтобы подогнутые припуски сомкнулись по первой линии сгиба.
  2. Согните и сколите бейку с подогнутыми краями так, чтобы более узкая ее сторона была сверху. Вложите необработанный срез изделия внутрь канта и приколите.