Комментарии психологов на тему чайлдфри. Зачем чайлдфри объединяются

Как развить усидчивость у ребенка

Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3−6 лет они настолько любопытны и активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно. Детские психологи советуют уже в дошкольном возрасте приучить детей к дисциплине, чтобы во время обучения в школе не возникла проблема дефицита внимания.

Усидчивость - ключ к успеху

Почему родителей должен интересовать вопрос, как воспитать усидчивость у ребенка? Потому что именно усидчивость во многом определяет способность малыша к обучению. Чтобы изучаемый материал эффективно усваивался и запоминался, необходимо сконцентрировать внимание и сохранять терпение. Если же малыш будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов.

Кроме того, отсутствие усидчивости является сигналом о том, что у малыша может быть диагностирована детская гиперактивность - СДВГ. Подтвердить/опровергнуть наличие синдрома могут только профессионалы, однако неусидчивость в дошкольном возрасте - один из его основных симптомов, поэтому не будет лишним посещение детского психолога.

Развиваем усидчивость

Многие взрослые считают усидчивость особенностью темперамента малыша. Но ее также можно рассматривать как навык, который можно приобрести или развить. «Сломать» привычку ребенка отвлекаться не так просто - нужно во многом пересмотреть его образ жизни, график дня и даже список занятий. К тому же, родителям следует понимать, что усидчивость появляется с возрастом, и выработать ее за несколько недель невозможно. Развитие этого «навыка» требует терпения, выдержки и выполнения некоторых правил, позволяющих изменить отношение малыша к происходящим вокруг событиям. Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:

  • Занятия соответствуют возрасту и интересам ребенка. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процесс изучения, например, иностранного языка. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать. Сохранять усидчивость во время малоинтересующих занятий и взрослый человек может с трудом, не говоря уже об активных детках.
  • В семье принято завершать все начатые дела. Чтобы ребенок понял важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. Не бросайте уборку, если уже выполнили ее наполовину, не увлекайтесь перекусами - готовьте полноценные обеды, досматривайте до конца мультфильмы, дочитывайте сказки и т. д.
  • Спокойствие и терпение. Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявление интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость «кнутом» не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, родители могут привлечь внимание малыша и помочь ему преодолеть неусидчивость.
  • Отсутствие жестких ограничений детей 3−4 лет. В этом возрасте малыши наиболее любопытны - их интересует все окружающее. Отрезав или ограничив доступ к новому, родители лишают детей возможности познавать мир. Требовать усидчивости все же стоит у малышей постарше - в возрасте 5−6 лет. В этот период они уже способны осознанно концентрировать внимание.

Упражнения и занятия

Помимо общих правил общения с чрезмерно активными детьми, психологи предлагают выполнять упражнения на развитие внимательности и проводить занятия, требующие концентрации и сосредоточенности. К ним относятся:

  • Паззлы, конструкторы, мозаики. Чтобы собрать красивую картинку или построить впечатляющее игрушечное сооружение, ребенку нужно потрудиться - внимательно рассматривать детали, соединять их друг с другом. Работа для неусидчивого малыша щепетильная и сложная, но ее результат потраченных усилий определенно стоит.
  • «Найди отличия». Сравнивать две, на первый взгляд, одинаковые картинки и пытаться найти в них отличия - отличный способ научить ребенка концентрировать внимание. Скорее всего, это будет получаться не сразу, и малышу может понадобиться помощь взрослых, но со временем ему и самому станет интересно. Главное - подбирать задания по возрасту, иначе задача окажется просто невыполнимой и отобьет у ребенка желание ее решать.
  • Творчество. Рисованием можно увлечь далеко не каждого малыша, поэтому нужно искать альтернативные варианты. Лепка, аппликации, плетение, фрески и прочее рукоделие не только способствуют приучению к усидчивости, но и развивают моторику пальцев.

Стоит согласиться, что вопрос невнимательности, нежелания ребенка сосредоточиться на каком-то важном деле, очень беспокоит многих родителей. И нужно отметить, что для беспокойства повод, конечно, есть, как и выход из сложившейся ситуации!

Важно, не упустить время, и начать работать в этом направлении как можно раньше до того момента, когда ваш малыш станет первоклассником. Так уж повелось, что не всегда на жизненном пути растущих и активно развивающихся детей, встречаются исключительно высококвалифицированные специалисты, которые вовремя заметят в ребенке те проблемы, над которыми нужно поработать самим и подсказать родителям как действовать в том или ином случае, в общее благо дитя. И тогда, уже оказавшись за партой в школе, ребенок может столкнуться с массой сложностей на уроке, причина которых кроется в неспособности вникнуть в суть темы. Если своевременно ему не помочь в этом, то ситуация в конечном итоге может повернуться таким образом, что ребенок напрочь потеряет желание ходить в школу, заниматься на уроке, проявлять себя как личность, боясь оказаться непонятым и не принятым педагогом.

Усидчивость или внимательность, что важнее?

На самом деле, эти два качества тесно дружат между собой. Первостепенным стоит выделить внимание, которое проявляется в те моменты, когда ребенок некоторое время способен следить за тем, что кажется ему интересным. Усидчивость же, это результат воспитательной работы, который отличается тем, что ребенок сознательно пытается вникнуть в суть дела, довести его до логического завершения, даже если, оно не представляет для него интереса. Важно, начать прививать своему чаду внимательность, уже с трехмесячного возраста. Замыслы родителей, как правило, осуществляются в игровых ситуациях. Однако делать это необходимо деликатно, понимая, что промежуток концентрации ребенка на чем-то одном, в таком возрасте совсем невелик. И лишь с каждым годом, этот промежуток будет постепенно увеличиваться, однако стоит знать, даже пятилетнему ребенку, свойственно непроизвольное внимание. Это говорит о том, что если объект, который вы настойчиво навязываете ребенку, ему неинтересен, то и добиться того, что он вдруг вызовет у него интерес по вашей просьбе, не удастся. Этот длительный процесс развития способности в ребенке концентрировать внимание избирательно, развивать усидчивость, займет у родителей немало времени, но впоследствии, когда результат будет достигнут, приобретенные качества очень положительно скажутся на успехах ребенка в школе, да и вообще, по жизни.

Исключите во время занятий с ребенком все, что может его отвлекать, тем самым мешая сконцентрироваться;

Подбирая для ребенка задания, всегда учитывайте время, которое понадобится для его выполнения. Как только ему надоест заниматься предложенным вами делом, он тут же прекратит это делать, и никакие уговоры не спасут ситуацию. И что самое главное, не принесут желаемого результата;

Исходите из способностей конкретно вашего ребенка: если он обладает повышенной любознательностью, желанием заниматься с удовольствием, то и занятия с таким ребенком могут быть более продолжительными и усложненными по содержанию. Но если ваш ребенок часто болеет, пассивен, и быстро утомляется, не перегружайте его, и не заставляйте делать то, что ему не по силам;

Ходите с ребенком в театр, например, выбрать можете мероприятие на https://kiev.karabas.com/rusdram-kyiv/ ;

Сопровождайте все то, чем вы занимаетесь интересной, активной речью, покажите ребенку, что для вас это занятие ничуть не менее интересно. Обязательно побуждайте ребенка к диалогу, таким образом, вам будет понятно, интересно ли ребенку то, чем он занимается, и возможно у него возникнут какие-то идеи для будущих занятий. Не скупитесь на похвалу, поощряя ребенка за его труд;

Для того чтобы исключить утомляемость ребенка, разнообразьте задания: не стоит делать акцент лишь только на письме под диктовку либо изучении геометрических фигур, попробуйте весело и задорно чередовать наполнение совместных занятий;

Не нужно подавлять ребенка и пытаться сделать его лучше, ставя ему в пример соседского мальчика, который по вашему мнению, успешнее его. Исходите из возможностей именно вашего чада, и не переставайте заниматься с ним, в комфортном для него режиме.

И конечно, самым важным условием, которое важно соблюдать родителям в любой жизненной ситуации, это не терять терпения в систематической, порой тяжелой работе воспитания ребенка. Не нужно паниковать, это может превратить ваши действия в безграмотные поступки, способные навредить ребенку. Гораздо правильнее будет проконсультироваться со специалистом, если вы не знаете, как поступить в какой-либо ситуации, чем просто перестать действовать, или идти на авось. Ведь не напрасно говорят, что дети - отражение родителей, поэтому пусть это отражение вас лишь радует!

Одно из значимых умений человеческого организма – усидчивость. Она включает в себя такие качества, как внимательность, терпение, аккуратность, целеустремленность и самоконтроль. Развивая в себе усидчивость, человек становится способным достичь любой поставленной цели, довести до логического завершения любую «нудную» работу.

В каком возрасте начинают развивать усидчивость?

Ребенок в возрасте двух лет может заниматься одним делом не более 5 минут. Старшему дошкольнику нужно научиться работать не менее получаса. Это связано с будущей учебой – если первоклассник сможет концентрировать свое внимание достаточно долго, он не упустит ничего важного в течение урока. Поэтому заниматься с малышом нужно начинать рано. До этого времени следует поощрять действия, требующие концентрации внимания и терпения .

Большое количество игрушек может навредить в развитию усидчивости: глаза ребенка будут разбегаться при таком изобилии, он будет хвататься то за одну, то за другую игрушку, не останавливая свой выбор ни на чем. О каком развитии внимания или терпения в этом случае может идти речь?

То же самое будет происходить, если предложить малышу для игры сразу все игрушки, которые есть, даже если их немного. При игре нужно следить, чтобы он брал в руки по одному предмету, не обращая внимания во время игры на другие. Так он научится концентрировать свое внимание на чем-то одном какое-то время.

Важным моментом является время работы – сколько ребенок сможет, столько и должен заниматься.

Нормы у каждого возраста свои:

  • 2-3 года: дети умеют концентрироваться на одной деятельности 5 — 10 минут.
  • 3-5 лет: дети работают 10 — 25 минут.
  • 6-7 лет: дети могут усидеть за столом 20 — 40 минут.

Если малыш не укладывается в эти границы – ничего страшного, может, ему просто не нравится это делать или он устал. Когда он начнет отвлекаться на другие предметы, нужно сделать перерыв на 5-10 минут . После этого снова вернуться к занятию, пояснив, что любая работа должна быть закончена. Можно пояснить это утверждение примерами из жизни: родители работают строго установленное время, а ученик учится весь урок.

Если кто-то не доделает работу, то может навредить самому себе или окружающим:

  1. Бабушка не довяжет носки – внуку нечем будет согреть ноги зимой.
  2. Шофер не привезет вовремя молоко в магазин – оно испортится и люди не смогут его купить.
  3. Дедушка не прочитает газету полностью – не узнает чего-то важного.
  4. Повар не закончит работу – еда будет сырой.
  5. Учитель не объяснит до конца тему – ученики не справятся с заданием.

Основной принцип работы с детьми – это терпение и любовь. Только в этом случае ребенок поймет, что ему это по силам. А осознание своей силы и возможностей – это уже повод довести дело до победного конца.

На что обратить внимание?

Немаловажную роль в развитии усидчивости играет режим дня. Если ребенок знает, что после завтрака он будет играть, затем собираться на прогулку, после обеда – читать и рисовать, то ему будет легче выполнять все действия. Ведь он уверен, что после одного режимного момента обязательно наступит другой, поэтому не нужно торопиться, например, раскрасить картинку, потому что в любом случае после этого будет время для обеда.

Перед тем, как требовать от ребенка каких-то действий, нужно его им научить.

Зачастую дети отказываются играть или заниматься не из-за отсутствия интереса, а потому что не знают, что и как нужно делать.

На что еще нужно обратить внимание:

  1. Если ребенок чем-то занят (играет, читает, раскрашивает), не нужно его прерывать и мешать громкими разговорами. Лучше создать вокруг него спокойную обстановку и дать возможность заниматься самостоятельно в одиночестве.
  2. Любая его работа достойна похвалы. Даже если результат будет неидеальным – все равно он достоин поощрения за терпение и усидчивость.
  3. Заставлять непоседу заниматься неинтересным для него делом не следует – это может отбить у него желание заниматься чем-либо вообще.

Каждая деятельность должна подходить ребенку по возрасту и его способностям : малышам предлагают яркие и красивые игрушки и книги, старшим дошкольникам подбирают книгу, опираясь на ее сюжет.

Игры и упражнения для развития усидчивости

Сосредоточивать внимание на чем-либо, учиться достигать поставленной цели в результате «сидячей» работы, контролировать свои действия – все эти качества позволят малышу в будущем стать успешным человеком. Но для этого важно не только развить их, но и научиться применять.

С этой целью проводят такие игры и упражнения:

  • «Золушка» . Мачеха позволила Золушке пойти на бал, но сначала она должна будет перебрать смешанную крупу (фасоль и горох, ракушки и рожки или другие виды крупы). Каждый сорт нужно распределить по коробочкам. Сначала в эту игру играют с ребенком, помогая ему. Потом, когда он разберется в правилах, проводят соревнование – кто быстрее соберет нужные предметы?
  • «Сортировка» . Видоизмененный вариант предыдущего упражнения. В этом случае можно смешать разные игрушки (куклы и машинки, кубики и шары), карточки с изображением предметов разных категорий (грибы, животные и растения).
  • «Длинная сказка» . Разбив на несколько частей произведение, с ним знакомят малыша постепенно – по одной части каждый день. При этом важно подогревать его интерес интонацией прочтения, инсценировкой какого-либо эпизода, чтобы на следующий день ему было интересно узнавать продолжение. Можно после прочтения каждой части проводить антиципацию – предположение, что же случится дальше, какие препятствия поджидают героя, сможет ли он спастись, что для этого будет делать. Перед знакомством с каждой частью полезно вспомнить, о чем вообще шла речь в сказке.
  • «Ошибка художника» . Эти задания направлены на поиск неправильного изображения. Нарисовать такие картинки можно самим, изобразив, например, хлебные булки, которые растут прямо на поле и другие подобные рисунки. К подобным заданиям можно отнести и поиск отличий. Для маленького ребенка подбирают легкие картинки с небольшим количеством отличий. Причем это число должно быть названо (например, нужно найти 5 отличий), тогда малышу будет интересно найти все отличительные элементы. Ребенку постарше количество отличий можно не называть, пусть сам попробует определить, сколько неточностей есть на картинке.
  • «Нарисуй узор» . На альбомном листе изображен браслет (ваза, ковер, тарелка). Задача ребенка – украсить его определенным узором. Последовательность элементов сначала определяется взрослым, потом, по мере появления интереса, малыш может его продумывать самостоятельно. Подобное задание, но с практическим замыслом – это создание браслетика из бусин разного цвета, формы и размера. При этом нужно не просто нанизать бусины на нить, но и соблюдать определенный порядок. Также можно предложить вышить на салфетке узор или украсить ее с помощью аппликации. Выполнение этих упражнений позволит развивать внимание, память, сосредоточенность и стремление достичь цели.

Способствуют развитию усидчивости из, дня рождения и других знаменательных событий. Разноцветные серпантины, снежинки, бумажные цветы ребенок с удовольствием будет создавать из любого материала. Сначала, конечно, количество украшений должно быть небольшим, все действия выполняются вместе с взрослым, а когда малыш станет более усидчивым и терпеливым, то можно попросить его сделать это самостоятельно.

  • – нарезка огурцов для салата, лепка пельменей, взбивание крема, создание бутербродов – все, что ребенку посильно и интересно. А после работы нужно обязательно его похвалить, даже если пельмени при варке раскрылись, а огуречные кусочки получились разновеликими. Подобными занятиями можно постепенно не только развить усидчивость, но и привить любовь к домашнему труду.
  • С малых лет ребенка нужно приучать к тому, что после игры, чтения, занятий нужно убрать свое рабочее место – игрушки, книги и принадлежности в специально отведенные места. Конечно, дожидаться осознанных действий у трехлетнего малыша не стоит – он будет лишь помогать маме, к четырем годам уже будет действовать сам под контролем, а к 6-7 годам научится делать это самостоятельно.

    Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3−6 лет они настолько любопытны и активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно. Детские психологи советуют уже в дошкольном возрасте приучить детей к дисциплине, чтобы во время обучения в школе не возникла проблема дефицита внимания.

    Усидчивость — ключ к успеху

    Почему родителей должен интересовать вопрос, как воспитать усидчивость у ребенка? Потому что именно усидчивость во многом определяет способность малыша к обучению. Чтобы изучаемый материал эффективно усваивался и запоминался, необходимо сконцентрировать внимание и сохранять терпение. Если же малыш будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов.

    Кроме того, отсутствие усидчивости является сигналом о том, что у малыша может быть диагностирована детская гиперактивность — СДВГ. Подтвердить/опровергнуть наличие синдрома могут только профессионалы, однако неусидчивость в дошкольном возрасте — один из его основных симптомов, поэтому не будет лишним посещение детского психолога.

    Развиваем усидчивость

    Многие взрослые считают усидчивость особенностью темперамента малыша. Но ее также можно рассматривать как навык, который можно приобрести или развить. «Сломать» привычку ребенка отвлекаться не так просто — нужно во многом пересмотреть его образ жизни, график дня и даже список занятий. К тому же, родителям следует понимать, что усидчивость появляется с возрастом, и выработать ее за несколько недель невозможно. Развитие этого «навыка» требует терпения, выдержки и выполнения некоторых правил, позволяющих изменить отношение малыша к происходящим вокруг событиям. Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:

    • Занятия соответствуют возрасту и интересам ребенка. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процесс изучения, например, иностранного языка. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать. Сохранять усидчивость во время малоинтересующих занятий и взрослый человек может с трудом, не говоря уже об активных детках.
    • В семье принято завершать все начатые дела. Чтобы ребенок понял важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. Не бросайте уборку, если уже выполнили ее наполовину, не увлекайтесь перекусами — готовьте полноценные обеды, досматривайте до конца мультфильмы, дочитывайте сказки и т. д.
    • Спокойствие и терпение. Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявление интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость «кнутом» не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, родители могут привлечь внимание малыша и помочь ему преодолеть неусидчивость.
    • Отсутствие жестких ограничений детей 3−4 лет. В этом возрасте малыши наиболее любопытны — их интересует все окружающее. Отрезав или ограничив доступ к новому, родители лишают детей возможности познавать мир. Требовать усидчивости все же стоит у малышей постарше — в возрасте 5−6 лет. В этот период они уже способны осознанно концентрировать внимание.

    Упражнения и занятия

    Помимо общих правил общения с чрезмерно активными детьми, психологи предлагают выполнять упражнения на и проводить занятия, требующие концентрации и сосредоточенности. К ним относятся:

    • Паззлы, конструкторы, мозаики. Чтобы собрать красивую картинку или построить впечатляющее игрушечное сооружение, ребенку нужно потрудиться — внимательно рассматривать детали, соединять их друг с другом. Работа для неусидчивого малыша щепетильная и сложная, но ее результат потраченных усилий определенно стоит.
    • «Найди отличия». Сравнивать две, на первый взгляд, одинаковые картинки и пытаться найти в них отличия — отличный способ научить ребенка концентрировать внимание. Скорее всего, это будет получаться не сразу, и малышу может понадобиться помощь взрослых, но со временем ему и самому станет интересно. Главное — подбирать задания по возрасту, иначе задача окажется просто невыполнимой и отобьет у ребенка желание ее решать.
    • Творчество. можно увлечь далеко не каждого малыша, поэтому нужно искать альтернативные варианты. Лепка, аппликации, плетение, фрески и прочее рукоделие не только способствуют приучению к усидчивости, но и развивают моторику пальцев.

    Очень важно родителям создавать для неусидчивых детей во время занятий благоприятные условия. Уберите все лишнее из виду, выключите телевизор. И обязательно хвалите малыша, когда он завершит работу — умеренные похвалы от взрослых всегда мотивируют детей.

    Были ли у вашего малыша проблемы с усидчивостью? Как вы их решали? Делитесь своими советами и мнениями в комментариями.