Напутственное слово матери дочери на свадьбе. Поздравления дочке от мамы в день свадьбы

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:


  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.

Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.

Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.

В это же время появляются суждения напоминающие умозаключение: «Папа сидит, мама сидит, Лена сидит, все сидят». Встречается и другая форма умозаключения. Ребенок, видя, как отец надевает пальто, говорит: «На работу идет папа». Таким образом, уже в преддошкольном возрасте возникают формы предложений, выражающие некоторые связи и отношения.

Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно - родовое понятие, другое - обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.

Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным..

В одном из исследований детям от 3 до 7 лет предлагали решать задачи трех типов: в наглядно-действенном плане, в наглядно-образном и в словесном.

В первом случае ребенок мог достичь цели, пользуясь рычагами, смонтированными на экспериментальном столе; во втором случае мог решить аналогичную задачу, пользуясь только рисунком; в третьем случае условия задачи экспериментатор сообщал словесно, а ребенок рассказывал, как он решит ее (исследование Г. И. Минской).

Результаты получились следующие:

Возраст детей, лет Решили задачи (в % к числу предложенных)
в наглядно- действенном плане в наглядно-образном плане в словесном плане
3-4 55 17,5 0
4-5 85 53,8 0
5-6 87,5 56,4 15
6-7 96,3 72 22

Из данных видно, что лучше всего дети решали задачи в наглядно-действенном плане. Даже трехлетние дети дали 55% правильных решений, а 6-7-летние решили их почти все (96,3%). Задачи второго типа оказались труднее. Самыми трудными оказались задачи третьего типа, словесные. Младшие дети их вообще не решили, а из более старших правильно ответили менее четверти. Данные указывают на определенную последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идет развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

У преддошкольника мышление не вычленяется из восприятий и носит ситуативный характер; младшие дошкольники могут думать и о том, что они непосредственно не воспринимают; средние и старшие дошкольники в мышлении выходят далеко за пределы личного опыта и могут рассуждать, рассказывать. Ребенок 6-7 лет достаточно умело использует факты, обобщает их и приходит к правильным предположениям.

Процесс отвлечения совершается у него не только при восприятии ряда предметов, но и под влиянием словесных описаний и объяснений. Однако ребенок все еще находится в плену образов конкретных предметов. Зная из опыта, что железные предметы тонут в воде, он говорит, что гвоздь потонет, но этот вывод он подкрепляет не общим положением («все железные предметы тонут»), а ссылкой на единичный случай: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

Об активности мышления детей красноречиво говорят их вопросы, которых очень много. Первые вопросы порождаются затруднениями в практических действиях ребенка (сломалась игрушка, не крутится колесо машины, не достать мяч из-под дивана). Ребенок спрашивает, как достать, что делать. Затем дошкольник, пытаясь приобщить взрослого к своей игре, спрашивает, как построить плотину на ручейке, почему не получается, где взять что-либо и пр.

Еще позже появляются вопросы. в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан? и т. д. Мысль детей теперь направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.

Поступление в школу меняет содержание деятельности детей. Значительно расширяется круг предметов и явлений, о которых они должны думать, повышаются и требования к самим процессам мышления. Учитель учит детей внимательно следить за ходом рассуждения, точно выражать мысли в словах, сначала думать, а потом делать что-либо и пр. Хотя мышление младших школьников в целом остается еще конкретно-образным, элементы абстрактного мышления выражены все заметнее. Дети могут мыслить на уровне общих понятий о том, что им хорошо известно, о знакомых животных, растениях, людях и их труде.

Темп развития мышления детей школьного возраста в значительно!: мере зависит от того, как их обучают. Опытное обучение младших школьников по специальным программам повышенной трудности доказывает, что уже у детей 7-8 лет способность к отвлеченному рассуждению и последовательному выполнению умственных действий достаточно высока. Применение научно разработанных методов обучения детей убыстряет развитие мышления. Преимущество этих методов в том, что учитель всегда знает, когда, на каком фактическом материале и каким образом следует формировать отдельные мыслительные процессы.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11 - 15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др.- учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы. В одном исследовании было изучено понимание школьниками разного возраста переносного значения басни Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Учащиеся I и II классов не понимали обобщения, лежащего в основе басни. Они воспринимали басню как маленький рассказ о петухе: «Петух копает», «Петух коричневый», «У петуха перья красивые». Учащиеся III класса понимают, что в басне идет речь о человеке, а не о петухе, но понимание сковано конкретной ситуацией: «В басне говорится о том, что ячменное зерно для человека вкуснее, а жемчуг есть нельзя», «Подразумевается глупый человек, которому только бы поесть».

Школьники IV класса подмечают некоторые особенности художественного образа, дают развернутую характеристику персонажа: «Петух разрывает навозную кучу, думает, что все знает, гордый такой, белый», «Петух идет важный, гордый, надутый», и на основе описания делают из басни верный вывод. Учащиеся VI класса заметно выражают свое ироническое отношение к образу.

Восьмиклассники создают еще более детальный и динамичный образ, что позволяет им глубоко понять моральный смысл басни. Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщенности и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

Как указано выше, в усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся Ле ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для формирования личности школьника большое значение имеет усвоение моральных понятий (понятий долга, честности, скромности, чуткости, товарищества и пр.). Овладение ими также проходит несколько уровней. Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы.

На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия («чуткость-это помощь другу», «честность - это значит не вступать в сделку с собственной совестью», IX кл.). Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развернутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвертом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни.

Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения. Для учащихся I-II классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников III-IV классов появляются суждения проблематические и условные.

Учащийся IV класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают.

Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с выражением предположения, допущения, сомнения и т. д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой легкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением школьниками логическими операциями - анализом, синтезом, сравнением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

В психологии выделяют три формы мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственно-временное (темпоральное). Об особенностях развития мышления дошкольников каждого из вышеперечисленных видов и пойдет речь в этой статье. Вы узнаете, какие этапы проходит ребенок в процессе изучения внешнего мира и чем отличается мышление мальчиков от мышления девочек.

Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.

Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.

Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.

Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия. Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков.

Как развивается наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста

В процессе зрительных и ориентировочных действий, образовавшихся во время манипуляций с различными предметами, формируются зрительные образы. На этом этапе развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста для ребенка главными признаками вещей являются их форма и величина. В раннем детстве цвет не имеет основополагающего значения для узнавания вещей. Дети обращают внимание на контуры и общую форму.

Особую роль играют соотносящие действия, которые направлены на развитие наглядных и действенных мыслительных процессов. Малыш здесь производит манипуляции с двумя и более предметами и учится постепенно соотносить их размеры, форму, место, где они находятся. Он начинает совершать действия с несколькими предметами - нанизывает колечки на пирамиду, ставит друг на друга кубики. Однако в ходе этих процессов он не принимает во внимание характеристики предметов, подбирать их в соответствии с формой и размером он начнет гораздо позже, как и располагать их в заданном порядке.

По этой причине большинство игрушек, рассчитанных на детей такого возраста (сюда относятся различные пирамидки, кубики, матрешки и т. д.), предполагают соотносящие действия. При этом для развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста все они должны быть направлены на получение определенного результата, чтобы все манипуляции имели одну общую цель. Соотносящие действия могут выполняться в зависимости от того порядка, который предлагает взрослый. Если ребенок занимается подражанием, т. е. он производит те же самые действия, что и взрослый участник игры, то результат будет получаться только при непосредственном участии наставника. Однако для формирования действенного мышления у детей необходимо, чтобы малыш самостоятельно учился выделять наиболее важные характеристики предметов, подбирать составные части и собирать их в правильном порядке.

Данный вид мышления у детей формируется по большей части самостоятельно. Участие взрослого человека должно ограничиваться только одним: ему необходимо заинтересовать ребенка предметом и вызвать желание начать с ним взаимодействовать. Сначала ребенок может начать практически опробовать предметы, так как он пока что не овладел навыками зрительного сравнения величины и формы. Особенность развития этого вида мышления у детей ярко проявляется на примере игры с матрешкой: прикладывая две неподходящие друг к другу половинки, малыш будет стараться получить нужный результат силой - втиснуть неподходящую часть. Как только он убедится в том, что его действия не приносят требуемого результата, он начнет пользоваться другими элементами до тех пор, пока ему в руки не попадет нужная деталь. Для развития мышления у детей игрушки разработаны таким образом, что они сами подскажут, какой из элементов подходит больше всего. Рано или поздно малыш сможет самостоятельно добиться долгожданного итога.

После того как внешние ориентировочные действия будут освоены, ребенок начинает зрительно соотносить характеристики вещей. Здесь происходит закладка зрительного восприятия, когда качества одного предмета принимаются им за образец, с которым малыш будет сравнивать свойства других вещей. Проявление данной способности заключается в подборе деталей на глаз. Это значительно ускоряет взаимодействие с предметами, так как практически направленное действие производится сразу, процесс практических проб отходит в сторону.

На следующем этапе развития мышления, когда дети достигают двухлетнего возраста, они уже способны подбирать предметы зрительно по образцу. Взрослый во время игры предлагает малышу подать ему точно такой же предмет, на что он должен правильно отреагировать и выбрать из всей массы игрушек наиболее, по его мнению, подходящую вещь. Однако мышление здесь направлено на три ключевых фильтра - сначала ребенок будет искать предмет, подходящий по форме, затем по размерам и только в последнюю очередь по цвету. Получается, что новое восприятие образуется для уже известных характеристик, которыми ребенок пользуется регулярно, а впоследствии оно переносится и на менее существенные показатели.

Стоит отметить, что особенности развития мышления у детей в раннем возрасте таковы, что они не могут правильно подобрать предмет довольно сложной формы, особенно если взрослый предлагает малышу найти сразу несколько вещей. Кроме того, ребенок может и вовсе упустить из виду характеристики, кажущиеся ему не слишком важными. К примеру, если ему требуется выстроить из кубиков пирамидку определенной величины по образцу, то он не будет обращать внимание на цвета, хотя уже умеет их различать.

Чуть позже, с развитием этого вида мышления дети приобретают постоянные образцы, с которыми они могут сравнивать все предметы. В их качестве выступают вещи, чья форма очень ярко выражена, или же представления о них. Например, малыш может воспринимать все треугольное как домик, а все круглое как мячик. Это скажет родителям о том, что их малыш уже приобрел определенные представления о форме предметов, и они закрепились в его мозге в связи с определенными вещами.

Представления о формах предметов формируются в зависимости от того, насколько быстро малыш начинает овладевать зрительной ориентировкой. Чтобы развитие этой формы мышления у детей не затормаживалось, а его представления о характеристиках предметов становились как можно более обширными, малышу нужно знакомиться со свойствами вещей при нахождении их в определенной среде. Ему приходится быть в постоянном взаимодействии с богатой сенсорной средой, и именно она оказывается влияние на его дальнейшее развитие, причем как на физическое, так и умственное.

Соотносящие действия ребенок регулярно воспроизводит и повторяет. За счет этого в его голове складываются определенные психические действия. Одна из особенностей развития этой формы мышления у детей заключается в том, что даже в этом возрасте у малышей начинают возникать действия, которые они производят только в своем уме, не прибегая к внешним воздействиям. Например, он в уме через зрение может выбрать наиболее подходящую деталь.

Психология развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников

В основе догадки проба, прошедшая через умственный анализ, связана с образами предметов. Приблизительно около трех лет у детей младшего дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышления. В раннем возрасте данная форма мышления у детей лишь зарождается, из-за чего малыш может применять его только в рамках ограниченного круга задач. Психология развития мышления детей в этом возрасте такова, что более сложные действия он производит при помощи наглядно-действенной формы.

Для развития всех типов мышления детям младшего дошкольного возраста требуются определенные развивающие игрушки, без которых данные процессы могут серьезно затянуться. Наиболее подходящими являются составные игрушки, при использовании которых малышу требуется соотносить детали по размеру или цветам. Иногда во время игры используют сразу две одинаковых вещи, одна из которых выполняет функцию образца, а вторая нужна для того, чтобы воспроизвести действие с предметом.

Одним из самых первых воспроизводящих действий является вкладывание одного предмета в другой. Ближе к концу первого года жизни ребенок достает из коробочки свои игрушки и помещает их обратно. Сначала он их вынимает, а затем разбрасывает. Если взрослый собирает их обратно, то малыш вновь будет их доставать. Так продолжается несколько раз подряд.

Еще через несколько месяцев ребенок быстро собирает небольшие игрушки в определенную емкость. Взрослый человек должен поддержать это начинание и для формирования наглядно-образного мышления у детей показать, как можно собирать игрушки в небольшую коробку, а потом перекладывать их в какую-нибудь другую тару. Если ребенку будет это интересно, такое занятие сильно увлечет его. Однако он станет получать удовольствие от самого процесса, а не от итогового результата.

Взаимодействие с вкладышами в процессе формирования наглядно-образного мышления у детей – более сложный процесс. Подобный набор - это несколько предметов примерно одной и той же формы, но разных размеров. Основная задача ребенка при игре с вкладышами состоит в соотнесении величины предметов, чтобы развить координацию рук. Эти предметы очень полезны для развития не только восприятия, но и мышления.

Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста

Еще одной крайне полезной игрушкой является пирамидка. Родители должны научить ребенка правильно играть с ней - прежде всего, надевать кольца и снимать их. Для малышей наиболее подходящей станет пирамидка с крупными разноцветными кольцами, находящимися на стержне небольшой длины (около 20 см). Как развить мышление у ребенка при помощи этой игрушки? Взрослый должен поставить стержень перед ребенком и показать, как нанизывать кольца и как снимать. Родитель может взять руку малыша и вложить в нее кольцо пирамиды. После того как упражнение несколько раз будет проделано, можно позволить ребенку выполнить его самостоятельно.

Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая - максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров - эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.

Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.

Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.

Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.

В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.

Развитие формы визуально-словесного мышления у ребенка

Развитие визуально-словесного мышления у ребенка базируется не только и не столько на восприятии предметов, сколько на описаниях и объяснениях, полученных от родителей в устной форме. Несмотря на это, малыш все равно мыслит конкретными понятиями. Например, он уже знает, что металлические предметы тонут в воде, поэтому он точно уверен в том, что гвоздь пойдет ко дну. Тем не менее, он подкрепляет это личным опытом, который выражается словами: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

В этом возрасте дети очень любознательные и задают взрослым массу вопросов. Для развития мышления у детей дошкольного возраста на каждый вопрос у родителей или воспитателей должен быть ответ. Первые вопросы зачастую бывают связаны с нарушением привычного порядка вещей, например, когда ломается игрушка, которая раньше работала нормально. Ребенок интересуется у взрослых, как ему быть и что делать. Несколько позже возникают вопросы относительно того, что его окружает.

Развитие мышления детей среднего дошкольного возраста и младших школьников ускоряется. Когда ребенок идет в школу, характер его деятельности претерпевает значительные изменения. Например, очень расширяется круг предметов, которые составляют его интерес. Учитель направляет детей в классе таким образом, чтобы они могли свободно излагать свои мысли словами. Им предлагается сначала подумать, а потом выполнить определенное действие. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте дети мыслят еще конкретно-образными понятиями, в них закладывается уже абстрактное мышление. Их умственные процессы начинают распространяться на животных, растения, окружающих людей и т. д.

Однако в этом случае темпы развития зависят, прежде всего, от того, насколько правильно подобрана программа обучения. Если дети занимаются по программе повышенной сложности, то примерно к восьми годам их способности к отвлеченному рассуждению значительно выше, нежели у сверстников, которые обучаются по стандартным образцам. Главным плюсом такого метода является то, что учитель всегда прекрасно осведомлен о том, какой фактический материал необходимо использовать и как формируются мыслительные процессы того или иного ученика.

Этапы развития пространственно-временного мышления детей

Ещё один вид мышления у детей дошкольного возраста – пространственно-временной или темпоральный. Взрослые люди прекрасно понимают, что время - понятие весьма неоднозначное и относительное. Дети тоже задумываются о чем-то подобном, однако первоначально их следует познакомить с данным понятием. Детские психологи уже давно отметили тот факт, что основным ориентиром для ребенка относительно времени является какое-либо яркое событие или же значимое впечатление, ожидание чего-либо. В данном случае получается, что малыш прекрасно ориентируется как в прошедшем, так и в будущем времени, но настоящее отсутствует. Ребенок представляет настоящее как текущий момент, то, что происходит сию секунду.

Было замечено, что даже очень маленькие дети способны усвоить то, что повторяется ежедневно - утро, вечер, ночь. Ребенку проще ориентироваться во времени, если родители будут желать ему доброго утра или спокойной ночи. В связи с тем, что мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, им тяжело оперировать абстрактными понятиями.

Время как раз и представляет собой абстрактную категорию - его невозможно увидеть, почувствовать либо услышать.

Одна из особенностей развития темпорального мышления у детей дошкольного возраста – «природное ощущение времени», ведь даже младенцы ориентируются по своим внутренним биологическим часам, заложенным в них природой.

Если детям с самого раннего возраста прививался четкий временной распорядок дня, то усвоить время им будет значительно проще. Их организм подстраивается под существующий ритм жизни, поэтому представление о временных отрезках складывается в их мозге намного быстрее, чем у тех детей, которые не имеют определенного распорядка. Если сегодня малыша кормили в полдень, а вчера в 2 часа дня, ему значительно сложнее ориентироваться во времени.

Часами дети начинают интересоваться приблизительно с трех или четырех лет. Если малыш имеет хорошие природные данные, то уже к этому возрасту он способен в них ориентироваться. Для развития пространственно-временного мышления детей с раннего возраста родители должны познакомить их с самим понятием времени.

Этому не стоит посвящать каких-либо отдельных бесед, нужно всего лишь говорить слова, обозначающие временные понятия, в процессе игры и общения с малышом. В результате взрослый попросту комментирует свои действия и планы. Именно подобные понятия поначалу закрепляются в сознании ребенка. При этом они могут относиться не к ежедневным действиям, а к тому, о чем родители рассказывают своему отпрыску.

Немного позже можно начать обозначение более конкретных временных отрезков, чтобы в голове у ребенка складывалось понятие относительно прошедшего, настоящего и будущего. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд, так как малыш зачастую путает эти слова. Ему тяжело разобраться в абстрактных понятиях, но со временем он освоит и это. Сразу же можно давать информацию относительно календарных понятий - дней, месяцев, недель и т. д. Чтобы все они находились постоянно у него на виду, нужно приобрести специальный детский календарь и повесить его в комнате малыша.

Следует быть готовым к тому, что пространственное мышление у детей развито недостаточно, и малыш сразу не в состоянии запомнить такие сложные слова и понятия. Родителям нужно набраться терпения, постепенно и последовательно обучать ребенка времени. Каждое утро надо рассказывать ему о том, какой сегодня день недели, число месяца и т. п. Со временем он научится самостоятельно определять их по календарю. Родителям нужно продумать, как превратить этот процесс в увлекательную игру. Удобнее всего, если временные понятия будут упоминаться в разговорах и планах.

Чтобы ребенок смог быстрее запомнить, что же такое неделя, проще всего, начиная с понедельника, обводить кружком каждый прошедший день. Когда наступит вечер воскресенья, малышу нужно показать, что минуло 7 дней, которые составляют одну строчку на календаре. В связи с тем, что ребенок мыслит предметно и зрительно, запомнить понятие недели с помощью такого подхода ему будет намного проще.

Можно поступить немного иначе - приобрести календарь с крупными клетками и каждый прошедший день рисовать в них какое-либо изображение. Оно должно символизировать событие, связанное с жизнью малыша в этот день. На календаре можно также отметить важные семейные праздники и другие даты. Благодаря этому подходу, малыш примерно к пяти годам научится готовиться к будущим событиям, станет планировать и распределять свое время.

Особенности развития мышления детей-дошкольников таковы, что уже в двухлетнем возрасте ребенок способен осознать, что происходит смена времен года. Этот процесс, возможно, ускорить, если родители будут обращать внимание малыша на те изменения, которые совершаются в природе при смене времен года. Можно не только рассказывать ребенку об этих изменениях, но и расспрашивать его, например, о том, как выглядели сквер или детская площадка еще совсем недавно. Малыш, конечно, не сможет сразу запомнить, в какой последовательности идут месяцы, поэтому к этой теме надо возвращаться снова и снова. В книжках для детей тоже так или иначе затрагивается понятие времен года и времени в целом.

Только после того как ребенок разберется с днями, неделями, годами и месяцами, можно переходить к часам. Чтобы эти разговоры не пропали впустую, его лучше познакомить с цифрами от 1 до 12. Проще всего разговаривать с малышом о часах на примере крупного циферблата с нанесенными на него делениями. Родители должны рассказать ему о том, как перемещаются минутная и часовая стрелки, причем ребенок в возрасте от пяти до семи лет в состоянии воспринять и усвоить такую информацию.

После того как он запомнит все это, нужно изо дня в день тренировать его, спрашивая, где находятся стрелки, когда он встает с постели или ложится спать.

Развитие ребенка в раннем возрасте: различия мышления мальчиков и девочек

В ходе проведенных исследований было выявлено, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 5 месяцев позже говорить. А уже к периоду полового созревания этот промежуток увеличивается до 2 лет.

Разный пол детей - это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам. Это еще и разный мозг, и разная психика и разное развитие мышления: у младших дошкольников-девочек оно выше.

В дошкольном возрасте девочки опережают мальчиков в развитии вербальных (устных, словесных) способностей. Они мало отличаются от них по скорости овладения речью, но после 2 лет девочки становятся более общительными, охотно контактируют с другими детьми. Речь девочек более правильная.

У мальчиков, в отличие от девочек, лучше развито пространственное мышление. Им, как правило, труднее облечь свои мысли в форму правильно построенного высказывания.

Процессы восприятия, развитие мышления младших дошкольников и их памяти также сильно различаются. Девочки при решении пространственных задач используют в основном речевые опоры, а при решении речевых или логических - образные и эмоциональные.

Мальчики всегда больше ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. Если мальчики задают вопросы ради получения конкретных сведений, то девочки - для установления эмоциональных контактов.

У девочек в дошкольном возрасте медленнее созревает правое полушарие, а у мальчиков - левое. Именно из-за этой физиологической особенности девочки до 10 лет лучше запоминают цифры, и им легче дается решение логических задач. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.

Статья прочитана 30 427 раз(a).

Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!