Пилотный проект дсзн. Дневник приемной мамы: «В очереди на дочку мы были сто двадцать первые

В Москве реализуется пилотный проект по выделению необходимого жилья приемным родителям, принявших на воспитание детей-сирот старшего возраста и (или) детей с инвалидностью. М24.ru расскажет о том, как развивается проект и сколько семей к нему подключились.

О проекте

Пилотный проект по имущественной поддержке семей (выделению жилья), принявших на воспитание детей-сирот, запустили 3 февраля прошлого года. В этот день департамент социальной защиты населения города начал прием документов от граждан, желающих принять участие в проекте.

Суть в том, что приемные семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей сирот, из которых три ребенка старше 10 лет и/или имеют ограниченные возможности здоровья (инвалидность), получают жилье, площадь которого достаточна для комфортного проживания большой семьи. Через 10 лет участникам проекта предоставляется жилье по договору социального найма или в собственность.

Обязательное условие участия в проекте: успешное прохождение психологической диагностики, целью которой в определении готовности родителей создать приемную семью.

Приемные родители должны находиться в браке не менее 3 лет. Граждане могут быть из любого региона РФ, при этом дети, передаваемые на воспитание в семьи, должны быть исключительно жителями города Москвы.

Мнение эксперта

Елена Альшанская

Президент благотворительного «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
«Насколько я знаю, уже несколько семей функционируют в рамках проекта. Мне кажется, безусловно, для многих приемных семей была бы важна поддержка, в том числе жилищная. Но я думаю, что такая поддержка нужна не только приемным семьям, но и кровным, которым приходится расставаться со своими детьми, так как им негде жить».

Официальные данные

В 2014 году участниками проекта стали 20 приемных семей. В приемные семьи передано 102 ребенка-сироты, из которых 25 детей являются инвалидами, 58 детей – старше 10 лет и 19 детей – младше 10 лет. Площадь предоставленных для проживания квартир составляет от 105 до 190 квадратных метров.

В целом внедрение новой модели семейного устройства только за прошлый год позволило уменьшить число детей-сирот, воспитывающихся в московских детских домах, на 20 процентов: с 3735 до 2998 детей, говорят в департаменте.

Одним из первых участников проекта стала семья Максима и Людмилы Княгининых. В настоящее время они воспитывают 11 детей, из которых восемь – приемные. Семье предоставлена для проживания шестикомнатная квартира на улице Молодцова.

На сегодняшний день 85 процентов московских детей, оставшихся без попечения родителей, обрели любящих родителей. Это намного больше, чем год назад и тем более 5-10 лет назад. Тем не менее почти 3000 детей-сирот по-прежнему живут в детских домах и интернатах. Поэтому столичное правительство планирует далее развивать и пропагандировать семейное устройство детей-сирот.

Мнение эксперта

Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

«Саму ценность проекта я, конечно, понимаю. У нас очень большая проблема с жильем, люди нуждаются в нем. Есть родители, которые могли бы вырастить больше детей, будь им где это делать. Родители, которые желают стать приемными, должны пройти проверку, в том числе жилищную, и понятно, что если они живут в маленьком доме, большое количество детей им не дадут. Поэтому в идее проекта есть безусловная логика. Но вопрос, как к этому подходить, очень серьезный.

Я бы рассматривала выдачу квартир не по формальным параметрам, а в индивидуальном порядке. Причем выдавала бы жилье только тем семьям, которые уже имеют опыт именно приемного родительства, иначе у нас получится эксперимент. Если вдруг родители не справятся, что будет с детьми?

Родители, которые уже имеют опыт, воспитали определенное количество детей и смогут справиться со следующими, могли бы стать основой для создания профессиональных семей, способных взять на воспитание более тяжелых детей. Но условие взять единовременно пять детей – сложное.

В Москве реализуется пилотный проект по выделению необходимого жилья приемным родителям, принявших на воспитание детей-сирот старшего возраста и (или) детей с инвалидностью. М24.ru расскажет о том, как развивается проект и сколько семей к нему подключились.

О проекте

Пилотный проект по имущественной поддержке семей (выделению жилья), принявших на воспитание детей-сирот, запустили 3 февраля прошлого года. В этот день департамент социальной защиты населения города начал прием документов от граждан, желающих принять участие в проекте.

Суть в том, что приемные семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей сирот, из которых три ребенка старше 10 лет и/или имеют ограниченные возможности здоровья (инвалидность), получают жилье, площадь которого достаточна для комфортного проживания большой семьи. Через 10 лет участникам проекта предоставляется жилье по договору социального найма или в собственность.

Обязательное условие участия в проекте: успешное прохождение психологической диагностики, целью которой в определении готовности родителей создать приемную семью.

Приемные родители должны находиться в браке не менее 3 лет. Граждане могут быть из любого региона РФ, при этом дети, передаваемые на воспитание в семьи, должны быть исключительно жителями города Москвы.

Официальные данные

В 2014 году участниками проекта стали 20 приемных семей. В приемные семьи передано 102 ребенка-сироты, из которых 25 детей являются инвалидами, 58 детей - старше 10 лет и 19 детей – младше 10 лет. Площадь предоставленных для проживания квартир составляет от 105 до 190 квадратных метров.

В целом внедрение новой модели семейного устройства только за прошлый год позволило уменьшить число детей-сирот, воспитывающихся в московских детских домах, на 20 процентов: с 3735 до 2998 детей, говорят в департаменте.

Одним из первых участников проекта стала семья Максима и Людмилы Княгининых. В настоящее время они воспитывают 11 детей, из которых восемь – приемные. Семье предоставлена для проживания шестикомнатная квартира на улице Молодцова.

На сегодняшний день 85 процентов московских детей, оставшихся без попечения родителей, обрели любящих родителей. Это намного больше, чем год назад и тем более 5-10 лет назад. Тем не менее почти 3000 детей-сирот по-прежнему живут в детских домах и интернатах. Поэтому столичное правительство планирует далее развивать и пропагандировать семейное устройство детей-сирот.

Мнение

Президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская.

"Саму ценность проекта я, конечно, понимаю. У нас очень большая проблема с жильем, люди нуждаются в нем. Есть родители, которые могли бы вырастить больше детей, будь им где это делать. Родители, которые желают стать приемными, должны пройти проверку, в том числе жилищную, и понятно, что если они живут в маленьком доме, большое количество детей им не дадут. Поэтому в идее проекта есть безусловная логика. Но вопрос, как к этому подходить, очень серьезный.

Я бы рассматривала выдачу квартир не по формальным параметрам, а в индивидуальном порядке. Причем выдавала бы жилье только тем семьям, которые уже имеют опыт именно приемного родительства, иначе у нас получится эксперимент. Если вдруг родители не справятся, что будет с детьми?

Родители, которые уже имеют опыт, воспитали определенное количество детей и смогут справиться со следующими, могли бы стать основой для создания профессиональных семей, способных взять на воспитание более тяжелых детей. Но условие взять единовременно пять детей – сложное.

Две семьи, которые в рамках проекта уже взяли приемных детей, сделали это постепенно. Они включились в проект немного на других условиях, и это правильно, потому что взять разом пять взрослых детей и одного с ограниченными возможностями здоровья – задача, которая, во-первых, не под силу большинству приемных родителей, во-вторых, это совершенно незачем. Это излишний героизм, который может привести к тяжелым последствиям для детей. Потому что прием каждого ребенка в семью – это сложно и требует большого внимания. Воспитание ребенка с инвалидностью тоже требует огромных ресурсов, времени, внимания и заботы".

Как регионы решают вопрос с устройством сирот в семьи, что считается сегодня приоритетным направлением в связи с исполнением президентского указа по решению сиротского вопроса, и какие проблемы считаются основными на уровне областей и республик. Мы нечасто слышим о региональных инициативах, поэтому было вдвойне интересно узнать, что на самом деле происходит на местах.

В Москве

Встреча представителей регионов прошла недавно в столице под председательством вице-спикера Госдумы Людмилы Швецовой . Она подчеркнула, что одной из главных причин, по которой дети попадают в сиротские учреждения в России и в Москве, все еще является алкоголизм родителей: «Надо взять эту проблему за основу и выстроить работу таким образом, чтобы диагностировать неблагополучные семьи на самых ранних стадиях. Организация профилактики социального сиротства – целевая задача всех регионов. Кроме того, лишение родительских прав должно использоваться лишь в крайних случаях».

«Мы должны установить четкие нормы по сопровождению семей, по объему помощи. Особенно это касается тех, кто взял на воспитание ребенка с инвалидностью. Статистика двухлетней давности показывает, что от общего числа сирот в замещающие семьи уходило всего 2 % детей-инвалидов», — заявила Швецова.

Она напомнила о том, что «уже упрощена процедура передачи детей в семьи, отменена обязательная подготовка лиц, которые занимаются усыновлением ребенка, сокращен срок вступления в силу решения суда об усыновлении (с 30 до 10 дней), сокращение количества необходимых для усыновления ребенка документов, в то же время срок действия документов увеличен».

Фонд «Измени одну жизнь» уже сообщал о главном нововведении в столице: , где оставшиеся без родителей дети должны будут жить до устройства в семьи. В Москве также работает участковая служба психологической помощи по выявлению неблагополучных семей. Глава Центра психологической помощи населению Антонина Ляшенко сообщила, что всего поступило 800 тысяч обращений. «Любая семья должна обращаться к психологу при разводе, ведь дети могут получить психологическую травму на всю жизнь. Обращение к психологу стало нормой», - отметила она.

В регионах

Вологодская область представила проект «Сетевое взаимодействие детских домов по устройству детей-сирот в семьи граждан». За 2009-2012 годы в Вологде 168 детей возвращены в кровные семьи. Одной из важных проблем стало устройство в семьи детей-инвалидов. Но при этом специалисты также отмечают рост насилия в семье. Количество зафиксированных фактов насилия над детьми с 2004 по 2012 год выросло в 12 раз. Такая же динамика наблюдается и в отношении детской, подростковой преступности.

Директор вологодского детского дома № 2 (участник проекта по сетевому взаимодействию) Елена Рындина сообщила о том, с 2009 года такие службы уже действуют в Вологде, и городах региона: Череповце, Тотьме, Великом Устюге и Белозерске.

«На их базе работают Школы кандидатов в приемные родители, где будущие родители проходят обучение и получают свидетельство об ее окончании. Уже существующие службы показывают свою эффективность в решении таких сложных задач. Одна из целей проекта — создание условий для получения кандидатами в замещающие родители знаний, необходимых для адаптации, развития и воспитания ребенка в семье», — заявила она.

В Вологде также идет информационная кампания по привлечению людей в приемное родительство.

«Сегодня очень важно формироваться позитивное мнение в обществе в отношении семейных форм устройства сирот. Людям надо рассказывать о такой возможности. На базе ресурсного центра созданы две общественные организации: Клуб социальной журналистики «Время говорить» и волонтерская организация «Группа поддержки замещающей семьи». Сегодня волонтерская сеть состоит из 66 замещающих родителей, имеющих колоссальный опыт. За 3 года волонтерам удалось привлечь в свои ряды 41 семью», — заявила Рындина.

Социальная инновация из Томской области , возможно, скоро придет в остальные российские регионы. Томичи разработали принципиально иную технологию выявления неблагополучных семей на ранней стадии.

«Все сигналы по факту нарушения пав ребенка принимает подготовленный специалист опеки. Они же проводят проверку и принимает решение об открытии случая, то есть начала проекта помощи семье. Далее подключаются основной носитель технологии – куратор случая отслеживает исполнение плана и ведет ребенка до выхода семьи из кризиса. Куратор постоянно поддерживает отношения с семьей и подключает все профилактические службы к работе. Сегодня они введены в штат социальных реабилитационных центров», — заявила представитель Томска Оксана Кравченко .

Томские НКО создали методику сигнализации о том, что семья находится на грани. Инструкция следующая: первым сигналом может служить даже тот факт, что ребенок не посещает в течение нескольких дней, недели детский сад, родители не отвечают на звонки. В этом случае в семью приходит специалист опеки. И если, ситуация на деле оказывается благополучной (родители вместе с ребенком уехали на море, к примеру), то тревога снята.

Если же он приходит и видит, что ребенок лежит дома с температурой, болен, что родители в этот момент пьют или они просто не обеспечивают уход за ребенком, то специалист «открывает случай». Он становится куратором семьи, информирует об этом детский сад, изучает ситуацию в семье, привлекает близких родственников к работе по выведению семьи из кризиса. Для усиления профилактики социального сиротства томичи намерены создать институт методистов-супервизоров, одной из задач которых будет поддержка специалистов, работающих с семьями. Супервизор поможет преодолеть профессиональное выгорание и стресс сотрудников.

В Калуге социальные службы сделали акцент на работе с беременными женщинами, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, там всячески стараются убедить мать не отказываться от ребенка и помогают ей преодолеть материальные, психологические проблемы. В каждом муниципальном районе работает служба «Радость материнства». За два года удалось сократить число отказов в 2 раза. Кстати, в Калуге установлена система материальных пособий для семей, находящихся в тяжелом материальном положении.

Власти Благовещенска на базе комплексных центров социального обслуживания и приютов созданы мобильные бригады по работе с семьями, чье социальное положение оценивается не просто, как кризисное, а как социально опасное. Мобильные бригады приютов работают с кровными семьями, чьи дети, собственно, и оказались в приюте. Их задача — вернуть ребенка в семью. В течение 12 месяцев специалисты отслеживают состояние семьи, оценивают ее положение. Мобильные бригады комплексных центров работают со случаями ранней профилактики социального неблагополучия.

В свою очередь, в Тамбове разработали программу помощи для выпускников детдомов. «Таким детям выделили специальную гостиную для проживания до приобретения собственного жилья или до поступления в высшее учебное заведение. Эта программа должна быть в каждом городе», - сообщила директор тамбовского детдома Ирина Захарова .

Сегодня, согласно официальной статистике, в региональном банке данных находится 118 тысяч сирот, семей, состоящих на учете на усыновление, чуть больше 18 тысяч, количество детей, ставших сиротами, в 2012 году увеличилось, в сравнении с 2011 годом. При этом, в прошлом году в семьи ушло больше 60 тысяч детей, из них 11 тысяч усыновлено.

  • Добавить в избранное 0

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Приемным родителям, которые возьмут в семью не менее 5 сирот-москвичей, власти предоставят квартиры. Но насколько реально найти семьи, соответствующие условиям проекта? Пилотный проект помощи приемным семьям комментируют усыновитель и специалист по работе с семьями.

Вчера в Москве начал работу пилотный проект по имущественной поддержке приемных семей. Это – необычная и новая для России инициатива. Принесет ли она пользу, много ли найдется приемных родителей, которые подойдут для участия в проекте – пока вопрос. Мы поинтересовались мнением специалистов по этому вопросу.

Запрос на помощь

По условиям пилотного проекта к участию в нем допускаются семейные пары, прожившие в браке не менее трех лет, так что приемная мать-одиночка Вера Дробинская не прошла бы отбор. Тем не менее, ей удалось дотянуть до почти нормы семерых детей с очень тяжелыми диагнозами.

Вера Дробинская, приемная мама, Астрахань:

Помощь по запросу – вещь понятная. Но здесь наоборот – запрос на помощь. Тому, кто возьмет детей в качестве приза – квартира. Правда есть сложности в виде отбора и контроля. Просто аттракцион какой-то. Сохранить семью и семейную атмосферу в условиях, когда тебя контролируют, непросто, получится не семья, а семейно-бытовое предприятие по воспитанию детей.

Мне эта инициатива кажется некой судорожной попыткой что-то исправить, причем бессистемно и неразумно. Я вообще не сторонник лишней помощи, я считаю, что помогать надо по необходимости, тому, кому в данный момент трудно. Бывает, что человек взял детей из детдома, а ему жить негде. Почему одиноким матерям не помочь? Многодетным?

И еще я не очень поняла – зарплату приемным родителям будут платить? Ведь это – не семья, а работа, совмещать ее с чем-то нереально. Взять сразу пятерых детей-инвалидов или детей старше 10 лет из детдома – психологически очень тяжело. С подростками нужно искать контакт, инвалидов реабилитировать, вообще-то и с одним-то ребенком из интерната забот хватает на весь день. Я брала сразу четверых, но это была необходимость, мои дети были в Разночиновке, их нужно было срочно забрать, чтобы спасти. Но мне было нечеловечески тяжело. Я не считаю, что это – невозможно, но это очень трудно, не факт, что люди выдержат. А если они не справятся, не потянут, что тогда? Возвращайте детей, отдавайте квартиру? Или вместе до конца героически мучиться?

Совершенно непонятно – к чему эти стахановские методы. Почему было не спросить тех, кто в теме, какие в Москве есть усыновители и какая им нужна помощь, чтобы они еще по одному ребенку приняли в семью.

Старт без «подушки безопасности»?

Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва:

Пилотный проект – новая попытка создать в Москве приемные семьи. Насколько она будет удачной – покажет время. На самом деле подобные проекты были в России, например в 1990-е годы многодетные приемные семьи организовывал и финансировал Российский детский фонд.

У нас приемные семьи проходят подготовку вместе с усыновителями и опекунами, но на самом деле для приемной семьи воспитание детей – работа. Это такой формат – воспитание ребенка за деньги. Во всем мире такие семьи проходят очень серьезную подготовку и постоянную переподготовку, кроме того, рядом с приемной семьей всегда команда сопровождения, которая подскажет и поможет. Такие семьи чаще всего используются для временного пребывания. Ребенка, попавшего в сложную жизненную ситуацию, помещают не в приют, а в приемную семью. Приемная семья –это семья вместо детского дома.

В России пока нет специальных программ подготовки приемных семей, их готовят в школах приемных родителей, и уровень этих школ в регионах очень разный. Когда мы спрашивали законодателей в Госдуме, которые писали закон об опеке, что они имели в виду под словами «приемная семья», они нам сказали что «приемная семья» - это профессиональная временная семья. Но никто, кроме законодателей, об этом не знает! В России разницу между усыновлением, опекой и приемной семьей осознают далеко не все, даже среди тех, кто в своей воспитывает детей из детдома и интерната. У нас все приемные родители являются скрытыми усыновителями.

Возможно, авторов пилотного проекта вдохновили детские деревни-SOS. В детских деревнях-SOS два основных недостатка – изоляция приемной семьи от общества и отсутствие в проекте пап. В пилотном проекте московских властей этих недостатков не будет, основан он на идее выделять квартиры приемным семьям, которые хотели бы взять еще детей. С моей точки зрения было бы правильно добавить к проекту базу для специальной подготовки приемных семей, подготовки именно для этого формата, более серьезной, чем для усыновителей. Специальная подготовка стала бы «подушкой безопасности» и для детей, и для родителей. А еще в идеале подобному проекту обязательно нужна поддержка в виде группы специалистов, врачей, педагогов, дефектологов, с которыми можно советоваться. Я очень надеюсь, что все эти компоненты появятся в процессе по мере его развития.

Есть еще один вопрос, на который у меня пока нет ответов. Что будет в случае возврата всех детей – понятно, родители не справились и выходят из проекта, дети снова оказываются в детском доме. А если не справились только с одним из детей? Возвращаются в свою «однушку» с четырьмя оставшимися детьми? Или возвращают назад «оптом»? Мне пока этот момент непонятен. Все моменты риска хорошо бы тщательно продумать. Непонятно так же, куда будут «выпускаться» приемные дети-инвалиды, лежачие, колясочники, инвалиды с ментальными нарушениями после того, как они достигнут 18 лет. В интернаты для взрослых? Пока в Москве нет мест для проживания таких людей с сопровождением.

Жизнь покажет

Мария Терновская, руководитель центра комплексного сопровождения семьи «Про-мама»:

Сейчас сложно что-то прогнозировать. Вполне может оказаться, что в Москве есть семьи, имеющие опыт, уже взявшие на воспитание нескольких детей указанных категорий. У них все получается, они чувствуют свой ресурс и вполне могли бы взять еще ребенка или двух при условии переезда в более подходящее жилье и наличия необходимых услуг по сопровождению, социальной поддержке, обучению и развитию в шаговой доступности.

Не знаю, можно ли на это решиться сразу, то есть сразу взять 5 таких детей, понимая особенности воспитания таких детей и свою ответственность. Может быть, такая семья и может найтись среди тех, кто уже раньше воспитывал приемных детей, и они уже выросли. Или это воспитатель из детского дома, или волонтер, который душой прикипел к данным конкретным детям. И вот ему создаются условия для организации своей и их жизни по-другому. При этом очень важно иметь дополнительную поддержку – в виде услуг.

Подготовила Алиса Орлова

Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Проект

Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов ,

Проект

детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

1.Наименование Проекта

«Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

2.Основание для разработки Проекта

1 Президентская федеральная целевая Программа «Дети России» Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172. Внесены изменения постановлением Правительства РФ от 11 августа 2007 г. № 511. Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р;

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН

3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»от 24.07.98г. №124

5. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120

6. Программа «Право ребенка», 1997г.

3.Разработчик Проекта

Гуфранова Надежда Вениаминовна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

4.Основной исполнитель и соисполнители Проекта

Основной исполнитель: Районный отдел образования исполнительного комитета Тукаевского муниципального района,

Соисполнители:

  • Исполком
  • Органы местного самоуправления
  • МОУ ДОД «ЦВР»
  • Общественные организации, волонтерское движение
  • Средства массовой информации;

6.Цель Проекта

  • художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

7.Задачи Проекта

  1. Создание условий в помещениях для занятий;
  2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;
  3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;
  4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;
  5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;
  6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.
  7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

8.Сроки реализации Проекта

2011 - 2012 года

9.Потребность в объемах и источниках финансирования Проекта

Потребность общего объема финансирования Проекта составляет:

2,5 млн. рублей:

Средства гранта – 1 млн. руб.

Муниципальный бюджет – 750 тыс. руб.

Внебюджетные инвестиции – 750 тыс. руб.

Потребность объема финансирования Проекта носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения ситуации, но в пределах установленных сумм.

10.Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта

  • Социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в объединениях художественно-эстетического направления:
  • Поднятие рейтинга школы между общеобразовательными учреждениями района;
  • Развитие у детей художественно-эстетического вкуса;
  • Расширение услуг дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями;
  • Формирование личности высокой общечеловеческой культуры
  • Удовлетворение социальных и культурных потребностей
  • Создание новых рабочих мест

Стр.

Введение______________________________________________________5

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

Ее решения.__________________________________________________ 6

Раздел II. Основные цели и задачи проекта.________________________ 7

Раздел III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.____________8-9

Приложения

Введение

Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, заботу о них берет на себя государство либо попечители, опекуны. Это обиженные судьбой дети и к ним нужен отдельный подход. Одним из условий реабилитации и адаптации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей является переориентация или развитие его интересов, способностей и возможностей. Успешно решит эти проблемы дополнительное образование.

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Проект содержит наиболее актуальные направления социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития, раскрытия детской души. Реализация Проекта предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных, грантовых источников финансирования

Проект носит комплексный характер и призван обеспечить формирование высокоэффективной и конкурентоспособной воспитательной деятельности, способствующей социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей.

Проект подготовлен коллективом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Круглое Поле» Тукаевского муниципального района.

программными методами

Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей, определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории, активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы «Дети России».

Дети-инвалиды, дети из приемных и опекаемых семей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности.

Реформирование политической, социальной и экономической жизни России обострило существующие социальные проблемы. Эти проблемы, в первую очередь, отражаются на жизнедеятельности семьи, а следовательно, затрагивают интересы детей. Наблюдается рост детей – сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть "социальных сирот" (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тыс. детей).

Отношение государства к детям, находящимся в жизненной экстремальной ситуации, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Необходимо создать такую систему социально-педагогической помощи ребенку, которая помогла бы быстрее адаптироваться в школе и чувствовать себя полноправным членом коллектива, а этому могут помочь объединения художественно-эстетического направления. «Искусство лечит», дети перестают себя чувствовать ущербными, брошенными.

II. Основные цели и задачи Проекта

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов и детей, из приемных и опекаемых семей, в условиях школы:

Художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

Наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития;

Перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе

Задачи Проекта; Создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в группах с обычными сверстниками, опираясь на методы «терапии творчеством»

1. Создание условий в помещениях для занятий;

2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;

3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;

4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;

5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;

6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.

7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.

Занятия в объединении благоприятно сказываются на эмоциональном, сенсорном, эстетическом развитии детей с особенной психикой. Во время совместных занятий творческой деятельностью создаются благоприятные условия для установления глубоких эмоциональных контактов и дружеских отношений между детьми, в том числе между детьми с особенностями развития и без таких особенностей. Таким образом, результатом работы в объединениях художественно-эстетического направления является усиление коррекционно-развивающего и интегративного эффекта наших программ в целом. Все дети на свете любят рисовать, работать с бумагой, петь и танцевать. Терапевтические индивидуальные занятия при работе с детьми развивают мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение: формируют умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; развивают художественный вкус и творческие способности, активизируют воображение и фантазию; способствуют созданию игровых ситуаций, расширяют коммуникативные способности; совершенствуют трудовые навыки, формируют культуру труда; развивают у обучающихся изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческую индивидуальностб. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Занятия предоставляют возможность для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений, освобождают, "расковывают" ребенка.

Выставки детского творчества моделей демонстрирует, в какой степени позволила нашим детям найти новые возможности для самовыражения, раскрыть внутренние способности, развить чувство формы и цвета. Демонстрация достижений каждого ребенка имеет важное социальное значение, поднимает авторитет и самоуважение каждого ребенка - участника работы в мастерской, является наглядной демонстрацией его возможностей и способностей.

Дети начинают постепенно осваивать изобразительное искусство, учатся делать проекты и включаются в исследовательскую работу не только культурологического направления, но и затрагивают другие области науки, такие как: география, биология, история и т.д. Дополнительное образование – это толчок к изучению других предметов, это адаптация и социализация личности в коллективе, это общение со сверстниками, которая делает их такими же как все. Они полностью растворяются в коллективе и получают реабилитацию. Наблюдения психолога школы до начала реализации проекта и в конце показали эффективность терапевтического воздействия работы в объединении для разных детей.

Приложение

Рабочий план реализации проекта для детей:

Мероприятия, запланированные для реализации проекта

Сроки проведения указанных мероприятий

Занятия детей в объединениях

С 01.09.2011 по 31.05.2012

Конкурс «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

С 10.09.2011 по 01.11.2011г

«Моя малая родина: природа, культура, этнос» Всероссийский конкурс

04.11-01.12 г.-региональный этап

02.12 г..-федеральный этап

«Лучший знаток государственной символики»

до 15.09.2011

«Театр здоровья»

до 01.11.11

«Лучший отряд юных инспекторов движения и лучший руководитель» Республиканский конкурс

Сентябрь 2011 – муниципальный этап, 10-28.10.11- республиканский (заочный) этап,

«Президентские спортивные игры»

Сентябрь- декабрь 2011- школьный этап, январь – апрель 2012 – муниципальный этап

«Спасение на пожаре» Всероссийский конкурс детского рисунка

до 20.09.2011 года

«Новое пространство России» Всероссийский конкурс социальной рекламы

09.09.11-

30.05.12

«Что не соринка, то картинка»

Декабрь2011

«Творческая семья» Республиканская выставка-конкурс

«Художественная обработка древесины» Республиканская выставка

Март-апрель 2012

«Алтын куллар» Республиканский фестиваль-конкурс хореографических коллективов

Март 2012

«Я, такой же, как ты!» Республиканский конкурс-выставка поделок для детей с ограниченными возможностями

Апрель 2012

АРТ-фестиваль IV Республиканский открытыйАРТ-фестиваль

Апрель 2012

«Жар-птица» Республиканский конкурс-выставка по декоративно-художественной росписи

«Поисково-исследовательские и творческие работы учащихся»

Октябрь

2012 г.

«Моё Я в Большой науке» имени Р.И. Утямышева Республиканская конференция исследовательских работ обучающихся

«Дебют в науке» Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

«Паруса науки» Региональный фестиваль исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Шаг в науку» Подготовка и проведение Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Детство без границ» Республиканский этап Международного фестиваля

«Свободно летающие модели» Республиканские лично-командные соревнования школьников

Зимний этап, летний этап (по отдельному плану)

«Судомоделизм (младшие школьники)» Первенство России

Апрель 2012

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Леонардо»

Ноябрь-апрель 2012г.

Экскурсия в Казань

Осенние каникулы

Экскурсия в Москву, посещение Кремля, Третьяковской галереи и т.д.

Зимние каникулы

Экскурсия в Санкт-Петербург, посещение Эрмитажа, Петергофа, Царскосельского лицея и т.

Весенние каникулы.