Психология ребенка 6 лет. Воспитание шестилетнего мальчика

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.


    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.


    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».



    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.



    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.


    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.



    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    Воспитание детей 6 - 7 лет

    Период 6-7 лет - возраст перемен: ребенок находится на границе между старшим дошкольником и младшим школьником. Его поведение заметно меняется, ребенок уже четко усвоил социальные нормы и правила поведения, он становится менее импульсивным, может сдерживать свои агрессивные побуждения, отстаивать свое мнение и убеждения перед детьми и взрослыми, приходить на помощь друзьям, справедливо распределять роли в игре.

    Отношения с ровесниками

    Всё большее значение для ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. Для малыша очень важно иметь свой круг общения с постоянными друзьями. Старайтесь поддерживать его в этом стремлении. Договаривайтесь с родителями его друзей о совместных прогулках, приглашайте этих детей к себе в гости.

    В случае возникновения затруднительных ситуаций с друзьями, помогите ребенку разобраться в том, что произошло, и найти оптимальный выход.

    В этом возрасте появляется интерес к противоположному полу, тщательно скрываемый за показным пренебрежением или, наоборот, проявляющийся в виде искренних и непосредственных «ухаживаниях».

    Расскажите в доступной форме своему ребенку о предназначении и взаимоотношениях мужчин и женщин.

    Общение с родителями

    Малыш начинает больше играть со своими сверстниками и несколько отдаляется от родителей. Это вполне закономерно, и этому ни в коем случае нельзя препятствовать, руководствуясь родительской ревностью. Помните, что все равно вы остаетесь для своего ребенка самыми значимыми людьми в его жизни и самыми главными учителями.

    Старайтесь, чтобы ребенку было интересно с вами. Делитесь с ним своими знаниями (теперь он способен воспринимать довольно сложную информацию), посещайте вместе интересные выставки и музеи.

    Мастерите вместе с ребенком, учите его обращаться с различными инструментами и орудиями труда.

    Обсуждайте события вашей общей жизни и то, что волнует ребенка. Побуждайте его задумываться над различными вопросами.

    Со вниманием относитесь ко всем его выдумкам или рассуждениям.

    И помните, если ребенок будет знать, что он всегда может рассчитывать на вас, ему будет легче общаться с другими людьми.

    Развитие ребенка и подготовка к школе

    Психологическое развитие ребенка претерпевает прогрессивные изменения, его физические возможности еще больше укрепляются, а умственные способности расширяются. И в скором времени ведущим видом деятельности малыша станет интеллектуальное обучение.

    Не за горами тот день, когда малыш переступит порог школы. Тогда ему придётся довольно много времени заниматься тем, что требует от него взрослый, а не тем, чем хочется в данный момент. Желательно, уже теперь понемногу приучать ребенка к новым для него видам деятельности, развивать усидчивость и внимание. Но, конечно же, у малыша должно оставаться много времени на дела, которые интересны лично ему, ведь он по-прежнему испытывает большую потребность в игре. А занятия под руководством взрослого должны носить целенаправленный, но в тоже время игровой и занимательный характер. Таким образом, в игре будет продолжать формироваться произвольность и управляемость поведением.

    Готовность ребенка к школе влияет на успешность его дальнейшего обучения. Под готовностью к школе педагоги понимают не знание цифр и букв, а прежде всего мотивационную готовность , то есть наличие у ребенка желания учиться и интерес к получению знаний (познавательная мотивация). Как этого добиться? У каждого нормально развивающегося ребенка уже есть заложенный от природы огромный потенциал способности к обучению; он жаждет получать новые знания и умения, он желает покорять новые вершины. Поэтому более правомерен вопрос: как это не потерять?

    Многие родители в последний год перед школой особенно усиленно занимаются с ребенком. Старайтесь, чтобы ваши занятия никогда не превращались в нудную обязанность и всегда носили характер игры, творчества, чтобы во время них ребенок почаще совершал свои, собственные открытия.

    Если вы решили водить малыша на специальные занятия по подготовке к школе, выберите для него яркого педагога, с которым ребенку будет интересно. Помните, что лучше никак не заниматься, чем привить малышу отвращение к учебе скучными заданиями (ведь скука для ребенка так же тяжела, как наказание). Самое главное - не отбить у ребенка желания учиться!

    Рассказывайте ребенку о школе, о том, как вы в ней учились, чем занимались на уроках, что делали на переменах, какие оценки получали, что вам дало обучение в школе и т.д. Это поможет малышу психологически настроится на новую школьную жизнь, снимет некоторую боязнь перед неизведанным, так как многие дети, мечтая поскорее стать школьниками, все-таки побаиваются идти в школу.

    С точки зрения психолога

    Ниже мы приведем интересные на наш взгляд выводы нескольких ведущих отечественных детских психологов:

    Венгер Л. А. считал, что «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

    Л.И. Божович и А.И.Запорожец считают, что «…Готовность к школе складывается из определенного уровня развития мышления, познавательных интересов, волевой регуляции поведения, принятия ребенком позиции школьника».

    На что же ещё следует обратить внимание, определяя уровень подготовленности ребенка к школе?

    Согласно классификации детского психолога Леонида Александровича Венгера существует ряд основных психологических отклонений у ребенка дошкольного возраста:

    . связанные с умственным развитием (к ним относятся проблемы с памятью, вниманием, трудности в освоении новых знаний, умений и навыков);

    . связанные с поведением детей 5 - 7 лет (это: недисциплинированность, агрессивное поведение, грубость, неуправляемость, лживость);

    . связанные с эмоциональным фоном (депрессии, усиленная возбудимость, тревожность, эмоциональная нестабильность, заниженная самооценка, сниженное настроение);

    . связанные с коммуникативностью детей (необщительность, неадекватное стремление к лидерству, заносчивость, обидчивость, проблемы в общении);

    . связанные с неврологией (к ним относят утомляемость, головные боли, бессонницу).
    Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает какие-либо из вышеперечисленных трудностей, обратитесь к хорошему детскому психологу или невропатологу, который поможет их вовремя преодолеть или существенно снизить.

    Воспитание ответственности

    Завершается пора дошкольного детства, на этом этапе желательно особое внимание обратить на развитие таких качеств как ответственность, чувство долга и добросовестность.

    - Предварительное знание. В семье по соглашению всех членов семьи заранее должны быть установлены правила: например, компьютер включаем только с разрешения родителя, игрушки и вещи не разбрасываем (причём, последнее относится ко всем членам семьи).

    - Домашние обязанности. В этом возрасте ребенок уже должен иметь свои домашние обязанности, пусть пока не сложные: помочь убрать со стола после ужина, полить цветы, помыть пол в ванной. Подключайте его к повседневной домашней работе (даже если у вас есть домработница).

    - Результат работы. Хвалите и благодарите малыша за сделанную работу, но заслуженно. Приучайте его к добросовестному отношению к делу. Для этого выделяйте ребенку собственный участок работы, когда он помогает вам что-то делать, чтобы он мог легко увидеть и оценить качество собственной работы (например, при мытье пола, выделите ему свой «участок»). Учите малыша этому и терпеливо приучайте исправлять некачественно сделанную работу.

    - Возможность выбора. У ребенка должна быть возможность выбирать не только действия, но и последствия своих поступков. Например, или мы сейчас вместе убираемся и пораньше идём гулять, или ты ждёшь, пока я уберусь, но тогда у нас на прогулку останется намного меньше времени.


    - Ваша реакция на плохое поведение ребенка должна быть недолгой.
    Если ребенок сделал что-то не так, вы должны один раз ему коротко объяснить непозволительность подобных действий, помочь устранить последствия его «оплошности» и больше не напоминать о проступке. Бывает, мамы, чтобы побольнее наказать ребенка, лишают его самого дорогого - общения с мамой - и могут по 2-3 дня не разговаривать с собственным чадом. Это непозволительная ошибка.

    Материал к занятию.

    Дети на 6 году жизни активно готовятся к поступлению в школу. Это самый ответственный период в жизни как ребенка, так и его родителей, ведь от знаний и умений будет зависеть зачисление в первый класс. Существует ряд критериев, по которым оценивается физическое, психическое и эмоциональное развитие шестилетнего дошкольника. Эти нормы определяют теперь не только врачи – педиатры, психологи, неврологи, - но и педагоги.

    1. Легко ориентируется в пространстве, быстро адаптируется в незнакомых местах.
    2. Имеет начальные географические сведения: знает название и столицу своей страны, называет другие страны и их жителей (Америка – американцы, Англия – англичане).
    3. Умеет определять время не только по цифровому табло, но и по стрелочному.
    4. На рисунках находит до 10 малозаметных отличий.
    5. Сравнивает предметы по высоте или длине, ширине или глубине.
    6. Способен воспроизвести печатные буквы. Прописные буквы дети 6 года жизни, как правило, не умеют писать. Специалисты и не советуют самостоятельно учить этому: ребенок должен держать ручку при письме правильно, от этого зависит его почерк.

    Делая выводы о мыслительных процессах дошкольника, специалисты оценивают не только общие показатели, но и отдельные критерии.

    Логическое мышление

    Логика к этому возрасту достаточно развита, и иногда приходится только удивляться суждениям вчерашнего малыша. Он излагает свои мысли точно и ясно, следит за ходом собственных рассуждений. Любит всевозможные логические ребусы и загадки, сам с удовольствием придумывает интересные задачки:

    • подбирает обобщающее слово к ряду предметов и, наоборот, может распространить данное слово однородными;
    • выделяет «лишний» предмет в предложенном ряду, составляет подобные ряды слов самостоятельно;
    • находит причинно-следственные связи в окружающих явлениях;
    • делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного.

    Видео: Примеры загадок для дошкольника 6 лет.

    Математические знания

    Для поступления в первый класс шестилетний дошкольник должен продемонстрировать следующие знания и умения:

    • без труда досчитать до 10 (возможно, и больше) и обратно;
    • точно определить количество предметов в пределах знакомых цифр;
    • знать графическое изображение цифр, писать их самостоятельно;
    • самостоятельно сравнивать количество предметов в пределах 3-5 единиц;
    • решать простые примеры на сложение и вычитание (чаще всего на наглядном материале);
    • знать многие геометрические фигуры, в том числе и сложные, изображать их на бумаге.

    Образное мышление

    Ребенок в 6 лет начинает мыслить творчески, он уже работает не по образцу, в его голове возникают собственные образы. Так создаются фантастические животные из пластилина и бумажные замки, нарисованные картины и мозаичные узоры. Из конструктора или множества кубиков он сооружает здания и башни не по схеме, а по своему воображению.

    Шестилетние дети любят играть с песком. Только теперь они строят целые города с подземными ходами и тоннелями, выкапывают траншеи и пруды, украшая их природными материалами.

    Услышанные сказки или рассказы ребенок может дополнять своими подробностями или полностью переделать их. Это не означает, что он забыл или перепутал, это свидетельство его развивающейся фантазии и творческого мышления.

    Знания об окружающем мире

    Представления о мире достаточно широки и постоянно пополняются новыми сведениями, взятыми из прогулок, рассказов взрослых, из книг, картинок и рисунков:

    • знает все предметы, которые его окружают, без запинки называет и показывает их;
    • по описанию, главным отличительным чертам угадывает любой из знакомых предметов;
    • самостоятельно выделяет важные составляющие в предмете или явлении;
    • знает многих животных и птиц, их детенышей;
    • может назвать диких и домашних животных, зимующих птиц и перелетных;
    • различает деревья и кустарники, помнит их названия, находит и показывает их на прогулке;
    • знает и называет по порядку времена суток, дни недели, названия месяцев и времена года.

    Внимание и память

    Все психические процессы в 6 лет развиты практически полностью, с каждым годом они будут только совершенствоваться. Ребенок уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 20 минут при условии, что оно ему интересно. В основном же для продолжения требуется пятиминутный перерыв, за который дошкольник отдыхает и отвлекается, после чего заканчивает начатое дело.

    Над непроизвольной памятью начинает преобладать память произвольная. Ребенок намеренно повторяет несколько раз строки из стихотворения, чтобы запомнить его, так же он поступает с незнакомыми словами. Ребенок способен запомнить и рассказать объемные стихотворения с выражением, пересказать недавно услышанную сказку или детский рассказ. Из 10 слов, произнесенных взрослым, сразу же повторит до 7 слов, а спустя время – до 5.

    Речь

    Активный словарный запас ребенка достаточно велик и разнообразен. Его речь понятна окружающим. Многие шестилетние дети уже умеют читать по слогам, хотя назвать это абсолютной нормой нельзя. Однако в этом возрасте они должны знать все буквы и уметь отличать их от звуков, на названную букву называть слово. Речевые навыки, по которым определяют, что ребенок должен уметь говорить в 6 лет, сводятся к следующему:

    1. Использует слова всех частей речи, строит сложные синтаксические конструкции, используя однородные члены, сложные предложения, причастные обороты.
    2. Владеет синонимами, может образовывать уменьшительно-ласкательные слова, заменяет повторяющиеся слова местоимениями.
    3. Регулирует силу голоса, интонацию, эмоциональную выразительность своей речи.
    4. Находит названную букву в слове, показывает картинки или предметы, которые начинаются с нужной буквы.
    5. Делит слово на слоги. Распространенной ошибкой является то, что родители, не зная сами правила деления слов на слоги, учат детей, которых потом сложно переучивать. Все обучение, касающееся письма и чтения, лучше предоставить педагогам.
    6. Четко произносит все звуки, включая. Если какие-то звуки ребенок заменяет или вовсе пропускает в речи, нужны занятия с логопедом. Это тот возраст, когда проблемы с речью решаются достаточно быстро при правильном подходе, в более поздний период исправить произношение будет гораздо сложнее.

    Диалоговая форма разговора все еще преобладает, однако малыш уже вполне способен произнести монолог. В процессе монолога можно заметить, что ребенок остановился, потерял мысль. Здесь желательно помочь продолжить речь, задавая вопросы, тем самым поддерживая разговор. Такие монологические рассказы нужно поощрять, стараясь, чтобы ребенок как можно дольше говорил сам. Развитие устной монологической речи – один из серьезных критериев оценки при прохождении собеседования для поступления в школу.

    Видео: Развитие речи дошкольника. Консультация логопеда.

    Физическое развитие

    Ребенок 6 года жизни очень подвижен, практически не сидит на месте. Любит игры, связанные с прыжками или бегом. Отлично владеет своим телом, координация развита, движения точны и уверенны:

    • ходит по бревну или перекладине;
    • быстро забирается по вертикальной лестнице;
    • подтягивается на перекладине несколько раз;
    • перепрыгивает через препятствия – в высоту и длину;
    • подолгу стоит и прыгает на одной ноге;
    • хорошо владеет мячом: бьет по нему, не промахиваясь, ловит, кидает другому игроку или в цель.

    Мелкая моторика

    Движения рук ребенка в 6 лет слаженные и точные, он способен полностью их контролировать:

    • правильно держит ручку, карандаш и кисточку;
    • лепит сложные фигуры из пластилина с использованием мелких деталей – глазки, лапки, хвостик;
    • вырезает ножницами фигуры по контуру, не выходя за него;
    • собирает мелкие предметы по одному;
    • вдевает нитку в иголку, пришивает самостоятельно пуговицу;
    • проводит прямые и волнистые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
    • по клеточкам дорисовывает недостающую половину симметричного рисунка.

    Социальная адаптация

    Социальные навыки вырабатываются, как правило, в ходе игры, правила которой он внимательно выслушивает и следует им, ожидая при необходимости своей очереди.

    Полностью развиты навыки самообслуживания. Ребенок без напоминания выполняет все гигиенические процедуры, вплоть до вечернего купания. Без помощи родителей способен подогреть себе еду, накрыть на стол, вымыть посуду.

    Дети этого возраста с удовольствием помогают родителям. Не стоит препятствовать их энтузиазму, и тогда привитые в игровой форме навыки надолго запомнятся, со временем войдут в привычку.

    Уверенно чувствует себя среди незнакомых людей, если рядом находится кто-то из близких, не теряется в общении со взрослыми, отвечает на их вопросы. Легко заводит новые знакомства. В 6 лет у ребенка появляются настоящие друзья, с которыми он предпочитает общаться более остальных.

    Очень важно научить ребенка быть уступчивым, находить компромисс в спорной ситуации, контролировать свои эмоции . Он должен осознавать свои ошибки, уметь оказывать помощь и проявлять сочувствие.