Римские праздники, италия. «Хлеба и зрелищ!»: праздники Древнего Рима, Греции и Египта

Власть Древнего Рима охватывала огромные территории. Колоритная культура покорившихся стран оказала влияние на империю. Культура Рима воссоединила в себе древние обычаи покорившихся народов с культом личности высшего носителя власти - императора. Ведь он обожествлялся на всей территории Рима. Это помогло избежать потери идентичности римской культуры, несмотря на воздействие со стороны других народов. Она имела свою идею, свой стержень.

Праздники включали в себя соревнования, религиозные и политические события. Из-за тяжелой политической обстановки в империи, где целиком и полностью все подчинялись вождю-диктатору, требовалось чем-то отвлечь простых людей. Поэтому празднования в Древнем Риме отвечали лозунгу народа: «Хлеба и зрелищ!»

Большое внимание уделялось религиозным праздникам. В люди считали, что каждый предмет имеет душу. И подарил ему эту душу определенный бог. Поэтому они поклонялись божествам, которые, по их мнению, могли принести им и богатство, и горе. Поэтому празднования, в основном, включали в себя преподнесение даров богам, чтобы задобрить их.

Многие праздники сохранились и по сей день. Их отмечают не только в Италии, но и по всему миру. Основные древнеримские праздники, их происхождение, традиции мы и рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

Мартовские иды

В Древнем Риме не было неделей и дней. Для отсчета времени они использовали иды, ноны и календы. Иды - это середина месяца. Это было 15 число в июле, октябре, марте и мае. В остальные месяцы иды приходились на 13 число. В этот день жрецы бога Юпитера приносили в жертву овцу.

Во время правления Цезаря появился новый римский календарь - юлианский. Из-за этого иды потеряли свое значение. Однако чем же выделились иды в марте? Этот день стал роковым. Он повлиял на ход истории в целом.

15 марта праздновали Новый год и чествовали богиню Анну Перенну. Около реки Тибры устанавливали шалаши из молодой зелени и располагались там или же под открытым небом. В этот день люди много обнимались, пили и пели непристойные песни. Проводился обряд сожжения Анны Перенны в образе вредной старухи. Существует миф о том, как Марс обратился к Анне за помощью. Он хотел добиться благосклонности молодой Минервы. Анна Перенна пообещала помочь. Позже к Марсу на самом деле пришла Минерва в свадебном одеянии. Когда он бросился ее целовать, с нее спали покровы, и пред ним предстала сама Анна. Она высмеяла его, не стесняясь в выражениях. Эта легенда стала основой для многих песен, которые пели 15 марта. Интересным фактом является то, что в некоторых городах Италии и по сей день проводится обряд сожжения богини.

Но Мартовские иды больше известны из-за другого события. 15 марта был убит Юлий Цезарь. Его убили республиканцы, считавшие, что это поможет сохранить Республику. Но вышло совсем наоборот. Это лишь ускорило ее падение.

Известно, что задолго до 15 марта прорицатель предупреждал Цезаря об опасности на Мартовские иды. Но горделивый правитель так и не окружил себя охраной. Он говорил о том, что лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти.

Одним из заговорщиков был Брут, который являлся близким другом Цезаря. Он даже считал его своим сыном. Последними словами, после которых он перестал сопротивляться нападению, были: «И ты, Брут!» Так Мартовские иды стали символом трагического события.

День Нептуна

Нептун в древнеримской культуре являлся богом морей и водных потоков. Во времена засухи люди просили его предотвратить засуху, ведь из-за нее мог погибнуть урожай, от которого они так зависели. 23 июля - один самых жарких дней. Поэтому в этот день праздновался Нептуналии или по-другому день Нептуна. В этот день народ также сооружал шалаши на берегу. Также приносили жертвы Нептуну и его жене.

Существует другая версия происхождения праздника Нептуна. Во времена, когда моряки еще не могли заранее узнать погодные условия, ширину и долготу, у экватора их корабли могли простаивать не только дни, но и недели. Так, в момент, когда заканчивалась провизия, моряки просили милости покровителя морей и океанов.

Сегодня праздник Нептуна в наибольшей степени связан с мореплаванием. В России его начали проводить для того, чтобы скрасить монотонные будни моряков. Но и обычные люди с радостью отмечают день Нептуна. Это один из самых жарких летних дней. Поэтому люди обливают друга водой и купаются. Обязательно присутствие самого покровителя морей и океанов. Кто-то наряжается, как Нептун. Должна быть борода серебристого цвета. В руке бога всегда трезубец, которым он управлял водным пространством. Нептун появляется в окружении русалок. Проводятся конкурсы и игры для детей.

День Цереры

Цереалии - праздник Древнего Рима в честь Цереры. Она - богиня плодородия. Считалось, что богиня учила людей возделыванию полей и являлась покровительницей материнства. В гневе могла наслать на человека безумие. В разных источниках отмечены разные даты празднования. Примерно оно приходилось на 11-12 апреля и затягивалось на 8-9 дней. В праздник Цереры проводились кровавые жертвоприношения: чаще всего зарезали свиней.

Народ одевался в белое, а головы вязали венки. Празднование началось с торжественного шествия в цирк. Там проводились конные соревнования. Люди устраивали трапезы, на которые мог прийти любой желающий. Так они просили Цереру дать им сытную пищу и хороший урожай.

Также проводилась травля лис. К их хвостам привязывались марки, которые предварительно святили. После этого животных выпускали в цирке.

День Юноны

По-другому этот день называется Матроналии, произошедший от слова «матроны». Получается, что отмечали этот праздник лишь замужние дамы. Матроналии - большой женский праздник. Он отмечался не 8 марта, как это принято сейчас, а 1 марта. В этот день дамы, состоящие в законном браке, получали подарки от своих мужей и детей. После они раздавали всем указания и должны были подарить безделушку рабыням, а рабам - еду. На голову женщины надевали венки из цветов и облачались в свои лучшие одежды. Так они отправлялись в храм Юноны. Они приносили в жертву богине цветы и молили ее о легких родах. В это время их мужья молились о крепком браке и о здоровье супруги.

Праздник Юноны схож с современным днем Матери. Ведь в Древнем Риме не приветствовались женщины в браке, но без детей.

Также с этой датой связано важное историческое событие. А именно, заключение перемирия между римлянами и сабинами, к слову, которое произошло благодаря сабинским женщинам.

Римский Новый год

Долгое время Новый год римляне отмечали 1 марта. И связан он был с началом полевых работ. Однако, когда Гай Юлий Цезарь ввел новый римский календарь, то празднование Нового года сместилось на 1 января. Само название месяца «январь» произошло от имени бога Януса. Именно его чествовали в Новый год. Интересным символом начала нового года является то, что Янус был двуликим богом. По легенде одним ликом он смотрел вперед в будущее, а вторым - в прошлое. Янус открывал небесные врата и выпускал солнце, а когда наступала ночь, снова закрывал их.

В этот люди украшали свои дома и приглашали гостей. Даже рабы отмечали Новый год вместе со своими хозяевами.

Наша замечательная традиция дарить друг другу подарки в Новый год пришла именно из Древнего Рима. Люди преподносили другу монеты, с изображенным на них богом-покровителем Нового года, ветви лавра и другие подарки. Хорошим обычаем стали и новогодние пожелания друг другу. Люди желали удачи в Новом году, иногда поздравления сопровождались добрыми шутками.

Народ преподносил подарки своему императору. На первых порах это было по желанию людей. Но впоследствии этот обычай перестал быть добровольным. Народ был обязан сделать подарок.

Стоит отметить, что императоры не оставались в стороне и тоже дарили подарки своему народу. Существует легенда о том, что однажды Юлий Цезарь подарил одному рабу самый дорогой подарок - свободу.

Печально известный император Калигула в Новый год выходил на площадь, где принимал подарки от подданных, при этом прислуга записывала, кто подарил и что именно.

Празднованию Нового года предшествовал праздник Сатурналии, о котором сейчас и пойдет речь.

Сатурналии

Этот праздник Древнего Рима назван в честь Сатурна - царя царей или бога плодородия и аграриев. Начинали отмечать Сатурналии с 17 декабря. В этот день закрывались магазины, детей распускали из школ по домам, провинившихся рабов не наказывали, преступников не казнили и не судили.

Изначально, это был праздник крестьян. Ведь во вторую половину декабря заканчивалась жатва. Отмечался праздник Сатурналий в Древнем Риме скромно и всего один день. Но в дальнейшем он приобрел популярность и его стали отмечать все сословия.

Бытует мнение, что карнавалы появились именно в период празднования Сатурналии. Даже самые знаменитые карнавалы берут начало из Древнего Рима. Очень схож этот праздник с карнавальными шествиями. Первоначально делались приношения Сатурну - у его храма начинался фестиваль и так называемая «неделя безделья». Название произошло от того, что празднование в последние годы Республики достигало 7 дней.

Рабы и их хозяева менялись одеждой. Также владелец не мог отказать своему рабу ни в чем. Они сидели и праздновали за одним столом. Хозяин прислуживал рабу. После празднования он не имел права наказать раба за поведение во время Сатурналии. Современные карнавалы взяли именно этот обычай с переодеванием за основу. Традиционным подарком были восковые свечи и фигурки из теста.

Празднования в честь Флоры

Флорарии - праздник, посвященный богине Флоре. Флора покровительница цветов и юности. Празднования проводились с 28 апреля по 3 мая. В эти дни народ украшал свои дома гирляндами из цветов. Женщинам строго запрещалось носить яркую, разноцветную одежду, но в дни празднования Флоралии дамы были одеты именно так. Они танцевали и веселились. Весь народ в период празднований в честь богини Флоры пировал. В один из дней празднования проводились соревнования.

По мнению римлян, праздник в честь богини Флоры способствовал хорошему урожаю плодовых деревьев. По этому не отмечать его было нельзя.

Либералии

Либералии жителями Древнего Рима отмечались 17 марта. Этот праздник в честь Либера, покровителя оплодотворения, и Цереры. В этот день молодые юноши, достигшие совершеннолетнего возраста, получали и впервые надевали белую тогу. Это означало, что с этого момента человек считается полноценным гражданином Рима и он больше не ребенок. Теперь молодой человек может голосовать, уйти из отчего дома, создать свою семью.

Сначала Либер и его женская параллель - Либера почитались лишь низшими сословиями. Однако, в дальнейшем произошло уравнение сословий. После этого Либера начали почитать наравне с такими богами как Марс, Венера и т. д.

В дальнейшем бог Либер стал покровителем свободных самоуправляющихся городов. Ведь даже его имя переводится, как «свобода».

17 марта жители Древнего Рима надевали маски из коры, веселились и пели непристойные песни. Порой доходило до откровенной распущенности. В этот день сооружали из цветов эрегированный половой член. В Древнем Риме это считалось символом плодородия, а также начала новой жизни.

Более поздние описания Либералии говорят о том, что обряды в этот день включали в себя сексуальные оргии, и даже человеческие жертвоприношения. Получается, что Либер был скорее не богом свободы, а покровителем освобождения от правил.

Еще бог Либер приходился покровителем виноградства. Празднование именно 17 марта выбрано не случайно. В этот день был сбор винограда.

Не обходилось в праздник Либералии в Древнем Риме без жертвоприношений. В этот день обычно резали коз.

Позже Либера стали отождествлять с Вакхом, покровителем виноделия.

Венералии в Риме

Древнеримский праздник Венеры приходился на 1 апреля. Апрель - середина весны. Это время года ассоциируется с теплом, любовью и красотой. Венералии - праздник в честь богини Венеры. Она изначально была покровительницей весны, плодородия и цветов. В дальнейшем образ Венеры отождествляли с древнегреческой Афродитой. Поскольку считалось, что Венера - мать Энея, а его потомки основали Рим, она стала покровительницей римского народа.

Символом Венеры было растение мирт. Поэтому 1 апреля плели венки из этого растения и надевали их на голову. Проходили массовые купания в общественных бассейнах.

По большей части Венералии - женский праздник. В этот день женщины молили Венеру о помощи в отношениях с мужчинами. В этот день они прятали от богини все украшения и драгоценности. Статую Венеры омывали водой и подносили ей цветы. Происхождение обычая с купанием и омыванием статуи богини связано с тем, что Венера отождествлялась с Афродитой, которая по легенде возникла из пены морской.

Римские Вакханалии

Этот праздник один из самых развратных в Древнем Мире. Он посвящен Вакху - покровителю виноделия и символу периодической смерти и возрождения. Отмечали его 17 марта.

Изначально это был женский праздник. Мужчин на празднование не допускали. Женщины в этот день в роще у холма, где сейчас практически центр Рима, раздевались догола и устраивали дикие танцы.

Однако со временем к празднованию допускались и мужчины. Из-за этого танцы переродились в оргии. Известно, что не столько разврата было между мужчиной и женщиной, сколько между мужчиной и мужчиной. Если кто-то противился и не хотел сношения, то этого человека приносили в жертву Вакху.

Огромное множество людей участвовало в данном мероприятии. Среди них были известные лица и члены знатных семей. Позже появилось правило, согласно которому людей, моложе 20-летнего возраста, посвящали в так называемое «таинство». Несогласных сбрасывали в подземную бездну. Объяснялось это тем, что людей забрали боги.

Эта традиция получила широкое распространение. В праздновании участвовали до 7 тысяч человек.

Однако в скором времени было проведено расследование и Вакханалии в Древнем Риме запретили. Лидеров и организаторов массово казнили. Их обвиняли в растлении, убийствах и других жестоких преступлениях.

Так завершился разгул Вакхналий. Однако совсем он не исчез. Просто организаторы стали осторожнее. Не было общественной огласки и такого массового скопления людей.

  • Март - во Дворце Канцелярии проходит единственный в мире Международный фестиваль клавесинной музыки.
  • 9 марта - благословение автомобилей возле церкви Санта Франческа Романа.
  • Апрель - весенний фестиваль искусств на Виа Маргутта. До конца мая лестницу на площади Испании будут обрамлять кадки с розовыми азалиями.
  • Международный конкурс и парад скаковых лошадей на ипподроме площади Сиена в парке виллы Боргезе .
  • Страстная пятница. Крестный ход внутри Колизея и вокруг него. Папа Римский несет деревянный крест на холм у развалин Форума.
  • Пасха. Торжественное обращение Папы «Urbi et Orbi» - «Городу и миру» - на площади Святого Петра.
  • 21 апреля - праздник основания Рима (753 год до нашей эры).
  • 1 мая - День труда.

ЛЕТО

  • Июнь - открытие фестиваля искусств «Римское лето». Концерты, кинопремьеры, спектакли продлятся до осени.
  • Одновременно вдоль Тибра оборудуются ярмарочные павильоны. Области Италии выставляют на продажу и дегустацию свои вина и продукты, изделия народных промыслов.

    О «Римском лете» из первых уст можно узнать на официальном сайте www.estateromana.comune.roma.it

  • Июль - открытие летнего сезона римской оперы . Спектакли проходят в парке виллы Боргезе и возле развалин терм Каракаллы.
  • Римский джазовый фестиваль в олимпийском спорткомплексе Форо Италико с участием мировых звезд.
  • 5 августа - праздник «Снежной Мадонны» возле базилики Санта Мария Маджоре. Искусственный снег - конфетти и белые лепестки цветов - в честь непорочной Девы Марии.
  • 15 августа - праздник Феррагосто, отмечаемый со времен императора Августа. В середине месяца Рим почти пустеет, закрываются лавки и рестораны, по городу бродят только изнывающие от жары толпы туристов.

ОСЕНЬ

  • В начале сентября - праздник сбора урожая в базилике Константина и Максенция на Форуме. Народная музыка и первый виноград.
  • Октябрь - открытие концертного сезона в филармоническом зале национальной музыкальной академии «Санта Чечилия».
  • Ноябрь - открытие сезона в римском Оперном театре.
  • Серия показов моделей одежды весенне-летнего сезона.

Праздник спорта – римский марафон, проводимый с 1982 года. О времени проведения, результатах и прочем, так же можно узнать на официальном сайте мероприятия www.maratonadiroma.it

ЗИМА

  • 8 декабря - праздник Непорочного Зачатия Девы Марии, покровительницы Рима .
  • На площадях и в храмах устанавливают «ясли» или «вертепы», изображающие сценки Рождества Христова. Самый большой вертеп - в центре площади Святого Петра, рядом с огромной елью. На пьяцца дель Пополо открыта выставка «яслей» из многих стран мира.
  • 24 декабря - Папа Римский служит полуночную рождественскую мессу в соборе Святого Петра. Вход по пригласительным билетам.
  • 25 декабря - Рождество Христово.
  • 1 января - новогодний праздник. Шествие со свечами в катакомбах Святой Присциллы, где захоронены первые христиане.
  • 6 января - праздник феи Бефаны, веселой Бабы-Яги: на

Праздники и события Рима 2019: самые главные фестивали и яркие события, национальные праздники и мероприятия в Риме (Италия). Фото и видео, описания, отзывы и время проведения.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

21 апреля 2019 День основания Рима

Ежегодно в полдень 21 апреля солнечный луч, проникающий через отверстие в куполе римского Пантеона попадает точно на входной портал. Считалось, что так сами боги приглашают владетеля вечного города в свою обитель и награждают его властью над смертными.

15 июля — 15 сентября 2019 Музыкальный фестиваль «Тестаччо Вилладж»

20 — 27 июля 2019 Праздник Ноантри

8 — 9 сентября 2019 Белая ночь в Риме

14 декабря 2019 Праздник рогоносцев

31 декабря 2019 Новый год в Риме

Столица Италии - это удивительный по красоте город со своей многовековой историей и традициями. В ее календаре отмечено множество праздников и значимых дат, встреча которых проходит со всей пышностью, присущей итальянцам. Римляне не только любят развлекаться, но и умеют, и потому любое событие в городе превращается в красочное зрелище.

В Риме Рождество принято отмечать в кругу семьи за праздничным обедом, в который обычно входят морепродукты и домашние тортеллини, а на десерт подается пирог panettone и вино. Также по традиции в этот день друзья и коллеги дарят друг другу подарки и ходят в гости.

Самым главным моментом праздника считается торжественное благословение Папы Римского «Urbi et Orbi» с центрального балкона базилики Святого Петра, которое всегда проходит 25 января в 12 часов дня.

В целом же в период Рождества в Риме царит удивительная атмосфера: рождественские вертепы, песнопения и праздничный базар дарят ощущение настоящего праздника.

Каждый год в Риме с конца февраля по начало марта (после Мерколеди дей Ченери) проходит красочный карнавал, который уходит корнями в Средневековье. Длится он около двух недель, и в это время на главных площадях города пьяцца дель Пополо, пьяцца Навона, пьяцца Спания и виа дель Корсо можно увидеть праздничные шествия людей в карнавальных костюмах и масках, различные выступления и фейерверки.

В День основания города, который римляне празднуют 21 апреля, все торжества проходят на Капиталийском холме. Неизменные атрибуты праздника - выступление мэра города, а также концерт и салют. Кроме того в этот день все желающие могут посетить Музеи Капитолия совершенно бесплатно.

Пасху по праву считают самым главным католическим праздником в Риме.

Пасхальная неделя начинается в конце апреля с Чистого четверга, во время которого можно посетить мессы в Ватикане. Далее идет Страстная пятница во время которой можно увидеть торжественное католическое шествие от Колизея к Палатинскому холму. Во время Страстной субботы Папа Римский начинает Пасхальную Виргилию, а в Пасхальное воскресенье служит мессу на площади Святого Петра.

Квинкватрии (лат. Quinquatrus или лат. quinquatria )- Древнем Риме праздник в честь Марса и особенно Минервы, с 19 по 23 марта. Ложно понятое название праздника, означающее собственно пятый день после ид, привело впоследствии к тому, что праздник в честь Минервы справлялся пять дней сряду. В нём принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, всякого рода ремесленники и художники, врачи и поэты.

В июне цех флейтщиц праздновал в честь богини в течение трёх дней малые Квинкватрии (quinquatria minores или quinquatria minusculae ).

Консуалии (латHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA". Consuales Ludi, Consualia ) - древнеримские празднества и игры в честь бога Конса.

По легенде, основоположником праздника являлся Ромул, он якобы нашёл алтарь, посвящённый богу, в земле. Именно во время проведения консуалий римляне украли сабинянок. Празднества открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Торжества начинались 21 августа конными бегами и гонками на колесницах . Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.

Лему́рии (лат. Lemuria ), лемура́лии (Lemuralia ) - праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами.

Отец семейства вставал в полночь и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна чёрных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких ». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ.Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.



Существовали разные формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины - народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами, как Дионисийские торжества в Афинах. Римский календарь изобиловал праздниками. Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения.

Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в день Нового года присягу на верность императору, а войско – своему полководцу. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили - и это поверье живо до сих пор, – что каким будет новый год, таким будет и весь год.

Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меру ячменя или полбы.

В феврале-месяце ритуальных очищений – справляли знаменитые Луперкалии – первоначально праздник пастухов в честь Фавна – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.

В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер. Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучело лисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал еще один праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес – покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, не требовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другие деревенские продукты. В этот же день, отмечали и годовщину основания Вечного города – при императоре Адриане во II в.н.э. он стал важным государственным праздником, сохранившимся до V в. 28 апреля обитатели многих областей Италии чтили богиню растительности Флору. Флоралиями завершался длинный цикл весенних сельских праздников.

Но, пожалуй, из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругу богини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и стали считать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером с небесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также, что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы; люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохе Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.

К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле. Октавиан Август учредил 12 мая однодневные Севиральные игры, в честь Марса Мстителя. В большом цирке в Риме выступали шесть отрядов конницы, каждый со своим предводителем. С играми были связаны и другие праздники. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит от этрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богам подземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающему мор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивались раз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в Цирке Фламиния.

К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногда с Терентинскими играми, проходившими в Теренте – части Марсова поля. Терентинские игры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. В жертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черный бык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке. Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а так же во времена нашествия эпидемий чумы.

Под 216г.до н.э. впервые засвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их в ноябре в цирке Фламиния. В программу празднества входили торжественные шествия, конные состязания, театральные представления: в 200г. до н.э. во время Плебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта «Господа и рабы».

В 212 или 211г. до н.э, когда бушевала трудная для государства 2-я Пуническая война, римляне, следуя пророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот раз ниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опасным врагом. Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразился мор, а затем их стали справлять ежегодно, поначалу устраивали только конные выступления в Большом цирке, но уже со II в. до н.э. в программу включили и спектакли.

В 204г. до н.э. были учреждены ежегодные Мегалезийские игры (с греческого «мегаэл» - великая). Торжественная процессия доставляла символ божества в храм Виктории, богини победы, на Палатинском холме. После чего все отправлялись в цирк на представления. С 191г. до н.э. в дни Мегалезийских игр люди спешили не только на цирковые состязания, но и на театральные представления. В 166г.до н.э.были представлены несколько комедий Теренция: «Девушка с Андроса», «Свекровь»(165г.), позднее «Самоистязатель», через 2 года «Евнух». При императорах эти игры длились целую неделю; всего они просуществовали до IV в. н.э.

Нетрудно заметить, как тесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.


Заключение

Новым традициям, обрядам и праздникам как важному средству коммунистического воспитания культурной жизни общества и посвящена моя работа. Не было цели осветить теоретические аспекты проблемы. Здесь присутствовала иная задача - рассказать теорию и показать практический опыт работы по внедрению в быт людей новых праздников, обрядов, традиций, ритуалов и церемоний.

Понятия обряд, ритуал, обычай, церемония, традиция продолжают жить и в современном мире, многие не устарели и остались теми же, а некоторые видоизменились. Они приобрели какие-то свои новые качества, которые их сделали понятнее для современного человека.

За неделю до представления расклеивались по городу афиши. Они были небольшого формата – размером в развернутый печатный лист. В центре афиши в красках была помещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху или снизу картины.


Список использованной литературы:

1.Большая Советская Энциклопедия.

2.Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.,"Просвещение",1975.

3.Бузескул В.П.Открытия в области истории Древнего мира, С.,"Академия",1923.

4.Генкин Д.М.Массовые праздники., М.,"Просвещение",1975.

5.Ильинская Л.С.Античность: Краткий энциклопедический справочник,М.,1999.

6.Марьянов Б.Праздники, обряды, традиции. М.,"Молодая гвардия",1976.

7.Массовые празднества сборник Комитета социологического изучения искусств Л,1926.

8.Роберт Ж.И.Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений,М.,2006.

9.Суханов И.В.Обычаи, традиции и преемственность поколений.

10.Страничка из истории народных зрелищ.(В Древнем Риме),Вестник театра,1920.

11.Сергеенко М.Е.Жизнь в Древнем Риме, С.,"Журнал Нева",2000.

12.Словарь античности,М.,1994.

13.Театрализованные праздники и зрелища, М.,"Искусство",1976.

14.Ходасевич Валентина. Массовые действа, зрелища и праздники,М.,1933.

Итальянцы известны тем, что любят хорошо повеселиться: одних только официальных праздников насчитывается больше десяти, не говоря уже о различных фестивалях и выставках. Больше всего праздничных мероприятий проходит, конечно же, в Риме, и многие из них давно стали приятной ежегодной традицией.

100 художников Виа Маргутта

Дважды в год, весной и осенью, в Риме проходит арт-фестиваль под открытым небом. Место проведения остается неизменным – это улица Виа Маргутта, которая и дала название этому мероприятию, расположенная недалеко от Народной площади. Каждый год в фестивале принимают 100 итальянских и международных художников, для которых это отличная возможность продемонстрировать свои работы широкой публике. Фестиваль на Виа Маргутта – одно из самых любимых мероприятий римлян как символ значимости изобразительного искусства для итальянской культуры. Вход на фестиваль свободный.

Крестный ход в Страстную пятницу

Одно из самых больших мероприятий в честь Пасхи – это Крестный ход в Страстную пятницу с участием Папы Римского. В этом году он пройдет 14 апреля. Крестный ход начинается в Колизее и заканчивается возле холма Палатин, пройдя через 14 остановок, каждая из которых связана с историей распятия Иисуса Христа. В течение всего пути паломники, в том числе и Папа Римский, несут деревянный крест. На каждой остановке Крестного пути участники произносят молитву.

Крестный ход одно из немногих мероприятий такого уровня, для участия в которых не нужно приобретать билет. Ежегодно его посещают десятки тысяч людей, поэтому многие стараются прибыть на место как можно раньше, за несколько часов до начала мероприятия, чтобы занять хорошие места. Даже если вы не исповедуете католичество или не относитесь вообще ни к какой религии, Крестный ход – это одно из самых красивых и памятных мероприятий Рима, в котором стоит принять участие любому человеку.

Как и во многих других мировых столицах, в Риме ежегодно проходит собственный марафон. В этом году его проведение запланировано на 2 апреля. Римский марафон стартует возле Колизея, далее его маршрут проходит через такие знаковые достопримечательности, как площадь Испании, фонтан Треви , Пантеон , Собор Святого Петра и площадь Венеции. Стоит отметить, что маршрут спланирован очень предусмотрительно: несмотря на то, что Рим – это город семи холмов, марафон по большей части проходит на ровной поверхности. Чтобы принять участие в Римском марафоне, необходимо заранее зарегистрироваться и внести взнос в размере от 62 евро (для самых ранних регистраций) до 102 евро (для тех, кто регистрируется в последний день).

Natale di Roma – день рождения Рима

Не каждый город может похвастаться тем, что празднует свой день рождения, как это делает Рим.

Эта знаменательная дата приходится на 21 апреля – согласно историческим данным, именно в этот день было основано маленькое поселение на вершине Палатина – центрального холма Рима, которое впоследствии выросло в центр мировой цивилизации и удерживало этот статус в течение тысячи лет. Праздник отмечается с истинно римским размахом: по всему городу проходят торжественные мероприятия, концерты, скачки и театральные представления, воссоздающие историю возникновения Рима. Если вы окажетесь в Риме в день его рождения, имейте в виду, что в честь этого праздника вход во все музеи и парки бесплатный.

Этот ежегодный религиозный фестиваль в честь Богоматери Кармельской проводится в римском районе Трастевере с 1535 года. Возникновение праздника связано с удивительным событием: в тот год несколько местных рыбаков обнаружили статую Богоматери во время шторма в устье Тибра.

Обычно празднование начинается 16 июля и продолжается до 25 июля. Фестиваль начинается с торжественной процессии, когда богато украшенную статую Богоматери проносят по всему району Трастевере из церкви Святой Агаты в церковь Сан-Кризогоно, где она хранится в течение 8 дней.

Праздник Святого Петра и Святого Павла

Праздник Святого Петра и Святого Павла ежегодно отмечается в Риме 29 июня. Таким образом жители Рима отдают дань уважения двум святым, которые считаются покровителями Вечного города.

В этот день во всех районах Рима проводятся религиозные службы, главная из которых проходит с участием Папы Римского. Но празднование не ограничивается только церковными ритуалами, в этот день также организуются концерты и ярмарки, а завершается праздник красочными фейерверками.

Туристам стоит иметь в виду, что Праздник Святого Петра и Святого Павла является официальным выходным, поэтому многие заведения в этот день не работают.

Городской театральный фестиваль

В сентябре в Риме проводится одно из главных культурных событий – Городской театральный фестиваль, который собирает драматургов, актеров и театральных энтузиастов со всех уголков мира. Фестиваль инициировала небольшая группа римских театралов в попытке возродить интерес широкой публики к театральному искусству. На время фестиваля заведения и городские пространства Рима превращаются в театральные подмостки, и во всем городе царит атмосфера праздника и карнавала. Все мероприятия Городского фестиваля доступны для любого зрителя бесплатно. Представления начинаются ближе к вечеру, примерно в 17.00, и продолжаются до полуночи. Если вам хочется побывать в Риме именно в период Городского театрального фестиваля, то вам стоит заранее подумать о жилье , так как в это время все отели и хостелы города переполнены.

Римский джазовый фестиваль

В первую неделю ноября Рим становится площадкой для джазового фестиваля. В течение этого времени в городе проходят джазовые концерты и выступления с участием популярных итальянских музыкантов и приглашенных международных звезд. Программа мероприятия включает разные джазовые стили, поэтому удовлетворит любой вкус. Концерты в рамках джазового фестиваля проходят в нескольких заведениях, но главными площадками считаются Casa del Jazz и Villa Celimontana.

Римский фестиваль независимого кино

Римский фестиваль независимого кино был основан в 2001 году, и с каждым разом он привлекает все больше внимания не только со стороны итальянской публики, но и международного киносообщества. Фестиваль дает редкую возможность независимым режиссерам из разных стран показать свои работы, которые не вписываются в формат массового кино. В рамках фестиваля также есть отдельная секция «Новые рубежи», на которой демонстрируют фильмы итальянского производства. Сегодня в Римском фестивале независимого кино принимают участие представители пяти континентов, что делает его одним из ключевых событий в мировой киноиндустрии. В этом году фестиваль пройдет с 17 по 24 ноября.

День Святого Сильвестра

После того, как отгремят рождественские гулянья, праздничный сезон в Риме не заканчивается, ведь впереди – день Святого Сильвестра, который отмечается 31 декабря. Праздник получил свое имя в память о Папе Римском Сильвестре, который в этот день перешел из жизни земной в вечность. Традиционно день Святого Сильвестра проходит на Народной площади. Жители и гости города могут насладиться самыми лучшими блюдами итальянской кухни, попробовать домашнее вино и повеселиться на живых концертах перед тем, как встретить новый год.