Бурятская шапочка. Старт в науке

Национальная одежда бурят проводит четкую границу между мужской и женской одеждой и изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

Верхняя одежда

Национальная одежда состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты , у бедных - бумажные, а у богатых - шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба , род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге - даха , род широкого халата , сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком.

Нижняя одежда

Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка , обыкновенно из синей ткани - дабы .

Обувь

Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком . Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

Головные уборы

Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа ) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг ) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа . Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Женская одежда

Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине - вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.

Украшения

Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах - огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей - «полты » (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Наталья Спиридонова
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа

Конспект «» по изобразительной деятельности ,приобщение детей к культуре бурятского народа .

Воспитатель : Спиридонова Н. Н.

Цель :

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение ;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи : развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента ; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества . Вызвать у детей активный интерес , эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

Оборудование :

для воспитателя : компьютерные презентации о костюме ;

для учащихся : краски, кисточки, ёмкости с водой , тряпочки, шаблоны одежды

Словарная работа :

Головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,

Предварительная работа : Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент » ,

презентации по теме «Бурятский народный орнамент »

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм .

Методическое обеспечение :

презентации «Бурятский национальный костюм »

Репродукции художественных произведений :

Г. Эрдынийн. бурят » ;

Ц. С. Сампилов. Серия акварельных работ «Свадебные обряды

хоринских бурят », «Любовь в степи» ;

Ф. И. Балдаев. ;

И. И. Стариков. «Стрелок из лука» . Иллюстрация к бурятским

народным сказкам «Аламжи Мэргэн» ;

Ю. А. Чирков. «Наши деды» ;

Е. Д. Будажапова. Рисунки бурятского народного костюма .

Анатолий Цыденов. Открытки.

Орг. момент.

Звучит бурятская мелодия

Ход НОД:

Воспитатель национальном бурятском костюме ) :

Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети : О Бурятии и о бурятских национальных костюмах .

Воспитатель : Почему вы так подумали?

Ответы детей .

Воспитатель : Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм »

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей , где нарисован Бурятский народный костюм .

(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей , а затем художников).

Каждый народ имеет свой национальный костюм , по которому судят об его истории, культуре , своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм » в переводе с итальянского языка означает «обычай» . Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма .

На этой выставке вы видите работы детей , где они рисуют Бурятский народный костюм .

А вот вы видите образцы народного костюма , воплощенные в рисунках Г. Эрдынийна («Одежда и украшения забайкальских бурят » , Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят » , «Любовь в степи» , Ф. И. Балдаева («Портрет лимбиста Б. Дугарова» , Ю. А. Чиркова («Наши деды» , а также варианты бурятского национального костюма , изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Анатолий Цыденов и его открытки, Ц. С. Сампилов.

Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят " 1943 год.

Подруги невесты

Момент исполнения обряда

Начало обряда

Встреча невесты в доме жениха

Похищение невесты -

Девушки в гостях у родственников

Дети, вам понравилась выставка?

Какие картины понравились больше всего?

Есть ли на выставке произведения художников Бурятии ?

Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники Бурятии в этих картинах ?

А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

А его работы (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят »

Кто из художников Бурятии рисовал открытки ? Анатолий Цыденов

А это что за художник?

Балдаев Филипп Ильич –художник Бурятии . Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа , делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта . Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент » ,.Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа .

Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.

Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал) .

Посмотрите на картины Г. Эрдынийна, Ц. С. Сампилова, Ф. И. Балдаева, И. И. Старикова, Ю. А. Чиркова. Вы видите, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах . Им обменивались в знак установления дружеских, побратимских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.

Традиционными мужскими атрибутами являются нож (хутага, курительная трубка (hаанз, огниво (хэтэ, кисет (аршуул, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма .

Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм . Он хорошо отражен в серии работ Ц. С. Сампилова «Свадебные обряды хоринских бурят » , «Любовь в степи» .

Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.

Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.

Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.

Какие предметы бурятского костюма вам понравились ?

Чтобы вы хотели добавить к нему?

Просмотр презентации «Бурятский национальный костюм »

Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах , не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах . Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете ?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей . Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах . Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов ) .

А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.

Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.

Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.

Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.

Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.

Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей .

У вас на столах элементы костюмов , у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

Пока работают дети, звучит бурятская мелодия

По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят раскрашенные детали костюмов .

Сюрпризный момент : входит мужчина в бурятском национальном костюме , произносит благопожелание на бурятском языке и исполняет вместе с и детьми гимн Бурятии .

Рефлексия.

А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.

Бурятский национальный костюм (бур. буряад дэгэл) - традиционная одежда бурятского народа, часть его многовековой культуры. В нём отражаются его культура, эстетика и дух. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Национальная одежда бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длительная езда в седле требовала такой одежды, которая не стесняла бы движения седока. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

Головной убор бурят (бур. малгай ) - это шапка конической формы отороченная бархатом или мехом, которая наверху завершается серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной (бур. дэнзэ). От нижней части «дэнзэ» вниз струятся красные шелковые кисти (бур. улаан залаа).

Энгэр или Дурбэлжэн энгэр (досл. четырехугольный борт) является важным элементом национального костюма бурят, находится на грудной части верхней полы, где вшиваются три разноцветные полосы - внизу желтовато-красного цвета, в середине чёрного, сверху золотисто-жёлтого, белого, зелёного или синего цвета. Первоначальный вариант энгэра - желто-красный, чёрный, белый.

Энгэр как элемент одежды монголоязычных народов, по мнению Л.Л. Викторовой, был известен со времен киданьской империи.

У монгольских народов исследователи фиксируют существование двух видов энгэра. Один из них, по мнению Б. Ринчена, ташуу энгэр (досл. косой борт) был характерен для старинного монгольского костюма и был заменен на другой вариант с квадратным бортом под влиянием манчжуров во времена империи Цин. Хотя вариант характерный для бурятского национального костюма или квадратный энгэр зафиксирован в различных китайских источниках описывающих монгольские народности времен создания монгольской империи. К примеру, сообщения в переводе Р. Храпачевского: “Их черных татар одежда запахивается направо квадратной полой, в старые времена она шилась из войлока, шерсти и кожи, а сейчас - из полотна и шелков, прошитых золотыми нитями.” В варианте перевода Н.Ц. Мункуева и Линь Кюн-и: “У их верхнего платья пола запахивается направо, а борт квадратный”. К этому описанию примыкает пометка другого китайского наблюдателя: “Пола, которую называют квадратной, это пола похожая на четырехугольник. Воротники такие же, какие делают и китайцы. Владетель татар вместе с членами чжуншу шэн и прочими людьми из верхов общества уже не носят такое одеяние.” Об одежде “верхов общества” на примере го-вана Мухали говорится следующее: “В платье к системе церемониала целиком следует установлениям, существующим для сына Неба (т.е. китайского императора)”. По–мнению Д.В. Цыбикдоржиева, к моменту создания Монгольской империи такой элемент одежды монголов как квадратный энгэр начал выходить из употребления и заменяться косым энгэром, хотя имел до этого широкое распространение начиная со времен Киданьской империи и расцвета Найманского ханства ввиду его практичности, он хорошо закрывал грудь, а в варианте – с воротником-стойкой – шею и горло, что было немаловажно при езде верхом.

Энгэр бурятского национального костюма выделяется существованием верхней полосы, который в отличие от других полос носит специальное названиесагаалса и первоначально был только белого цвета. Со временем, наряду с ним начали использоваться золотистый, зелёный или синие цвета.

Вероятно, в связи с распространением буддизма, в верхней части энгэра начал использоваться золотисто-жёлтый цвет. В буддизме жёлтый, особенно глубокий, насыщенный золотисто-жёлтый - это цвет урожая и созревшего зерна, что символизирует не только материальное богатство, но и духовное. Жёлтый цвет означает изобилие благих качеств, в особенности изобилие добродетелей. На самом высоком уровне, в высшем смысле, жёлтый цвет представляет неисчерпаемые богатства просветлённого ума, неисчерпаемые достоинства самой реальности. На данном уровне жёлтый цвет представляет безграничную продуктивность и креативность просветлённого ума, творческую энергию, которая не просто проистекает, но изливается щедрым потоком, течёт изобильным дождём, низвергается богатством духовных качеств на всех живых существ.

Чёрный цвет у бурят ассоциируется с землёй и домом и является символом наличия своей родины (бур. тоонто).

Красный цвет ассоциируется с огнём и символизирует жизненную энергию.

Синий цвет традиционно связан с вечным синим небом.

Улаан залаа или красные кисти - это декоративный и символический элемент на головном уборе некоторых монголоязычных народов. Существует в виде красной кисти у ойратов (в том числе калмыков) и бурятов или куска красной ткани у халхов.

В 1449 году ойратский Эсэн-тайша, руководя монгольскими войсками разбил армию минского Китая и пленил императора Чжу Цичжэня. В честь этого он приказал носить на голове улаан залаа всем народам входившим тогда в монгольское государство.

Нож(бур. хутага ) и огниво (бур. хэтэ ) - чаще всего они встречаются в паре и обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Первоначально бурятский нож использовался в чисто утилитарных целях. В основном как инструмент для забивки скотины. Забивали на старинный манер кочевников (этот способ также применяют испанские тореодоры) - неожиданно резко вонзив клинок через особое узкое место у основания черепа. Животное не успевало испугаться. Для этого был нужен узкий, длинный и прямой клинок. К тому же такая форма клинка отлично подходила для разрезания суставов, освежевывания шкуры и разделки туши животного. Таким образом необычные формы бурятского ножа связаны с его первоначальным применением в хозяйстве кочевника.

Первичная утилитарная функция ножа со временем сменилась на декоративную: нож стал предметом украшения костюма.

Ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшалась и металлическая подвеска. Использовалось обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор. Золото не применялось ввиду дороговизны и труднодоступности.

Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, похожая на кошелек, размером 4-5x7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво.

У бурят издавна существовал обычай - при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.

Мужской вариант костюма

Традиционная одежда бурят была представлена в зимнем (бур. дэгэл) и летнем (бур. тэрлиг) вариантах. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. Зажиточные буряты шили костюмы из дорогих тканей и пушнины (соболя, байкальской нерпы и др.), украшения изготавливались преимущественно из серебра.


Дэгэлы имеют две полы - верхнюю (бур. гадар хормой) и нижнюю (бур. дотор хормой), спинку (бур. ара тала), перед, лиф (бур. сээжэ), борта (бур. энгэр).

Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.

Верхняя одежда была прямо спинной, то есть не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать. Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка.

Женский вариант костюма

Женская одежда состояла из рубахи (бур. самса) и штанов (бур. умдэ), поверх которых носили халат (бур. дэгэл). Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.


Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма (бур. тууза) закрывала в нём линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы - тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.

Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.

Дополняющая наряд безрукавка (уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка - эсэгын уужа - была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка - сээжэбшэ или хубайси - имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.

Украшения

Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод - тэнгэри, красные кисточки - лучи солнца - наран, нижняя часть - землю - газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.

Наиболее распространенными украшениями были: кольца (бэhэлиг), перстни (бультуру), которые носили почти на всех пальцах, иногда в несколько рядов, за исключением среднего пальца. На обеих руках у женщины были серебряные браслеты. Браслеты и серьги носили постоянно, не снимая. Нагрудное украшение представляло собой систему орнаментированных серебряных медальонов (гуу, урлэй гэр) квадратной формы (тэбхэр гуу), треугольной - (зурхэн гуу) а также круглой и аркообразной. В них, как в обереги, обычно вкладывались молитвы на тибетском языке.

Характерной особенностью головных украшений является обилие ниспадающих сверху вниз височно-нагрудных украшений из коралловых бус и серебра (даруулгын huuхэ) в виде массивных литых серебряных колец (ээмэг) и множества подвесок. Длина этих украшений составляла от 22 до 75 см, а ширина от 30-50 см. Другой тип височно-нагрудных украшений (huuхэ-хонхо) представляло собой ожерелье с колокольчиками.

Наплечное украшение (мурэнэй гуу, ээмэг-шурэтэй, утакан сасагтай) бытовало у девушек и молодых женщин только хоринских родов. Его пришивали на халат (девушке) или безрукавку (женщине). Украшение состояло из серебряной основы конусообразной круглой или квадратной формы, полой внутри и с коралловой вставкой по центру. По краям с обеих сторон спускались снизки из бисера, кораллов, жемчуга или серебряных цепочек с шелковыми кистями на концах две спереди и два ряда сзади.

Молодые женщины и девушки на выданье носили боковые подвески (hанжуурга). Это украшение состояло из двух круглых серебряных пластин (бэкын хантарга, бэлэ), которые закреплялись с обеих сторон на уровне пояса у молодых женщин, у девушек на поясе. К одной пластине на плетеной шелковой ленте или серебряной цепочке подвешивались щипцы, уховертка (культибша), зубочистка (шуднэй шэгшуур). На другой пластине висели маленький замочек, миниатюрный нож (хутага) и огниво (хэтэ). Подвески заканчивались пышными кистями из шелковых нитей красного, зелёного и жёлтого цветов.

Верхняя одежда (как мужская, так и женская): Верхняя одежда (как мужская, так и женская) Национальная одежда состоит из дэгэла род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным.


Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных бумажные, а у богатых шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крашеном. В холодное время года, в особенности в дороге доха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу. (Пример шёлкового халата)




Нижняя одежда и обувь: Нижняя одежда и обувь: Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обычно из синей ткани дабы. Обувь зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами. Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обычно из синей ткани дабы. Обувь зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.


Головные уборы: Головные уборы: Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (зала) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (зала сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки зала. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (зала) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (зала сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки зала. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является синий, который символизирует синее небо, вечное небо.




Чем же отличаются мужской и женский костюмы? Женская одежда отличалась от мужской украшениями, вышивкой и немного цветовой гаммой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.


Украшения: Украшения: Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей « порты » (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения. Украшения Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей « порты » (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.




Но также … Но также … Мужские костюмы не различаются по возрастным категориям. Различаются же они за счёт времени года, социального и материального положений, праздничных обрядов, ну, и конечно же, из - за религиозных убеждений. А женские различаются не только по этим параметрам. В отличии от мужских, возрастная категория играла важную роль в одеянии женского пола.


Одежда девочек Одежда девочек До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.







Одежда девичья Одежда девичья Одежда девушек (балаган дэгэл) в комплексе с прической и украшениями отличалась от одежды замужних женщин. Одежда девушки зависела от возраста, она менялась с переходом из одного возрастного периода в другой, с изменением общественного положения. Раньше одежда до замужества сохраняла покрой мужской одежды: туникообразная, с цельнокроеными рукавами, талия не отрезная, на грудной части верхней полы - декоративный энгэр.


В последние десятилетия девичьи дэгэлы стали отрезными по талии, рукава при этом сохранили прежний покров. При шитье одежды для девушек используются те же ткани, что и в женском костюме. При достижении зрелости в лет меняются покрой платья и прическа. Платье шьется отрезным по линии талии, декоративная тесьма туза закрывает линию шва вокруг талии (спереди и сзади).








Дополняли свадебную одежду серебряные нагрудные гуу, наплечные гуу, височно - нагрудное h иихэ, боковые бэлэ -h анжуурга. Все эти женские украшения придавали невесте торжественность. Обувь эрмэг гутал была нарядной, и невеста надевала ее к более соответствующую случаю. В таком наряде невеста исполняла обряды поклонения огню, божествам рода жениха, которые якобы охраняли благополучие семьи. После исполнения этих обрядов невесте поверх ее одежды надевали длиннополую безрукавку (ута ужа, морин ужа), что символизировало ее переход в разряд замужних женщин, а значит, в другой род, семью мужа (хари кун болото).




Похоронная одежда Похоронная одежда Погребальной одежды, специально изготовляемой, у бурят не было. Траур в одежде почти никак не отражался. Умерших хоронили в лучшей праздничной традиционной одежде со всеми украшениями, если таковые имелись у человека, при отсутствии - в обыденной одежде. Покойника также « снабжали » всем необходимым - трубкой, чашкой, так как, по понятиям бурят, в загробной жизни он нуждался в них.


Шаманский костюм Шаманский костюм У шаманов был халат или плащ из замши (ровдуги) с прямым разрезом спереди, полы сходились встык, завязывались или застегивались на пуговицы. Прямые рукава пришивались к прямому стану. Одежда изобиловала подвесками. Спереди прикрепляли пластиночки, вырезанные в виде фигурок волка, медведя, и многочисленные трубчатые подвески, сделанные из железа.





Хамагаева Надя

Автор исследовала разные головные уборы бурят, особенности изготовления, цвета и фасона. Надя пришла к выводу, что в условиях степи, где постоянно дуют ветра, головные уборы были необходимы бурятам для сохранения здоровья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Головной убор.

Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является - синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные. Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета. Нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.

Мужские головные уборы.

Юудэн малгай (шапка-капюшон) - цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин, цельнокроеных: верх выкраивался вместе с наушниками и мысиками, узким в налобной и широким в затылочной части. Ткань - сукно черного или синего цвета, как и субу - накидка, одеваемая в непогоду. Такая одежда бытовала у бурят степных районов: закаменских, джидинских, агинских бурят. У монголов подобная шапка называлась юбан, у казахов - башлык.

Хасабшатай малгай (шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани. Шов проходил по затылочной части. На лицевой и затылочной сторонах оставлялись выступы, которые в теплую погоду заворачивались вверх вместе с наушниками. В мороз и ветреную погоду наушники носили спущенными. Такие шапки носили мужчины, женщины и дети.

Тойробшо малгай (конусообразная с загнутым верхом и пришитыми краями) - летний вариант шапки с ушами. Ее также носили и мужчины, и женщины, и дети.

Шобогор малгай (островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи) - такую шапку считали головным убором монголов, лам, принявших обет святости старушек (шабганса). Такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Подобные шапки встречались у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии, а также у тюркоязычных народов Саяно-Алтая - тувинцев, алтайцев. Шапки носили все: и мужчины и женщины и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток), жэншэ (узел из красного шелкового шнура), дэнзэ (металлическое навершие).

Татар малгай - татарская шапка. В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Эта шапка называлась «татар малгай» - (т.е. «татарская»), подобная форма шапки бытовала у многих народов.

Халюун малгай - нарядная шапка из выдры. Ее носили иркутские буряты. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому выходцы из Иркутской области - особенно пожилые люди - иногда носят их и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной. Женщины надевали шапки «бизга» или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.

У забайкальских кочевников наиболее популярны 3 типа шапок:

Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из 2-х половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду.

Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - бyдзэлгэ. (Р. Бадмаева).

Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа - красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Передняя часть отворота шапки - козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша.

Очень было важно, чтобы швы были ровными, если шов был кривой, то такой головной убор нельзя было носить. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - «32 поколения монголоязычных народов».Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.

Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.

Летний вариант шапок состоял также из тульи и околыша, выкроенных отдельно и пришитых друг к другу. Верх шапки и наушники зимних шапок выкраивались из одного куска ткани. Такая шапка называлась хасабшатай малгай. В холодную и ветреную погоду наушники носили спущенными, иногда завязывали под подбородком. В теплую погоду наушники заворачивали наверх и завязывали тесемкой на затылке. Зимние шапки подбивали мехом рыси, выдры, мерлушкой.

Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем (татургой), расширяющимся над серединой лба, верх тульи джидинской шапки острый, высокий, более узкий околыш имеет одинаковую ширину по всей окружности тульи. Джидинские зимние шапки из меха выдры были ниже цонгольских. Цонгольская обувь отличалась более загнутым носком и нетолстой подошвой.

Женские головные уборы

Шапки носили с детского возраста, по покрою они ничем не отличались от шапок взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Покрой, конструктивные особенности позволяют выделить несколько типов головных уборов как общих с мужскими, так и отличных от них.

Традиционный зимний головной убор - хасабшатай малгай - с высокой тульей и наушниками.

Летняя шапка - тойробшо малгай. Околыш нарядных шапок обшивали плисом, мехом выдры, что могли себе позволить только состоятельные женщины.

Шобогор малгай - у женщин Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского и других районов юга Бурятии.

Вязаная шапочка в виде колпачка - шар, шаровка. Она почти исчезла к концу XIX в. Позже эта шапка была заменена покупным головным убором типа кубанки. Распространена в Предбайкалье.

Летняя шапочка - бортого - головной убор девушек и молодых замужних женщин Иркутской области. Невысокая (10-12 см) шапка из прямого куска ткани с круглым плоским верхом. Бортого (зимний меховой вариант) носили зимой с выходным костюмом. Убор сохранялся до недавнего времени в качестве повседневного у пожилых женщин.

Бизга малгай - разновидность летних шапочек. Прямая, невысокая с круглым верхом, делалась из узкой (шириной 6-8 см) ткани. Верх убора выполняли также из прямого куска ткани, но собирали в складки в центре шапки. Здесь пришивали цветную ткань на картонной основе, монету или красивую пуговицу. Бизга встречалась в Боханском районе Иркутской области и была больше нарядным, свадебным головным убором.

Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Это украшение в Селенгинском районе имело вид короны с выступом на лицевой части, даруулга хоринцев была прямой и неширокой. Даруулга обычно шили из шелка, плиса, бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон). Сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок.

Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается дэнзэ - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей, материализованных в предметном воплощении. Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию (hyp hулдэ). Полная символика верха головного убора: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»). По этому поводу бытует пословица: «Муутулюурай шэнжэ - мухар малгай». Нижний околыш (тойробши) - круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое.

Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

Головные уборы. Как мы видим, одежда выполняет множество функций: практическую, маркера социального статуса, апотропейную, эстетическую, этнодифференцирующую и др. Аналогичные функции выполняли и головные уборы. Традиционные головные уборы бурят, как и других монголоязычных народов, были признаком родовой и сословной принадлежности владельца и отличались большим разнообразием: по головному убору, а не только по говору, обычно определяли, откуда человек родом.

Головные уборы предбайкальских бурят имели достаточно сильное отличие от головных уборов жителей Забайкалья. И если в прическе и украшениях женщин подчеркивались возрастные социальные различия (девушка - замужняя женщина), то головные уборы предбайкальских буряток отражали это в меньшей степени. По сравнению с восточными бурятами в головных уборах бурят Иркутской области была менее выражена родовая принадлежность. В литературе исследователи отмечают в основном территориальную принадлежность.

В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Поэтому данный термин входит в состав названий разных видов головных уборов.

Для женщин западных бурят в XIX - начале XX в. были характерны следующие виды головных уборов:

шар малгай (шаровка) -наиболее архаичный вариант головного убора. Это был головной убор в виде вязаного колпачка из черных и красных шерстяных нитей с околышем. Возможно, именно о ней И. Г. Георги писал, что женские шапки буряток такие же, как у мужчин, -"плоския китайския, с круглым околышем и большой кистью". Из черных нитей вязали тулью (околыш), из красных - верх. Позже ее стали выкраивать из сукна черного цвета или же сохраняли красно-черное цветовое сочетание. Украшали круглыми пуговицами, металлическими пластинами, нашивками белых бус. К концу XIX в. практически исчезла и была заменена покупным головным убором типа кубанки. Более легкий ее вариант (елбогой) делался из фетра. Встречалась у верхоленских бурят Предбайкалья;

бортого малгай - шапка молодых замужних женщин и девушек Иркутской области. Использовалась для холодного времени года. Она была с невысокой твердой тульей (но выше, чем у биизга малгай), 10-12 см высотой, выкроенной из прямого куска ткани и с плоским круглым верхом. Шилась из шелка, парчи, плиса или бархата. Украшали позументом. Околыш украшали узорами из ярких шелковых нитей или позументом алтан пудалтай. Здесь интересно отметить, что в словаре К. М. Черемисова бортого на западном наречии значит "берестяная посуда, лукошко из бересты". Возможно, это название данный головной убор получил из-за своего внешнего вида, чем-то напоминающего лукошко, или по тому, что его тулья могла прежде укрепляться берестой, которая была распространенным поделочным материалом у бурят повсеместно, но особенно среди аларских буряток. Аналогичные шапки бытовали в костюме калмычек и монголок;

халюун малгай - шапка такого же покроя, выкроенная из меха выдры, носили зимой (на подкладке, с невысокой тульей из меха, которая хорошо держала форму, и с мягким круглым плоским верхом из плиса или бархата) или в праздничных костюмных комплексах. Мех выдры отличался высокой носкостью, поэтому очень ценился. Чаще встречалась среди боханских и осинских бурят;

биизга малгай - женская шапка, напоминающая тюбетейку. Использовалась в теплое время года. Ее тулья также кроилась из прямого узкого куска ткани, шириной 6-8 см.