Что обеспечивает физическая культура. Что такое физическая культура

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятия: физическая культура, физкультурное движение, физическое воспита-

ние, спорт, двигательная реабилитация, физическая рекреация, физическое

развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое

совершенство, физическое образование, физическое развитие, физкультурная

деятельность.

ПОНЯТИЕ – это основная форма человеческого мышления, уста-

навливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая

при этом наиболее существенные стороны, свойства и признаки опреде-

ленного объекта (явления).

Для изучения вопросов теории и практики физической культуры

большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Их

по возможности четкое и строгое определение является одной из важ-

нейших проблем теории физической культуры, которая является отно-

сительно молодой и окончательно не сформировавшейся областью зна-

ний. В таких условиях предельная точность представлений о том или

ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание проблем,

помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями спо-

собствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонима-

Самым широким, собирательным и многогранным является поня-

тие «физическая культура». Для более глубокого и правильного пред-

ставления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с

термином «культура», который появился в период возникновения чело-

веческого общества и был связан с такими понятиями, как «возделыва-

ние», «обработка», «воспитание», «развитие», «почитание». М.В. Вы-

дрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физиче-

ской культуры определения культуры:

Культура – это мера и способ развития человека;

Культура – это качественная характеристика деятельности чело-

века и общества;

Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития

и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждое из перечисленных определений может быть взято за осно-

ву при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность – это различные виды и способы процесса освоения

мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребностей

человека и общества.

Потребность – это нужда в чем-либо, жизненная или бытовая не-

обходимость, важнейшие источники и условия развития личности и об-

щества, побудительные причины социальной деятельности людей. В

процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали та-

кие виды деятельности, которые специально направлены на совершен-

ствование самого себя, на преобразование собственной природы. Имен-

но к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Сферу физической культуры характеризует ряд присущих только

ей признаков, которые принято объединять в 3 группы:

Активная двигательная деятельность человека. Причем, не лю-

бая, а только организованная таким образом, чтобы формировались

жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечивалось со-

вершенствование природных свойств организма, повышалась физиче-

ская работоспособность, укреплялось здоровье. Основным средством

решения этих задач являются физические упражнения.

Положительные изменения в физическом состоянии человека -

повышение его работоспособности, уровня развития морфо-

функциональных свойств организма, количества и качества освоенных

жизненно важных умений и навыков выполнения упражнений. улучше-

ния показателей здоровья. Результатом полноценного использования

физической культуры является достижение людьми физического со-

вершенства.

Комплекс материальных и духовных ценностей, созданных в

обществе для удовлетворения потребности в эффективном совершенст-

вовании физических возможностей человека. К таким ценностям следу-

ет отнести различные виды гимнастики, спортивные игры, комплексы

упражнений, научные знания, методику выполнения упражнений, мате-

риально-технические условия и др.

Таким образом, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид культуры чело-

века и общества. Это деятельность и социально значимые результаты по

созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны,

специфический прогресс, а с другой, - результат человеческой деятель-

ности, а также средство и способ физического совершенства

(В.М.Выдрин, 1999).

Для примера можно привести еще несколько определений данного

понятия: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это часть общей культуры лич-

ности и общества, представляющая собой совокупность материальных и

духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического со-

вершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры общества.

Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия,

необходимые для культивирования, направленные на освоение, разви-

тие и управление физическими и психическими способностями челове-

ка, укрепление его здоровья, повышение работоспособности. (В.И. Иль-

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это элемент культуры личности,

специфическое содержание которого составляет рационально организо-

ванная, систематическая деятельная активность, используемая челове-

ком для оптимизации состояния своего организма (В.П.Лукьяненко,

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род

культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и

личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в

сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физи-

ческая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздо-

ровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует

возникновению такого социального течения, как физкультурное движе-

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ – это социальное течение (как

самодеятельное, так и организованное), в русле которого развертывает-

ся совместная деятельность людей по использованию, распростране-

нию, приумножению ценностей физической культуры. (А.А. Исаев)

В настоящее время общественные физкультурные движения при-

обретают все больший размах во многих странах, хотя имеют свои на-

циональные и региональные особенности. Примерами физкультурных

течений могут быть «Спорт для всех», «Фитнес-мувмент», «Активная

Австралия» и др.

Остановимся на понятии «физическое воспитание». Формирова-

ние знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного ис-

пользования средств физической культуры осуществляется именно в

процессе физического воспитания. Следовательно, этот процесс высту-

пает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой

происходит превращение ценностей физической культуры в личное

достояние человека. Это находит свое отражение в улучшение здоровья,

повышения уровня развития физических качеств, двигательной подго-

товленности, более гармоничном развитии и т.п..

Нередко физическое воспитание характеризуют в качестве одной

из частей физической культуры. Такая трактовка соотношений двух по-

нятий не лишена смысла, но, по мнению многих авторов недостаточна,

корректна (Л.П.Матвеев, Б.А.Ашмарин, Ж.К.Холодов, А.А.Исаев). Точ-

нее говоря, физическое воспитание является по отношению к физиче-

ской культуре не столько частью, сколько одной из основных форм

функционирования в обществе, а именно педагогически организован-

ным процессом передачи и усвоения ее ценностей в рамках системы об-

разования. Физическому воспитанию присуще все признаки педагоги-

ческого процесса, а именно: ведущая роль педагога-специалиста, орга-

низация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с ди-

дактическими и педагогическими признаками, направленность деятель-

ности на решение задач образования и воспитания, построение занятий

в соответствии с закономерностями развития человека и т.д. Необходи-

мо усвоить, что физическое воспитание отличается от других видов

воспитания тем, что в его основе лежит процесс, обеспечивающий

обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физиче-

ских качеств.

Отсюда, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический

процесс, направленный на формирование здорового, физически совер-

шенного, социально активного человека, включающий в себя обучение

движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении разви-

тием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).

Либо, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (в широком смысле слова)

– это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью

которой является управление процессом использования средств физиче-

ской культуры с целью содействия гармоничному развитию человека

(В.П.Лукьяненко).

Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин

«физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл,

но вторым термином пользуются тогда, когда хотят подчеркнуть при-

кладную направленность физического воспитания по отношению к тру-

довой или иной деятельности.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования дви-

гательных навыков и развития физических способностей (качеств), не-

обходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельно-

сти (Ю.Ф. Курамшин).

ФИЗИЧЕСКСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат физиче-

ской подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности,

уровне развития физических качеств и уровне сформированности жиз-

ненно важных и прикладных умений и навыков.

Физическая культура дает человеку не только телесную крепость, но и духовное здоровье. Гармонично воспитать личность невозможно, если не прилагать усилий к формированию красивого и здорового тела.

Комплекс упражнений, который направлен на укрепление физических составляющих, и, как следствие, эмоционального состояния, — вот что такое физическая культура. Упражнения используются во всем мире для профилактики различных заболеваний, в качестве дополнительной методики для лечения.

Комплекс определенных спортивных упражнений, направленных на развитие всех групп мышц - это понятие физкультуры.

Определение представляет собой не только спортивные аспекты, но и определенные знания, умения, ценности, которые позволяют вести здоровый образ жизни человеку. Активность благоприятно сказывается на здоровье, позволяет адаптироваться социально.

Обычно люди находят себе постоянных друзей, посещая спортивные секции, кружки, группы. Объясняется это тем, что здоровое увлечение спортом позволяет найти единомышленников, которые имеют схожие жизненные ценности.

Понятие очень связано со спортом. Цель одна - через результативность упражнений развить телесные и духовные качества. Тем не менее, если спорт преследует цель, чтоб человек стал самым лучшим и сильным, используя при этом изнуряющие тренировки, то физкультура включает другие методы.

Это, в первую очередь, соблюдение комфорта для человека (здесь нет тяжелых упражнений, которые может сделать только хорошо подготовленный человек). Главными чертами являются массовость и лечебный эффект.

Виды

Упражнения, массаж, личная гигиена - это то, что включает в себя физкультура. Невозможно гармоничное развитие, если не учесть все факторы.

Комплексное применение всех методик здорового воспитания — основа полноценного развития организма, физиологического и психологического.

Направлений существует несколько, каждое развивает определенную область или же нацелено на определенный тип активности.

Виды физкультуры:

  • фоновая - это движения, которые человек выполняет практически неосознанно: подъем по лестнице, поездка на велосипеде, короткая пробежка за отъезжающей маршруткой. Такая активность практически не требует нагрузки, выполняется автоматически, но в тоже время, приносит неоценимую пользу здоровью;
  • массовая - это вид активности, который выполняется под контролем специалиста. К этому виду можно отнести посещение различных спортивных мероприятий, групп, секций;
  • адаптивная носит строго индивидуальный характер, комплекс упражнений подбирается с учетом состояния пациента и нацелен на реабилитацию организма, коррекцию самочувствия, часто применяется после получения травм, растяжений и при хронических заболеваниях;
  • лечебная — настоящая панацея, не требующая финансовых вложений, но показывающая эффективность. Для реабилитации в ходе прохождения курса медикаментозного лечения используют специально разработанный комплекс упражнений, помогающий восстановить физическое здоровье после болезней и травм.

Видов существует много, и все они предполагают комплексное воздействие на организм человека.

Возьмите на заметку! Двигательная активность показана людям любого возраста, здоровым или имеющим заболевания.

Значение

Ответ на вопрос, для чего надо заниматься физкультурой, каждый должен ответить сам. Физически здоровым людям спорт помогает держать тело и дух в тонусе.

Во время реабилитационного периода после операций упражнения помогут быстрей восстановить двигательную активность.

Что дает человеку постоянная физическая нагрузка:

  • укрепление здоровья;
  • закаливание;
  • всестороннее развитие физическое и психосоматическое;
  • тренировка работоспособности;
  • повышение выносливости;
  • стимулирование деятельности мозга.

Польза от занятий спортом несомненна. Во время тренировок кислорода в организм поступает больше, особенно если занятие ведется на открытом воздухе, в следствие этого сохраняется молодость.

Возьмите на заметку! Пожилым людям особенно полезно заниматься, так как это позволяет стабилизировать деятельность ЦНС.

Прикладная физкультура

Прикладная физическая культура представляет собой специализированную методику. Что это такое легко можно понять, если понаблюдать, как метод используется на практике.

С его помощью восстанавливают мышцы, активный отдых позволяет снять напряжение, полученное за долгую рабочую неделю. Обычно такая физкультура входит в обязательный план при обучении в заведениях с военным уклоном.

Моряки, пожарники, МЧС в обязательном порядке должны, кроме профессиональных занятий, иметь отличную физическую подготовку.

Существует несколько аспектов, которые характеризуют дисциплину. Самые простейшие из них - базовые. Это те, которым обучают в школе. В юном возрасте закладывается фундамент для дальнейших достижений.

После этого следует переходить к достижению более высоких результатов. В это ключе выделяют детский и юношеский спорт, а после - массовый и индивидуальный.

Существует прикладная и профессиональная культура, которая позволяет освоить определенную профессию. Для этого направления практикуется применение немного других методик, оно отличаются более тщательным исследованием достижений.

Оздоровительное ориентирование также включено и направлено на укрепление функционала организма. При этом не стоит забывать о гигиенической составляющей, которая включает гимнастику, ежедневные разминки, соблюдение режима питания и сна.

Появление термина

Впервые в современном понимании слово «физкультура» возникло лишь в 19 веке в Англии. До этого времени то, что принято сейчас называть физической культурой, относилось к спорту.

В России этот термин начали использовать в 20 веке, когда появились специальные школы для детей из богатых семей. А в общеобразовательных российских учреждениях понятие начало использоваться только после 1918 года.

Тогда были установлены определенные планы, нормативы и количество отведенных часов. С этого времени данное направление было отдалено от спорта окончательно.

Как появилась физическая активность, ставшая всеобщей культурой, сказать однозначно нельзя, также как и ответить на вопрос, кто ее придумал. По официальной версии, все началось с того, что человеку нужно было выживать в тяжелых условиях. Чтобы защитить себя и свою семью от хищников, добывать пропитание требовались огромные усилия и подготовка.

В древности людям приходилось выдерживать большие нагрузки, много двигаться. Человек понимал: чем больше он двигается, тем более возрастает его сила и выносливость. Опыт начал передаваться от одного поколения к другому, и позднее занятия уже не стали выполняться лишь для достижения определенной цели.

Даже когда не нужно было охотиться на хищников, люди занимались просто так, для общего укрепления организма, так сказать “для себя”. Именно так и появилась физическая культура.

Ученые до сих пор не знают, когда появилась физкультура. Ответить на вопрос сложно из-за того, что доподлинно неизвестно, было ли это достижением древних людей.

С тем, когда появились определенные упражнения и люди начали заниматься не ради пропитания и выживания, проще.

В Древней Греции устраивались гладиаторские бои и соревнования, которые показывали, на что способен человек. Это неудивительно, ведь именно тогда зародился культура красивого тела (это можно увидеть, если посмотреть на античные статуи), и люди начали прилагать всяческие усилия, чтоб сделать свое тело красивым.

В современном понимании определение появилось в 19 веке. Тогда впервые были разработаны определенные методики и появилось окончательное разделение понятий «физкультура» и «спорт».

Польза упражнений

Первого, кто впервые понял, что развивать организм полезно не только инстинктивно, а планомерно и постоянно, не найти.

Дело в том, что даже не ясно, когда впервые появилось понимание того, что делает спорт с организмом.

Тем не менее, отвечая на вопрос, кто придумал физическую культуру, можно назвать имя П.Ф. Лесгафта, врача, который занялся научным построением картины правильного воспитания гармоничной личности с помощью спортивных упражнений.

Физкультура по Википедии определяется как область человеческих знаний, которая призвана сохранять и укреплять здоровье, развивать психофизические связи. Также Википедия указывает, что наука формирует здоровый образ жизни, во время занятий происходит социологическая адаптация.

Спорт, в отличие от физкультуры, не призван укреплять здоровье, а направлен на достижение максимальной результативности. Что дает физическая культура человеку и для чего она нужна сегодня знает каждый.

Каков будет результат регулярных занятий:

  • подтянутое и красивое тело;
  • здоровые и гибкие мышцы;
  • улучшенный обмен веществ;
  • здоровая дыхательная и кровеносная системы;
  • уменьшение риск инфаркта и инсульта;
  • повышение иммунитет;
  • улучшение работы мозга и качества памяти.

Полезное видео

Подведем итоги

Здоровый образ жизни - это самый первый фактор, на который стоит обратить внимание современному человеку.

Даже 20-30 минут в день легких занятий, которые не обременят и не потребуют финансовых вложений, позволяет получить удовольствие и сохранить тело молодым, повысить настроение и жизненный тонус, приобрести активных и здоровых друзей. Любите физкультуру и будьте здоровы!

Физкультура

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта , но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века , после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре . Физическая культура - это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения - Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека ..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода - наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт », «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов .

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание » подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Физкультура" в других словарях:

    Физкультура … Орфографический словарь-справочник

    физкультура - физкультура … Нанайско-русский словарь

    - (лечебная) физическая культура Словарь русских синонимов. физкультура см. спорт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

«В здоровом теле - здоровый дух» - знакомая всем поговорка, которая особенно актуальна в современном обществе.

Что такое физкультура

Физкультура - это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок и гимнастики. Она развивает не только тело, а также нервную систему человека. Нагрузки на тело способствуют нормализации деятельности психической системы. Особенно это важно для детей, ведь они каждый день впитывают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голове ясность.

Физкультура может быть лечебной и адаптивной. помогает восстановить организму человека некоторые функции, которые были повреждены во время травмы или серьёзного психологического потрясения. Адаптивная физкультура применима для людей, которые имеют отклонения в развитии.

Спорт в жизни детей

Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает в ребятах такие качества, как сила воли, упорство, сдержанность. Эти черты характеры, усвоенные с детства, будут сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни.

Давно доказано, что люди, занимающиеся спортивной деятельностью, намного чаще добиваются успеха. Этот факт объясняется тремя причинами:

1. Здоровье.

Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, имеют больше сил и энергии, которые необходимы для работы в любой сфере.

2. Волевые качества.

Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Он делает его упорным и внимательным.

3. Психологическая разрядка.

Физкультура - это отличный способ Обычно люди склонны копить негативные эмоции в себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций.

Спорт сопровождает нас на всех этапах созревания. В средних общеобразовательных школах физкультура - это обязательный предмет. Ведёт урок бывший спортсмен или преподаватель предлагает стандарты спортивных достижений, которые ребёнок должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того чтобы он успешно окончил год, необходимо качественно сдать нормативы. Естественно, они рассчитаны только на здоровых детей. Также благодаря нормативам можно узнать и контролировать уровень развития ребёнка. Детская физкультура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

Если ученик имеет отклонения в здоровье, то он может быть частично или полностью отстранён от занятий. Место проведения физических нагрузок зависит от возможностей конкретной школы. Помимо гимнастики, стандартная программа физкультуры включает в себя: бег, плавание, бег на лыжах, прыжки в длину и высоту, футбол, баскетбол, волейбол, акробатику, аэробику, активные игры.

Занятия физической культурой проходят в специально оборудованных для этого классах или на спортплощадках (в тёплое время года).

Она подразумевает небольшие нагрузки, целью которых не есть достижение определённых результатов в спорте. Чаще всего дети занимаются ЛФК - лечебной физической культурой. Физкультура направлена на поддержание тела в здоровом состоянии, при этом нагрузки минимальны. Они помогают ребёнку растянуть мышцы, почувствовать динамику упражнений, но не тратить все силы организма.

ЛФК очень распространена среди детей, которые имеют проблемы в развитии или со здоровьем. По этой причине они не могут заниматься спортом вместе с основной группой. Большое внимание на ЛФК уделяется правильному дыханию, которое помогает сохранять контроль над телом. Ещё одной целью ЛФК является профилактика болезней и их обострений. ЛФК очень полезна не только для школьников, но и для детей младшего возраста.

Влияние физических нагрузок на организм

Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.

Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:

  • активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
  • улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
  • физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
  • стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.

Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура - это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.

В библиотечку учителю физической культуры и для подготовки учащихся к теоритическому туру на олимпиаде по физической культуре.

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином СПОРТ (sport) , происходит от Disport - игра, развлечение . В физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура - это цель, а спорт - средство ее достижения (игры, соревнования). Основы физической культуры были заложены в , которая объединила - военное обучение, обряды и танцы в систему . На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, обряды и танцы, например « ». В современной России традиции забыты, даже плясать по-русски далеко не каждый сможет - здоровья не хватит.

Физическая культура — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Основные средства физкультуры - игры и различные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки. Начиная с , легких тренировок и заканчивая соревнованиями, установлением личных и всеобщих рекордов. Для достижения результата используются только естественные силы природы (солнце, вода, воздух), режим питания, гигиена, отдых. Показатели физической культуры в обществе: - уровень и здоровья нации; - степень использования физической культуры в сферах воспитания, образования, быту и на производстве.

Виды физической культуры

1. Базовая физическая культура - это часть физической культуры, где закладываются основа - база - фундамент для нормального физического развития и дальнейшего совершенствования.

Базовая физическая культура подразделяется на дошкольную и школьную физическую культуру.

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка - это процесс в ходе которого достигается тот или другой уровень физической подготовленности.

Физическая подготовка . Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.

Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.

В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).

Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:

Физическое развитие . Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  3. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности , которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости . Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности . Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный уровень физической подготовленности и высокая степень здоровья.

Физическое совершенство - это одна из сторон гармоничного развития человека.

Физическое совершенство в разное время имеет разные физиологические особенности и зависит от социально-экономических условий.

В недавнем времени физическое совершенство предполагало три параметра:

  1. духовную чистоту;
  2. моральное совершенство;
  3. физическое гормоничное и оптимальное развитие.

Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта.

Физическое совершенство . Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта; 2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности; 3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций; 4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека; 5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия; 6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт . Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

В качестве продукта общественного развития спорт составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализу¬мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.

Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.

Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.

Спортивное движение в нашей стране и во воем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.