Характеристика Лизы из «Бедной Лизы» важна для понимания общей идеи произведения. Н. М. Карамзин старался показать чистую и невинную душу, любовь которой привела к трагедии.
Внешнее описание
Лиза - красивая девушка. Автор произведения отмечает ее «редкую красоту». У Лизы были светлые волосы и голубые глаза, которые смотрели всегда открыто и чисто. Рассказчик называет девушку прекрасной, отмечая и внешнюю, и внутреннюю красоту.
Описывая персонажа, Н. М. Карамзин хочет показать, что Лиза чиста как внутренне, так и внешне. Героиня «прекрасна душой и телом».
Внутренний мир
Характеристика бедной Лизы раскрывается прежде всего через ее личностные качества. Лиза - отличная хозяйка, она очень трудолюбива, постоянно занята каким-либо делом. Девушка - искренняя и любящая. Она всем сердцем любит свою мать, ради которой готова на многое.
Героиня умеет общаться с окружающими людьми, она добра и гостеприимна. Лиза честна с другими и с самой собой. Когда за собранные цветы девушке предлагают не 5 копеек, а целый рубль, она отказывается. Честь для нее превыше всего.
В отношениях с Эрастом она проявляет добродушие, нежность и искреннюю любовь. Способность Лизы к любви делает тематику всего произведения новаторской: Н. М. Карамзин показал, что и «крестьянки любить умеют». Причем любовь Лиза оказалась глубже и чище, чем любовь Эраста.
Несмотря на невинность и другие положительные качества, Лиза - неопытное создание. Она наивна, из-за чего ей сложно перенести обман и предательство любимого человека.
Судьба
На момент повествования Лизе 17 лет. Она живет с матерью, ведет домашнее хозяйство. Отец героини умер, когда Лизе было 15 лет. С этого момента она взяла всю ответственность на себя за свою жизнь и за жизнь своей матери. Лиза содержит свою больную мать, потому что искренне любит ее и хочет ей помочь. Для этого героиня постоянно трудится. Лиза - мастерица на все руки: она плетет корзинки, собирает цветы, которые затем продает. Именно тогда она встречает Эраста, любовь к которому разрушила судьбу девушки. Лиза с первых минут любви полностью отдалась этому чувству. Она думала лишь о возлюбленном, делала все ради него. Из-за своей наивности Лиза не заметила, что чувства Эраста постепенно начали остывать. Героиня рассказа полностью доверяет возлюбленному, поэтому его поступок ранит сердце Лизы. Девушка не может вынести предательство Эраста и бросается в пруд.
БЕДНАЯ ЛИЗА
(Повесть, 1792)
Лиза (бедная Лиза) — главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
Бедная крестьянская девушка Л. рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой Л. наследует свой главный талант — умение преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Л., «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет естественной озабоченностью: ему нужно отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с неприятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.
Мотив совращения чистой и непорочной девушки, в том или ином виде встречающийся во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» подчеркнуто социальное звучание. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировой фольклорно-мифоло-гической традиции герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Л. сделает то же самое, послав матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же не нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».
Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной «бедной девушки» становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретая при этом особый национальный колорит.
При этом фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития содержатся в зародышевом состоянии, многоточия и тире подчас заменяют собой текст, становятся его «эквивалентом», «значимым минусом». Подобная конспективность отражается и на уровне персонажей. Образ Л. намечен пунктиром, каждая черта ее характера — тема для рассказа, но еще не сам рассказ. Это не мешает дуэту Л. и Эраста оставаться сюжетным центром повести, вокруг которого организованы все остальные персонажи.
Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»). Своего рода «самодостаточность» героя, его «независимость» от автора во многом определяет специфику бытования образа в тексте, точнее — его выход за рамки текста, осуществляемый по двум основным направлениям. В «Бедной Лизе» топографически конкретное пространство Москвы соединено с условным пространством литературной традиции. В точке пересечения стоит образ Л. «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «...все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря. (Симонов монастырь, первые постройки которого датируются XIV в., сохранился и поныне; расположен на территории завода «Динамо» по адресу Ленинская слобода, 26.) Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. Парадоксом является отсутствие противоречия между христианской моралью и невинностью Л. Ей «прощен» даже грех самоубийства. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. Но по существу, Л. была «канонизирована» сентиментальной культурой. Таким образом, героиня Карамзина стоит не только на пересечении вымысла и были, но и на пересечении двух религий: христианской и сентиментальной религии чувства.
К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
Само имя Елисавета — древнееврейского происхождения (с последующей греко-латинской адаптацией) и переводится как «почитающая Бога». «Мировой» контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Это имя жены первосвященника Аарона (Исх., 6, 23), а также жены священника Заха-рии и матери Иоанна Крестителя (Лк., 1, 5). В галерее литературных героинь особое место занимает Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д"Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Ж. Ж. Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза...» (1761). В Эрмитаже находится знаменитый бюст невинной и наивной «Маленькой Лизы» работы французского скульптора Гудона (1775), который мог также повлиять на образ, создаваемый Карамзиным.
Имя «Лиза» до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII—XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой, с «наукой страсти нежной». Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа.
Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Л. ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.
Тема урока: Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Тип урока : развитие речи
Цели : 1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика; Рассмотреть образы действующих лиц. Учить работать с текстом выборочно. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.
Оборудование урока : учебник, текст повести, иллюстрации, музыкальное сопровождение: « Andante » Моцарта; эпиграфы, презентация к уроку.
В душе померк бы день, И тьма настала вновь,
Когда бы на земле, изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, Кто страстно сердце нежил
А кто не знал любви, тот все равно, все равно, что не жил.
Ж.Б. Мольер (1622-1673)
Ход урока:
Огрмомент. Распределение по группам.
Литература – удивительный предмет, который приближает к нам прошедшие века. Благодаря книгам мы переносимся то в XII век, то путешествуем по XVIII .
Дома вы прочитали сентиментальную повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», созданную в 1792 году. Ребята, действительно ли повесть является сентиментальной? И что за направление – сентиментализм? (минута на обсуждение)
2.Ввод в тему урока.
Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа – это слова французского писателя 17 века Ж.Б. Мольера. Прошу Вас прочитать и ответить на вопрос: К кому из героев можно его адресовать? И почему? (Лизе и Эрасту, автору). Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Откройте тетради и запишите тему урока «Образы главных героев, их поступки в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Давайте определим цель нашего урока. (Рассмотреть образы главных героев, их поступки)
Ну а какое же ключевое слово можно выделить из эпиграфа? (Любовь) Что вам известно о любви вообще? (Дискуссия)
Я вполне согласна с вами, в словаре С.И. Ожегова Любовь - 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.2.Склонность, пристрастие к чему-нибудь. И в повести мы увидели одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым автор показывал многоликость этого чувства и как бы давал понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно). И об этом мы тоже будем говорить на уроке
Основная часть урока.
Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий. Внимание, Проблемный вопрос « Почему герои повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - не могут быть счастливы ни в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Счастлив ли третий герой повести – автор? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим образы главных героев
Задание для 1 группы
Составить постер по теме « Образ Лизы» (что означает ее имя, черты ее характера (эпитеты), воспитание Лизы, Жизненные ценности Лизы). Начертить диаграмму чувств Лизы.
Задание для 2 группы
Составить постер по теме «Образ Эраста» (что означает его имя, черты его характера (эпитеты), воспитание Эраста, Жизненные ценности Эраста). Начертить диаграмму чувств Эраста.
Задание для 3 группы
Составить постер по теме «Образ автора» (показать роль автора в повести, как он относится к своим героям, какую оценку дает автор поведению своих героев в различных элементах композиции).
Для составления постера вам дается (доказательство надо предоставить отрывками из текста).
Защита постеров.
Оценивание групп.
Высказывание групп
Просмотр отрывка из мультфильма «Бедная Лиза»
А теперь я предлагаю Вам посмотреть отрывок из мультфильма, снятого по повести «Бедная Лиза». Определить, какой элемент композиции здесь показан?(2 мин) (просмотр и обсуждение). И здесь я с вами вполне согласна.
Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)
Перекрестные вопросы.
А сейчас я даю Вам время для того чтобы вы составили сложный вопрос для соседней группы. Вспомним с каких слов могут начинаться сложные вопросы? (Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...?Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Согласны ли вы...? ) Перед вами лежат ландыши, напишите на них по одному вопросу и передайте 1 группа -3 группе, 2 группа -1 группе, 3 группа – 2 группе) Время – минута. Передали. Группы вам на обсуждение 1 минута. Ответы.
Пятистишье
А сейчас я предлагаю вам записать пятистишье. Ключевое слово ЛЮБОВЬ
Но 1 группа «Что значит Любовь для Лизы»,
2 группа «Что такое любовь для Эраста»,
3 группа «Что такое любовь для автора» (2 минуты)
Ответы на проблемный вопрос
А теперь возвращаемся к нашему вопросу
Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
Домашнее задание. Сегодня в качестве домашнего задания, мы используем методику РАФТ и напишем письма героям и от героев
РАФТ
Группы
Роль
Адресат
Форма
Тема
1 группа
Лиза
Мама
Письмо- прощение
«Мое минутное счастье стало несчастьем нашей семьи»
2 группа
Эраст
Лиза
Письмо-страдание
«Я не могу утешиться и считаю себя убийцей»
3 группа
Современной молодежи
Письмо -оправдание
«Всякое страдание получит награду»
Итоги урока. Выставление оценок. Прошу всех спикеров дать оценку каждому члену группы, прокомментировав результат работы. Подведение итогов. А теперь возьмите в руки свои цветы, которые вы получила в начале урока, напишите какие чувства вызвала в Вас сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Сейчас мы соберем корзину чувств.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо.
Фамилия, имя учащегося
Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б
Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера
10б
Задание №3
5б
Задание №4 Пятистишье
5б
Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
Фамилия, имя учащегося
Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б
Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)
5б
Задание №4 Пятистишье
Самостоятельное составление пятистишья
5б
Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
Фамилия, имя учащегося
Задание №1
д/з и обсуждение эпиграфа
5б
Задание №2 Работа в группе по заполнению и защите постера 10б
Задание №3 Перекрестные вопросы(участие в составлении сложных вопросов и ответы на них)
5б
Задание №4 Пятистишье
Самостоятельное составление пятистишья
5б
Итого 25-23б – «5»
22-20б – «4»
19-17б– «3»
Доктор Лиза: 5 поступков Настоящего ЧеловекаСегодня вспоминаем слова и поступки филантропа, правозащитника, врача-реаниматолога и общественного деятеля Елизаветы Глинки, погибшей в авиакатастрофе над Черным морем.
Кажется, что всю свою жизнь Елизавета Глинка посвятила добрым делам. Она помогала тем, кому никто не хотел помогать. Ее главные пациенты - безнадежные, умирающие, никому не нужные. Никому, кроме нее. Каждый день Доктора Лиза совершала маленькое чудо. Вспоминаем её добрые дела, чтобы гордиться и брать пример.
Стала заниматься паллиативной медициной
По образованию Елизавета Петровна - детский реаниматолог-анестезиолог. Оставшись им, она, конечно, была бы блестящим врачом. Но судьба распорядилась так, что подтверждая свой медицинский диплом в США, она случайно оказалась в отделении паллиативной помощи.Это было много лет назад, я тогда представления не имела, что это за место. Стоя перед вывеской, я спросила: что это? Мой муж ответил: «Это место, где умирают».
Елизавета Петровна не раз говорила, что не любит, даже ненавидит смерть. Но тогда ей захотелось зайти внутрь. Потом Глинка рассказывала:
Когда я увидела крошечный хоспис в Берлингтоне, в котором лежат 24 больных и медперсонал исполняет любое их желание, когда оказалось, что люди на пороге смерти могут быть чистыми, накормленными, неуниженными - это перевернуло мою жизнь.
Пять лет Елизавета Петровна посещала хоспис в качестве волонтера и училась ухаживать, а не лечить. И когда в Америке появилась специализация по паллиативной медицине, сразу же отучилась на нее. А в 1999 году основала в Киеве первый хоспис при онкологической больнице.
Мой внутренний двигатель - это любовь. Я люблю наших больных, очень. Ведь на самом деле разница между мной и Марьиванной, которая лежит в хосписе, только одна: она знает, когда она умрет, а я когда умру - не знаю. Вот и всё.
Усыновила ребенка своей пациентки
13-летний мальчик из Саратова, Илюша, появился в семье Глинки в 2008 году. Когда от рака умерла пациентка Доктора Лизы, мама Ильи, подростка собирались отправить в детский дом. Сразу после похорон Елизавета Петровна поехала и подала в органы опеки заявление на усыновление.Сейчас Илья уже взрослый 22-летний парень. Три года назад он подарил Елизавете Петровне первую внучку. На своей странице в социальной сети Илья выложил фото с мамой и подписью: «Я не могу поверить».
Вывезла из зоны боевых действий больше ста детей
Доктор Лиза вывозила детей из зоны военных действий на Украине с самого начала конфликта - больше двух лет подряд. За это время она спасла более ста маленьких пациентов.В своей колонке для издания «Сноб» журналист Ксения Соколова вспоминает, как сопровождала Елизавету Петровну во время поездки в Донецк в 2015 году. Оттуда они должны были вывезти 13 детей, а вывезли 10. Еще около 50 малышей остались ждать помощи. На вопрос, почему нельзя забрать всех сразу, Доктор Лиза ответила:
…мы можем взять только один автобус - колонну с большей вероятностью обстреляют.
Совсем недавно, еще на прошлой неделе, Доктор Лиза привезла с Донбасса еще 17 малышей для лечения и реабилитации в московских больницах.
Открыла первое детское паллиативное отделение в Ульяновске
Ульяновск Елизавету Петровну Глинку не забудет никогда. Ведь именно благодаря Доктору Лизе в 2013 году здесь открылось первое детское паллиативное отделение в специализированном Доме ребенка. В интервью «Российской газете» Глинка сказала:Я буду курировать это отделение. Хочу, чтобы дети были обеспечены не только концентраторами кислорода, пеленками и остальным, но и расходными материалами, которые часто бывают недоступны. Не секрет, что такие дома ребенка и именно такие дети финансируются, к сожалению, по остаточному принципу. Их не усыновят, они не поправятся никогда.
Но можно поддерживать их жизнь в достойном состоянии, чтобы они чувствовали себя комфортно. Если задыхается - давать кислород. Неудобна поза, в которой он сидит - найти приспособления, чтобы ему было удобно. За границей в хосписах много специальных приспособлений, вплоть до ложечек, которыми кормят. У нас этого ничего нет. Нужно с чего-то начинать...
Доктор Лиза хотела открыть такие отделения при каждом специализированном Доме ребенка, во всех регионах России.
Привозила медикаменты в зону боевых действий
В фонде «Справедливая помощь» подтвердили, что своим последним рейсом Елизавета Петровна везла медикаменты в университетский госпиталь Латакии: лекарства для онкологических больных, для новорожденных, расходные материалы, которые не поступали туда из-за войны и санкций. Месяц назад, во время вручения государственных наград в Кремле, Елизавета Петровна произнесла речь, в которой сказала:Мне очень трудно видеть убитых и раненых детей Донбасса. Больных и убитых детей Сирии. Трудно сменить привычный образ горожанки на жизнь 900 дней во время войны, в которой сейчас гибнут ни в чем не повинные люди.
Увы, Доктор Лиза знала, о чем говорит. Пророческими оказались и слова, которыми она завершила свое выступление:
Мы никогда не уверены в том, что мы вернемся назад живыми, потому что война - это ад на земле, и я знаю, о чем я говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия.
Елизаве́та Петро́вна Гли́нка (широко известна как До́ктор Ли́за; 20 февраля 1962 года, Москва - 25 декабря 2016 года, акватория Чёрного моря близ Сочи, Россия) - российский общественный деятель и правозащитник. Филантроп, по образованию врач-реаниматолог, специалист в области паллиативной медицины (США), исполнительный директор Международной общественной организации «Справедливая помощь». Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека.Решением Министра обороны России имя Елизаветы Глинки будет присвоено одному из медицинских учреждений Минобороны. Её именем будут названы Республиканская детская клиническая больница в Грозном и хоспис в Екатеринбурге.