Девочке 2 года не разговаривает что делать. Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение

Для полноценного развития личности ребенка, его социальных навыков и интеллектуального развития, обязательным условием является своевременное развитие речи. Выделяют несколько возрастных периодов формирования речи от предречевого, когда малыш только гулит и лепечет, до младшего дошкольного, на котором ребенок не только составляет из слов фразы, но и может составить небольшой рассказ, выразить свои мысли, пошутить или пофантазировать вслух.

Но если ребенок не говорит после трех лет или отстает от своих сверстников, на каком – то из промежуточных этапов развития речи, это обязательно должно встревожить родителей и стать поводом для консультации у специалиста – логопеда, невропатолога, психолога.

Признаки задержки речевого развития

Большинство родителей считают, что если ребенок не говорит в 2 года, или его речь невнятна, причин для беспокойства нет, и со временем все само собой нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержке речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в обществе, а иногда такая халатность приводит к необратимым изменениям в психике ребенка. Поэтому своевременное диагностирование задержки речевого развития (ЗРР) на любом из этапов становления речи – первый шаг на пути к выздоровлению.

Что должно насторожить родителей в поведении малыша:

  • Новорожденный не реагирует на громкие звуки, не поворачивает голову на источник маминого голоса.
  • В возрасте от 2 месяцев до 4 малыш не гулит и не начинает активно реагировать при появлении близких людей.
  • Малая активность речевой вокализации или полное отсутствие лепета в возрасте от 9 месяцев до года.
  • Ребенок не говорит в год простые слоги и не может выполнить простые устные просьбы, например, показать на картинке животное.
  • Полуторагодовалый малыш говорит односложные слоги, не произносит простые слова – «мама», «на», «дядя» и даже их сокращенный вариант. Не реагирует на свое имя.
  • Ребенок плохо говорит в 2 года, речь его невнятна и односложна.
  • Малыш после трех лет не может составить простое предложение, часто путает окончания слов, словарный запас менее 30 слов.

При обнаружении у своего ребенка любого из вышеперечисленных признаков ЗРР необходимо проконсультироваться у специалиста, что бы исключить патологию или при ее обнаружении вовремя помочь ребенку.

Причины задержки речевого развития

Развитие речи у детей происходит постепенно, вначале идет подготовка речевого аппарата, укрепление мышц артикуляции, затем малыш учиться понимать человеческую речь и пытается общаться посредством простых звуков. В год – полтора активный словарь постоянно пополняется, и приблизительно ко второму году жизни происходит «лингвистический взрыв», когда количество слов произносимых ребенком с каждым днем возрастает и вскоре приравнивается к пассивному запасу слов. Если же ребенок не говорит или есть явные признаки ЗРР, этому могут быть различные причины которые можно объединить в две основные группы – физиологические и социальные.

Физиологические причины ЗРР:

  • Проблемы со слухом. Плохой слух ребенка приводит к задержке интеллектуального развития, и соответственно речи. Для того чтобы активный словарь пополнялся новыми словами дети должны понимать человеческую речь, что при отсутствии слуха или тугоухости затруднительно для ребенка. Проблемы со слухом могут быть врожденные или приобретенные вследствие перенесения тяжелой болезни или травмы слухового канала. Если ребенок 3 года плохо говорит, хотя до этого его речь соответствовала нормам необходимо обратиться к отоларингологу для проверки слухового аппарата.
  • Недоразвитие речевого аппарата, нарушения артикуляции. Слабое развитие лицевых и челюстных мышц приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в вокализации звуков. Этому может способствовать гипотонус мышц при рождении, раннее отлучение от груди, короткая уздечка под языком. Признаком нарушения артикуляции является сильное слюнотечение, рот у ребенка постоянно приоткрыт, твердая пища вызывает рвотный рефлекс, ребенок не говорит в полтора года отчетливые слова.
  • Генетические предрасположенности. Если ребенок 3 года не говорит, но при этом нет отклонений в физическом и интеллектуальном развитии, малыш активен, смышлен, возможно, в роду найдутся родственники также не спешившие заговорить. Виной тому незрелость нервной системы, замедляющая рост клеток, отвечающих за речевую деятельность, передающаяся по наследству.
  • Неврологические проблемы. Дети, имеющие в анамнезе заболевания неврологического характера, полученные вследствие гипоксии плода, внутриутробной инфекции, травмы во время родов, поствакцинальные реакции, чаще других имеют проблему с развитием речи. Это связано как с необратимыми изменениями мозга, так и с проблемой недоразвития сенсомоторной сферы отвечающей за восприятие и воспроизведение информации, в этом случае возможна корректировка развития речи. С такими отклонениями ребенок плохо говорит в 3 года, но при надлежащем обучении и занятиях с логопедом к шести все налаживается.
  • Задержки интеллектуального развития. Такие серьезные генетические заболевания как синдром Дауна, метаболические дефекты, перенесенные внутриутробно вирусные заболевания, энцефалит не могут не отражаться на речевом развитии ребенка.

Психологические задержки развития, например аутизм, приводят к тому, что ребенок 4 года плохо говорит или речь его вообще отсутствует.

Социальные причины ЗРР:

  • Невостребованность речи. Причиной, почему ребенок не говорит в 2 года и позднее может быть как педагогическая запущенность, так и гиперопека над ребенком. В первом случае с ребенком практически не разговаривают, не стимулируют его речевую активность, малыш предоставлен самому себе и его пассивный словарь не пополняется новыми словами. Попадая в общество, такие дети создают впечатление немного отсталых, хотя на самом деле просто не всегда понимает обращенную к нему речь, поскольку не знает значение всех слов, иногда ребенок плохо говорит в 5 лет. Во втором случае, когда родители слишком опекают свое чадо, у ребенка отсутствует мотивация к вокализации своих желаний. Чрезмерная опека тормозит прогресс в развитии и ребенок плохо говорит, потому что у него отпадает надобность озвучивать свои желания, можно просто показывать жестами.
  • Стрессы и испуги. Сильные эмоциональные переживания, нахождение в неблагоприятной обстановке когда родители постоянно сорятся между собой и нередко срываются на ребенке, смена места жительства и многое другое что негативно сказывается на психологическом комфорте ребенка может привести к заиканию и стать причиной почему ребенок не говорит.
  • Билингвизм. В семьях, где используют для общения два языка, особенно из разных лингвистических групп малышу очень трудно воспринимать сказанное, отделять один язык от другого, куда уж там говорить. В такой языковой неразберихе ребенок не говорит в 4 года длинными фразами, поскольку путается в значении слов.
  • Синдром «госпитализма» у детей. Довольно редкий случай развития умственной и физической отсталости на фоне отлучения от матери по причине длительной болезни или нахождении в больничном стационаре. Дети теряют вес при надлежащем уходе, у них формируется отстраненное отношение к окружающему миру. Находясь в подобном учреждении с младенчества, ребенок не говорит в полтора года даже элементарных слов, тогда как его сверстники пытаются связать несколько элементарных слов, построив предложение. Отношения в семье, где мать присутствует в жизни ребенка только формально, так же могут вызвать отчуждение ребенка и задержку в его развитии.
  • Негативизм к речи. Кризис первого года жизни совпадает с тем этапом развития речи, когда многие дети произносят свои первые слова. Независимый и упрямый характер ребенка при настойчивости родителей может дать отрицательный результат. Наблюдается картина, когда малыш, произнеся новое слово, теряет к нему интерес и больше не повторяет. Настойчивые просьбы и уговоры родителей еще встречают еще большее сопротивление со стороны ребенка, он замыкается в себе.

Алалия у детей

Нарушение отделов головного мозга отвечающих за воспроизведение речи и ее восприятие приводят к тому, что дети не в состоянии участвовать в разговоре. Алалия у детей тяжело диагностируется, но при раннем ее обнаружении поддается корректировке. Причинами нарушения мозговых центров Вернике и Брока могут быть травмы плода, обвитие его пуповиной, асфиксия при родах, курение и алкоголизм матери, воспаления мозга перенесенные в первый год жизни малыша. Как правило, при алалии ребенок 2 года не говорит, а если и произносит звуки, то они только отдаленно могут напоминать слова и понять их смысл не всегда могут даже близкие.

Различают моторную и сенсорную алалию. При нарушении мозгового центра Брока отвечающего за построение речи наблюдают моторную алалию. От того насколько сильно поражен мозг зависит и степень алалии. При первой степени речь может отсутствовать или же ребенок не говорит в 3 года, но потом начинает проговаривать фразы, формируя их из обрывков слов, как правило, заглатывая окончания. Вторая и третья степень может выражаться в перестановке слогов местами, неправильном падеже и других лексических ошибках.

Сопутствует алалии разбалансировка координации движений, несобранность ребенка, его несамостоятельность.

Сенсорная алалия, связанная с отсутствием восприятия речи, и наблюдается при нарушении центра Вернике. В этом случае ребенок в три года не говорит только потому, что он не может понять чего от него хотят окружающие, он не воспринимает человеческую речь, не отделяет одно слово от другого. На этом фоне развивается отчуждение от коллектива и если с малышом не заниматься, возможна задержка интеллектуального развития в виду недостаточной информации для мозга. При сенсорной алалии нередко можно наблюдать, как малыш повторяет заданный вопрос, только лишь потому, что не понимает, о чем его спросили, это называется эхолалия. Причиной, почему ребенок не говорит в 3 года при сенсорной алалии – восприятие речи окружающих как фоновое звучание.

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот - вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.

Внешние факторы:

  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» - это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. .

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям - отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз - означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим - ЗПР - задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!


Сегодня все чаще встречаются дети, которые при нормальном физическом развитии запаздывают с развитием речи, что не может не вызывать настороженности родителей. Почему ребенок все еще не разговаривает в 2 года или даже позже? Нормально это или есть поводы для серьезного беспокойства? Вывод можно сделать, лишь разобравшись в ситуации.

Норма у каждого своя

Первое, что нужно помнить, – каждый ребенок в своем развитии индивидуален. Одни шумные, подвижные, общительные, другие замкнутые, молчаливые, даже агрессивные. Одни легко сходятся с окружающими и со сверстниками, другим на это нужно больше времени. Соответственно, в речевом развитии все дети тоже отличаются. Один лопочет без остановки в 10 месяцев, из другого и в полтора года словечка не вытянешь. И зачастую это не является основанием для паники, даже если родители понимают, что многие дети опередили их чадо в речевом отношении.

Существует примерная таблица нормального развития речи малышей.

Большинство родителей начинают бить тревогу, если их малыш в два года не говорит того, что должен, согласно этой таблице.

Здесь важно понимать, что это лишь обобщенный ориентир, которого каждый ребенок достигает в определенный для него срок.

Отклонения и патологии

Педиатры тоже сходятся во мнении, что абсолютное большинство детей, запаздывающих с развитием речи, не имеет на то серьезных медицинских причин. Поэтому есть смысл сразу рассмотреть случаи, при которых задержка речевого развития ребенка неизбежна и обусловлена физиологическими особенностями, чтобы точно понимать, есть ли у малыша эти проблемы или дело в чем-то другом.

Мешать малышу вовремя и правильно заговорить могут следующие обстоятельства:

  • тонус мышц лица, губ, языка (пониженный или повышенный);
  • короткая подъязычная уздечка (довольно часто растягивается сама с началом употребления крохой твердой пищи);
  • проблемы со слухом (если малыш ничего не слышит, что он может повторить?);
  • врожденные патологии губ, языка, мышц лица, нёба (например, волчья пасть);
  • патологии развития головного мозга или центральной нервной системы (неврологические нарушения);
  • некоторые наследственные болезни;
  • психические заболевания (например, аутизм, при котором ребенок находится в своем мире, чураясь окружающего).

При таких отклонениях возможны разные степени задержки речевого развития (ЗРР) и речевых нарушений: от полного молчания до заикания, бессвязного, неразборчивого речевого потока, путаницы в ударениях или окончаниях слов, неумения осознать смысл целой фразы, выраженных дефектов речи и т. д.

Все эти особенности выявляют доктора (педиатр, невролог, психиатр, другие узкие специалисты). Лечение детей 2 или 3 лет в таких случаях требует долгой медикаментозной, а порой даже хирургической коррекции. А значит – большого терпения и внимания к малышу со стороны родителей.

Компенсировать можно

Если ребенок не разговаривает по причине неврологических нарушений, врачи часто говорят о возможности компенсации, то есть выравнивания в развитии со сверстниками. Но для этого потребуется время, терпение, постоянные занятия со специалистами:

  • логопедом;
  • мануальным терапевтом (массажи);
  • детским психологом.

Процесс компенсации будет проходить быстрее и эффективнее, если помощь ребенку будут оказывать и сами родители. Известно, что развитие речи ускоряется, если развивать у ребенка параллельно другие навыки:

  • мелкую моторику;
  • память;
  • мышление;
  • творческую деятельность;
  • артикуляцию (помимо занятий с логопедом).

Возраст до 3 лет – пора, когда детский организм наиболее расположен к ответу на такие действия (способен «перерастать»). Поэтому чем раньше начать занятия (а врожденные неврологические нарушения чаще всего диагностируются в самом раннем возрасте), тем лучше будет результат.

Вот, к примеру, рассказ одной из мамочек о компенсации речи у малыша с основным диагнозом «перинатальное поражение ЦНС».

Мы победили!

Алёна, 37 лет:

– Заниматься с ребенком я начала примерно в 7 месяцев, после того как на очередном осмотре наш невролог сказала, что ребенок только пытается начать гулить, а это сильное отставание. И приготовила меня ко всем мрачным последствиям (отставание в умственном и физическом развитии, возможно в будущем – спецшкола). При этом никаких занятий со специалистами (видимо, в силу нашего возраста) назначено не было – кроме массажа да специальной гимнастики от гипертонуса мышц, которым меня обучили в стационаре. Поэтому я твердо решила сделать все, что смогу сама.

Произошло это больше 10 лет назад, компьютера и интернета у меня тогда еще не было. Зато была спутниковая антенна. Нашла телеканал для мам, смотрела днем и ночью, применяя на практике советы, подходящие к нашему случаю. Результат: в год и три месяца мы говорим фразами по 3 слова, в полтора декламируем наизусть (с небольшими подсказками) все сказки Чуковского, сами произносим осмысленные фразы из 3-4 слов, в год и 8 месяцев выучили весь алфавит (причем ребенок сам захотел). Конечно, не все звуки были «взрослыми», мы сюсюкали, шепелявили, с буквой «р» вообще бились до 6 лет, но все же – мы победили! Ни о какой задержке речевого развития в 2 года разговора уже не шло!

Советы, которые нам тогда помогли: как, во что и зачем играть

  1. Развивайте мелкую моторику. Например, я просила сынишку собирать с ковра рассыпанную фасоль или макарошки, а затем складывать в баночку от детского питания. Смешивала разную бакалею (не мелкую) — фасоль, макароны, орешки – и просила разложить все по отдельным баночкам. Рассовывала фасольки ему между пальчиками на ножках – он вынимал и складывал в баночку. Зарывала в гречу или рис мелкую игрушку, а он откапывал.
  2. Развивайте память и мышление. Носила сына по комнате, показывала, что где находится, говорила, что как называется, потом просила его показать названное. Показывала игрушку (например, зайчика, машинку) и просила найти других зайчиков или машинки – в доме, в книжках, на одежде. Клала перед ним сначала 2 яркие игрушки (потом их было 3, 4, 5) и просила показать на ту, которую называю. Играл с удовольствием! Позже нужно было уже не просто указать игрушку, а, например, только животное, или только фрукт, или только синюю игрушку. Естественно, в процессе таких игр сначала проговаривалась нужная информация (это цыпленок, он птица, он желтый, и т. д.).
  3. Развивайте тактильные ощущения. Мы пробовали на ощупь горячее, холодное, гладкое, шершавое, колючее, пушистое, твердое, мягкое, липкое.
  4. Творите. Мы с сыном лепили из соленого теста, рисовали пальчиками и кисточкой (как могли), рисовали по стеклу цветной мыльной пеной, пальцами на столе с мукой, а потом все эмоции обсуждали, как могли.
  5. Работайте с артикуляцией. Очень нам помог совет, которого почему-то многие боятся: подносить малыша к зеркалу. При этом я просила сына повторить, что говорит мама (простые звуки, слоги). Ребенок видел, как работает мой речевой аппарат, и в зеркале мог сравнить – так ли делает он, как показали. Очень эффективное упражнение! Так постепенно к году мы выучили целый «зоопарк» звуков (корову, козу, барашка, собаку, петуха, курицу, лошадку, кошку, даже ежика и рыбку).


Все обычные занятия (массаж, гимнастика, купание, прогулки) сопровождались стихотворными прибаутками, потешками (я их сочиняла сама, но можно и найти что-то готовое, подходящее по ситуации). Ритмичная, организованная речь воспринимается ребенком намного лучше и побуждает к ответной работе над собой. И вообще все время с ним разговаривала, все поясняла, повторяла, постоянно его хвалила за правильные действия, подбадривала.

Когда нам был год, на очередном осмотре наши врачи диву давались, насколько мы догнали (и даже обогнали!) своих здоровых сверстников.

Всем советую не опускать рук, ежедневно упорно заниматься с малышом, и эффект будет, даже если начать после года-двух!

Без видимых причин

Частично эти советы могут помочь в развитии речи и в других случаях: когда у ребенка 2-3 лет отсутствие речи или отставание в ее развитии ко всему вышеизложенному отношения не имеют. Если ребенок в этом возрасте не научился говорить совсем или издает лишь короткие односложные звуки, но при этом доктора не находят у него никаких отклонений, врожденных аномалий и не ставят никаких медицинских диагнозов, они обычно говорят, что это индивидуальные особенности. Нужно наблюдать за ребенком, развивать его, больше разговаривать и играть с ним.

Причины у такого отставания тоже есть – незаметные с первого взгляда, и не всегда это лишь флегматичный темперамент.

Из числа психологических причин можно назвать:

  • сильный испуг;
  • нервную обстановку в семье (постоянные скандалы, драки, пьяные компании, физическое насилие над малышом);
  • воспитание в неполной семье.

В такой обстановке ребенок часто замыкается в себе, боится выражать свои потребности. Или ему не с кем общаться – взрослым не до него.

К социальным причинам отсутствия речи у ребенка 2-3 лет можно отнести следующее.

  • Отсутствие внимания со стороны взрослых, когда маленький человечек предоставлен сам себе.
  • Чрезмерную опеку, при которой мамы-бабушки спешат выполнить и предугадать все просьбы и потребности малыша. Тогда у него просто нет необходимости что-то просить или озвучивать свои желания.
  • Постоянное сидение ребенка за компьютером, телевизором, телефоном, планшетом. Все это отнимает время и препятствует общению с окружающими.
  • Завышенные требования родителей к своему чаду, их стремление заставить его заговорить помимо его воли, любой ценой. При этом у ребенка возникает стойкий протест против любых посягательств на его внутреннюю свободу.


В таких случаях, чтобы исправить ситуацию, важно устранить причины, которые к ней привели.

  • Наладить отношения в семье. Постоянный домашний террор – причина не только речевого отставания, но и многих будущих комплексов растущего человечка, его страхов, фобий, заниженной самооценки, чувства вины.
  • Уделять ребенку должное внимание (не чрезмерное, не остаточное).
  • Устранить последствия испуга (в этом может помочь детский психолог или невролог).
  • Сократить до минимума время, проводимое малышом за просмотром мультиков или с гаджетами. Заполнить это время разговорами, пением детских песенок, эмоциональными рассказами о чем-то интересном для ребенка.
  • Показывать ему свою любовь, заботу, уважение к его маленькой личности, вызывая его доверие и ответную тягу к родным и близким людям, с которыми важно делиться своей радостью или неприятностями.
  • Не сравнивать развитие своего малыша с другими детьми, особенно при ребенке. «Петя уже делает то-то, а ты все никак не научишься, сколько можно?!» – это снижает самооценку детей, заставляет их замыкаться в себе, стыдиться собственной ущербности. Помимо отставания в речевом развитии, таким образом можно развить у ребенка и трудности в социализации.
  • Не заставлять его говорить силой, игнорируя потребности и желания растущей личности. Кроме протеста результата не будет никакого.
  • Постоянно разговаривать с ребенком, побуждать его в игровой форме делиться впечатлениями, отвечать на вопросы, просить что-то сделать или принести. Если мама «не понимает», на что показывает ее кроха или чего он требует, топая ножкой, то малыш будет вынужден искать «речевое обличье» для своих желаний.
  • Больше читать ребенку сказок, детских стихов, часто включать ему аудиокниги. Постоянное речевое пространство вокруг него будет способствовать развитию его навыков.
  • Если назначены занятия с логопедом, дома можно и нужно повторять то, что делали на этих занятиях.

Задержка речевого развития очень часто бывает лишь особенностью темперамента ребенка либо результатом погрешностей в его воспитании. Важно вовремя найти ключик к этой особенности, принять малыша таким, какой он есть, и помочь ему наверстать пробелы. Если доктор не поставил никаких диагнозов, зачастую диагноз один: недостаток родительской любви, поддержки, уважения, доверия, заботы, ласки, терпения. А лечить здесь нужно совсем не ребенка.

Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.

Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.

Когда ребёнок должен начать разговаривать

Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.

Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

Основные причины:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.

Совет родителям! Вы нашли сходство с ситуациями, которые часто происходят у вас дома? Вы понимаете, что мало общаетесь с малышом? Главное: признать ошибки, понять, что проблема существует, как можно скорее обратиться за помощью к психологу и логопеду.

Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

  • отоларинголога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • детского невролога;
  • психотерапевта.

Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.

Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано странице.

Полезные советы:

Ещё несколько полезных советов:

  • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
  • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
  • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.

Теперь вы знаете причины и методы решения проблемы, если ребёнок мало или плохо говорит в 3 года. Обязательно проконсультируйтесь у специалистов, измените стиль общения с дочкой или сыном. Терпение и любовь к ребёнку помогут исправить ситуацию.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:

25 КОММЕНТАРИИ

  1. Снежана
  2. Анастасия
  3. Анастасия
  4. Гуля

Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Буквально вчера ребенок впервые взял в руки ножницы, а сегодня он уже умело управляется с ними. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Все эти успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Речь ребенка в 2 года

Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов . Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.

Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.

В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.

Физическое развитие

Новые навыки

В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.

К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:

  • перешагивают через препятствия;
  • поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;
  • совершают небольшие пробежки;
  • умеют невысоко подпрыгивать;
  • ходят по бревнышку или бордюру;
  • пинают мяч ногой.

Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.

Координация движений

К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина. Этот возраст оптимально подходит для знакомства крохи с ножницами. Только не стоит требовать от него слишком многого. Ребенок еще не способен вырезать фигуры по линиям. Достаточно просто научить малыша правильно держать в руках ножницы и дать ему полную свободу действий, наблюдая за процессом со стороны.

Всегда находитесь рядом, доверяя ребенку ножницы!

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:

Новые знания

  • В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;
  • группируют предметы по оттенкам;
  • определяют геометрические фигуры и указывают на них;
  • распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);
  • знают цифры и умеют считать. Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет.

Ролевые игры

По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).

Подражание взрослым

В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.

Маргарита, мама двухлетнего Максима: «Мой малыш помогает мне по хозяйству с годовалого возраста. Сначала полы протирал, потом стал проявлять интерес к приготовлению еды. Мы ему купили игрушечную печку, которую поставили на кухне рядом с настоящей. Когда я готовлю, он смотрит и делает то же самое с игрушечными продуктами: хлеб жарит, варит компот, фрукты тушит и т.д. Иногда раскладываю часть обеда по его кастрюлькам, а он сам в тарелку себе накладывает. Бутерброды собирает из нескольких ингредиентов. Посуду в мойку составляет. Недавно начал активно взаимодействовать с машинкой: белье туда загружает, потом достает и развешивает. Конечно, много что переделывать приходится. Зато ребенок чувствует себя полезным».

Эмоционально-социальное развитие

Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.

Девочки

Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».

Мальчики

Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.

Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.

Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.

При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях карапуза.

Психологические изменения

Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.

В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.

Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.

Бытовые навыки

Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:
  • кушать ложкой жидкую пищу;
  • умываться и мыть руки;
  • ходить на горшок;
  • надевать некоторые вещи.

Кристина, мама Юли (2,5 года): «Воспитатели в детском саду говорят, что дочка одевается сама и чуть ли не быстрее всех. Дома я за ней такого не замечала. Чтобы снять, это без проблем, а как одеть – «я не умею», «у меня не получается». Только в ботинки сама влезть может. А недавно ходили с ней в больницу. Дочка очень боялась там остаться и в результате буквально за две минуты полностью оделась сама, причем абсолютно правильно. Зато мы убедились, что она все может, просто не хочет».

Краткая таблица навыков

Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Вот так выглядит список его возможностей:

Речь
  • Произносит порядка 200-300 слов;
  • Говорит предложениями;
  • Упрощенные слова заменяет правильными (не «мяу», а киса; не «би-би», а машина);
  • Использует местоимения и прилагательные;
  • Задает вопросы;
  • Называет объекты, изображенные на картинке.
Эмоции и общение
  • Охотно идет на контакт с окружающими;
  • При общении проявляет яркие эмоции через возгласы, мимику, движения;
  • Болезненно реагирует на свои неудачи и радуется успехам;
  • Упрямится, настаивает на своем;
  • Плачет от обиды или при расставании с мамой;
  • Осознает свою гендерную принадлежность.
Познание
  • Различает от 4 до 8 цветов;
  • Группирует предметы по оттенку;
  • Узнает различные геометрические фигуры;
  • Распознает объекты по весу, фактуре, температуре;
  • Говорит и показывает, сколько ему лет;
  • Выстраивает цепочку последовательных действий.
Физическая активность
  • Уверенно ходит и бегает;
  • Поднимается и спускается с лестницы или наклонной поверхности;
  • Перешагивает через препятствия, ходит по бревнышку, подпрыгивает;
  • Пинает мяч и пытается ловить его;
  • Рисует линии на листе;
  • Использует ножницы и пластилин по назначению.
Бытовые навыки
  • Ходит на горшок;
  • Ест ложкой жидкую пищу;
  • Моет руки и умывает лицо;
  • Помогает взрослым по хозяйству;
  • Надевает некоторые вещи (шапку, варежки, носки);
  • Умеет пользоваться носовым платком.

Таблица роста и веса

Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.

Развивающие игры и упражнения

Занятия и игры с родителями являются для ребенка важнейшим источником получения новых знаний, а также способом расширения кругозора. Поэтому так важно уделять малышу как можно больше времени, общаться с ним, отвечать на вопросы, тем самым создавая благотворную почву для его развития. Поговорим подробнее о занятиях, играх и упражнениях для двухлетних малышей.

Упражнения на физическое развитие

Физические упражнения для детей двух лет направлены на развитие мышц спины и укрепление костей, а также на правильное формирование опорно-двигательного аппарата. Недостаток движения в этом возрасте может привести к плохой осанке, которая нередко становится причиной сколиоза. Вполне очевидно, что все занятия для малышей должны проводиться в веселой игровой форме с участием любимых игрушек. Не стоит злоупотреблять физическими нагрузками. 3-4 упражнений, общей продолжительностью 15 минут, будет вполне достаточно. Приведем некоторые из них:

«По тропинке»

Положив на пол длинный узкий отрез ткани или бумажную полоску, нужно попросить малыша пройтись по ней, сохраняя равновесие и не выходя за границы. Чтобы заинтересовать кроху, стоит поместить на другом конце «тропинки» его любимую игрушку и попросить ребенка принести ее. Карапуз с удовольствием проделает этот нелегкий путь вместе со своим лучшим «другом».

«Сбор урожая»

Разбросав по полу игрушечные фрукты, овощи или маленькие мячики, следует предложить крохе собрать урожай в корзинку. Для этого малышу придется либо наклоняться, либо приседать на корточки. Чтобы ребенку было веселее играть в эту игру, можно устроить настоящие соревнования наперегонки. Конечно, родителям придется уступить пальму первенства своему карапузу.

«Покажи как»

Имитация движений различных представителей мира флоры и фауны отлично развивает мышцы и координацию малыша. Можно попросить ребенка показать, как ходит кошка, плавает рыбка, летает птичка, качается дерево, растет цветочек и т.д. Такая зарядка не только пойдет на пользу ребенку, но и изрядно позабавит его.

Игры с мячом

Перекатывание мяча руками из положения стоя способствуют развитию мышц туловища малыша. А игра в футбол научит кроху сохранять равновесие и управлять своими движениями. Во избежание травм и падений следует катать мяч на ходу, а не на бегу.

Развитие мелкой моторики

Упражнения

Здесь на помощь родителям приходят пальчиковая гимнастика и различные творческие занятия. Малыш может хлопать в ладоши, меняя громкость и темп, сжимать кулачки, а затем разжимать их, хлопать фалангами по столу и т.д. Также малышу будут весьма полезны следующие упражнения:

  • поочередное перекатывание разными пальцами мелких предметов: бусинок, камешков, шариков;
  • «хождение» по столу средним и указательным пальцами с постепенным наращиванием темпа (обязательна смена рук);
  • махание в воздухе одними пальцами;
  • сбор всех пальцев в «щепотку» с их последующим разведением («сбежались-разбежались»).

Творчество

Из творческих занятий двухлетним карапузам оптимально подойдут лепка и рисование. Можно выдать крохе большой лист ватмана или отрез обоев, предложив нанести на них рисунок пальчиковыми красками. Стоит научить малыша делать отпечатки своих ладоней и стоп, проводить линии пальцем или оставлять на бумаге разноцветные брызги. Конечно, после подобных занятий ребенка придется долго отмывать в ванной. Альтернативой такому активному творчеству может стать классическое рисование на альбомном листе простым карандашом. Кроха сможет поупражняться в художественном мастерстве и при этом останется абсолютно чистым.

Развиваем слух

Игры, направленные на развитие слухового восприятия крохи, научат его сосредотачиваться на звуках. А без этой способности ребенок просто не сможет воспринимать обращенную к нему речь.

Пение и танцы

Исполнение песен с отстукиванием ритма и обыгрыванием сюжета позволит превратить обычное музицирование в настоящее театральное представление. Можно также напевать мотив известных малышу мелодий, чтобы он самостоятельно угадывал их. Озвучивание различных просьб шепотом научит ребенка прислушиваться к речи, а игра с колокольчиком – определять направление звука. Попросив карапуза закрыть глаза, нужно перемещаться вокруг него, звоня в колокольчик или стуча в бубен. Пусть кроха указывает рукой в ту сторону, откуда доносится звук.

Музыкальные загадки

В этом возрасте детки весьма охотно разгадывают музыкальные загадки. Прежде чем задавать крохе вопрос, необходимо вместе с ним постучать карандашом по различным предметам (стеклянной банке, ножке стула, мячу и т.д.), прислушиваясь к звукам. После этого ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. Тем временем мама начинает стучать по предмету, а малыш угадывает, что это за предмет. Потом следует поменяться ролями.

Музыка

Ну и, конечно же, ничто так не развивает слух карапуза, как прослушивание музыки. детям любого возраста. Конечно, для детей до трех лет репертуар нужно подбирать особо тщательно. Ведь психика крохи находится на этапе формирования и слишком агрессивная или депрессивная музыка может травмировать ее. Малышам подходят не только детские песни, но и классические композиции Моцарта и Чайковского, а также звуки природы. Идеальным же вариантом станет живое исполнение мелодий на гитаре, фортепиано или даже свистульке.

Развиваем речь

Самым простым и действенным способом развития речи в двухлетнем возрасте является побуждение к общению. Родителям необходимо призывать кроху к диалогу фразами: «расскажи мне», «спроси у…» и т.д. Поскольку на данном этапе детки еще не очень хорошо умеют облачать свои мысли в слова, взрослым следует выдерживать паузы в разговоре, позволяя малышу подобрать правильные определения или сформулировать ответ. Расширить активный и пассивный словарь крохи поможет регулярное чтение сказок. Не лишним будет научить малыша выделять отличительные особенности персонажей, подбирая для этого соответствующие прилагательные. К примеру, лиса – хитрая, медведь – косолапый, заяц-трусливый и т.д.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «С ребенком нужно много разговаривать. Если есть возможность вместо взрослой музыки поставить детские песни или аудиосказки, нужно сделать это. Вообще, следует привлекать всех родственников, побуждая их много беседовать с малышом. Помочь говорить могут только те, кто рядом говорят».

Артикуляционная гимнастика

Обязательной частью распорядка дня ребенка должна стать артикуляционная гимнастика. Она научит малыша лучше чувствовать свои губки и язычок, а также управлять ими. Упражнения можно выполнять между дел, превратив их в забавную игру. К примеру, провожая малыша в детский сад, стоит ввести ритуал отправления друг другу воздушного поцелуя. Удивительно, но это незамысловатое действие тоже является элементом артикуляционной гимнастики. В процессе трапезы можно предложить крохе веселое соревнование, кто дольше удержит на языке орешек или мармеладку. А в ходе повседневных игр стоит время от времени имитировать гудение паровоза или самолета, завывание метели, вытягивая губы в трубочку.

Развивающие игрушки

Поскольку двухлетний карапуз постоянно находится в движении, следует направлять его энергию в позитивное русло. Тут на помощь родителям придут игрушки для организации активного досуга, а именно:

  • мячи различных цветов и размеров;
  • фитбол для гимнастических упражнений;
  • сенсорные и ортопедические коврики;
  • беговел, санки, велосипед.

Среди игрушек для развития воображения и крупной моторики, координации движений, конструктивного и пространственного мышления можно выделить:

  • наборы «Лего» и другие конструкторы с деталями различных размеров, форм и цветов;
  • игра «рыбалка»;
  • трафареты;
  • пластилин, пальчиковые краски и прочие материалы для творчества.

Поспособствуют сенсорному развитию крохи, а также формированию его математического и логического мышления следующие игрушки:

  • паззлы с 4-6 крупными деталями;
  • мелкие предметы: фигурки животных, крупы, желуди и шишки (их можно угадывать на ощупь, пересыпать, группировать и т.д.);
  • мозаика;
  • сенсорные карточки;
  • рамки-вкладыши;
  • лото;
  • домино.

Конечно, двухлетний кроха еще не способен самостоятельно организовывать свой досуг. В этом ему должны помочь родители. Чтобы игрушки приносили малышу максимум пользы, взрослым необходимо научить ребенка правильно пользоваться ими, придумывать сюжеты для игр.

Не стоит давать крохе слишком сложные задания, ведь в случае неудачи он сильно расстроится и потеряет интерес к процессу.

Для более полного усвоения новой информации следует подключать все органы чувств малыша, чередовать между собой разные виды деятельности. Даже если карапуз не настроен на развивающие занятия, он непременно почувствует искреннюю заинтересованность взрослого в процессе и невольно включится в игру. В итоге и родители и ребенок получат массу позитивных впечатлений.

Заключение

Таким образом, двухлетние малыши уже многое умеют. Их активный словарный запас насчитывает 250-300 слов, из которых крохи постепенно начинают складывать предложения. В их речи проскальзывают прилагательные и местоимения, которые включаются в общение вполне осознанно. Что же касается двигательных навыков, то в два года детки могут подниматься и спускаться по лестнице, перешагивать через препятствия, бегать и подпрыгивать. Да и в быту малыши становятся более самостоятельными. Они своевременно просятся на горшок, аккуратно кушают жидкую пищу ложкой и охотно помогают родителям по хозяйству. Все эти умения и стремления должны получать одобрение со стороны родителей и направляться в нужное русло.